Научная статья на тему 'Интернационализация регионального вуза'

Интернационализация регионального вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
203
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ / HIGHER EDUCATION INTERNATIONALIZATION / ACADEMIC MOBILITY / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / INTERNATIONAL PROJECTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыжкова Инна Витальевна, Бурцева Александра Вячеславовна

В статье анализируются особенности процесса интернационализации регионального вуза, осуществляемого в рамках трансграничного сотрудничества Баренцева Евро Арктического региона (БЕАР). Международная деятельность Мурманского государственного гуманитарного университета рассматривается в качестве зоны инноваций, обеспечивающей вхождение вуза в Европейское пространство высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рыжкова Инна Витальевна, Бурцева Александра Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internationalization of a regional university

The article covers peculiarities of internationalization proces s of a regional HEI, implemented within cross7border cooperation in the Barents Euro Arctic region. The authors analyze the international activities of Murmansk State Humanities University, considered as an area of innovation, promoting HEI’s entrance into the European space of higher education.The article focuses on the international integration and complex projects, in which the university takes part.

Текст научной работы на тему «Интернационализация регионального вуза»

И.В. РЫЖКОВА, начальник отдела международного сотрудничества и связей с общественностью А.В. БУРЦЕВА, зам. начальника отдела международного сотрудничества и связей с общественностью

Интернационализация регионального вуза

В статье анализируются особенности процесса интернационализации регионального вуза, осуществляемого в рамках трансграничного сотрудничества Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). Международная деятельность Мурманского государственного гуманитарного университета рассматривается в качестве зоны инноваций, обеспечивающей вхождение вуза в Европейское пространство высшего образования.

Ключевые слова: интернационализация высшего образования, академическая мобильность, совместные образовательные программы, международный проект

Болонский процесс, определяющий сегодня стратегию развития европейского высшего образования, предполагает смену стратегии развития вуза, переосмысление миссии университета с учетом общемировых и национальных тенденций. Функционирование современного вуза вне предельно широкой системы коммуникации с иными культурами и образовательными полями становится невозможным. Университет не может существовать и сохранять свой статус без постоянного диалога внутри образовательных сетей, основанных на взаимовыгодном и взаимообогащающем сотрудничестве.

Рональд Барнетт в открытой лекции, посвященной осмыслению феномена университета (октябрь 1997 г.), говорит о том, что «деятельность, которая протекает в стенах университета, не имеет четко очерченных границ. Если попытаться эти границы создать, то возникнет угроза самому университету...» [1, с. 35]. Кардинальные перемены в современной высшей школе, связанные с изменениями взаимоотношений между рынком, государством и различными общественными институтами, обусловленные к тому же процессом глобализации, неизбежно влекут за собой необходимость нового понимания феномена уни-

верситета, его специфической роли в развитии регионального, национального и международного поликультурного пространства.

По справедливому замечанию Г.В. Телегиной и Н.В. Штыковой, «все университеты оказываются так или иначе включены в процесс глобализации - отчасти как ее объекты или даже "жертвы", но в существенной мере - как ее субъекты и проводники» [2, с. 63]. И именно интернационализация может рассматриваться в качестве способа развития и «выживания » университета в предельно жестких экономических условиях, в которые поставлены сегодня как высшая школа России в целом, так и каждый вуз в частности. Стратегия развития, базирующаяся на глубинном осознании определяющего значения интернацио-нализационных процессов, становится для вуза залогом ухода от роли «жертвы» и шансом для обретения своего пути, основанного на нетрадиционной интерпретации миссии современного университета. Сохранение университетских границ сегодня зависит от того, насколько проницаемы и открыты они будут для поликультурного сотрудничества, прежде всего - в академической сфере.

Вуз, определяющий интернационализа-

цию как главную тенденцию в своем внутреннем развитии, естественным образом выходит за пределы национальных границ, расширяя и видоизменяя тем самым формируемое им образовательное пространство. Движение по пути реализации принципов Болонской декларации изначально предполагает, что международный компонент будет внедрен как один из базовых во все сферы жизнедеятельности данного вуза - учебную, научно-исследовательскую, административную, в систему дополнительного образования, в сферу информатизации.

