Научная статья на тему 'Социально ориентированная детальность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества'

Социально ориентированная детальность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
232
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ИДЕОЛОГИЯ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ РИСКИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / PEDAGOGICAL AND PERSONAL RISKS OF THE STUDENT'S ACTIVITY / SOCIALLY FOCUSED ACTIVITY / STUDENTS / IDEOLOGY OF VIABILITY / SOCIOCULTURAL / MINIMIZATION OF RISKS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пак Любовь Геннадьевна

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование социально ориентированной деятельности как фактора локализации, редукции и минимизации рисков жизнедеятельности современного студента. Определены основные идеи, позиции, содержание, основные направления социально ориентированной деятельности в вузе, определяющие формирование устойчивости студенческой молодежи к влиянию внешних и внутренних негативных факторов (рисков) окружающей действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY FOCUSED DETAIL AS THE ACTUAL REFERENCE POINT OF MINIMIZATION OF RISKS OF MODERN STUDENTS

Theorist-methodological justification of socially focused activity is presented in the article as a factor of localization, reduction and minimization of risks of the modern student's activity. The author defines the main ideas, positions, the contents and the main directions of socially focused activity in the higher education defining formation of the student's resistance to the influence of external and internal negative factors (risks) of the surrounding reality.

Текст научной работы на тему «Социально ориентированная детальность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества»

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

• 7universum.com

СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ДЕТАЛЬНОСТЬ КАК АКТУАЛЬНЫЙ ОРИЕНТИР МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА

Пак Любовь Геннадьевна

доктор педагогических наук, профессор Оренбургского государственного педагогического университета,

РФ, г. Оренбург E-mail: lyubov-pak@mail.ru

SOCIALLY FOCUSED DETAIL AS THE ACTUAL REFERENCE POINT OF MINIMIZATION OF RISKS OF MODERN STUDENTS

В статье представлено теоретико-методологическое обоснование социально ориентированной деятельности как фактора локализации, редукции и минимизации рисков жизнедеятельности современного студента. Определены основные идеи, позиции, содержание, основные направления социально ориентированной деятельности в вузе, определяющие формирование устойчивости студенческой молодежи к влиянию внешних и внутренних негативных факторов (рисков) окружающей действительности.

Theorist-methodological justification of socially focused activity is presented in the article as a factor of localization, reduction and minimization of risks of the modem student’s activity. The author defines the main ideas, positions,

Pak Lubov

Doctor of pedagogical sciences, professor of Orenburg state pedagogical university, Russia, Orenburg

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Пак Л. Г. Социально ориентированная детальность как актуальный ориентир минимизации рисков современного студенчества // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 3(4) . URL: http://www.7universum.com/en/psy/archive/item/1082

the contents and the main directions of socially focused activity in the higher education defining formation of the student’s resistance to the influence of external and internal negative factors (risks) of the surrounding reality.

Ключевые слова: социально ориентированная деятельность,

студенчество, идеология жизнеспособности, социокультурные, педагогические и личностные риски жизнедеятельности студента, минимизация рисков.

Keywords: socially focused activity, students, ideology of viability,

sociocultural, pedagogical and personal risks of the student’s activity, minimization of risks.

Динамичные, неустойчивые процессы, обусловленные преобразованиями в социально-экономических, политических и социально-культурных сферах российского общества, оказывают влияние на жизнедеятельность современного студента. Студенческая молодежь в условиях постоянно изменяющейся социальной ситуации недостаточно успешно усваивает позитивный социальный опыт общения, отношений и поведения, не в полной мере способна преодолеть возникающие социальные риски как объективно заданные условия, связанные с жизнью социума, вуза, микросоциума, индивида и влияющие на реализацию жизненных возможностей современного студента, ограничивающие и осложняющие их.

Социальные риски, выступающие результатом социальных изменений, преломляясь в сознании отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом, проявляются в социальных качествах студента, особенностях его воспитания, характера, убеждениях, взглядах, отношении к социальной действительности, т. е. во всем том, что составляет основу социального, профессионального и личностного становления. Социальный риск, прежде всего, связан с вероятностью наступления событий, которые могут повлечь за собой негативные последствия для обучающегося и общества; он отражает особенности функционирования и дисфункции действующих социальных

институтов, призванных упорядочить и обеспечить стабильность социальной системы в целом; социальный риск обусловливается как объективным влиянием внешней среды, независимой от волеизъявления индивида, так и его субъективным решением, связанным с необходимостью выбора решения из множества имеющихся альтернатив [2].

Рискогенность постиндустриального общества предопределяет

возникновение следующих рисков жизнедеятельности студенчества: социокультурных (риски: неопределенности, смены ценностных ориентаций, изменения менталитета, аномии, кризиса идентичности, коммерциализации, информационного натиска и т. д.); педагогических (риски: дезадаптации к институту образования; разбалансированного отношения к образованию; бесцельного проведения культурно-досугового времени; сочетания образовательной и профессиональной деятельности; нецелевого

трудоустройства; некомпетентного использования полученных знаний на практике и т. д.); личностных (риски: хронической занятости; социального инфантилизма, конформизма; немотивированной агрессивности; дефицита самореализации; самоопределения социальном мире и т. д.).

