Научная статья на тему 'Разработка и внедрение проектов психолого-педагогического сопровождения зарубежной производственной практики в современном вузе как реализация практической составляющей в профессиональном образовании'

Разработка и внедрение проектов психолого-педагогического сопровождения зарубежной производственной практики в современном вузе как реализация практической составляющей в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE / STUDENTS'PRACTICAL TRAINING / LINGUISTIC COMPETENCE / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева В.М., Конышко Н.А.

В статье рассматриваются проблемы и опыт планирования и организации психолого-педагогического сопровождения проектов международной деятельности, включая проекты студенческой академической мобильности в современном вузе. В качестве основного примера международной академической мобильности рассматривается организация производственной практики за рубежом. Как и любой процесс в системе высшего профессионального образования интернационализация современной науки и образования, а зарубежная практика относится к видам академической мобильности, имеет возможности более эффективного развития при квалифицированном и научно-обоснованном психолого-педагогическом сопровождении. В целом, проводимое исследование направлено на исследование всех условий и тенденций процессов интернационализации в системе высшего профессионального образования с целью формирования теоретико-методологического обоснования значимости психолого-педагогического сопровождения международной деятельности вузов. Рассмотрены проблемы и противоречия, которые возникают при подготовке и в ходе организации производственной практики за рубежом. Особое внимание в работе уделено этапам комплексной разработки проектов международной академической мобильности, с акцентом на психолого-педагогический потенциал языковой подготовки с целью формирования профессиональной коммуникативной компетентности и реализации практической составляющей в профессиональном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева В.М., Конышко Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMNENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTS INVOLVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF STUDENTS’ PRACTICAL TRAINING ABROAD IN PROFESSIONAL TRAINING CONTEXT

The paper involves challenges and experience in psychological and pedagogical maintenance of international academic mobility in the system of university training. It is devoted to the problem of theoretical and methodological basics of psychological and pedagogical support of internationalization in education and research. Particular attention is given to psychological and pedagogical support of students’ practical training in EU health care units, pharmaceutical companies and social centers as well as to the significance of linguistic competence. The primary aim of the study was to develop theoretical, methodological and practical background for psychological and pedagogical support of students’ academic mobility and internationalization in education and research. Implementation of the knowledge obtained gives a chance to contribute to more efficient international activities of universities solves many difficulties, arising mainly due to a human factor as well as efficient development of personality of students in international communication.

Текст научной работы на тему «Разработка и внедрение проектов психолого-педагогического сопровождения зарубежной производственной практики в современном вузе как реализация практической составляющей в профессиональном образовании»

УДК 37.048.2: 159.99

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Зайцева В.М., Конышко Н.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме. В статье рассматриваются проблемы и опыт планирования и организации психолого-педагогического сопровождения проектов международной деятельности, включая проекты студенческой академической мобильности в современном вузе. В качестве основного примера международной академической мобильности рассматривается организация производственной практики за рубежом. Как и любой процесс в системе высшего профессионального образования интернационализация современной науки и образования, а зарубежная практика относится к видам академической мобильности, имеет возможности более эффективного развития при квалифицированном и научно-обоснованном психолого-педагогическом сопровождении. В целом, проводимое исследование направлено на исследование всех условий и тенденций процессов интернационализации в системе высшего профессионального образования с целью формирования теоретико-методологического обоснования значимости психолого-педагогического сопровождения международной деятельности вузов. Рассмотрены проблемы и противоречия, которые возникают при подготовке и в ходе организации производственной практики за рубежом. Особое внимание в работе уделено этапам комплексной разработки проектов международной академической мобильности, с акцентом на психолого-педагогический потенциал языковой подготовки с целью формирования профессиональной коммуникативной компетентности и реализации практической составляющей в профессиональном образовании.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, производственная практика, международная академическая мобильность.

DEVELOPMNENT AND IMPLEMENTATION OF PROJECTS INVOLVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF STUDENTS' PRACTICAL TRAINING ABROAD IN PROFESSIONAL TRAINING CONTEXT Zaitseva V.M., Konyshko N.A.

