Научная статья на тему 'Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты разработки и реализации международного, межкафедрального, междисциплинарного пилотного проекта борьбы с туберкулезом'

Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты разработки и реализации международного, межкафедрального, междисциплинарного пилотного проекта борьбы с туберкулезом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / UNIVERSITY INTERNATIONALIZATION / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ / INTERNATIONALIZATION IN TB RESEARCH / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ORGANIZATIONAL AND DIDACTIC SUPPORT / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / TB PROJECT / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL INVESTIGATION / PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева В.М., Касьянов А.А.

Статья посвящена проблеме интернационализации и глобализации в сфере современного медицинского образования и научных исследований. Процессы интернационализации и глобализации научных исследований в области медицины рассматриваются как с организационной, так и психолого-педагогических точек зрения. Реализация на базе Смоленской государственной медицинской академии международного межкафедрального междисциплинарного пилотного проекта анализируется с точки зрения необходимости организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание уделено роли Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова в разработке и реализации данного пилотного проекта. Личный вклад профессора Т. Ульрихса, а также руководства германо-российского Форума поддержки гражданских инициатив «Петербургский диалог» представлены в данной работе. Показано, что как эксперты в области медицинского образования, так и научные специалисты Германии и России нацелены более активное сотрудничество с целью повышения качества научных исследований, всестороннего изучения проблемы туберкулеза, представляющего глобальную угрозу. В работе представлена этапы реализации международного проекта, а также рассмотрена значимость формирования и развития навыков кросс-культурной коммуникации, языковой компетентности, позволяющих добиваться наилучших научных результатов при профессиональном взаимодействии ученых из разных стран. Сделан вывод о значимости и необходимости разработки системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения международных научных и образовательных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева В.М., Касьянов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN INTERNATIONAL INTERDISCIPLINARY TUBERCULOSIS PROJECT: PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, ORGANIZATIONAL AND DIDACTIC ASPECTS

The article is devoted to the problem of university and research internationalization processes to be new and the most significant trends in modern university education both from organizational and psychological points of view. International interdisciplinary pilot TB project has been analyzed from organizational, chronological and psychological; points of view. Significance of Koch-Metchnikov Forum support in the development and implementation of the TB pilot project has been demonstrated. Particular attention is paid to prof. T. Ulrichs input into successful implementation of the Project. His EU expert participation contributes to better understudying potentials and directions of joint targeted activities of specialist in various medical spheres to fight tuberculosis. Significant role of Petersburg Dialogue is also disclosed in the article. University and research leaders in the system of European and Russian education are strongly aimed at more active cooperation and entering international educational and research market to provide better and comprehensive scientific results. The processes of university education and research internationalization and globalization require communicative, intercultural skills and cross-cultural competence which provide significant advantages through more extensive international experience in any professional sphere. But all the processes require proper pedagogical and psychological investigation and maintenance.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические и организационно-методические аспекты разработки и реализации международного, межкафедрального, междисциплинарного пилотного проекта борьбы с туберкулезом»

УДК 616-002.5-084:370.153 +614.2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО, МЕЖКАФЕДРАЛЬНОГО, МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ © Зайцева В.М.1, Касьянов А.А.2

1 Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 2Смоленский филиал Российского государственного университета туризма и сервиса, 214000, Смоленск, ул. Чкалова, 4а

Резюме: Статья посвящена проблеме интернационализации и глобализации в сфере современного медицинского образования и научных исследований. Процессы интернационализации и глобализации научных исследований в области медицины рассматриваются как с организационной, так и психолого-педагогических точек зрения. Реализация на базе Смоленской государственной медицинской академии международного межкафедрального междисциплинарного пилотного проекта анализируется с точки зрения необходимости организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения. Особое внимание уделено роли Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова в разработке и реализации данного пилотного проекта. Личный вклад профессора Т. Ульрихса, а также руководства германо-российского Форума поддержки гражданских инициатив «Петербургский диалог» представлены в данной работе. Показано, что как эксперты в области медицинского образования, так и научные специалисты Германии и России нацелены более активное сотрудничество с целью повышения качества научных исследований, всестороннего изучения проблемы туберкулеза, представляющего глобальную угрозу. В работе представлена этапы реализации международного проекта, а также рассмотрена значимость формирования и развития навыков кросс-культурной коммуникации, языковой компетентности, позволяющих добиваться наилучших научных результатов при профессиональном взаимодействии ученых из разных стран. Сделан вывод о значимости и необходимости разработки системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения международных научных и образовательных проектов.

