Научная статья на тему 'Роль международного сотрудничества в совершенствовании педагогических условий деятельности информационно- ресурсного центра университета'

Роль международного сотрудничества в совершенствовании педагогических условий деятельности информационно- ресурсного центра университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / EDUCATIONAL RESOURCES / ПОЛНОТЕКСТОВЫЕ ФАЙЛЫ / FULL TEXT FILES / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / COMPUTER TECHNOLOGIES / ЭЛЕКТРОННЫЕ УЧЕБНИКИ / ELECTRONIC TEXTBOOKS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаниязов С.У., Шихова Х.И.

В статье приводятся данные по проведенному авторами исследованию влияния международного сотрудничества на деятельность информационноресурсного центра университета на примере Ургенчского государственного университета имени Аль-Хорезми (Узбекистан). Исследование подтверждает эффективность международного сотрудничества в совершенствовании педагогических условий путем подготовки будущих учителей к использованию информационных и компьютерных технологий, в формировании и развитии духовности студентов и их компетентности в плане будущей профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаниязов С.У., Шихова Х.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the results of the authors research of influence of international cooperation on the activity of the university information resource center exemplified by Urgench State University named after Al-Khorezmi (Uzbekistan). The research confirms the efficiency of international cooperation in perfecting pedagogical conditions by means of preparing future teachers to use information and computer technologies, developing students spirituality and their professional competence.

Текст научной работы на тему «Роль международного сотрудничества в совершенствовании педагогических условий деятельности информационно- ресурсного центра университета»

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА УНИВЕРСИТЕТА

С. У. Ходжаниязов, Х. И. Шихова

Аннотация. В статье приводятся данные по проведенному авторами исследованию влияния международного сотрудничества на деятельность информационно-ресурсного центра университета на примере Ургенчского государственного университета имени Аль-Хорезми (Узбекистан). Исследование подтверждает эффективность международного сотрудничества в совершенствовании педагогических условий путем подготовки будущих учителей к использованию информационных и компьютерных технологий, в формировании и развитии духовности студентов и их компетентности в плане будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: образовательные ресурсы, полнотекстовые файлы, компьютерные технологии, электронные учебники, сотрудничество.

Summary. The article presents the results of the authors' research of influence of international cooperation on the activity of the university information resource center exemplified by Urgench State University named after Al-Khorezmi (Uzbekistan). The research confirms the efficiency of international cooperation in perfecting pedagogical conditions by means of preparing future teachers to use information and computer technologies, developing students' spirituality and their professional competence.

Keywords: educational resources, full text files, computer technologies, electronic textbooks, cooperation.

29

Современное развитие и расширяющийся процесс информатизации общества выдвигает перед системой образования новые требования к духовно-нравственным, профессиональным качествам и уровню компетентности будущих специалистов, к методическим и организационным аспектам использования средств информационных и коммуникационных технологий в дидактических целях. Для реализации этих требований необходимо по-

ступательное совершенствование деятельности педагогов - это относится к будущим учителям различных направлений, особенно в плане совершенствования их умений и навыков работы с современными компьютерными технологиям и информационными системами. Во-первых, они должны иметь ярко выраженную и осознанную мотивацию к применению в педагогической деятельности информационных образовательных ресурсов, электрон-

30

ных каталогов, электронных учебников, мультимедийных обучающих программных продуктов, формируемых на базе информационно-ресурсных центров университетов. Во-вторых, обладать навыками реагирования на постоянно меняющееся и совершенствующееся программное обеспечение в системе высшего образования.

Для реализации этих целей этого необходимо приучать к использованию информационных ресурсов сетей Интернет и Интранет, где создаются реальные предпосылки для интенсификации и индивидуализации учебного процесса. К сожалению, более широкому и эффективному использованию полнотекстовых файлов, электронных учебников, мультимедийных, компьютерных обучающих программ в учебном процессе университета мешает недостаточная теоретическая и практическая подготовка профессорско-преподавательского состава, в большинстве своем не владеющего на должном уровне методикой компьютерного обучения.