Как отмечает Дж. Найт, адъюнкт-профессор Центра сравнительного исследования проблем интернационализации и развития образования Университета Торонто (Канада), под интернационализацией в сфере высшего образования на национальном, секторальном и институциональном уровнях принято понимать процесс, при котором «цели, функции и организация предоставления образовательных услуг приобретают международное измерение» [3, с. 3].То есть речь идет о системных инновациях в сфере образования, нацеленных на повышение качества образовательных услуг. В ходе процесса интернационализации формируется новая международная, глубоко интернациональная по своей сути образовательная среда. Д. Местенхаузер предлагает рассматривать интернационализацию на уровне содержательного компонента образования, то есть как процесс интеграции международного измерения в учебные планы и образовательные программы. Исследователь отмечает, что интернационализация университета связана с существенными изменениями в содержании университетского образования, которое должно нести международное знание [4]. Ханс де Вит понимает интернационализацию как комплекс процессов, «чей объединенный эффект, запланированный или не запланированный, направ-

лен на усиление международного компонента в высшем образовании» [5].

Итак, интернационализация высшего образования предполагает создание условий для межнациональной учебной, научно-исследовательской, социально-культурной интеграции в учебных заведениях разного типа по разные стороны границы. В том числе речь идет о высших учебных заведениях: университетах, академиях, институтах - для России; университетах, университетских колледжах, высших школах и т.п. - для стран Западной Европы. По определению А.Н. Джуринского, «интернационализация высшего образования -объективное следствие глобализации и одновременно крупный ресурс культурной и педагогической интеграции, устранения национальной обособленности систем высшего образования Европы. Перед университетами стоят задачи подготовки к деятельности в условиях интегрированного рынка труда и образования» [6].

Мурманский государственный гуманитарный университет, являющийся единственным гуманитарным университетом в российской части Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР), включающего в себя территории Северной Финляндии, Северной Швеции, Северной Норвегии и северных регионов Российской Федерации, всем ходом своего развития продемонстрировал возможность, а точнее, законность своего превращения в значимую образовательную площадку для этого региона. Думается, что анализ специфики движения нашего университета, имеющего стратегически значимое геополитическое положение в БЕАР, в сторону интернационализации научно-образовательной деятельности может быть полезен для многих отечественных вузов в плане отражения неких общих процессов, связанных с модернизацией образования в России в целом.

География международной деятельности МГГУ на сегодняшний день обширна. Университет сотрудничает на разных уровнях с пятнадцатью зарубежными странами, среди которых страны как дальнего, так и ближнего зарубежья (Норвегия, Финляндия, Швеция, США, Нидерланды, Германия, Франция, Чехия, Дания, Польша, Беларусь и др.). Высший уровень сотрудничества объединяет генеральные консульства различных стран и ведущие западные университеты, средний уровень включает в себя институты и колледжи, низший - школы, образовательные и социальные центры, различные коммерческие и некоммерческие организации. Таким образом, в сфере международной деятельности современного университета было создано широкое образовательно-научное поле, базирующееся на взаимодействии звеньев высшей и средней школы, государственного и коммерческого сектора, муниципалитетов различных стран. Следует особо подчеркнуть, что при всем многообразии международных контактов МГГУ в качестве абсолютной доминанты международной деятельности всегда

рассматривался БЕАР, обладающий уникальной северной спецификой. Во главу угла нашего сотрудничества поставлен именно человек Севера - в аспекте особенностей формирования и трансформаций его социокультурной идентичности.

Современный уровень международного сотрудничества МГГУ может быть охарактеризован с помощью ряда характеристик: долговременность (в течение последних 20-25 лет), устойчивость (в основе - долгосрочные международные проекты, реализация совместных академических программ, различных форм академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов, осуществляемых на основе четкой нормативно-правовой базы в виде договоров и соглашений), партнерство (в его основе - принцип равенства прав и взаимного доверия партнеров), межкультурный диалог, строящийся на понимании специфичности культурных полей зарубежных стран и уважении сложившихся традиций.

Путь МГГУ сегодня - это создание современного европейского университета на Крайнем Севере, стратегия международной деятельности которого определяется принципами Болонской декларации и вхождением в «Европу знаний». Болонский процесс в вузе затрагивает все компоненты деятельности нашего университета, прежде всего - научный, образовательный и международный. Постепенная, систематическая интеграция международной составляющей в образование и научные исследования, а также в общественную жизнь может рассматриваться как высший этап интернационализации университета.

Остановимся более подробно на отдельных компонентах данного процесса с акцентом на результатах последних лет. Сегодня общее количество международных проектов, в которых участвует университет и которые соответствуют требованиям проектного менеджмента, составляет 16. Для сравнения: в 2006 г. таких проектов

было 8, в 2003 г. - всего два. Абсолютное большинство реализуемых в пространстве МГГУ проектов - интеграционные или комплексные, включающие одновременно научный и образовательный компонент. По своим методам и разрабатываемому внутри них содержанию эти проекты инновационные, по характеру - практико-ориентиро-ванные. Срок реализации большинства из них - 2-3 года. В сфере проектного менеджмента основными источниками финансирования МГГУ являются программы «Коларктик ENPI», «Баренц-плюс», «Баренц-секретариат», фонды Генерального консульства королевства Норвегии и некоторые другие. Ежегодно университет направляет на конкурс в различные фонды и программы не менее 20-30 заявок.

