Научная статья на тему 'Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции'

Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1022
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубова Т. М., Масалимова А. Р., Сахиева Р. Г., Тазутдинова Э. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследования зарубежного опыта реформирования профессионального образования в условиях международной образовательной интеграции»



Высшее образование

ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Т.М. Трегубова, зав. лабораторией исследования зарубежного опыта ПО, доктор педагогических наук, профессор. А.Р. Масалимова, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Р.Г. Сахиева, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник. Э.Х. Тазутдинова,

научный сотрудник

Эпоха глобализации и интеграции весьма зримо воздействует на профессиональное образование во всех странах мира, и в этом отношении Россия отнюдь не является исключением. Речь идет не только и не столько о самоочевидных последствиях этих процессов, сколько об изменении самой внутренней парадигмы профессионального образования, то есть о возникновении в профессиональной школе новых образцов, норм, ориентиров и мотиваций.

В педагогической науке и практике идет поиск путей оптимизации реформирования профессионального образования, обращается внимание на анализ и изучение зарубежного опыта в этой области и возможностей его использования в создании социально-педагогических систем макроуровня как проявление глобализации и интернационализации образовательных процессов в обществе. Учет мировых тенденций, формирующихся под воздействием многополярных мировоззренческих и гносеологических установок, является одним из принципов реформирования современного профессионального образования.

Однако сегодня в отечественных социогуманитарных науках изучение зарубежного опыта реформирования

профессионального образования в условиях единого образовательного пространства скорее намечено, чем глубоко проанализировано. И если раньше это было связано прежде всего с эмпирической неизученностью данной проблемы, то сегодня это обусловлено в первую очередь недостаточностью концептуальных исследований. Имеет место запаздывание теоретического осмысления опыта реформирования, повышения качества образования, совершенствования технологий и содержания профессионального образования за рубежом, тогда как изучение опыта решения образовательных проблем в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.

Компаративные исследования такого плана представляют особый интерес и ценность именно в переходный период, когда во всем мире, в том числе и в нашей стране, происходят глубокие качественные изменения сущностных характеристик, смена парадигм, видения задач и места образования и воспитания в современном обществе и, в частности, глубокой внутренней связи модернизации образования с национальной спецификой, местной культурно-исторической самобытностью, народной педагогикой.

Казанский педагогический журнал

>'2006

В январе 2002 года по инициативе директора Института среднего профессионального образования Российской академии образования (РАО) академика Г.В. Мухаметзяновой была организована лаборатория исследования зарубежного опыта профессионального образования с целью изучения передового зарубежного опыта деятельности профессиональных учебных заведений в странах Евросоюза, США, КНР и других стран, выявления его адаптационно-образовательного потенциала и возможностей использования конструктивного зарубежного опыта в российских профессиональных учебных заведениях с учетом политических, социально-экономических, национальных условий России, своеобразия ее культуры и традиций.

Основными задачами лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования являются:

- проведение сравнительно-педагогических исследований по широкому кругу проблем российской и зарубежной профессиональной школы с целью повышения качества подготовки компетентных специалистов в условиях глобализации образования;

- научное обоснование перспектив развития интеграционных и инновационных процессов в системе профессионального образования на основе изучения и анализа международных образовательных тенденций;

- организация внедрения результатов научных исследований лаборатории в практику образовательной деятельности отечественных учебных заведений.

К наиболее значимым результатам научных исследований за годы существования лаборатории можно отнести следующие:

Осуществлено целостное рассмотрение проблематики организации, содержания и технологий подготовки компетентных специалистов социальной сферы, технического и педагогического профилей в условиях интеграции российского профессионального образования в единое образовательное пространство.

Выделены основные принципы отбора и структурирования содержания подготовки компетентных специалистов данных профилей и основные направления его трансформации на основе спецификации целей обучения на трех взаимосвязанных иерархических уровнях: социально-экономическом, психолого-педагогическом, профессиональном.

Определены основные концептуальные идеи и международные тенденции в развитии технологий профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов.

Выявлены и проанализированы основные стратегии и тенденции развития профессионального образования в странах Европейского союза, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе профессионального образования России с учетом самобытности и уникальности отечественной академической культуры.

Разработана Концепция построения международного сотрудничества как фактора развития образовательной среды учебного заведения; выявлены функции, модели и основные

76

■ 1111

п

ш

Высшее образование

формы международной деятельности, определяющие содержание и механизмы интеграции российской системы профессионального образования в единое образовательное пространство; разработаны научно-методические рекомендации по развитию международного сотрудничества.