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy st., 28

Summary. The paper involves challenges and experience in psychological and pedagogical maintenance of international academic mobility in the system of university training. It is devoted to the problem of theoretical and methodological basics of psychological and pedagogical support of internationalization in education and research. Particular attention is given to psychological and pedagogical support of students 'practical training in EU health care units, pharmaceutical companies and social centers as well as to the significance of linguistic competence. The primary aim of the study was to develop theoretical, methodological and practical background for psychological and pedagogical support of students' academic mobility and internationalization in education and research. Implementation of the knowledge obtained gives a chance to contribute to more efficient international activities of universities solves many difficulties, arising mainly due to a human factor as well as efficient development ofpersonality of students in international communication.

Key words:psychological andpedagogical maintenance, students 'practical training, linguistic competence, academic mobility

Введение

Актуальность исследования, опыт и результаты которого представлены в данной работе, обусловлена тем, что современная университетская наука и образование находится на таком этапе своего исторического развития, когда

национальная обособленность вузов вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации. Нарастающая тенденция интернационализации в этой сфере объясняется тем, что как российские, так и европейские университеты нацелены на активное формирование

общемирового образовательного и профессионального рынка [2, 5, 7, 14]. Научно и стратегически обоснованное внедрение проектов международной академической мобильности, включая организацию практики студентов за рубежом, способствует более эффективной реализации практической составляющей в профессиональном образовании, а также более активному протеканию процессов интернационализации вузовского образования и науки.

На практике интернационализация высшего профессионального образования и науки проявляется на двух уровнях: макро-уровне и микроуровне. Макро-уровень затрагивает всю систему функционирования и развития профессиональной отрасли и вуза; микро-уровень касается каждого из участников процессов международной коммуникации, включая руководство вузов, профессорско-преподавательский состав, специалистов, экспертов, а также студентов, аспирантов, интернов и ординаторов.

В настоящее время значительное число работ рассматривает, в основном, макро-уровень, то есть социально-экономические, политические и организационные вопросы академической мобильности и практического внедрения положений Болонского соглашения в профессиональное образование [1, 2, 3, 4, 5, 7, 8].

Работ, посвященных исследованию и разработке психолого-педагогических условий реализации процессов интернационализации высшего образования, крайне мало. При этом существует противоречие между необходимостью решения конкретных психолого-педагогических проблем, возникающих на личностном и групповом уровне и отсутствием четко разработанной системы профилактики этих проблем, развивающей диагностики и индивидуального консультирования.

Цель работы

Научное обоснование и практическая оценка эффективности программ психолого-педагогического сопровождения при внедрении в практику вузов проектов организации зарубежной производственной практики на базе ведущих европейских медицинских, психолого-социальных и научных центров, а также фармацевтических компаний.

Материалы и методы

Говоря о психолого-педагогическом сопровождении, мы имеем в виду психолого-педагогическое просвещение, консультирование, развивающую психологическую диагностику, языковое

образование, кросс-культурное просвещение, которые, как показывает опыт, являются серьезным фактором повышения профессионального уровня как самих участников указанных процессов, так и уровня профессиональной подготовки, осуществляемой вузами в целом, что, в свою очередь, определяет статус учебных заведений на национальном и международном уровне.

Проведенное нами исследование включало несколько этапов:

1) Этап изучения состояния вопроса и современных тенденций в области интернационализации медицинской науки и образования, теоретического обоснования значимости и целесообразности психолого-педагогического сопровождения международной активности в сфере образования и науки. Этот этап включал анализ нормативно-правовой документации и научно-педагогической литературы по проблеме исследования. Особое внимание было уделено изучению информации, доступной в Интернет, а также научным публикациям об опыте медицинских вузов и факультетов России в области организации проектов международного сотрудничества и обеспечения этих проектов эффективной организационной, психологической, педагогической и информационной поддержкой. Особое внимание уделялось анализу системы организации практики студентов за рубежом.

2) Разработка общей концепции и стратегии программ психолого-педагогического сопровождения международных программ и проектов в вузе во взаимодействии с отделом производственной практики и кафедрой иностранных языков, обеспечивающей языковою подготовку участников проектов академической мобильности, а также психолого-педагогические исследовательские методы. Беседы и анкетирование охватывали зарубежных и российских руководителей производственной практики, международных мероприятий и проектов.

