ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ УЗБЕКИСТАНА
С.У. Ходжаниязов
Аннотация. В статье рассмотрены практические результаты международного образовательного сотрудничества вузов Узбекистана на примере опыта Ургенчского государственного университета.
Ключевые слова: интернационализация, академическая мобильность, международное сотрудничество, образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.
Summary. The article presents practical results of international collaboration of Uzbekistan higher educational universities through analysis of Urgench State University's experience.
Keywords: internationalization, academic mobility, international collaboration, educational environment, information and communication technologies.
Политические и социально-экономические изменения в странах Центральной Азии, в том числе в Узбекистане, в течение последних двадцати лет стали причиной постановки новых требований к системе образования стран данного региона и их дальнейшего реформирования. Образование и обучение рассматриваются как наиболее значимые компоненты процесса модернизации экономической, политической и социально-культурной сфер жизни общества. Вместе с тем некоторые исследователи отмечают, что несмотря на то, что правительства стран Центральной Азии официально признают образование в качестве приоритетного направления, эти заявления иногда не подкреплены необходимыми финансовыми и соответствующими институциональными возможностями [1], к числу которых относится и эф-
фективная организация и менеджмент международной деятельности современного вуза.
Все более возрастающий уровень интернационализации и интеграции высшего образования является одной из наиболее устойчивых тенденцией и характерных особенностей развития его современного прогресса. Развитые в экономическом отношении страны стремятся усилить свои позиции в международной системе образования. Происходят процессы расширения и углубления общемировых образовательных связей, что, в свою очередь, приводит к все более очевидной взаимосвязи и взаимозависимости национальных систем образования. Наиболее ярким примером тому служит процесс развития общего европейского образовательного пространства согласно принципам Бо-лонской декларации.
59
60
В этих условиях определенный научный интерес представляет изучение проблем развития международного образовательного сотрудничества в странах СНГ, в частности в Узбекистане. При этом важными моментами являются степень и уровень вовлеченности национальных образовательных систем в интеграционные процессы, их содержание, формы и условия влияния на эффективность педагогических процессов.
В Узбекистане нормативно-правовая база развития международного образовательного сотрудничества была в значительной степени реформирована и приведена в соответствие с трансформирующейся общемировой ситуацией еще в середине 1990-х гг. Базовые принципы и концептуальные подходы, регулирующие организацию международного сотрудничества в образовательной сфере, были сформированы в Законе Республики Узбекистан «Об образовании» 1997 г., где подчеркивается, что «образовательные учреждения участвуют в международном сотрудничестве по проблемам образования, имеют право устанавливать прямые связи с соответствующими учебными заведениями иностранных государств, создавать совместные с ними учебные заведения в порядке, установленном законодательством» [2]. В Национальной программе по подготовке кадров четко определен ряд основных направлений развития международного сотрудничества в сфере образования и подготовки кадров, в том числе - создание международно-правовой базы сотрудничества, развитие международных образовательных структур, расширение обмена научно-педагогическими кадрами, студентами и учащимися, активизация деятельности заинтересованных министерств и ведомств, посольств Республики Узбекистан за рубе-
Преподаватель XX
жом по широкому привлечению прямых и косвенных иностранных инвестиций в сферу подготовки кадров.
Международное сотрудничество для университетов - это не только источник дополнительного финансирования, но и академическая мобильность преподавателей и студентов, повышение престижа и привлекательности образования. Как отмечает один из наиболее известных экспертов в области изучения процессов интернационализации образования Джейн Найт, большинство университетов рассматривают участие в международном образовательном сотрудничестве как важный фактор улучшения качества академических программ и научных исследований, являющихся базисными элементами деятельности любого вуза [3].
М.И. Диброва и Н.М. Кабанова, характеризуя сущность интернационализации высшего образования, определяют его как процесс включения различных международных аспектов в исследовательскую, преподавательскую и административную деятельность вузов, который влечет за собой структурные изменения, как на правительственном, так и на уровне конкретных образовательных учреждений [4].
Одним из примеров эффективности международного сотрудничества как важного фактора, определяющего приоритетные направления инновационной образовательной деятельности вуза, может, на наш взгляд, служить опыт Ургенчского государственного университета.
