2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность высшей школы
№ 102
УДК 378.1
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1
Н.Р. ТОЙВОНЕН
Статья представлена доктором исторических наук, профессором Максимовой В.С.
В статье обсуждаются условия, обеспечивающие финансовую состоятельность и устойчивость реализации совместных образовательных программ. Более подробно анализируются условия, связанные с использованием государственных геополитических и геоэкономических интересов зарубежных стран, развитием взаимовыгодного сотрудничества в научно-образовательной и иных областях, наличием международных и зарубежных финансовых институтов, осуществляющих грантовую поддержку сотрудничества и академической мобильности представителей российских и зарубежных вузов и заинтересованности бизнес-сообщества и структур.
1. Введение
Разработка и реализация совместных образовательных программ является одним из важнейших механизмов интернационализации национальных систем образования, в частности, создания единого образовательного пространства в целом.
Наиболее известными формами совместных образовательных программ [1, с. 42] являются: аккредитованные и валидированные программы, франчайзинговые программы, программы двойных и совместных дипломов.
Российские вузы достаточно активно включились в процесс разработки указанных выше программ как в рамках двусторонних, так и многосторонних инициатив с привлечением средств международных и зарубежных финансовых источников. К последним следует отнести программы ЕС - Tempus и Erasmus-Mundus, Британского совета - REAP и BRIDGE, российско-финский проект “Создание Трансграничного университета”.
В российской и зарубежной литературе достаточно подробно обсуждаются проблемы формирования совместных образовательных программ, разработки согласованных процедур оценки их качества, отвечающих национальным стандартам участвующих стран и пр. Вместе с тем, необходимо проведение всестороннего анализа и детального обсуждения систем финансовой состоятельности и устойчивости существования разрабатываемых и реализуемых совместных образовательных программ. Особенно это касается программ, разрабатываемых на грантовые средства различных финансовых институтов (фонды и пр.), поскольку данные средства позволяют покрывать расходы вузов-членов консорциума на разработку и проведение апробации программ, однако, к сожалению, не обеспечивают финансовую «подпитку» дальнейшей их реализации по окончании проекта.
Анализ деятельности российских вузов по обсуждаемой проблеме позволяет сформулировать ряд наиболее важных условий или критериев, выполнение которых позволяет обеспечить определенную финансовую устойчивость разрабатываемых и реализуемых совместных с зарубежными партнерами образовательных программ:
* высокий рейтинг и престижность диплома зарубежного университета - партнера российского вуза; это гарантирует заинтересованность российских студентов в обучении по предлагаемым дисциплинам;
* предложение уникальных образовательных дисциплин, не представленных широко на российском рынке образовательных услуг;
1 Доклад на данную тему был представлен на III съезде Ассоциации классических университетов России (АКУР). Москва, МГУ, 21 октября 2005г.
* наличие государственных геополитических и геоэкономических интересов зарубежных стран в развитии региональных связей с определенными российскими территориями для решения комплекса национально-региональных задач, включающих как научнообразовательные, так и экономические и политические аспекты;
* наличие активного и взаимовыгодного сотрудничества в научно-образовательной, инженерно-технической, инновационно-предпринимательской, информационноконсалтинговой, историко-культурной и других областях, а также реализация программ академической мобильности;
* наличие международных и зарубежных финансовых институтов, а именно: программ, фондов и пр., заинтересованных в поддержке научно-образовательного сотрудничества с вузами России, в целом, и определенных российских территорий, в частности;
* поддержка сообществами и структурами бизнеса;
* межгосударственные и региональные культурно-исторические связи;
* общие этнические корни;
* географическая близость.
Одновременное выполнение сразу нескольких условий дает основание надеяться на реальную возможность обеспечения финансовой устойчивости обсуждаемых программ.
Настоящая статья посвящена краткому анализу сформулированных выше условий. В качестве демонстрации примеров «работы» тех или иных условий в статье использован опыт Петрозаводского государственного университета, где автор проработал более 10 лет проректором по международным связям.
