Научная статья на тему 'Об интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов'

Об интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТ-ГУМАНИТАРИЙ / ВЫПУСКНИК ВУЗА / БАКАЛАВР СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Елена Борисовна

В статье освящается проблема развития интеллектуальной мобильности у студентов-выпускников современных гуманитарных вузов. Дается определение понятия интеллектуальная мобильность гуманитария, описываются ее составляющие, а также пути развития в процессе профессионального образования. Автором включены в текст данной статьи фрагменты (цель, база, набор идей) специально организованного эксперимента по проверке педагогических условий развития интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из социально-гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об интеллектуальной мобильности выпускников современных гуманитарных вузов»



SCIENCE TIME

ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ

Плотникова Елена Борисовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: plotnikova747@mail. ru

Аннотация. В статье освящается проблема развития интеллектуальной мобильности у студентов-выпускников современных гуманитарных вузов. Дается определение понятия интеллектуальная мобильность гуманитария, описываются ее составляющие, а также пути развития в процессе профессионального образования. Автором включены в текст данной статьи фрагменты (цель, база, набор идей) специально организованного эксперимента по проверке педагогических условий развития интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из социально-гуманитарного вуза.

Ключевые слова: профессиональное социально-гуманитарное образование, интеллектуальная мобильность, студент-гуманитарий, выпускник вуза, бакалавр сервиса и туризма.

Современное профессиональное образование требует от обучающихся и особенно от выпускников достаточно высоких показателей интеллектуальной мобильности. Это связано с всеобщей интеллектуализацией специалистов, с применением в профессиональной практике высоких интеллектуальных технологий, с оперативностью, гибкостью, точностью, рефлексивностью выполнения профессиональных задач в режиме нарастающей неопределенности, сложности и противоречивости условий работы.

Развитие интеллектуальной мобильности человека - это задача образовательного учреждения. Если эта мобильность имеет место в осваиваемой профессиональной деятельности человека, то ее развитие должно осуществляться на этапе получения человеком профессионального образования, иначе говоря, на этапе вхождения в профессию.

Оснащенность современных образовательных учреждений профессионального типа, направленная на развитие интеллектуальной

мобильности обучающихся, в целом можно считать удовлетворительной. Она является предметом постоянного пополнения и обновления, ее подвергают научным исследованиям, техническому и технологическому, научно-методическому обоснованию в использовании. В такую оснащенность, как правило, входят: фонды обучающих и развивающих электронных образовательных ресурсов, практико-ориентированных тренажеров и программ, интерактивная материальная база и проч.

С нашей точки зрения, особую роль в развитии интеллектуальной мобильности человека должны сыграть современные гуманитарные вузы, формирующие у студентов готовность к обеспечению безопасности продуктов их профессиональной деятельности, высокой точности и качества решения профессиональных задач; объективный и ответственный характер оценок профессиональной ситуации; проч. На фоне традиционной духовной составляющей, сегодня такие вузы должны четко определить место материального подкрепления этой деятельности новыми и новейшими интеллектуальными технологиями. Если в свое время (до 21 века) выпускник классического гуманитарного вуза обязан был демонстрировать и демонстрировал показатели интеллектуальной мобильности в виде энциклопедических знаний, умения их сохранять в своей памяти и по случаю, как можно более точно, припоминать. То представить себе выпускника современного гуманитарного вуза, не использующего вспомогательные технологии для припоминания или удержания в памяти полученных знаний, практически невозможно.

Такое обстоятельство следует рассматривать как положительное и как отрицательное одновременно. Положительно в нем то, что увеличилось количество средств наращивания у обучающихся требуемых для профессии знаний, широты и прочности кругозора. Отрицательно - то, что не все показатели этой мобильности в полной мере целенаправленно и адекватно, ответственно и безопасно проявляются и используются уже в вузе. Как правило, упускается, недооценивается показатель полноценности получаемой в таких условиях информации, использования ее не только в чисто технических целях, но и с учетом нравственного компонента, гуманистического мировоззрения пользователя [Царан А. А., 7, с. 153; 6]. Иногда вообще, по наблюдениям А.Ю. Трутнева и др., обнаруживаются факты «киберэкстремизма», свойственные некоторым моделям применения студенческой молодежью новых и новейших интеллектуальных, в частности, информационно-коммуникационных технологий [2, с.1289]. Неслучайно Л.А. Савельева в качестве важнейших при обучении студентов потреблению информационно-коммуникационных технологий выделяет культурологические его аспекты, культурологический подход, информационную культуру [4, с. 583-584]. А И.А. Савельев говорит о следствии

недостаточного учета этих аспектов - духовном кризисе современного человека, наличие которого констатируется большинством мыслителей и проявляется в «многочисленных псевдоэтических, вульгарных стандартах мышления» [3, с.3].

