Научная статья на тему 'Академическая мобильность студентов-фармацевтов: возможности организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения'

Академическая мобильность студентов-фармацевтов: возможности организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
174
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / ACADEMIC MOBILITY / COMPETENCES / HIGHER EDUCATION / PHARMACEUTICAL STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева В.М.

Работа посвящена проблеме организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения академической мобильности студентов, интернов и аспирантов, обучающихся на фармацевтических факультетах. В статье представлен опыт формирования мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной готовности студентов-фармацевтов к профессиональному и личностному общению и взаимодействию, что в итоге позволит решить задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей, избежать многих сложностей, возникающих на пути интернационализации фармацевтического образования и науки. Обозначены проблемные точки формирования готовности к академической мобильности. Представлены этапы педагогической деятельности по формированию готовности к академической мобильности. Особый акцент в работе сделан на педагогических ресурсах формирования готовности к кросскультурному взаимодействию посредством развития способности студентов к профессиональному и личностному общению на иностранных языках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева В.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility at higher pharmaceutical schools: pportu-nities of organizational, didactic, psychological and pedagogical support

The paper is devoted to the potentials of pedagogical support of students' academic mobility and internationalization in education and research. Particular attention is given to the resources of pedagogical support of academic students' mobility realized in learning foreign languages. The primary aim of the paper is to presents the author's experience in organization of didactic, psychological and pedagogical support of academic mobility of students and young y. Implementation of the knowledge obtained gives a chance to contribute to the solution of many difficulties in international activity of universities, arising mainly due to a human factor as well as efficient development of personality of students in international communication.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность студентов-фармацевтов: возможности организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения»

МЕНЕДЖМЕНТ

В.М. ЗАЙЦЕВА, Смоленская государственная медицинская академия Минздрава России

Академическая мобильность студентов-фармацевтов:

ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

I ЯНВАРЬ ФЕШЛЬ

Работа посвящена проблеме организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения академической мобильности студентов, интернов и аспирантов, обучающихся на фармацевтических факультетах. В статье представлен опыт формирования мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентационной и информационной готовности студентов-фармацевтов к профессиональному и личностному общению и взаимодействию, что в итоге позволит решить задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей, избежать многих сложностей, возникающих на пути интернационализации фармацевтического образования и науки. Обозначены проблемные точки формирования готовности к академической мобильности. Представлены этапы педагогической деятельности по формированию готовности к академической мобильности. Особый акцент в работе сделан на педагогических ресурсах формирования готовности к кросскультурному взаимодействию посредством развития способности студентов к профессиональному и личностному общению на иностранных языках.

Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена активизацией интеграционных процессов как во всем мировом сообществе, так и в системе высшего профессионального образования, в том числе в сфере подготовки специалистов в области фармации. Формирование единого международного образовательного и научного пространства, рост академической мобильности студентов и молодых ученых, позволяющие изучать и обобщать опыт вузов, преподавателей и экспертов разных стран, способствуют модернизации высшей школы, которая в итоге направлена на подготовку высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными характеристиками, сформулированными в нормативных документах и Федеральных государственных образовательных стандартах. В них усвоение международного опыта в профессиональной сфере, готовность и способность к международной профессиональной коммуникации определены как значимые профессиональные качества (компетенции).

Ключевые слова:

психолого-педагогическое сопровождение, готовность, академическая мобильность, компетенции, высшее профессиональное образование, студенты фармацевтических факультетов

Одним из способов освоения профессионального опыта является участие студентов в проектах академической мобильности. Однако при разработке

программ академической мобильности учитываются прежде всего их организационные аспекты, такие как управление академическими потоками, соответствие академических дисциплин, их информационное содержание, количество академических часов, длительность программы. При этом из поля зрения большинства отраслевых вузов выпадает такой значимый аспект, как потенциал психолого-педагогического сопровождения академической мобильности, необходимость формирования готовности и способности к кросскультурной профессиональной и личностной коммуникации. Целью работы стала попытка обозначить подходы и обобщить организационно-методический и психолого-педагогический опыт стимулирования студентов, интернов и аспирантов к участию в различных международных проектах и программах академической мобильности.