Таким образом, одним из актуальных направлений развития образовательного процесса вуза является совершенствование педагогических условий, обучение будущих преподавателей эффективному применению научных, образовательных ресурсов мирового информационного пространства в целях подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Под условием понимаются «правила, существующие, установленные в той или иной области жизни, деятельности, обеспечивающие нормальную работу чего-либо. Обстановка, в которой происходит, протекает что-либо - основа, предпосылка для чего-либо». Под педагогическими условиями в нашем исследовании подразумевается комплекс взаимосвязанных мер

внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс, осуществляемого всеми субъектами (работниками информационно-ресурсного центра, отдела по внедрению информационно-коммуникационных технологий, про фес сор ско-преподавательским составом университета) педагогического процесса [1].

Изучив научные труды ученых и исследователей, работающих над проблемой поиска педагогических условий, способствующих повышению уровня подготовки будущих специалистов [2], стоит отметить необходимость анализа совершенствования педагогических условий подготовки будущих преподавателей, методов использования дидактических, психолого-педагогических и организационно-методических возможностей вновь сформированных информационно-ресурсных центров. Известно, что информационно-ресурсный центр отличается от традиционной библиотеки, в первую очередь, наличием электронного каталога, электронными учебниками, базой данных полнотекстовых информаций - электронных журналов, статей, диссертаций, авторефератов и ресурсов Интернет.

В ходе проведения исследовательских работ в рамках программ академической мобильности в партнерских университетах Евросоюза по образовательным проектам ЭРАСМУС МУНДУС и ТЕМПУС появилась необходимость учитывать «потребности пользователей с привлечением пользователей и для пользователей». Методики, направленные на учет интересов пользователей являются успешными в работе наиболее успешных вузов Европы. На основе интеграции их опыта и знаний в образовательном процессе стали улучшаться нижеследующие условия.

- Дидактические условия овладения студентами теоретическими, практическими и методологическими знаниями, умениями и навыками, включая создание и применение электронных ресурсов в учебном процессе, которое было обеспечено путем введения в учебную программу четырехчасового краткосрочного курса «Введение в Интегрированную библиотечную информационную систему - ИРБИС 64» для всех студентов бакалавриата, а также про-фес сорско-преподавательского состава университета. В течение первых двух часов предлагается теоретический материал по пяти модулям автоматизированных рабочих мест. В течение двух следующих часов каждому преподавателю и студенту-пользователю системы ИРБИС предоставляется возможность развить практические навыки по использованию модуля «Читатель». Пользователи, сформировавшие достаточный уровень навыков управления поисковыми возможностями системы, получают идентификационные номера, предоставляющие право пользования базой данных системы ИРБИС как на территории информационно-ресурсного центра, так и через локальную сеть из других зданий университета.

- Психолого-педагогические условия развития положительной мотивации к применению информационных ресурсов поддерживаются наличием в базе данных системы ИРБИС электронного каталога по более чем шестнадцати тысячам видам учебников и научно-методических пособий с приложенными к ним полнотекстовыми электронными версиями. Предоставление доступа к базе данных и возможность копирования на твердые, съемные диски и печати электронных версий необходимых учебных материалов

повышает имидж информационно-ресурсного центра, формируя у студентов ценностное отношение к информационной культуре в сфере образования.

Таким образом, необходимость и объективная потребность научить студента учиться самостоятельно подкрепляется наличием наиболее современных и интересных, научно-образовательных материалов в университетских ресурсных центрах. Кроме того, это пробуждает в студентах желание учиться самостоятельно по интересующим их предметам. Ведь известно, что самообразование - приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала [2] при минимальной организации образовательного процесса или полном отсутствии руководства этим процессом со стороны педагогических работников. Предоставленные студентам и преподавателям условия свободного доступа к электронному каталогу со всех компьютеров, расположенных на территории университета, содействуют повышению компьютерной грамотности, информационной обеспеченности пользователей, личностному принятию технологии электронного обучения в целом. При этом развиваются творческие способности по созданию электронных ресурсов в виде личных библиотек или портфолио учебных и художественных достижений.

- Организационно-методические условия предполагают создание среды, способствующей применению ресурсов информационного центра в профессиональной деятельности, а также организацию занятий с регулярным и целе-

31

направленным использованием быстро обновляемых электронных ресурсов информационного пространства для обучения самих студентов. Сотрудничество работников информационно-ресурсного центра и преподавателей кафедр, ответственных за содержание и обновление информационных образовательных ресурсов по преподаваемым ими дисциплинам, направлено на подготовку будущих учителей различных направлений с использованием возможностей компьютерной и информационной технологии.

