Международные отношения. Политология. Регионоведение Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 374-380
УДК 323.174
РОЛЬ ГОРОДСКИХ ЭЛИТ И ПОБРАТИМСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ РЕГИОНОВ (на примере развития внешних связей Петрозаводского городского округа, Республика Карелия)
© 2012 г. Е.А. Шлапеко
Петрозаводский госуниверситет
Shlapeko_kate@mail. т
Поступила в редакцию 31.05.2011
На основании теории конструктивизма выдвигается и проверяется гипотеза о том, что города и городские элиты оказывают прямое влияние на трансграничное сотрудничество регионов. В качестве примера выбран Петрозаводский городской округ (Республика Карелия) и его города-побратимы из Северной Европы: Умео (Швеция), Мо-и-Рана (Норвегия), Варкаус и Йоэнсуу (Финляндия). Для доказательства данной гипотезы проводится анализ становления и развития контактов вышеназванных городов.
Ключевые слова: конструктивизм, трансграничное сотрудничество, города-побратимы, городские элиты, Петрозаводск, Северная Европа, Европейский союз.
В современной науке сложились теоретические основания, позволяющие рассматривать взаимоотношения государств, регионов, городов с учетом социального характера международных отношений. Данное обстоятельство связано с развитием на Западе в начале 1990-х конструктивистской парадигмы в теории международных отношений. К основным следует отнести следующие положения конструктивистской теории:
• Международная система создается, воспроизводится и может трансформироваться только через взаимодействие агентов (системный подход).
• Международная структура является социальной и занимается распределением знаний, идей и формированием норм (институциональный порядок).
• Познание других агентов международных отношений сопряжено с понятием интересов, которые составляют идентичность агента (социальный характер международных отношений).
• Идентичности как самостоятельные сущности не могут определяться изолированно от социального контекста и должны трактоваться в качестве набора значений, которые субъект приписывает себе, рассматривая поступки других [1, с. 336].
На региональном уровне агентами становятся представители регионов и городов, которые, взаимодействуя, образуют контактную среду. Участие представителей не ограничивается территорией государства и часто носит трансграничный характер.
Изначально трансграничный регионализм зародился в Европе. Он основывается на проработанной нормативно-правовой базе. Согласно Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей (21 мая 1980 г., Мадрид), трансграничное сотрудничество определяется как «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более договаривающихся сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей» [2, с. 123]. Важно отметить, что наличие общей границы не является условием определения трансграничности.
Исследователи выделяет различные пространственные конструкции, свойственные европейскому регионализму: приграничные регионы, города-побратимы, городские сети, автономные территории и разнообразные институциональные и региональные структуры. Регионализм охватывает деятельность как федеральных органов власти, так и субъектов, дипломатию городов и народную дипломатию, образуя «многослойную дипломатическую среду» [3, с. 57].
Устранение межгосударственных барьеров внутри Евросоюза (ЕС), передача части функций с национального на наднациональный уровень, усиление экономической интеграции - все эти факторы способствовали переходу от концепции «Европы государств» к «Европе регио-
нов». Концепция «Европы регионов» подразумевает эволюционный переход к единому политическому и экономическому пространству, к системе напрямую взаимодействующих регионов. Регионы Северной Европы были одними из первых, кто стал развивать трансграничные связи еще в 1950-е. Например, Северный Совет объединил в 1952 г. парламентариев Дании, Исландии, Норвегии, Швеции, а с 1955 г. и Финляндии.
После окончания Второй мировой войны, европейские акторы стали не только «принимать друг друга во внимание», но и разделять общие интересы, идеи, которые составили «культуру». Культура, по А. Вендту, основывается на «структуре ролей»: «враг», «соперник» и «друг». «Структура и тенденции анархичных систем будут зависеть от того, какая из ролей будет доминировать в системе» [4, с. 239].
