Научная статья на тему 'Инфраструктура международного научно-образовательного сотрудничества на Европейском Севере России'

Инфраструктура международного научно-образовательного сотрудничества на Европейском Севере России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
339
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тойвонен Николай Рудольфович

В статье дан краткий обзор инфрастуктуры международного трансграничного сотрудничества в сферах высшего образования и науки, созданной и действующей на Европейском Севере при непосредственном участии российской высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тойвонен Николай Рудольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инфраструктура международного научно-образовательного сотрудничества на Европейском Севере России»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

ИНФРАСТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА НА ЕВРОПЕЙСКОМ СЕВЕРЕ РОССИИ

Н.Р.ТОЙВОНЕН

Статья представлена доктором математических наук, профессором Доршановой Н.В.

В статье дан краткий обзор инфрастуктуры международного трансграничного сотрудничества в сферах высшего образования и науки, созданной и действующей на Европейском Севере при непосредственном участии российской высшей школы.

Введение

Европейский Север России1 (далее Регион) является уникальным Российским регионом в области организации международного трансграничного сотрудничества в сферах высшего образования, науки и инновационной деятельности. С одной стороны, это обусловлено развитой инфраструктурой, значительным многолетним опытом и числом научнообразовательных учреждений, принимающих активное участие в данном виде сотрудничества. С другой стороны, это вызвано как высоким уровнем реализуемого в настоящий момент и огромным потенциалом дальнейшего развития сотрудничества в ближайшей и дальней перспективе, так и возможностями по использованию опыта в других регионах Российской Федерации.

Во-первых, это обусловлено его выгодным геополитическим и геоэкономическим положением, в частности:

- по территории Региона проходит самая протяженная сухопутная граница России с ЕС;

- субъекты Региона расположены в зоне действия и принимают участие в двух наиболее активных, в настоящий момент, региональных сотрудничествах - Совет государств Балтийского моря (СГБМ) и Баренцев Евро-Арктический совет (БЕАС);

- Регион является самым богатым регионом Европы по запасам природных ресурсов (нефть, газ, руда, лес, рыба, водные ресурсы и пр.);

- Регион граничит со странами Северной Европы2, входящими в число самых развитых стран мира по уровню жизни граждан и наукоемкости экономики;

- граждане субъектов Региона и стран Северной Европы имеют общие этнические корни, обладают многовековыми традициями дружбы, торговли и сотрудничества.

Значительный интерес западной стороны к использованию природных ресурсов Региона (см., например, совместное заявление по энергетическому диалогу, подписанное 3.10.2001г. в Брюсселе президентом РФ В.В.Путиным и тремя официальными представителями ЕС), наличие инфраструктуры международного сотрудничества, а также имеющийся опыт по его организации могут служить основанием для разработки рамочных предложений и организации конкретного сотрудничества.

Во-вторых, промышленная и сельскохозяйственная специализация Региона и стран Северной Европы, в особенности их северных территорий, совпадают в силу схожего набора природных ресурсов и климатических условий. Западная сторона активно использует передовую технику и технологии, разрабатывает и внедряет наукоемкие ресурсо- и

1 В статье термином «Европейский Север России» обозначается совокупность следующих субъектов Российской Федерации - Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Мурманская и Вологодская области.

2 К странам Северной Европы относятся Дания, Исландия, Норвегия, Швеция и Финляндия и три их автономные

территории.

энергосберегающие технологии в экономику и социальную сферу. Очевидно, что в этой сфере деятельности имеется огромный потенциал для организации трансферта технологий в Россию и развертывания взаимовыгодного трансграничного сотрудничества в социально-экономической и научно-технической областях.

В-третьих, Европейский Север1 является уникальным регионом по числу действующих на его территории международных и зарубежных организаций, инициатив и программ. В частности, на Регион нацелены следующие рамочные инициативы: ЕС - «Северное измерение»; Канады - «Северное измерение»; США - «Северные инициативы».

