УДК 378.1
Т. Н. Гурьянова, Л. З. Фатхуллина
РОССИЙСКИЕ ВУЗЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: интернационализация образования, международная интеграция профессионального образования,
образовательные услуги, академическая мобильность.
Статья посвящена интернационализации и международной интеграции высшего профессионального образования; рассматриваются основные принципы и преимущества интернационализации (доступность высшего образования, международные стандарты качества образования, повышение инновационности высшего образования, активизация академической и студенческой мобильности) в контексте влияния этого процесса на качество обучения и конкурентоспособность выпускников российских вузов. Анализируетсяположениероссийскихвузовнамеждународномрынкеобразовательныхуслуг.
Keywords:the internationalization of education, the international integration of vocational education, education, academic mobility.
The article is dedicated to the internationalization and international integration of higher professional education; the basic principles and advantages of internationalization (access to higher education, international standards of the quality of education, increase of innovative higher education, activation of academic and student mobility) in the context of the impact of this process on the quality of learning and the competitiveness of the graduates of Russian universities. Analyzes the situation of Russian universities on the international market of educational services.
Для российской высшей школы начало XXI века стало временем радикальных реформ. В контексте модернизации и построении экономики, основанной на знаниях, высшее образование признается основной движущей силой национального развития. Учитывая глобальный процесс интернационализации высшего
образования, и стремясь к интеграции в европейское образовательное пространство, Россия в 2003 году присоединилась к Болонскому процессу, стартовавшему в Европе четырьмя годами ранее. Важнейшими направлениями деятельности стран-участниц данного процесса стали: переход на двухуровневую систему высшего образования с присвоением степеней бакалавра и магистра, введение системы перевода и накопления кредитов для оценки результатов обучения, повышение академической мобильности студентов и преподавателей, а также проведение вузами политики интернационализации. Эта политика в настоящих условиях оказывается чрезвычайно важной идля России. Ее актуальность обусловлена несколькими причинами: изолированностью российского образовательного пространства от международных тенденций; снижением качества образования в России в течение последних 10-15 лет; недостатком открытости и доверия в российском обществе в целом, что, несомненно, негативно сказывается на интенсивности и глубине международных контактов в сфере образования.
Интернационализация - это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества и отражающий прогрессивные тенденции нового столетия [1]. Становится все более очевидным, что национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. Решая вопросы развития и совершенствования
высшего образования отдельных стран, уже нельзя исходить только из критериев национального уровня. По мнению многих ученых и политиков, в XXI веке «национальная» высшая школа ужене сможет готовить специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального
информационного общества и обеспечивать устойчивое развитие своей страны. Ответить на глобальные вызовы XXI века высшая школа может только согласованными совместными действиями. В современном мире процессы интернационализации во многом поддерживаются и развиваются благодаря развитию транспорта, коммуникаций, информационных технологий, международной торговли, открытости и доверия между государствами и народами на политическом уровне, межкультурных связей.
Сам термин «интернационализация» в течение последних 10-15 лет претерпел значительные изменения. В конце 1980-х годов он использовался для определения ряда процессов исключительно на институциональном уровне. Так, одно из определений гласило: интернационализация - это многочисленные виды деятельности, программы и услуги, которые имеют место в международном образовании, международном обмене и техническом сотрудничестве в этой области. Уже в конце 1990-х годов ее понимали как процесс преобразования образования таким образом, чтобы оно реагировало на требования и вызовы, связанные с глобализацией сообществ, экономик и рынков труда [2, с.163]. Классической стала формулировка, данная английским экспертом Дж.Найтом, которая под интернационализацией подразумевает процесс внедрения международного измерения в такие функции учебного заведения, как преподавание, исследование и оказание услуг. Что касается классификации направлений
интернационализации, то было определено три подхода:
1) подход, «основанный на деятельности», включает традиционные мероприятия(мобильность студентов и преподавателей, международное трудоустройство студентов, совместная исследовательская деятельность, изменение учебных планов и т.д.);
2) подход, «основанный на компетентности», сосредоточен на целях и результатах, измеряемых экономической выгодой интернационализации образования, возникающей в связи с подготовкой кадров мирового уровня;
3) стратегический подход - сочетает элементы вышеперечисленных подходов и преследует цель оценки потенциала учебного заведения с точки зрения способности разрабатывать такую интегрированную стратегию, в которой все виды деятельности и результаты были бы систематизированы так, чтобы учебное заведение стало учреждением международного уровня.
