Научная статья на тему 'Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества России с североевропейскими и скандинавскими странами'

Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества России с североевропейскими и скандинавскими странами Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1650
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / FOREIGN ECONOMIC RELATIONS / CROSS-BORDER COOPERATION / INTERNATIONAL RELATIONS / NORTHERN EUROPEAN COUNTRIES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Щебарова Н. Н.

Статья посвящена вопросам развития внешнеэкономических связей России с североевропейскими и скандинавскими странами на основе изучения приграничного сотрудничества. По мнению автора, антироссийские санкции могут дать дополнительный импульс в поисках новых форм и механизмов таких отношений. В работе показано, что на современном этапе региональные факторы международного экономического сотрудничества становятся зачастую более важными, чем глобальные интеграционные процессы. В статье формулируется вывод, что посредством развития приграничного сотрудничества необходимо усилить экономические, политические, региональные и культурные связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Щебарова Н. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BORDER CO-OPERATION OF RUSSIA WITH NORTH EUROPEAN AND SCANDINAVIAN COUNTRIES

The article is devoted to the development of foreign economic relations between Russia and the Nordic and Scandinavian countries on the basis of studying cross-border cooperation. According to the author, anti-Russian sanctions can give an additional impetus in the search for new forms and mechanisms of such relations. The paper shows that at the present stage regional factors of international economic cooperation are often more important than global integration processes. The article concludes that through the development of cross-border cooperation it is necessary to strengthen economic, political, regional and cultural ties.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы развития приграничного сотрудничества России с североевропейскими и скандинавскими странами»

УДК 339.54 JEL: F13

ББК 65.59

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ С СЕВЕРОЕВРОПЕЙСКИМИ И СКАНДИНАВСКИМИ СТРАНАМИ

Н.Н. Щебарова, д.э.н., профессор ОУВО «Южно-Уральский институт управления и

экономики» E-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена вопросам развития внешнеэкономических связей России с североевропейскими и скандинавскими странами на основе изучения приграничного сотрудничества. По мнению автора, антироссийские санкции могут дать дополнительный импульс в поисках новых форм и механизмов таких отношений. В работе показано, что на современном этапе региональные факторы международного экономического сотрудничества становятся зачастую более важными, чем глобальные интеграционные процессы. В статье формулируется вывод, что посредством развития приграничного сотрудничества необходимо усилить экономические, политические, региональные и культурные связи.

Ключевые слова: внешнеэкономические связи, приграничное сотрудничество, международные отношения, североевропейские страны.

Важнейшее место во внешнеэкономических связях России принадлежит Европе, традиционно являющейся крупнейшим торговым партнёром нашей страны. Скандинавия -это, пожалуй, та часть Европы, где взаимосвязь истории, экономики и культуры скандинавских стран и России наиболее ощутима. Её основу составляют географическая близость стран, общие черты внутриэкономического и социального развития, участие в недалёком прошлом Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции в одном интеграционном объединении - ЕАСТ (в настоящее время Исландии и Норвегии), схожие подходы к решению экономических вопросов, общие культурно-исторические корни и родственные языки.

Скандинавские государства, имея всесторонние связи с континентальной Европой (в особенности эти связи усилились после вступления Швеции и Финляндии в Европейский Союз), сохраняют свои особенности и специфику социально-экономического развития и, вполне оправданно, воспринимаются как несколько обособленный от остальной Западной Европы регион. Доказательством этому может выступать, в частности, отношение к западноевропейской интеграции Норвегии и Исландии, население которых высказалось против вступления этих государств в ЕС, а Финляндия и Швеции присоединились к этой группировке далеко не сразу.

Внешнеэкономические связи РФ со странами Скандинавии исторически сложились на основе с освоения северных частей России, которое базировалось на добыче полезных ископаемых и экспорте сырья. Специфика этой части света состоит в том, что она в большей мере зависит от завоза, в том числе импортного, продовольствия, промышленных товаров массового потребления, товаров и оборудования для строительства зданий и сооружений, оснащении производств.

В настоящее время внешнеэкономические связи России со странами Скандинавии и северной Европы развиваются по многим направлениям: рыбная промышленность, энергетика, нефтегазовая промышленность, лесная и целлюлозно-бумажная промышленность, строительство и техническое оснащение, туризм, транспортная система, природоохранная

деятельность, внешняя торговля. Рассмотрим более подробно внешнеторговое направление сотрудничества.

