Научная статья на тему 'Роль международной академической мобильности в подготовке будущих учителей'

Роль международной академической мобильности в подготовке будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ЛИЧНОЕ САМОРАЗВИТИЕ / PERSONAL SELF-DEVELOPMENT / БО-ЛОН ПРОЦЕСі / ИНТЕГРАЦИЯЛЫқ ПРОЦЕСС / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / BOLOGNA PROCESS / ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / INTEGRATION PROCESSES / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERNATIONALIZATION OF HIGHER EDUCATION / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPARATIVE EDUCATION / ХАЛЫқА-РАЛЫқ АКАДЕМИЯЛЫқ МОБИЛЬДіК / ТүЛГАЛЪЩ өЗіН-өЗі ДАМЫТУ / ЖОГАРЫ БіЛіМ БЕРУДі ИНТЕРНАЦИОНАЛДАНДЫРУ / САЛЫ-СТЫРМАЛЫ БіЛіМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широбоков С.Н.

В статье освещается роль международной академической мобильности в подготовке будущих учителей, ее актуальность в Болонском процессе. Автор раскрывает суть интернационализации образовательного процесса, ее влияние на исследование в области сравнительного образования, а также новой идеологии образования, которая базируется на глобальном уровне культурного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Широбоков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль международной академической мобильности в подготовке будущих учителей»

s

m о

л рз О

из О

и О

И

о

Е-

Ш

О ©

о о о

©

Широбоков С.Н.,

канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики, научный руководитель магистерской программы «Сравнительное образование», Омский государственный педагогический университет

Нег1зг1 сездер: халыца-ралыц академиялыц мобильдж, тулгалыц ез1н-ез1 дамыту, Бо-лон процесг, интеграциялыц процесс, жогары бтм беруд1 интернационалдандыру, салы-стырмалы бтм.

Ключевые слова: международная академическая мобильность, личное саморазвитие, Болонский процесс, интеграционный процесс, интернационализация высшего образования, сравнительное образование.

Keywords: international academic mobility, personal self-development, the Bologna process, integration processes, internationalization of higher education, comparative

education.

РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Ацдатпа

Макалада болашак мугал1мдерд1 даярлаудагы ха-лыкаралы; академиялы; мобильдштщ рел^ оньщ Болон процесшдеп езектшп карастырылады. Автор бшм беру Yрдiсiн интернационалдандырудыц мэнш, оныц салы-стырмалы бiлiм саласындагы зерттеуге ык;палын, мэдени дамудыц жаhандык децгешне негiзделетiн бiлiм берудщ жаца идеологиясын кещнен ашады.

Аннотация

В статье освещается роль международной академической мобильности в подготовке будущих учителей, ее актуальность в Болонском процессе. Автор раскрывает суть интернационализации образовательного процесса, ее влияние на исследование в области сравнительного образования, а также новой идеологии образования, которая базируется на глобальном уровне культурного развития.

Annotation

The role of international academic mobility in the training of future teachers, its relevance during Bologna process are shown in the article. The author discloses the essence of internationalization of the educational process, the impact on its research in the field of comparative education, as well as a new ideology of education, which is based on the global level of cultural development.

Подготовка будущих учителей в современных условиях основывается на реализации идей интернационализации высшего образования и принципах интеграции отечественного образования в мировое образовательное пространство. Программы поддержки мобильности субъектов образовательного процесса рассматриваются как важный инструмент продвижения вузов в мировые рейтинги. В настоящее время поощряется создание пар-тнерств с зарубежными вузами, обеспечивающих развитие международной академической мобильности как фактора интернационализации высшего образования в России и за рубежом. Интернационализация высшего образования позволяет обратиться к преимуществам сравнительных исследований. В мировом образовательном пространстве времена, когда можно было бы поставить знак равенства между интернационализацией и международной академической мобильностью, давно прошли. Мобильность студентов и преподавателей представляет собой основной

инструмент реформирования высшего профессионального образования и обеспечения качества подготовки выпускников. Подготовка конкурентоспособных и мобильных кадров является сложным процессом, требующим дискурса, четкого определения стратегических задач по развитию международной академической мобильности, значительных усилий по совершенствованию общественно-профессиональной экспертизы в контексте интернационализации высшего образования в России и зарубежных странах, что, безусловно, позволит многим университетам лидировать в мировых рейтингах, так как их образовательные программы получат международное признание.