3) Разработка и внедрение программ психолого-педагогического сопровождения отдельных уже действующих и новых проектов международной академической мобильности (психолого-педагогический эксперимент).

4) Разработка курса лекций и практических занятий «Интернационализация высшего профессионального образования» для аспирантов и слушателей курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава,

курса «Менеджмент международной деятельности вуза»; разработка и апробация информационно-образовательных семинаров по вопросам организации производственной практики за рубежом, других видов международной студенческой академической мобильности, публикация учебно-методических работ и рекомендаций, посвященных формированию и развитию общих профессиональных компетенций обучающихся, включая иноязычную коммуникативную компетенцию в профессиональной сфере.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе исследования нами был выявлен ряд противоречий, которые в дальнейшем обусловили стратегию и тактику нашего исследования.

Мы полагаем, что существует противоречие между объективной потребностью теоретического осмысления ведущих идей и направлений интернационализации профессионального образования и фрагментарностью их учета в управлении образовательной деятельностью вузов, а также противоречие между необходимостью образовательной теории и практики в проектировании и реализации содержания психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей интернационализации образования и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий их реализации.

Эти особенности проявлялись как на макро-уровне, так и на микро-уровне. На микроуровне указанные особенности проявлялись в особенностях усвоения знаний, интерпретации ценностных ориентаций, отражении глобальных проблем современного поликультурного мира, в отношениях к страноведческим, социо- и кросс-культурным знаниям, формировании умений, необходимых для осуществления межкультурной коммуникации, умений осуществлять кросскуль-турный анализ путей взаимодействия с окружающим миром, а также формировании транскультурных навыков.

В связи с выявленными особенностями определены и обоснованы основные подходы проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения процессов интернационализации высшего образования, включая организацию производственной практики за рубежом.

На этапе внедрения и первичной апробации программа психолого-педагогического сопровождения, включая психолого-педагогическое

сопровождение производственной практики в зарубежных клиниках, центрах и компаниях, должны включать:

а) с организационной точки зрения - организационную компетентность участников, на этапе формирования которой происходит обоснование необходимости организации зарубежной производственной практики, ее основные цели, задачи, основные мероприятия, возможности дальнейшего развития; основные участники проекта, их роль и конкретные функции в реализации проекта; планы и сценарии отдельных мероприятий проекта. Особое внимание уделяется соответствию условий прохождения практики за рубежом требованиям и условиям, утвержденным вузом, требованиям к освоению практических навыков, самостоятельному выполнению процедур и манипуляций;

б) с педагогической точки зрения - развитие информационной компетентности участников проекта на основании подготовленного информационного блока о состоянии научной, образовательной и практической проблемы в стране и на зарубежной базе прохождения практики, профессиональных и бытовых реалиях отрасли и страны в целом;

с) с коммуникационной точки зрения - языковую компетентность, которая достигается за счет формирования готовности и способности вступать и участвовать в профессиональной и личностной коммуникации на иностранном языке;

д) с психологической точки зрения - психологическую компетентность, состоящую в формировании и развитии способности и готовности к кросс-культурной коммуникации, развитии коммуникативной толерантности, мотивации достижения, направленности на взаимодействие; профилактику кросс-культурного шока и коммуникационных ошибок.

Значительным ресурсом формирования общей компетентности международного профессионального общения обладают, безусловно, занятия иностранным языком [8]. Это могут быть как учебные занятия в рамках образовательного стандарта, так и участие в работе студенческих научных кружков, самостоятельная работа студентов, а также внедряемые нами информационно-образовательные семинары.

Зарубежная производственная практика студентов является средством повышения профессионального уровня как самих студентов,

так и преподавателей-руководителей производственной практики. В ходе ежедневной работы в отделениях зарубежных клиник, социальных и медицинских центрах происходит расширение представлений студентов о современных достижениях в области медицинской науки и практики. Наблюдаются определенные психологические установки, поскольку такой вид общения становится мощным стимулом освоения иностранных языков и углубления иноязычной компетентности будущих медицинских специалистов, совершенствования интеллектуальной и практической профессиональной деятельности, повышения мотивации обучения, а для многих также средством достижения карьерных целей. Многие студенты отмечают, что у них возник интерес как к более глубокому познанию основного иностранного языка, так и изучению второго и даже третьего иностранного языка.