Ключевые слова: проект борьбы с туберкулезом, интернационализация университетского образования, интернационализация научных исследований, глобализация, психолого-педагогические исследования, психолого-педагогическое сопровождение, организационно-методическое сопровождение

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF AN INTERNATIONAL INTERDISCIPLINARY TUBERCULOSIS PROJECT: PSYCHOLOGICAL, PEDAGOGICAL, ORGANIZATIONAL AND DIDACTIC ASPECTS

Zaytseva V.M.1, Kasyanov A.V.2

1Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

2Russian State University of Tourism and Services (branch in city of Smolensk), Russia, 214000, Smolensk, Chkalova St., 4a

Summary: The article is devoted to the problem of university and research internationalization processes to be new and the most significant trends in modern university education both from organizational and psychological points of view. International interdisciplinary pilot TB project has been analyzed from organizational, chronological and psychological; points of view. Significance of Koch-Metchnikov Forum support in the development and implementation of the TB pilot project has been demonstrated. Particular attention is paid to prof. T. Ulrichs input into successful implementation of the Project. His EU expert participation contributes to better understudying potentials and directions of joint targeted activities of specialist in various medical spheres to fight tuberculosis. Significant role of Petersburg Dialogue is also disclosed in the article. University and research leaders in the system of European and Russian education are strongly aimed at more active cooperation and entering international educational and research market to provide better and comprehensive scientific results. The processes of university education and research internationalization and globalization require communicative, intercultural skills and cross-cultural competence which provide significant advantages through more extensive international experience in any professional sphere. But all the processes require proper pedagogical and psychological investigation and maintenance.

Key words: TB project, university internationalization, internationalization in TB research, globalization, pedagogical and psychological investigation, pedagogical and psychological maintenance, organizational and didactic support

Введение

Значимость реализуемого в Смоленской государственной медицинской академии международного междисциплинарного межкафедрального пилотного проекта борьбы с туберкулезом является многофакторной, то есть детерминированной достаточно большим числом как внешних (научных, образовательных, организационных, репутационных), так и внутренних (мотивационных, ценностно-ориентационных, индивидуально-личностных) факторов.

Анализ каждой из указанных детерминат представляет отдельный интерес и значимость, однако, попытка комплексного подхода к осмылению фактологического, хронологического хода реализации проекта и его психолого-педагогических результатов, пожалуй, предпринята впервые. Этот вывод был сделан на основании анализа имеющихеся отечественных и зарубежных научных разработок в области международных отношений педагогики и психологии высшего профессионального образования.

Рассматриваемый проект относится к разработкам, связанным со все более активно проявляющейся тенденцией интернационализации и глобализации в сфере современного образования и науки. Его актуальность также определена социальной опасностью туберкулеза, достаточно серьезной распространенностью заболевания как в России, так и в Смоленской области, которая, к сожалению, входит в список наиболее неблагоприятных по туберкулезной ситуации регионов. В этом случае, как и в любом другом, где речь идет о социально значимых заболеваниях, национальная обособленность ученых и научных коллективов все более вступает в конфликт с последствиями и перспективами интернационализации.

Участие СГМА в проекте достаточно наглядно подтверждает, что тенденции развития медицинской науки и высшего образования в начале XXI в. будут связаны с продолжающейся и нарастающей его интернационализацией и глобализацией, поскольку как российские, так и европейские университеты, исследовательские центры, ведущие университетские клиники нацелены на качественное изменение и расширение направлений международного сотрудничества, на активное формирование общемирового образовательного и научного пространства.

При сохранении национального суверенитета в области образования и его национального многообразия, интернационализация образования является ключевым фактором его трансформации в развитых странах в последние десятилетия. Процесс интернационализации неуклонно усиливается и его значение растет, при этом в разных странах интернационализация развивается в разных формах.

Дифференциация и интеграция, подтверждая общенаучный прогноз одного из основателей отечественной психологии Б.Г. Ананьева достаточно заметны и в области исследования интернационализации образования. Изучение процессов интернационализации образования носит междисциплинарный характер и может быть основано на изучении различных аспектов в их взаимосвязи и взаимозависимости.

