Научная статья на тему 'Адаптация и профессиональное становление преподавателя в условиях интеграции высшего и среднего профессионального образования'

Адаптация и профессиональное становление преподавателя в условиях интеграции высшего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модернизация образования / непрерывное образование / высшее профессиональное образование / среднее профессиональное образование / интеграция образовательных систем / интеграция высшего и среднего образования / профессиональная адаптация / профессиональное становление преподавателя

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова О. В.

Статья посвящена осмыслению современных социокультурных условий, детерминирующих требования к подготовке специалистов на всех уровнях непрерывного образования рассматриваются вопросы интеграции высшего и среднего учебного заведения с правовой, социально-экономической и методологической позиций актуализируются проблемы качества образования и соответствия международным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the modern social and cultural conditions that dictate the requirements to the training of professionals at all levels of continuing education and outlines the legal, social, economic and methodological issues arising in connection with the integration of a higher education institution with a postsecondary education institution. Some quality of education and compliance with international standards problems are revisited.

Текст научной работы на тему «Адаптация и профессиональное становление преподавателя в условиях интеграции высшего и среднего профессионального образования»

О. В. Сафронова

АДАПТАЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа представлена кафедрой управления образованием Педагогического института Южного федерального университета. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. М. Сухорукова

Статья посвящена осмыслению современных социокультурных условий, детерминирующих требования к подготовке специалистов на всех уровнях непрерывного образования; рассматриваются вопросы интеграции высшего и среднего учебного заведения с правовой, социально-экономической и методологической позиций; актуализируются проблемы качества образования и соответствия международным стандартам.

Ключевые слова: модернизация образования, интеграция образовательных систем, профессиональная адаптация, становление преподавателя, профессионально-личностное развитие, интегрированные программы, формы методической работы.

The article discusses the modern social and cultural conditions that dictate the requirements to the training of professionals at all levels of continuing education and outlines the legal, social, economic and methodological issues arising in connection with the integration of a higher education institution with a postsecondary education institution. Some quality of education and compliance with international standards problems are revisited.

Key words: education system modernisation, integration of education systems, professional adaptation, formation of a teacher, professional and personal development, integrated programs, training methods.

Государственные реформы 1990-х гг. способствовали модернизации системы высшего образования: прием в высшее учебное заведение по результатам ЕГЭ, социальная поддержка обучающихся, процесс создания филиалов и представительств вузов, формирование негосударственных высших учебных заведений, платное образование, становление системы дистанционного обучения. Вместе с тем преподавателю системы непрерывного профессионального образования постоянно приходится совершенствовать свои компетенции, позволяющие решать профессиональные и личностные задачи, реагировать на динамичное изменение окружающего мира и инновационные изменения в системе российского образования.

Проблему становления и адаптации педагогических кадров в условиях интеграции высшего и среднего профессионального

образования мы рассматриваем на примере ГОУ «Ростовский государственный университет путей сообщения» и ФГОУ СПО «Тихорецкий техникум железнодорожного транспорта». От того, как эффективно и продуктивно работает преподаватель системы среднего профессионального образования, усвоивший профессиональную роль в новых для него условиях работы под эгидой вуза, зависит эффективность адаптационного процесса в этой системе и, соответственно, результативность осуществления образования в целом.

Важнейшими методологическими и теоретическими основами нашего исследования являются теории и концепции личности, разработанные в русле системного и целостного подходов, рассматривающие индивида как субъекта деятельности, жизни и собственного развития (К. А. Абуль-ханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Ас-

молов, Б. С. Братусь, В. И. Слободчиков и др.); теории и концепции развития способностей личности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Н. С. Лейтес, Л. И. Уман-ский); концепции, ориентированные на целостное, ценностно-смысловое развитие личности (Э. Ф. Зеер, И. Б. Котова, Л. М. Митина, А. В. Непомнящий, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.); аксиологический, деятельностный и личностный подходы в образовании (Н. К. Сергеев, В. К. Шаповалов, И. С. Якиманская и др.).

