УДК 378
Теребина Полина Викторовна
аспирант кафедры педагогики Пятигорского государственного лингвистического университета
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ
Terebina Polina Viktorovna
PhD student, Education Science Department, Pyatigorsk State Linguistic University
PEDAGOGICAL CONDITIONS SUPPORTING THE ACADEMIC MOBILITY OF LIBERAL ARTS UNIVERSITY STUDENTS
Аннотация:
Статья посвящена выявлению и обоснованию основных целей и направлений педагогического сопровождения развития академической мобильности студентов вузов гуманитарного профиля. Анализ данных опытно-эмпирической части исследования педагогических условий развития академической мобильности студентов вузов гуманитарной направленности позволяет выделить и дифференцировать технологии ее реализации, представить программы стажировок и студенческого обмена ПГЛУ с различными вузами гуманитарного профиля.
Ключевые слова:
академическая мобильность, педагогические условия, гуманитарный вуз, профессиональная самореализация студента, дидактические задачи, образовательные программы международного сотрудничества, веб-технологии, рефлексия, партнерские отношения.
Summary:
The article identifies and justifies the main goals and areas of students' academic mobility development at liberal arts universities. The analysis of data of the empirical part of the research dealing with the pedagogical conditions supporting the academic mobility of liberal arts university students allows the author to reveal and differentiate the techniques of its implementation, to submit the internship programs and the student exchange programs maintained by Pyatigorsk State Linguistic University with other liberal arts universities.
Keywords:
academic mobility, pedagogical conditions, liberal arts university, professional fulfillment of students, teaching objectives, educational programs of international cooperation, web technology, reflection, partnership.
Непрерывность и скачкообразность, которые характеризуют перемены, происходящие в современном мире и в системе высшего профессионального образования, оказывают влияние на развитие академической мобильности студентов вузов.
С целью определения педагогических условий развития академической мобильности студентов вуза были организованы и проведены информационные беседы и анкетирование. В качестве респондентов выступили студенты и работодатели. В содержательную часть вопросов анкет вошли мнения студентов о положительных и отрицательных аспектах мобильного образования, о планировании стажировок, получении дополнительного профессионального образования в зарубежных вузах, о степени участия в Программах академической мобильности вуза.
Полученные результаты анкетирования позволили установить, что 67 % студентов из числа обучающихся по системе двойного диплома самостоятельно приняли решение обучаться по данной образовательной траектории.
Следует отметить, что 6 % студентов, прошедших обучение по системе двойного диплома, планируют остаться работать в родном городе, 25 % намереваются работать в мегаполисах родного государства, а 69 % студентов планируют организовать трудовую занятость в других странах, например в Дании, Соединенных Штатах Америки, Германии.
Значимым выступает вопрос отсутствия заинтересованности в организации мобильного образования и введения кредитно-модульной системы в вузе в лице предприятий, учреждений, организаций, выступающих в роли работодателя как потребителя на рынке труда молодых специалистов. Многие из них в настоящее время, характеризующееся кризисными явлениями, не готовы уделить достаточно внимания кредитно-модульной системе в рамках своего образования. Важно отметить, что 76 % студентов считают, что мировой финансовый кризис отразился на международном сотрудничестве в системе высшего образования.
Участники исследования твердо уверены, что опыт участия в международном академическом взаимодействии обеспечивает выпускникам способность работать в межкультурной глобальной профессиональной среде. Двойной диплом позволяет осознавать и понимать системы языковых, политических, практических явлений, что обеспечивает формирование профессиональных, общекультурных и социальных компетенций, помогает в установлении межличностных
отношений. Любопытны данные, полученные в результате анкетирования потенциальных работодателей. Почти все качества и характеристики будущих потенциальных работников, которые студенты развивают во время зарубежного пребывания, оцениваются работодателями как относительно важные. К их числу относятся: способность к сотрудничеству, надежность и ответственность, умение эффективно решать проблемы, адаптивность и способность реагировать на изменения во внешней среде. При этом респонденты отмечают значимость таких качеств, как способность взаимодействия с людьми - представителями другой культуры, знание традиций зарубежных стран и культур, готовность к работе за рубежом. Любопытно, что энтузиазм и амбиции в работе по степени важности оказались в середине списка значимых показателей. Терпимость, аналитическое мышление, сопереживание, способность к работе в коллективе оказались последними по значимости для работодателей. При этом все работодатели сходятся во мнении, что опыт участия в академической мобильности способствует развитию профессиональных и общекультурных компетенций, а также личностному росту будущего специалиста.
В процессе формирования готовности студента к академической мобильности как личностного качества у будущего профессионала особая роль принадлежит разработке инновационных технологий образовательного процесса, в основу которого положено создание системы субъект-субъектных отношений между его участниками. Важная роль принадлежит выявлению условий для осуществления разностороннего развития студентов, включая практическую апробацию сил и способностей в различных видах деятельности: учебной, профессиональной, проектной.
