УДК 37.011
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Ольга Александровна Меньшикова, аспирант, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Аннотация
В статье раскрываются сущностные характеристики понятий «духовность» и «нравственность» с педагогической и психологической точки зрения. Дан анализ психолого-педагогических исследований в изучении понятия «духовно-нравственное воспитание». Обозначены основные направления и характеристики современных подходов к изучаемому понятию.
Ключевые слова: духовность, личность, нравственность, духовно-нравственное воспитание, духовная культура.
SOCIAL AND CULTURAL AND PEDAGOGICAL GROUNDS OF CONCEPT "SPIRITUAL-MORAL EDUCATION"
Olga Alexandrovna Menshikova, the post-graduate student, Perm State Humanitarian-Pedagogical University
Annotation
The article reveals the essential characteristics of the concept "spirituality" and "morality" from the pedagogical and psychological point of view. The analysis is given upon the psychological and pedagogical research in the study of the concept of "spiritual and moral education." The main directions and characteristics of modern approaches to the concept under study are indicated.
Keywords: spirituality personality, morality, spiritual and moral education, spiritual culture.
Современное общество находится в процессе системных преобразований в социокультурной и духовной сфере. В период перемен значение имеет сохранение нравственных идеалов и духовного пространства, которые позволят укрепить силу народа и обеспечить безопасность личности, прежде всего ребенка в обществе. Государственная политика в сфере образования ориентирована на определение стратегических и тактических задач в области национального воспитания.
В современных нормативных документах («Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, «Указ Президента Российской Федерации») приоритетные задачи ориентированы в меньшей степени на интеллектуальную составляющую, ведущими определены направления, обеспечивающие духовное воспитание и развитие выпускников образовательных организаций на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [6]. В духовно-нравственном воспитании интегрируются цели, принципы, содержание и методы двух его направлений - духовного и нравственного [16]. С целью конкретизации основных понятий в контексте нашего исследования обратимся к анализу сущностных характеристик основополагающего термина нашего исследования «духовно-нравственное воспитание».
Термин «духовность» невозможно отнести к определениям, имеющих фиксированную категориальную модальность. В современном философском словаре «Традиционно и наиболее часто духовность определяется как состояние, относимое к Богу, вере, духу человека и отражает все его умственные, нравственные силы и воли» [13, с. 142-143].
Основное понятие «духовность» можно рассмотреть в нескольких смыслах. В словаре системы основных понятий Новикова А.М. даются следующие формулировки. В первом значении - «высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными регуляторами ее деятельности становятся высшие человеческие ценности». Во втором значении духовность рассматривается в качестве «образа жизни человека, достигшего личностной зрелости. И в третьем значении «как высоконравственное начало в жизни
человека, как стремление к идеалу, способность к самоанализу поступков и переживаний» [9, с. 51-52]. Данное определение обосновывает вывод научных исследований о наличии двух значимых направлениях в изучении понятия духовности: религиозного и светского [14].
Учитывая многообразие подходов к изучению духовности, нам важно педагогическое исследование Бахчиевой О.А. в рамках которого научные работы можно условно разделить на три группы. Научные работы первой группы акцентируют внимание на знакомство детей и подростков к духовной культуре и ценностям своего народа. В.И. Додонов, В.Г. Пряникова, Л.А. Степашко в своих научных публикациях духовность рассматривают как совокупность высших нематериальных ценностей светского и религиозного характера, способствующие приобщению к духовной культуре своего народа, средствами которого могут выступают предметы и явления материального и духовного мира [2].
Вторая группа исследований духовность определяет, как высшую способность человека, позволяющую ему стать субъектом личностного самоопределения. Артемов С.В. акцентирует внимание на направленность личности, которая руководствуется своими главными ценностями, и определяет свои жизненные задачи с учетом данных ценностей. Т.И. Власова, изучает «духовность» через понятие «экзистенция», уточняя механизм духовного развития, как возможность проявить себя «в ситуации актуализации духовных потенций» [4, с. 22-23], как способ проживания человека в этом мире и понимания того, что происходит с личностью. А.Г. Андреева уточняет понятия, включая в него комплекс нравственных качеств и ценностей, они реализуются в едином материальном и духовном мире и создают предпосылки для саморазвития человека [1, с. 6].