Международная деятельность российских регионов («агентов») - распространенное явление в Российской Федерации, особенно в приграничье. Основные обязательства по осуществлению приграничного сотрудничества Россия взяла на себя в связи с ратификацией в 2003 г. Мадридской конвенции. В настоящее время в РФ отсутствует комплексная региональная политика, а координацией приграничного сотрудничества регионов на общегосударственном уровне занимаются три министерства — Министерство экономического развития РФ, Министерство регионального развития РФ и Министерство иностранных дел РФ. Россия стремится к участию в интеграционных европейских процессах, что отражено в среднесрочной стратегии Российской Федерации по отношению к Европейскому союзу (1999 г.), в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (1994 г.), а также в реальных действиях политического руководства и представителей деловых кругов.
В России трансграничное сотрудничество получило активное развитие с распадом СССР, и региональные власти постепенно стали использовать приграничное положение как ресурс, способствующий развитию. Однако еще в советский период большое значение придавалось развитию побратимских связей - долгосрочных отношений, получивших официальную поддержку и основывающихся на интересах представителей широкой общественности городов.
Участие в международной деятельности таких субнациональных акторов, как города, принято называть дипломатией городов, под которой понимается «выход на прямые связи между городами и другими участниками международного общения, распространение своего влияния и взаимодействие с партнерами в поиске и за-
действовании ресурсов для своего развития и сотрудничества далеко за пределами национальной территории» [5, с. 152]. Если в советские года инициатива по установлению побра-тимских связей шла по партийной линии с целью укрепления отношений между странами коммунистического лагеря, то в настоящее время главные игроки во внешней деятельности городов - местные власти, бизнес, представители научного и гражданского сообществ, которые становятся основными выразителями интересов городского населения.
В связи с этим интересен опыт развития по-братимских связей городов Северной Европы и Республики Карелия (РК). В качестве примера выбран город Петрозаводск (РК) и его города-побратимы из Северной Европы: Умео (Швеция), Мо-и-Рана (Норвегия), Варкаус и Йоэнсуу (Финляндия). Для того чтобы показать влияние городов на формирование трансграничного сотрудничества, необходимо в рамках конструктивистской парадигмы выделить и проанализировать три сферы трансграничной активности -политическую (официальные контакты), экономическую (совместные предприятия, бизнес-контакты) и общественную (личные контакты, культура и спорт).
Первые побратимские связи Петрозаводска, столицы Республики Карелия, были установлены в 1965 г. с финским городом Варкаус. Внешнеполитические отношения Финляндии и Советского Союза основывались на Договоре о дружбе, сотрудничестве, взаимной помощи, подписанном в 1948 г., и подкреплялись активной деятельностью общества «Финляндия - Советский Союз», учрежденного в 1944 г. В 1962 г. образовалось Карельское отделение общества, которое способствовало увеличению тиража финских журналов и газет, постановке спектаклей на финском языке и обмену культурными делегациями. Для расширения контактов с зарубежными городами была создана в 1964 г. Ассоциация по связям советских и зарубежных городов. «Через партнерство сотен городов Советского Союза с зарубежными городами претворялось в жизнь главное направление внешней политики - укрепление мира, взаимопонимания и дружбы между народами» [2, с. 5]. Таким образом, согласно теории конструктивизма, советская партийно-политическая элита конструировала дружественный образ Советского Союза, который стремился не только наладить более тесные контакты, но и усилить собственное влияние в Финляндии.
«В 1965 г. во время неофициального визита президента Финляндии Урхо Кекконена в СССР по предложению Советского правительства
принимается соглашение о породнении 50 советских и финских городов» [6, с. 67]. Предложение об установлении побратимства между Петрозаводском и Варкаусом председателя исполкома Горсовета Петрозаводска Ивана Гришкина, направленное мэру Варкауса Эйно Э. Сал-ми 29.04.1965 г., было «единогласно принято на Совете городских уполномоченных Варкауса 25.05.1965 г.» [7, с.11]. Однако предложение выбрать Петрозаводск в качестве города-побратима прозвучало еще в 1962 г. от отделения общества дружбы «Финляндия - СССР» в Варкау-се, которое обратилось в посольство СССР и в общество дружбы «СССР - Финляндия». На протяжении 1960-1970-х Петрозаводск и районы РК посещали активисты коммунистической партии Финляндии, проявляя большой интерес к развитию «лесной отрасли, проводились молодежные лагеря, концертные выступления артистов из разных городов Финляндии» [8, с. 206, 228, 269]. Карельское отделение общества «Советский Союз - Финляндия» также занималось систематическим обменом туристов, проводило показы фильмов и привлекало к работе городские организации: Петрозаводский государственный университет, Институт языка, литературы и истории Карело-Финского филиала Академии наук СССР, редакции газет и журналов, союзы творческих работников, театры и др. Предложение о сотрудничестве от Интерклуба «Глобус» ПетрГУ было поддержано университетами Тампере и Йоэнсуу.