Стоит отметить, что рассматриваемое явление возникло не сегодня - это процесс, имеющий несколько этапов. Начальный период развития европейских университетов - эпоха Средних веков и Возрождения, который характеризуется возрастающей мобильностью слушателей и преподавателей благодаря латинскому языку, на котором велось преподавание в большинстве учебных заведений. Второй этап -период между XVIII в. и второй мировой войной: происходит ориентация на экспорт образовательных систем. Этот факт дает о себе знать в отношениях между странами-доминионами и их колониями. В системах высшего образования Индии и ряда африканских стран до сих пор можно обнаружить элементы британской системы образования, на Карибских островах и в латиноамериканских странах - французской системы. Наиболее активный этап процесса интернационализации начался сразу после второй мировой войны: в период холодной войны; СССР, имея прочные позиции в странах Восточной и Центральной Европы, активизировал процесс интернационализации образования в странах третьего мира. На западе после распада колониальной системы студенты из бывших колоний устремились для получения образования в развитые страны. Следующий этап процесса интернационализации, связанный с распадом СССР, приходится на 90-е годы; высшим учебным заведениям бывших республик СССР и постсоветских стран пришлось искать пути не только восстановления утраченных связей, но и интеграции в мировое образовательное пространство. В конце ХХ века возникают качественно новые формы интернационализации высшего образования, во многом обусловленные процессом всемирной глобализации.
Важно подчеркнуть, что каждый последующий этап интернационализации высшего образования не отменял и не заменял ее предшествующий этап, а развивал его, дополняя предшествующие достижения новыми
направлениями международной деятельности
университетов в сфере образования и научных исследований.
Сегодня в понятие интернационализации в сфере высшего профессионального образования специалисты включают два аспекта: первый -внутренняя интернационализация подразумевает создание такой культуры и климата внутри вуза, которые продвигают и поддерживают международное и межкультурное взаимопонимание. При этом реализация всех программ, проектов, исследований содержит международное измерение. Например, соответствует международным стандартам, включает зарубежные наработки, реализуется совместно с иностранными партнерами. Второй аспект -внешняя интернационализация. Это процесс трансграничного предоставления образовательных продуктов и услуг в зарубежные страны посредством различных образовательных технологий и через различные административные соглашения.
К числу несомненных преимуществ интернационализации можно отнести экспорт образовательных услуг, повышение качества и конкурентоспособности образования, развитие сетевого сотрудничества вузов на различных уровнях(институциональном, региональном,
национальном и международном), академическая мобильность, а также перспективы в области создания международных совместных
образовательных программ с выдачей двух и более дипломов. Интернационализация углубляет базу знаний институтов и участников образовательного процесса, раздвигает рамки научного поиска, обогащает учебные программы. Присутствие в вузе студентов и ученых из разных стран расширяет культурные горизонты, как студентов, так и преподавательского состава страны [3., с. 350].
Однако эта положительная тенденция объединения стран и народов имеет и обратную сторону, таящую в себе процессы, которые грозят стать причиной серьезных конфликтов в будущем. Современное объединение различных сообществ, происходит на основе нивелирования культурных различий, определяющих самобытность этих народов. Мир теряет основное свое богатство -разнообразие существующих в нем культур, ассимилируются и исчезают целые народы, некоторые стоят на грани исчезновения. Поэтому основная задача современного института образования состоит в том, чтобы сохранять и развивать культурные ценности, препятствовать процессу распада культур на основе активного приобщения к лучшим образцам мировой и национальной культуры.
При этом научная мобильность становится процессом не только сотрудничества, но и создания общей социальной сферы, профессиональной специализацией. Согласно данным ОЭСР, количество студентов, проходящих обучение за пределами своей страны, утроилось за последние два десятилетия, увеличившись с 1,3 млн. в 1990 году до 4,1 млн. в 2010 году [4, с.140]. Лидирующие позиции здесь занимают США, Австралия,
Великобритания и ряд других стран, прежде всего с английским языком преподавания, который сегодня фактически приобрел статус международного языка общения; высшие учебные заведения США, где получают образование более 690 тыс. студентов-иностранцев, можно рассматривать сегодня в качестве примера для подражания в сфере интернационализации современного высшего образования [5].