Выявлен адаптационный образовательный потенциал зарубежного опыта профессиональной подготовки компетентных специалистов педагогического, технического профилей и социальной сферы как ресурса научно-методического обеспечения повышения качества отечественного профессионального образования в условиях его модернизации.

Обоснованы ведущие направления интегративного взаимодействия систем профессионального образования России и стран Евросоюза, включающие в себя внедрение инвариантных образовательных ценностей и идеалов; концептуальное обеспечение синхронных изменений в развитии систем профессионального образования; систематический анализ, экспертиза и распространение зарубежного опыта как первостепенного приоритета в создании единого образовательного пространства и международного рынка образовательных услуг.

В 2006-2008 годах сотрудники лаборатории ведут исследование по теме «Формирование академической мобильности студентов высших учебных заведений за рубежом в условиях единого европейского образовательного пространства (на примере подготовки специалистов социальной сферы, технического и экономического профиля)».

В условиях глобализации образования, создания единого европейского образовательного пространства подвергается справедливой критике самодостаточность вуза любой страны для подготовки компетентного специалиста, конкурентоспособного на мировом рынке труда, и является общепризнанной необходимость расширения академической мобильности для повышения качества профессионального образования.

Вместе с тем проведенное нами экспертное исследование участия студентов вузов технического, экономического профилей и социальной сферы в международных программах развития академической мобильности в едином образовательном пространстве Европы выявило, что в высшем образовании России академическая мобильность студентов развита слабо, носит «очаговый» характер, и объем взаимообменов составляет менее одного процента обучающихся, что усиливает актуальность нашего исследования.

Несомненно, академическая мобильность - одна из важнейших сторон процесса интеграции российских вузов и науки в единое образовательное и научное пространство. Однако ее нельзя свести к конкретным действиям, технологиям и механизмам, связанным только с системой обмена студентами или преподавателями учебных заведений разных стран. В реальности имеет место сложный и многоплановый процесс интеллектуального продвижения, обмена научным, образовательным и культурным потенциалом, ресурсами, технологиями обучения.

79

Казанский педагогический журнал

>'2006

В процессе решения задач НИР и ОЭР выявлено, что в педагогике зарубежных стран отсутствует единая терминология, применяемая для методологического определения теорий о сущности академической мобильности; проблемы формирования академической мобильности имеют многоаспектный характер, зависящий как от внутренних, так и от внешних факторов функционирования национальной системы образования.

В ходе научно-исследовательской работы мы расширили ранее принятое монопараметричное определение академической мобильности как интегративного качества личности, характеризующего динамичное состояние индивида, способного адаптироваться к изменению содержания и условий образовательной деятельности. В нашем исследовании академическая мобильность представляет собой триплекс, т.е. мы определяем академическую мобильность как.

- интегративное качество личности, характеризующее способность индивида адаптироваться к изменению условий образовательной деятельности, осознающего необходимость непрерывного самообразования и умеющего с его помощью развивать свой образовательный и профессионально-творческий потенциал;

- деятельность субъекта, детерминированную меняющими образовательную среду событиями, результатом которой выступает самореализация личности в образовании и профессии;

- принцип современного профессионального образования, основанный

на классических принципах фундаментальности, научности, междисцип-линарности, профессионально-предметной направленности.

В процессе исследования определены содержательная (совокупность бинарных компонентов), функциональная (иерархизированная система общих и специфических функций) и структурная характеристики академической мобильности студентов высшей школы за рубежом как цели и инструмента создания единого образовательного пространства по канонам Болонской декларации, как ориентира для ускоренного реформирования высшего образования в России с учетом самобытности и уникальности отечественной академической культуры.

Определены и охарактеризованы основные концептуальные идеи, касающиеся: методологического самоопределения зарубежных теорий о сущности академической мобильности, предполагающих ее полипара-метричное толкование, открытость, опережающий характер и сотрудничество на основе создания «конкурентных кластеров»; общих констант и базисных характеристик, определяющих академическую мобильность как интегративную характеристику личности, как процесс и как принцип современного образования; организационно-педагогических инструментов осуществления и расширения академической мобильности как первостепенного приоритета интернационализации образования.

Выявлены основные принципы формирования академической мобильности как цели и инструмента

60

Высшее образование

создания единого образовательного пространства, как ориентира для ускоренного реформирования высшего образования в России и как фактора развития международного сотрудничества на основе универсальных норм академической свободы и демократии, регулирующих деятельность учреждений высшего образования. Проведен системный анализ основных форм академической мобильности студентов по следующим основаниям: по типу организации образовательного процесса, по периоду обучения в зарубежном учебном заведении, по месту организации образовательного процесса.