Трансграничные связи северных стран не являются чем-то новым. 27.05.1977 г. между Данией, Финляндией, Норвегией и Швецией было заключено Соглашение о приграничном сотрудничестве на уровне местных сообществ. 25.06.2012 г., после выполнения Россией и Финляндией внутригосударственных процедур, вступило в силу Соглашение между правительствами двух соседних государств о содействии приграничному сотрудничеству между РФ и Финляндией1. Подписанный договор, заменяющий призван укрепить договорно-правовую основу осуществления сотрудничества между центральными властями и приграничными регионами России и Финляндии и создать симметричную систему взаимодействия в данной сфере.

Приграничное сотрудничество между Норвегией и Россией также развивается, несмотря на санкции. Руководитель мурманского офиса Норвежского Баренцева секретариата Алексей Филин, считает, что повышение военной активности в Баренцевом регионе в виде уже проводившихся и запланированных учений по обе стороны границы не способствуют разрядке напряженности. Филин подтвердил, что между Россией и Норвегией — «на центральном уровне» — по многим направлениям сейчас действительно приостановлены или заморожены контакты2.

«Однако, если мы говорим о российско-норвежском сотрудничестве, на уровне регионов это сотрудничество продолжается в неизменном виде, — рассказал руководитель мурманского офиса Норвежского Баренцева секретариата. — При этом, как со стороны МИД Норвегии, так и со стороны МИД России неоднократно заявлялось о необходимости сохранения широкого регионального сотрудничества по всем направлениям. Баренцево сотрудничество является одним из самых успешных примеров приграничного взаимодействия на севере Европы и поэтому необходимо сохранить богатый опыт и дружеские связи между организациями и обычными людьми, накопленные за многие годы»3.

Региональные власти норвежских губерний и российских территорий, входящих в Баренцев регион, также продолжают поддерживать высокую интенсивность коммуникации. Несмотря на политическую ситуацию в мире, Россия до 2020 г. планирует вложить 12,35 млн евро в программу приграничного сотрудничества «Коларктик»4. Это программа приграничного сотрудничества между Россией, Финляндией, Швецией и Норвегией. Следует уточнить, что речь идёт о северных регионах этих государств, которые имеют общие сухопутные и морские границы. Отличительной особенностью программы является то, что она софинансируется всеми странами-участницами в равных долях на паритетной основе. То есть здесь нет доноров и реципиентов, у всех равный вклад, а значит, равные права. В правильной интерпретации это звучит так: «Программа "Коларктик" софинансируется Европейским союзом, Финляндией, Норвегией, Российской Федерацией и Швецией». Глобальные цели программы - снижение периферийности направлений программы, как улучшение жизнеспособности арктической экономики, природы и окружающей среды и способствование свободной мобильности людей, товаров и знаний. В качестве приоритетов выбраны четыре тематических направления. Первое — развитие бизнеса, малых и средних предприятий; второе — охрана окружающей среды, смягчение последствий изменения климата и адаптация к нему; далее — повышение доступности регионов, развитие устойчивых, в том числе к климатическим воздействиям, сетей и систем транспорта и связи; последняя цель — содействие обустройству и управлению границ, приграничной безопасности, управлению миграцией.

Наиболее динамично проявляет себя в процессе углубления межрегиональных связей Карелия. Республика имеет площадь 180 тыс. кв. км, на ее территории расположен 798-километровый участок границы России и Финляндии. С точки зрения совмещения стратегических интересов России и Евросоюза на севере Европы территория Карелии имеет достаточно важное значение.

Карелия является членом нескольких крупных международных организаций, таких, как Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря и Ассамблея европейских регионов. Представлена республика и в Совете министров Северных стран.

Республика Карелия активно осуществляет международное сотрудничество с Финляндией, Швецией и Норвегией на уровне двусторонних связей республики с губерниями и союзами коммун, на уровне муниципалитетов, организаций и граждан. Этому способствует значительное количество пунктов пропуска (международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск», три международных автомобильных пункта пропуска, два международных железнодорожных пункта пропуска, 8 пунктов упрощенного пропуска). Карельский участок (798 км) является самым протяженным на российско-финляндской границе. Развитая приграничная и таможенная инфраструктура, а также проекты, осуществляемые в рамках «Еврорегиона Карелия», демонстрируют положительный опыт приграничного взаимодействия соседних территорий. Карелия является давним и активным участником программ Совета Министров Северных стран и Баренцева сотрудничества5.