В процессе совершенствования педагогических условий функционирования информационно-ресурсного центра университета формируются новые дидактические условия, подразумевающие ориентированность содержания подготовки будущих преподавателей различных направлений на применение информационных ресурсов путем дополнительного включения в содержание специальных дисциплин и дисциплин психолого-педагогического направления вопросов и тем, касающихся применения электронных ресурсов в учебном про-32 цессе. При обучении будущих учителей должны преобладать так называемые активные методы обучения, основанные на деятельностном подходе, в частности метод проектов, ролевые игры с элементами проблемного и развивающего обучения и пр. Дидактические условия, направленные на регулярное и последовательное применение компьютерных и информационных технологий в обучении будущих учителей, способствуют достижению единой цели, они содействуют формированию компьютеризированной, автоматизированной, информационно-образовательной среды вуза.

Психолого-педагогические условия подготовки будущих преподавателей

к применению компьютерной технологии, электронной библиотеки, автоматизированной системы поиска образовательного ресурса в сети Интернет, программного обеспечения обучающих программ в профессиональной деятельности предполагают:

- направленность обучения на формирование у студентов активного отношения к применению компьютерных и информационных технологий в учебе;

- развитие интереса к использованию информационных ресурсов широкого спектра применения и потребностей в освоении и использовании электронных ресурсов;

- овладение современными методами учебно-воспитательной работы в системе электронного обучения; формирование интереса и профессионально-творческой активности в создании образовательного программного обеспечения;

- включение студентов в систематическую творческую деятельность по оцифровке, конструированию, созданию, хранению, передачи и обработке тестовых материалов по преподаваемым предметам;

- поощрение самостоятельного получения знаний умений и навыков посредством использования информационных ресурсов электронной библиотеки университета, а также использования приобретенных за рубежом знаний, умений и навыков в практической деятельности.

Необходимыми организационно-методическими условиями, способствующими подготовке будущих преподавателей к эффективному использованию электронных ресурсов ИРЦ в педагогической деятельности стали:

- современная компьютеризованная, автоматизированная, информаци-

ф

онно-образовательная среда в вузе, как необходимое условие информатизации высшего образования;

- модернизация системы методической работы в вузе как основа организации процесса обучения будущих учителей различных направлений к использованию информационных ресурсов в профессионально-педаго-ги ческой деятельности;

- организация воспитательной работы по развитию умений и навыков применения информационных технологий в процессе обучения;

- создание на базе информационно-ресурсного центра университета творческой, развивающей среды, направленной на создание электронных ресурсов, качественной оцифровке необходимых учебников обучающего характера;

- разработка и внедрение соответствующего учебно-методического обеспечения.

Организационные условия направлены на формирование и развитие у будущих учителей потребности в применении и создании электронных ресурсов в учебном процессе. К организационно-методическим условиям также следует отнести разработку электронных версий учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущих учителей к применению современных ресурсов информационных центров в профессиональной деятельности.

Важным фактором повышения эффективности использования возможностей информационно-ресурсных центров является международное сотрудничество в образовательной сфере. Активное участие представителей университета в таких проектах ТЕМ-ПУС, как PERSEUS, CANDI, UGOE по международному сотрудничеству

в области совершенствования образовательной среды, особенно поддержка Евросоюзом проекта UQASE-2008, позволило представителям ряда высших учебных заведений Республики, а именно Карши, Ургенча, Бухары, Самарканда, Ташкента значительно обогатить собственный опыт развития образовательных возможностей информационно-ресурсных центров. Фрагментация данного опыта с учетом целевых установок отечественной системы образования, в частности методики организации во внеаудиторное время для пользователей-студентов курсов по хранению, поиску информаций и их передачи между системами, взаимодействию между пользователями и информационными системами способствовала углублению целенаправленной работы по компьютеризации, автоматизации, информатизации образовательно-воспитательного процесса вуза. Примерами наиболее эффективного и плодотворного международного сотрудничества и межвузовской кооперации в этом плане могут служить контакты с Университетом Адама Мицкевича (Польша), Польским Центром су- 33 перкомпьютерной технологии, библиотекой Королевской музыкальной консерватории Бельгии, виртуальной библиотекой Рене Пеше (Бельгия), Университетом Эрасмус Хогескул (Бельгия), Российской государственной библиотекой.