Третья группа ученых (А.А. Шабанов К.В. Сивков, К.Н. Соколов и др.) считают, что духовность можно рассматривать в качестве одного из главных свойств коллективного сознания, которое появляется при условии развития системы общественных отношений в социальном пространстве с целью обеспечения духовной жизни [2].
Анализируя данные позиции, мы пришли к выводу о многоаспектности изучаемого понятия. Ученые рассматривают духовность как одно из фундаментальных свойств личности, источником духовности определяются существующие в обществе духовные ценности и этические нормы, которые зафиксированы в духовном опыте человечества в виде символических образов, языке искусства, знаковых систем. В педагогических исследованиях духовность рассматривается с позиции приобщения человека к духовной культуре народа, а также духовным ценностям как ориентирам самовыражения; изучается как определенный способ существования индивида, как ориентация на решение смысложизненных проблем; как способ самореализации каждого в этом мире. В целом ученые и практики духовные ценности рассматривают как одно из базисных оснований духовности.
Термин «нравственное воспитание» в педагогической науке является более сформированным. Лихачев Б.Т., Сухомлинский В.А., Шемшурина А.И. и др. рассматривают нравственное воспитание как развитие отношений воспитателя и ребенка, обращенное на становление нравственных идеалов и нравственных чувств (совесть, ответственность, стыд и т.п.), нравственных качеств (честность, доброта, дисциплинированности и т.п.), а также формирование нравственных умений и привычек [2]. Артемов С.В. обозначает неразрывную связь нравственности человека с духовными ценностями. Сущность человеческой личности определяется, по его мнению, духовными ценностями, имеющими определённую сложноподчиненную структуру. Они образуют базовые основания различной деятельности человека, имеют для него значимую роль, так как определяют возможности развития и ориентацию личности в жизни [16].
Изучение специфики понятия «духовно-нравственное воспитание» позволяет сделать вывод о том, что оно объемно и в своем содержании и имеет последовательную систему значимых целевых установок личности. Нам близка позиция Веселовой Е.В., рассматривающей «духовность как интегральную характеристику ценностно-смысловой сферы личности» [3, с. 27], автор поясняет, что духовные ценности способствуют личности
саморазвиваться, находить себя в их национально-культурном выражении. Нравственность, в таком случае, рассматривается в качестве доминирующего компонента духовности. Это «внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [10, с. 98].
В научных работах Б.С. Братусь, Н.А. Коваль, В.А. Пономаренко, В.И. Слободчи-кова, Т.А. Флоренской, В.Д. Шадрикова понятия «нравственность» и «духовность» связывают в одно определение «духовно-нравственные качества личности» как дополняющие и взаимосвязанные друг с другом. К этим качествам ученые относят доброту, справедливость, милосердие, сочувствие, терпимость, любовь к людям, отзывчивость, совестливость, сострадание и др. [7].
Следовательно, «духовно-нравственное воспитание» состоит из базовых понятий -«духовность» и «нравственность». Анализ научных исследований показал, что духовность рассматривается как внутренняя нравственная сущность человека, для которого ориентирами жизнедеятельности становятся общечеловеческие и этнические ценности; нравственность же ориентирована на правила поведения и систему внутренних прав личности, в основе которой лежат гуманистические ценности [7].
Уточняя сущность духовно-нравственного воспитания, мы можем увидеть разные точки зрения. Исследование Н.П. Шитяковой [16] показало, что не существует единой позиции в понимании ученых и практиков к данному вопросу. Большинство из них определяют духовно-нравственное воспитание как формирование у молодежи системы общечеловеческих, этнических и религиозных ценностей, которыми субъект следует, несмотря на изменяющиеся условия. В концепции, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым рассматривается «духовно-нравственное воспитание как педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [6, с. 6].
