Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия развития академической мобильности студентов в Финляндии'

Организационно-педагогические условия развития академической мобильности студентов в Финляндии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ACADEMIC MOBILITY / INTEGRATION / INTERNATIONAL PROGRAMS / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / PERSONAL SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ставрук Марина Александровна

Данная статья является попыткой рассмотрения организационно-педагогических условий академической мобильности студентов Финляндии с целью применения данного опыта в сфере высшего образования России, избегая при этом возможных ошибок и проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ставрук Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Students' Academic Mobility Development in Finland

This article highlights organizational-and-pedagogical environmental complex of students' academic mobility in Finland in order to apply this experience in the field of higher education in Russia avoiding potential errors and problems.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия развития академической мобильности студентов в Финляндии»

УДК 378.1.01 ББК 74.58

Ставрук Марина Александровна

соискатель г. Сургут Stavruk Marina Alexandrovna

Post-graduate

Surgut

Организационно-педагогические условия развития академической мобильности студентов в Финляндии

Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Students’ Academic Mobility Development in Finland

Данная статья является попыткой рассмотрения организационнопедагогических условий академической мобильности студентов Финляндии с целью применения данного опыта в сфере высшего образования России, избегая при этом возможных ошибок и проблем.

This article highlights organizational-and-pedagogical environmental complex of students’ academic mobility in Finland in order to apply this experience in the field of higher education in Russia avoiding potential errors and problems.

Ключевые слова: академическая мобильность, интеграционные процессы, международные программы, организационно-педагогические условия, самореализация личности.

Key words: academic mobility, integration, international programs, organiza-tional-and-pedagogical environmental complex, personal self-actualization.

Академическая мобильность в высшем образовании - достаточно старое

явление, но в последнее десятилетие оно стало предметом внимания большого числа студентов и преподавателей, административного персонала и исследователей. Это произошло по ряду политических, культурных и образовательных причин. Известно, что с самого начала по своей сути университеты являлись международными учреждениями.

В настоящее время в условиях глобализации формируется единое мировое образовательное пространство, когда вузам необходимо решать свои финансовые проблемы, а студентам - вопросы, связанные с получением более качественного образования, общепризнанных дипломов, дающих право на последующее трудоустройство.

Академическая мобильность - это перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию на определенный (обычно до года) период в другое образовательное учреждение (национальное или в другой стране) для обучения,

преподавания или проведения исследований; после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в родное учебное учреждение. Данное понятие не связано с иммиграцией или длительным периодом обучения за рубежом [1].

Кроме того, академическая мобильность - это возможность формировать свою образовательную траекторию, иными словами, в рамках образовательных программ выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями [2].

Академическая мобильность является неотъемлемой формой существования интеллектуального потенциала, отражающая реализацию внутренней потребности этого потенциала в движении в пространстве социальных экономических, культурных, политических взаимоотношений и взаимосвязей. Это- исключительно важный для личного и профессионального развития процесс, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры [3].

Это автоматически и зачастую подсознательно развивает определенные качества личности: умение выбрать пути взаимодействия с окружающим миром; способность мыслить в сравнительном аспекте; способность к межкуль-турной коммуникации; способность признавать недостаточность знаний, то есть знание о недостатке знания, которое определяет мотивацию к учебе; умение изменять самовосприятие, рассматривать свою страну в кросскультурном аспекте; получать знания о других культурах и др.

Таким образом, академическая мобильность полностью соответствует концепции самореализации личности [4], которая коренным образом меняет статус личности в социуме, способствует ее востребованности, возвышает ее роль в решении многоплановых общественных и образовательных проблем и, кроме того, играет значительную роль в реализации основных задач Болонского процесса.

В наше время большинство стран считают высшее образование ядром стратегии своего развития. Одним из самых ярких примеров является образо-

вательная модель Финляндии, получившая свое развитие в 1990 годы, когда после глубокой рецессии, знания и образование стали краеугольными камня-ми новой экономической политики. Эти реформы были продиктованы интернационализацией образования и растущей конкуренцией, что привело к активному развитию академической мобильности студентов и преподавателей.

Теория и практика образования Финляндии, и, в частности, академическая мобильность студентов, неоднократно становилась объектом исследования отечественных педагогов. В трудах Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандрова, А. Т. Глазунова рассмот-рены системы образования разных стран, в том числе Финляндии; в диссертационных исследованиях Л. В. Зновенко, А. А. Кропотченко, Е. Н. Никонова и А. В. Кузьмина проанализированы становление и развитие академической мобильности студентов в контексте интернационализации и глобализации высшего образования. Отдельным проблемам академической мобильности посвящены работы Т. Чинаевой и Е. Щепкиной. Вместе с тем, в отечественной педагогике в настоящее время не существует достаточно целостного анализа современных содержательных и организационных основ академической мобильности.