Продуктивная направленность развития академической мобильности студентов вузов должна способствовать личностному самоутверждению, самореализации в ходе решения учебных задач в условиях установки на успех и стремления к успеху. Реализация развивающей функции высшего образования обеспечивается с помощью комплексного использования: рефлексии, системного анализа, проблемных, эвристических, исследовательских методов обучения. В настоящее время особое значение приобретает метод проектов, обеспечивающих развитие компетенции личности. В исследовании Л.В. Лидак, О.А. Колосовой и т. д., посвященном педагогическим условиям развития профессионализма, отмечено, что развитие рефлексии, а также профессиональных и общекультурных компетенций позволит личности войти во внешнюю позицию по отношению к себе, осмыслить себя в системе иной социокультурной среды, отличной от привычной [1].
Деятельность педагога, осуществляющего развитие академической мобильности студентов, направлена на актуализацию субъектного опыта обучающегося на основе гибкого анализа его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений; на раскрытие способов мышления. Становится очевидным, что такая работа педагога требует от него не только пересмотра индивидуального опыта, но и принципиально иного подхода к образовательной программе.
Важным аспектом мировой образовательной политики является предоставление равных возможностей для получения высшего образования и участия в академической мобильности всем группам студентов, независимо от их социально-экономического происхождения, пола, расы, этнических предпочтений, при этом следует выделить перечень препятствий для реализации академической мобильности студентов вуза. Одно из препятствий состоит в том, что такие категории студентов, как, например, молодые люди из семей, имеющих низкий социально-экономический уровень, и студенты, имеющие физические недостатки и хронические заболевания, сталкиваются с дискриминацией в области образования. Зачастую им трудно получить равный доступ к международной академической мобильности.
В рамках исследования были обозначены затруднения, возникшие у студентов, принимавших участие в программах международного образовательного обмена во время пребывания и обучения в другой стране. Это позволяет выявить причины возникновения данных затруднений и оказать помощь студентам в устранении названных причин в процессе становления и развития их академической мобильности.
Анализ результатов показывает, что большая часть затруднений, с которыми столкнулись студенты, принимавшие участие в образовательных программах международного обмена, связаны с интеграцией студентов в другую культурную среду. Число таких испытуемых составило 38,2 % от общего числа респондентов. Значительное количество (21,8 %) затруднений связано с недостаточным уровнем владения обучающихся иностранным языком, вследствие этого наблюдается снижение возможностей коммуникации. Меньший процент отражают трудности интеграции студентов в образовательную или учебно-профессиональную среду принимающей страны. Выявлено, что около 10 % студентов испытывают трудности в реализации учебных или учебно -профессиональных целей в собственной предметной области. Не испытывали серьезных затруднений при участии в образовательных программах международного обмена 18,1 % респондентов, участвующих в эксперименте.
Академическая мобильность является одним из приоритетных направлений международного образования, а главным педагогическим условием ее развития выступает процесс включенного обучения студентов. Основными структурными компонентами педагогического процесса являются следующие: установление равноправных партнерских отношений вуза с зарубежными учебными заведениями; реализация возможности для студентов испытать себя в другой системе организации высшего профессионального образования; получение студентами дополнительных знаний в смежных областях; совершенствование владения иностранным языком; знакомство с иностранными предприятиями и организациями, предоставляющими базу практик. Указанные компоненты выступают условиями для получения студентом двойного диплома. Через академическую мобильность реализуется внутренняя потребность студента, обеспечивающая обучающемуся интеграцию в производственную сферу через пространство взаимоотношений и взаимосвязей.
С целью практической реализации выделенных педагогических условий была разработана комплексная программа обеспечения академической мобильности студентов вуза и технологии ее реализации, включающая решение целостного комплекса учебно-методических, психолого-педагогических, организационно-технологических, социально-экономических и нормативных проблем, тесно связанных между собой.
Для достижения педагогических результатов развития академической мобильности студентов вузов гуманитарного профиля в опытно-экспериментальной работе нами активно применялись образовательные технологии принятия решений с использованием информационных ресурсов.
Следует согласиться с В.А. Богословским, отмечающим, что образовательная технология представляет собой способ реализации дидактических задач через использование материальных, информационных и трудовых ресурсов образовательного учреждения, а результатом означенной реализации является качество подготовки студентов [2].
В последние годы получил широкое распространение термин Е-!еагп1пд, означающий технологию обучения в среде Интернет. Технологии Е-!еагп1пд принято называть сетевыми технологиями обучения. Использование сетевых образовательных технологий оправдано, если приводит к повышению эффективности систем обучения за счет повышения активности самостоятельной работы студентов и обеспечивает условия для оптимизации учебного процесса в образовательном учреждении в целом.
