Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков социализации студенческой молодежи'

Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков социализации студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ / ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНТА / РИСКОГЕННОСТЬ СОЦИУМА / МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пак Л. Г., Валеева М. А.

В статье актуализируется проблема минимизации рисков социализации студенческой молодежи; освещены вопросы рискогенности современного социума; выявлены актуальные проблемы и риски социализации молодежи Оренбургской области; выявлена роль и влияние организационно-педагогического содействия на процесс минимизации рисков и проблем социализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков социализации студенческой молодежи»

УДК 378.1

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

© 2015 Л. Г. Пак, М. А. Валеева

профессор кафедры социальной педагогики и социологии e-mail: lyubov-pak@mail.ru

доцент кафедры социальной педагогики и социологии e-mail: vama@in-oren.ru

Оренбургский государственный педагогический университет

В статье актуализируется проблема минимизации рисков социализации студенческой молодежи; освещены вопросы рискогенности современного социума; выявлены актуальные проблемы и риски социализации молодежи Оренбургской области; выявлена роль и влияние организационно-педагогического содействия на процесс минимизации рисков и проблем социализации личности.

Ключевые слова: риски, проблемы социализации современного студента, рискогенность социума, минимизация рисков, студенческая молодежь, организационнопедагогическое содействие.

Динамичные, неустойчивые процессы, обусловленные преобразованиями в разнообразных сферах социальной практики российского общества, оказывают влияние на протекание социализации современной студенческой молодежи. Наличие множественной неопределенности, воздействие различных тенденций общественного бытия как позитивного, так и негативного характера, неравные стартовые возможности и гарантии, отсутствие надежных механизмов, обеспечивающих социальную защищенность молодого поколения, указывают на невозможность противостояния студенческой молодежи рискогенным влияниям российского социума. Современное общество приводит к неоднозначным изменениям форм социальных отношений и взаимодействий, характера освоения ценностных норм и установок социума, к неопределенности социального статуса студенческой молодежи, к несогласованности получаемого жизненного и профессионального опыта реальной ситуации бытия, к размытости перспектив дальнейшего сосуществования, что порождает риски социализации студенческой молодежи, осложняющие ее протекание и угрожающие воспроизводству жизненных возможностей современного студента.

Необходимо отметить, что риски процесса социализации студента обусловливают причины появления нового феномена «дефекта социализации личности», характеризующегося: пассивной позицией современной студенческой молодежи в решении актуальных проблем в личностной и социальных сферах (эскапизм); зависимостью от негативных агентов социализации, связанной с заниженной самооценкой, личностной тревожностью и фрустрированностью (гетерономия); личностной безнормативностью, характеризующейся сменой или диффузией идентичности, ценностной дезинтеграцией сознания; размытостью психических механизмов саморегуляции вследствие интерактивного травматизма в контексте отказа от социального адаптивного функционирования (анапсиоз); отчуждением от ценностных норм, установок, правил социальной интеграции (алиенация) [Руденский 2002]. «Дефект социализации личности» студенческой молодежи обусловливает онтологическую неуверенность, социальный инфантилизм, сниженную энергетику, психологическую инкапсуляцию, хроническую неуспешность,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

агрессивность, ценностную безнормативность. Негативные изменения позитивной социализации субъекта характеризуются категорией «социального исключения индивида из общества», в результате данного процесса усиливаются риски личностного и профессионального становления, риски девиаций, риски дисперсии и

рассоглассованости ценностных ориентаций, риски дезадаптации и дезориентации студенческой молодежи [Зубок 2003; Ковалева 2003].

Следовательно, в условиях российского общества, вследствие изменения содержания функционирования социальных институтов, дестабилизации каналов социальной мобильности, разрушения доверия к традиционным концептам расширения возможностей воспроизводства социальных практик для эффективной подготовки студенческой молодежи к продуктивной жизнедеятельности, содержательными характеристиками современного социума становятся риски социализации подрастающего поколения и организационно-педагогические ориентиры на преодоление их рискогенных дестабилизирующих и деструктивных последствий [Пак 2012].

Идея, масштабность которой определяет содержательность феномена организационно-педагогического содействия минимизации рисков социализации студенческой молодежи, состоит в целесообразной калькуляции вероятных негативных обстоятельств будущего в контексте спланированного, сознательного, деятельностного участия общества, государства, институтов образования в жизнедеятельности студента для инициирования альтернативных сценариев прогнозируемого будущего в контексте модификации неопределенности в общественно-ценностные установки [Lupton 1999; Saltseva 2013].

