Научная статья на тему 'Негосударственный детский сад: первые шаги'

Негосударственный детский сад: первые шаги Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
42
36
Поделиться
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД / "ОТ А ДО Я" / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Воробьева Маргарита Владимировна

В частном детском саду «от А до Я» в основу воспитательно-образовательного процесса заложена идея личностно-ориентированной модели. Доминантной формой организации всей педагогической работы стал индивидуальный подход к дошкольникам. Основные цели воспитательных воздействий помочь ребенку открыть собственную уникальность и развить ее, создать условия для активизации заложенных в нем возможностей с сохранением семейных традиций. Для нашего коллектива было очень важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным, уверенным в себе, понятым и принятым в коллективе сверстников и взрослых. Чувствовал, что ценят и уважают его личность. «От А до Я» это не просто буквы алфавита: «А» первые знания, которые получает ребенок в семье и детском саду, « Я» формирование начал универсального сознания, построение своего « Я» посредством взаимосвязанных элементов «семь Я», « друзь Я», «мир и Я», «в мире Я», «часть природы Я», «собственно Я».

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Воробьева Маргарита Владимировна,

Текст научной работы на тему «Негосударственный детский сад: первые шаги»

М. В. Воробьева

Негосударственный детский сад: первые шаги

Воробьева Маргарита Владимировна - кандидат педагогических наук, директор Учебно-образовательного центра по воспитанию и образованию детей младшего возраста МГПУ.

В частном детском саду «от А до Я» в основу воспитательно-образовательного процесса заложена идея личностно-ориентированной модели. Доминантной формой организации всей педагогической работы стал индивидуальный подход к дошкольникам. Основные цели воспитательных воздействий - помочь ребенку открыть собственную уникальность и развить ее, создать условия для активизации заложенных в нем возможностей с сохранением семейных традиций. Для нашего коллектива было очень важно создать атмосферу, в которой ребенок чувствовал бы себя защищенным, уверенным в себе, понятым и принятым в коллективе сверстников и взрослых. Чувствовал, что ценят и уважают его личность. «От А до Я» -это не просто буквы алфавита: «А» - первые знания, которые получает ребенок в семье и детском саду, « Я» - формирование начал универсального сознания, построение своего « Я» посредством взаимосвязанных элементов - «семь Я», « друзь Я», «мир и Я», «в мире Я», «часть природы Я», «собственно Я».

«СемьЯ»-основополагаюш,ий элементвжиз-ни любого человека. Даже самый хороший детский сад не способен заменить ребенку семью. Любой разрыв с семьей, даже если он происходит на короткий срок, приводит ребенка в состояние психологического дискомфорта. Именно поэтому в нашей педагогической работе главным является взаимопонимание и сохранение единства взглядов с семьей ребенка на его воспитание и образование. Мы очень внимательно и уважительно относимся к просьбам со стороны родителей, бабушек и дедушек.

Хорошо известно, что взгляды мамы и бабушки на воспитание малыша в семье часто не совпадают. Ваня большую часть времени проводит с бабушкой, которая и является для мальчика главным воспитателем. Эта ситуация вполне естественна, принята всеми членами семьи, одобрена родителями ребенка. Мальчик пришел в детский сад, твердо зная, что именно бабушка будет представлять его интересы. С нашей стороны в данной ситуации требовалось только понимание и принятие традиций семьи, чтобы ребенок почувствовал себя спокойно и уверенно в детском саду. Для

Вани было очень важно, что мы от бабушки узнали о его любимых увлечениях, о том, что он любит смотреть по телевизору, читать, в каких брюках ходить в детском саду. Мы поняли, в какой атмосфере мальчик находится, что и помогло ребенку принять перемену - переход от личностного общения с бабушкой к общению со сверстниками, педагогами. Сначала ребенок присматривался и как бы мысленно встраивался в детскую деятельность. Затем очень робко подходил к детям и начинал с ними говорить, но так тихо, что его просто никто из детей не слышал. Даже с педагогами он выбрал интересную форму общения: « Я тебе скажу на ушко». Воспитатель в данной ситуации выступал не только посредником между Иваном и детьми, но и его «переводчиком». Так продолжалось почти две недели. Мы стали опасаться, не повлияла ли негативно смена обстановки на здоровье ребенка. Провели консультацию с бабушкой. Оказалось, что дома ребенок активно и в полную силу голоса обсуждает все, что с ним происходит в детском саду. Оценки в адрес детского сада были только положительные. Период адаптации прошел достаточно легко, и у Вани появилась уверенность, что

ему будет хорошо в детском саду. У бабушки пропало чувство постоянной тревоги, ожидания проявления отрицательных эмоций со стороны внука. Установилась гармония в отношениях между ребенком и нами.