Развитие веб-технологий в вузе обеспечивает студентов новыми креативными возможностями обучения, среди них в первую очередь следует отметить огромный дидактический потенциал сети Интернет. Использование интернета в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: обучающую, справочную, контролирующую.
Следовательно, при анализе педагогических условий организации учебного процесса в распределенных системах обучения все разнообразие параметров, характеризующих используемые образовательные технологии, целесообразно обобщить в три группы: организационные, дидактические и сетевые.
Согласно теоретическим положениям Н.С. Бринёва, на дидактическое качество реализации учебного процесса основное влияние оказывают такие средства дистанционных образовательных технологий, как:
- библиотеки учебных материалов, включающих как специально разработанные электронные учебники, так и всевозможные информационные ресурсы электронных библиотек, интернет-ссылок и т. п.;
- средства диагностики и контроля знаний, включающие формы вопросов с учетом коэффициентов их сложности и точности ответов студентов;
- средства разработки и сопровождения учебно-методических материалов [3].
С технологической точки зрения учебный процесс представляет собой упорядоченную совокупность относительно обособленных типовых дидактических технологических процессов. Типовые дидактические процессы реализуются в форме традиционных учебных занятий, таких как лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы, консультации, аудио- и видеоконференции, самостоятельная работа, в том числе с электронными учебными пособиями и распределенными информационными ресурсами, курсовое и дипломное проектирование, учебная и производственная практики. Перечисленные формы организации дидактического процесса составляют структурные единицы реализации учебного плана и целостной образовательной программы.
Вовлеченность вуза в процесс международной учебной и научной кооперации с зарубежными университетами реализуется через участие в международных образовательных и научных программах, построенных на условиях межуниверситетских договорных отношений. Международное сотрудничество способствует повышению качества учебной и научной работы в вузе. Мощным стимулом роста эффективности работы со студентами является внедрение современных программ, активных технологий обучения, проведение исследований в тех областях знаний,
которые предусмотрены программой. Договоры с зарубежными университетами создают базу для активного взаимодействия факультетов и кафедр с иностранными коллегами в области учебной и научной деятельности. В настоящее время со многими зарубежными вузами поддерживаются плодотворные контакты. Например, в Северо-Кавказском федеральном округе вузы сотрудничают с университетами ближнего и дальнего зарубежья - Казахстана, Белоруссии, Молдовы, Индии, Кореи, Англии и т. д.
Определяющим фактором успешной реализации программы международной подготовки студентов явилась деятельность ПГЛУ в рамках образовательного партнерства с зарубежными вузами. Студентам предоставляются реальные условия и возможности для практической реализации уровневого высшего образования.
Подтверждением этому служит выполнение студентами Института международных отношений практико-ориентированного case-study на английском языке. После освоения курса «Мировая экономика и международные экономические отношения», изучив основные теории, концепции и ключевые проблемы мировой экономики на современном этапе, студенты выезжают в Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) для выполнения практико-ориентированного case-study на английском языке. Данная работа осуществляется в условиях конкретной страны и компании при содействии сотрудников фирмы Truly Golden. Цель данного мероприятия заключается в выработке у студентов лингвистического вуза умения анализировать причины, характер и направленность международной экономической политики и стратегии ОАЭ в целом и особенностей функционирования конкретной компании в частности. Программа case-study нацелена на формирование стройной системы экономических взглядов теоретической и практической направленности.
Разработанный case-study ориентирован на обучающихся по специальностям «Международные отношения» и «Мировая экономика».
Программа включает в себя теоретические и практические аспекты. Теоретические аспекты отражены в обосновании современного экономического потенциала ОАЭ, характеристике экономической модели ОАЭ, основных форм и особенностей современных международных экономических отношений ОАЭ с другими странами. Студенты осваивают особенности международного разделения труда, его форм и показателей; особенности международной миграции рабочей силы: сущности, причин, форм, основных направлений международных миграционных потоков, социально-экономических последствий внешней миграции рабочей силы и государственной миграционной политики.
Теоретические основы предложенной программы позволяют студенту освоить сущность международной торговли, отражают причины ее возникновения и основные этапы развития, виды внешнеторговых операций, современную международную торговлю ОАЭ с зарубежными партнерами. Вместе с тем через практико-ориентированную деятельность студенты изучают особенности, тенденции развития и основные факторы динамики современной международной торговли, ее географическую структуру, структурные изменения, внешнеторговую политику государства и инструменты регулирования его внешнеторговой деятельности.