Таким образом, студент, выпускник вуза, обеспеченный новыми и новейшими информационно-коммуникационными (интеллектуальными) технологиями, имеет возможность усилить свою интеллектуальную мобильность. Однако, не все студенты, выпускники верно понимают эту возможность как эффективное средство наращивания как объемов, так качества профессионального опыта, а главное - далеко не всегда широко и полноценно ее используют.

Все это образует проблему - поиска путей развития интеллектуальной мобильности выпускников гуманитарных вузов, которая на этапе вхождения в профессию уже в вузе должна быть активной и эффективной, а сам интеллект гибким, готовым к оперативным действиям.

Под мобильностью в целом будем понимать способность действовать оперативно, а под интеллектуальным - все, что относится к мыследеятельности, к поиску истины, к размышлениям над проблемами, к рефлексии и разумным (рациональным) поступкам, к осмыслению истинности сущего. Интеллектуальная мобильность, соответственно, это способность субъекта быстро и качественно мыслить, оперативно, обоснованно и гибко реагировать на информацию, знания, противоречия и проч.

Мы проанализировали важнейшие показатели интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из гуманитарного вуза. К ним мы отнесли: интеллектуальную адекватность и адаптивность; интеллектуальную активность и инициативность; интеллектуальную интерактивность или чувствительность к партнерству в распознавании профессионально ориентированных проблем, в рефлексии и решении профессионально ориентированных задач. В этих показателях, с нашей точки зрения, есть реальная необходимость при освоении обучающимися многочисленных профессиональных компетенций, например, в ходе выполнения разнообразных (исследовательских, проектировочных, игровых и проч.) учебных заданий, при использовании для этого новых и новейших информационно-коммуникационных технологий, машинного интеллекта. Вслед за Ю.И. Аскерко под продуктивным использованием студентами новых и новейших информационно-коммуникационных технологий будем понимать «интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность эффективно осуществлять поиск, сбор, анализ информации, продуктивно использовать ее в учебно-познавательной деятельности» [1, с.88].

Интеллектуальная адекватность - это свойство поведения субъекта в мыслительной и творческой деятельности, которое контролируется с

использованием признанных обществом критериев и показателей (системности мыслей, точности выражений, их практической полезности, способности к генерированию идей). Интеллектуальная адаптивность - свойство мыслительной и творческой деятельности, применимое для рефлексии и решения проблем, задач в заданных (объективно существующих) условиях. Интеллектуальная активность и инициативность - набор желаний и готовностей субъекта к интенсивной и разнообразной мыслительной и творческой деятельности. Интеллектуальная интерактивность и чувствительность к партнерству в рефлексии и решении профессионально ориентированных интеллектуальных задач - свойство субъекта мыслительной и творческой деятельности, проявляемое в интересе к коллективным проектам, действиям, открытиям. При идеальном наборе обстоятельств эти показатели формируются у человека еще в детстве, затем на них направлены усилия школьных учителей, далее в их развитии принимают участие преподаватели профессиональных образовательных учреждений, наконец, их контроль осуществляется работодателями и самими работниками в течение всей профессиональной жизни.

Анализ условий развития показателей интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из современного гуманитарного вуза, показал, что имеются определенные недостатки в организации образовательного процесса. Так, далеко не в полную меру, с нашей точки зрения, используется технология воспитывающего обучения; выявлен минимум в применении методов организующего обучения; не достаточно широк набор способов и средств побудительно-мотивирующего обучения. В частности, очевидны недостатки в разработках обучающих интеллектуальных систем (компьютерных программ, информационно-коммуникационных тренажеров и т.п.) именно в целях воспитания, привития организационных навыков, развития мотивов гибкой и оперативной, эффективной и ответственной интеллектуальной деятельности студентов.