При планировании проектов и программ международного сотрудничества в области фармацевтической науки и образования необходим комплексный

Keywords: psychological and pedagogical support, academic mobility, competences, higher education, pharmaceutical students

T

he paper is devoted to the potentials of pedagogical support of students' academic mobility and internationalization in education and research. Particular attention is given to the resources of pedagogical support of academic students' mobility realized in learning foreign languages. The primary aim of the paper is to presents the author's experience in organization of didactic, psychological and pedagogical support of academic mobility of students and young y. Implementation of the knowledge obtained gives a chance to contribute to the solution of many difficulties in international activity of universities, arising mainly due to a human factor as well as efficient development of personality of students in international communication.

ZAYTSEVA V.M. ACADEMIC MOBILITY AT HIGHER PHARMACEUTICAL SCHOOLS: PPORTU-NITIES OF ORGANIZATIONAL, DIDACTIC, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT.

47

МЕНЕДЖМЕНТ

■ январь"И

фЕ»™Ь"1 ИМЙПШМ

подход, который предполагает реализацию как организационно-методических, так и психолого-педагогических мероприятий, нацеленных на формирование и развитие профессиональной компетентности специалистов. Нами рассматривались возможности диагностики, формирования и развития психологических характеристик личности, способствующих эффективному участию в международных проектах и программах, связанных с интернационализацией образования. Психологические характеристики, которые способствуют эффективному профессиональному и личностному взаимодействию при участии в проектах академической мобильности, включают: направленность личности, систему и совокупность взглядов, убеждений, отношений, мотивов, волевых и интеллектуальных качеств, знаний, умений и навыков.

Рассмотрена проблема формирования готовности к кросскультурному взаимодействию у студентов, интернов и аспирантов, обучающихся в медицинских (фармацевтических вузах), т. е. в т. н. отраслевых вузах, к которым относятся вузы, находящиеся в ведомственном подчинении, учредителями которых являются профильные министерства или ведомства [6, с. 12]. Понятие «сопровождение» вошло в отечественную педагогику, сформировавшись на основе гуманистической концепции и признания значимости педагогической поддержки. В современной педагогической науке даются различные трактовки понятия «педагогическое сопровождение», ставшего объектом многочисленных фундаментальных и прикладных исследований. Ученые обращают внимание на различные аспекты педагогического сопровождения: психологические (Е.А. Климов) [5], социально-педагогические (Д.И. Фельд-штейн) [13], социально-экономические (Е.И. Головаха) [4], профессионального самоопределения (Л.М. Митина) [8]. Принимая во внимание существующие подходы к рассмотрению этого понятия, в своей работе мы опираемся на точку зрения, представленную в работах В.А. Сластенина, в которых определяется не только данное понятие, но и методы педагогической деятельности

по сопровождению учащихся. По его мнению, педагогическое сопровождение — это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия и поощрения максимальной самостоятельности учащихся в проблемных ситуациях и их личностном росте [12]. Нам также представляется актуальной трактовка понятия «педагогическое сопровождение», данная С.В. Сильченковой, которая считает, что педагогическое сопровождение — это форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников, развитие их самостоятельности и уверенности в различных ситуациях жизненного выбора [10].

Говоря об академической мобильности, мы опираемся на определение, данное И.М. Миковой, которая считает, что это всего лишь «одна из форм организации обучения студентов, связанная с перемещением в другой вуз в своей стране или за рубежом на ограниченный по времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения» [7, с. 5].

К академической мобильности также относят международные образовательные летние и зимние школы, международные студенческие олимпиады, летние лагеря; международные студенческие стажировки, дистанционное образование и защиту исследовательских проектов. Таким образом, как и любая другая форма обучения, она нуждается в психолого-педагогическом и организационно-методическом сопровождении.