Страны, не рассматривавшие ранее интернационализацию образования, как часть своей стратегии развития, в настоящий момент вынуждены определяться и находить себя в формирующемся общемировом образовательном пространстве. Несмотря на объективность и очевидную необратимость процесса глобализации образования, он далеко не во всех странах приводит к интернационализации. Ключевой момент заключается в различных возможностях стран реагировать на процесс глобализации, «стирание» национальных границ и необходимость вхождения в мировое экономическое пространство. Многие страны по разным причинам (низкий уровень или переходный этап экономического развития, отсутствие политической стабильности,
информационная изоляция, низкие технологические возможности и т.д. и связанный с этими факторами низкий уровень образованности населения) оказались на периферии глобальных тенденций. В результате высоких темпов глобализации и технологического прогресса разрыв между странами только усиливается. «Новое образовательное неравенство» связано с увеличивающимся разрывом между развитыми и развивающимися странами в уровне образования населения и темпах роста образовательных услуг (качественно и количественно). Кроме того, на пути интернационализации образования существуют и другие препятствия, затрудняющие адаптацию уже имеющихся или разработку собственных стратегий интернационализации, а именно, наличие культурных барьеров; отсутствие (или ограниченность) четкого законодательства в отношении предоставления трансграничного образования и оценки его качества и многие др. [6, с.9].
Что касается Российской Федерации, то она, к сожалению, в значительной мере утратила позиции страны-лидера в подготовке специалистов для зарубежных стран, а по числу студентов-иностранцев откатилась в четвертый десяток государств, широко практикующих международное образование. Экспорт российских образовательных услуг составляет сегодня менее 1% общемирового рынка экспорта образовательных услуг; только 15% от общего количества российских вузов реализовывают программы на иностранном языке; менее 20% от общего количества российских вузов реализовывают совместные образовательные программы с зарубежными партнерами. Такое положение российских вузов на международном рынке образовательных услуг объясняется, прежде всего, снижением внимания к высшему
образованию со стороны государственных структур, недостаточным финансированием, что со временем привело к катастрофическому отставанию и в оснащении учебно-научного фонда, библиотек, существенным оттоком кадров (прежде всего молодых) из сферы высшего образования. Международный потенциал отечественных вузов используется сегодня не полностью, в том числе и из-за отсутствия институциональной поддержки, необходимого правового обеспечения. Если в США при Государственном департаменте созданы Американские Советы по международному образованию, Германия известна четкой организацией системы академических обменов, то в Российской Федерации каждый вуз вынужден действовать самостоятельно. Более того, на преподавателей и студентов из зарубежных стран распространяются многие из положений миграционного законодательства, которые регулируют использование
низкоквалифицированной зарубежной рабочей силы.
Зарубежными исследователями достаточно регулярно проводятся исследования, связанные с изучением факторов, влияющих на выбор иностранными абитуриентами места для получения высшего образования. В центре опросов, как правило, находятся потенциальные абитуриенты из стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, представляющие наиболее активную и быстрорастущую часть рынка образовательных услуг. Как показывают результаты этих исследований, студенты сначала делают выбор страны, а затем - вуза. При выборе страны абитуриенты в первую очередь оценивают доступность информации об образовании, оценки других иностранных студентов, получивших в этой стране образование, качество образования и связанные с ним карьерные перспективы, признание получаемого образования в своей стране. Безусловно, на принятие решения влияет стоимость обучения, информация о численности иностранных студентов, уже обучающихся в данной стране, распространенность языка, на котором будет получаться образование. В последнее время особую значимость стал приобретать такой фактор, как уровень благоприятности окружающей среды. При этом значение имеет не только климат и другие природные условия, но и комфортность, безопасность проживания, терпимость к представителям других рас, вероисповеданий и культур [7, с.233-234]. Необходимо отметить, что Россия, к сожалению, не входит в число стран с репутацией «безопасного направления для обучения». По многочисленным опросам абитуриентов явными лидерами здесь являются Канада, Германия и Новая Зеландия.