В то же самое время, на Европейском Севере действуют организации, имеющие собственные, финансово обеспеченные программы деятельности, в частности:

* ЕС (программы приграничного сотрудничества, программа «Добрососедство» и пр.);

* Совет Министров Северных стран (программа «Тесное добрососедство» и др.);

* Арктический совет (деятельность Арктического университета и др. программы);

* Совет государств Балтийского моря;

* Баренцев Евро-Арктический Регион (рабочая программа);

* Северный Форум.

В-четвертых, страны Северной Европы обладают знаниями и опытом организации устойчивого развития, в особенности, северных периферийных и малонаселенных территорий, на которых проживают, в основном, коренные и малочисленные народы. Учитывая совокупность географических, экономических и демографических особенностей Российской Федерации, данный опыт в значительной степени может быть ей полезен для использования не только в приграничных территориях.

В-пятых, в регионе имеется развитая инфраструктура, накоплены знания и опыт по организации взаимовыгодного трансграничного сотрудничества в образовательной, научной и инновационной областях (см. следующий раздел).

Приведенный неполный перечень «сильных сторон» международного трансграничного сотрудничества, развиваемого на Европейском Севере, а также приведенные ниже в статье факты и аргументы по развитию сотрудничества в сферах образования, науки и инновационной деятельности призваны показать, что Европейский Север может служить “полигоном” для разработки подходов и механизмов участия Российской Федерации в региональных трансграничных сотрудничествах и “моделью” для последующего тиражирования этого опыта в других российских регионах, например, в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС) и Черноморском экономическом сотрудничестве (ЧЭС).

Одним из основных условий реализации потенциальных возможностей, обусловленных как геоэкономическим положением, так и накопленным опытом реализации трансграничного сотрудничества, в частности на Европейском Севере, является наличие эффективно функционирующей инфраструктуры международного сотрудничества, включающей высококвалифицированный кадровый состав и сеть организационных структур, обеспечивающих каналы взаимодействия.

Инфраструктура международного сотрудничества в научно-образовательной сфере в

Регионе

Инфраструктура международного сотрудничества в научно-образовательной сфере в Регионе, в создании и функционировании которой принимают участие учреждения российской высшей школы, включает в себя следующие модули:

* сеть (англ. network) международных общественных структур;

* сеть виртуальных и открытых университетов;

* сеть совместных мероприятий, организуемых на регулярной основе;

1 В настоящей публикации Европейский Север включает страны и регионы Балтийского и Баренцева морей.

* сеть информационных представительств международных и зарубежных организаций, созданных и действующих на базе вузов Европейского Севера России.

Приведем ниже список организаций - участниц данных сетевых структур с их краткой характеристикой. Сеть международных общественных структур включает в себя следующие структуры:

* Ассоциацию приполярных университетов (англ. Circumpolar University Association);

* Северный исследовательский форум (англ. Northern Research Forum);

* Совет ректоров вузов Балтийского моря;

* Рабочую группу по образованию и науке Баренцева Евро-Арктического Региона (БЕАР).

По сути, деятельность данных структур сводится к организации и проведению ежегодных

конференций по широкому кругу научных проблем, касающихся экономических, научнообразовательных, природоохранных и других сторон жизни в северных, приполярных и полярных территориях. Отсутствие поставленных целей и задач, а также должного менеджмента не позволяет данным структурам стать инициаторами каких-либо значимых сетевых программ и проектов. Деятельность рабочей группы по образованию и науке БЕАР на протяжении более 8 лет, к сожалению, не дала какого-либо значительного импульса к развертыванию сотрудничества в научно-образовательной сфере. В определенной степени, это обусловлено наличием четких преференций в отношениях между региональными субъектами сотрудничества в рамках БЕАР.

Сеть виртуальных и открытых университетов включает в себя следующие виртуальные и открытые университеты:

* Балтийский университет (англ. Baltic University, www.balticuniv.uu.se);

* Арктический университет (англ. Arctic University, www.uarctic.org);

* Северо-Европейский открытый университет (англ. Norther-European Open University, neou.karelia.ru/);

* Баренц виртуальный университет (англ. Virtual Barents University, www.bvuniversity.org);

* Трансграничный университет (англ. Cross-Border University) .