Анализ научной литературы и правовой документации позволил выявить значительное число работ, посвященных академической мобильности, стратегиям ее организации и сравнительным характеристикам. При этом большинство авторов исходят из концепций Болонского соглашения и стратегий формирования единого образовательного пространства при рассмотрении правовых аспектов, целей и инструментов академической мобильности. Такой особый аспект обеспечения академической мобильности, как языковая компетентность, достаточно глубоко рассмотрен современными учеными

как с позиции языкознания, так и с прикладной, практической и дидактической точек зрения [1—3, 14, 15]. Несмотря на значительное число работ в указанных областях, до сих пор не предпринята попытка комплексно сформулировать теоретико-методологические и прикладные основы организации психологического и педагогического сопровождения академической студенческой и преподавательской мобильности, позволяющей решить многие задачи международной активности вузов, эффективной профессиональной самореализации студентов и преподавателей.

Результаты и выводы, представленные в статье, построены на материалах исследования, посвященного проектированию и реализации программ педагогического сопровождения международной активности и академической мобильности, разрабатываемых в Смоленской государственной медицинской академии, а также на анализе доступной информации о международной деятельности и академической мобильности 44 медицинских и фармацевтических вузов (факультетов). Для нас особый интерес представляет педагогическая деятельность в вузе, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации студентов, на развитие их уверенности и самостоятельности в различных ситуациях, связанных с академической мобильностью и кросскультурной профессиональной и личностной коммуникацией. Анализ научной литературы и правовой документации дополнен такими методами педагогического исследования, как внешнее и включенное наблюдение, опрос и беседа. Психолого-педагогическая деятельность по формированию готовности к участию в студенческих обменах, международных конференциях и семинарах включает четыре основных этапа: ф диагностический этап, на котором определяются и прогнозируются реальные и потенциальные трудности кросскультурного профессионального и личностного взаимодействия, формирования отношений и мотивации. На этом этапе происходит подбор методов педагогического сопровождения. Именно на данном этапе важно фор-

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ

ршшиим

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2 0 15

49

мирование и развитие мотивационной готовности к иноязычному общению, направленности на изучение международного профессионального опыта посредством активного использования иностранного языка и, прежде всего, профессиональной медико-фармацевтической терминологии. На этом же этапе происходит изучение состояния вопроса и анализ современных тенденций в области интернационализации науки и образования, теоретического обоснования значимости и целесообразности педагогического сопровождения международной активности в сфере образования и науки. Сравнительный анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогическое наблюдение, интервьюирование, анкетирование, изучение педагогического и научного опыта предоставляют очень важную информацию для реализации следующего этапа;

4 методический этап, на котором разрабатываются необходимые учебно-методические средства педагогического сопровождения на индивидуальном и групповом уровне, осуществляется подготовка и внедрение программ педагогического сопровождения отдельных, как уже действующих, так и новых проектов международной академической мобильности; ф преобразующий этап предполагает непосредственную корректирующую деятельность, активную педагогическую поддержку и сопровождение с использованием оптимальных форм, методов и средств. На этом этапе нами был организован цикл занятий «Интернационализация высшего профессионального образования» для студентов, аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава. В этот цикл включены как лекционные занятия, так и практические: развивающая психодиагностика, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий; 4 этап анализа и оценки достижения педагогических целей сопровождения студентов, включающий также само-

оценку студентами своих достижений, а также сложностей, с которыми они столкнулись.

При разработке концепции педагогического сопровождения формирования готовности у студентов медико-фармацевтических вузов обнаруживается ряд проблемных точек: ф в организационном отношении: у зарубежных вузов значительно больше опыта в обеспечении академической мобильности, при этом в России, где тенденция к росту академической мобильности стала достаточно отчетливо видна, нет систем, ни государственной, ни отраслевых, которые занимались бы обобщением этого опыта и его внедрением. Другими словами, большинство отраслевых вузов «варятся в собственном соку»;