Изучение опыта работы библиотек высших учебных заведений Бельгии в 2010 г. позволило перейти на следующий этап информатизации ресурсного центра университета, то есть перейти к созданию единой информационной платформы образования, межвузовской кооперации в области обмена электронными ресурсами, повышению

ф

34

имиджа ресурсного центра в глазах общественности путем расширения видов оказываемых услуг информационного сервиса. В этом отношении следует особо подчеркнуть все более возрастающую социокультурную ценность университетского информационно-ресурсного центра как фактора, объективно способствующего повышению уровня информационной культуры общества, особенно посредством расширения доступа представителям всех социальных страт.

Участие представителя университета во Всепольской ежегодной конференции DIGITAL LIBRARY позволило сформировать более четкие и ясные представления в области разработки стратегических планов совершенствования деятельности информационно-ресурсного центра путем автоматизации рабочих мест. Уверенность в правильности принятых решений нацелила администрацию университета на закупку и внедрение пяти модулей автоматических рабочих мест интегрированной библиотечной информационной системы (ИРБИС 64), разработчиками которой являются представители Международной ассоциации пользователей электронной библиотеки новейшей информационной технологии при Государственной публичной научно-технической библиотеки России.

Начиная с 2008 г. представители Ургенчского государственного университета в качестве зарегистрированного члена Международной ассоциации пользователей и разработчиков электронных библиотек и новых информационных технологий (Международная ассоциация ЭБНИТ) принимают участие в ежегодной Крымской международной конференции, проводимой в рамках мероприятий Международной федерации библио-

течных ассоциаций и учреждений «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования и бизнеса». Это также способствовало установлению творческих связей, плодотворного сотрудничества коллектива университета с представителями электронной библиотеки диссертаций Российской государственной библиотеки. Наиболее очевидным и зримым результатом сотрудничества стало предоставление Российской государственной библиотекой бесплатного годового доступа к огромной ресурсной базе научно-исследовательской литературы, включающей в себя более чем 190 000 электронных полнотекстовых файлов диссертаций и авторефератов, путем открытия виртуального читального зала электронной государственной библиотеки в Ургенчском государственном университете. Данная база позволяет научным соискателям, докторантам работать с диссертационными материалами на территории информационно-ресурсного центра университета, а также значительно уменьшить расходы на исследовательские работы, ускорить процессы сравнительного анализа научных работ и т. д.

Расширяются технические и технологические возможности повышения информированности читателей. В первую очередь, это предоставление информации о новинках ресурсного центра посредством громкой связи и локального телевещания в промежутке между учебными занятиями, прокручивание специальных видеороликов и размещение информации о новых поступлениях на сайте университета и в локальной компьютерной сети.

Для обеспечения эффективности использования населением, учащимися близ расположенных коллежей и школ, студентами, профессорско-преподава-

Рис. 1. Результаты опроса о деятельности информационно-ресурсного центра

тельским составом созданных информационных ресурсов важно вести систематизированную и целенаправленную работу по следующим направлениям:

- обучение читателей навыкам эффективного пользования электронным каталогом и базами данных различных научных, образовательных учреждений;

- предоставление доступа к электронному каталогу, в том числе для пользователей программ дистанционного обучения;

- расширение возможностей доступа к электронным учебникам, мультимедийным, аудио и видео ресурсам;

- предоставление доступа к полнотекстовым базам данных журналов, статей научных, образовательных издательств (EBSCO, SHPRINGER и др.);

- повышение знаний, умений и навыков читателей по использованию по-

исковых систем программных обеспечений ИРБИС-64, виртуального читального зала «Ургенч» Российской государственной библиотеки;

- повышение квалификации сотрудников информационно-ресурсного центра высших учебных заведений путем организации региональных семинаров-тренингов с участием ведущих зарубежных и отечественных специалистов.