Несомненно, наиболее успешно развиваются «стыковые» области этого направления. Интеграция педагогических и психологических аспектов в данном направлении представляет собой достаточно новое направление, требующего системного изучения, которое позволит дать практический выход.

Методика

Целью исследования стало теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение необходимости и эффективности разработки и реализации программ психолого-педагогического сопровождения академических процессов, связанных с интернационализаций образования и научных исследований.

Объект исследования: психологические характеристики личности и их динамика, связанные с участием в международных проектах и программах, направленных на интернационализацию и глобализацию образования и науки.

Предмет исследования: возможности психолого-педагогического сопровождения академических процессов с учетом интернационализации высшего профессионального образования и научных исследований.

Гипотеза исследования: организация участия высших учебных заведений в процессах интернационализации образования требует системного психолого-педагогического сопровождения, основанного на учете динамики личностных изменений, происходящих при участии в международных проектах, программах, межкультурной коммуникации

Практический результат исследования: показать этапы развития международного проекта в области борьбы с туберкулезом в их связи с психологическими факторами, обусловливающими различные степени успешности реализации этих этапов.

Была проанализирована хронологическая последовательность мероприятий проекта, а затем проведен анализ организационных и психологических факторов, способствовавших или мешающих наиболее эффективной реализации проекта, достижения максимального результата.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: основные положения методологии педагогического исследования (М.С. Каган, В.В. Краевский, Н.Д. Никандров) и методологии сравнительно-педагогических исследований (Б.Л. Вульфсон, А.И. Галаган, А.Н. Джуринский); теории системного (В.Г. Афанасьев, Ж. Пиаже и др.), личностно-ориентированного (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), теория гуманизации и гуманитаризации образования (Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзянова, З.Г. Нигматов и др.); теория целенаправленной деятельности и теория речевой деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); концепция педагогического проектирования (Л.А. Артемьева, В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин).

Обращаясь к истории вопроса, необходимо отметить, что идея о разработке международного научного проекта возникла в 2010 г., а если быть более точными, то 20 декабря 2010 г., в Москве, в ходе проведения на базе международного научно-технического центра (МНТЦ) международного симпозиума «Современные проблемы здравоохранения». Организация этого симпозиума, как в последующем и проведение международного симпозиума по проблемам туберкулеза в 2011 г. на этой же базе, было инициировано именно Смоленской государственной академией. Проведение обоих симпозиумов не в Смоленске, а в Москве было связано только с технической стороной вопроса - наличием в МНТЦ специального оборудования для синхронного перевода, необходимость которого возникла из-за большого количества зарубежных участников.

Сама идея прозвучала из уст В.В. Чернышовой, заместителя начальника Департамента по здравоохранению Администрации Смоленской области. Появление этой идеи имело две четко выраженные детерминанты. С одной стороны, психологической, связанной с осознанием успешности организации симпозиума по проблемам здравоохранения, и стремлением поддержать так успешно начавшийся процесс международного взаимодействия в области медицины, а с другой стороны, профессиональной, позволяющей однозначно определять актуальность и перспективность изучения и разработки медицинских проблем. Идея также была поддержана (как и многие другие успешно реализованные идеи, связанные с разработкой международных проектов в области медицинской науки и образования) А.В. Овсянкиным, являющимся на тот момент также заместителем начальника Департамента по здравоохранению Администрации Смоленской области, а также начальником Департамента А.А. Касьяновым.

Участие в обоих симпозиумах руководства СГМА, а также С.Р. Кривко, являвшегося заместителем Губернатора Смоленской области и курировавшего социальную сферу области, убеждали зарубежных участников в серьезности намерений российской стороны реализовывать совместные проекты в области здравоохранения, подготовки медицинских кадров, проведения актуальных совместных научных исследований.

Оба симпозиума были организованы благодаря личному участию, организационной и финансовой поддержке одного из членов Президиума Германо-российского Форума, Форума поддержки гражданских инициатив «Петербургский диалог», заместителя руководителя ДААД (Германское бюро академических обменов) доктора юридических наук профессора В. Бергманна. Проф. Бергманн, являясь также руководителем с немецкой стороны рабочей группы Петербургского диалога «Образование. Наука. Инновации» реализовал и продолжает разрабатывать не один успешный германо-российский совместный проект, в том числе и в области медицины. Одним из недавних и достаточно крупных проектов, в которых он обеспечивал участие германской стороны, является проект строительства детского центра онкогематологии в г. Москва.

