ТЕНДЕНЦИИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Е.Е. Бухтеева
Аннотация. В статье рассматривается влияние глобализации на систему высшего образования, которое проявляется в тенденции к усилению интернационализации и информатизации образования. Автор полагает, что Болонский процесс и развитие дистанционных форм обучения являются показателями международной интеграции в системе образования.
Ключевые слова: глобализация, интеграция, интернационализация, информатизация, дистанционное образование, Болонский процесс.
Summary. The article examines the impact of globalization on higher education, which is reflected in the trend towards the internationalization of education and information. The Bologna process and the development of distance learning are indicators of international integration in the education system.
Keywords: globalization, integration, internationalization, information technology, distance education, the Bologna process.
38
Одной из наиболее важных перемен, происходящих в политической и экономической жизни общества, является возрастающая значимость знаний как движущей силы экономического роста, информационная и коммуникационная революция, появление глобального рынка труда, социально-политические трансформации глобального масштаба. Глобализация оказывает огромное влияние на формирование политики государств в различных сферах, включая и высшее образование [1]. Один из главных признаков глобализации - интернационализация и интенсификация международных обменов и постепенное формирование единого международного пространства с учетом экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основными причинами глобализации
в высшем образовании являются: формирование международного рынка труда, стремительный рост информационных технологий, развитие экономики знаний; рост финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение; расширение учебных планов и обучение студентов в зарубежных вузах; расширение региональной сети вуза для эффективного использования своих ресурсов; повышение качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями и др. [2].
Тенденции глобализации в образовании проявляются в следующих аспектах:
1. Глобальная интернационализация и открытость образования. Интернационализация высшего образо-
Преподаватель XX
ЕК
1 / 2013
вания проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов между преподавателями и исследователями; использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации; применения международных процедур аккредитации, международных видов межвузовского сотрудничества.
Воздействие глобализации вследствие ужесточения международной конкуренции приводит к распространению образования в сфере предпринимательства. Примером тому является МВА-образование, которое ориентировано на обучение практикующих менеджеров. Это связано с глобализацией бизнеса. В современных условиях успех компаний определяется уровнем управляющего персонала, его способностью эффективно организовать систему трансграничного производства и распределения, основанную на инновационных методах производства и управления. Показателем эффективности МБА-образования является его распространение не только в США и в странах Западной и Восточной Европы, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Программы МБА могут рассматриваться в качестве наиболее распространенного как на внутренних, так и на внешних рынках продукта экспортной индустрии знаний [3].
Другой пример - летняя программа «Работа и отдых в США» (Summer Work and Travel - SWT), в которой Россия занимает первое место среди стран мира по числу студентов, участвующих в данной программе. Международная летняя программа SWT позволяет студентам провести в США лето, работая и путешествуя по стране. Программа
дает возможность студентам не только улучшить знание английского языка и заработать, но и лучше познакомиться со страной, с ее жителями. Всего в городах России аккредитовано не менее 40 таких агентств.
Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет создавать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов. Разнообразные программы Европейского Союза (например, ERASMUS, SOCRATES, TEMPUS), а также проекты, инициированные национальными организациями стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) (USAID, IREX, British Council, DAAD, CIDA, EduFrance и др.), направленные на развитие мобильности, в немалой степени способствуют развитию процесса интернационализации. Основными странами-поставщиками образовательных услуг являются Австралия, Франция, Германия, Великобритания и США.
2. Информатизация образования. XXI век признается веком информационных и нанотехнологий. Новые информационные технологии в образовании, связанные с широким проникновением компьютера во все сферы деятельности человечества, поставили новые проблемы и открыли новые перспективы перед системой образования в целом. Информационные технологии являются для сегодняшней сферы образования обязательным условием подготовки специалистов, что позволяет значительно повысить оперативность представления образовательных программ, а также организовать обмен образовательными ре-
39
40
сурсами, что в целом соответствует развивающейся концепции мобильных людей, знаний и обучения [4].