Автором в ходе социологического исследования (совместно с Центром социально-политических исследований «Индикатор», рук. проф. Э.М. Виноградова) были выявлены актуальные проблемы и риски студенческой молодежи Оренбургской области (опрошено 611 человек: 4 вуза, 9 техникумов) по трем городам (Оренбург, Орск, Г ай): тревога за будущее; проблема курения, употребления алкоголя, психотропных веществ; конфликты со старшим поколением; трудности в усвоении учебного материала; тяжелое материальное положение; отсутствие социально приемлемого досуга; конфликты со сверстниками; безответственные сексуальные отношения; переоценка ценностей в сознании; снижение уровня толерантности; борьба ценностей в сознании студентов и т. д.

Проведение автором социологических опросов и анализ научной литературы по исследуемой проблематике актуализирует поиск способов

уменьшения, локализации, редукции (понижения интенсивности)

и минимизации (доведения до минимально возможного уровня) вышеперечисленных рисков жизнедеятельности молодых людей в контексте обоснования социально ориентированной деятельности студента,

базирующейся на идеологии жизнеспособности обучающегося в рамках знания новой ситуации развития студенческой молодежи в динамично меняющимся социуме.

Позиция автора заключается в том, что преодоление рисков жизнедеятельности современного студенчества будет успешным, если в образовательном процессе вуза будет реализована социальноориентированная деятельность, базирующаяся на идеологии жизнеспособности студента (П.И. Бабочкин), индуцирующая оптимальное формирование устойчивости обучающегося в сферах идеологии, социальной сфере, сфере биологической жизнеспособности к воздействию внешних и внутренних разрушительных факторов (рисков) социума. В сфере идеологии жизнеспособность студенческого поколения определяется наличием в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих поколение, и соответствующей духовной культуры. В социальной сфере она проявляется через интегрированность молодежи в производственно -экономическую, социально-политическую, духовно-культурную и социальнобытовую жизнедеятельность общества. В сфере биологической жизнеспособности это предполагает становление физически здорового поколения молодых людей, обеспечивающих простое или расширенное (в зависимости от установок общества) воспроизводство не менее здорового потомства [1].

Идеология жизнеспособности студента — это система идей, отвечающих становлению социальной успешности обучающегося, эффективной самореализации инициативной, социально активной, предприимчивой, мобильной, ответственно-сознательной личности для продуктивного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики

в соответствии с задачами социально-экономического развития современного общества [3].

Исходной позицией автора являются принятые концептуальные документы реформирования образования, актуализирующие проблему совершенствования жизнедеятельности студента (преодоления рисков студенчества) в условиях динамических процессов обновления образовательной инфраструктуры российского общества. В федеральной целевой программе «Молодежь России» на 2011—2015 годы указана необходимость пересмотра самой идеологии реализации молодежной политики: от идеи поддержки молодежи к идее создания условий для повышения степени интеграции молодых граждан страны в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения. Изучение концептуальных документов реформирования образования: Закона РФ «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» до 2025 года, «Федеральной программы развития образования на 2011—2015 годы», «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», концептуального доклада «Российское образование — 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и т. д. — позволяет констатировать, что в условиях ускоряющейся динамики социальных процессов, усложнения отношений и взаимосвязей в системе общества необходима ориентация системы высшего образования на развитие личностных качеств, реализацию потенциальных возможностей и способностей обучающегося в контексте (добавлено нами) формирования идеологии жизнеспособности студенческой молодежи (развития устойчивости к социокультурным, педагогическим и социальным рискам, возникающим в постиндустриальном социуме).

Определяя особенности исследуемого феномена, можно предположить, что социально ориентированная деятельность, выступающая фактором преодоления рисков жизнедеятельности студента, приобретает фасилитирующий смысл (опосредованная, дозированная, превентивная помощь

обучающемуся в решении индивидуальных или коллективных, общественных проблем, сложностей во взаимоотношениях с субъектами образовательного процесса), сопровождающий характер, определяющий приоритет интересов студента при самоопределении в социуме, реализацию ценностной значимости обучающегося, сознательно выбирающего и ответственно преодолевающего трудности личностно-средового взаимодействия.

Содержание социально ориентированной деятельности предполагает целенаправленное комбинирование системы активного взаимодействия студента с внешним миром при оптимальном использовании ресурсов социума, образовательного процесса и личностных ресурсов для эффективного социального обучения, самопознания и самореализации обучающегося в условиях освоения форм и методов познания мира, преобразования и преумножения опыта созидательной деятельности. Социально ориентированная деятельность как форма мотивированной, целеобусловленной активности студента определяет его устойчивость к влиянию внешних и внутренних негативных факторов (рисков), развивает осмысленные, осознанные действия субъекта образования в ситуации взаимодействия с конкретным социумом, его окружением, в основу которых заложен диалог культур, субъектов, идей, сотрудничество, сотворчество, взаимовыгодный обмен личностными смыслами, обогащение социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций, задающих интенсивность, диапазон активности и широту преобразований окружающей действительности [4].