Согласно поставленной задаче по вхождению к 2020 году не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов, отобраны пятнадцать «вузов-космонавтов», способных продемонстрировать свою конкурентоспособность среди научно-образовательных центров и добиться значительных результатов в условиях глобализации, взаимозависимости, обострения борьбы за ресурсы. В этом случае, модельная методология многомерного ранжирования, разработанная и апробирования Национальным фондом подготовки кадров (г. Москва) и учитывающая особенности и потребности отечественной системы образования, позволяет достичь вузам определенных показателей по направлению «международная деятельность».

Современное состояние образования требует переориентации его на оценку профессиональной компетентности будущего специалиста как личности при осуществлении образовательного процесса, в связи с чем, по мнению ученого В.М. Филиппова, «для решения главных задач, ставящихся государствами, обществами и экономиками перед вузами-под-готовки выпускников к жизни и работе в условиях глобализирующегося мира, важнейшая задача вузов теперь состоит в интернационализации абсолютного большинства собственных студентов и собственной профессуры» [17.с.13]. Ведущими учеными-компаративистами также акцентируется внимание на том, что необходимо уделять особое внимание изучению процессов интернационализации вузов

в России и за рубежом.

Болонский процесс стал главным ориентиром для проведения реформ высшего образования в Европе, а Темпус - одним из основных источников информации о ходе их реализации в странах, подписавших Болон-скую декларацию, но не входящих в ЕС, а также в других странах-партнерах, которые пока официально не участвуют в Болонском процессе. Эксперты международного образования отмечают, что присоединение к Болонской конвенции повысило требования к качеству образования как важному условию развития процессов студенческой и преподавательской мобильности повышения притягательности российских вузов для иностранных студентов. Программа Темпус обеспечивает платформу для обмена и передачи опыта по целому ряду ключевых вопросов, таких как разработка учебных программ, повышение качества образования, система зачетных единиц и вопросы мобильности, и поэтому вносит значительный вклад в развитие международной деятельности, а значит и интернационализации высших учебных заведений - членов консорциумов по реализации проектов Темпус. Ориентация на развитие академической мобильности и повышение привлекательности образования приводит к необходимости внедрения и реализации крупных международных проектов на институциональном уровне. Программа Темпус и проекты, реализуемые в сотрудничестве с европейскими высшими учебными заведениями, имеют огромный потенциал с точки зрения модернизации высшего образования в странах-партнёрах. Анализ результатов конкурса показывает тенденцию к выполнению консорциумами вузов совместных проектов по совершенствованию магистерского образования.

Экспертами обоснованно отмечается значимость обращения к сравнительному анализу зарубежного опыта, современных тенденций и изменений в подготовке конкурентоспособных и мобильных специалистов.

Сегодня в педагогической науке формируется новая идеология развития образования, в основе которой лежит мировой уровень культурного развития, усиливающий процессы глобализации. Во взаимосвязанном и взаимо-