Для уменьшения, понижения интенсивности, доведения до минимально возможного уровня (локализации) рисков социализации студенческой молодежи в контексте организационно-педагогического содействия необходим: объективный учет специфики современного и предшествующего состояния процессов социального становления, поведенческих характеристик студенчества и его менталитета; своевременное устранение и блокировка факторов и обстоятельств, тормозящих процесс социализации современной студенческой молодежи; наличие и реализация эффективных механизмов обоснованной государственной молодежной политики [Морозов 2008]. Для эффективной жизнедеятельности в социальной среде студенческой молодежи необходимо освоение новых социальных ролей, достижение определенного социального статуса в контексте продуктивной самореализации, формирование жизнеспособности личности. И общество в рамках реализации организационных, временных, экономических, образовательных, информационных и т. п. ресурсов определяет направления и ориентиры для решения организационнопедагогического содействия минимизации проблем студенческой молодежи, обеспечивая тем самым самосохранение социума и оптимальное развитие студенчества как субъекта социально-исторического прогресса в условиях современных реалий социальной действительности.

Студент в условиях рискогенного социума нуждается в особо продуманной системе организационно-педагогического содействия, которая рассматривается нами как совокупность педагогически и социально целесообразных взаимосвязанных равноправных действий общества, государства, социальных институтов,

педагогического сообщества, сбалансированность которых способствует оптимальной минимизации рисков социализации обучающихся. Во взаимной направленности векторов их активности в позитивное русло в системе социальной деятельности, общения и личностного развития происходит создание общего субъектноразвивающегося пространства для студенческой молодежи, редукция социальной,

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Пак Л. Г., Валеева М. А. Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков

социализации студенческой молодежи

личностной и образовательной напряженности, рождается нацеленность на саморазвитие взаимодействующих субъектов, преобразуются сами субъекты, отношения между ними, связи с различными сторонами объективной действительности. При этом акцентируется внимание на то, что в процессе оптимального организационнопедагогического содействия минимизации рисков социализации студенчества, обеспечивается сочетание внешних влияний, актуализирующих адекватную реакцию обучающихся на влияние извне (принимать поддержку, помощь, участие в преодолении возникающих затруднений), и внутреннюю активность субъектов образования (нести ответственность за личностные деяния и способы поведения в рамках собственного построения траектории выхода из проблемных ситуаций).

В данном аспекте в осуществлении организационно-педагогического содействия минимизации рисков социализации студента крайне важно знать те реальные проблемы, затруднения, трудности (образовательные, личностные, познавательные, профессиональные), испытываемые обучающимися различных уровней образования.

Автором в целях выявления актуальных проблем и рисков социализации молодежи Оренбургской области (статистика: в области проживает 543 тысяч молодых людей, т.е. каждый четвертый оренбуржец - представитель молодого поколения), отслеживания социального фона, на котором могут возникать различного рода отклонения в уровне социализации современной студенческой молодежи, было проанализировано социологическое исследование, проводимое на базе Центра социально-политических исследований «Индикатор» г. Оренбурга (рук. проф. Э.М. Виноградова). Необходимо уточнить, что в Оренбургской области система образования - 1937 образовательных заведений, 405 тысяч обучающихся,

воспитанников, студентов и около 53 тысяч работников педагогической сферы. В Оренбургской области функционируют 33 высших учебных заведения (в том числе филиалы вузов), 31 средне-специальное профессиональное учебное заведение.

Реализуются целевые программы, определяющие оптимальность воспитания подрастающего поколения и обеспечение безопасности и здоровья участников образовательного процесса Оренбургской области (Портал правительства Оренбургской области).

В рамках проведения социологического опроса было опрошено 611 человек: 4 вуза, 9 техникумов и ПТУ по трем городам (Оренбург, Орск, Г ай), получены следующие результаты. Среди основных проблем студенческой молодежи: на первом месте - тревога за будущее, она неизменно присутствует в опросах молодежи, но в условиях нагнетания присутствия кризисной ситуации высветилась очень емко - 57 %; на втором месте - проблема курения и употребления алкоголя (пива) - 51 %; на третьем месте - конфликты со старшим поколением (46 %), на четвертом - трудности в усвоении учебного материала (42 %) и на пятом - тяжелое материальное положение (41 %). Помимо отмеченных пяти проблем, одинаково часто отмечаются проблемы отсутствия социально приемлемого досуга - 37%, конфликты со сверстниками - 35%, желание жить не хуже других - 32%. Каждый четвертый отметил проблему безответственных сексуальных отношений. Вызывают тревогу следующие ответы: 11,2% опрошенных одобряют проявление национальной нетерпимости; 6,0% готовы уехать из России в другую страну; постулаты патриотизма в сознании студентов порой носят декларативный характер [Город и горожане... 2015].