Международная деятельность этого университета направлена на реализацию следующих задач:
• повышение уровня и качества образования за счет использования инновационного международно-3 / 2012
го опыта в организации обучения и научных исследований;
• расширение международных связей университета и обеспечение международной академической мобильности за счет активного вовлечения профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников университета в международные образовательные и научно-исследовательские проекты и программы;
• организация повышения квалификации преподавателей и сотрудников, их стажировок в международных образовательных и научных центрах;
• реализация совместных магистерских программ с ведущими зарубежными университетами;
• формирование имиджа университета в системе международного образовательного сотрудничества.
К числу приоритетных направлений деятельности вуза в данной сфере можно также отнести:
• развитие взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными вузами и организациями на основе двусторонних и многосторонних договоров;
• предоставление консультативных услуг студентам, научным работникам и преподавателям университета для получения гранта, стипендий на обучение или прохождение стажировки за рубежом;
• обеспечение факультетов и кафедр университета информационными материалами о международных программах, стипендиях и грантах;
• приглашение в университет зарубежных специалистов для обмена опытом и проведения учебных занятий;
• организация приема иностранных граждан на учебу в УрГУ.
Анализ деятельности университета в области международного сотрудниче-
ства за последние десять лет показывает явное лидерство среди прочих проекта ЗЕФ/ЮНЕСКО, реализуемого с 2002 по 2011 г. и нацеленного на разработку научно обоснованной концепции по устойчивому управлению земельными и водными ресурсами в Хорезмской области. Вместе с тем проект играет важную роль в качественной подготовке высококвалифицированных специалистов в рамках совместных магистерских программ и обучения научно-педагогических кадров в рамках программ PhD в сотрудничестве с университетом Бонна из Германии.
Кроме того, в настоящее время в университете реализуется целый ряд проектов, многие из которых играют ключевую роль в процессе качественного обновления и модернизации учебно-воспитательной работы. Приведем некоторые из них.
• Разработка и реализация международной магистерской программы в сотрудничестве с Университетом прикладных наук г. Вайнштефан (Германия).
• Программа сотрудничества и академического обмена в рамках ЭРАСМУС МУНДУС.
• Три проекта европейской программы TEMPUS: PERSEUS, CANDI и CIBELES, результаты которых имеют существенное влияние на улучшение качества обучения, развития взаимосвязи науки, производства и образования, а также более активное внедрение передовых педагогических информационно-коммуникационных технологий. Необходимо также особо подчеркнуть, что программа TEMPUS оказывает большое содействие в разработке концепций и стратегий высших учебных заведений Узбекистана по совершенствованию существующих и разработке новых образовательных программ в соответствии с
61
62
потребностями рынка труда, что в свою очередь расширяет возможности трудоустройства выпускников.
• Программа ACCESS на основе гранта посольства США в Узбекистане, предоставляющая бесплатные учебные курсы по интенсивному обучению английского языка для талантливых и одаренных студентов академических лицеев и профессиональных колледжей.
• Открытие виртуального читального зала Российской государственной библиотеки, позволяющего пользоваться широкой электронной базой данных в различных направлениях и отраслях современной науки. Особая роль в открытии и продолжающемся на протяжении последних двух лет активном функционировании данного проекта принадлежит Межгосударственному Фонду гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
• Реализация специальной программы направления бакалавриата «Филология (английский язык)» на основе экспериментального учебного плана в партнерстве с Британским Советом по образованию.
Профессорско-преподавательский состав университета принимает активное участие в международных программах и проектах Фонда Конрада Аденауэра, ДААД, Института Гете и Лейпциг-ского университета, что способствует значительному улучшению обеспеченности современной учебно-методической литературой и компьютерным оборудованием.
Расширяется партнерство с организацией КО1СА (Южная Корея), в результате которого успешно функционирует Центр изучения корейского языка, где занятия проводятся волонтерами из Кореи. Изучение корейского языка как второго иностранного включено в действующие рабочие учебные планы на-
правления бакалавриата «Филология (английский язык)».