4 в психолого-педагогическом отношении: в неязыковых вузах отчетливо просматривается недостаточная проработка психологических и педагогических аспектов академической мобильности, формирования мотиваци-онной, эмоционально-волевой готовности, а также компетентности в области кросскультурной коммуникации и межкультурного взаимодействия; + просветительская проблема: в большинстве вузов отсутствуют комплексные образовательные и просветительские программы, в которых представлена информация о профессиональных, культурно-исторических, языковых и бытовых реалиях стран, с которыми осуществляются проекты академической мобильности. Проявляется недостаточность информации о состоянии медицинской и фармацевтической отрасли в зарубежных странах, ведущих медицинских школах, фармацевтических лабораториях и крупных фармацевтических предприятиях. При этом, как показывает опыт, занятия и семинары, на которых обсуждаются культурно-исторические особенности зарубежных стран — участниц проектов академической мобильности, а также достижения в конкретной профессиональной сфере, вызывают большой интерес у студентов и обладают значительным потенциалом формирования готовности к международному взаимодействию.

кроме того...

В СПбГУ составят геномный портрет этнического русского

Исследователи Центра геномной биоинформатики им. Ф.Г. Добржанского при СПбГУ намерены в течение 3 лет секве-нировать геномы 1,5 тыс. добровольцев. Цель проекта - изучение генетических особенностей этнических русских и выявление генов, связанных с развитием различных заболеваний. По словам научного сотрудника центра Анны Горбуновой, в исследовании смогут принять участие только члены семей, проживающих в деревнях на протяжении не менее 3 поколений. Жителей мегаполиса из исследования исключили в связи с вовлеченностью в миграционные процессы. Не менее половины выборки должно составлять трио «мать - отец - ребенок» — это позволит проследить характер передачи наследственных признаков. Завершение проекта намечено на 2018 г., в будущем планируется провести аналогичные исследования в отношении представителей всех народов России.

ВОЗ подтвердила высокий уровень диагностики туберкулеза в России

Три российские лаборатории по диагностике туберкулеза получат статус центров передового опыта Сети супранациональ-ных референс-лабораторий ВОЗ. Об этом уведомил Минздрав России помощник гендиректора ВОЗ по ВИЧ/СПИДу, туберкулезу, малярии и тропическим заболеваниям доктор Хироки Накатани. Соответствующее решение было принято по итогам оценочных визитов специалистов международной организации в лаборатории федеральных НИИ, расположенные в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге. По словам замдиректора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела Минздрава России Терезы Касаевой, решение ВОЗ подтверждает эффективность мер по борьбе с распространением туберкулеза, предпринимаемых в РФ. В частности, в течение последних 8 лет смертность от туберкулеза удалось снизить почти на 50%, заболеваемость - на 26%. В ходе визитов экспертов ВОЗ в российские лаборатории оценивались такие показатели, как уровень обработки диагностических материалов, качество культуральных, молекулярно-генети-ческих методов диагностики, исследований лекарственной чувствительности, а также организация мероприятий по внешнему контролю качества.

МЕНЕДЖМЕНТ

50 I НтЬ I PEMEEIUUM

Если в существующих научных работах и отмечается необходимость психологической готовности к межкультурному взаимодействию, то такие утверждения, как правило, носят декларативный характер и не раскрывают, в чем именно состоит эта психологическая готовность, способы ее формирования, методы ее развития. Педагогический опыт организации проектов академической мобильности показывает, что при реализации таких форм и способов международного взаимодействия, как изучение языка страны предполагаемого пребывания, лекции, семинары по международной коммуникации, привлечение студентов к организации и проведению международных конференций, включая онлайн и веб-конференции, организации встреч зарубежных делегаций, а также индивидуальные консультации, достаточно успешно формируется компетентность в международном профессиональном и личностном общении, проявляются эмоционально-волевые и мотивационные характеристики студентов.