2. Анализ условий, обеспечивающих финансовую состоятельность разрабатываемых совместных программ
В данном разделе более подробно обсуждается только часть сформулированных выше условий, а именно:
* наличие государственных геополитических и геоэкономических интересов зарубежных стран;
* наличие активного и взаимовыгодного межвузовского сотрудничества по широкому спектру направлений;
* использование международных и зарубежных финансовых институтов;
* поддержка сообществами и структурами бизнеса.
Условия, вынесенные за рамки обсуждения, такие как “высокий рейтинг и престижность диплома зарубежного вуза” и “предложение уникальных образовательных дисциплин, не представленных на рынке образовательных услуг”, наличие “культурно-исторических связей” и “общих этнических корней”, а также “географическая близость”, довольно широко известны и активно используются столичными и ведущими региональными вузами, среди которых следует упомянуть Дальневосточный государственный университет, Байкальский институт бизнеса и международного менеджмента Иркутского государственного университета, Томский политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Петрозаводский государственный университет, Академию народного хозяйства при Правительстве РФ, Московскую высшую школу социальных и экономических наук.
Приводимые ниже в статье примеры будут частично демонстрировать и «работу» указанных условий.
2.1. Государственные геополитические и геоэкономические интересы зарубежных стран
В данном подразделе обсуждаются государственные геополитические и геоэкономиче-ские интересы зарубежных стран в развитии международных региональных связей с определенными российскими территориями для решения комплекса своих национальнорегиональных задач. Примерами подобного рода сотрудничества являются двусторонние и
2
многосторонние связи стран Северной Европы с Северо-Западным Федеральным округом (далее - СЗФО) и его субъектами, сотрудничество ФРГ с Поволжьем и т.д. Обсуждаемый комплекс задач, решаемых посредством развития сотрудничества в научно-образовательной сфере, носит как гуманитарно-образовательный, так и политико-экономический характер. Приведем некоторые из них.
Г уманитарно-образовательный блок:
* обучение российских студентов за рубежом по специальностям, не представленным широко на рынке образовательных услуг в России (примером может служить опыт Фин-нмарк колледжа (Алта, Норвегия) по организации обучения молодежи из Республики Карелия, городов Архангельска и Мурманска по специальности «туризм»);
* создание единого научно-образовательного пространства посредством организации совместной подготовки специалистов;
* распространение культуры страны через организацию обучения российских студентов на языке и/или на территории зарубежного государства;
* сохранение научно-образовательных школ иностранных государств за счет привлечения российской молодежи на учебу за рубеж по тем дисциплинам, которые не представляют особого интереса у зарубежных студентов (например, организация обучения российских студентов в Нарвик Колледже (Норвегия) по инженерным специальностям, которые пользуются меньшей, чем гуманитарные дисциплины, популярностью у норвежской молодежи).
Политико-экономический блок:
* диверсификация межгосударственных контактов через сотрудничество в научнообразовательной и историко-культурной сферах, способствующих налаживанию дружеского и взаимовыгодного партнерства;
* позиционирование зарубежной страны на экономическом, научно-образовательном и иных российских рынках услуг;
* подготовка специалистов для работы по развитию внешнеэкономических и межгосударственных связей, например, для организации работы на совместных предприятиях;
* обучение и трудоустройство в зарубежной стране молодых российских высококвалифицированных кадров по специальностям, где ощущается нехватка собственных кадров, например, в сфере информационно-телекоммуникационных технологий.
Наиболее ярким примером, демонстрирующим участие зарубежных правительственных структур в развитии научно-образовательных связей с Российской Федерацией через поддержку разработки и реализации совместных образовательных программ, является деятельность Министерства образования Финляндии. В 2004 году данное министерство обратилось к Министерству образования Российской Федерации с инициативой по реализации совместного Российско-Финляндского проекта «Создание трансграничного университета» (англ. Cross-Border University, CBU) как части программы Финляндии по развитию международного сотрудничества с Россией - «Финляндия, Россия и международное сотрудничество. Программа сотрудничества Министерства просвещения 2003-2007 гг.», принятой в 2003 году [2, с. 15]. Образовательной нишей создаваемого университета является предоставление студентам уникальных знаний по развитию сотрудничества стран ЕС и России в различных сферах деятельности и бизнеса в рамках совместных российско-финских магистерских образовательных программ, реализуемых консорциумом вузов «Трансграничный университет».