Под технологией воспитывающего обучения мы понимаем такое построение образовательного процесса, в котором формируются или сформированы определенные (свойственные какой-либо конкретной общности) культурные традиции; признаны определенные (свойственные общности) ценности, правила поведения, общения, взаимодействия. В первую очередь это ответственное перед обществом отношение человека к чему-либо. Активным методом технологии, вслед за Н.Я. Сайгушевым, мы признаем игру, являющуюся, по словам автора, наиболее приемлемой формой активизации рефлексии, рефлексивного анализа и самоорганизации студентов [5, с.115]. Методика организующего обучения в идеале включает в себя формирование и развитие у обучающихся наборов организационного знания, совокупности организационных умений, мотивов организованного действия. Это то, что делает

как жизнедеятельность самого студента, так и окружающую его действительность, рационально и разумно структурированным, целенаправленным и системным. Наиболее активный метод технологии -организационное проектирование. Побудительно-мотивирующее обучение предполагает актуализацию педагогически направленного мотивационного процесса, развитие у обучающихся требуемых мотивов активной и инициативной, партнерской и самостоятельной деятельности.

Следствием изучения, а также возможного улучшения показателей интеллектуальной мобильности выпускников гуманитарных вузов (в частности студентов старших курсов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки Бакалавр сервиса и Бакалавр туризма), а также следствием выявленных недостатков организации образовательного процесса, явилось проведение научного (педагогического) эксперимента. Базой эксперимента выступил Магнитогорский государственный университет (ныне Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова). Цель эксперимента - выявление уровней развития интеллектуальной мобильности студентов старших курсов, выпускников и путей их повышения средствами гуманитарного образования. В содержание эксперимента вошли идеи:

а) организованной интеллектуальной социализации обучающихся, результатом которой является общественно полезная интеллектуальная деятельность;

б) развития у обучающихся навыков квалифицированного самоуправления собственной интеллектуальной деятельностью;

в) развития у обучающихся навыка взаимовыгодного сотрудничества в распознавании любых проблем, решении самых разных задач. Планируемым результатом эксперимента выступил переход студентов с одного уровня интеллектуальной мобильности (критического, низкого или среднего; допустимого) на другой (более высокий - достаточный, желательный, идеальный). В процессе экспериментальной работы, когда постановка цели развития интеллектуальной мобильности студентов была адекватно воспринята обучающимися и обеспечена методически, адресат показал положительную динамику соответствующих показателей.

Итак, современная социально-экономическая ситуация потребовала от учреждений профессионального образования выпускников, обладающих показателями интеллектуальной мобильности. В ходе специально организованного эксперимента, нацеленного на выявление данных показателей у выпускников гуманитарного вуза, а также с целью выявления недостатков организации образовательного процесса, было установлено следующее:

а) интеллектуальная мобильность студентов имеет недостаточное количество признаков своей развитости и применяемости в рефлексии и решении задач, связанных с учебными курсами профессионального блока;

б) интеллектуальная мобильность студентов формируется при недостаточном использовании в организации образовательного процесса технологии воспитывающего обучения, методов организующего и побудительно-мотивирующего обучения, отстает от современного представления о формах и методах целевого использования обучающих интеллектуальных систем;

в) интеллектуальная мобильность студентов гарантированно формируется, если в вузе: предоставлены и эффективно используются педагогические условия социализации интеллектуального опыта обучающихся; созданы условия развития у обучающихся навыков самоуправления собственной интеллектуальной деятельностью.

Основанием к сказанному выступает мониторинг процесса и результатов профессионального образования бакалавров сервиса и туризма, а также мониторинг процесса и результатов прохождения студентами старших курсов производственной практики на сервисных предприятиях, где обучающиеся использовали новейшие информационно-коммуникационные технологии, машинный интеллект при проектировании туристского и сервисного продукта; при анализе туристского рынка и рынка социально-культурных услуг; при выявлении проблемы процесса продаж туристского и сервисного продукта, оценке эффективности, конкурентоспособности деятельности персонала предприятий и организаций, в том числе эффекты партнерства с поставщиками услуг.

Литература:

1. Аскерко Ю.И. Актуализация процесса формирования информационной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2007. № 1. С. 88-90.

2. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 12891293.

3. Савельев И.А. Проблема истинности морального суждения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006.

4. Савельева Л.А. Аспекты культурологического подхода в методике преподавания информатики В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 582-586.

SCIENCE TIME

5. Сайгушев Н.Я., Ермаков Д.И., Сергеев А.Н. Игра как средство профессиональной подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 11. С. 114-120.

6. Царан А. А. Формирование мотивов нравственного поведения будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного становления в процессе профессиональной подготовки в вузе /Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 233.

7. Царан А. А. Характеристика модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.