Почти все университеты США используют компьютерные технологии в организации образовательного процесса. Эти технологии реализуют международные стандарты, базирующиеся на рекомендациях IMS - Learning Resource Meta-data-Information Model (Информационная модель для метаданных, описывающих ресурсы для обучения). Стандартное представление структуры курсов позволяет университетам свободно обмениваться учебными материалами и быть независимыми от специфики программного обеспечения, установленного в каждом конкретном университете. IMS Global Learning Consortium представляет собой один из наиболее авторитетных разработчиков стандартов для образования. Для решения более частных задач используются более детально разработанные специализированные стандарты. В частности SCORM, который определяется как модель объединения содержательного учебного материала в Интернет и среды для использования обучающих объектов [5].
3. Дистанционное обучение (ДО) является одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяющейся во всем мире. Эта форма организации образования основана на использовании персональных компьютеров, электронных учебников, функционального программного обеспечения и средств коммуникаций, представляющих новую технологию обучения. Учебный процесс в основном проходит в режиме самостоятельной работы слушателя. Большая часть опера-
ций по организации учебного процесса проводится в автоматизированном режиме, который базируется на современных средствах телекоммуникаций. Дистанционное образование вошло в российскую практику не так давно, хотя в западных странах оно стало обязательным элементом национальных образовательных систем уже со второй половины прошлого века. В США несколько инженерных колледжей начали использовать телевидение для предоставления учебных курсов слушателям. Эта инициатива привела к созданию в 1984 г. Национального технологического университета (National Technological University). К началу 90-х гг. он превратился в консорциум из 40 университетов, предоставляющих слушателям инженерные дисциплины. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения США объединяет в своем составе более 5 тыс. учебных заведений.
В Западной Европе дистанционное образование развивается в основном за счет «открытых» университетов, финансируемых правительством. В настоящее время в каждой европейской стране существуют учебные заведения, реализующие программы дистанционного обучения. Самым крупным считается Открытый университет Великобритании, основанный в 1969 г. Еще одним крупным центром дистанционного обучения является Национальный университет дистанционного образования (Universidad National de Educación a Distancia) в Испании, основанный в 1972 г. Университет расположен в Мадриде и включает в себя 58 учебных центров в этой стране и 9 за рубежом, в том числе в Лондоне, Париже, Бонне, Брюсселе, Нью-Йорке и Риме [1].
Преподаватель ^
1 / 2013
Для истории российского дистанционного образования характерно явное разделение его на два этапа: этап становления и многолетнего существования в форме крупнейшей в мире системы заочного обучения (со второй половины 20-х до начала 90-х гг. прошлого века) и этап формирования современной системы ОДО (с начала 90-х и по сегодняшний день), основанной на применении информационных и коммуникационных технологий во всех формах образования. В качестве примеров наиболее крупных центров ДО обычно называют Современный гуманитарный университет (СГУ), Институт дистанционного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (ИДО МЭСИ) и Международный Институт Менеджмента «ЛИНК» (МИМ «ЛИНК»).
4. Болонский процесс. Профессор С. Медведев отмечает, что проблематика Болонского процесса не ограничивается рамками высшего образования. Это одна из многих форм глобализации, такая же, как мировые рынки, мировые СМИ или международный терроризм. В широком смысле слова Болонский процесс - это часть общего сценария, в котором люди, идеи и информация свободно перемещаются через границы государств [5].