А.Д. Солдатенков продолжает данную мысль, определяет духовно-нравственное воспитание как педагогическую деятельность, направленную на формирование духовного мира подрастающего человека, включающего все компоненты личности, в том числе ценности религиозной культуры» [12, с. 17]. В.Д. Ширшов в своих исследованиях показывает взаимосвязь внутреннего мира человека с положениями религиозной педагогики. Он рассматривает духовно-нравственное воспитание, как деятельность взрослых, которая способствует формированию нравственных ценностей у детей в тесной взаимосвязи с духовностью, определяет группу условий, обеспечивающих эффективность данного воспитания» [15, с. 51].
Вторая группа определений направлена на процесс самовоспитания и саморазвития личности. Т.П. Грибоедова предлагает духовно-нравственное воспитание рассматривать как деятельность человека, которая ориентирована на становление нравственности через Идеальную Духовную Сущность с учетом личных мотивов в нравственной среде [1]. Данной точки зрения придерживается и А.Б. Неробеев, понимая под духовно-нравственным воспитанием процесс и результат формирования у детей духовного идеала и ценностей как базы нравственного поведения личности, которая в состоянии следовать общечеловеческим требованиям и нормам, совпадающим с ее внутренними убеждениями и ценностями [8].
Третья группа определений отражает целевые установки духовно-нравственного воспитания на процесс становление значимых качеств личности: гуманности, доброты, честности, порядочности, дисциплинированности, уважения к старшему поколению, патриотизма, толерантности, эмпатии и др.; формирование представлений о культурно-историческом наследии, традициях и нормах, установленных в обществе [1]. Д.А. Левчук, О.М. Потаповская, А.В. Глумной обозначают в духовно-нравственном становлении человека необходимость «формирования нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения» [5, с. 9-10]. Т.И. Петракова изучает духовно-нравственное воспитание как «процесс организованного, целенаправленного, как внешнего,
так и внутреннего воздействия на духовно-нравственную сферу личности» [11, с. 16]. Описывает сущностные характеристики двух его составляющих духовности и нравственности, акценты расставляя с учетом православных традиций.
Опираясь на толкование обозначенных в данной работе характеристик и современных подходов к духовно-нравственному воспитанию, мы подошли к осознанию сущности духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. С нашей точки зрения, мы рассматриваем ее как совокупность духовно-нравственных представлений детей, опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям культуры своего народа, представленных в произведениях искусства, проявляющихся в способности ребенка оценивать и проектировать его в результате полученных представлений, выстраивать модель поведения в окружающем социальном пространстве [16].
Таким образом, анализ позиций различных исследователей позволил сделать следующие выводы: академические понятия о феномене духовного воспитания связаны с педагогическими отечественными традициями, которые характеризуются теоретическими представлениями о духовном воспитании, как в исторической, так и в общенаучной связи. Понимание категории «духовность» и «нравственность» зависит от приоритетных в обществе на том или ином этапе его развития мировоззренческих установок, значимыми для которых являются базовые ценности. В основе духовно-нравственного воспитания заложена система национальных ценностей, которая включает приобретение молодым людьми представлений о культурно-историческом наследии своего народа, народных традициях, о нравственных нормах, принятых в обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в Учении живой этики : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Андреева А.Г. - М., 1996. - 16 с.
2. Бахчиева, О.А. Подходы к определению понятия нравственности / О.А. Бахчиева // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 147-153.
3. Веселова, Е.В. Педагогический аспект понятия духовность / Е.В. Веселова // Художественная культура: личность, творчество, досуг : материалы региональной научно-практической конференции. - Мурманск, 2004. - Т. 1. - С. 27-29.
4. Власова, Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : дис. ... д-ра пед. наук / Власова Татьяна Ивановна - Ростов-на-Дону, 1999. - 366 с.
5. Глумной, А.В. Развитие системы духовно-нравственного воспитания учащихся : дис. ... канд. пед. наук / Глумной Андрей Викторович. - М., 2005. - 172 с.
6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тиш-ков ; Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2009. - 23 с.
7. Левчук, Д.Г. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д.Г. Левчук, О.М. Потаповская. - М. : Планета 2000, 2003. - 63 с.