В рамках проекта предполагается реализация пилотной фазы создания трансграничного университета вплоть до 2007г., в ходе которой «пилотный» консорциум российских и фин-
2 К странам Северной Европы относят Данию, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию и три их автономные территории.
ских вузов отработает технологию создания, апробации и реализации совместных российско-финских магистерских программ на небольшом числе «пилотных» образовательных дисциплин. В «пилотный» консорциум (далее - консорциум) вошли следующие российские и финские вузы. С российской стороны - Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Петрозаводский государственный университет и Европейский университет г. Санкт-Петербурга. С финской стороны - университет Хельсинки, университет Тампере, университет Йоэнсуу, университет Куопио и Лаппеенрантский технологический университет. В качестве «:пилотных» выбраны следующие шесть образовательных дисциплин - история, бизнес и управление, лесной сектор и биоэнергетика, информационные технологии, международные отношения и общественное здоровье.
По завершению проекта, на этапе полноценного функционирования консорциума, предполагается сделать как членство в нем, так и перечень предлагаемых образовательных дисциплин открытым для дальнейшего расширения и развития. Это позволит сделать создаваемый «Трансграничный университет» привлекательным как для других вузов, в том числе и из «третьих» стран, так и для потенциальных клиентов.
К настоящему моменту, к сожалению, только финская сторона принимает активное участие в финансировании проекта как за счет средств ЕС (в рамках программы приграничного сотрудничества), так и собственных национальных источников. В частности, бюджет проекта в 2005г. составил 464 тыс. евро, из которых 314 тыс. евро были выделены МИДом Финляндии и 150 тыс. евро - Минобразованием Финляндии. Согласованный бюджет проекта на 2006г. составил 546 737 евро, включая 396 737 евро от МИДа Финляндии и 150 тыс. евро от Минобразования Финляндии. Планируемый бюджет на 2007г. составит 743 тыс. евро, включая 543 тыс. от МИДа Финляндии и 200 тыс. евро от Минобразования Финляндии, где показательны как объемы выделяемых средств, так и их динамика.
Приведенный пример создания международного образовательного консорциума четко демонстрирует активное и последовательное участие правительственных структур Финляндии в интернационализации деятельности национальных университетов и их продвижении на новые рынки научно-образовательных услуг в зарубежном государстве. Участие финских университетов в подобного рода правительственных инициативах позволяет:
* получить им выход на российский рынок образовательных услуг (для начала - отработка технологий на рынке СЗФО с участием ведущих российских вузов, а затем - развитие деятельности консорциума на всей территории России);
* поднять уровень преподавания дисциплин в консорциуме посредством вовлечения в работу ведущих ученых России (укажем на возможность последующего привлечения российских специалистов для работы в Финляндии);
* поднять престиж финского высшего образования и науки в Европе посредством сотрудничества с ведущими вузами и научными школами России;
* привлечь больше иностранных студентов для обучения в Финляндии из России и из других стран мира на коммерческой основе;
* отработать технологию создания совместных образовательных программ и, возможно, выдачи совместного диплома с Россией, для последующего использования данного опыта с другими странами;
* создать дополнительные импульсы и возможности развития «региональных» финских вузов (следует особо отметить продуманность действий Министерства образования Финляндии в реализации данного проекта, что нашло свое отражение, например, в назначении координатора проекта - им стал не ведущий вуз Финляндии, а именно, университет Хельсинки, а региональный - университет Йоэнсуу);
* привлечь дополнительные финансовые средства как в рамках реализации проекта, так и на этапе последующей деятельности консорциума; в данном случае международные и национальные грантовые средства служат «запускающим механизмом» структуры, которая в последующем будет функционировать на принципах самофинансирования.
