Научная статья на тему 'Международное сотрудничество как фактор развития современного вуза в условиях глобализации и интернационализации образования'

Международное сотрудничество как фактор развития современного вуза в условиях глобализации и интернационализации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2024
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / INTERNATIONAL COOPERATION / ACADEMIC MOBILITY / GLOBALIZATION / INTERNATIONALIZATION / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарсков С. Н.

В статье отражены особенности и подчеркнута роль международного сотрудничества в развитии вуза в условиях глобализации и интернационализации. Рассмотрена деятельность центра международного сотрудничества и академической мобильности Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Представлен опыт ЧОУ ВПО «Академии социального образования» в реализации международного Проекта программы ТЕМПУС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reflects features and the role of the international cooperation of higher education institutions in the conditions of globalization and internationalization. The activity of the Centre of international cooperation and academic mobility of the Professional Education Institute, Russian Academy of Education, is considered. The experience of the «Academy of Social Education» in implementation of the Program TEMPUS is presented.

Текст научной работы на тему «Международное сотрудничество как фактор развития современного вуза в условиях глобализации и интернационализации образования»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

С.Н. Гарсков

В статье отражены особенности и подчеркнута роль международного сотрудничества в развитии вуза в условиях глобализации и интернационализации. Рассмотрена деятельность центра международного сотрудничества и академической мобильности Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Представлен опыт ЧОУ ВПО «Академии социального образования» в реализации международного Проекта программы ТЕМПУС.

Ключевые слова: международное сотрудничество, академическая мобильность, глобализация, интернационализация, высшие учебные заведения.

International cooperation asa factor higher education institution of development in the of educational globalization and internationalization.

Institute of pedagogics and psychology of professional education, Russian Academy of education, (Kazan, Russia)

The article reflects features and the role of the international cooperation of higher education institutions in the conditions of globalization and internationalization. The activity of the Centre of international cooperation and academic mobility of the Professional Education Institute, Russian Academy of Education, is considered. The experience of the «Academy of Social Education» in implementation of the Program TEMPUS is presented.

Keywords: international cooperation, academic mobility, globalization, internationalization, higher education institutions.

Глобальный процесс интернационализации образования и подписание Россией Болонского соглашения, направленного на радикальные изменения отечественного высшего профессионального образования, позволяют сегодня вносить существенные коррективы и по-новому смотреть на

проблемы и перспективы развития международного сотрудничества в российских учебных заведениях [2, с. 310].

В этих условиях возрастает роль и значение международных организаций, фондов и программ в области науки и образования, которые и оп-

ределяют задачи, основные направления, формы и модели организации международной деятельности высших учебных заведений, направленной на интеграцию российской образовательной системы в единую международную зону высшего образования.

Международное сотрудничество существенно влияет на развитие образовательной среды учебного заведения, повышая его возможности в подготовке конкурентного, способного к восприятию и реализации инноваций специалиста[2, с. 315].

Ведущую роль в активизации международного образовательного сотрудничества играет процесс глобализации. Под глобализацией понимается «информационная состыковка, соединение, синтез, тесные связи различных культур, их взаимная толерантность» [1, с. 5]. В вопросах глобализации тесно переплетаются, по крайней мере шесть важных аспектов: политический, экономический, образовательный, информационный, лингвистический (языковой) и культурологический. Политическая сторона проявляется в росте национальных и политических организаций. Экономический аспект виден по глобальному потоку торговли, инвестиций и транснациональному размещению товаров в разных странах.

Образовательный аспект выражен в попытке создать единое, глобальное образовательное пространство. Информационный аспект проявляется в росте объема, быстрой переработке и мгновенной передаче информации, благодаря внедрению новейших информационных технологий. Лингвистическая сторона отражена в «появлении» языка-супергиганта, каковым является сейчас, например, англий-

ский, и региональных языков-гигантов, начинающих играть узловую роль в общении между людьми в определенных географических ареалах. Глобализация также соприкасается с вопросами поликультурного и межэтнического взаимодействия между народами.

Другой важной тенденцией, влияющей на развитие международного сотрудничества, является интернационализация высшего образования, которая динамично набирает силу и основывается на универсальном характере знаний, и на мобилизации коллективных усилий международного научного сообщества. В сфере высшего образования «наблюдается теснейшее сближение, если не общность, проблем, тенденций, задач и целей, заставляющее забывать о национальных и региональных различиях и специфике» [1, с. 32]

Модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование ее международной деятельности, общей целью которой является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования на международном, все более глобализирующемся рынке образовательных услуг. Учебный план с учетом международных стандартов, программы академического и профессионального обмена, международные образовательные программы в российских вузах ведут к этой цели. Они помогают студентам лучше понимать зарубежный мир и расширяют представления зарубежных коллег о нашей системе образования. «Перед лицом массовых

экономических, политических и технологических преобразований, происходящих во всем мире, сегодня такие инициативы находят все большую поддержку, чем когда-либо» [3, с. 167].

