SCIENCE TIME
ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ СОВРЕМЕННЫХ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ
Плотникова Елена Борисовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
E-mail: plotnikova747@mail. ru
Аннотация. В статье освящается проблема развития интеллектуальной мобильности у студентов-выпускников современных гуманитарных вузов. Дается определение понятия интеллектуальная мобильность гуманитария, описываются ее составляющие, а также пути развития в процессе профессионального образования. Автором включены в текст данной статьи фрагменты (цель, база, набор идей) специально организованного эксперимента по проверке педагогических условий развития интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из социально-гуманитарного вуза.
Ключевые слова: профессиональное социально-гуманитарное образование, интеллектуальная мобильность, студент-гуманитарий, выпускник вуза, бакалавр сервиса и туризма.
Современное профессиональное образование требует от обучающихся и особенно от выпускников достаточно высоких показателей интеллектуальной мобильности. Это связано с всеобщей интеллектуализацией специалистов, с применением в профессиональной практике высоких интеллектуальных технологий, с оперативностью, гибкостью, точностью, рефлексивностью выполнения профессиональных задач в режиме нарастающей неопределенности, сложности и противоречивости условий работы.
Развитие интеллектуальной мобильности человека - это задача образовательного учреждения. Если эта мобильность имеет место в осваиваемой профессиональной деятельности человека, то ее развитие должно осуществляться на этапе получения человеком профессионального образования, иначе говоря, на этапе вхождения в профессию.
Оснащенность современных образовательных учреждений профессионального типа, направленная на развитие интеллектуальной
мобильности обучающихся, в целом можно считать удовлетворительной. Она является предметом постоянного пополнения и обновления, ее подвергают научным исследованиям, техническому и технологическому, научно-методическому обоснованию в использовании. В такую оснащенность, как правило, входят: фонды обучающих и развивающих электронных образовательных ресурсов, практико-ориентированных тренажеров и программ, интерактивная материальная база и проч.
С нашей точки зрения, особую роль в развитии интеллектуальной мобильности человека должны сыграть современные гуманитарные вузы, формирующие у студентов готовность к обеспечению безопасности продуктов их профессиональной деятельности, высокой точности и качества решения профессиональных задач; объективный и ответственный характер оценок профессиональной ситуации; проч. На фоне традиционной духовной составляющей, сегодня такие вузы должны четко определить место материального подкрепления этой деятельности новыми и новейшими интеллектуальными технологиями. Если в свое время (до 21 века) выпускник классического гуманитарного вуза обязан был демонстрировать и демонстрировал показатели интеллектуальной мобильности в виде энциклопедических знаний, умения их сохранять в своей памяти и по случаю, как можно более точно, припоминать. То представить себе выпускника современного гуманитарного вуза, не использующего вспомогательные технологии для припоминания или удержания в памяти полученных знаний, практически невозможно.
Такое обстоятельство следует рассматривать как положительное и как отрицательное одновременно. Положительно в нем то, что увеличилось количество средств наращивания у обучающихся требуемых для профессии знаний, широты и прочности кругозора. Отрицательно - то, что не все показатели этой мобильности в полной мере целенаправленно и адекватно, ответственно и безопасно проявляются и используются уже в вузе. Как правило, упускается, недооценивается показатель полноценности получаемой в таких условиях информации, использования ее не только в чисто технических целях, но и с учетом нравственного компонента, гуманистического мировоззрения пользователя [Царан А. А., 7, с. 153; 6]. Иногда вообще, по наблюдениям А.Ю. Трутнева и др., обнаруживаются факты «киберэкстремизма», свойственные некоторым моделям применения студенческой молодежью новых и новейших интеллектуальных, в частности, информационно-коммуникационных технологий [2, с.1289]. Неслучайно Л.А. Савельева в качестве важнейших при обучении студентов потреблению информационно-коммуникационных технологий выделяет культурологические его аспекты, культурологический подход, информационную культуру [4, с. 583-584]. А И.А. Савельев говорит о следствии
недостаточного учета этих аспектов - духовном кризисе современного человека, наличие которого констатируется большинством мыслителей и проявляется в «многочисленных псевдоэтических, вульгарных стандартах мышления» [3, с.3].
Таким образом, студент, выпускник вуза, обеспеченный новыми и новейшими информационно-коммуникационными (интеллектуальными) технологиями, имеет возможность усилить свою интеллектуальную мобильность. Однако, не все студенты, выпускники верно понимают эту возможность как эффективное средство наращивания как объемов, так качества профессионального опыта, а главное - далеко не всегда широко и полноценно ее используют.
