Научная статья на тему 'Социально-культурные характеристики компетентности профессионала-гуманитария'

Социально-культурные характеристики компетентности профессионала-гуманитария Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ (ХАРАКТЕРИСТИКА) ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СПЕЦИАЛИСТ (БАКАЛАВР) СФЕРЫ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамзон Наталья Васильевна, Суржина Лира Сергеевна

Статья посвящена описанию социально-культурных характеристик компетентности специалистов гуманитарной сферы. В статье обозначены: формируемые в учреждении профессионального образования основные компетенции профессионала-гуманитария, их социальная и культурная сущность. В материалах статьи присутствуют ссылки на специфику трудовой деятельности специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, на особенности педагогической поддержки будущих специалистов в учреждении профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамзон Наталья Васильевна, Суржина Лира Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные характеристики компетентности профессионала-гуманитария»

-т

SCIENCE TIME

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛА-ГУМАНИТАРИЯ

Абрамзон Наталья Васильевна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: natashka_cher@mail.ru

Суржина Лира Сергеевна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: Liro4kass@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена описанию социально-культурных характеристик компетентности специалистов гуманитарной сферы. В статье обозначены: формируемые в учреждении профессионального образования основные компетенции профессионала-гуманитария, их социальная и культурная сущность. В материалах статьи присутствуют ссылки на специфику трудовой деятельности специалистов в области социально-культурного сервиса и туризма, на особенности педагогической поддержки будущих специалистов в учреждении профессионального образования.

Ключевые слова: социально-культурная сущность (характеристика) трудовой деятельности, профессиональное гуманитарное образование, специалист (бакалавр) сферы сервиса и туризма.

Компетентно стный подход к формированию у специалистов профессионального образа в настоящее время очевидно актуален. Его присутствие наблюдается в государственных требованиях к структурированию такого образования, на его основе строится организация учебного процесса в вузах, в учреждениях довузовской, послевузовской подготовки и переподготовки кадров, на предприятиях и в учреждениях при формировании системы поддержки и развития профессиональной квалификации работников.

Вместе с тем, именно в компетентно стном подходе есть ряд разночтений, которые связаны:

а) с определенной несогласованностью в понимании сущности явления «компетенции» (одни считают сущностным в них академическую и техническую сторону, другие - общественно-полезное, гуманитарное назначение);

б) с важностью выделения в ключевом понятии подхода - в компетенциях. Помимо эмоционально-рациональной характеристики, также и их социально-культурную (сотканную из мотивированных поступков) характеристику.

Из Федерального государственного образовательного стандарта, например, высшего профессионального образования известно, что направлен данный подход на выработку у будущих специалистов знаний, умений и опыта в соответствии с выбранной ими профессией. Определенная подготовка такой выработки ведется и при обучении школьников (отдельные программы начального профессионального образования), учащихся колледжей, техникумов (программы среднего профессионального образования) и проч.

Стандарт высшего профессионального гуманитарного образования выдвигает требование формирования у обучающихся общекультурных и профессиональных компетенций. Будущий специалист-гуманитарий, исходя из требований данного стандарта, должен быть интеллектуальным, культурным, нравственно и физически зрелым, теоретически и практически подкованным в профессиональной (гуманитарной) сфере. От его трудовой деятельности зависит безопасность, комфорт, удовлетворение повседневных и прочих потребностей населения страны, решение проблем и задач, связанных с оказанием помощи населению, с организацией образования, оздоровления, досуга, поддержки семьи, индивидуального и группового обслуживания в процессе обеспечения жизнедеятельности и т.п.

При обобщении материалов Федерального государственного образовательного стандарта для бакалавров сервиса и туризма (будущих работников сервисной и туристской индустрии), обучающихся в гуманитарном вузе, мы отметили следующее:

а) выпускник должен обладать мотивами и способностью к саморазвитию и самосовершенствованию, стремлением к постоянному повышению своей квалификации;

б) у выпускника должны быть сформированы: культура мышления, понимание традиций и обычаев других народов, способность к межкультурным коммуникациям и адекватному восприятию различных конфессий;

в) выпускнику должны быть свойственны: понимание социальных процессов государства, а именно, социальной значимости своей профессии, умение работать в коллективе, опыт бесконфликтной трудовой деятельности и проч.

Это говорит о присутствии в компетенциях не только общекультурной и профессиональной, но и социально-культурной основы, иначе говоря:

- организационных и аксиологических аспектов;

- факторов интеллектуализации, социализации, морально-нравственного становления и развития обучающихся, приобщения к системам ценностей;

- наличия социальных и культурных (общественно-полезных, наполненных ценностными установками) регламентов как учебной, так и первичной практической их деятельности.