Данной теме уделяется существенно большее внимание в зарубежной научной литературе. Условия организации международной академической мобильности в экономическом, политическом, социокультурном и педагогическом аспектах описана в работах П. Блюменталя (Р. Б1ишеп1;Ьа1) и А. Тейчлер (А. Те1еЫег); феномен академической мобильности в контексте интернационализации и глобализации рассмотрен в работах П. Альтбах (Р. АкЬаеИ); Е. Мёрфи-Лежен (Е. МигрИу-Ье]еипе) считает академическую мобильность многоплановой проблемой, относящейся к международной области, и предлагает создание индивидуального маршрута студента, так называемую таксономию; М. Байрем (М. Бугаш) рассматривает ценность академической мобильности на социальном и личном уровнях, изучает её долгосрочное и краткосрочное влияние; структура академической мобильности и педагогические условия её реализации, использование единой европейской системы академических кредитов в

системе высшего образования, изучение роли академической мобильности в инновационном образовательном процессе вуза в рамках реализации Болонской декларации детально рассмотрены в работах В. Папацибы (V. Papatsiba).

Академической мобильности студентов и организационно-педагогическим условиям её организации посвящены многочисленные работы учёных Финляндии. В работах Ф. Дервина (F. Dervin) отражены вопросы создания универсального определения академической мобильности, как образовательного ресурса, рассматриваются разнообразие и богатство существующих подходов к исследованию академической мобильности, изложена история развития академической мобильности в Финляндии; Д. Хоффман (D. Hoffman) занимается разработкой условий успешной органи-зации академической мобильности студентов вузов в финском контексте; С. Йленен (S. Ylonen) занимается оптимизацией международных программ академической мобильности и системы подтверждения и признания доку-ментов об образовании в условиях роста академической мобильности в Финляндии; Э. Суомела-Салми (E. Suomela-Salmi) рассматривает использо-вание языка академической мобильности; М. Тайамо (M. Taajamo) исследует препятствия на пути реализации академической мобильности, а именно: отсутствие необходимого финансирования, недостаточную языковую подготовку, несоответствие учебных программ и планов.

Следует отметить, что в Финляндии ведутся не только значительные теоретические исследования, в данной области, но и имеются положительные практические наработки. Несмотря на тот факт, что совсем недавно число мобильных студентов в финских университетах было незначительным, после вступления Финляндии в Евросоюз, вузы страны значительно интернационализировались.

В настоящее время, в результате проводимого курса на академическую мобильность, каждый четвертый студент университета и каждый восьмой студент политехнического института Финляндии является мобильным. В 50 финских вузах обучаются 6.600 международных студентов, из которых 4.000 являются студентами университетов и 2 600 - студентами политехнических институтов.

Из общего количества студентов-иностранцев примерно 900 составляют представители России. Обучение в вузах Финляндии довольно привлекательно для иностранных студентов по ряду причин: уровень высшего образования в Финляндии достаточно высок, а обучение студентов, как правило, финансируется государством.

Финские университеты начинают с малого — сначала привлекают студентов из-за рубежа на краткосрочные летние курсы английского языка, и лишь затем, по мере обучения, предлагают студентам серьезные научные программы. Сегодня на языковые программы в Финляндию и Скандинавию едут уже около пяти процентов от общего числа российских студентов, и в ближайшее время интерес к среднему и высшему образованию в Финляндии будет возрастать. По данным финского Центра международной мобильности (С1МО), вузы Финляндии предлагают иностранным студентам до 400 международных учебных программ на английском языке.

При этом, Министерство образования Финляндии ориентировалось не на бизнес-модель, т.е. расширение спектра международных программ и привлечение платежеспособных студентов из-за границы, а на государст-венную научно-образовательную модель, постепенно трансформируемую в РРиР (Государственное и частное университетское партнерство). Финляндия задействует иностранные ресурсы как для исследовательских целей, так и для развития международных контактов. В наши дни, Финляндия - активный участник Болонского процесса, одним из основных положений которого является развитие академической мобильности студентов и преподавателей. Показательно, что Европейский Союз оценил опыт организации академи-ческой мобильности в Финляндии и планирует его дальнейшее использова-ние для развития Общеевропейской зоны высшего образования [5].

Анализ психолого-педагогической литературы, положений Болонской декларации, нормативных документов по развитию высшего образования в Финляндии и странах Европы, позволяет нам выделить две группы условий организации академической мобильности: 1) условия развития академичес-кой мо-

бильности в контексте Болонского процесса (общие условия развития академической мобильности, заданные нормативными документами Болонс-кого процесса); 2) условия развития студенческой мобильности, созданные с учетом реалий системы высшего образования Финляндии.