8. Неробеев, А.Б. Педагогические условия духовно-нравственного воспитания курсантов военного вуза : дис. ... кандидата пед. наук / Неробеев Андрей Борисович. - Кострома, 2006. - 190 с.
9. Новиков, А.М. Педагогика : словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. - М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
10. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов ; под ред. Н.Ю. Шведовой. - 14-е изд., стереотип. - М. : Русский язык, 1983. - 816 с.
11. Петракова, Т.И. Святоотеческое учение и проблемы современной педагогики / Т.И. Петракова // Педагогика. - 2007. - № 2. - С. 59-68.
12. Солдатенков, А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Солдатенков Александр Дмитриевич. - Москва, 1998. - 20 с.
13. Современная философия : словарь и хрестоматия / ред. Кохановский В.П. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1995. - 511 с.
14. Шабалкина, Н.П. Проблема развития духовного воспитания дошкольников в истории педагогической мысли: XVII - XX вв. : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шабалкина Наталия Петровна. - Чебоксары, 2003. - 22 с.
15. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ширшов Владимир Дмитриевич. - Екатеринбург, 1994. - 48 с.
16. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования : монография / Н.П. Шитякова. - Челябинск [б.и.], 2004. - 172 с.
REFERENCES
1. Andreeva, A.G. (1996), Pedagogical foundations of spiritual education in the Teaching of Living Ethics, dissertation, Moscow.
2. Bakhchieva, O.A. (2013), "Approaches to the definition of the concept of morality", Science and school, No. 4, pp. 147-153.
3. Veselova, E.V (2004), "Pedagogical aspect of the concept of spirituality", Art culture: identity, creativity, leisure: the materials of the regional scientific-practical Conference, Murmansk, Vol. 1, pp. 27-29.
4. Vlasova, T.I. (1999) Theoretical and methodological foundations and the practice of educating the spirituality of modern schoolchildren, dissertation, Rostov-on-Don.
5. Glumnoy, A.V. (2005), Development of the system of spiritual and moral education of students, dissertation, Moscow.
6. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M. and Tishkov, V.A. (2009), The concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia in the sphere of the general education: project, Education, Moscow.
7. Levchuk, D.G. and Potapovskaya, O.M. (2003), Spiritual and moral education of children and young people in Russia: comprehensive solution to the problem, Planet - 2000, Moscow.
8. Nerobeev, A.B. (2006), Pedagogical conditions of spiritual and moral education of cadets of military high school, dissertation, Kostroma.
9. Novikov, A.M. (2013), Pedagogy: vocabulary of the system of basic concepts, IET Publishing Center, Moscow.
10. Ozhegov, S.I. and Shvedova N.Yu. (1983), Dictionary of the Russian language, Russian Language, Moscow.
11. Petrakova, T. I. (2007), "Patristic teaching and problems of modern pedagogy", Pedagogy, No. 2, pp. 59-68.
12. Soldatenkov, A.D. (1998), Theory and practice of spiritual and moral education of schoolchildren, dissertation, Moscow.
13. Ed. Kokhanovsky, V.P. (1995), Modern philosophy: Dictionary and anthology, Phenix, Rostov-
on-Don.
14. Shabalkina, N.P. (2003), The problem of the development of spiritual education of preschoolers in the history of pedagogical thought, dissertation, Cheboksary.
15. Shirshov, V.D. (1994), Pedagogical communication: theory, experience, problems, dissertation, Ekaterinburg.
16. Shityakova, N.P. (2004), Theoretical and methodological foundations and practice of spiritual and moral education of schoolchildren in the context of the modernization of education, Chelyabinsk.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2019
УДК 378.046.4
МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ НОРМ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Оксана Николаевна Миронкина, адъюнкт, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)
Аннотация
В статье рассматриваются методы освоения норм антикоррупционного законодательства. В связи со сложностью и значимостью правовых формулировок предлагается совмещенный метод упрощения и структурирования, позволяющий эффективно осваивать предлагаемый учебный