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

s

m о

л рз О

из О

и О

Ü О Е-

ш

о ©

о о о

©

зависимом мире роль сравнительных исследований возрастет, поскольку их предметом служит теория и практика развития интеграционных процессов в ведущих регионах мира. Изучение возможностей опыта вузов Евросоюза, Азиатско-Тихоокеанского региона, ШОС, СНГ и БРИКС чрезвычайно полезно, так как в последние годы в мировом научно-педагогическом сообществе расширяется изучение сравнительной педагогики и отмечается рост исследований в области реализации идей Бо-лонского процесса, связанных с изменениями в отечественном и зарубежном высшем профессиональном образовании. Эти актуальные педагогические направления постоянно обсуждаются учеными-компаративистами и молодыми исследователями на международных форумах по сравнительному и международному образованию, в которых также принимают участие педагоги из России. Заслуживают особого внимание представляемые мировому сообществу изыскания Научно-исследовательского центра по сравнительной педагогике Пятигорского государственного лингвистического университета, в частности Концепция исследований по сравнительной педагогике известного ученого Л. Л. Супруновой. Глобальный характер реформирования высшего образования и интернационализация университетов определили необходимость развития академических обменов, поэтому проблема эффективной подготовки студентов в региональных вузах к участию в международных обменных программах является актуальной и перспективной для проведения современных сравнительных исследований. Современные сравнительные педагогические исследования характеризуются переходом от методологии единичного изучения одной страны-нации (единичное) к изучению страны-нации в контексте целого региона или всего мирового образовательного пространства (общее) [Е.И. Бражник]. В свою очередь, международные исследования, по мнению ученого Н.Н. Найденовой, «могут считаться таковыми, когда участвуют две страны (так называемые бинарные исследования); несколько стран, не связанных общей принадлежностью к какому-либо образовательному пространству-множественные

исследования; несколько стран, принадлежащих некоторому образовательному простран-ству-развитые страны, европейские страны, страны Восточной Европы, скандинавские страны, страны постсоветского пространства, страны Третьего мира и т.п.-локальные исследования; собственно международные исследования-страны с разных континентов, при этом обязательно представительно участвуют страны с системами образования высокого качества (европейские страны, США и Канада, Австралия и Новая Зеландия, Япония, Корея, Гонконг, Тайвань, Сингапур) [9.с.22].

Отмечается следующая тенденция в развитии сравнительной педагогики: отойдя от изучения своего предмета, развития своей методологии, педагогическая компаративистика инстинктивно стала искать иной исследовательский базис, на котором могла бы строить свои исследования [И.А. Тагунова]. В компаративных исследованиях выделяются тенденции, на основе которых проектируются программы академической мобильности в соответствии с вузовскими приоритетами интернационализации: доступность учебных дисциплин по сравнительному образованию, включение международного образования в контекст академических программ. Интернационализация образовательного процесса, по мнению компаративистов, позволяет развивать у студентов компетенции, необходимые для успешного участия в программах академической мобильности. Самая известная форма интернационализации высшего образования - это международная академическая мобильность студентов и преподавателей, которая в Болонской Декларации характеризуется как первостепенный приоритет и наряду с задачей обеспечения качества высшего образования является основным принципом построения единого образовательного пространства.

Многие исследователи указывают на необходимость подготовки кадров, способных достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач, адаптироваться к новым условиям рынка труда [15.с.204]. При под-

И

готовке конкурентоспособных кадров нельзя обойтись без мобильных характеристик выпускников современных вузов. ЮНЕСКО и другие международные организации и наднациональные объединения, принимающие участие в решении проблем образования, уделяют большое внимание повышению уровня и престижа международного академического сотрудничества экспертных сообществ, что находит понимание в образовательной политике различных стран и в их законодательстве. Академическая мобильность преподавателей и студентов является значимым явлением в интеграционных процессах высшего образования в мировом сообществе. Усиление академической мобильности субъектов образовательного процесса было обозначено в качестве одного из приоритетных направлений развития Болонского процесса в Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование. Министры призвали все страны к расширению академической мобильности, к обеспечению ее высокого качества и диверсификации типов и масштаба. К 2020 г. 20% выпускников вузов стран-участниц Болонского процесса должны пройти период обучения или научных исследований за рубежом. Европеизация высшего образования актуализирует кросс-культурный аспект в расширении образовательных возможностей. Согласно мнению исследователей Т.М.Трегубовой, А.Р.Масалимовой, Р.Г.Сахие-вой, А.М.Белякина, А.В.Фахрутдиновой, Э.Х. Тазутдиновой и Д.А.Уметбаевой, академическая мобильность — это «...неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных, культурных, политических взаимоотношений и связей». Исследователи также отмечают, что академическая мобильность является «возможностью самим сформировать свою образовательную траекторию, то есть в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями» [14.с.12].