Все перечисленные выше открытые и виртуальные университеты характеризуются рядом своих уникальных черт, а также степенью их «раскрученности».

Балтийский университет, со штаб-квартирой, расположенной в университете Уппсала (Швеция), разрабатывает и распространяет курсы (учебные пособия и видеоматериалы) по проблемам Балтийского моря среди всех заинтересованных в программе учебных заведений мира. В настоящий момент подготовлено несколько курсов по проблемам народонаселения, охраны окружающей среды, устойчивого развития и др.

Арктический университет делает ставку на организацию краткосрочных курсов для студентов и аспирантов.

Баренцев виртуальный университет задуман в качестве виртуального университета, предоставляющего возможность изучения предметов с использованием дистанционных форм обучения. Данная идея была разработана ПетрГУ в 1998г.; Баренцев секретариат в Киркенесе (Норвегия) выделил средства консорциуму архангельских вузов для реализации проекта.

Северо-Европейский открытый университет (СЕОУ) создан в качестве консорциума международных, зарубежных и российских государственных, частных и общественных правительственных, научно-образовательных, промышленных и финансовых учреждений, организаций и компаний. В настоящий момент членами консорциума являются более 25 организаций из России, Финляндии, Норвегии и США [1]. Формат деятельности СЕОУ -открытость к формам партнерства, направлениям деятельности и используемым технологиям. В целях координации деятельности СЕОУ на базе ПетрГУ создан технических офис, отвечающий за организацию и координацию следующих видов деятельности:

* создание совместных учебно-научно-инновационных подразделений с участием членов консорциума;

* организацию совместной проектной деятельности;

* разработку дистанционных курсов;

* подготовку менеджеров;

* фандрайзинговую деятельность и пр.

Создание структуры и разработка программы деятельности СЕОУ финансировалась из средств займа Мирового банка реконструкции и развития через Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). С момента создания, в рамках СЕОУ были реализованы более 40 совместных проектов с привлечением финансирования из международных, зарубежных и российских источников. Общий объем средств, реализуемых в настоящий момент проектов, составляет более 8 млн. долларов США.

Предложение о создании Трансграничного университета было разработано Министерством образования Финляндии и представлено Министерству образования Российской Федерации в 2003 г. Основная направленность деятельности нового университета отвечает задачам Болонского процесса и состоит в создании условий и организации сотрудничества финляндских и российских вузов по разработке совместных мастерских программ с правом получения выпускниками сразу двух дипломов - российского и финляндского. Проект предполагает проведение исследований и разработку необходимой нормативно-правовой базы для создания в последующем условий выдачи совместных мастерских степеней (совместных дипломов).

Программа создания университета предполагает прохождение подготовительной фазы до 2007г. В ходе реализации данной фазы девять отобранных с обеих сторон вузов, а именно: от Российской Федерации - Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Петрозаводский государственный университет, Европейский университет в г. Санкт-Петербурге и от Финляндской стороны - университеты Хельсинки, Тампере, Куопио, Йоэнсуу и Лаппеенрантский технический университет разрабатывают совместные программы по шести научно-образовательным дисциплинам: история, международные отношения, информационнотелекоммуникационные технологии, лесной сектор, бизнес, общественное здоровье.

Сеть совместных мероприятий, организуемых на регулярной основе, в настоящий момент состоит, к сожалению, только из одного регулярно проводимого мероприятия - Российско-Финляндской конференции в сфере высшего образования. Данные конференции проводились в мае 1996г. (г. Хельсинки), июне 1998г. (г Санкт-Петербург), мае 2000г. (г.Ювяскюля, Финляндия), октябре 2003г. (г. Санкт-Петербург) и ноябре 2004г. (г.Йоэнсуу, Финляндия). В основном участниками конференции являются, с финской стороны- руководители подразделений высших учебных заведений Финляндии, отвечающие за программы студенческих обменов и мобильность, и с российской стороны - представители вузов Санкт-Петербурга и Петрозаводска, в основном проректоры по международным связям. В ходе последней конференции в Йоэнсуу, автором статьи было предложено существенно расширить спектр рассматриваемых вопросов, включив блок научного сотрудничества, инновационнопредпринимательской деятельности, модернизации систем управления вузами и пр.