Психологическое благополучие ребенка среди сверстников является основой для построения не только воспитательного, но и образовательного процесса. « Друзь Я» - это самое сложное, что должен приобрести ребенок в своем обществе. Умение встроить себя в уже сложившиеся детские взаимоотношения, занять позицию, отстоять свою точку зрения, завоевать симпатии сверстников.

Филиппу было четыре года, когда он пришел в группу. Детское сообщество приветствовало его появление. Но Филипп...

Ему никак не хотелось идти на контакты с детьми. Уютнее всего он чувствовал себя рядом со своим шкафчиком, там мама его раздевала, укладывала вещи, говорила последние ласковые слова перед тем, как уйти на работу, и самое главное - называла время, когда она за ним придет вечером. Место рядом воспринималось ребенком как «островок мамы». Проходили томительные и мучительные для ребенка часы, дни. Педагоги пытались переключить внимание мальчика на другую деятельность, обращались к помощи детей - никаких результатов. Тогда совместно с детьми всеми сотрудниками было принято решение оставить ребенка наедине с собой на то время,

которое будет необходимо Филиппу. Мальчик это решение принял с большим удовольствием, успокоился, на короткое время стал приходить в группы и ходить за детьми, изучать их, наблюдать за занятиями. Из бесед с мамой мы узнали, что ребенок многое из увиденного в детском саду повторял и делал дома. Процесс воспроизводства мальчик спрятал от посторонних глаз детей и взрослых. Когда Филипп заговорил, мы заметили, что он заикается. К работе сразу подключился опытный логопед. С тревогой ожидали воспитатели, как отреагируют дети. А наши дети так обрадовались - Филипп захотел с ними общаться, - что даже и не обратили на это обстоятельство никакого внимания. Главным для них стал факт его участия в совместной жизни группы. Он принял детей, а они - его. Процесс формирования детских взаимоотношений прошел благополучно, и вершиной этих отношений стало выступление на дне рождения одного из наших воспитанников.

Филипп рассказал стихотворение и заслужил аплодисменты публики, а его друг Максим сказал: «Молодец!»

К сожалению, Филипп смог посещать детский сад всего 1,5 года. Но и те результаты, которых мы достигли, были показательными, и мы искренне верим, что помогли ребенку на первых этапах включиться в познание «мир и Я», «в мире Я».

Ориентация на индивидуальный темп развития является еще одним условием в работе педагогического коллектива. В детском саду имеется достаточное количество помещений, в которых одновременно с пятью-шестью детьми могут проводить занятия наши педагоги. Форма проведения занятий - индивидуальная, что позволяет не опережать темп психического развития каждого нашего воспитанника. Хорошо известно, как важен для дошкольника интерес к занятиям и как трудно бывает его поддерживать у всех детей одновременно на групповых занятиях.

Родители переживают, когда детей сравнивают друг с другом в развитии, малышей как бы постоянно противопоставляют друг другу. Мы не рассказываем нашим мамам и папам, кто лучше, а кто хуже занимается. Стараемся подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка, показать его успехи и достижения в разных видах деятельности, развитии. Очень часто мамы выражают обеспокоенность, когда видят, что ее чадо отличается от ровесников. Например, не знает такого количества стихов, которое

демонстрирует ребенок их знакомых. Или ребенку исполнилось пять лет, а он еще не читает так, как хотели бы родители. При этом мама не обращает внимания, с какого уровня развития «стартовали» дети в познании поэзии.