13 апреля 2012 г. подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между Российской Федерацией и Финляндской Республикой. В 2016 г. согласовано участие представителя Правительства Республики Карелия в российской части Межправительственной Российско-Финляндской комиссии по приграничному сотрудничеству, созданной в соответствии с Соглашением, направлены предложения Минэкономразвития Республики Карелия.

Продолжается участие РК в программах приграничного сотрудничества России и ЕС. На заседании Исполкома Еврорегиона «Карелия» 20 мая 2014 г. в Костомукше был одобрен текст документа «Основные направления деятельности еврорегиона «Карелия» до 2020 года».

В период с 2010 по 2014 гг. происходила непосредственная реализация Программы приграничного сотрудничества «Карелия» Европейского инструмента соседства и партнерства на 2007-2013 гг. Общий объём привлеченного финансирования составил 35,4 млн евро, общий объем финансовых средств программы включал в себя софинансирование из бюджетов России и Финляндии (по 25%) и вклад ЕС (50%).

В ходе программы было реализовано 63 проекта (с учетом крупных инфраструктурных проектов) в сферах экономического развития, экологии, устойчивой энергетики, культуры, туризма, социального благополучия и лесной отрасли. Спектр отобранных проектных инициатив широк и включил в себя проекты стоимостью от 50 тысяч до миллиона евро.

В рамках двух крупных инфраструктурных проектов по совершенствованию приграничной дорожной инфраструктуры произведены частичный ремонт автомобильной дороги Лоухи-Суоперя (к МАПП Суоперя) и полная реконструкция автомобильной дороги Ихала-Райвио-Госграница общей протяженностью 28 километров к перспективному МАПП Сювяоро (с привлечением дополнительных средств программы «Юго-Восточная Финляндия - Россия» в размере 3,2 миллиона евро).

В 2015 г. завершена разработка Программного документа новой Программы «Карелия», его текст одобрен правительствами Финляндии и РФ, в декабре 2015 г. -Европейской Комиссией. Программа рассчитана до 2020 г.

В рамках нового программного периода определены четыре базовых приоритета:

- деловое сотрудничество малых и средних предприятий;

- культура и сохранение исторического наследия;

- охрана окружающей среды и адаптация к изменениям климата;

- эффективные и безопасные границы.

Основой всех приоритетов станет развитие сотрудничества в сфере социальной интеграции и борьба с бедностью. В Программный документ включены проектные инициативы по реализации крупных инфраструктурных проектов по реконструкции автомобильных дорог к трём действующим международным пунктам пропуска и улучшению системы водоснабжения и водоочистки в г. Сортавала.

На региональном уровне с начала 1990-х гг. Республика Карелия осуществляет двустороннее сотрудничество с регионами Северной и Восточной Финляндии. Особенностью сотрудничества является гармоничное сочетание проектов экономической направленности и взаимодействия в других сферах (культура, образование, труд и занятость населения, здравоохранение и социальная защита, экология, туризм, молодежная политика, спорт, транспорт и логистика, сотрудничество правоохранительных органов и аварийно-спасательных служб и др.) при активной поддержке действий руководства регионов со стороны местного населения.

Продолжается сотрудничество по линии побратимских связей городов и районов Республики Карелия с муниципалитетами Финляндии, установление которых началось еще в период СССР. В настоящее время количество побратимских связей городов, районов и поселений Карелии с партнёрами из Финляндии составляет более 60 пар. Побратимские связи поддерживаются всеми районами республики. Приоритетом является активизация приграничного сотрудничества на муниципальном уровне, участие в проектной деятельности и распространение положительного опыта сотрудничества.

Основными направлениями сотрудничества традиционно являются социальная защита и здравоохранение, культура, спорт и туризм, молодежная политика. Однако спектр тем сотрудничества постоянно расширяется. В последние годы городом Петрозаводском совместно с городами Варкаус и Йоэнсуу были реализованы проекты по модернизации систем водоснабжения и водоочистки, проект «Петрозаводск-Йоэнсуу: города в развитии» по развитию сотрудничества в сфере пространственного планирования и поддержки малого и среднего бизнеса.