Инициатива по установлению побратимских отношений между Умео и Петрозаводском исходила от общества «Советский Союз - Швеция» в 1975 г. В письме, отправленном в Умео, говорилось об общих чертах городов: наличие университетов, преподавание шведского языка в Петрозаводске, русского - в Умео. В 1976 г. состоялось подписание Договора о дружественных связях между Умео и Петрозаводском, содержание которого во многом совпадало с текстом договора с Варкаусом. Примечательно, что в Умео был учрежден Фонд побратимов, средства которого выделялись на обменные программы, культурные и спортивные мероприятия. «В 1978 г. представители Международной ассоциации «Голубая дорога» побывали с визитом в Петрозаводске и предложили вступить в ряды ассоциации» [9, с. 15]. Предложение было принято, и Петрозаводск на долгое время стал конечным пунктом международного туристического маршрута, связывающего Норвегию, Швецию, Финляндию и Россию.
Ассоциация «Голубая дорога» была образована в начале 1960-х гг. Ее целью было установление более близких отношений между гу-
бернией Вестерботтен (Швеция), в составе которой город Умео, и городом Мо-и-Рана (Норвегия) посредством реконструкции дороги, которая пролегала через горы. В дальнейшем она внесла значительный вклад в организацию транспортного сообщения между городами Умео и Васа (Финляндия). Благодаря поддержке Совета министров Северных стран, ЕС было реализовано несколько проектов по включению в маршрут туристических объектов и развитию инфраструктуры. Так, одним из результатов проекта «Голубая дорога» от Петрозаводска до Пудожа» (2005-2007 гг.) стала популяризация объектов культурного и природного наследия на международном маршруте «Голубая дорога» посредством создания электронного каталога объектов и путеводителя. Проект «Голубой дороги» можно считать одним из первых транспортно-туристических трансграничных проектов, объединившим города Северной Европы и Республики Карелия.
Социально-экономические преобразования, начатые в 1985 г. в СССР, вызвали, с одной стороны, рост интереса к перестройке среди жителей зарубежных городов, а с другой - пробудили инициативу у советской власти к расширению, углублению и диверсификации международных связей. В частности, в 1986 г. Петрозаводск был выбран площадкой для встречи горо-дов-побратимов Швеции и России. «В ходе переговоров как никогда активно обсуждались основы для развития торгового обмена между странами» [10, с. 67]. В марте 1989 г. впервые предприятия города вывезли свои изделия на выставку в Варкаус, а также было принято решение об участии предприятий города в молодежной выставке «Савон-Сампо-91» в Варкаусе и торгово-промышленной выставке-ярмарке «Нулия» в Умео. На волне перестройки и «нового мышления» обсуждался проект акционерного общества «Дом дружбы Варкауса» (позднее Дом дружбы Финляндии). К идее «Дома Финляндии» неоднократно возвращались, но по финансовым соображениям она так и не осуществилась.
После распада Советского Союза страны Северной Европы и Россия вынуждены были всерьез заняться пересмотром подходов к внешней политике. В 1992 г. был подписан Договор об основах отношений между Россией и Финляндией и Договор о сотрудничестве между Россией и Финляндией в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В этом же году в Петрозаводске начало функционировать Министерство внешних связей РК (работало до 2002 г.), открылось отделение Генерального консульства Финляндии в Санкт-Петербурге.
