Социально-личностное развитие ребенка третьего года жизни
Куделина Е.М.,
кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики, Россия
В настоящее время задачи социально-личностного развития решаются дошкольной педагогикой через осознание взаимосвязи их психических особенностей с воспитанием и обучением.
Среди показателей социально-личностного развития дошкольников исследователи отмечают адекватные способы общения с близкими взрослыми, социальную компетентность, или социальную зрелость, в единстве её мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов, ориентировку в окружающем предметном мире, в представлениях о самом себе, о явлениях собственной жизни и о своей деятельности, а также в явлениях общественной жизни.
Взаимодействие ребенка третьего года жизни со сверстниками строится на интересе друг к другу, играх рядом. Так формируется «просоциальное поведение», т. е. умение делиться, проявлять элементарную заботу.
Усвоение ребенком общественного опыта осуществляется в процессе становления предметно-игровой деятельности, продуктивных видов деятельности, научения. Познание окружающей жизни происходит через игру, в том числе сюжетную.
Именно в этот период (с 2 до 3 лет) ребенок начинает осознавать, что имеет индивидуальное имя, которое слышит, узнаёт, ласковые варианты которого знает. Ребенок выделяет себя как персону.
Особое место занимают вопросы половой идентификации и социализации ребенка, которое включается в структуру образа «Я», осуществляются не только через семью, но и через сверстников.
Для формирования у ребенка положительного отношения к себе воспитатели и родители должны создавать такие условия, чтобы он чувствовал свою значимость для окружающих, их любовь и был уверен в том, что всегда получит поддержку и помощь с их стороны. Такое позитивное отношение формирует доверие ребенка к миру взрослых и обеспечивает возможность активно и эффективно его осваивать.
Воспитатель для этого может чаще создавать такие ситуации, где центром внимания является каждый ребенок. В групповом помещении желательно разместить фотографии детей так, чтобы каждый мог увидеть и узнать себя на фотографии, показать ее детям и взрослым. Можно оформить альбом, в котором собраны семейные фотографиями детей, групповые снимки. Можно выставлять рисунки, поделки каждого ребенка, показывать их родителям, сотрудникам, детям, хвалить их в его присутствии, отмечать дни рождения, изготавливать и дарить подарки.
Важно проявлять интерес к его чувствам и предпочтениям, разговаривать с ним о родителях, о событиях в его жизни, любимых играх, игрушках. Педагоги и родители должны чутко реагировать на все переживания ребенка, радоваться вместе с ним, сочувствовать при огорчении, помогать ему понять причину того или иного переживания, выразив его словами.
Взрослые должны способствовать развитию у ребенка представления о своем внешнем облике. Нужно обращать внимание на цвет его глаз, волос, одежду, подчеркивать его достоинства. Это можно делать как в непосредственном общении, так и разглядывая вместе с ним его отражение в зеркале, где можно рассмотреть детали, обычно невидимые малышу, например, бантик на спине, рисунок на заднем кармашке и пр.
На третьем году жизни происходит дифференциация представлений ребенка о своих возможностях, способностях и действиях, уточняется отношение его к себе. Изменения образа себя у ребенка наглядно проявляются в его поведении.
Дети обычно имеют отчетливое представление о себе как о мальчике или девочке, а поэтому уже в этом возрасте следует уделять внимание формированию у ребенка поло-ролевой идентификации: указывать на особенности прически и одежды мальчиков и девочек, предлагать в играх девочкам быть мамой, тетей, няней, мальчикам - папой, дядей, шофером и т.п. В групповом помещении и на участке должны быть игрушки, как для девочек, так и для мальчиков. Это не значит, что девочки могут играть только с куклами, а мальчики с машинками. Каждый вправе играть с теми игрушками, которые ему нравятся, но ассортимент надо подобрать таким образом, чтобы стимулировать игры, способствующие поло-ролевой идентификации.
Важным достижением данного возрастного периода является развитие социальных навыков. Они формируются в ходе ежедневных процедур, которые занимают большую часть времени, проводимого малышом в группе полного дня. Социальные навыки не должны рассматриваться как простое обеспечение физиологических нужд ребенка. Все процедуры и то, как они проводятся, составляют важную часть педагогического процесса.