Для того чтобы студент мог более комфортно влиться в общий образовательный процесс принимающего вуза, он должен быть психологически и информационно подготовлен относительно сущности credit-hour-based и work-based learning (практико-цент-рированной) организации образовательного процесса, а также осведомлен о том, каким образом строится общение с зарубежными преподавателями и студентами. Внешнее и включенное наблюдение, опрос, беседа были проведены до, во время и после учебных, языковых, научно-исследовательских стажировок, краткосрочных культурных программ, профессиональной производственной практики за рубежом, участия в международных и зарубежных научных конференциях, летних и зимних школах. Они показали, что наибольший эффект педагогическое сопровождение имеет при сотрудничестве и совместной педагогической деятельности таких вузовских подразделений, как кафедра иностранных языков (в руках которой формирова-

ние не только языковой компетентности, но и направленности на иноязычную коммуникацию в целом, способности к активному применению языковых компетенций), отдела международных связей и учебно-воспитательных структур (в компетенцию которых и входит комплексное планирование программ педагогического сопровождения образовательного процесса).

Исследование, проводимое нами в СГМА, также показывает, что организация зарубежной производственной практики студентов вуза является наиболее эффективным средством повышения профессионального уровня как самих студентов, так и преподавателей — руководителей производственной практики. В ходе ежедневной работы в аптеках, аптечных отделениях зарубежных клиник, клинических и микробиологических лабораториях происходит расширение представлений студентов о современных достижениях в области фармацевтической и медицинской науки и практики. Это также становится мощным стимулом к освоению иностранных языков и углублению иноязычной компетентности будущих специалистов, совершенствованию интеллектуальной и практической профессиональной деятельности, повышает мотивацию обучения, а для многих также становится средством достижения карьерных целей. Психолого-педагогический опрос проводится нами до и после участия в проектах зарубежной производственной практики. Особое внимание уделяется оценке мотивации достижения. Установлено, что существует прямая зависимость между показателями мотивации достижения и успешностью профессиональной коммуникации с зарубежными руководителями практики, сотрудниками лечебных и фармацевтических учреждений. Включение студентов в международные проекты, реализуемые высшими учебными заведениями, организация практики в лечебных и фармацевтических учреждениях зарубежных стран, участие в программах обмена предоставляют возможность российским студентам, с одной стороны, получить образование, со-

ответствующее международным стандартам, а с другой — наметить направления дальнейшего развития, в котором использование иностранного языка будет иметь немаловажную, а подчас и решающую роль. Исходя из особенностей организации учебной активности студентов в зарубежных вузах, которая предполагает участие в обсуждениях, важно подготовить студентов и молодых ученых к иноязычному общению в форме дискуссии, снабдив это общение основными языковыми структурами, оборотами, выражениями, используемыми в профессиональном общении, и навыками поведения и взаимодействия в этой ситуации. При этом необходимо учитывать основные принципы интернационализации, которые предполагают международное общение и обучение в поликультурной среде международного образования. Особую значимость в организационно-методическом сопровождении имеет обеспечение студентов и молодых ученых информацией о доступных библиотечных и интернет-ресурсах, где они могли бы познакомиться самостоятельно с культурно-историческими, социально-экономическими, бытовыми особенностями стран — участниц проектов академической мобильности. Также важно эффективно организовать самостоятельную работу студентов, предоставить наиболее полную информацию о возможностях самостоятельной работы с аутентичными учебными пособиями и видеокурсами, сделав особый акцент на современных интерактивных образовательных ресурсах. В рамках преобразующего этапа педагогического сопровождения академической мобильности нами апробируются и внедряются информационные и образовательные семинары по проблемам кросскультурной коммуникации, особенностям общения с представителями других стран и культур. Студенты, прошедшие производственную практику за рубежом, привлекаются к проведению этих мероприятий. При этом задача заключается в том, чтобы выявить и обратить внимание на сложности, возникавшие у студентов в процессе междуна-

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ФАРМАЦЕВТОВ

PEMfOUUM

ЯНВАРЬ-ФЕВРАЛЬ 2 0 15

51

родной коммуникации, обобщить их и внести соответствующие коррективы в дальнейшую работу со студентами, усовершенствовать дидактический и информационный материал. По результатам работы в зарубежных аптеках, лабораториях и медицинских центрах, участия в научных симпозиумах и конференциях студентами готовятся образовательные фильмы и видеопрезентации, что соответствует требованиям организации самостоятельной и внеучебной деятельности студентов. Эта работа со студентами, интернами и аспирантами позволяет оценить их мотиваци-онные характеристики, эмоционально-волевые качества, знания, умения и навыки, которые оказались значимыми при общении с зарубежными коллегами, студентами и профессорами.