В условиях рискогенного общества может спровоцироваться аддиктивное поведение подрастающего поколения в виде злоупотребления токсичными веществами, включая алкоголь и курение табака, употребление наркотика, изменяющих психическое состояние молодежи и способствующих уходу от действительности. На вопрос об употреблении наркотических или других опьяняющих веществ, не

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

назначенных врачом, включая незначительное количество и разовое употребление, положительно ответили 30%, отрицательно - 70% респондентов [Там же].

Необходимо отметить тенденцию недостаточного «воспроизводства человеческого капитала», так как студенческая молодежь не всегда способна оптимально использовать личностный потенциал, что в конечном счете может обусловить замедленные темпы социально-экономического развития региона. В этой связи актуализируется проблема реализации обновленных подходов к организационнопедагогическому содействию минимизации рискогенных проблем социализации студенческой молодежи и совершенствованию способов, действий и системы мер, которые определяют создание эффективных условий успешного социального становления и эффективной самореализации молодежи (Государственная программа «Развитие системы образования Оренбургской области» на 2014-2020 годы).

Значимым при этом является оказание компетентной помощи и поддержки инициативных проявлений личности в наиболее интенсивный и противоречивый период жизнедеятельности молодого человека, от продуктивности которого зависит дальнейшее благополучие и совершенствование как отдельной личности, так и общества в целом. В этом ракурсе система государственного влияния на процессы социального становления студенческой молодежи приобретает статус организационнопедагогического содействия минимизации рисков социализации студента, помогает создать условия, ориентированные на выработку эффективной жизненной ориентации личности, овладеть новыми способами субъект-субъектного взаимодействия, совершения позитивных смыслоопределяющих выборов жизнедеятельности.

В соответствии с вышеизложенным в контексте организационнопедагогического содействия минимизации рисков социализации студента

правительство Оренбургской области усилило внимание к разработке и реализации:

- системы государственного влияния на процессы социального становления

студенческой молодежи, создание условий и гарантий самореализации молодых граждан (Областная целевая программа реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области «Молодежь Оренбуржья» на 2011-2015 годы); образовательного проекта «Обеспечение качественного образования и социализации обучающихся» для формирования социальной компетентной личности,

жизнеспособной, умеющей мгновенно адаптироваться к изменяющимся

социокультурным, политическим и экономическим условиям современного социума (целевая Программа развития образования города Оренбурга);

- системы мероприятий по реализации потенциала студенческой молодежи в

интересах Оренбурга и в целом страны по шести подпрограммам: «Трудоустройство и занятость молодежи города Оренбурга» (прием и консультирование молодежи, трудоустройство несовершеннолетних и т.д.); «Пропаганда здорового образа жизни в молодежной среде и оказание социально-психологической помощи молодежи города Оренбурга»; «Развитие добровольчества» (вовлечение молодежи в добровольческую (волонтерскую) деятельность); «Информационная и кадровая политика в молодежной среде города Оренбурга» (структурирование и заполнение пространства

информационного социума для молодежи и о молодежи города Оренбурга; содействие социальной адаптации студенческой молодежи в области управления общественной жизнью и т. д.); «Реализация молодежной политики в селах и поселках города Оренбурга» (поддержка общественных инициатив в молодежной среде села,

обеспечение социально-правовой защищенности молодежи) (целевая программы реализации молодежной политики в городе Оренбурге «Молодой Оренбург» на 20122014 годы);

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Пак Л. Г., Валеева М. А. Организационно-педагогическое содействие минимизации рисков

социализации студенческой молодежи

- системы преодоления проявлений асоциального поведения учащихся и молодежи посредством внедрения в практику наиболее эффективных форм и методов профилактической работы, активной пропаганды в средствах массовой информации в контексте противодействия табакокурению, наркомании, ВИЧ-инфекции, алкоголизму, незаконному обороту наркотиков; формирования направленности на здоровый образ жизни, приобщение к спорту (целевая Программа «Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и противодействие незаконному обороту наркотиков в городе Оренбурге на 2013-2017 годы»; целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Оренбургской области» на 2013-2016 годы»);