Общие условия развития академической мобильности в нормативных документах Болонского процесса сводятся к следующим положениям:

• содействие обеспечению привлекательности и открытости общеевропейского пространства высшего образования;

• создание систем обеспечения качества высшего образования;

• развитие механизмов международного академического признания;

• внедрение Приложения к Диплому и Европейской системы зачетных кредитов (ЕСТБ), развитие национальных информационных центров по академическому признанию и мобильности как инструментов осуществления мобильности;

• принятие системы сопоставимых степеней высшего образования, основанной на трех циклах обучения: бакалавр, магистр и аспирант;

• обеспечение финансирования академических обменов и доступность информации о зарубежных системах образования;

• привлечение к работе в вузах преподавателей с международным опытом и хорошей языковой подготовкой;

• обязательное обучение в течении одного семестра в другой европейской стране с целью получения основательных языковых знаний и достижения лучшего взаимопонимания между молодежью разных стран;

• снижение бюрократических барьеров для осуществления академической мобильности;

• развитие национальных планов действий по улучшению качества и признанию.

Условия развития студенческой мобильности, созданные с учетом реалий системы высшего образования Финляндии, включают:

• информационную, кадровую и финансовую обеспеченность управлений международного сотрудничества и отделов академической мобильности в вузах Финляндии;

• педагогическую, методическую и организационно-управленческую подготовленность работников управления международного сотрудничества и отделов академической мобильности;

• необходимый и достаточный уровень квалификации знаний, умений опыта работы преподавателей вузов Финляндии для подготовки студентов к осуществлению и развитию мобильности;

• методическая и организационная подготовленность студентов к участию в программах академической мобильности;

• наличие мотивации к осуществлению академической мобильности у всех субъектов образовательного процесса;

• участие в стипендиальных программах СИМО и программах академической мобильности «Темпус», «Нордплюс», «Север-северу» и др., заключение двусторонних оглашений между странами и высшими учебными учреждениями;

• предоставление грантов и ссуд мобильным студентам;

• организация языковых курсов для иностранных студентов;

• размещение и обустройство мобильных студентов.

Думается, что изучение условий организации академической мобильности студентов Финляндии является полезным для России по ряду причин: во-первых, обе страны являются членами Болонского процесса и участвуют в строительстве Общеевропейской зоны высшего образования; во-вторых, Финляндия - наш приграничный сосед, с которым мы имеем давние хорошие отношения в рамках концепции «северного региона»; в-третьих, Финские вузы имеют большое количество соглашений о сотрудничестве с русскими университетами, а некоторые из них входят в состав Ассоциации приполярных университетов и Университета Арктики, членами которого являются и вузы России, в частности, Сургутский и Югорский Государственные Университеты

ХМАО-Югры и, наконец, в Финляндии уделяется большое внимание изучению проблем академической мобильности, для чего проводятся международные встречи и конференции, публикуются научные книги и статьи. В заключении следует отметить, что содействие академической мобильности студентов и молодых ученых можно считать ключом к развитию сотрудничества между Финляндией и Россией в области высшего образования, а организационнопедагогические условия её развития, применимые в Финляндии, помогут в деле организации академической мобильности в России в соответствии с требованиями Болонской декларации.

Библиографический список

1. Академическая мобильность студентов: возможности и перспективы : сб. материалов международной науч.-практ. конф. 28 нояб. 2008 г. / под. ред. В. В. Гаврилова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2008. - 160 с.

2. Гершунский, Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2003. - С. 3-9.

3. Dervin, F. Academic Mobility - Blending Perspectives / Dervin, F., Salmi E. // Publications of the Department of French Studies, University of Turku Finland. - 2007. - № 9. -250 p.

4. International Mobility in Finnish Education, Trends and Developments in Tertiary and Secondary Education : Occasional paper No. 1. - Helsinki .: CIMO. - 2006.- 53 p.

5. Murphy-Lejeune, E. Student Mobility and Narrative in Europe: the new strangers / Murphy-Lejeune, E. - London : Taylor and Francis Group. - 2002. - 275 p.

6. Papatsiba, V. Making higher education more European through student mobility? Revisiting EU initiatives in the context of Bologna Process / V. Papatsiba. - Comparative Education. - Vol. 42, №.1. - 2006.- p. 93-111.

Bibliography

1. Concept of Personal Self-Fulfillment in the System of Value Education / B.S. Gershunsky. - M.: Pedagogics, 2003. - P. 3-9.

2. Dervin, F. Academic Mobility - Blending Perspectives / Dervin, F., Salmi E. // Publications of the Department of French Studies, University of Turku Finland. - 2007. - № 9. -250 p.

3. International Mobility in Finnish Education, Trends and Developments in Tertiary and Secondary Education : Occasional Paper No. 1. - Helsinki .: CIMO. - 2006.- 53 p.

4. Murphy-Lejeune, E. Student Mobility and Narrative in Europe: The New Strangers / Murphy-Lejeune, E. - London : Taylor and Francis Group. - 2002. - 275 p.

5. Papatsiba, V. Making Higher Education More European Through Student Mobility? Revisiting EU Initiatives in the Context of Bologna Process / V. Papatsiba. - Comparative Education. - Vol. 42, №.1. - 2006.- P. 93-111.

6. Students’ Academic Mobility: Opportunities and Prospects: Digest of International Conference, November, 28, 2008 / Under Ed. of V. Gavrilov. - Surgut: RIO SurGPU, 2008. - 160 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.