Среди общеуниверситетских, наиболее крупных проектов необходимо отметить следующие:

• «Постдипломное обучение при Арктическом университете » - проект,закреп-ляющий членство МГГУ в Арктическом университете и обеспечивающий развитие ежегодной академической мобильности преподавателей и студентов;

• «Баренц-трансграничный университет (BCBU)» - финско-норвежско-россий-ский проект, направленный на реализацию принципов Болонской декларации и развитие интернационализации высшей школы.

Упомянем также несколько международных проектов, ориентированных на исследование проблематики БЕАР:

■ «Дети Арктики в сети: развитие модели школьного электронного здоровья в Баренцевом Евро-Арктическом регионе » -проект, нацеленный на сопоставительный анализ моделей школьного электронного здоровья Финляндии, Швеции, Норвегии и России, а также на разработку специального сайта, обеспечивающего коммуникации школьников и специалистов по вопросам психосоциального благополучия и здоровья;

■ «CETIA: прибрежная среда, техно-

логии и инновации в Арктике » - российско-норвежский проект, направленный на улучшение экологии приграничных регионов;

■ «Школа для всех: развитие инклюзивного образования» - проект, подразумевающий компаративное исследование систем инклюзивного образования стран-участниц, а также последующее внедрение «лучших практик» с учетом специфики национальных систем образования;

■ «Молодые исследователи, пересекающие границы» - проект, нацеленный на развитие научного диалога молодых ученых и начинающих предпринимателей Норвегии и России;

■ «Создание организационной структуры по изучению саамов в России и за рубежом» - российско-норвежский проект, в основе которого лежат исследования культуры и языка коренных народов Севера Норвегии и России;

■ «BART: частно-государственное партнерство в области туризма в Баренцевом регионе» - финско-российский проект, направленный на исследование инфраструктуры туризма в БЕАР и разработку концепции «Баренц-туризма».

На сегодняшний день в рамках различных проектов разрабатываются концепции «Баренц-педагогики», «Баренц-журналистики», «Баренц-туризма», подразумевающие синтез лучших культурных и образовательных парадигм стран-участниц БЕАР.

Еще одним параметром и одновременно фактором интернационализации, к которому следует привлечь внимание, является академическая мобильность студентов. В эпоху глобализации студенческая среда нацелена как на внутреннюю, таки на внешнюю мобильность, понимаемую, согласно требованиям Болонского процесса, в качестве одной из форм обучения в вузе. Сознание студента, прошедшего через различные формы академической мобильности, формируется в контексте разных культурных и образовательных полей и разных социальных систем. У студента, способного воспринимать мир иной культуры в его неповторимости и уникальности, мир родной культуры обретает еще более четкие контуры. При этом студент представляет интерес для своих сверстников именно как носитель другой - чужой для них - культуры. Происходит преодоление национальной самодостаточности. Естественно, что в этом пространстве изменяется и система ценностных ориентаций «мобильного» студента: ее значимым моментом становится умение выстраивать диалог в пределах межкультурных коммуникаций, когда культура «другого» начинает выступать какодна из смыслообразующих ценностей. В этом плане можно говорить о значительном влиянии академической мобильности на процесс развития личности студента.

В основе долгосрочного и устойчивого международного сотрудничества МГГУ лежит развитие совместных академических программ как бакалавриата, так и магистратуры. Сегодня МГГУ является участником следующих совместных магистерских программ: «Социальная работа», «Экологический инжиниринг» (в рамках Баренцева Трансграничного университета); «Грани-

цеведение » - «магистерская программа по практическому знанию » (совместно с Университетом Нурдланда г. Буде, Норвегия). Кроме того, совместно с Финнмаркским университетским колледжем г. Альта реализуется программа бакалавриата - «Бакалавр северных исследований », а совместно с Университетом Нурдланда - программа «Бакалавр циркумполярных исследований». Развитие данного параметра деятельности МГГУ, как показывают цифры, происходит стремительно: в 2009 г. через различные формы академической мобильности прошли 30 студентов, а в 2012 г. - 174 студента.