Сортавальский район и город Китее успешно сотрудничают в сфере здравоохранения, туризма и культуры, взаимодействия предприятий малого бизнеса, защиты детей, поддержке молодых семей. Основные направления сотрудничества Костомукши и Кухмо - молодежная политика, предпринимательство, транспортная логистика, образование и культура.

В рамках побратимских связей Лахденпохского района с коммуной Париккала уделяется большое внимание развитию туризма, малого бизнеса и территорий. Кроме того, ведётся работа по продвижению проекта развития МАПП Сювяоро.

Развитие международного сотрудничества на муниципальном уровне осложняется отсутствием стабильной финансовой базы для проектной деятельности, а также тем, что данные полномочия не закреплены законодательно.

Правительство Республики Карелия планирует и в дальнейшем поддерживать и развивать все многообразное приграничное сотрудничество с Финляндией с привлечением различных источников финансирования для совместной проектной деятельности, сохраняя традиционные направления взаимодействия в наиболее важных сферах жизнедеятельности.

Для развития внешнеэкономических и иных приграничных связей приоритетной задачей Правительства Карелии также является продвижение проектов по развитию погранично-таможенной инфраструктуры и транспортных путей. На территории Карелии функционируют 3 международных автомобильных пункта пропуска (МАПП): Суоперя, Люття и Вяртсиля, 2 автомобильных пункта упрощённого пропуска Сювяоро и Инари, 2 железнодорожных пункта пропуска Вяртсиля и Люття, а также международный воздушный пункт пропуска «Петрозаводск».

Большой потенциал имеет развитие транзита через территорию Республики Карелия. В 2015 г. концерн «Стора Энсо» переориентировался с морского на железнодорожный транспорт. Через ЖДПП Вяртсиля в Китай проследовало 7 контейнерных поездов с финской целлюлозой, и поставки будут продолжены.

Финляндия не только сохранила статус крупнейшего внешнеторгового партнера Карелии, но и увеличила свою долю во внешнеторговом обороте приграничной республики. Если в 2014 г. эта доля составляла 19,8%, то в 2015 г. она выросла до 22,3%. Однако последствия антироссийских санкций отразились на снижении объемов торговли. В 2015 г. внешнеторговый оборот Карелии и Финляндии упал почти в 1,3 раза и составил всего около

195 млн долларов США. При этом объем карельского экспорта сократился в 1,2 раза и по итогам года оценивался в 154 млн долларов6.

В целом, внешнеторговый оборот Карелии снизился в 2015 г. на 31,5% и составил около 874 млн долларов США. Напомним, что республика в основном поставляет за рубеж сырье -минеральные продукты и древесину. Сотрудничество между Республикой Карелия и Швецией развивается в основном по линии двустороннего сотрудничества со шведской губернией Вестерботтен.

В 2014 г. исполнилось 20 лет со дня подписания Договора о сотрудничестве между Карелией и Вестерботтеном (подписан в Умео в ноябре 1994 г.) В январе 2014 г. в ходе официального визита делегации Республики Карелия под руководством Главы Республики Карелия А.П. Худилайнена в губернию Вестерботтен подписан Протокол о сотрудничестве на 2014-2020 гг. В качестве наиболее приоритетных областей сотрудничества в документе выделены экономическое и социальное развитие.

В рамках Протоколов о сотрудничестве в течение многих лет продолжается успешная реализация проекта «Шведско-Карельский информационный бизнес-центр» (ШКИБЦ).

Взаимодействие Республики Карелия со Швецией не ограничивается рамками двусторонних отношений: регионы постоянно взаимодействуют в рамках Баренцева/Евроарктического Региона (БЕАР). Сотрудничество с Губернией Вестерботтен развивается также по линии побратимских связей. Договор о дружественных связях между Петрозаводском и Умео (Губернский центр Вестерботтена) был подписан в 1976 г. (в 2016 г. отмечалось 40-летие побратимских связей). Всего договоры о побратимских связях заключены 5 муниципальными образованиями Республики Карелия со Шведскими партнерами.

Сотрудничество со Швецией развивается в таких сферах, как здравоохранение и социальное развитие. Реализуется ряд научных проектов между КНЦ РАН и партнерами из Швеции, а также образовательные проекты на уровне школ и вузов.

