SCIENCE TIME
ОБ ОПЕРАТИВНОСТИ И ГИБКОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА И ТУРИЗМА
Плотникова Елена Борисовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена принципам оперативности и гибкости организации образовательного процесса в вузе, направленном на профессиональную подготовку бакалавров сервиса и туризма. Актуальность данных принципов продиктована ситуацией динамичных изменений в функционировании учреждений высшего профессионального образования, состоянием рынка специалистов сервисной/туристской отрасли. Главное требование к таким специалистам - наличие признаков профессиональной мобильности, чувствительности, адаптивности к факторам внешней среды. Соответственно требование к вузам - оперативность и гибкость в организации образовательного процесса, не исключающая, а дополняющая, например, принципы систематичности и последовательности т.п.
Ключевые слова: педагогическая оперативность и гибкость, образовательный процесс в вузе, профессиональная подготовка, бакалавры сервиса и туризма.
Современная ситуация в профессиональном образовании потребовала от организаторов образовательного процесса особого внимания к такому явлению как эффективность профессиональной подготовки обучающихся, рациональность форм, методов и средств преподавания. Эффективность должна обеспечить государству и обществу готового к профессии гражданина -физически и интеллектуально мобильного, чувствительного к окружающей действительности, замотивированного на качественное решение проблем, адаптивного к условиям быстрой изменчивости условий жизни и деятельности человека. Рациональность - выбора соответствующих способов (оперативного и гибкого) педагогического воздействия на овладевающую профессией личность.
Профессиональное образование бакалавров сервиса и туризма
(представителей «рыночных специальностей» [термин, используемый в работах М.А. Галагузовой; 4]) особенно должно быть эффективным и рациональным, а значит оперативным, гибким и т.п.. Область будущей профессиональной деятельности таких бакалавров относится к разряду коммерческих и осуществляется в современных условиях под воздействием фактора постоянной рыночной неопределенности. Это значит, что выпускник соответствующего вуза должен обладать признаками:
а) интеллектуальности (широты и целевой применимости кругозора в профессии, способности структурировать, систематизировать и оптимизировать объекты и явления профессиональной деятельности, выявлять, видеть, чувствовать профессиональные проблемы и находить наиболее оптимальные способы их устранения);
б) конкурентоспособности (высокой степени осведомленности об окружающей действительности, о внешних препятствиях на пути к достижению цели в профессии, готовности соревноваться и побеждать, а при необходимости обоснованно отступать от стандартов, правил и проч.);
в) востребованности или презентабельности на рынке труда (способности «заявлять» о своем профессиональном потенциале, тиражировать свою профессиональную привлекательность, заявлять о себе как о перспективном работнике или руководителе, т.п.);
г) достаточным набором разнообразных понятий и их авторских определений, тезаурусов (здесь мы хотели бы поспорить с исследователем З.В. Аракчеевой, утверждающей, что «любое одностороннее, однобокое отражение исследуемого объекта в сознании приводит к возникновению понятия» [2, с.187]).
При поступлении на работу такого выпускника, скорее всего, ожидает серьезное конкурсное испытание, а в процессе труда постоянное подтверждение своей профессиональной состоятельности. Конкурсное испытание выпускник будет проходить еще на этапе поступления на работу. А подтверждение своей профессиональной состоятельности - в течение всей трудовой жизни.
Необходимо заметить, что сфера туристского обслуживания на современном этапе ее развития функционирует на фоне объективно оформившихся недостатков: несовершенна модель управления этой сферой, взаимодействия частных и государственных служб; недостаточно освоена технология управления потребительским поведением на туристском рынке; нет четкости в целях, ценностях, мотивах деятельности обслуживающего персонала туристских предприятий, в обеспечении защиты прав потребителей туристского продукта, разумного реагирования на проблемы и проч. Понимание этого организаторами профессиональной подготовки влечет за собой налаживание контроля отдельных качеств обучающихся, способных в будущем принять
участие в устранении этих недостатков. Вместе с тем, это понимание формирует готовность у организаторов к поиску оперативных и гибких форм, методов и средств профессиональной подготовки, а, по словам З.В. Аракчеевой, «активной работы с мотивационной сферой обучающихся, включающей потребности, смыслы, цели, эмоции, отношения и интересы» [1, с.49-50]. Одновременно все это создает проблему поиска оперативных и гибких педагогических мер.