Выделяет ряд из этих основ в своих работах исследователь Е.Б. Плотникова. Доминирующим фактором в них с учетом актуальности в любой сфере новых и новейших интеллектуальных технологий, она считает интеллектуальную социализацию или «процесс овладения обучающимися интеллектуальными ценностями, необходимыми для реализации мыслительного опыта в жизни конкретного общества, в решении конкретных задач»; «процесс овладения студентами общими и когнитивными, а также гуманитарными и рыночными ценностями, необходимыми для реализации мыслительного опыта в решении задач гуманитарного познания, творчества, пробной профессиональной деятельности в социально-гуманитарной сфере» [5, с. 131, 132]. По словам Плотниковой, «студент-гуманитарий, обладающий интеллектуальной компетентностью, знает роль и способы реализации в социально-гуманитарной деятельности концепций рационализма и этического интеллектуализма; ... осведомлен в разнообразии способов оперативного распознавания гуманитарных проблем, рационального и ответственного решения гуманитарных задач в соответствии с целями, правилами и ценностной шкалой» [там же, с.132]. Поэтому оценка интеллектуального творчества, например, будущих кадров сферы сервиса и туризма, с точки зрения Плотниковой, опирается (должна опираться) на интеллектуально-нравственный подход; более того - в ее комплексе должны занять место методы гуманитарно-культурологической экспертизы интеллектуальных проектов, менеджмента интеллектуальной культуры обучающихся в вузах и др. [5, с.127]. Тем более, что все это «социализирует первичный профессиональный опыт личности, приводит профессиональные компетенции обучающихся в соответствие потребностям общества и государства в них»; «позволяет укрупнять задачу социализации интеллектуальной и прочей мобильности студентов» [4, с.153, 154].

О.В. Камышева и Д.А. Безнощенко оценивают состояние профессиональных компетенций выпускников гуманитарных вузов, получающих квалификацию «бакалавр сервиса» и «бакалавр туризма», как недостаточное. Исследователи считают важным оказание «педагогической поддержки студентов в процессе освоения науки, практики и искусства рыночной деятельности», «необходимость своевременных и квалифицированных подсказок» со стороны педагогов [3, с.67-68]. Они выделяют и социальный, и культурный аспекты профессиональных компетенций таких бакалавров, а именно: «практическое

знание наряду со знанием социально-гуманитарных наук»; «навыки рефлексии»; «коммуникативные знания и умения» [там же, с.70].

Встречается упоминание о социальных и культурных аспектах компетенций личности в целом у исследователя З.В. Аракчеевой. На примере первичных профессиональных компетенций, формируемых еще у школьников, она говорит, что «любая деятельность будет устойчивой, если она будет полимотивированной, а социальные мотивы могут стать ведущими»; также, если в ней есть познавательный интерес, а кроме того, «смысл, эмоции, отношение» [1, с.63]. «Потребности в самостоятельном поиске и усвоении теоретических знаний, умения эти знания искать и осваивать» исследователь оценивает как общеучебные и одновременно социально-культурные [2, с.17].

Итак, профессионал-гуманитарий - это лицо, компетенции которого имеют (должны иметь) помимо общекультурных и собственно профессиональных, а также академических, технических, психолого-педагогических, экономических и прочих, также и собственно социально-культурные (обусловленные мотивированными, общественно-полезными, безопасными и т.п. поступками) характеристики.

Социальные включают в себя (должны включать) их направленность на социализацию профессионального опыта, т.е. способность и готовность быть полезным обществу своим трудом, осуществлять социальные задачи своей профессии (учитывать коэффициент общественной значимости, безопасности профессиональных действий для конкретного индивида или групп).

Культурные характеристики этих компетенций состоят (должны состоять) из набора ценностных установок специалиста, наличия в его действиях и поступках признаков культуры мышления, общения, творчества (проявлений ценностно значимого поведения, обоснованного и оправданного с точки зрения определенной, в данном случае интеллектуальной, культурной системы).

Социально-культурную сущность профессиональных компетенций будущих специалистов гуманитарной сферы обеспечивают гуманитарные вузы. При обучении, например, бакалавров сервиса и туризма - это:

- гуманитарная экспертиза учебных проектов обучающихся;

- заимствования положений концепции этического интеллектуализма, ценностей интеллектуальной и коммуникативной культуры;

- широкое использование рефлексивного и интеллектуально-нравственного подходов при организации учебного процесса, в ходе разработки и проведения учебных занятий.

Необходимость выделения социально-культурных характеристик компетенций профессионалов-гуманитариев обусловлена требованиями времени, в котором именно социально-культурные вопросы жизнедеятельности как всего общества, также и его отдельных групп (трудовых коллективов)

находятся в состоянии определенного кризиса, в ситуации их разночтения, несогласованности в понимании, как между отдельными членами общества, так и между целыми его группами.

Литература:

1. Аракчеева З.В. Дидактические условия формирования теоретического мышления школьников в процессе изучения физической географии: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006.

2. Аракчеева З.В. Мышление и организация учебной деятельности школьников / Проблемы современной науки: сборник научных трудов: выпуск 13. -Ставрополь: Логос, 2014. - 168 с.

3. Камышева О.В., Безнощенко Д.А. О педагогической поддержке студентов социально-гуманитарного вуза в освоении технологий рыночной деятельности // Science Time. - 2015. - № 2 (14). - С. 67-71.

4. Плотникова Е.Б. О месте маркетинга в профессиональном образовании и социализации профессионального опыта личности // Science Time. - 2015. - № 2 (14)-. С. 153-158.

5. Плотникова Е.Б. О понятии, процессе и методах интеллектуальной социализации студентов гуманитарного вуза /Проблемы современной науки. 2012. № 3. С. 130-138.

6. Плотникова Е.Б. О проблеме интеллектуального творчества будущих кадров сферы сервиса и туризма /Культурно-оздоровительные услуги в учреждениях образования и досуга: опыт, проблемы, перспективы : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Кувшиновой И.А., Чернобровкина В.А., Платоновой ИЛ. 2013. С. 126-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.