Проекты сотрудничества между Карелией и Вестерботтеном в 2014-2015 гг.

Сотрудничество в сфере энергетики и ЖКХ:

- совместная реализация международного проекта «Возобновляемая энергетика на Северо-Западе России» (апрель 2013 г. - ноябрь 2014 г.) - финансирование Совета министров Северных стран;

- совместная реализация международного проекта «Зеленая экономика» (март 2014 г. - ноябрь 2015 гг.) - финансирование Совета министров Северных стран;

- проект не завершен вследствие ухода Совета министров Северных стран из Российской Федерации после признания его в качестве иностранного агента;

- мероприятия в рамках зонтичного проекта «Эко-Эффективные сообщества»;

- визит шведских компаний, работающих в сфере энергетики и ЖКХ, в районы республики (в развитие мероприятий 2013 г.) - июнь 2014 г. (финансирование губернии Вестерботтен).

Сотрудничество в сфере здравоохранения (и энергосбережения):

- пилотный проект по внедрению энергосберегающих технологий в медицинских учреждениях республики (финансирование НЕФКО);

- совместное продвижение специальных медицинских услуг региональных медицинских учреждений в соответствии со специализацией (финансирование губернии Вестерботтен).

Содействие укреплению побратимских связей муниципалитетов Карелии и Вестерботтена:

- сотрудничество в сфере малого и среднего бизнеса;

- сотрудничество молодежных организаций;

- сотрудничество муниципалитетов в социальной сфере

19 апреля 2016 г. в г. Петрозаводске прошёл семинар по новой программе сотрудничества между муниципалитетами Северо-Запада России и Швеции, реализуемой

Международным центром местного самоуправления (ICLD). В семинаре приняли участие представители муниципалитетов-побратимов из Карелии и Вестерботтена.

Сравнительно динамично развиваются связи Норвегии с Карелией по нескольким направлениям. В рамках Баренцева сотрудничества (БЕАР) Карелия взаимодействует с тремя норвежскими губерниями - Трумс, Финнмарк и Нурланд. Тематика сотрудничества с норвежскими губерниями в рамках БЕАР связана со здравоохранением, охраной окружающей среды, изучением природного и культурного наследия, поддержкой коренных народов. Основной формой сотрудничества традиционно являются малые проекты, финансируемые по линии Норвежского Баренцева секретариата (г. Киркенес)7.

В 2015 г. в Республике Карелия при финансовой поддержке Норвежского Баренцева секретариата было реализовано 19 проектов на общую сумму 3 681 000 норвежских крон.

Межрегиональное сотрудничество с Норвегией развивается также по линии двусторонних связей. Договор о сотрудничестве между Республикой Карелия и губернией Тромс был подписан в 1994 г. В течение 2013 г. Правительством Республики Карелия велось согласование проекта нового Соглашения с Администрацией губернии Тромс и Центральным аппаратом Министерства иностранных дел РФ. В настоящее время работы по подготовке к подписанию Соглашения приостановлены. Тем не менее в кулуарах заседания Баренцева регионального совета в мае 2016 г. обсуждалась возможность возобновления совместной работы по подготовке Плана сотрудничества между Правительством Республики Карелия и Администрацией губернии Тромс.

Важную роль играет развитие побратимских связей. Петрозаводск является побратимом г. Мо и Рана (губерния Нурланд). Договор о побратимских связях между Петрозаводском и Мо и Рана был подписан в 1992 г. За истекший период времени контакты между городами развивались в основном по линии обмена специалистами, в области социальной сферы, участия в спортивных мероприятиях.

В последние годы активизировалось сотрудничество в области здравоохранения. Со стороны Норвегии основными партнерами являются Администрация губернии Тромс, Региональное управление по работе с детьми, семьей и подростками Северной Норвегии, Красный Крест Норвегии. В 2015 г. разработана и утверждена Программа сотрудничества по вопросам здравоохранения и связанным с ними социальным вопросам в Баренцевом/Евроарктическом регионе на 2016-2019 гг.

Развивается сотрудничество в области транспорта и логистики. В 2015 г. продолжена работа по оказанию содействия в разработке проекта «Беспрепятственный Баренцев путь» в рамках программы приграничного сотрудничества России и Европейского Союза «Коларктик», а также проекта «Дорожная карта развития транспортной системы в Баренцевом регионе», выполненного экспертной рабочей группой при руководящем комитете БЕАТА (Баренцева/Евроарктическая транспортная зона).