В детский сад одновременно пришли дети 3,5 лет: мальчик и девочка. В процессе общения с родителями выяснились особенности каждого. В одной семье старались отучить ребенка от памперсов, а в другой - ограничить количество читаемых сказок, так как Настя буквально замучила маму чтением. Каждый день Настя была одним из героев сказки: «Сегодня я Белоснежка или мама Коза. Я еще не решила, но я сейчас придумаю». Для воспитателей стало привычным делом спрашивать у девочки: «Настенька, а кто ты у нас сегодня?» А вот нового мальчика все время приходилось спрашивать, не хочет ли он в туалет, и постепенно приучать обходиться сначала в группе, а потом и на прогулке без памперсов. У Насти оставалось больше времени для содержательного общения с педагогами и сверстниками. Ребенок свободно играет. В игре реализует свои знания, формирует умения. У Бори время на включенность в социум и налаживание гармоничных отношений с ним сокращается во много раз. Занятия носят прерывистый характер. Воспитателям приходится часто отвлекать мальчика от любого вида деятельности, чтобы выработать привычку контролировать свои естественные нужды. Родители уверены, что с этой проблемой мы сможем быстро справиться не в ущерб общему развитию ребенка. Но темп развития замедлен. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы родители к 3,5 годам научили малыша обходиться без памперсов. У него было бы больше времени для интересных и содержательных занятий, для познания окружающего мира и себя в этом мире.

Не всегда родители бывают терпеливы к детям и одновременно внимательны к рекомендациям педагогов. Нам часто приходится слышать от мам: «Вот я думала, приведу к вам ребенка, и он уже через месяц будет удивлять нас своими знаниями». В таких случаях самая сложная работа начинается не столько с ребенком, сколько с его родителями. Приходится приводить примеры, убеждать, а порой и защищать дошкольников от завышенных притязаний со стороны родных.

Бабушка Ирины была просто твердо убеждена, что внучка в шесть лет должна быть энциклопедически наполнена знаниями. На

вопрос: «Зачем это нужно девочке?», ответ оказался очень простым: «Я хочу, чтобы моя внучка была не похожа на других детей». Бабушка не видела, что девочка обладает многими другими индивидуальными отличиям: артистична, выразительно читает стихи, рассказывает смешные истории. И, как мы только ни убеждали и ни пытались обратить внимание именно на это, бабушка оставалась при своем мнении: «Ирина должна знать то, что не знают другие дети». Большое число дополнительных занятий с разными педагогами привело к повышенной утомляемости ребенка. Итог бабушкиных притязаний - врачи на три месяца рекомендовали прекратить все занятия с ребенком и предоставить ей отдых. Девочка перестала ходить не только в детский сад, но и на частные уроки к другим педагогам.

Таких родителей и бабушек мы приглашаем на занятия, постоянно информируем о новых достижениях, сравниваем результаты развития ребенка буквально через каждые две недели с предыдущими показателями, доказываем, что ребенок - это личность, а не средство выражения желаний их пап, мам, а порой и бабушек.

Катю привели в детский сад в 3 года. Девочка хорошо знала все буквы алфавита, и мама была абсолютно уверенна, что вот-вот еще совсем чуть-чуть надо позаниматься с ребенком, и Катюша начнет читать. Для семьи было бы показательно, что ребенок пошел в частный детский сад и уже в 3 года читает. Прошел год, а Катя никак не могла порадовать близких успехами в чтении. Консультации, которые мы проводили с мамой по поводу индивидуального развития ребенка, явного успеха не имели. Маме казалось, что педагоги делают что-то не так. Она пошла учиться на курсы, чтобы овладеть методикой обучения детей чтению по кубикам Зайцева. Эту методику мы используем в своем детском саду. Все лето мама посвятила обучению ребенка чтению.

I «Л

Результат был тот же. Катя не стала читать лучше, чем она читала в детском саду. Это заставило маму прислушаться к нашим советам и обратить внимание на особенности в развитии дочери, стать нашим союзником. В сентябре мы продолжили индивидуальные занятия с девочкой. Катя стала прилично читать на занятиях, зато дома отказывалась от подобных упражнений. Прошло еще два месяца, и проблема чтения исчезла сама собой. Сейчас Катюша -уже школьница, никаких трудностей в учебе не испытывает. Вместе с мамой и бабушкой они желанные гости в нашем детском саду.