Идея, которая кроется за феноменом социально ориентированной деятельности как фактора преодоления рисков современного студенчества, состоит в рациональной калькуляции возможных негативных событий будущего, трансформации неопределенности в социальные ценности для создания альтернативных сценариев будущего в случае позитивного или негативного исхода социальных ситуаций деятельности. Значимая миссия социально ориентированной деятельности состоит в том, чтобы помочь студенту выйти из области предметного материализма в пространство активной

социально конструируемой реальности, деятельности и ценностных смыслов, в пространство нравственности и духовности [5].

В социально ориентированной деятельности мы выделяем основные направления, обуславливающие формирование целостной, гармонично развитой личности обучающегося, способной противостоять негативным влияниям (рискам) социума:

• нравственно-эстетическое, определяющее формирование нравственного сознания и моральных качеств личности как основы процесса социализации молодого поколения, культуры общения и межличностных отношений (культпоходы в театры, музеи, творческие встречи, посещение выставок т. д.);

• формирование социально активной позиции, предполагающей отбор наиболее ценных и социально-приемлемых паттернов поведения (участие в дискуссионном кинолектории, в культурно-массовых мероприятиях: «Студенческая весна», «Татьянин день», «На Николаевской», городской «Весенней неделе Добра» и т. д.);

• развитие студенческого самоуправления, обеспечивающего соединение интересов личности в развитии и самореализации с интересами сверстников, факультета, вуза, общества; гармоничное встраивание молодого человека в систему социальных отношений, приобретение опыта управленческой деятельности (студенческие советы, студенческие клубы, школа социальнопедагогического мастерства);

• гражданско-патриотическое, обусловливающий формирование уважительного отношения к правам человека, к достоинству личности, национальным и межэтническим особенностям, адекватную оценку политической структуры общества, видоизменение отношения к окружающему миру, оценке общественных явлений (студенческий сектор связи с общественностью, интеркультурные объединения, студенческий актив охраны правопорядка); обеспечивающий развитие патриотического и национального самосознания студентов-патриотов России (поисковые

отряды, волонтерство, студенческие педагогические и строительные отряды, музеи истории и достижений и т. д.);

• пропаганда ЗОЖ, способствующая усвоению студентом принципов и навыков здорового образа жизни как важного средства его дальнейшей высокой социальной и профессионально-трудовой активности (участие в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, легкоатлетическом первенстве, в «Дне донора», в акциях «Нет наркотикам» и «Студенты против СПИДа» и т. д.).

Целенаправленно и педагогически сопровождаемая организация социально ориентированной деятельности как фактор преодоления рисков современного студенчества предопределяет активное вхождение студента в мир знаний, культуры, социума; творчески деятельностное существование в разных областях практики; учет традиций и инноваций как воплощение познания человечества; ценностно-смысловое переосмысление переустройства человеческого бытия; понимание настоящего и будущего; развитие направленности на познание как ценность; на профессию как ценностную категорию.

Таким образом, анализ теоретического и практического опыта по исследуемой проблеме позволяет констатировать, что в решении вышеозначенных задач минимизации рисков жизнедеятельности современного студента необходим комплексный подход к организации социально ориентированной деятельности в вузе, концентрирующий принципиально новую концепцию жизнеспособности студенчества в логике объединения усилий всех субъектов социума в изменяющемся обществе на основе идеи расширения взаимодействия обучаемого с окружающим миром, приобретения им опыта социального партнерства, социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми. Комплексный подход должен базироваться на минимизации рисков жизнедеятельности обучающегося и повышения уровня его жизнеспособности как результата согласования действий государства, общества и учреждений высшего

профессионального образования, определяющих механизм оптимального обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности студента, его успешного личностного и профессионального становления.

Предлагаемое решение исследуемой проблемы определяет выявление ресурсов и возможностей (в контексте обоснованных и практикоориентированных направлений социально ориентированной деятельности в вузе) для предупреждения и преодоления потенциальных и реальных рисков студенческой молодежи; дает устойчивые положительные результаты: высокий уровень жизнеспособности студента (эффективная интеграция в мир знаний, культуры, социума; устойчивость к воздействию внешних и внутренних негативных факторов (рисков); наличие в сознании студента общезначимых ценностей; быстрая адаптация к изменяющимся условиям; творчески деятельностное существование в разных областях практики; культивирование позитивного мироощущения); позволяет опережающим образом предусмотреть способы преодоления возникающих проблем и рисков жизнедеятельности современного студента.

Список литературы:

1. Бабочкин П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. — М.: Социум, 2000. — 176 с.

2. Максимова С.Г., Султанов Л.В. и др. Поведение населения, связанное с риском ВИЧ-инфицирования. — Барнаул: Изд-во «Алтайские страницы», 2003. — 250 с.

3. Пак Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: дис. ... докт. пед. наук. — Оренбург, 2011. — 426 с.

4. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. — Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. — 312 с.

5. Pak L.G. Minimization of risks of socialization of students in the region on the basis of quality of their social security // World Applied Sciences Journal. — 2013. — Vol. 27. — № 2. — P. 228—231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.