Нами осуществляется педагогическое сопровождение учебных занятий по дисциплинам «Иностранный язык», «Основы профессионально-ориентированного перевода», которое предполагает прежде всего учет мотивационного потенциала этой дисциплины, формирование и развитие общекоммуникативных навыков и способностей. Именно успешность в овладении иностранным языком в значительной степени способствует более активной профессиональной, образовательной и научной самореализации как студента, так и преподавателя. Студенты, участвовавшие в проектах академической мобильности, привлекаются к участию в учебных мероприятиях, при этом широко используются интерактивные методы обучения. Особое внимание уделяется специализированной медицинской и фармацевтической терминологии, углубляются знания студентов в области латинского языка, который значительно помогает в профессиональном общении в медико-фармацевтической среде. Особым ресурсом развития лингвистических, социальных и кросскультурных компетенций обладают заседания студенческих научных кружков и обществ. Серьезный образовательно-педагогический потенциал заключен в подготовке сту-

дентами докладов и видеопрезентаций о проблемах развития фармацевтической отрасли за рубежом, ведущих фармацевтических компаниях и лабораториях. Подбор образовательного материла преподавателями осуществляется с учетом новой и актуальной профессиональной информации.

Таким образом, обобщение опыта в области организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения формирования готовности (мотивационной, эмоционально-волевой, ценностно-ориентацион-ной и информационной) студентов и молодых ученых к академической мобильности, устранение проблемных точек позволит продвинуться в изучении основных характеристик процесса интернационализации науки и образования, определить основные стратегии развития в этих областях, сформулировать профессиональные и личностные характеристики, значимые для участников международных проектов.

ИСТОЧНИКИ

Организационно-методическая и педагогическая деятельность, направленная на формирование готовности к академической мобильности, последовательная реализация ее этапов позволит создать комплексную систему педагогического сопровождения, включающую развивающую психодиагностику, психолого-педагогическое консультирование и кросскультурное просвещение с использованием развивающих образовательных технологий. Обозначенные этапы формирования готовности к академической мобильности могут быть реализованы за счет взаимодействия отделов и управлений международных связей, учебно-воспитательных подразделений и кафедр иностранных языков вузов. Результатом их совместной деятельности станут программы педагогического и учебно-организационного сопровождения процессов интернационализации и международного сотрудничества в медицинских и фармацевтических вузах.

1. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 8-16.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Юта, 2006.

3. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и организации многоуровневого педагогического образования в рамках Болонского процесса. Педагогическое образование и наука, 2011, 8: 22-27.

4. Головаха Е.И. Жизненные перспективы и профессиональное самоопределение. Киев: Науко-ва думка, 1988. С. 35.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004. С. 64.

6. Леонгардт В.А., Шелятихина Л.Ю. Управление маркетинговой деятельностью отраслевых вузов на рынке услуг бизнес-образования. Менеджмент и экономика образования. Екатеринбург: УГУ, 2014. С. 12.

7. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США. Рязанский институт развития образования, 2013.

8. Митина Л.М. Психологическое сопровождение выбора профессии. М., 1998. С. 34.

9. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. вузов. Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр «Акезия», 2000. С. 126.

10. Сильченкова С.В. Формы и методы педагогического сопровождения. Современные научные исследования и инновации, 2013, 10. [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27827

11.Сластенин В.А. Болонское соглашение: курс на интеграцию. Педагогическое образование и наука, 2001, 8: 4-8.

12. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие. М.: 2007.

13. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и системы его развития. Проблемы современного образования, 2010, 2: 3-8.

14. Ellingboe B.J. The most frequently asked question about Internationalization. Minneapolis. MN: University of Minnesota, 1991.

15. The European Higher Education Area. Joint Declaration of the European Ministers of Education. Convened in Bologna on the 19th of June 1999 http://wwwntb.ch/SEFI/bolognadec.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.