Проведенные среди 5 324 респондентов опросы наглядно демонстрируют качественные изменения как профессиональных аспектов деятельности информационно-ресурсного центра Ургенчского государственного университета в период с 2008 по 2010 г. (рис. 1), так и возросший уровень пользовательской культуры студентов и про фес сор ско-преподавательского

35

Количество читателей ИРЦ

/ыю 7476

686!

I

5600

По университету По университету По университету

2008 г. 2009 г. 2010 г

Рис. 2. Рост числа пользователей услуг ресурсного центра университета

состава, особенно навыков работы в поисковых системах, форумах и бло-гах сети Интернет. Вместе с тем, как видно из рис. 2, наблюдался значительный рост общего числа пользователей услуг ресурсного центра университета, в том числе и вследствие расширения предоставления различных информационных услуг населению близлежащих районов города.

Таким образом, влияние международного сотрудничества на развитие 36 деятельности информационно-ресурсных центров университетов Узбекистана наиболее выпукло проявляется в совершенствовании педагогических условий деятельности информационно-ресурсного центра; повышении профессиональной квалификации их работников и обслуживающего технического персонала; расширении базы электронных ресурсов как необходимого условия повышения качества образовательного процесса; форсированном формировании пользовательской культуры студентов и профессорско-преподавательского состава, включая развитие умений и навыков работы с различными поисковыми системами; качествен-

ном улучшении программного обеспечения, необходимого для дальнейшей автоматизации деятельности информационно-ресурсного центра; углублении возможностей самостоятельной работы студентов, что является важным направлением реформирования современной системы высшего образования.

Расширение области практического применения информационно-коммуникационных технологий в вузовской среде направлено и на развитие общества в виде стимула для социально-эко но ми ческого развития. Возрастает значимость информационных технологий в научно-образовательном секторе, особенно как источника предоставления технической помощи и обучения пользователей в области информатизации и автоматизации работы инфор ма ци онно-ресурсных центров. Реализация модели «ИРЦ - экономика, культура, социальная сфера - наука и образование - развитие общества» требует существенных усилий по ее разработке и внедрению в практику общественных отношений.

Стратегия государственной политики Узбекистана в области развития

РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА t

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА, СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

СРЕДСТВА ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Рис. 3. Влияние ИРЦ на разные сферы жизни общества

информационно-коммуникационных технологий предусматривает реализацию целого ряда важных задач, включая создание благоприятной условий и нормативно-правовой базы, доступ к основной инфраструктуре, ускоренное развитие базовых навыков населения в сфере современных информационно-коммуникационных технологий, а также поддержку научных исследований с целью поиска инновационных решений по выполнению Концепции поэтапного формирования электронной библиотеки во всех информационно-ресурсных центрах и библиотечных учреждениях, создания интегрированной информационно-библиотечной сети в 2010-2015 гг.

Таким образом, международное сотрудничество с ведущими университетами и информационно-коммуникационными центрами зарубежных стран позитивно влияет на совершенствование педагогических условий путем использования информационной технологий, что является предпосылкой снижения информационного неравенства, содействует повышению уровня осведомленности для достижения целей национального развития. Кроме того, совершенствуется деятельность информационно-ресурсного центра университета, повышается уровень знаний и навыков их работников, студентов и про-фес сорско-преподавательского состава

в направлении изучения систем, программного обеспечения, поддерживающих средства поиска, хранения и передачи научно-образовательной и духовно-воспитательной информации.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Багдуева А. В. Педагогические условия формирования профессиональной готовности будущих специалистов с использованием информационных технологий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.diss.rulib.com/13040.htm

2. Ганин Е. А. Педагогические условия использования современных информационных и коммуникационных технологий для самообразования будущих учителей» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ito.su/2003/VII/VII-0-1673.html

3. Рахматуллаев М. А. Научно-образовательная и научно-техническая информация в сети электронных библиотек // Технологии создания и использования научно-технической и научно-образовательной информации в сети электронных библиотек». - Ташкент: Изд-во Национальной библиотеки Узбекистана, 2009.

4. Постановление Президента Республики Узбекистан от 20.06.2006 г. № ПП-381 «Об организации информационно-библиотечного обеспечения населения республики» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2006. - № 2526. -Ст. 228.

5. Academy Modules (Russian) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unap-cict.org/academy/academy-modules/russian ■

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.