В эти моменты открывается возможность индивидуального общения воспитателя (родителя) с малышом, побыть с ним один на один, поговорить. Их нужно использовать для установления доверительных отношений, укрепления эмоциональной связи между ребенком и взрослым. В ходе ежедневных процедур, беседуя с ребенком, взрослый называет предметы и действия, что-то объясняет, спрашивает, отвечает на вопросы, рассказывает стишки - все это способствует его познавательно-речевому развитию. В процессе умывания, одевания, приема пищи малыш обучается различным действиям: берет мыло и намыливает руки, открывает кран, надевает колготки, застегивает и расстегивает застежки на одежде, обуви. Постепенно дети учатся самостоятельно умываться, одеваться и пр. Участвуя вместе с воспитателями в повседневных делах, следуя примеру взрослых, они приобретают социальные навыки.
Главное, к чему должны стремиться воспитатели (и родители), проводя ежедневные процедуры, - создать доброжелательную атмосферу сотрудничества. Приучая детей к самостоятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного, не предлагать непосильные для ребенка действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам, называть ребенка только по имени.
Приход и уход детей - важные моменты для ребенка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключиться на другую обстановку, расставаться с мамой. Вечером некоторые дети, увлеченные игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослые должны стремиться сгладить эти моменты, сделать их приятными для малыша.
Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание каждой семье, ласково приветствует ребенка, ободряет, - это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. Родители и воспитатели должны при встрече обменяться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроении. Это позволит взрослым учесть состояние малыша, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, ребенок не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в то время, когда за ним пришли, отказывается прекращать игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить ей поиграть вместе с ребенком, взять игрушку с собой. Если выяснится, что малыш плохо ел в яслях, родители предложат ему ужин пораньше.
Ласково прощаясь с ребенком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Наташенька! Завтра придешь, будем играть снова. До завтра!»
Раздевание и одевание детей занимают много времени в течение дня. Эти процедуры целесообразно использовать для развития у них самостоятельных действий, поэтому надо предоставить им возможность упражняться в последовательности операций. Ребенок
может наблюдать за тем, как самостоятельно одеваются другие дети, попытаться подражать им. Имитируя действия других, действуя по показу воспитателя или следуя его простым инструкциям, он учится снимать и надевать одежду, расстегивать и застегивать застежки. Родителям необходимо подготовить одежду и обувь с удобными застежками (на молнии, на липучках), ярких цветов, с запоминающимся рисунком или отличительными признаками, познакомить с ними ребенка.
Помогая малышу одеваться и раздеваться, воспитатель (и родители) должен быть спокойным и терпеливым, не ругать, не подгонять ребенка, не совершать резких и грубых действий. Все должно сопровождаться ласковой речью, называя предметы одежды, рассказывая, что и для чего в данный момент взрослый и ребенок делают: "Сейчас мы возьмем носочки и наденем их, чтобы ножки не замерзли, потом наденем сапожки. Вот так, Сашенька, молодец!» Предлагая ребенку попробовать самому выполнить показанное действие, нужно подбодрить его, вселяя в малыша уверенность в успехе и помощи взрослого: «Катенька, ты сама надела одну Попробуй теперь так же надеть вторую рукавичку. Что, пальчик застрял? Не беда, я тебе чуть-чуть помогу, и все получится. Вот ты и научилась надевать варежки. Теперь ручки не замерзнут на морозе. Вот молодец!»
Уход за внешним видом. Взрослые привлекают внимание детей к их внешнему виду, деликатно напоминают пользоваться носовым платком, устранять непорядок в одежде, прическе: «Валечка, давай завяжем тебе бантик, сделаем красивую прическу». Помогая ребенку заправить рубашку, причесаться, высморкаться, следует подвести его к зеркалу и вместе полюбоваться аккуратным видом, похвалить его: «Вот молодец, Петенька, теперь у тебя все в порядке». Воспитатель одобряет опрятный внешний вид детей, побуждает их порадоваться чистой одежде, аккуратной прическе. Не следует стыдить ребенка, привлекать внимание других детей к непорядку в его внешнем виде. Постепенно дети начинают замечать испачканную одежду и обувь, грязные руки, и сами обращаются к взрослому с просьбой о помощи.