Оперативность (от «способный быстро, вовремя исправить или направить ход дел» [6, с.445]) - это своевременное реагирование организаторов процесса на поставленные перед ними задачи, возникшую ситуацию, изменившиеся или изменяющиеся условия действий. В учреждении профессионального образования это набор текущих (их принято называть оперативными) изменений образовательного процесса, осуществляемых под воздействием изменений в более крупной системе или в той, от которой данная система зависит. Такие изменения могут произойти под влиянием внешних, например, политических, экологических, экономических или других факторов. Они могут быть в региональной или государственной системе образования, в системе общего, начального профессионального образования, т.п.). Гибкость (от «гибкий», т.е. «легко поддающийся преобразованиям»; в переносном смысле «богатый оттенками» [там же, с. 125]) - это многообразие форм, методов и средств организации, обеспечивающее вариативность организации процесса, выбор траектории его развития.
Принципы оперативности и гибкости в педагогике высшей школы - это правила быстрого и адекватного реагирования на цели, задачи, формы, методы и средства обучения и развития студентов:
а) прежде всего, это поиск как ближайшей, так и отдаленной перспективы профессиональной самореализации каждого обучающегося, что предполагает ни одну, а целый арсенал начальных плановых педагогических установок преподавателя;
б) это также и поиск такой доминанты в профессии, на которой каждый обучающийся в будущем построит реализацию своих индивидуальных возможностей, иначе говоря, будет готовым найти в профессии свое альтернативное место (от преподавателя это требует большого набора средств, обучающих фокусированию внимания на том или ином объекте, систематизации как объектов, так и проблем, связанных с ними);
в) наконец, это поиск способов своевременного обнаружения причин безуспешного учебного действия, порогов профессионального развития или антимотивов вертикального или горизонтального продвижения в профессии.
Проблема реализации принципов оперативности и гибкости в формах, методах и средствах профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма - это проблема моделирования такой педагогической реальности
(совокупности социально-педагогических систем), в которой свое особое место занимают обучающие виртуальные интеллектуальные ресурсы [5], предназначенные, по выражению Ю.И. Аскерко, «к работе в избирательном интерактивном режиме на базе персонального компьютера» [3, с.37]. Несмотря на очевидную необходимость и актуальность таких систем, в частности в подготовке бакалавров сервиса и туризма к профессии, они все еще остаются или не достаточно доступными, или не достаточно оперативно и гибко применимыми. В вузах не хватает соответствующей новейшей компьютерной техники и желаемых компьютерных программ, либо не полноценно используется и то, и другое. Нет достаточного количества, как, впрочем, и качества, учебных компьютерных (электронных) тренажеров. Мало используются уже давно получившие известность способы разнообразной электронной визуализации учебных текстов, способы диалогового взаимодействия через компьютер.
Словом, очевидно не хватает таких обучающих (виртуальных, работающих в режиме on-line и off-line) интеллектуальных систем, которые социализировали бы профессиональный опыт обучающихся, позволяли бы накапливать разнообразные навыки адаптации к решению профессиональных задач, причем не столько стандартных, сколько творческих, развивающих у обучающихся опережающий (дальновидный) профессиональный взгляд, мотивы открытия перспектив, будущего.
Реализация принципов оперативности и гибкости в профессиональной подготовке бакалавров сервиса и туризма должна устранить определенную ограниченность, узость избранной для преподавания цели. С одной стороны, цель должна гарантировать формирование стандартного образа профессионала (обладающего основами профессии), но, с другой - не исключить формирование образа профессионала альтернативного, способного заинтересовать современного работодателя наличием существенного профессионального предложения. Когда говорят - берем специалиста с опытом, не всегда имеют ввиду стаж его работы. Часто под этим понимается обладание соискателем той или иной должности определенными (гарантирующими успех) профессиональными «секретами», апробированными, освоенными, а иногда и вновь найденными. Поэтому ни основы деятельности, а сама деятельность в максимуме ее особенностей и нюансов должна стать важнейшим ориентиром в построении «дерева целей» подготовки современного бакалавра к профессии.
Но эта реализация должна быть направлена и на устранение противоречий между формальными (довольно ограниченными) требованиями системы менеджмента качества учреждений профессионального образования для бакалавров сервиса и туризма, например, к рекомендуемой студентам учебной литературы (это три источника) и тем количеством этих источников, которое: а) реально использует каждый обучающийся в ходе подготовки к успешной сдаче
зачета или экзамена (значительно больше трех); б) рекомендуется федеральным экзаменационным порталом образования для подготовки к тестированию на его базе (это десять источников). Если к тому же литература не структурирована, она - бессмысленна. Поэтому не столько минимальный набор источников, сколько опыт структуризации максимально возможного и одновременно необходимого их числа должны стать еще одним ориентиром в подготовке современного бакалавра к профессии.