На основании решений Правительства РФ в системе многоуровневого профессионального образования осуществляются процессы интеграции систем среднего и высшего профессионального образования. Одной из основных управленческих задач администрации учреждения среднего профессионального образования стала необходимость поиска новаторских подходов к проблеме оптимизации профессиональной деятельности преподавателя в условиях модернизации, помощи в адаптации к новым условиям работы преподавательского состава техникума. Организация экспериментальной деятельности по управлению интеграционными процессами в системе вуза и ссуза определяет порядок разработки и апробации организационно-педагогического инструментария моделей управления процессами сопряжения, слияния, приспособления образовательных структур учебных заведений и совокупности организационно-педагогических условий реализации данной модели управления.

В реализации рассматриваемого процесса одной из наиболее сложных проблем на начальном этапе стало нормативно-правовое обоснование интеграции высшего и среднего учебного заведения с учетом всех вышеперечисленных факторов. Наибольшие сложности испытывают преподаватели среднего профессионального учебного заведения, поскольку в некоторой степени нарушается привычный устоявшийся распорядок работы, а на первом этапе в связи

с отсутствием правовой и нормативной базы (в виде устава, положений, инструкций, правил распорядка) возможен некоторый дисбаланс в процессе административного управления.

Вторым по значимости аспектом управленческой деятельности в переходный период является профилактика проблем и сложностей, которые стоят перед преподавательским составом, путем анкетирования коллектива в целом, проведения исследований индивидуального характера деятельности преподавателя, осуществления мониторинга качества образовательного процесса; оптимизации работы учебно-методической службы техникума. Такие меры позволяют осуществить сложный в психологическом и организационном отношении переход от ориентации на внутренние формальные показатели к ориентации на достижение конечных и частных целей реализации Государственного образовательного стандарта профессионального образования.

Профессиональная деятельность преподавателя в интегрированном образовательном пространстве в большей мере зависит от его способности ориентироваться в социуме, его интеллекта, управленческих способностей. Профессиональная компетентность преподавателя, которую мы рассматриваем как интегральную индивидуальную характеристику степени соответствия специалиста требованиям профессии, включает в себя когнитивную и психологическую компетенции.

Практика подтверждает, что успех дела определяется не столько руководящим документом, сколько пониманием важности и творческим отношением самих преподавателей к процессу интеграции систем высшего и среднего профессионального образования. Именно творческий подход к профессиональной педагогической деятельности позволяет актуализировать личностные резервы начинающих и уже имеющих опыт преподавателей, увеличивать адаптационные возможности и, как логический

итог, повышать уровень профессионального мастерства.

Управленческая деятельность руководителя предусматривает осуществление постоянного контроля взаимодействия преподавателя и обучаемых им студентов для осуществления обратной связи, причем виды контроля должны быть компетентными по содержанию и корректными по форме. Выполнение таких исследований, а главное, грамотная обработка результатов исследований позволят корректировать образовательный процесс, его план и цели.

Осуществление управленческой деятельности руководителей учебных заведений предполагает также планомерную ежедневную мотивационную работу со всеми участниками образовательного процесса на основе изучения их потребностей. В первую очередь такая деятельность рассчитана на расширение педагогического сознания, изменение педагогического мировоззрения, на осознанный переход преподавателей к взаимодействию со студентами на основе личностноориентированной парадигмы.

Основным центром организации работы с инженерно-педагогическими работниками в средних специальных учебных заведениях является научно-методическая служба, которая на внутреннем уровне стремится компенсировать пробелы в знаниях педагогики и дидактики,оказываетреальную помощь всем членам педагогического коллектива. Работа службы основывается на диагностике уровня педагогического мастерства, степени реализации интеллектуальных и творческих способностей преподавателя, влияющих на учебный процесс. На основе анализа полученных результатов проведенной диагностики научно-методическая служба помогает корректировать деятельность преподавателя, сделать ее более эффективной.

Особенностью образовательной деятельности учреждений среднего профессионального образования является специфи-

ка контингента преподавателей. Становление преподавателя, не имеющего педагогической подготовки в образовательном пространстве, осуществляется тяжело и трудно. Пути решения поставленного вопроса нужно искать с учетом акмеологического подхода, согласно которому развитие педагогического мастерства преподавателя может быть рассмотрено как совокупность условий, способствующих осмыслению педагогами затруднений в профессиональной деятельности, их активному включению в профессиональное взаимодействие с учетом индивидуального опыта, творческой самореализации, удовлетворенности

собственными профессиональными дости-2

жениями .