Все это образует проблему - поиска путей развития интеллектуальной мобильности выпускников гуманитарных вузов, которая на этапе вхождения в профессию уже в вузе должна быть активной и эффективной, а сам интеллект гибким, готовым к оперативным действиям.
Под мобильностью в целом будем понимать способность действовать оперативно, а под интеллектуальным - все, что относится к мыследеятельности, к поиску истины, к размышлениям над проблемами, к рефлексии и разумным (рациональным) поступкам, к осмыслению истинности сущего. Интеллектуальная мобильность, соответственно, это способность субъекта быстро и качественно мыслить, оперативно, обоснованно и гибко реагировать на информацию, знания, противоречия и проч.
Мы проанализировали важнейшие показатели интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из гуманитарного вуза. К ним мы отнесли: интеллектуальную адекватность и адаптивность; интеллектуальную активность и инициативность; интеллектуальную интерактивность или чувствительность к партнерству в распознавании профессионально ориентированных проблем, в рефлексии и решении профессионально ориентированных задач. В этих показателях, с нашей точки зрения, есть реальная необходимость при освоении обучающимися многочисленных профессиональных компетенций, например, в ходе выполнения разнообразных (исследовательских, проектировочных, игровых и проч.) учебных заданий, при использовании для этого новых и новейших информационно-коммуникационных технологий, машинного интеллекта. Вслед за Ю.И. Аскерко под продуктивным использованием студентами новых и новейших информационно-коммуникационных технологий будем понимать «интегративную характеристику личности, отражающую готовность и способность эффективно осуществлять поиск, сбор, анализ информации, продуктивно использовать ее в учебно-познавательной деятельности» [1, с.88].
Интеллектуальная адекватность - это свойство поведения субъекта в мыслительной и творческой деятельности, которое контролируется с
использованием признанных обществом критериев и показателей (системности мыслей, точности выражений, их практической полезности, способности к генерированию идей). Интеллектуальная адаптивность - свойство мыслительной и творческой деятельности, применимое для рефлексии и решения проблем, задач в заданных (объективно существующих) условиях. Интеллектуальная активность и инициативность - набор желаний и готовностей субъекта к интенсивной и разнообразной мыслительной и творческой деятельности. Интеллектуальная интерактивность и чувствительность к партнерству в рефлексии и решении профессионально ориентированных интеллектуальных задач - свойство субъекта мыслительной и творческой деятельности, проявляемое в интересе к коллективным проектам, действиям, открытиям. При идеальном наборе обстоятельств эти показатели формируются у человека еще в детстве, затем на них направлены усилия школьных учителей, далее в их развитии принимают участие преподаватели профессиональных образовательных учреждений, наконец, их контроль осуществляется работодателями и самими работниками в течение всей профессиональной жизни.
Анализ условий развития показателей интеллектуальной мобильности у бакалавров сервиса и туризма, выпускающихся из современного гуманитарного вуза, показал, что имеются определенные недостатки в организации образовательного процесса. Так, далеко не в полную меру, с нашей точки зрения, используется технология воспитывающего обучения; выявлен минимум в применении методов организующего обучения; не достаточно широк набор способов и средств побудительно-мотивирующего обучения. В частности, очевидны недостатки в разработках обучающих интеллектуальных систем (компьютерных программ, информационно-коммуникационных тренажеров и т.п.) именно в целях воспитания, привития организационных навыков, развития мотивов гибкой и оперативной, эффективной и ответственной интеллектуальной деятельности студентов.
Под технологией воспитывающего обучения мы понимаем такое построение образовательного процесса, в котором формируются или сформированы определенные (свойственные какой-либо конкретной общности) культурные традиции; признаны определенные (свойственные общности) ценности, правила поведения, общения, взаимодействия. В первую очередь это ответственное перед обществом отношение человека к чему-либо. Активным методом технологии, вслед за Н.Я. Сайгушевым, мы признаем игру, являющуюся, по словам автора, наиболее приемлемой формой активизации рефлексии, рефлексивного анализа и самоорганизации студентов [5, с.115]. Методика организующего обучения в идеале включает в себя формирование и развитие у обучающихся наборов организационного знания, совокупности организационных умений, мотивов организованного действия. Это то, что делает
как жизнедеятельность самого студента, так и окружающую его действительность, рационально и разумно структурированным, целенаправленным и системным. Наиболее активный метод технологии -организационное проектирование. Побудительно-мотивирующее обучение предполагает актуализацию педагогически направленного мотивационного процесса, развитие у обучающихся требуемых мотивов активной и инициативной, партнерской и самостоятельной деятельности.