В реализации принципов оперативности и гибкости профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма должен быть достигнут высокий уровень понимания студентами значения духа соревновательности, умения переживать в соревновании поражение, равняться на победившего, иметь при этом необходимый уровень стрессоустойчивости. Тогда учебные занятия должны быть выстроены в форме турниров, коллоквиумов, конкурсов и проч. Известно, что в педагогике, в том числе в педагогике высшей школы, к формам такого типа отношение весьма неоднозначно, часто негативно. Это оправдано принципом гуманизма в оценке достижений обучающихся (для каждого обучающегося признается свой темп индивидуального развития, чего в соревновании просто нет). Однако, это не оправдано необходимостью формирования именно в этих специалистах качеств, применимых в работе под воздействием условий жесткой конкуренции.
Также реализация вышеназванных принципов должна опираться на разработку определенной модели виртуального информационно-коммуникационного интеллектуального пространства, в котором: а) нет готового алгоритма действий при решении задач (обучающемуся предлагается самостоятельно создать решение); б) нет готового пути к формированию пакета обеспечивающих решение средств (обучающемуся предлагается сделать это самостоятельно); в) нет внешних оценок результатов учебной деятельности (обучающемуся предлагается рефлексивный способ самостоятельного оценивания своих действий, самостоятельного поиска собственных ошибок).
Таким образом, гибкость профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма может быть достигнута, если в организации образовательного процесса происходит резонанс активных и разнообразных преподавательских действий с не менее активными и разнообразными, но самостоятельных действиями каждого обучающегося, если обеспечен выбор действий: в формулировании, согласовании и осознании цели учебного задания с учетом целей всей системы профессионального образования, системы дисциплин профессионального блока, системы учебных заданий и задач («дерева целей»); в формировании и согласовании количества и качества пакетов информационных источников для достижения цели учебного задания с учетом официальных к ним требований и индивидуального их подбора. Оперативность же
профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма может быть достигнута, если организация образовательного процесса построена на развитии как у обучающих, так и у обучающихся высоких темпов адекватного реагирования на учебную задачу, ситуацию, проблему. Оно (решение) возможно, если у обучающихся сформирован иммунитет к кризисным явлениям, сложным обстоятельствам и препятствиям, заключающийся в признании и со стороны преподавателя, и со стороны обучающегося ценности таких форм обучения, которые обусловлены фактором заведомой неопределенности учебного задания или учебной ситуации, включающий в себя элемент неожиданности, проблемного положения, отсутствия точек опоры в виде примеров единственно правильного решения и проч.
В общем, и сама проблема поиска путей актуализации принципов оперативности и гибкости в подготовке бакалавров сервиса и туризма к профессии, и пути их эффективной и рациональной реализации:
а) являются объектом многомерного научного (педагогического) исследования;
б) сформулированы в процессе анализа организации образовательного процесса в учреждении начального, высшего и дополнительного профессионального образования;
в) непосредственно связаны с подготовкой бакалавров сервиса и туризма к профессии как с подготовкой представителей «рыночных специальностей»;
г) должны быть обеспечены пакетами разнообразных методических средств.
Литература:
1. Аракчеева З.В. Формирование теоретического мышления школьников в процессе изучении физической географии 8 классе: монография / Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2008. - 154 с.
2. Arakcheeva Z V, Thinking and methods of ascent from the abstract to theconcrete. Proceedings of the 2nd European Conference on Education and Applied Psychology (May 14, 2014). «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. 2014. 298 P.
3. Аскерко Ю.И., Исаенков Н.Г., Баранова И.В. Новые информационные технологии как фактор повышения качества обучения общетехническим дисциплинам / ИнВестРегион. №4. 1(34): научный информационно-аналитич. журнал. - Воронеж. 2013. - С. 37-41.
4. Галагузова М.А. О необходимости разработки системы диагностики качества профессиональной подготовки «рыночных специальностей» // Известия Уральского государственного университета. - 2009. - №2 1/2 (62).
SCIENCE TIME
5. Моделирование социально-педагогических систем : материалы региональной научно-практической конференции (16-17 сентября 2004 г.) / Гл. ред. А.К. Колесников, отв. ред. И.П. Лебедев. - Пермь: Изд-во Пермского гос. пед. ун-та, 2004. - 208 с.
6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка : 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры. - М. АЗЪ, 1995. - 928 с.