В процессе исследований и опытно-экспериментальной работы были определены основные детерминанты, влияющие на развитие процесса формирования академической мобильности субъектов образовательного процесса в вузе, выделены четыре этапа данного процесса: аналитико-подготовительный, ориентационно-адаптивный, организационно-обуча-ющий, оценочно-рефлексивный, а также раскрыто поэтапное содержание деятельности всех субъектов образовательного процесса в реализации данных этапов. В ходе поэтапной деятельности субъектов образовательного процесса происходит постепенный переход от режима функционирования внемобильности к режиму развития академической мобильности, соразвития субъектов образовательного процесса, саморазвития, через формирование внутренних личностных предпосылок для построения новых альтернатив выбора индивидуальной траектории получения выс-

шего образования, направленной на совершенствование профессиональной подготовки компетентных специалистов и повышения качества получаемого образования.

Была выявлена система критериев эффективности формирования академической мобильности студентов в высших учебных заведениях за рубежом, включающая основные критерии, характеризующие целостный феномен академической мобильности будущего специалиста, и частные критерии - внешне проявляющиеся признаки, по которым можно проследить выраженность основных критериев. Эффективность процесса формирования академической мобильности отражается в положительной динамике критериальных показателей компонентов в структуре академической мобильности и доминированием (иерархией) показателей одного из них в составе каждого компонента. Совокупность критериев позволила диагностировать уровни сформированности академической мобильности студентов.

Проведена систематизация и типо-логизация условий формирования академической мобильности студентов в высших учебных заведениях на основе универсальных норм академической свободы и демократии, регулирующих деятельность учреждений высшего образования.

Разработаны научно-методические рекомендации по формированию академической мобильности студентов в отечественных высших учебных заведениях от федерального уровня до уровня отдельного высшего учебного заведения.

Казанский педагогический журнал

>'2006

В рамках исследований лаборатории определены сущностные, содержательные, структурные, функциональные характеристики портфолио студента высшей школы как важного средства развития его академической мобильности; конкретизированы его основные виды, а также раскрыты особенности использования порт-фолио в образовательном процессе высших учебных заведений в условиях единого образовательного пространства. Разработан и успешно апробируется алгоритм внедрения зарубежного опыта формирования порт-фолио студента высшей школы в условиях глобализации и интернационализации образования на основе анализа результатов пилотных внедрений элементов зарубежного и успешного отечественного опыта в области формирования портфолио. В ходе опытно-экспериментальной работы были определены основные направления, проблемы и условия внедрения и использования портфо-лио как средства развития академической мобильности студентов и разработаны научно-методические рекомендации для эффективного внедрения портфолио в отечественную образовательную практику.

Ценно, что введены в научный оборот работы зарубежных исследователей, периодика, информационно-статистический материал и документы, которые до настоящего времени не использовались в отечественной теории и практике профессионального образования.

Исследования сотрудников лаборатории показали, что научные публикации об академической мобильности

часто содержат в себе принципиальные противоречия, поскольку отражают не столько общие, сколько частные моменты развития (по-своему интересные и полезные для практики российской высшей школы) различных форм академической мобильности без обобщения и систематизации, что актуализирует важность результатов научных исследований лаборатории в области концептуального обеспечения использования зарубежного опыта формирования академической мобильности студентов в отечественной высшей школе.

Сотрудники лаборатории осуществляют активную деятельность по внедрению конструктивного зарубежного опыта как ресурса для оптимизации модернизации российского профессионального образования; организуют научно-практические конференции, семинары, круглые столы, посвященные не только проблемам в рамках научных исследований лаборатории, но и различным вопросам реформирования профессионального образования в целом. Среди них:

Международная научно-практическая конференция «Инновационные технологии в профессиональной подготовке специалистов в России и за рубежом», 19 ноября 2003г.

Международная научно-практическая конференция «Модели и практика международного сотрудничества в системе профессионального образования», 17 ноября 2004 г.

Международная научно-практическая конференция «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (совместно

62

Высшее образование

с лабораторией профессионального воспитания и социальной педагогики), 15-17 ноября 2005 г.

Международный круглый стол «Формирование академической мобильности субъектов образовательного процесса в условиях единого образовательного пространства: отечественный и зарубежный опыт», 15 ноября 2006 г.

Региональный семинар для преподавателей профессиональных учебных заведений «Академическая мобильность студентов как фактор подготовки компетентного специалиста в контексте Болонского процесса», 11 апреля 2007 г.