Важным аспектом, характеризующим эффективность международного сотрудничества в процессе формирования инновационной образовательной среды, является участие профессорско-преподавательского состава и студентов в программах академического обмена, краткосрочных и долгосрочных курсах повышения квалификации, стажировках. В период с 2008 по 2011 г. более 85 профессоров и преподавателей приняли активное участие в программах стажировки и повышения квалификации за рубежом, что составляет приблизительно 35% от их общего числа.
Установлены и динамично развиваются партнерские контакты с более чем 30 ведущими вузами и научно-исследовательскими центрами зарубежных стран, например с Боннским университетом и университетом прикладных наук г. Вайн-штефан (Германия), университетами Сантьяго де Компостелла и Кордова (Испания), университетами штатов Небраска и Пенсильвания (США), Университетом Врия (Бельгия), Туринским политехническим институтом (Италия), Шанхайским Университетом (КНР), Университетом Мара (Малайзия), Университетом Масарика (Чехия), Университетом Адама Мицкевича (Польша) и др.
Среди основных концептуальных направлений дальнейшего развития международной деятельности УрГУ можно выделить следующие:
• разработка и реализация партнерских программ по развитию модели «образование-наука-производство»;
• осуществление международных проектов, направленных на дальнейшую реализацию принципов непрерывного образования и усиления сотрудни-
Преподаватель |_
3 / 2012
чества учреждений среднего, среднего специального и высшего образования;
• активное участие в программах и проектах по совершенствованию процесса внедрения инновационных образовательных и информационно-коммуникационных технологий;
• привлечение инвестиций и грантовых средств для реализации проектов по расширению базы электронных образовательных ресурсов и совершенствования деятельности ин-фор мационно-ресурсных центров;
• разработка и внедрение международных магистерских программ по наиболее востребованным в регионе специальностям, включая туризм, экологию и устойчивое развитие, разработку энергосберегающих технологий и альтернативных источников, эффективный менеджмент фермерского хозяйства и др.
При этом необходимо подчеркнуть важность организации системной и целенаправленной работы вуза по развитию международного сотрудничества, выработки долгосрочной стратегии углубления и расширения партнерства как в научно-исследовательской, так и в образовательной сферах деятельности современного вуза. Исходя из опыта УрГУ, к числу определяющих компонентов эффективной организации международного сотрудничества можно отнести следующие:
• выработка концептуальных подходов и идей, касающихся организации и компетентного руководства международным сотрудничеством и внедрения его результатов в учебно-воспитательный процесс вуза;
• работа с одаренными студентами и молодыми преподавателями как залог повышения эффективности налаживания и развития международного партнерства;
• всемерное поощрение инициативных сотрудников и профессорско-
преподавательского состава, вовлеченных в международные проекты;
• акцентирование внимания и усилий на расширение программ академической мобильности, участия студентов и преподавателей, как в долгосрочных, так и в краткосрочных программах обмена и повышения квалификации;
• обеспечение широкого и качественного доступа к сетям Интернет, системная работа по расширению информационной базы сведений о потенциальных возможностях международного сотрудничества и межвузовской кооперации;
• постоянное совершенствование деятельности международного отдела университета и иных структур, связанных в развитием международного образовательного партнерства и использования его результатов в процессе обучения и воспитания студентов, расширением и углублением научно-исследовательской деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Материалы международной конференции ТЕМПУС в г. Ташкенте. - Ташкент, 2004.
2. Гармонично развитое поколение - основа про- 63 гресса Узбекистана. - Ташкент: Шарк, 1998.
3. Knight Jane. Internationalization brings important benefits as well as risks // International higher education. - Vol. 8. - 2010. - P. 8-10.
4. ДиброваМ.И., Кабанова Н.М. Изменения в структуре вуза как следствие интернационализации образования // Университетское образование. - 2004. - № 2.
5. Образование и общество в условиях глобализации: V Международная научная конференция / Сост. Ю.Г. Бабаева, В.В. Лю-бецкий и др. - М.: МИЭМП, 2009.
6. Trends in Global Higher Education: Tracking an Academic Revolution. Executive Summary / A report prepared for the UNESCO 2009 World Conference on Higher Education / Philip G. Altbach, Liz Reisberg, Laura E. Rumbley. - Paris, 2009. ■