В связи с этим сами требования и условия организации практики студентов в зарубежных клиниках и других медицинских и социальных учреждениях также должны отвечать критериям и требованиям повышения качества и интернационализации образования.

Тема проектирования и реализации зарубежной практики в высшей школе с учетом интернационализации образования является одной из актуальных и перспективных проблем современной российской педагогики, психологии и методики высшего медицинского образования. Кроме того важно определить психолого-педагогические условия, или, другими словами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение этого процесса.

Безусловно, при составлении планов и программ практики необходимо основываться на официальных национальных и академических регламентирующих документах, определяющих содержание профессионального образования, однако, оно может и должно быть расширено и оптимизировано с учетом тенденций интернационализации современной системы высшего профессионального образования.

Также необходимо учитывать и личностные характеристики студентов, которые способствуют или оказывают негативное влияние на успешность участия в зарубежных академических проектах. В этом случае общение со студентами, вовлеченными в проекты обмена и организации производственной медицинской практики, могут играть немаловажную роль. Необходимо беседо-

вать со студентами с целью выявить сложности, которые они испытывают в реальных ситуациях реальной иноязычной профессиональной коммуникации. Мнение руководителей практики, назначаемых принимающими лечебными учреждениями, должно подвергаться особому анализу и оценке.

Содержание организации производственной практики за рубежом, с одной стороны, должно учитывать специфику национальных требований и регламентов, а с другой стороны давать возможность студентам более эффективно усваивать требования и установки, реализуемые в европейских лечебных и социальных учреждениях. С учетом этого особые требования предъявляются к организаторам и руководителям зарубежной производственной практики, их умению гибко подойти к различиям в профессиональной среде российских и зарубежных клиник. При этом, что совершенно очевидно, наблюдается расширение профессионального кругозора и компетентности самого руководителя производственной практики, к которому, помимо высокого уровня профессиональной медицинской компетентности, также предъявляются требования активного владения иностранными языками. Участие в международных программах и проектах, в том числе в прохождении производственной практики, воспринимаются как самим студентом, так и окружающими его людьми как личностно и профессионально значимые достижения; все это приводит к изменению культурного, общеобразовательного и профессионального уровней личности, оказывает влияние на его ценностные ориентации. В свою очередь определенные ценностные ориентации и направленность личности приводят человека к этому направлению деятельности, побуждают его принимать участие в данных мероприятиях и процессах.

Заполнение студентами дневников осуществляется на русском и иностранных языках, что обусловлено как требованиями зарубежных руководителей практики, которые подписывают дневники, так и необходимостью и возможностью повышения языковой компетентности, и, прежде всего, в области специальной медицинской терминологии.

Немаловажным, а зачастую и решающим аспектом в этом процессе является изучение направленности личности, исследование которой показывает, что из всех существующих видов

направленности для многих студентов, принимающих участие в прохождении практики в зарубежных клиниках, характерна так называемая «направленность на себя», сочетающаяся с высоким уровнем мотивации достижения. Учитывая тот факт, что во многом участие в международных академических проектах требует коллективной, групповой, командной работы, а «направленность на себя» проявляется, прежде всего, в стремлении получить личностный, а не командный успех, организация педагогического взаимодействия со студентами, вовлеченными в международные проекты и обмены, должна строиться на стимулировании студентов на командную работу, то есть развитие «направленности на взаимодействие».

Анализ языковых проблем студентов, возникающих при реальном иноязычном профессиональном общении в клиниках, безусловно, является важным фактором при проектировании содержания обучения иностранному языку. В свою очередь учебно-методическое обеспечение содержания обучения иностранному языку необходимо сочетать с системным психолого-педагогическим обеспечением с учетом интернационализации образования, проявляющегося в усвоении знаний, интерпретирующих ценности человеческой цивилизации, отражающих глобальные проблемы современного поликультурного мира; страноведческих и социокультурных знаний, знаний об экономическом партнерстве; умений, необходимых для осуществления межкультурной коммуникации, умений осуществлять кросс-культурный анализ путей взаимодействия с окружающим миром, а также формировании транскультурных навыков.