Не секрет, что в частный детский сад родители могут привести детей, которым по некоторым медицинским показателям противопоказано посещать даже самый хороший государственный детский сад. Большая наполняемость групп, общий режим, обязательные занятия для всех детей в определенное время не всегда позволяют в полной мере осуществить индивидуальный подход к ребенку, смену различных видов деятельности. В условиях частного детского сада есть возможность выполнять рекомендации врачей, решать проблемы ухода за ребенком. Родители понимают, что не только подготовка к школе является основой посещения ребенком детского сада, но и общество взрослых и сверстников, которое

помогает формировать умение общаться, способствует социализации ребенка. Никакая няня не заменит ребенку сверстника, ему необходимо развиваться в условиях детской культуры.

Вероника не хотела, чтобы ее дочка дошкольный период жизни по рекомендации врачей провела в домашних условиях. Родители опасались шишек и синяков, которые ребенок не может не получать, находясь среди других детей. Любая инфекция могла пагубно сказаться на слабом здоровье девочки. Когда с этой серьезной проблемой мама обратилась к нам в детский сад, возник вопрос не только организации специальной двигательной активности и внимательного отношения со стороны взрослых, но и подготовки детей к тому, что Наташа нуждается в повышенном внимании с их стороны. Мама понимала, что разделяет с нами всю ответственность за ребенка. Первое время Наташа вместе с мамой проводила в группе несколько часов. Пребывание в детском саду было очень тревожным и беспокойным как для мамы, так и для всего персонала детского сада. Через две недели Вероника уже стала оставлять девочку одну. Педагоги внимательно контролировали двигательную нагрузку: 15-20 минут движений - 10 минут отдыха. В это время с Наташей проводили индивидуальные занятия или спокойные игры. Прием

лекарств осуществлялся по рекомендациям врачей. Воспитатели обеспечивали повышенный контроль за передвижениями ребенка и его контактами с другими детьми, строго дозированное время двигательных занятий и др. День за днем мы привыкали к нашей Натусе, а она к нам. Порой было трудно всем. Но очень хотелось, чтобы ребенок чувствовал себя равным среди равных. Этого хотела и мама, и трехлетняя кроха. Период привыкания, узнавания, принятия друг друга прошел благополучно как среди взрослых, так и среди детей. Наташа чувствовала себя хорошо, особой защитой для нее стали наши дети всех возрастов. Именно они создали те условия, которые явились оптимальными для воспитания и образования малышки. Самая лучшая оценка мамы - «Я никогда не думала, что Натуся будет ждать, когда она пойдет в детский сад, и просить меня не оставлять ее без особой нужды дома». Мы радовались совместному успеху. Наташа благополучно проходила в детский сад три года. Стала ведущей артисткой нашего детского театра, успешно выступала на всех праздниках, и никто из родителей воспитанников даже ни разу не обратил внимания на ее проблему. И только бабушка, часто посещая выступления внучки, до боли сжимала руки, зная, какие усилия преодолевает Натуся. Затем Наташа стала первоклассницей. Провожать ее в школу пошли все дети старшей группы. Это был их общий праздник.

У нас было много «проблемных» детей. Но мы твердо убеждены, что большинство проблем разрешимы. Необходимы определенные условия для детей и огромное желание взрослых совместно с детьми преодолевать их.

Невозможно оставить без внимания еще один аспект, который также оказывает существенное влияние на весь воспитательно-образовательный процесс. Мы имеем в виду организацию режима дня и детского питания. Режим дня в нашем детском саду существенно отличается от режима дня в государственном детском саду. Тот распорядок, который установился и действует у нас, подсказала практика и сами дети. Прием детей осуществляется с 8.00 до 10.00. Это дает родителям и детям возможность варьировать час прихода в детский сад. Иногда семья имеет возможность провести завтрак дома со всеми домочадцами. Прекрасная возможность! Пусть ребенок воспользуется этим! Тем более что папа приходит домой поздно и не всегда застает сына или дочь бодрствующими. Дети, которые с 8.00 до 9.30 пришли в детский сад, завтракают и готовятся к занятиям. В 10.00 начинаются индивидуальные занятия и занятия по подгруппам не более трех - пяти детей (музыкальные и физкультурные). Прогулка и обед тоже проходят позже, так как трудно старшего дошкольника уложить спать раньше 13.30-14.00. Обычно именно в это время дети спят днем дома

в выходные дни. Отдыхают наши дошкольники два часа, но иногда время сна варьируется от 1,5 до 2-х часов. После дневного сна наступает время полдника, игр, досугов и индивидуальных занятий. Завершается день в 19.00 - в это время дети расходятся по домам.