Новая позиция Норвегии в отношении России проявилась в выработке концепции Баренцева региона, озвученной министром иностранных дел Торвальдом Столтенбергом. Предпосылками создания международной организации стало сотрудничество северных провинций с восточными соседями, в том числе в рамках «Северного Калотта». В 1991 г. правительство Норвегии выделило средства на программу помощи соседствующим территориям. «Значительная часть этих средств (5 миллионов крон) предназначалась губерниям Тромс и Финнмарк для сотрудничества с Мурманской и Архангельской областями, что продемонстрировало поддержку возобновления связей между органами местного самоуправления РФ и Норвегии» [11, с. 15]. Так был сделан первый шаг к переходу с национального на региональный уровень во взаимоотношениях между странами. В 1992 г. подписывается Договор о побратимских связях между Петрозаводском и Мо-и-Рана.
«Международная политика в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, была бы невозможна без атрибутов корпоративного посредничества, это признается международным правом, предоставляющим государствам законную «индивидуальность» [1, с. 54]. В 1993 г. был учреждён Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) как форум регионального сотрудничества. Организация БЕАР взяла на себя конструирование транснациональной северной идентичности, а для этого потребовалось «убедить максимально большее число людей в области в том, что необходимо сформировать у северян всех государств региона понятие политической самости, т.е. идентификационную принадлежность к группе с общими интересами и перспективами» [12, с. 280]. Работа над конструированием северной идентичности начинается с «низов», поэтому трансграничное взаимодействие в Баренцевом Евроарктическом регионе имеет двухуровневую структуру: «государственный» уровень - Совет БЕАР и «региональный» - Баренцев региональный совет.
Вступление РК в эту организацию позволило установить более тесные контакты не только с губернией Тромс (Норвегия), но и с губернией Вестерботтен (Швеция). В 1994 г. между Республикой Карелия и губернией Вестерботтен был подписан Договор о сотрудничестве, направленный на развитие дружеских и взаимовыгодных отношений между двумя регионами во всех сферах общих интересов. До 2003 г. в Петрозаводске работал Карельский информационный Баренц-Центр, который возобновил свою деятельность в период председательства республики в Региональном совете БЕАР (2005-
2007 гг.). Ежегодно Норвежским Баренцевым секретариатом в Киркенесе финансируется ряд проектов в области образования, культуры, научного сотрудничества и др. Российское участие также возможно, но заявителем должна быть норвежская сторона.
Стоит отметить, что какими бы содержательными ни были договоры, действительностью они становятся лишь тогда, когда сами люди стремятся к их реализации и действуют в соответствии с ними. С 1990-х гг. общественная организация «Дети города-побратима» оказывала помощь Ладвинскому детскому дому и социальным учреждениям Петрозаводска. Инициатором сбора средств стала жительница Умео Анна Кристенсен, которая с помощью статей в прессе привлекала внимание шведов к социальным проблемам России. На всем протяжении сотрудничества между Петрозаводском и Мо-и-Рана активную роль играет Общественная организация «Друзья Норвегии». Общие цели обществ дружбы: содействие развитию доверия и сотрудничества между жителями стран, регионов, городов, знакомство населения с историей, культурой и бытом народов, их языком, ремеслами и фольклором. Некоммерческие организации способны создавать разветвленную сеть контактов во всех сферах и становиться инициаторами различных акций. Благодаря установлению контактов в городе Салаген (губерния Тромс) в дальнейшем был заключен Протокол (1994 г.), а затем Договор о сотрудничестве губернии Тромс с РК (1996 г.). Кроме того, впервые в Норвегии была создана организация дружбы с Россией - «Друзья Карелии» по инициативе бывшего мэра Салагена (Хокона Бен-дикстена). Общественное движение «Карелия -Норвегия» ведет активную деятельность, а с 2001 г. имеет филиалы в Петрозаводске, Кондопожском, Пряжинском, Медвежьегорском районах и в Костомукше.
«Объединительные процессы в Европе уменьшили значение скандинавской «буферной» зоны в экономическом и культурном смысле, а изменения в мире 1989-1991 гг. также и ее политическую значимость» [13]. В условиях ослабления конфронтации между Восточной и Западной Европой нейтралитет этих стран утратил свое значение политики безопасности и уже не мог препятствовать их вступлению в ЕС. С вступлением Швеции и Финляндии в ЕС в 1995 г. наступает новый период в истории отношений между городами. В 1996 г. состоялось подписание Декларации об основах отношений между Российской Федерацией и Королевством Норвегия.