- системы гражданского и патриотического воспитания для формирования духовности, гражданской позиции, патриотического сознания обучающихся, повышения политической и правовой культуры, роста патриотизма (целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011- 2015 годы»);

- системы сохранения культурной самобытности россиян, реализации и развития духовно-культурного потенциала индивида; укрепления целостного регионально-культурного пространства, создания позитивного культурного имиджа Оренбурга в мировом пространстве, в России, в регионе (реализация ведомственной целевой программы «Развитие культуры и искусства города Оренбурга на 2013-2015 годы»);

- системы непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения профессиональной компетентности, квалификации педагогических кадров к работе по новым образовательным стандартам (программа «Педагогические кадры Оренбуржья на 20092015 годы).

Следовательно, необходимо констатировать, что в Оренбургской области реализуется комплекс задач организационно-педагогического содействия, связанных с определением «новых» основ социализации студенческой молодежи, ориентирующих на достижение социальной и духовной стабильности в регионе, становление цивилизованных отношений, направленности, жизненных планов, ценностных ориентаций обучающихся, обеспечивающих трансляцию духовного наследия, включенность в общецивилизационные процессы и проявление социокультурного сознания молодых людей. А это, в свою очередь, предполагает развитие качеств личности студента (социальной активности, социальной мобильности, креативности, ответственности и т.д.) для его жизнеспособности в обществе, определяющих успешность преодоления рискогенных обстоятельств современного социума. Все вышеизложенное, интегрированное в целостный показатель, сводится к освоению студентом принципиально нового опыта, инновационных установок социума, пересмотру ценностных ориентаций, формированию позитивно-конструктивного отношения личности к природе, обществу, деятельности, самой себе, накоплению студентом социальных знаний, позволяющих прогнозировать успешность жизни в новом режиме или в нестандартных социальных ситуациях.

Таким образом, анализ практического опыта по исследуемой проблеме позволяет констатировать, что длительное наличие признаков нестабильности в обществе, глубинные преобразования рынка труда и системы образования в целом, внутрипоколенные конфликты и нечеткие целевые ориентиры, рассогласование путей, сроков и способов профессионального становления, неравенство стартовых позиций, неравнозначность образа жизни и материального положения оказывают значительное влияние на интеграцию студенческой молодежи в современное общество и предопределяют возникновение рисков, оказывающих негативное влияние на

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

содержание процесса социализации студента. В решении вышеозначенных задач минимизации рисков социализации современной студенческой молодежи необходимо комплексное организационно-педагогическое содействие, концентрирующее

принципиально новую концепцию жизнеспособности студента в логике объединения усилий всех субъектов социума, образовательных институтов в изменяющемся обществе на основе идеи расширения взаимодействия обучаемого с окружающим миром, приобретения им опыта социального партнерства, социальных отношений с социальными институтами общества, сверстниками, взрослыми. При этом оптимальность организационно-педагогического содействия минимизации рисков социализации современной студенческой молодежи проявляется в результате взаимного согласования влияний общества, государства и разнообразных социальных институтов, определяющих эффективные направления социального становления обучающихся, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, их успешного профессионального и личностного становления.

Библиографический список

Город и горожане: социологические очерки: дайджестин-формация по итогам шести опросов населения города Оренбурга / под общ. ред. Э.М. Виноградовой. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2015. 156 с.

Зубок Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи. М.: Изд-во МГСА, 2003.

166 с.

Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения и социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109-115.

Морозов В. В. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. № 1. С. 29-31.

Пак Л. Г. Проблемы и социальные риски процесса социализации современного студента. Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М.: РОС, 2012. С. 8522-8529.

Руденский Е. В. Дефект социализации личности учащегося в образовательном процессе школы как предмет социально-педагогического исследования; МНовосиб. гос. пед. ун-т. Сиб. психосоц. ин-т: Изд-во НГПУ, 2001. 255 с.

Lupton D. Risk. London / New York, 1999: Routledge. P. 22.

Saltseva S. V. Modern social risks in pedagogical activity [Электронный ресурс] // World Applied Sciences Journal 22 (12): 1798-1800, 2013. URL:

http://www.idosi.org/wasi/wasi22(12)13/17,pdf (дата обращения: 12.06.2015).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.