Особое значение в процессах адаптации и развития профессиональных компетенций имеют такие формы повышения квалификации и обмена опытом, которые могут проводиться в самом среднем специальном учебном заведении: педагогические чтения и конференции, творческие отчеты преподавателей, прошедших курсовую подготовку или стажировку, взаимопосещения учебных занятий. Самыми распространенными формами повышения профессионального мастерства преподавателей в Тихорецком колледже железнодорожного транспорта является участие и работа в «Школе начинающего преподавателя», «Школе развития», посещение занятий «Школы препода-вателя-исследователя».

Такая традиционная форма профессионального роста, как обмен опытом, обладает огромным потенциалом, позволяет ознакомиться с применением новых средств, методов, технологий, программ и методик и в дальнейшем творчески применять в своей профессиональной деятельности. Поэтому выезды на семинарские занятия в отраслевые техникумы и колледжи различных регионов, групповая курсовая подготовка преподавателей специальных и общепрофессиональных дисциплин способствуют профессиональной адаптации преподавате-

лей колледжа в условиях модернизацион-ных процессов.

Методическая работа имеет практическую направленность и соответствует стратегическим задачам развития образовательного учреждения. Участие в методической работе инженерно-педагогического работника побуждает его к самообразованию, саморазвитию. Обмен знаниями, информацией, обсуждением в коллективе преподавателей наболевших профессиональных проблем дает возможность не в одиночку, а всем коллективом их решать и находить пути выхода из сложившихся ситуаций.

Организация кружковой работы по преподаваемым дисциплинам позволяет расширить поле деятельности как преподавателя, так и студентов, выйти за рамки образовательного стандарта. В кружковой работе происходит единение интересов обучающего и обучаемого, которое формируется в результате поиска ответов на поставленные задачи, в процессе исследований, апробации нового. Кружковая деятельность также подталкивает преподавателя к творчеству на базе инновационных процессов. Администрация вуза и ссуза должна в высшей степени быть заинтересована в инновационной деятельности педагога, так как это дает возможность преобразования профессиональной ситуации в коллективе, ориентирует индивидуальную работу с преподавателями и определяет направления вариативных путей продвижения каждого.

Преподавателю непрерывно приходится овладевать новыми знаниями, технологиями, особенно это касается преподавателей специальных дисциплин, работающих в условиях непрерывного изменения технологических процессов, внедрения и использования новой техники,оборудования, машин и технологий. Все это заставляет преподавателя поддерживать связь с производством, отсюда и вытекает необходимость повышения профессионального мастерства путем прохождения стажировок на ведущих предприятиях отрасли, ознакомления с но-

выми образцами технологического оборудования в технических отделах предприятия, путем общения с ведущими специалистами и непосредственного контакта с самой техникой. Проведение интегрированных уроков на производстве позволяет раскрыться творческому потенциалу преподавателей, преподающих смежные дисциплины.

Преподаватель, работающий в среднем специальном учебном заведении, должен быть готов к тому, что урок его должен проходить не только в стенах родного техникума или колледжа, но и на производстве, на полигоне. Педагогический труд -это не только умение складно излагать теоретическую часть учебного материала, но и умело демонстрировать свой производственный опыт, взаимосвязь преподаваемой дисциплины с производством, с другими дисциплинами, специальностями, умением обратить внимание на интеграцию выбранной профессии с другими отраслями производства.

В изучении результатов деятельности преподавателя среднего специального учебного заведения играют важную роль открытые учебные занятия. Особенностью проведения такого занятия является то, что преподаватель представляет на обсуждение своих коллег свою, самостоятельно разработанную методику, систему взглядов, разработанные технологии не для поучения, а для критического анализа используемых методов, форм и приемов проведения учебного занятия.