Несмотря на общий позитивный фон сотрудничества Республики Карелия с Норвегией, недостаточно активно идет процесс вовлечения в работу новых территориальных единиц и организаций, появления новых сфер взаимодействия. На эффективности сотрудничества негативно сказывается нехватка проектов экономической направленности. Отчасти это объясняется отсутствием выраженного интереса норвежской стороны как с географической, так и с экономической точки зрения. Приоритетные для Норвегии отрасли: нефть, газ и рыболовство - неактуальны для Республики Карелия.

Тем не менее сотрудничество предприятий рыбной отрасли Республики Карелия и норвежских компаний развивалось, главным образом, в сфере обновления карельского рыболовного флота, а также поставок производимого в Королевстве Норвегия рыбных кормов и оборудования для товарного выращивания рыбы.

Приоритетными направлениями развития карельско-норвежских отношений являются развитие в экономической и социальной сферах, охрана окружающей среды, развитие туризма, расширение контактов в области культуры, образования и научных исследований, а также в молодежных вопросах. В сфере экономики представляется перспективным развивать

взаимодействие в области энергетики и энергосбережения (примером такого сотрудничества служат проекты, финансируемые корпорацией НЕФКО (NEFCO)). Возобновление переговоров по продолжению данной деятельности возможно после возобновления финансирования НЕФКО проектов на территории РФ.

Другим перспективным направлением является сотрудничество с Норвегией в области рыборазведения. Наиболее интересным здесь является развитие аквакультуры на внутренних водоемах и на карельском побережье Белого моря, а также развитие перерабатывающей базы, создание комплексов по выпуску продукции. В неэкономической сфере все большее внимание будет уделяться проблемам изменения климата и в целом проблемам окружающей среды.

Кроме того, Республика Карелия стремится к сотрудничеству с Данией, хотя роль этой страны во внешнеэкономических связях республики постепенно снижается.

Ещё одним субъектом РФ, активно участвующим в международном, трансграничном сотрудничестве на Севере Европы, является Мурманская область. Особенностью экономико-географического положения Мурманской области является ее приграничный статус. Близость развитых стран, входящих в Евросоюз: Финляндии, Швеции, Дании - обуславливает интенсивное развитие международных контактов с северными странами.

Разноформатное международное сотрудничество, участником которого является Мурманская область, осуществляется строго в соответствии с основными национальными приоритетами, закрепленными в Арктической стратегии РФ в соответствии с единым внешнеполитическим курсом страны.

Международные проекты, реализуемые в рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества, способствуют развитию социально-культурной сферы жизнедеятельности региона, а также оказывают благоприятное влияние на инвестиционный климат области.

В целом реализацию международных программ и проектов в регионе можно

о

рассматривать на следующих уровнях8:

- двустороннее сотрудничество с Норвегией, Финляндией и Швецией;

- сотрудничество в рамках Соглашения между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области (Хельсинки, 13 апреля 2012 г.)

В развитии многостороннего сотрудничества Мурманской области с административно-территориальными единицами и организациями стран Евросоюза в рамках Баренцева/Евроарктического региона значительную роль играют международные организации и партнерства9:

- Баренцев Региональный Совет;

- Программа Коларктик ИЕСП-ПС (Инструмент Европейского Соседства и Партнерства, Приграничное Сотрудничество);

- Партнерство Северное Измерение (общий проект партнеров Европейского Союза, Исландии, Норвегии и Российской Федерации);

- Норвежский Баренцев Секретариат.

Организации из Мурманской области принимали участие в 47 проектах (в том числе 45 стандартных и 2 крупномасштабных), в пяти из них - выступали в качестве ведущего партнёра. Суммарная стоимость 45 упомянутых стандартных проектов превышает 57 млн евро. Стоимость крупномасштабного проекта по реконструкции участка автодороги Салла -Алакуртти - Кандалакша на участке 100 - 130 км составила 2,2 млн евро.