Когда был открыт «железный занавес», люди стали проявлять всевозрастающий интерес к
другим сообществам, а предприниматели искать партнеров и новые рынки сбыта. В 19951997 гг. при финансовой поддержке Шведского агентства развития международного сотрудничества ^ГОА) и софинансировании правительства РК в Петрозаводске был создан и функционировал фонд поддержки малого и среднего предпринимательства - Шведско-Карельский бизнес-центр, работа которого была направлена на организацию семинаров, стажировок и контактов, проектов производственной кооперации для предприятий и фирм Карелии и Швеции. В 1999 г. был учрежден Шведско-Карельский информационный бизнес-центр (ШКИБЦ) во исполнение Договора о двустороннем сотрудничестве между РК и шведской губернией Вес-терботтен. По протоколу о сотрудничестве между Республикой Карелия и губернией Вестер-боттен до 2013 г. ШКИБЦ выступает в качестве связующего звена в сотрудничестве и будет оказывать помощь всем соответствующим сторонам в достижении общих целей. «Деятельность ШКИБЦ финансируется за счет средств Губернского правления, Совета и Торговой палаты Вестерботтена, администрации города Умео, Агентства по поддержке малого предпринимательства (ALMI) и ряда других» [14].
Одним из последних городов Северной Европы, с которым был заключен договор о сотрудничестве, стал в 1994 г. финский город Йоенсуу. Договоры о сотрудничестве с Йоэнсуу обновлялись в 1998, 2002, 2007-м гг., охватывая такие сферы, как торговля, туризм, образование, здравоохранение, социальная защита населения. Установились деловые отношения между Торгово-промышленной палатой РК и Торговой палатой округа Северная Карелия. «Между городами развиваются молодежные контакты, происходит регулярный обмен школьниками, преподавателями, спортсменами, специалистами в экономической и социальной сферах» [15]. Благодаря участию Йоэнсуу в Международной сети средних городов Европы МЕСШЕ, Петрозаводск установил контакты с этой организацией и принимает участие в обсуждении вопросов международного сотрудничества городов. Сетевые структуры имеют преимущество перед государственными, так как обладают способностью к самоорганизации, вовлечению широкого круга субъектов, открытостью, устойчивой системой коммуникаций.
Сотрудничество с муниципалитетами, организациями и предприятиями стран Северной Европы осуществляется также в рамках программ Совета министров Северных стран (СМСС). В Петрозаводске работает контактный центр СМСС, задачей которого является оказа-
ние содействия в установлении контактов между организациями РК и Петрозаводска и Северных стран.
Сотрудничество между Петрозаводском и городами Северной Европы является отражением специфических, северных ценностей, таких как экологическая сознательность, социальное обеспечение, сохранение северной самобытности, поэтому большинство проектов осуществляются в сферах экологии, здравоохранения, социальной защиты и культуры. Именно данные направления сотрудничества были определены как приоритетные в политике «Северного измерения» ЕС.
Одним из ключевых понятий концепции развития «Северное измерение», по мнению Ю. Дерябина, является «позитивная взаимозависимость». Так, в решении Совета ЕС от 31 мая
1999 г. подчеркивалось, что «Северное измерение» может способствовать укреплению позитивной взаимозависимости ЕС, России и других государств Балтийского моря... и тем самым обеспечить безопасность, стабильность и устойчивое развитие Северной Европы» [16]. По мнению Ю. Дерябина, применяя этот термин, Евросоюз во многом использовал собственный опыт. «Если этот опыт ЕС и сам принцип позитивной взаимозависимости смогут быть реализованы на Севере Европы в рамках «Северного измерения», то появится возможность избежать гипотетических осложнений в будущем и в этом регионе» [17, с. 197]. Руководствуясь подходом конструктивистов, необходима готовность учитывать не только собственные интересы, но и интересы партнеров и всего региона.