По предложению руководства СГМА для участия в симпозиуме по проблемам туберкулеза «Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью у детей: растущая глобальная

угроза» (14-15 ноября 2011 г.) были приглашены представители ВОЗ и Европейского медицинского сообщества. С приветственным словом выступил профессор В. Бергманн, акцентировав внимание на готовности Петербургского диалога оказывать все возможное содействие для продолжения сотрудничества и поддержания совместных инициатив европейских и российских ученых и представителей практического здравоохранения.

К участию в конференции были привлечены такие представители ВОЗ как О. Гозалов, сотрудник Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения, г. Копенгаген, С. Кешавью, сотрудник отдела глобального здравоохранения социальной медицины Гарвардской медицинской школы, Бостон, США, профессор Т. Ульрихс, руководитель отдела международных связей Министерства здравоохранения Германии.

Сотрудниками СГМА были сделаны доклады по проблеме туберкулеза: Т.В. Мякишева «Особенности современного течения туберкулеза у детей Смоленской области в условиях напряженной эпидемиологической ситуации». Проф. Т.Г. Авдеева представила доклад «Роль амбулаторно-педиатрической службы в лечении туберкулеза».

После проведенного симпозиума и обсуждений с европейскими специалистами возможностей сотрудничества было принято решение продолжить исследования.

Дальнейшее развитие проекта позволило представить его результаты в г. Берлине 18-19 марта 2013 г. на VII научном симпозиуме «Public private partnership in Tuberculosis: research and development», посвященном всемирному Дню борьбы с туберкулезом (Seventh Scientific Symposium on the occasion of World Tuberculosis Day, Berlin, Germany). С российской стороны в Симпозиуме участвовали представители Академии медицинских наук, Министерства здравоохранения России и научно-исследовательского института туберкулеза в г. Москва.

Докладчиками от СГМА стали заведующая кафедрой фтизиопульмонологии доц. Т.В. Мякишева, заведующая кафедрой поликлинической педиатрии проф. Т.Г. Авдеева.

Тема доклада: «A complex interdisciplinary study of Tuberculosis in children in the region with unfavorable epidemiological situation (pilot project)».

В мае 2013 г. вице-президент Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова, доктор медицины, проф. Т. Ульрих приехал в СГМА в качестве эксперта для консультаций по развитию проекта исследований. Во время его визита он прочитал лекцию для студентов СГМА, а также встретился с руководством СГМА и членами областного общества фтизиопульмонологов.

Результаты проекта были также опубликованы в European Journal of Microbiology and Immunology в 2012 г.: T. Avdeeva, I. Otvagin, T. Myakisheva and E. Rashkevich «Tuberculosis in adolescents and young patients in high prevalence region».

Руководителями проекта с российской стороны являются Ректор СГМА проф. И.В. Отвагин и проректор по учебной и воспитательной работе О.А. Козырев. На всех этапах разработки и реализации исследований менеджмент проекта осуществляется помощником проректора доц. Зайцевой В.М.

На основании выполненных исследований и проведенных мероприятий, как руководство Международного научно-технического центра (руководитель доктор А. ван дер Меер), так и представители Петербургского диалога в лице профессора В. Бергманна, смогли убедиться в серьезном потенциале дальнейшего развития проекта, а также интересе смоленских ученых и врачей в углублении знаний о возможностях диагностики и лечения туберкулеза. Как результат этого, важным этапом реализации проекта стала предоставленная возможность пройти профессиональную стажировку в Европейских клиниках и центрах, занимающихся проблемами туберкулеза. При организационной и финансовой поддержке Петербургского диалога и Международного научно-технического центра две группы (18 человек) профессорско-преподавательского состава СГМА, совместно с представителями практического здравоохранения Смоленской области прошли стажировку по вопросам туберкулеза в клиниках, центра и лабораториях Берлина и референтной лаборатории Министерства здравоохранения Германии в г. Борстель.