Рассмотрим более подробно мобильность студентов и преподавателей как одну из основных форм интернационализации высшего образования. Отличительной чертой национальных систем образования и науки XXI в. является возросшая академическая и научная мобильность. Ежегодно на научные и производствен-
ные стажировки, конференции, семинары, учебу и пр. в различные страны мира выезжает несколько миллионов человек. Это развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу. Во многих промышленно развитых странах Европы, Азии и Америки давно стали нормой краткосрочные стажировки за границей старшеклассников, выпускников вузов, молодых ученых и специалистов, что в дальнейшем облегчает их трудоустройство. Подобные стажировки рассматриваются как полезный обмен научными идеями, исследовательским и технологическим опытом. Особенно приветствуют наличие такого зарубежного опыта транснациональные корпорации, имеющие филиалы и производства во всех регионах мира. Мобильность студентов стимулируется различными государственными и региональными программами. Многие страны заключают двусторонние и многосторонние соглашения в этой области. Наиболее известные европейские программы ERASMUS и SOCRATES ставят целью создание европейской модели высшего образования. Студенческий обмен в рамках этих программ рассматривается как мощное средство развития общеевропейского рынка специалистов и квалифицированных работников. Помимо более или менее организованных схем студенческой мобильности, существует и спонтанное перемещение студентов вне каких-либо программ. Эта спонтанная мобильность является результатом целого ряда факторов. С одной стороны, вузы, стремясь увеличить предложение своих программ, активно про-
41
42
двигают их на зарубежных рынках. Они открывают свои филиалы и зарубежные кампусы в других странах, заключают договоры о сотрудничестве с местными учебными заведениями, используют дистанционные технологии обучения. С другой стороны, национальные различия в доступе к образованию, количественные ограничения в наборе студентов на определенные специальности заставляют студентов из этих стран искать возможности получения образования за рубежом. Языковые и культурные соображения делают привлекательными для студентов образовательные программы Великобритании, Франции, США. Традиционно международная мобильность про фессорско-пре по да-вательского состава обусловлена исследованиями и научной работой.
Таким образом, глобализация в образовании представляется в форме международной интеграции за счет взаимного сближения образовательных систем, их взаимодополняемости и взаимозависимости. Интернационализация и информатизация образования, одним из аспектов которой является развитие дистанционного образования, а также Болонский процесс являются результатом глоба-лизационных процессов, которые постепенно формируют единое мировое образовательное пространство. Перед высшей школой стоит задача не только принятие этого явления как данности, но и перестройки системы преподавания и воспитания в вузе таким образом, чтобы наш студент, выпускник чувствовал себя человеком мира, а не гостем.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анализ мировых тенденций развития научно-образовательной деятельности: Аналит. обзор / Е.В. Вашурина, Н.В. Дран-тусова, Я.Ш. Евдокимова, А.К. Клюев, И.А. Майбуров / Библиотека журнала «Университетское управление: практика и анализ». - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 136 с.
2. Проект Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» / Институт свободы Московский либертариум. -М., 2006. - URL: http://www.libertarium.ru (режим доступа: свободный). - Загл. с экрана.
3. Потоцкая Е.И. МВА-программы как прототип глобализации в сфере образования / Наша социология 2008: Сб. статей / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; Под общей ред. Ж.Т. Тощенко; ред-гия: М.С. Цапко, Н.И. Белова, Р.И. Анисомов; сост.: Р.И. Анисимов. - М.: РГГУ, 2008. - 250 с.
4. Назаров С.А. Трансформации образовательных систем в условиях глобальной информатизации // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2007. -№ 1. - С. 213-216.
5. Медведев С. Болонский процесс, Россия и глобализация // Высш. образование в России. - 2006. - № 3. - С. 31-36.
6. Аветисян Д. Мультимедийные ОЭР -фундамент ДО // Высш. образование в России. - 2008. - № 7. - С. 42-50.
7. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. - М., 2003.
8. Сагинова О.В. Кросс-культурный маркетинг в эпоху глобализации // Экономика XXI века: глобализация, кризисы, развитие: Тез. докл. и выступл. на Междунар. науч.-практ. конф., 16 дек. 2008 года / Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Изд-во РЭА им. Г.В. Плеханова, 2008. -С. 126-130. ■
Преподаватель XX
ЕК
1 / 2013