Долгосрочное сотрудничество с компанией «СтатойлРаша АС» создало условия для развития деятельности по поддержке региональных компаний - поставщиков нефтегазовой промышленности, а также способствовало повышению уровня профессиональной компетенции специалистов технического профиля. В связи с тем, что политика компании заключается в сохранении баланса между осуществлением промышленных операций и интересами жителей в регионах своего присутствия, на территории Мурманской области реализовано множество образовательных, культурных и социальных проектов. Были

выработаны схемы эффективной, экологически безопасной работы при освоении минерально-сырьевых ресурсов шельфа Баренцева моря.

Многие мероприятия осуществляются также в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии по сотрудничеству в области охраны природы. В ходе взаимодействия по проекту «Эконорд», участниками которого являются Высшая народная школа в Сванике, Эконорд-центр в Апатитах и их финские и шведские партнёры, были совмещены работы по охране природы, молодёжные обмены, образование и здравоохранение.

В рамках этой сферы сотрудничества были осуществлены различные проекты, включая поставки медицинского оборудования из Норвегии в Россию, отрабатывались формы практических шагов на случай транспортировки пациентов из одной страны в другую.

Значительный интерес проявляют норвежцы к проблемам энергосбережения на территории области. В последние годы состоялось несколько совещаний с представителями различных промышленных организаций Норвегии и этого региона России по данному вопросу. В городе Апатиты создан центр энергосбережения.

С Данией контакты Мурманской области наиболее развиты в сфере рыболовства. Учёные Мурманского Полярного института рыболовства и океанографии (ПИНРО) в течение длительного времени участвуют в научных обменах с датскими коллегами и представителями расположенного в Копенгагене Международного совета по исследованию моря (ИКЕС).

В России внешнеэкономические связи с североевропейскими и скандинавскими странами имеют давние традиции. Немало сделано в этой сфере и за последние годы, причём всё большая доля ответственности переходит к местным и региональным властям. Опыт развития приграничного сотрудничества наглядно демонстрирует, что при организованном должным образом взаимодействии федеральных и региональных властных структур выигрывают обе стороны. Федеральное правительство может использовать приграничные контакты субъектов Федерации в качестве дополнительных каналов сотрудничества с соседними странами. Субъекты Федерации, в свою очередь, получают возможность более эффективно развивать экономические, культурные контакты, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей, проживающих по обе стороны государственной границы.

Примечания

1 Комсомольская правда. Соглашение между Финляндией и Россией о приграничном сотрудничестве вступило в силу, 26.06.2012. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kp.ru/online/news/1183471

2 Комсомольская правда. Приграничное сотрудничество между Норвегией и Россией процветает, несмотря на санкции, 12.03.2015. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.spb.kp.ru/daily/26353.4/3235338

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Сайт программы Коларктик. The Arctic. Аналитический обзор, 12.08.2016. [Электронный ресурс]. - URL: http://ru.arctic.ru/analitic/20160808/402930.html

5 Официальный портал Правительства Республики Карелия. [Электронный ресурс]. - URL: http://gov.karelia.ru/Leader/Document/Strategy2020/5.html

6 Журнал «Черника».- Внешнеторговый оборот Карелии с соседней Финляндией упал в 1,3 раза, 19.02.2016. [Электронный ресурс]. - URL:

http://mustoi.ru/vneshnetorgovyj-oborot-karelii-s-sosednej-finlyandiej-v-2015-godu-upal-v-13-raza/

7 МИД РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-kr/-/asset_publisher/e23fNvoZC5cv/content/id/2439274

8 МИД РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.mid.ru/ru/maps/ru/ru-mur/-/asset_publisher/Qy2xQVB5Pyts/content/id/2353901

9 Сайт Правительства Мурманской области. [Электронный ресурс]. - URL: http://minec.gov-murman.ru/activities/intercoop/

THE STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF BORDER CO-OPERATION OF RUSSIA WITH NORTH EUROPEAN AND SCANDINAVIAN COUNTRIES

N.N. Shchebarova, professor, South-Ural Institute of Management and Economics

E-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the development of foreign economic relations between Russia and the Nordic and Scandinavian countries on the basis of studying cross-border cooperation. According to the author, anti-Russian sanctions can give an additional impetus in the search for new forms and mechanisms of such relations. The paper shows that at the present stage regional factors of international economic cooperation are often more important than global integration processes. The article concludes that through the development of cross-border cooperation it is necessary to strengthen economic, political, regional and cultural ties.

Keywords: Foreign economic relations, cross-border cooperation, international relations, northern European countries.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.