При освоении данной программы непосредственно в ОАЭ студенты осваивали сущность и формы международного движения капитала в ОАЭ, иностранные инвестиции в экономику ОАЭ, государственную политику формирования благоприятного инвестиционного климата.
Теоретический базис программы составили такие международные показатели расчетов, как платежный баланс; сущность, принципы и структура международных кредитов; виды и формы международного обмена технологиями при участии ОАЭ; предпосылки и этапы экономической интеграции. Важное место занимают арабская интеграция, интеграционные группировки и перспективы интеграционных процессов в странах Ближнего Востока.
В практические аспекты предложенной программы включен анализ особенностей частного сектора ОАЭ и предпринимательской деятельности. Основными вопросами стали: малое, среднее и крупное предпринимательство, его особенности и роль в экономике, роль ТНК в производстве товаров и услуг, государственная поддержка предпринимательства, новые тенденции предпринимательской деятельности, формы ее организации, анализ сектора домохозяйств как владельцев ресурсов, получателей доходов и расходующей группы, SWOT-анализ деятельности международной фирмы Truly Golden.
Лишь краткий анализ программы свидетельствует об успешном освоении студентами содержания основных концепций и подходов, входящих в объем современных знаний в области экономики ОАЭ. Вместе с тем студенты учатся самостоятельно анализировать материал по изучаемой проблематике, делать выводы и обобщать их в виде отчета по практике.
Таким образом, применение метода case-study позволяет студентам вуза: овладеть знаниями на английском языке о специфике экономического развития ОАЭ в условиях страны; выра-
ботать умения анализировать достоинства и противоречия, возникающие в процессе международного экономического развития; творчески использовать полученные знания для профессиональной работы в международных организациях, органах государственной власти, местного самоуправления и на предприятиях различных форм собственности.
Данный метод прошел апробацию в рамках стажировок студентов Института международных отношений в Дубае. В 2012 и 2013 гг. были организованы полугодовые стажировки. Студенты Института международных отношений выполнили указанный case-study на английском языке и получили сертификаты по специальности International Business Administration.
В рамках реализации экспериментальной программы обеспечения академической мобильности студента и технологии ее реализации были разработаны программы стажировок и программы студенческого обмена для различных институтов, входящих в структуру Пятигорского государственного лингвистического университета.
В обучающих стажировках приняли участие 213 студентов вуза. Важное место в программе объективно занимала программа Work and Travel. Она охватывала разные страны. В нее входили 56 человек. Всего в стажировках студентов приняли участие 302 студента. Следует отметить, что наиболее многочисленными были такие стажировки, как «Водоход», «Мостурфлот» и т. д.
С целью развития новых направлений подготовки студентов Пятигорского государственного лингвистического университета был реализован проект «Международная ознакомительная практика в области социальной работы».
Данный проект предусматривал организацию совместной зарубежной стажировки студентов Института человековедения и Института международных отношений в Объединенных Арабских Эмиратах в апреле 2014 г. для ознакомления с работой крупного социального центра «Аль Нур». Данный объект интересен будущим социальным работникам как центр, не имеющий аналогов в мире по обучению и подготовке социальных работников. Он действует с 1981 г. и рассчитан на одновременный прием 250 детей и подростков.
Посещение центра включало теоретические занятия по проблеме организации социального обеспечения в стране. Вместе с тем проводились экскурсии по центру, консультации с работниками и руководством центра, знакомство с практикой подготовки социальных работников и психологов для нужд центра. Участие в данном проекте позволило студентам привлечь опыт данного учреждения к подготовке своих дипломных и курсовых работ. В результате стажировки студенты получили сертификаты о прохождении зарубежной практики, которые отражали полученный опыт в научных публикациях вуза.
Перспективой дальнейшего сотрудничества выступает возможность установления официальных отношений социального центра «Аль Нур» с ПГЛУ. Речь идет об организации волонтерской практики в этом центре.
Итак, академическая мобильность - это прежде всего возможность для студентов, предоставляемая вузами-партнерами, самим формировать и совершенствовать свою профессиональную образовательную подготовку через выбор предметов, дисциплин, курсов, учебных заведений в соответствии со своими склонностями и устремлениями.
Академическая мобильность дает возможность каждому студенту выстраивать свою образовательную траекторию в рамках функционирования системы высшего профессионального образования вообще и системы непрерывного образования в частности. С целью построения и реализации международной образовательной траектории будущему специалисту необходимо формировать и развивать международные образовательные компетенции, а вузу - обеспечивать партнерское взаимодействие с мировым образовательным сообществом.
Ссылки:
1. Лццак Л.В., Колосова О.А. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии : монография. М., 2008. 138 с.
2. Богословский В.А. Переход российских вузов на уровневую систему подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты. М., 2010. 248 с.
3. Бринёв Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o60.htm (дата обращения: 20.04.2010).