Следствием изучения, а также возможного улучшения показателей интеллектуальной мобильности выпускников гуманитарных вузов (в частности студентов старших курсов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки Бакалавр сервиса и Бакалавр туризма), а также следствием выявленных недостатков организации образовательного процесса, явилось проведение научного (педагогического) эксперимента. Базой эксперимента выступил Магнитогорский государственный университет (ныне Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова). Цель эксперимента - выявление уровней развития интеллектуальной мобильности студентов старших курсов, выпускников и путей их повышения средствами гуманитарного образования. В содержание эксперимента вошли идеи:
а) организованной интеллектуальной социализации обучающихся, результатом которой является общественно полезная интеллектуальная деятельность;
б) развития у обучающихся навыков квалифицированного самоуправления собственной интеллектуальной деятельностью;
в) развития у обучающихся навыка взаимовыгодного сотрудничества в распознавании любых проблем, решении самых разных задач. Планируемым результатом эксперимента выступил переход студентов с одного уровня интеллектуальной мобильности (критического, низкого или среднего; допустимого) на другой (более высокий - достаточный, желательный, идеальный). В процессе экспериментальной работы, когда постановка цели развития интеллектуальной мобильности студентов была адекватно воспринята обучающимися и обеспечена методически, адресат показал положительную динамику соответствующих показателей.
Итак, современная социально-экономическая ситуация потребовала от учреждений профессионального образования выпускников, обладающих показателями интеллектуальной мобильности. В ходе специально организованного эксперимента, нацеленного на выявление данных показателей у выпускников гуманитарного вуза, а также с целью выявления недостатков организации образовательного процесса, было установлено следующее:
а) интеллектуальная мобильность студентов имеет недостаточное количество признаков своей развитости и применяемости в рефлексии и решении задач, связанных с учебными курсами профессионального блока;
б) интеллектуальная мобильность студентов формируется при недостаточном использовании в организации образовательного процесса технологии воспитывающего обучения, методов организующего и побудительно-мотивирующего обучения, отстает от современного представления о формах и методах целевого использования обучающих интеллектуальных систем;
в) интеллектуальная мобильность студентов гарантированно формируется, если в вузе: предоставлены и эффективно используются педагогические условия социализации интеллектуального опыта обучающихся; созданы условия развития у обучающихся навыков самоуправления собственной интеллектуальной деятельностью.
Основанием к сказанному выступает мониторинг процесса и результатов профессионального образования бакалавров сервиса и туризма, а также мониторинг процесса и результатов прохождения студентами старших курсов производственной практики на сервисных предприятиях, где обучающиеся использовали новейшие информационно-коммуникационные технологии, машинный интеллект при проектировании туристского и сервисного продукта; при анализе туристского рынка и рынка социально-культурных услуг; при выявлении проблемы процесса продаж туристского и сервисного продукта, оценке эффективности, конкурентоспособности деятельности персонала предприятий и организаций, в том числе эффекты партнерства с поставщиками услуг.
Литература:
1. Аскерко Ю.И. Актуализация процесса формирования информационной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2007. № 1. С. 88-90.
2. Макашова В.Н., Трутнев А.Ю., Новикова И.Н., Ганиева Л.Ф. Педагогические, психологические и лингвистические аспекты проблемы киберэкстремизма среди молодежи в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 12891293.
3. Савельев И.А. Проблема истинности морального суждения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук / Магнитогорский государственный университет. Магнитогорск, 2006.
4. Савельева Л.А. Аспекты культурологического подхода в методике преподавания информатики В книге: Новые информационные технологии в образовании Материалы VII международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2014. С. 582-586.
SCIENCE TIME
5. Сайгушев Н.Я., Ермаков Д.И., Сергеев А.Н. Игра как средство профессиональной подготовки студентов // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 11. С. 114-120.
6. Царан А. А. Формирование мотивов нравственного поведения будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного становления в процессе профессиональной подготовки в вузе /Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 233.
7. Царан А. А. Характеристика модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 153.