Академическая мобильность преподавателей и студентов становится отличитель-

ной чертой многих ведущих регионов мира. В связи с этим немаловажное значение приобретает изучение зарубежного опыта теории и практики академической мобильности субъектов образовательного процесса в мировом образовательном пространстве. Разработка научно-педагогических основ процесса развития академической мобильности, а также исследование международного опыта оценки качества подготовки конкурентоспособных и мобильных кадров в зарубежных странах имеет принципиальную актуальность. В этом случае языковая подготовка является серьёзным компонентом в построении интеграционного образовательного пространства. Исследователь Ф.Г. Кумбс в своей монографии «Кризис образования в современном мире. Системный анализ» утверждает, что «.кто бы не участвовал в деле технического содей-ствия-преподаватель, профессор, советник или ученый, выезжающий за границу для оказания «помощи» другой национальной системе образования, он возвращается на родину, обогащенный опытом» [8.с.173].

Известный ученый-компаративист А.Н. Джуринский отмечает, что «глобализация образования в сравнительной педагогике рассматривается прежде всего как универсализация учебных программ и формирование соответствующих знаний и представлений» [7.с.64]. Также ученый аргументирует роль сравнительной педагогики в решении задач определения эффективных педагогических условий подготовки к профессиональной деятельности и соответствующего содержания учебных программ в виде сокращения универсального гуманитарного и усиления специализированного образования. Вместе с тем в области педагогической теории недостаточно исследована проблема научного обоснования системы общественно-профессиональной экспертизы, ее роли в повышении подготовки конкурентоспособных и мобильных кадров в России и за рубежом. Следовательно, по мнению исследователя Е.В. Бебениной, в настоящее время «имеется потребность в изучении и использовании зарубежного опыта независимого управления качеством образования, разработке и применении универсаль-

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

и

т о

РЗ

О

из О

и О

И

о

Е-

Ш

О ©

о о о

©

ных критериальных показателей экспертизы качества образовательного процесса, создании модели общественно-профессиональной экспертизы качества образовательного процесса», что консолидирует усилия профессиональных ассоциаций и повышает контроль качества образовательного процесса в отечественных и зарубежных вузах в современных социально-экономических условиях, обуславливающие развитие профессиональной мобильности

[3].

Ученый Л.В. Горюнова выделяет следующие взаимосвязанные сущности профессиональной мобильности: 1) качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека; 2) детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни 3) процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [6.с.214]. Совершенствование системы профессиональной подготовки и повышение конкурентоспособности выпускников вузов - одни из самых актуальных проблем современного образования, от которых во многом зависит будущее как отдельных университетов, так и систем образования различных стран, их конкурентоспособность на мировом рынке образовательных услуг. Анализ тенденций развития мирового образовательного пространства в направлении становления наднационального образования свидетельствует о смене парадигмы развития образования, при которой не только государство, но и человек становится активным субъектом выстраивания системы собственного образования. Анализ дискуссий, ведущихся в настоящее время в научно-педагогическом сообществе, показывает, что в России не существует единства мнений по поводу образовательных реформ, инициируемых в контексте присоединения нашей страны к Болонскому процессу, но практически полностью вне контекста этих дискуссий остается проблема подготовки конкурентоспособных и мобильных кадров. Как считает ученый-компаративист Б.Л. Вульфсон «в условиях глобализации приобретает все большее значение сопоставительный анализ национальных систем

образования», а значит, роль сравнительных исследований оценки качества образования возрастает, так как необходимо понимать «недостатки системы образования, которые ослабляют конкурентоспособность страны на международной арене» [5.с.28-29].