Наработки в сотрудничестве с Северной Европой были учтены и при составлении Стратегического плана Петрозаводска, согласно которому «участие в североевропейской интеграции, в формировании и интеграции «северных» стандартов должно стать геополитичеким, экономическим и культурным фундаментом стратегического развития Петрозаводска» [18, с. 43]. Формирование в регионе культурного, ценностного единства способствует созданию единого социума, который добровольно следует общим правилам и нормам внешнеполитического поведения. Подобные процессы укрепляют добрососедские отношения и нивелируют конфликтные ситуации.
Рассматривая побратимские связи, можно отметить, что городские элиты постепенно перешли от строгой по форме протокольной деятельности к более открытому общению, охватывающему широкие группы людей. Сотрудничество породненных городов создало уникальные возможности для прямого обмена опытом в
таких сферах, как повышение качества жизни граждан, развитие городского хозяйства, применение передовых управленческих технологий. «Развитие разносторонних общественных контактов способствует ознакомлению населения зарубежных стран с объективной картиной происходящих в России социально-экономических преобразований, оказывает существенное влияние на формирование позитивного отношения мировой общественности к внешней и внутренней политике государства» [2, с. 5].
В развитии города важно учитывать геополитический фактор - расположенность РК и Петрозаводска на пересечении нескольких регионов и осей европейской интеграции (Баренц-региона и Балтийского региона), что способствует участию в интеграционных процессах в Северной Европе. В Петрозаводске велика доля малого и среднего бизнеса, высокий уровень информатизации и квалификации специалистов. Город вызывает интерес как территория для размещения производств, что позволит решить проблемы увлечения занятости населения, увеличить налоговую базу, продвигать новые технологии, товары и услуги. Перспективным является внедрение передовых североевропейских экологических, технологических и управленческих стандартов. Трансграничное сотрудничество не исключает конкуренции между различными регионами, однако основной целью становится объединение ресурсов на благо развития территорий.
«Регионализация» и «институционализация» являются ключевыми понятиями концепции приграничного сотрудничества. В приграничных политических стратегиях ЕС еврорегионы играют важную роль посредников и координаторов сотрудничества и финансирования. С
2000 г. новой для Карелии формой приграничного сотрудничества стал еврорегион «Карелия», объединивший РК и финляндские региональные союзы Северной Остерботтнии, Кай-нуу и Северной Карелии. В 2006 г. региональная трехлетняя программа ЕС «Соседство» Еврорегион Карелия совместила финансовые инструменты «Тасис» и «Интеррег». Отбор проектов происходит уже не в Брюсселе, а на территории еврорегиона, с непосредственным участием полномочных представителей республики. В новом Европейском инструменте соседства и партнёрства на период с 2007-го по 2013 г. российская сторона участвует как равноправный партнер и вносит свою долю финансирования. На границе Финляндии и России действует три программы: Юго-Восточная Финляндия, Карелия и Коларктик. На территории РК реализуется программа «Карелия», но республика
может участвовать и в двух других как сопредельная территория. Общая цель программ — «создание региона с общими ценностями, достижение стабильности и процветания, активизация сотрудничества и углубление экономической и региональной интеграции по широкому спектру направлений» [19].
Таким образом, есть предпосылки для создания городской сети сотрудничества на Севере Европы, которая станет составной частью трансграничного региона, соответствуя следующим критериям: «общность исторических судеб, наличие свойственных только этой группе особенностей культуры, географическое единство территории, сходный тип экономики, совместная работа в региональных международных организациях» [20]. Поступательное развитие сотрудничества в регионе показывает, что через взаимодействие городов происходит укрепление общих ценностей, а формы трансграничного сотрудничества эволюционируют от побратимства к устойчивым институциональным образованиям.
Список литературы
1. Вендт А. Четыре социологии международной политики// Международные отношения: социологические подходы / Под ред. П.А. Цыганкова. М.: Гар-дарики, 1998. C. 47-90.
2. Громов Б.В. Международное движение породненных городов и народная дипломатия // Породненные города. 2007. Апрель. C. 4-6.
3. Eskelinen H. Curtains of Iron and Gold: reconstructing borders and scales of interaction/ H.Eskelinen. London, 1999. 394 p.