Круглый стол «Академическая мобильность субъектов образовательного процесса: содержательное и программное обеспечение», 9 апреля 2008 г.

Все проведенные организационно-педагогические мероприятия вызвали большой интерес у педагогической общественности и получили высокую оценку международных экспертов.

Основные результаты научных исследований лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования получили отражение в многочисленных публикациях ее сотрудников. Среди них:

- монографии:

Трегубова Т.М. Модернизация профессионального образования: глобализация, ключевые компетенции, образовательный перенос. - Казань, 2003. - 220 с.

Галишникова Е.М., Масалимо-ваА.Р., Сахиева Р.Г., Трегубова Т.М. Профессиональная подготовка современных компетентных специалистов за рубежом: поликультурный ана-

лиз.- Казань, 2007. - 194 с.

Белякин A.M. Система кредитных единиц: опыт американских университетов. - Казань, 2007. - 100с.

- учебные пособия для студентов и преподавателей:

Трегубова T.M. Международные социальные службы: многообразие моделей и действий. - Казань, 2002. - 196 с.

Трегубова T.M., Сахиева Р.Г., Масалимова А.Р., Рафикова Э.М., Белякин A.M., Фахрутдинова A.B., Тазутдинова Э.Х. Академическая мобильность студентов как фактор подготовки конкурентоспособного специалиста в контексте Болонского процесса. - Казань, 2008. - 106 с.

Сахиева Р. Г. Профессионально-педагогическая подготовка учителей в США: реалии, проблемы и перспективы. - Казань, 2004. - 72 с.

Галишникова Е.М., Трегубова Т.М., Рафикова Э.М. Международное сотрудничество профессиональных учебных заведений: модели, опыт, технологии. - Казань, 2006. - 64 с.

- словарь-глоссарий:

Трегубова Т.М., Белякин А.М.,

Фахрутдинова A.B., Масалимова А.Р., Сахиева Р.Г. Международное сотрудничество и здоровьесберегающая среда учебного заведения: категории, понятия, дефиниции.- Казань, 2007.40 с.

Традиционно в ноябре лаборатория выступает инициатором проведения Недели международного образования в Республике Татарстан, что является глобальной возможностью содействия терпимости и укреплению дружбы между народами посредством образования и академических обменов,

^[ГШ , E^^^HZEQ

Казанский педагогический журнал

>'200ô

возможностью выработки стратегии построения общества, где будут царить мир и взаимопонимание.

В лаборатории установлены деловые контакты с учеными-специалистами в области профессионального образования, социальной работы и социального воспитания студентов из США, Великобритании, Франции, Германии, КНР. Проводится обмен научной литературой и профессиональными журналами с университетом округа Колумбия (Вашингтон), Институтом социальной работы Вей-нерского государственного университета (Мичиган, США), Институтом образования Толедского университета, (Огайо, США), Редбриджским колледжем (Лондон, Великобритания), колледжем социальной работы Сира-кузского университета (Нью-Йорк, США) и др.

Сотрудники лаборатории участвуют в реализации следующих международных программ и проектов: мега-проект «Развитие образования в России», проект «Гражданское образование» (CEP/SCOUT), проект «Родители как учителя» (Parents as Teachers), проект «Поддержка развития высшего образования (HESP/ AFP)», совместные исследования с Китайским национальным институтом педагогических исследований, проекты Международной организации «Связь поколений» (Intergene-rations United), программа ТЕМПУС и др.

Среди приоритетных направлений научных исследований лаборатории исследования зарубежного опыта про-

фессионального образования ИПППО РАО на ближайшую перспективу можно выделить следующие:

• Дальнейшее комплексное изучение особенностей и стратегических приоритетов реформирования профессионального образования в едином образовательном пространстве.

• Выявление основных моделей реформирования профессионального образования в России и за рубежом.

• Обоснование преимуществ и рисков участия России в европейских интеграционных процессах в открытом образовательном пространстве и др.

Обогащение российской педагогической науки достижениями теории и практики профессионального обучения и подготовки компетентных специалистов ведущих мировых держав является сегодня необходимым условием ее эффективного развития и одновременно фактически стало нормой жизни и научного взаимодействия как проявление тенденций глобализации и интернационализации социально-образовательных процессов в обществе. Изучение зарубежного опыта важно не для механического заимствования тех или иных парадигм и доктрин развития профессионального образования, а прежде всего для осмысления естественных явлений взаимодействия, взаимообогащения различных образовательных систем, поиска эффективных механизмов стимулирования научного взаимодействия, интеграционных и инновационных процессов в системе профессионального образования.

ô4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.