В период модернизации российской системы образования, поиска эффективных образовательных моделей особую значимость приобретает опыт тех стран, которые добились высоких результатов в области подготовки конкурентоспособных специалистов, таких как США и Германия. Известный эксперт в области международного образования И.В. Аржанова в своем диссертационном исследовании обосновывает необходимость отражения в законодательных документах структуры международного сотрудничества в области высшего профессионального образования, дополняя традиционные направления сотрудничества следующими приоритетными темами: обучение в течение всей жизни, обеспечение качества образования, участие в интеграционных процессах [2.с.214].

Зарубежные сравнитологи утверждают, что сравнительное образование относится ко всем исследованиям, которые изучают сходства или различия между двумя и более явлениями, относящихся к передаче знаний, умений и отношений от одного человека к другому или группе людей. Область сравнительного образования получила свое развитие в основном из-за кросс-национальных сравнений, которые по-прежнему остаются преобладающей направленностью в изучении международного высшего образования и глобального рынка труда. [М. Брэй, Р.М. Томас] Современная методология сравнительной педагогики, основываясь на идее «диалога культур» принципиальное значение придает «механизму культурного отбора» - «мирного заимствования» передового опыта стран, имеющих признанные достижения в разработке, наборе и использовании новейших технологий и методик оценки подготовки конкурентоспособных выпускников. Следовательно, проблемы обеспечения гарантированного качества образования и саморазвития личности человека в едином образовательном пространстве будут актуальными в

ближайшей перспективе.

Новыми тенденциями в развитии сравнительной педагогики в связи с интеграционными процессами в образовании является открытость исследовательского поля к изучению разных проблем интернационализации высшего образования в современном мире. Интеграционные процессы обуславливают необходимость развития академической мобильности в условиях интернационализации высшего образования, которая способствует совершенствованию образовательного процесса в современном университете. В условиях глобализации и интеграционных процессов проблема развития международной академической мобильности субъектов образовательного процесса в России и за рубежом представляет теоретический и практический интерес для сравнительной педагогики. Возникающий в педагогической теории и практике комплекс вопросов относительно актуализации изучения зарубежного педагогического опыта развития академической мобильности, обусловленного потребностью в совершенствовании подготовки конкурентоспособных выпускников в контексте международной научно-образовательной интеграции, указывает на необходимость проведения сравнительных исследований, результаты которых «могут способствовать прямому переносу или заимствованию зарубежного опыта; использованию механизмов переноса какой-то педагогической инновации или выявлению условий, в которых данная инновация будет работать; зарубежный опыт может стать предметом анализа и размышлений, что поможет избежать ошибок в отечественном образовании» [10.с.322].

В аналитическом докладе по высшему образованию в Российской Федерации отмечаются следующие основные проявления глобализации, с которыми сталкиваются системы высшего профессионального образования в мире, в частности: усиление конкуренции со стороны зарубежных поставщиков образовательных услуг; повышение мобильности российских студентов и преподавателей; необходимость обеспечить качество и конкурентоспособность образования; необходимость

выработки эффективной последовательной стратегии интернационализации [1.с.262]. Также на развитие интернационализации университетов безусловное влияние оказывает участие субъектов образовательного процесса в международных программах межуниверситетских партнерств и академической мобильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению автора концепции наднационального образования И.А. Тагуновой в мировом образовательном пространстве произошло сближение подходов и установок разных педагогических систем, появились общие представления о ценностях образования, сформировались общие цели образования. Автор утверждает, что «культурный диалог разных образовательных систем способствовал развитию интеграционных процессов» [12.с.20-21]. Следовательно, это послужило формированию региональных образовательных пространств, типа высшего Единого европейского пространства высшего образования, способствующая перемещению студентов и преподавателей из одного университета в другой, что должно стимулировать мобильность специалистов на общеевропейском рынке труда. Реформы отечественного высшего образования также направлены на интеграцию в мировое образовательное пространство, которое обеспечивает качество образовательных программ и присваиваемых квалификаций, в том числе благодаря развитию международной академической мобильности в контексте интернационализации. Исследователь В.Н. Чистохвалов приводит доводы, что «интернационализация высшего образования становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства», которое, безусловно, направлено на решение определенных задач [18.с.39].