5 июня 2013 г. в Министерстве здравоохранения России под председательством начальника Департамента кадровой политики Т.В. Семеновой была организована встреча с представителями ведущих немецких университетских клиник. Организатором этой встречи стал доктор медицины профессор X. Ханн, Президент Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова, при поддержке которого и было организовано участие представителей СГМА в международных симпозиумах и профессиональных стажировках.

Среди приглашенных на встречу шести руководителей медицинских вузов России был Ректор СГМА проф. И.В. Отвагин. И именно СГМА профессором X. Ханном было сделано предложение о подписании официального договора о сотрудничестве в области медицинских научных исследований и повышения квалификации преподавателей и ученых. На сегодняшний день СГМА входит в список партнеров Форума, основанного в 2009 г. на основании межгосударственного договора подписанного между В.В. Путиным и А. Меркель.

29-31 ноября 2013 г. в рамках визита доктора медицины проф. Т. Ульрихса, вице-президента Германо-российского Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова состоялось заседание рабочей группы, реализующие международный междисциплинарный проект в области борьбы с туберкулезом. На заседании были представлены выступления о ходе и результатах исследований (на английском и русском языках).

Для студентов 5 курса педиатрического факультета была прочитана лекция «Современные методы диагностики и лечения туберкулеза».

На заседании рабочей группы были представлены доклады:

1) проф. Авдеева Т.Г, доц. Крутикова Н.Ю., Сулимова Н.А. Диагностика туберкулеза у детей, находящихся в социальных учреждениях

2) доц. Мякишева Т.В. Исследование развития туберкулеза у пациентов молодого возраста

3) проф. Бекезин В.В. Инфицированность микобактериями туберкулеза и риск развития метаболического синдрома у детей с ожирением

4) доц. Крикова А.В., асс. Павлюченкова Н.А. Исследование рынка противотуберкулезных препаратов в РФ

5) доц. Осипова Н.Н. Обсуждение возможности разработки совместного германо-российского студенческого волонтерского проект Tuberculosis-HIV-AIDS.

Результатом визита явилось экспертное заключение профессора Т. Ульрихса, отражающее как текущее состояние проекта, так и перспективы каждого из исследований.

В ходе заседания рабочей группы были определены ближайшие планы совместных действий:

- Форум им. Р. Коха и И.И. Мечникова принимает на себя обязательства по организации участия представителей СГМА в очередном симпозиуме по проблемам туберкулеза, который состоится в г. Берлин 18-19 марта 2014 г. Предложено представить один основной обобщающий и четыре постерных доклада.

- проводится подготовка и сбор материала для публикации в очередном издании Европейского журнала по микробиологии и иммунологии, входящего в Scopus и Web of Science.

- планируется представление международного волонтерского студенческого проекта на Европейском Конгрессе студентов и молодых ученых в Берлине в мае 2014 г.

Проф. Т. Ульрихс подтвердил возможность своей преподавательской и экспертной деятельности в качестве приглашенного профессора по линии ДААД на 2014-2015 учебный год.

Что касается инициированного международного студенческого волонтерского проекта, то на базе управления воспитательной и социальной работы группа волонтеров под руководством руководителя управления Н.Н. Осиповой уже начала поисково-исследовательскую работу. Разработан предварительный план мероприятий, проводится анкетирование студентов, разрабатывается материал для проведения мероприятий по просветительской работе.

Кроме того, на базе СГМА в очередной раз было организовано заседание областного общества фтизиопульмонологов, на котором проф. Т. Ульрихс выступил с научным докладом «Современная эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в мире». Лекция о современных методах лечения туберкулеза была также прочитана проф. Т. Ульрихсом в 2012 г. в рамках визита в качестве эксперта ЕС по туберкулезу и руководителя с немецкой стороны международного проекта по туберкулезу.

Все описанные мероприятия и события делают крайне значимым исследование и разработку психолого-педагогических условий реализации процессов интернационализации высшего образования актуальным аспектом повышения профессионального уровня, как самих участников данных процессов, так и повышения уровня профессиональной подготовки, осуществляемой вузами.

Расширение и качественное изменение международного сотрудничества в области образования и науки, присоединение России к Болонскому процессу, ее вступление в общемировой рынок сделали вопрос психолого-педагогической подготовленности участников международных проектов, включая преподавателей, особенно значимым.