Международное сотрудничество учебных заведений, несомненно, представляет собой взаимовыгодное и целенаправленное взаимодействие субъектов образовательной и научной деятельности разных стран, нацеленное на обмен интеллектуальными ресурсами (идеи, новые разработки, учебно-методические материалы, технологии), развитие академической мобильности (обмены студентами, аспирантами, профессорско-преподавательскими кадрами), а также укрепление межкультурных и деловых связей. В целом, в российских и зарубежных исследованиях по проблеме совершенствования международного сотрудничества выделяются два главных взаимосвязанных направления: международное образовательное и международное научное сотрудничество, каждое из которых имеет свои виды, формы и может рассматриваться с позиции организационных, правовых, управленческих, экономических и педагогических аспектов.

Анализ опыта работы Регионального Центра международного сотрудничества вузов Республики Татарстан на базе Управления международных связей КФУ позволил выделить следующие направления его деятельности, осуществляемой в области международного сотрудничества:

1. Центр осуществляет сбор информации о международных фондах, конкурсах, программах, осуществляет информационную поддержку вузов региона в развитии международного сотрудничества.

2. Центр консультирует всех желающих по вопросам образования за рубежом.

3. Центр пополняет фонды библиотеки за счет международных контактов.

4. Центр широко использует ресурсы Интернет, он включен в целый ряд списков рассылки таких как «Зарубежные конкурсы и гранты», «GoWest», «Irex- info» и др. Важным источником информации является дискуссионный лист «REAC DiscussionListAdviserin NISRegion». Центр регулярно проводит презентации и конкурсы, например, - программа Фулбрайт, программы Айрекс, АСПРЯЛ и т.д.

5. В рамках Европейского фонда образования, программ ТЕМПУС\ TACIS,INCO-Copernicus, Tempus-ACE< INTAS и др. в 2012 году были проведены содержательные мероприятия, такие как: трейнинг-семинар для молодых преподавателей и аспирантов Казанского университета (Лювинский университет, Бельгия), семинар для экспертов «Стратегический менеджмент в университетах» (Гранадский университет, Испания), семинар для всех желающих по стратегическому университетскому менеджменту в КФУ.

Главное, на наш взгляд, в деятельности Регионального Центра КФУ - это поддержка деятельности аналогичных вузовских центров международного сотрудничества, функционирующих в РТ.

Так, Центром международного сотрудничества и академической мобильности ФГНУ ИПППО РАО за последние годы была проделана оп-реде-ленная работа по следующим направлениям: участие в проекте «Гражданское образование» (CEP/SCOUT), проекте «Поддержка развития высше-

го образования (HESP/AFP). Целью первого проекта является укрепление демократических ценностей, развитие международного сотрудничества в области реформирования профессионального образования, содержание второго проекта составляет проведение мероприятий в рамках Ежегодных Всемирных недель международного образования, развитие международного образовательного и научного сотрудничества, поддержка внедрения современных форматов образования в профессиональной школе в формате реализации Концепции обучения в течение всей жизни и т.д.

Одним из ведущих направлений деятельности Центра международного сотрудничества и академической мобильности ФГНУ ИПП ПО РАО является стимулирование развития международной деятельности Института в рамках международных академических программ FullbrightProgram, Global Educators' Program, International Fellowships Program (Фонд Форда), DAAD (Германская служба академических обменов) и др. Научные сотрудники и аспиранты ИПП ПО РАО, а также студенты АСО ежегодно готовят и подают заявки на участие в программах TEMPUS-5, ЭразмусМундус, DAAD (Германская служба академических обменов), Фонда Роберта Боша «Пути молодости в Европу», Фонда Кеннана Европейской комиссии «Молодежь» и др.

ФГНУ ИПП ПО РАО плодотворно сотрудничает с Американским и Немецким Центрами Национальной библиотеки РТ, научные сотрудники являются организаторами проведения в Республике Татарстан мероприятий, посвященных Всемирной Недели международного образования, совместно

с иностранными специалистами из Германии, Турции, США, Великобритании, Франции. Итогом такого сотрудничества являются создание системы двусторонних и многосторонних очных и заочных консультаций между сотрудниками ИПП ПО РАО и зарубежными экспертами, проведение международных конференций и форумов, публикации результатов научных исследований в изданиях за рубежом, прохождение стажировок иностранными специалистами на экспериментальных площадках Института.

В 2012 году в ходе международных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов с международным участием, совместных встреч с зарубежными коллегами, в частности с профессорами: Джеймс Баннер, Джанет Уолкер (Университет г. Линкольна, Великобритания), Лоис Гарриотт (Вейнерский государственный университет, г.Детройт, США), Фадль Инкад, Аль ШарбиДжамиль (Республика Йемен), Тило Цинек-кер (Германия), Росс Дейвид (США), СяоЛюань и Тан Юань (КНР) и др. осуществлялся обмен экспертными мнениями и инновационным опытом в области реализации непрерывного профессионального образования, возможностям получения послевузовского профессионального образования, проектирования индивидуальных образовательных маршрутов студентов - участников программ академической мобильности и др.