Выводы

Таким образом, международная активность в области профессионального образования может стать более эффективной при учете всего комплекса факторов, которые связаны с интернационализацией образования. В этой связи программы организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения академической мобильности имеют значительный потенциал, поскольку позволяют более эффективно усваивать необходимые профессиональ-

ные компетенции, расширяют общий и профессиональный кругозор, позволяют сформировать способность адекватно оценивать глобальные проблемы современного поликультурного мира, формируют и углубляют интерес и позитивное отношение к усвоению страноведческой информации, социо- и кросс-культурных компетенций, необходимых для эффективной профессиональной коммуникации при участии в международных мероприятиях и академической мобильности.

При этом результатом работы выступает модель специалиста, отвечающая следующим критериям: профессиональная и социальная мобильность, способность адаптироваться к информационному пространству, высокий уровень интеллекта, знаний, умений, владения иностранным языком, творческие способности, критическое мышление, самостоятельность и адаптивность. Различные формы психолого-педагогического сопровождения, включающие ролевые игры, рефлексивные игры, групповые обсуждения, дискуссии и другие формы группового взаимодействия могут быть эффективным средством диагностики, актуализации и фиксации тех или иных субъектных установок студентов. В них проявляются и корректируются как позитивные, так и негативные личностные изменения студентов и сотрудников. Системное проектирование психолого-педагогического сопровождения с точки зрения субъектного развития личности, предполагающего активное взаимодействие студентов, психологов и педагогов, позволяет интенсифицировать развитие субъектных качеств. Результаты исследования, отраженные в работе, формируют основу разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения процессов интернационализации системы высшего профессионального образования, планирования лекционных и практических занятий на факультете повышения квалификации преподавателей, курсе психологии и педагогики для аспирантов и интернов, а также курсе повышения квалификации по программе «Менеджмент международной деятельности вуза».

ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова Е.И. Особенности организации многоуровневого педагогического образования и его функционирования в рамках Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 8-16.

2. Байденко В.И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. М.: Юта, 2006. - 111 с.

3. Борисова Н.Ю. Особенности системной интеграции и организации многоуровневого педагогического образования в рамках Болонского процесса // Педагогическое образование и наука. - 2011, № 8. - С. 22-27.

4. Григорьева Е.В. Проектирование и реализация содержания обучения иностранному языку в высшей школе с учетом интернационализации образования. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань. - 2008. - 21 с.

5. Дмитриева Н.К. Становление академической мобильности студентов в процессе обучения иностранному языку. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Петрозаводск. - 2013. - 21 с.

6. Емельянова Педагогическое обеспечение готовности студентов к академической мобильности. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва. - 2013. - 22 с.

7. Зновенко Л.В. Категория академической мобильности студентов в современных педагогических исследованиях России / Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. - 2007, № 11 (32). - С. 288-292.

8. Килинская Н.В. Творческое использование зарубежных педагогических инноваций в современных российских вузах (на материале изучения иностранных языков). Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Саратов: СГУ - 1999. - 23 с.

9. Клементьев С.Л. Педагогические условия ускоренного обучения иностранному языку специалистов неязыковых профилей. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Чебоксары: ЧГПИ, - 1998. -21 с.

10. Колетвинова Н.Д. Формирование профессиональной коммуникативности студентов на неязыковых факультетах педвузов. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань: КГУ - 1999. - 23 с.

11. Марковина И.Ю., Писклакова С.В., Жура В.П. Готовимся к академической мобильности: участие в международной конференции. М.: НГМУ - 2013. - 450 с.

12. Микова И.М. Академическая мобильность студентов в вузах России и США. - Рязань: Рязанский институт развития образования. - 2013. - 212 с.

13. Милорадов С.А. Обучение дискуссионному общению на иностранном языке. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - 1999. - 22 с.

14. Плаксий С.И. Болонский процесс в России: плюсы и минусы / Знание. Понимание. Умение. - 2012. - № 1. - С. 8-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.