В прошлом проводились и другие научные конференции по проблемам высшей школы с участием представителей вузов стран Северной Европы и Северо-Западного региона России. Одна из конференций имела собственное название - NORDUNI (англ. Nordic Universities -Северные университеты); так в 1998г. была проведена конференция в г.Оулу (Финляндия), в 1999г. - в шведском городе Лулео. Норвежские участники конференции, представляющие вузы губернии Тромс, предложили провести следующую конференцию в Норвегии. К сожалению, конференция не была проведена и перестала организовываться с тех пор.

Создание сети информационных представительств международных и зарубежных организаций на базе вузов Европейского Севера России было положено в ноябре 1995г., когда между Баренцевым секретариатом в Киркенесе и Петрозаводским государственным университетом был подписан договор о создании Карельского Баренцева информационного центра на базе вуза. Данный договор был трижды пролонгирован в 1997, 2000 и 2002гг. [2]

Отметим, что основным видом деятельности центра стали разработка рамочных инициатив в рамках БЕАР и организация проектного менеджмента. Среди рамочных инициатив следует упомянуть следующие - создание Баренцева виртуального университета, создание Совета ректоров вузов БЕАР, создание сети Баренцевых информационных центров, развитие Инновационной деятельности и придание БЕАР статуса «инновационного полигона». Помимо этого, ежегодно центром инициировались и представлялись в Баренцев секретариат в Киркенесе на рассмотрение 40-50 проектов, более половины из которых принималась к финансированию.

С учетом опыта указанного центра, на базе ПетрГУ были также созданы:

* Карельское отделение Информационного бюро Совета Министров Северных стран в г. Санкт-Петербурге (впоследствии Петрозаводский контактный центр Совета Министров Северных стран), в рамках договора с Информационным бюро Совета Министров Северных стран в г. Санкт-Петербурге в феврале 1998г. и пролонгированном в апреле 2000г. и 2002г.;

* Информационный центр Европейского союза (впоследствии Центр Европейской документации), в рамках договора с делегацией Европейской Комиссии в России в марте 1998г. и пролонгированном в сентябре 2002г.;

* Центр Канадских исследований, в рамках договора с Генеральным консульством Королевства Канады в г. Санкт-Петербург в сентябре 2002г.

Помимо указанных центров, при активном содействии ПетрГУ, в Республике Карелия (далее Карелия) были созданы Американский уголок в 2001г. на базе республиканской публичной библиотеки, офис регионального координатора программ ИОО «Фонд Сороса -Россия» по Карелии в 1998г.

Деятельность ПетрГУ побудила другие международные и зарубежные организации, а также высшие учебные заведения Региона к развитию подобной деятельности. Вслед за ПетрГУ другие вузы Региона подключились к данной работе, в частности были созданы:

* Баренцевы информационные центры в г. Архангельске (март 1996г.) на базе Поморского государственного университета (ПоморГУ), г. Нарьян-Маре (апрель 1999г.), г. Мурманске (март 2000г.) на базе Мурманского государственного технического университета (Мурманский ГТУ),

* Центры Совета Министров Северных стран в г. Архангельске и г. Мурманске;

* Технический офис программы ЕС Тасис в г. Петрозаводске в марте 1997г. (один из шести центров, действующих в России) и другие.

Следует подчеркнуть, что все приведенные выше центры работали или работают не только для вузов, но и для всех организаций и граждан своих регионов.

Принимая во внимание успешную деятельность ПетрГУ по развитию сети международных и зарубежных информационных представительств в Регионе, а также "с целью развития и координации международного сотрудничества образовательных учреждений Европейского Севера ", приказом министра общего и профессионального образования Российской Федерации (далее Минобразования РФ) за №1399 от 29 мая 1998г. на базе ПетрГУ был создан Региональный центр международного сотрудничества на Европейском Севере России (далее Региональный центр).