Следует признать, финская сторона придает большое значение и принимает постоянные усилия к активизации участия Минобрнауки России в формировании взаимовыгодного и добрососедского партнерства в рамках проекта создания консорциума «Трансграничный университет». Отсутствие административной и финансовой поддержки участия российских вузов в рамках консорциума от российских официальных структур, может грозить России потерей контроля за ходом выполнения проекта и последующей деятельностью консорциума. В частности, в случае реализации сценария худшего развития событий может произойти следующее:
* консорциум будет юридически учрежден в качестве финского образовательного учреждения, например открытого университета по примеру британского Open University, где в качестве совладельцев будут выступать только финские вузы;
* кадровый состав консорциума будет включать, помимо специалистов Финляндии, ведущих специалистов из России и других стран, при этом вузы этих стран не будут участвовать в распределении материально-финансовых средств, вырученных от деятельности консорциума;
* практически все занятия, организуемые в рамках консорциума, будут проводиться на территории Финляндии, поскольку дешевле обеспечить мобильность небольшого числа российских и зарубежных лекторов, чем студентов; это позволит привлечь дополнительные средства в развитие финских территорий, в особенности периферийных;
* участие ведущих российских ученых в деятельности консорциума, в особенности на территории Финляндии, станет дополнительным механизмом к “brain drain”.
Осенью 2005г. состоялась встреча министров образования России и Финляндии, на которой обсуждались вопросы развития Трансграничного университета и была высказана поддержка проекта.
2.2. Наличие активного и взаимовыгодного межвузовского сотрудничества по широкому спектру направлений
Следующим условием, обеспечивающим определенную финансовую устойчивость разрабатываемых совместных программ, является наличие межвузовских соглашений , которые обеспечивают и стимулируют активное и взаимовыгодное сотрудничество в научнообразовательной, инженерно-технической, инновационно-предпринимательской, информационно-консалтинговой, историко-культурной и иных областях, а также академическую мобильность.
Проведем анализ данного условия на примере участия Петрозаводского государственного университета (ПетрГУ) в разработке совместных образовательных программ в рамках Трансграничного университета, поскольку ПетрГУ является единственным членом обсуждаемого консорциума, который:
* заключил межвузовские соглашения о сотрудничестве со всеми финскими вузами -членами консорциума задолго до реализации проекта;
* развивает активное сотрудничество со всеми финскими вузами - членами консорциума по широкому спектру научно-образовательных направлений;
* участвует в разработке образовательных программ по всем шести «пилотным» дисциплинам.
С учетом ограниченности размера публикации, в качестве примера приведем развитие научно-образовательного сотрудничества в следующих областях: история, лесной сектор и
биоэнергетика и информационные технологии. Общим для всех указанных дисциплин является развитие сотрудничества по следующим направлениям:
* организация взаимного обмена преподавателями для чтения краткосрочных и специальных курсов по различной проблематике, в том числе и на родном языке в зарубежном вузе;
* совместная реализация научно-исследовательских и научно-образовательных проектов с участием финских партнеров и при финансовой поддержке МИДа Финляндии, Академии Финляндии, Совета Министров Северных стран и т.д.;
* публикация, в том числе и совместная, монографий, научных статей и научнометодических пособий по обсуждаемой теме;
* совместное проведение конференций, семинаров и летних школ;
* осуществление переводов изданий ведущих зарубежных ученых;
* организация академической мобильности и обменов студентами, аспирантами и преподавателями;
* создание профильных библиотек и организация межбиблиотечного обмена.
Активное сотрудничество ПетрГУ с финскими вузами в области истории развивается с
начала 70-х годов прошлого столетия. Отметим, что первый международный договор Петр-ГУ с зарубежным вузом - университетом Йоэнсуу (англ. University of Joensuu) был подписан в мае 1978 года ректором ПетрГУ проф. М.И.Шумиловым и ректором университета Йоэнсуу проф. Х.Киркиненым, являющимися известными специалистами в области истории [3, с. 224].