Активно развивающийся процесс интеграции среднего и высшего профессионального образования носит ярко выраженный инновационный характер. Пожалуй, сложно найти учебное заведение, которое не вводило бы в образовательную деятельность инновационные программы, курсы, не воплощало бы идеи повышения эффективности образования. Для учебных заведений железнодорожной отрасли характерно активное внедрение и использование информационных технологий в образовательном

процессе с учетом специфики железнодорожного транспорта, причем профессионализм кадрового ресурса учебных заведений позволяет решать проблему создания программно-методических комплексов самостоятельно, на высоком научном и практическом уровне.

Наличие дисциплин, изучение которых в соответствии с Государственным стандартом является обязательными как в вузе, так и в ссузе, открывает возможность разработки интегрированных программ. Обучение по таким программам позволяет наряду с дипломом о среднем профессиональном образовании дать студенту углубленные знания по гуманитарным, естественнонаучным и общетехническим дисциплинам, изучаемым на первом и втором курсах технического университета, что позволяет выпускникам техникума без вступительных экзаменов, по результатам собеседования или рейтингового отбора, поступать на второй или на третий курс университета.

Инновации предъявляют высокие требования к уровню профессиональной подготовки преподавателя техникума. Преподаватель должен обладать умением устанавливать контакт с аудиторией, убедительно излагать новый материал, устанавливать обратную связь в процессе обучения, обладать педагогической техникой, мастерством, речью, культурой и способность к коммуникации.

В связи с возросшими требованиями к уровню профессиональной компетентности преподавателя необходимо реализовывать новые, более эффективные механизмы стимулирования профессионально-личностного развития и адаптации преподавателя:

• организация целевой подготовки преподавательского состава по овладению зарубежными инновационными педагогическими и информационными технологиями;

• создание форм промышленно-университетского сотрудничества, задачей которых является создание технико-внедренчес-

ких зон для более оперативного использования производством научно-технических разработок;

• установление связей с высшими учебными заведениями, осуществляющими повышение квалификации и профессиональную переподготовку преподавателей;

• проведение конференций и семинаров по наиболее актуальным темам и направлениям учебной и воспитательной деятельности среднего профессионального образовательного учреждения, а также в области профессионального роста педагогических кадров;

• помощь в организации и осуществлении научно-исследовательской деятельно-

„3

сти преподавателей .

Факторами, влияющими на качество становления преподавателя в образовательном пространстве, являются высокий уровень требований к уровню профессионализма педагогических работников, профессиональный опыт педагогического коллектива, стремление педагога занимать определенную педагогическую позицию; государственная система мер, направленных на повышение престижа педагогической деятельности.

Как известно, факторами, определяющими главные параметры человека как личности и продуктивность его как профессионала в возрасте гражданской зрелости, выступают не только его природная предрасположенность, но и макро-и микросреды, в которые он оказывается включенным. Опыт познания, труда, общения, накопленный и проинтегрированный человеком обязательно под влиянием особенностей его одновременно и относительно стабильной, и вместе с тем претерпевающей изменения индивидуальности, непременно сказывается на том, каким поступком и вообще поведением он ответит на это воздействие и какие деяния он осуществит. На какой уровень каждому человеку удается подняться и какой вклад внес-

ти в основные ценности жизни и культуры, зависит от него самого, и прежде всего от того, окажется ли он в выстраивании своей линии жизни стратегом и проявит готовность и способность ставить перед собой и настойчиво осуществлять крупномасштабные цели, работающие на прогресс общества, и будет ли он, реализуя эти цели,

действительно творцом, а не бездумным 4

исполнителем .

Предлагаемые подходы в решении проблем адаптации и становления преподавателя в большей степени относятся к периоду интеграции вуза и ссуза отраслевого назначения, но не исключается возможность их использования и в организации учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях, выполняющих государственные задания на подготовку специалистов непрофильных вузов.

ПРИМЕЧАНИЯ

Приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта № 207 от 04.07.2007 «Об утверждении Плана реализации распоряжения Правительства РФ от 06.04.2007 № 402р, от 06.04.07, № 403р, 417р «О реорганизации образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта»; Распоряжение Правительства РФ от 06.04. 2007 № 403р «О реорганизации образовательных учреждений, подведомственных Федеральному агентству железнодорожного транспорта».

Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

Ащепков В. Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы. Ростов н/Д. РГУ, 1997.

4

Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Российская академия управления, 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.