Наиболее успешно разнообразные социальные навыки формируются у детей третьего года жизни в процессе сотрудничества с взрослыми, когда они наблюдают за их деятельностью и включаются в нее. Воспитатель обращает их внимание на свои действия, рассказывает, для чего он это делает, предлагает помочь ему (накрывать на стол, приносить и раскладывать ложки, салфетки и пр.), убирать и мыть игрушки, развешивать полотенца.
По окончании игры или занятия педагог побуждает малышей вместе с ним складывать игрушки на место. Нужно объяснить им, что любую игрушку легко найти, если она находится в своем домике». Воспитатель предлагает малышам помыть игрушки, искупать кукол, постирать их одежду.
Дети учатся вешать одежду, ставить обувь, класть на место шапку, шарф и варежки в своем шкафчике. Чтобы легко отыскать его, на дверцу обычно прикрепляют предметную картинку. Пусть малыш выберет ее сам. Раздеваясь для дневного сна, дети складывают одежду на стульчик; ставят обувь под кроватку. Раздевая и одевая, педагоги также побуждают детей помогать: показать, где шапочка, куда поставить сапожки, положить на место варежки.
Правила этикета дети усваивают, если взрослые в семье и детском саду являются для них положительным примером. Побуждать детей следовать правилам: здороваться при встрече и прощаться при расставании; говорить «спасибо» за помощь, за подарок; пользоваться салфеткой и носовым платком; желать приятного аппетита и спокойной ночи; извиняться, если нечаянно причинил кому-то неприятность; спрашивать разрешения, если хочет присоединиться к игре детей или взять чью-то игрушку, не перебивать разговор взрослых. Подражая взрослым, дети постепенно обучаются вежливости, усваивают правила этикета.
Дети учатся пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Перед едой воспитатель желает им приятного аппетита, учит говорить «спасибо» после еды. Во время приема
нищи взрослый негромко беседует с детьми: рассказывает, что они будут есть на первое и на второе, спрашивает, вкусный ли компот, хвалит малышей.
В ходе проведения ежедневных процедур у детей часто возникают капризы, недовольство, конфликты с взрослыми. Ребенок может отказываться от приема пищи или какого-то ее вида, не хочет садиться за стол, во время еды, не желает пользоваться ложкой, чашкой и пр. Некоторые дети не любят переодеваться, сопротивляются, диктуют свои условия. Случается, что малыш отказывается ложиться в кроватку, долго не засыпает, зовет маму, плачет. Многие дети не умеют проситься в туалет, отказываются садиться на горшок, не любят умываться, причесываться.
Чтобы понять истинные причины их сопротивления воспитателю важно представить чувства и переживания детей в данной ситуации. Отказ от выполнения режимных процедур чаще всего связан с возникшими или закрепившимися негативными ощущениями (холодный горшок, неудобная поза, попадание мыла в глаза, непривычно твердая пища, неудобная одежда и пр.), переживаниями, вызванными неделикатным обращением взрослого (резкие поспешные движения, громкий и раздраженный голос воспитателя, подавление стремления к самостоятельности, прерыванием интересных занятий). В таких случаях плач, капризы выступают сигналом взрослому о дискомфорте, эмоциональном неблагополучии, которое испытывает малыш, а не являются признаком недисциплинированности.
Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает избегать принудительных способов проведения режимных процедур, что может привести к стойким негативным последствиям. Рекомендуется использовать ласковые уговоры, объяснения; подходящие к ситуации песенки, стихи, рассказы; обыгрывание процедуры; поощрение самостоятельности ребенка; следование за темпом его действий. Способы личностно-ориентированного взаимодействия требуют от взрослого особых усилий, терпения и творческого подхода, зато вызывают положительные эмоции, чувство уверенности, доверия к взрослому, способствуют развитию самостоятельности ребенка.