Благодаря активной работе, в первую очередь кафедры истории стран Северной Европы и лаборатории по проблемам Финляндии и скандинавских стран ПетрГУ, созданных по инициативе и при активном участии профессора Л.В.Суни, в ПетрГУ ежегодно:
* публикуются десятки монографий, научных статей и научно-методических пособий по проблемам приграничного сотрудничества Финляндии и России, «зимней войны», развития карельского народа, финских переселенцев в Россию из Финляндии, Канады и США в 30-е годы прошлого столетия и др.;
* до пяти финских ученых и такое же количество ученых из ПетрГУ выезжают в финские вузы для чтения лекций и проведения научных исследований;
* около 30 человек участвуют в программах академической мобильности и обменов студентами, аспирантами и преподавателями;
* проводятся конференции, семинары и летние школы по обсуждаемой проблематике и др.
В силу экономических и природоохранных причин лесной сектор и биоэнергетика являются актуальными сферами развития сотрудничества ПетрГУ с финскими научнообразовательными учреждениями, среди которых следует отметить следующие: университет Йоэнсуу, университет Хельсинки, Финский исследовательский институт леса (англ. Finnish Forest Research Institute, Йоэнсуу), политехнический институт Эво.
Обсуждаемое сотрудничество, помимо академических обменов, совместной подготовки студентов, публикации совместных работ, организации учебных практик студентов за рубежом, включает также и активную научно-исследовательскую и проектную деятельность. За последние 10 лет ПетрГУ совместно с финскими вузами принял участие в реализации ряда крупных проектов, нацеленных на решение как научно-образовательных, так и народнохозяйственных задач. Отметим наиболее крупные проекты:
* “Тайга - модельный лес”, реализованный при поддержке Программы по охране окружающей среды ООН (UNEP), правительства Финляндии, фирмы Enso Ltd.;
* два Темпус проекта - Pre-JEP и JEP “Совершенствование учебных программ по экологии и экономике на Лесоинженерном факультете ПетрГУ”;
* ряд проектов, реализованных в рамках программы ЕС - Interreg III A Karelia: “Восточная экспертиза в области лесного сектора”, “Создание восточного информационного лесного центра”, “Сведения о лесах Северо-Запада России” и т.д.
Сотрудничество ПетрГУ с финскими вузами в области информационнотелекоммуникационных технологий (далее - ИКТ) получило свое активное развитие в начале 90-х годов прошлого столетия, когда при содействии университета Йоэнсуу ПетрГУ получил выход в Интернет через финскую систему FinNET. В настоящее время ИКТ является наиболее активно развивающейся областью знаний как, собственно, в ПетрГУ, так и в качестве объекта международного сотрудничества вуза. В частности, ежегодно с 1993 года совместно с университетом Хельсинки на базе ПетрГУ проводится семинар “Ежегодная Финская неделя обработки данных” (с 1997 г. семинар переименован в “Достижения в методах современных информационных технологий”), включающий проведение научно-
практического семинара, чтение лекций российским студентам специалистами из Финляндии, публикацию сборника статей, в том числе и молодых ученых, и другие мероприятия. С 2002 года реализуется проект по организации деятельности российско-финского студенческого консорциума в области компьютерного программирования (англ. “Joint Student Software Engineering project”). С 1994 года - раз в два года совместно с ведущим финско-шведским концерном “Metsa Automation Oy” на базе ПетрГУ проводится крупная международная конференция «Использование ИКТ в целлюлозно-бумажной промышленности”. Создан и активно работает совместный учебно-научно-консалтинговый центр ПетрГУ-Метса в области автоматизации, отвечающий за организацию переподготовки и повышения квалификации специалистов, разработку новых программных продуктов и организацию консалтингового сервиса по выводу продукции фирмы Metsa Automation Oy на российский рынок в области автоматизации непрерывных промышленных процессов. Ежегодно реализуется ряд крупных проектов при финансовой поддержке международных, российских и зарубежных источников; среди наиболее значимых проектов - реализуемый в настоящий момент проект Тасис “Электронная Карелия” (англ. “eKarelia”), в котором ПетрГУ выступает в качестве члена международного консорциума.
2.3. Использование международных и зарубежных финансовых институтов
Международные и зарубежные финансовые институты, имеются в виду - программы, фонды, вклады и пожертвования коммерческих структур и пр., выделяющие грантовую поддержку на развитие научно-образовательного сотрудничества зарубежных стран с вузами России, в целом, и с определенными российскими территориями, в частности, являются чрезвычайно полезными, в особенности, при формировании партнерства, разработке и апробации совместных образовательных программ, а также, если это возможно, на фазе реализации последних.