63

Что касается иностранного языка, то он является не просто средством общения в иноязычной профессиональной среде, но и реально востребованным средством совершенствования интеллектуальной и практической деятельности специалиста, и в свете активизации процессов интернационализации образования и науки не может рассматриваться в отрыве от его прикладного применения.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

1) теоретические: сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования;

- системный подход к работе с программными и нормативными документами Министерства

образования и науки Российской Федерации, раскрывающими основные аспекты проблемы;

- предметно-содержательный анализ отечественных и зарубежных образовательных программ,

учебников и пособий по обучению иностранному языку;

- содержательная интерпретация результатов исследования.

2) эмпирические: изучение опыта работы сотрудников в ходе реализации проенкта.

- психолого-педагогические методы,

- социологические методы сбора информации (педагогическое наблюдение, изучение опыта

проведения научных исследований);

3) педагогический эксперимент.

Изучение проекта с точки зрения психологии, позволило выявить особенности академических процессов, связанных с интернационализацией образования и проявляющиеся в особенностях усвоения знаний, интерпретации ценностных ориентаций, отражении глобальных проблем современного поликультурного мира, в отношениях к страноведческим и социокультурным знаниям, формированию умений, необходимых для осуществления межкультурной коммуникации, умений осуществлять кросскультурный анализ путей взаимодействия с окружающим миром, а также формировании транскультурных навыков.

Кроме того, исследование позволило определить и обосновать психолого-педагогические условия проектирования и реализации психолого-педагогического сопровождения процессов интернационализации высшего образования, что в дальнейшем обеспечит возможность разработать программы психолого-педагогического сопровождения, предполагающее аналитическую, проектировочную, коррекционно-внедренческую стадии и их этапы.

Психолого-педагогический анализ разработки и реализации международных академических проектов позволяет говорить о необходимости разработки и внедрения в образовательный процесс вузов учебно-методического обеспечения содержания обучения иностранному языку не только студентов, но и преподавателей, научных сотрудников, с учетом интернационализации образования, включающей в себя учебную программу, учебно-методическое пособие по развитию навыков профессионального общения и работы с профессиональной научной литературой и практической документацией.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости психолого-педагогического сопровождения в вузе с учетом интернационализации образования; определении современных требований к проектированию содержания психолого-педагогического сопровождения в вузе; выявлении и обосновании принципов проектирования содержания обучения иностранному языку с учетом интернационализации образования; определении стадий, этапов проектирования психолого-педагогического сопровождения и их содержания, направленных на достижение конкретного результата.

В заключение хотелось бы отметить, что участие в международном пилотном проекте является открытым и любой ученый и специалист, заинтересованный в этом направлении исследований, может в его включится.

Вывод

Проектирование и реализации программ психолого-педагогического сопровождения интернационализации образования является недостаточно изученной областью научного знания, что позволило, в свою очередь, выявить противоречия: - между объективной потребностью теоретического осмысления ведущих идей, направлений интернационализации образования и фрагментарностью их учета в управлении образовательной деятельностью вузов - между необходимостью образовательной теории и практики в проектировании и реализации содержания психолого-педагогического сопровождения с учетом особенностей интернационализации

образования и недостаточной обоснованностью психолого-педагогических условий их эффективности.

Данные противоречия и обусловили проблему исследования: каковы принципы, этапы и содержание организационно-методического и психолого-педагогического сопровождения образования в вузе с учетом интернационализации образования.

Литература

1. Kazamias A.M. Globalization and University Education in Late Modernity // XIX CESE Conference. Abstracts of presentation. Bologna: Italy-uni, 2000. - P. 112.

2. National Policies for the Internationalization of Higher Education in Europe. Stockholm: Sweden-Press, 1997. -221 p.

3. Osuch W. The influence of Bolonia Declaration principles on the process of training // Quality of Higher Education and present-day challenges. - Siedlce, 2011. - P. 59-71.

Информация об авторах

Зайцева Вера Михайловна - кандидат психологических наук, доцент кафедры философии, истории медицины с курсом психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Смоленская государственная медицинская академия» Минздрава России. E-mail: verazayts eva @ yandex.ru

Касьянов Андрей Анатольевич - кандидат медицинских наук, доцент Российского государственного университета туризма и сервиса (Смоленский филиал). E-mail: rgutismolensk@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.