4. Wendt A. Social theory of international politics/
A.Wendt. Cambridge University Press, 1999. 429 p.
5. Саямов Ю.Н. Дипломатия городов. Международная жизнь. 2008. № 8-9. C. 129-145.
6. Вавулинская Л.И. Побратимские связи городов СССР и Финляндии в 1960-1980-е гг. как фактор формирования новых форм сотрудничества на региональном уровне (на примере Петрозаводска и Варкауса) // Г раницы и контактные зоны в истории и культуре Карелии и сопредельных регионов. Гуманитарные исследования. Вып. 1. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2008. C. 65-76.
7. Петрозаводск - Варкаус - города побратимы / Сост. Х. Итконен, Ю. Койвула, Н.В. Лаврушина,
B.А. Мешко, Е.А. Шлапеко. Петрозаводск: Скандинавия, 2005. 88 с.
8. Во имя общего дела: Интернациональные связи Карелии. 1917-1977. Документы и материалы / Ред. А.Л. Витухновского. Петрозаводск: Карелия, 1980. 343 с.
9. Петрозаводск - Умео: 30 лет сотрудничества / Сост. А. Исаксон, Н.В. Лаврушина, В.А. Мешко,
C. Севандер. Петрозаводск: Скандинавия, 2006. 104 с.
10. Архив Администрации Петрозаводского городского округа. Дело 41-32. 1992. 89 л.
11. Создание Баренцева Евро-Арктического региона. URL: http://www.pomorsu.ru/Departments/ Ba-rents/barenc_new/glava3.html
12. H0nneland Geir. Identity Formation in the Barents Euro-Arctic Region// Cooperation and conflict: Nordic Journal of International Studies. London, 1998. VOL. 33. № 3. P. 277-297.
13. Белобородова И.Н. Евро-арктический Баренцев регион в геополитической перспективе. URL: http://barentsculture.karelia.ru/site/1077720236/1081853 140.html
14. Клекачева Т.В. Информация о работе Швед-
ско-Карельского информационного бизнес-центра. URL: http://gov.karelia.ru/Different/Region/Sweden/
080218.html
15. Йоэнсуу. URL: http://www.petrozavodsk-
mo.ru/petrozavodsk/gorod/link/goroda/ioensuu.htm
16. For the Policies of the European Union: Council of the European Union Document Conclusion. 7 June 1999, 9034/99 [Electronic Resource] // European Union.
Mode of access: <http://ec.europa.eu/comm/external_ relations/north_dim/doc/pres_concl_06_99.htm>
17. Косов Ю.В., Торопыгин А.В. Развитие европейской региональной политики: путь к углублению сотрудничества или конфликту? // Политэкс. 2009. № 2. С. 197-208.
18. Стратегический план города Петрозаводска до 2010 г. Петрозаводск, 2005. С. 83.
19. Европейский Инструмент Соседства и Партнерства. URL: http://www.enpi-info.eu/main.php?id= 414&id_type=2
20. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики РФ. URL: http://dvo.sut.ru/libr/ his-tory/i299mez1/index.htm
21. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей // С.Л. Романов. Парадипломатия европейских границ и Россия. М.: Научная книга, 2001. 186 c.
22. Петтерсон О. Мечта, ставшая реальностью. Региональное Баренцево сотрудничество 1993-2003. Архангельск, 2002. 88 с.
THE ROLE OF LOCAL COMMUNITIES AND THE SISTER CITY MOVEMENT IN THE FORMATION OF TRANSBORDER REGIONS (on the example of external relations of Petrozavodsk city, Republic of Karelia)
E.A. Shlapeko
Based on the constructivist theory, we put forward and test the hypothesis that local communities and urban elites have direct impact on transborder cooperation of regions. Petrozavodsk City (Republic of Karelia) and its sister cities from Northern Europe (Umea (Sweden), Mo-i-Rana (Norway), Varkaus and Joensuu (Finland)) are chosen as examples. To prove the hypothesis, an analysis of the formation and development of the contacts between these cities is made.
Keywords: constructivism, transborder cooperation, sister cities, urban elites, Petrozavodsk, Northern Europe, European Union.