ФГНУ ИПП ПО РАО активно участвовал 22-24 марта 2012 г. в проведении в Казани Фестиваля «Дней Европы», в ходе мероприятий которого были организованы семинары «Международное сотрудничество и академическая мобильность: преимущества

и актуальные проблемы» выступающие участвовали в выставке «Преимущества и риски обучения за рубежом» (24 марта 2012 г.). Подготовленный д.п.н. Белякиным А.М. аналитический обзор «Конкурентоспособность и привлекательность российского рынка образовательных услуг ВПО» в сфере его финансового обеспечения, использования информационных технологий, внутренней и внешней деятельности вуза, в сфере управления вузом в условиях глобализации и европеизации образования вызвал большой интерес и отклик у педагогической общественности Республики Татарстан.

В ЧОУ ВПО «Академия социального образования», являющегося экспериментальной площадкой Российской академии образования в течение трех лет был успешно реализован Проект «Разработка бакалаврской программы и плана по социальной работе» в 3-х российских вузах: Академии социального образования - экспериментальной площадке РАО, МГОУ и Адыгейского государственного университета (г. Майкоп). В рамках данного проекта осуществлено внедрение инновационной модульной образовательной программы «Бакалавр по социальной работе» в ЧОУ ВПО«Академия социального образования» в 2011-2012 учебном году. Проект осуществлялся через проведение международных научных встреч, обмен литературой, международную аккредитацию курсов, читаемых на факультетах социальной работы российских вузов-членов международного консорциума и европейских университетов - участников Проекта, через организацию дистанционного обучения и международных конференций.

Изучив деятельность центров и Управлений международного сотрудничества, функционирующих в вузах РТ, таких как кафедры ЮНЕСКО (КГФЭИ, Институт социально-экономических знаний), международные центры образовательных инноваций (КГТУ им.Туполева, КГУКИ), межвузовские центры международного сотрудничества (КФУ), внутривузовские и колледжные Центры международного сотрудничества (АСО, КГМУ и др.), были выявлены группы характеристик моделей его организации в учебных заведениях, раскрывающих его це-леполагание, структуру, содержание, организационные формы и критерии оценки эффективности вариативных моделей организации данного процесса.

Однако глобализация и интернационализация высшего образования является одновременно (по мнению ряда авторов) и угрозой, и возможностью для национальных систем высшего образования. Обострение конкуренции между традиционными вузами, появление угрозы со стороны новых провайдеров образовательных услуг (тренинговых компаний, телекоммуникационных компаний, предлагающих дистанционные программы, франчайзинг учебных программ, корпоративных университетов) заставляет университеты развивать новые формы международного сотрудничества. Многие вузы уже пытаются объединиться и создать международные организации, осуществляющие оценку качества и аккредитацию образовательных программ и вузов. Более того, каждый национальный вуз старается сделать свои квалификационные степени понятными и признанными не только студентами и работодателями в

своей стране, но и привлекательными для иностранных граждан, что ведет к созданию в учебном заведении «доброжелательного сервиса» для иностранных учащихся и ученых. «Это потребует функционирования в учебных заведениях системы социально-педагогической поддержки и защиты студентов и преподавателей, адекватной современным требованиям и имеющемуся международному опыту в данной сфере» [3, с. 169].

Особо хотелось выделить такую форму международного сотрудничества как проведение ежегодно в ноябре традиционных Недель международного образования. Это событие, отмечаемое во всем мире (в 2012 году с 12 по 17 ноября прошла XIII Неделя международного образования) дает уникальную возможность донести до молодых людей во всех странах понимание культуры, языка и образа жизни других народов. Необходимо сказать, что укрепление дружбы и партнерства на основе международного сотрудничества - основа безопасного будущего всего мира. Проведение Недели международного образования - это и глобальная возможность содействия терпимости и преодоления страхов между народами посредством образования и обменов, возможность выработки стратегии построения общества, где будут царить мир и взаимопонимание.

В условиях единого образовательного пространства международное сотрудничество меняет свои формы и виды деятельности, накапливая потенциал для решения триединой задачи: достижения такого уровня высшего

образования, который соответствовал бы потребностям современного международного социума; выравнивания уровня национальных образовательных систем; обеспечения взаимопонимания между народами.

XXI век неслучайно называют веком образования. В современном мире, нуждающимся в гармонизации отношений человека со всем, что его окружает, именно образование позволяет выработать новый взгляд на жизнь, именно образование способно стать уникальной общемировой системой ценностей, признаваемой в любой точке Земли. И именно образование становится той движущей силой, которая объединяет представителей разных стран и континентов в деле сохранения планеты и человеческой цивилизации.

Литература:

1. Трегубова Т.М., Рафикова Э.М. Международное сотрудничество профессиональных учебных заведений: модели, опыт, технологии. Учебное пособие. Казань, ИПППО РАО, 2006 г.

2. Джуринский А.Н. Зарубежная педагогика: учеб. Пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.

3. Трегубова Т.М. Проект «Болонс-кая тетрадь» как инновационный механизм модернизации высшего образования в условиях его глобализации и интернационализации // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». 2011 г. Выпуск 4. С. 166-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.