Основная задача Регионального центра состоит в создании эффективно функционирующей информационно-консультативной сети, способствующей развитию международного сотрудничества образовательных учреждений Минобрнауки России и в первую очередь высших учебных заведений Региона с научно-образовательными, инновационными и общественными учреждениями стран Северной Европы.

Организация и развитие инфраструктуры международных и зарубежных центров в Карелии дали основание ПетрГУ выступить в 1998г. с инициативой по созданию в республике “Информационной Мекки” Региона. С учетом последующих инициатив, таких как: придание Карелии статуса «Инновационного полигона» по развитию сотрудничества Региона со странами Северной Европы и Европейского Союза по изучению, адаптации, развитию и

внедрению современных наукоемких и ресурсосберегающих технологий и техники, - данная инициатива стала одним из основополагающих направлений деятельности ПетрГУ.

Финансовая поддержка

Особенностью Европейского Севера является наличие значительных возможностей по привлечению внебюджетных финансовых средств из международных и зарубежных источников под реализацию программ и проектов неправительственных организаций.

В частности, в дополнение к упомянутым во введении, укажем зарубежные структуры стран Северной Европы, деятельность которых в основном распространяется на субъекты Северо-Западного Федерального округа:

* Финляндия - программы Центра международной мобильности (CIMO) и Академии Финляндии;

* Швеция - программы Шведского института (SI) и Шведского агентства по международному сотрудничеству (SIDA), программа Визбю (Visby Programme);

* Норвегия - программы Норвежского исследовательского совета и др.

В дополнение к перечисленным, следует упомянуть и структуры других стран, в частности:

* Великобритания - программы Британского совета;

* Германия - программы DAAD, Института Гете;

* США - IREX, CRDF, Ford Foundation, USAID и пр.

Заключение

В сравнении с другими приграничными российскими регионами, Европейский Север России имеет достаточно развитую и разветвленную инфраструктуру по организации международного трансграничного сотрудничества, а также сеть субъектов этого сотрудничества - научно-образовательных организаций, обладающих опытом и знаниями по реализации совместных программ и проектов с зарубежными партнерами при поддержке международных, зарубежных и российских доноров.

Данный факт был отмечен в ходе конференции «О вкладе неправительственных организаций (НПО) в развитие приграничного сотрудничества Северо-Запада России», проходившей в январе 2005г. в Петрозаводске при участии министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова. В рекомендациях конференции отмечается необходимость разработки системы «.сетевого взаимодействия и гармонизации деятельности международных, зарубежных и российских фондов и программ (доноров) как между собой, так и с потенциальными грантополучателями (бенефициарами) на Европейском Севере» [3].

В рекомендациях также отмечена необходимость формирования «... стратегии и программы развития международного приграничного сотрудничества в сферах высшего образования и научных исследований на Европейском Севере России, последующей адаптации и распространения опыта в других субъектах Российской Федерации». Очевидно, что распространение любого опыта должно предусматривать в первую очередь создание соответствующей инфраструктуры.

Конкретные шаги по созданию подобной инфраструктуры будут определяться политическими, экономическими и научно-образовательными задачами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Тойвонен Н.Р. Создание Северо-Европейского открытого университета / В.Н.Васильев, Н.Р.Тойвонен // Высшее образование сегодня. 2002. С. 29-35.

2. Тойвонен Н.Р. Создание международных и зарубежных информационных представительств

- элемент консалтинговой деятельности вуза. Опыт Петрозаводского государственного университета. В печати.

3. http://www.karelia-zs.ru/

INFRASTRUCTURE OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELDS OF EDUCATION AND RESEARCH IN THE EUROPEAN NORTH OF RUSSIA

Toivonen N.R.

The brief overview on international cross-border cooperation run in the fields of Higher Education and Research in the European North with Russian higher education institutions participation is presented in the arcticle.

Сведения об авторе

Тойвонен Николай Рудольфович, 1959г.р., окончил ЛГУ (1984), кандидат физикоматематических наук, доцент, проректор по международным связям и директор СевероЕвропейского открытого университета ПетрГУ, автор более 60 научных работ, область научных интересов - информационно-консалтинговый сервис, менеджмент, международное

сотрудничество, инновационная деятельность, энергосбережение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.