При приеме нового ребенка в детский сад врач проводит беседу с мамой и выясняет, какие продукты противопоказаны, что любит чадо, какое отношение у ребенка к процессу приема пищи. Зная особенности каждого ребенка, мы имеем возможность заменять продукты, «аллергенные» - исключать из рациона ребенка, на завтрак предлагать не только чай или кофейный напиток, но и йогурт или сок. Если ежедневный прием пищи не вызывает у детей отрицательных эмоций, то и этот элемент распорядка дня становится огромным помощником в создании благоприятного климата.

Помещения нашего детского сада функционируют по принципу большой квартиры с несколькими комнатами. Все комнаты принадлежат детям. В них можно играть, заниматься, отдыхать.

Среда, в которую попадает ребенок, должна отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям эргономики развивающейся детской активности. Ее элементы сомасштабны и соотносимы с макро-, микропространством деятельности детей и взрослых.

Нельзя назвать место, где Максим чаще или дольше всего бывает. Он везде. Он не любит находиться в помещении один и идет туда, где есть дети или взрослые. Принося из дома игрушки, то есть значимые для него предметы, Максим постепенно включается в пространство детского сада, и это пространство становится частью его собственного «Я».

Мы помогаем детям находить себя в мире, не подавляя их желаний и стремлений, чтобы их «Я» гармонично слилось с миром. Условия, которые мы создали для воспитанников, позволили снять многие отрицательные моменты в воспитательном процессе. У детей редко возникают серьезные конфликтные ситуации. Они хорошо знают правила и требования, которые предъявляют к ним взрослые. У нас нет безграничной снисходительности и потакания детским прихотям и капризам. Ребенок знает границы дозволенного. От дисциплины мы не отказываемся, но требования не жесткие, так как дети сами учатся регулировать свое поведение в соответствии с правилами детского сада. Дошколята сами могут объяснить но-

вым детям: «Ты знаешь, не бойся, скажи или спроси, тебя здесь ругать не будут». Ребенок быстро привыкает к коллективу сверстников, и с взрослыми у него устанавливаются партнерские отношения. Атмосфера доверия становится защитой для ребенка в период адаптации к новой жизни в условиях детского сада.

В нашем саду две возрастные подгруппы: дети от 2 до 4 лет и от 4 до 7 лет. Наполняемость групп 8-10 человек. Разновозрастность наших групп создает эффект замещения младших или старших братьев и сестер для тех детей, которые являются единственными в семье. К нам приходят дети с серьезными проблемами речевого развития, а иногда и такие, которые еще не умеют говорить. Если это единственный ребенок в семье, то родителям бывает сложно постоянно активизировать и побуждать его к общению. Находясь среди детей разного возраста, ребенок быстрее начинает говорить. Сами дети являются для таких малышей учителями: «Ну, скажи, скажи - дай, дай. Попроси у меня игрушку»; «Нет, скажи вот так - с у п». И таких примеров великое множество.

Дошкольники учатся чувствовать себя одновременно и старшими по отношению к малышам, и младшими по отношению к старшим детям. Они могут попеременно находиться в разных позициях относительно других детей в соответствии с той или иной ситуацией. Это способствует формированию самого сложного элемента Я-образа. Ребенок не осознает, какими умениями он овладевает, а в процессе общения с разными представителями социума чувствует себя уверенно и свободно. Он открыт к общению, приветлив и готов к принятию социума. Гости, в том числе и из-за рубежа, отмечают эту особенность наших детей.

Обращаясь к прошедшим пяти годам нашего существования, видишь, какой мы накопили достаточно большой опыт работы в новых условиях - условиях негосударственного образовательного учреждения. Для нас важен как положительный, так и отрицательный опыт. Наш положительный опыт - это хороший показатель кропотливой и сложной работы, а опыт отрицательный - мотив к поискам средств и методов улучшения педагогической и административной деятельности.

Заглядывая в будущее, хочется надеяться, что еще такая хрупкая и во многом незащищенная, формирующаяся система негосударственных образовательных учреждений выживет, окрепнет и принесет детям много пользы. ■