География академической мобильности в целом полностью повторяет географию международных проектов МГГУ. По доминанте - это страны Европейского Севера, БЕАР. Процент наших студентов, прошедших обучение в вузах Германии и Франции, составляет только 10%. Эти данные позволяют сделать вывод о привлекательности для молодежи, проживающей на северных территориях, данного региона. Следовательно, высшее образование, обеспечиваемое высшими учебными заведениями Севера России и Европы, рассматривается молодыми людьми как качественное и перспективное в плане дальнейшего поиска работы именно в северном измерении.

Для конструктивного сотрудничества в БЕАР всем участникам партнерства нужно стремиться обогащать и развивать свои знания друг о друге. В данном аспекте миссия МГГУ как гуманитарного вуза связана с расширением возможностей жителей приграничных к России северных территорий Норвегии и Финляндии в области изучения русского языка и культуры. При этом особое значение приобретает деятельность, нацеленная как на популяризацию русского языка и российской культуры за рубежом, так и на углубление представлений о русской Арктике. Данное направление пронизывает все составляющие международной деятельности вуза: проектный менедж-

мент, академическую мобильность студентов и преподавателей, работу по языковой и социокультурной адаптации иностранных граждан.

Так, акцент на российской проблематике становится неотъемлемым компонентом лекционных курсов, читаемых преподавателями МГГУ в рамках программ обмена. В этой связи особенно значим вклад наших преподавателей в программу дистанционного обучения «Бакалавр северных наук». Он связан с разработкой различных курсов, затрагивающих аспекты культуры, политики, истории, экономики Севера России, с задачами осмысления проблем региональной идентичности и потребностями региона, ведущего активную международную политику практически во всех сферах деятельности.

Идея создания в МГГУ системы летних и зимних школ «Русская Арктика: язык, культура, экономика», действующих с 2011 г., также связана с политикой интернационализации. В рамках школы учащиеся имеют возможность не только повысить свой уровень владения русским языком, но и познакомиться с жизнью региона, для чего предусмотрена широкая экскурсионная программа и лекции на английском языке о наиболее важных культурных, исторических, экономических и политических событиях в Мурманской области. Отметим, что русский язык и культура особенно востребованы в приграничье: на базе школ и университетов Северной Норвегии и Финляндии действуют курсы по изучению русского языка. Возможность прохождения

стажировки в языковых школах России весьма ценна как для школьников, так и для студентов и преподавателей, изучающих русский язык за рубежом. Региональная специфика предлагаемых лекционных курсов представляется при этом особенно существенным фактором данной работы, поскольку формирует знания о Севере России и о привлекательности региона для иностранцев.

Востребованность иностранных специалистов в регионе поставила перед МГГУ еще одну задачу - обеспечить механизмы их языковой и социокультурной адаптации. Для ее решения создан Центр тестирования по русскому языку как иностранному для граждан зарубежных стран, на базе которого регулярно проводится экзамен по русскому языку в рамках системы государственного тестирования, организованы курсы, на которых слушатели имеют возможность подготовиться к тестированию, ознакомиться с основами миграционного законодательства РФ, прослушать лекции о культуре и традициях региона. Менее чем за два года деятельности центра в нем прошли обучение более 150 человек.

Таким образом, анализ основных факторов интернационализации в пространстве

МГГУ ясно показывает, что вуз обладает значительным потенциалом международного сотрудничества. Доминанту международной деятельности университета составляют научно-образовательные проекты, в основе которых лежит исследование феномена Севера, и совместные академические программы социально-гуманитарного и естественно-научного профиля. Политика интернационализации МГГУ - это ответ на новые вызовы, стоящие сегодня перед высшей школой. Они связаны с необходимостью подготовки профессиональных кадров, способных эффективно работать в перманентно меняющихся условиях глобального рынка образовательных услуг и научных исследований.

Литература

1. Барнетт Р. Осмысление университета (По материалам инаугурационной профессорской лекции, прочитанной в Инсти-

туте образования Лондонского университета 25 октября 1997 г. // Шестидесятая параллель. 2008. № 2(29). С. 34-41.

2. Телегина Г.В, Штыкова Н.В. Университет

в глобальном мире: новая миссия? // Университетское управление. 2005. № 5(38). С. 63-67.

3. Knight J. Updating the Definition of Inter-

nationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. № 33. P. 2-3.

4. Mestenhauser J. Reforming the Higher

Education Curriculum: Internationalizing the Campus. Phoenix, Ariz: Orix Press, 1998. P. 3-39.

5. De Wit H, Ellingboe B. (Eds.) Strategies for

Internationalization of Higher Education: A comparative Study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE, OECD-IMNE, 1995. 175 p.

6. Джуринский А.Н. Концепции и реалии

мультикультурного воспитания: сравнительное исследование. М.: Academia, 2008. 304 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.