Для того чтобы кардинально изменить положение российских вузов на международном рынке образовательных услуг (ускорить процесс интернационализации российского образования), по мнению большинства исследователей, сегодня необходимо:
- обновить законодательную и нормативно-правовую базу обучения студентов-иностранцев, которая должна привлекать, а не отталкивать тех, кто хочет учиться в России;
- повысить имидж отечественных вузов-лидеров - вновь созданных федеральных и национальных исследовательских университетов;
- принять меры по сохранению и укреплению традиций толерантного отношения российского населения к представителям других наций, народов и культур;
- создать современную, обеспечивающую высокое качество, систему обучения и расширить спектр предлагаемых образовательных услуг;
- активизировать информационно-рекламную и маркетинговую деятельность вузов;
- ориентировать вуз на подготовку специалистов для конкретных стран и по конкретным специальностям, так как, по прогнозам специалистов, в скором времени произойдет сегментация рынка зарубежных абитуриентов [8].
Можно сказать, что интернационализация высшего образования, ставшая неотъемлемой чертой развития современного мира, во многом меняет сложившуюся на протяжении долгого времени привычную деятельность высших учебных заведений. Она ломает прежние привычные структуры, бросая тем самым новые вызовы и системе образования в целом и государству, в частности. Однако, надо признать, что процесс интернационализации системы высшего
образования сегодня практически неизбежен поэтому российские вузы должны активно сотрудничать с ведущими университетами мира, в чем-то использовать их опыт и предлагать им апробировать лучшее, что наработано нами, отсутствие подобного сотрудничества в
современных условиях может привести к быстрому
и резкому отставанию не только в сфере
образования и науки, но и страны в целом [9].
Литература
1. Дударева, Н.А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг/ Н.А. Дударева // Вестник ИГЭУ. - Вып. 1. - 2010. - С.1-5.
2. Яголковский, С.Р. Психология инноваций: подходы, модели, процессы / С.Р. Яголковский. - М.:Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - 270 с..
3. Куприянов Р.В. Влияние глобальных тенденций в области развития высшего образования на процесс подготовки социальных работников в России / Р.В. Куприянов // Вестник Казан. ун-та. - 2014. - Т. 17. - № 9. - С. 349-355.
4. Императивы интернационализации / И.В.Аржанова [и др.] - М.: Логос, 2013. - 420 с.
5. Хасанова Г.Б. Интернационализация инженерного образования в технических колледжах США / Г.Б. Хасанова, Н.Ш. Валеева // Вестник Казан. ун-та. -2011. - №12. - С. 224-226.
6. Ларионова, М.В. Интернационализация высшего образования в странах ОЭСР / М.В. Ларионова, Е.М. Горбунова // Новости ОЭСР: образование, наука, новая экономика - ГУ ВШЭ, 2005. - С. 8-14.
7. Интернационализация высшего образования: тенденции, стратегии, сценарии будущего: Национальный фонд подготовки кадров / М.Л. Агранович [и др.]. - М.: Логос, 2010. - 280 с.
8. Билалова Д.И. Процесс формирования имиджа исследовательского университета / Д.И.Билалова, Р.И. Зинурова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - № 13. - С. 180-186.
9. Зинурова, Р.И. Менеджмент высшей школы: документационное обеспечение управления учебнымпроцессом/ Р. И. Зинурова, А. З. Хурамшина, И. Г. Хурамшин // Вестник Казан. технол. ун-та. -2013. - № 14. - С. 234-239.
© Л. З. Фатхуллина- канд. социол. наук, ст. преп. кафедры социальной и политической конфликтологии, КНИТУ, [email protected]; Т. Н. Гурьянова- канд. ист. наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, КНИТУ, [email protected].
© L. Z. Fatkhullin- candidate of sociological Sciences, senior lecturer of the Department of social and political conflict KNRTU, [email protected]; T. N. Gurjanova- candidate of historical Sciences, associate Professor social work educators-Ki and psychology, KNRTU, [email protected].