Обращаясь к российским и зарубежным источникам, можно отметить следующую тенденцию в определении понятия «международная академическая мобильность»: это постоянно развивающийся процесс, вкладывающий новые смыслы относительно интернационализации современного образования в России и за рубежом.

т

о

Рч РЗ

О

из О

и

О

§

О Е-

ш

о ©

о о о

©

ж

ЛИТЕРАТУРА:

1.Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / Под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Мешковой. - М.: ГУ ВШЭ, 2007. - 317с.

2.Аржанова И.В. Эволюция международного образовательного сотрудничества в условиях модернизации Российской высшей школы в 1991-2011-е годы. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Российский университет дружбы народов, Москва, 2012.

3.Бебенина Е. В. Общественно - профессиональная экспертиза как фактор повышения качества образовательного процесса.

http://www.dissercat.com (дата обращения: 03.11.13)

4.Бражник Е.И., Лаврентьева О.Г. Особенности развития университетского образования во Франции и России в контексте европейского образовательного пространства: монография. - СПб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. -143с.

5.Вульфсон Б.Л. Отечественная и зару-§ бежная педагогика.

3 2013. № 1 (4). С. 27-42. и

О б.Горюнова Л.В. Профессиональная мо-

04 бильность специалиста как проблема разви-О вающего образования России: научное изда-§ ние. - Ростов н/Д: ИПО РГПУ, 2006. - 229 с.

7.Джуринский А.Н. Сравнительная пе-

рэ

О дагогика: учебник для магистров. -2-е изд.,

Е перераб. и доп.-М: Издательство Юрайт,

§ 2013.-440с.

ш 8.Кумбс Ф.Г. Кризис образования в соК временном мире. Системный анализ. М: Про-О гресс, 1970. -200с.

9.Найденова Н.Н. Социально-педагоги-^ ческие факторы международных исследова-

w

^ ний в оценке качества образования: Моногра-

g фия. - М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский

§ центр ИЭТ, -2012. -260с.

ф Ю.Опыт интеграции дошкольного и на-

3 чального образования за рубежом: Сборник

ё научных трудов/Коллектив авторов: Сави-

© на А.К., Долгая О.И., Дудко С.А., Куровская ЮГ., Лысова Е.Б., Писарева Л.И.-М: ФГНУ

ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 213.-328с.

11.Павлова И.Ю. Поликультурное образование в высшей школе в современных условиях. Мир науки, культуры, образования. №3(15), 2009, с. 143-145.

12.Супрунова Л.Л., Свиридченко Ю.С. Поликультурное образование: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования. - М: Издательский центр «Академия». 2013.-240с.

13.Тагунова. И.А. Международные исследования в образовании: наука об образовании и международное сотрудничество. Монография. М., ИТОП РАО, 2002. -152с.

14.Трегубова Т.М., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г. и др. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования: коллективная монография. - Казань: Отечество, 2008. - 131 с.

15.Широбоков С.Н. Современные тенденции развития международной академической мобильности субъектов образовательного процесса. Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. №4 (8), 2012, с. 201-211.

16.Элспет Джонс, Ханс де Вит. Глобализация и интернационализации: размышления об устоявшейся концепции. Императивы интернационализации-М.: Логос, 2013.-с.21-52.

17.Филиппов, В. М. Внутренняя интернационализация в российском высшем образовании/В. М. Филиппов//Интернацио-нализация региональных вузов: тенденции, стратегии, пути развития: материалы Между-нар. конф. -Волгоград: ВолГТУ, 2012. -С. 9-22.

18.Чистохвалов В.Н. Формирование и реализация интеграционных образовательных процессов в РФ и в ЕС в 1991-2005 годах: сравнительный анализ, опыт, проблемы и перспективы. Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Российский университет дружбы народов, Москва, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.