СЗФО является уникальным российским регионом как по числу международных и зарубежных организаций, заинтересованных в развитии сотрудничества на его территории, так и по объему выделяемых средств. Помимо известных Европейских программ (Тем-пус/Тасис), программ США, Германии, Англии и других стран, к таким организациям следует отнести в первую очередь программы, ориентированные на развитие северо-европейских и арктических территорий, среди которых: Совет Министров Северных стран, Арктический совет, Баренцев Евро-Арктический регион, Северный Форум, Центр международной мобильности (CIMO, Финляндия), Шведский институт (SI), Норвежский исследовательский совет и др.
Программы, финансируемые указанными организациями, позволяют в той или иной степени покрывать наиболее затратные части академической мобильности - оплату проезда до места учебы/работы, проживание и питание студентов/преподавателей.
ПетрГУ активно использует подобный механизм для организации совместного обучения с вузами стран Северной Европы. В то же самое время, помимо указанного механизма, ака-
демическая мобильность может быть организована, в частности, в рамках межгосударственного обмена, межвузовского «безвалютного обмена», поддержки академической мобильности бизнес-структурами в рамках конкретных проектов и долгосрочных стратегических партнерств.
2.4. Поддержка сообществами и структурами бизнеса
Активность бизнес-сообществ и структур в поддержке создания и реализации совместных образовательных программ становится все более заметной и будет нарастать из года в год. Это связано в первую очередь с необходимостью решения двух задач: подготовкой специалистов по определенным направлениям на определенных территориях для развития собственного бизнеса; признанием дипломов зарубежных стран.
Решение второй из приведенных выше задач является особенно актуальным для совместных предприятий, вынужденных привлекать на работу специалистов из разных стран.
3. Заключение
Представленная работа посвящена анализу условий, обеспечивающих финансовую состоятельность и устойчивость процессов разработки и реализации совместных образовательных программ. Очевидно, что комбинация и одновременное использование нескольких из представленных выше условий, что равносильно организации многоканального финансирования, позволяет существенно повысить “финансовую устойчивость” предпринимаемых шагов. Последнее особенно актуально на «пилотной» фазе формирования международного консорциума, разработке и апробации программ.
Выявление всех перечисленных выше и, возможно, скрытых дополнительных условий, следует предварять проведением детального SWOT анализа деятельности вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс; Под ред. А.Ю. Мельвиль. - М., Ол-ма-Пресс, 2005.
2. «Финляндия, Россия и международное сотрудничество. Программа сотрудничества министрова про-священия 2003-2007 гг.» (англ. “Finland, Russia and International Co-operation”). - Хельсинки, 2003.
3. Страницы истории Петрозаводского государственного университета; Под. ред. М.И.Шумилова и И.П. Покровской. - Петрозаводск, изд-во ПГУ, 2005.
FINANCIAL SUSTAINABILITY OF JOINT EDUCATION PROGRAMME IMPLEMENTATION
Toivonen N.R.
The article is devoted to analysis of conditions, ensuring the financial sustainability of joint educational programmes implementation. The utilization of foreign state geopolitical and geo-economical interests, development of mutually beneficial cooperation with foreign higher education institutions in education-and-research and other fields, availability of international and foreign financial institutions grant support for cooperation and academic mobility of Russian and Foreign University representatives, and the interests of business-communities and organizations are discussed in details.
Сведения об авторе
Тойвонен Николай Рудольфович, 1959 г.р., окончил ЛГУ (1984), кандидат физикоматематических наук, доцент, главный специалист по стратегическому развитию Санкт-Петербургского государственного университета, автор более 70 научных работ, область научных интересов - управление научно-образовательными организациями, интернационализация, информационно-консалтинговый сервис, менеджмент международного сотрудничества и регионального развития, развитие инновационно-предпринимательской деятельности, коммерциализация научнообразовательной деятельности, трансферт технологий, фандрайзинг, сетевое взаимодействие.