УДК 101.3:316.324.8(045) DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.6.88
КУДРЯШОВА Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор более 250 научных публикаций, в т. ч. 5 монографий*
ЗАРУБИНА Любовь Альбертовна, аспирант кафедры философии и социологии, начальник управления - заместитель проректора по международному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 4 научных публикаций**
международная проектная деятельность
КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА (на примере участия Архангельской области в программе приграничного сотрудничества «Коларктик»)
Целью приграничного сотрудничества между регионами и странами является сохранение и повышение уровня благосостояния данной территории в социальном, экономическом и экологическом аспектах. Несмотря на изученность приграничного сотрудничества, конкретные инструменты поддержки партнерства зачастую остаются без внимания. В качестве аналитического кейса в статье рассмотрена программа «Европейский инструмент соседства и партнерства - Коларктик 2007-2013», нацеленная на преодоление периферийности северных районов Финляндии, Норвегии, Швеции и России, сближение проживающих на приграничных территориях людей и создание максимально возможных условий для социально-экономического развития Баренцева Евро-Арктического региона. Проведенный анализ результатов участия Архангельской области в реализации проектов по программе «Коларктик» позволяет характеризовать трансграничное сотрудничество и проектную деятельность как значимые инструменты социально-экономического развития области и усиления ее международной интеграции в Баренцевом регионе. Широкий тематический диапазон реализованных проектов способствовал: укреплению приграничного сотрудничества во многих сферах и вовлечению в совместную деятельность разных целевых групп и стейкхолдеров; развитию проектного взаимодействия между различными секторами в Баренцеве Евро-Арктическом регионе; созданию новых форматов сотрудничества и трансграничной операционной среды для усиления диалога между органами власти, университетами и бизнесом в целях сбалансированного развития территории. Вместе с тем в контексте глобальных экономических вызовов и необходимости поиска новых механизмов привлечения
*Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: [email protected]
"Адрес: 163002, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17; e-mail: [email protected] Для цитирования: Кудряшова Е.В., Зарубина Л.А. Международная проектная деятельность как инструмент регионального развития и стимулирования сотрудничества (на примере участия Архангельской области в программе приграничного сотрудничества «Коларктик») // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2018. № 6. С. 88-97. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.6.88
инвестиций в российские регионы отмечается недостаточная активность региональных организаций по интенсификации трансграничного экономического сотрудничества, в т. ч. по реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов. Результаты данного исследования могут быть использованы и учтены при дальнейшем планировании участия региональных организаций в международных программах и проектах, а также при актуализации стратегии социально-экономического развития Архангельской области и расширении механизмов привлечения зарубежных инвестиций.
Ключевые слова: международный проект, международное сотрудничество, программа приграничного сотрудничества «Коларктик», Архангельская область, Баренцев Евро-Арктический регион.
Среди форм международного сотрудничества международная проектная деятельность выступает как наиболее перспективная и уникальная форма интегративного характера, аккумулирующая внутри себя различные виды международной деятельности. Внимание к международным проектам как одному из инструментов сотрудничества обусловлено их ключевыми характеристиками, такими как прагматичность и ориентированность на конкретный результат в определенный период времени; возможность решения насущных проблем с позиции не только российских и региональных особенностей, но и транснационального взгляда на универсальный характер проблемы; привлечение дополнительного финансирования за счет международных грантов и программ [1-4].
Архангельская область является активным субъектом международной проектной деятельности. Региональными организациями накоплен опыт и инструментарий проектного менеджмента в кросс-культурном пространстве через участие в программах TACIS, INTERREG, Nordic Council of Ministers, Arctic Council, Norwegian Barents Secretariat, NEFCO, EBRD и др. [5-7].
В 2017 году были подведены окончательные итоги реализации программы приграничного сотрудничества Европейского Союза (ЕС) и России «Европейский инструмент соседства
и партнерства - Коларктик 2007-2013»1 (фактические сроки реализации проектов - 20102015 годы). Данная программа признана наиболее эффективным инструментом финансовой поддержки много сторонних про ектов трансграничного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе (БЕАР)2, она в значительной степени способствовала социально-экономическому росту и укреплению добрососедства в регионе. Архангельская область выступала в качестве одной из основных территорий-участниц программы со стороны России.
Цель данной статьи - представить аналитический обзор результатов участия Архангельской области в программе «Коларктик», показать эффекты и вклад программы в социально-экономическое развитие Поморья и интенсификацию международного сотрудничества, а также обозначить роль университетов в реализации программных задач сотрудничества.
Территория программы «Коларктик» включает 8 регионов из 4 стран БЕАР: северные губернии Финляндии (Лапландия), Швеции (Нор-боттен), Норвегии (Финнмарк, Тромс и Нур-ланд) и России (Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ), выступающие основными заявителями по проектам и грантополучателями. Прилегающие
lGeoris P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. Ex-Post Evaluation of 2007-2013 ENPI CBC Programmes, Final Report. Vol. I. Main Report January 2018. Brussels, 2018. P. 152.
financing of Barents Cooperation. Report of the BEAC Ad Hoc Working Group on Financial Mechanism Study / Ministry for Foreign Affairs of Finland. Helsinki, 2015.
территории программы - Остроботния в Финляндии, Вестерботтен в Швеции, Республика Карелия, Ленинградская область и Санкт-Петербург в России.
Программа «Коларктик» нацелена на снижение периферийности приграничных регионов стран-партнеров и связанных с этим проблем, а также на содействие развитию многостороннего приграничного сотрудничества в БЕАР путем усиления экономического, социального и экологического потенциала территорий, достигаемого за счет реализации трансграничных проектов развития, соответствующих трем тематическим приоритетам программы: «Экономическое и социальное развитие», «Общие вызовы», «Взаимодействие между людьми и формирование самобытности»3. В основу выбора приоритетов программы легли национальные арктические стратегии стран-партнеров [8, 9], региональные «дорожные карты», ключевые программные документы развития БЕАР [10], в т. ч. Программа председательства Архангельской области в Баренцевом региональном совете и региональном комитете на период с 2013 по 2015 год4. Общий бюджет программы составил более 95 млн евро, включая средства ЕС и государственное финансирование Финляндии, Швеции, Норвегии и России.
За период реализации программы по итогам 4 заявочных раундов грантовую поддержку получил 51 проект, в т. ч. 48 стандартных и 3 крупномасштабных инфраструктурных проекта (large-scale projects). Всего в программе приняли участие 33 420 чел. из 801 организации 12 регионов и 202 муниципалитетов Финляндии, Норвегии, Швеции и России5.
Анализ инициированных и реализованных проектов позволил сделать вывод, что на рос-
сийской программной территории наиболее результативными регионами стали Мурманская и Архангельская области (рис. 1).
Мурманская область Архангельская область Ненецкий автономный
округ
■ партнер ведущий партнер
Рис. 1. Распределение количества одобренных проектов по российской программной территории действия программы «Коларктик»
Всего от Архангельской области было подано более 40 проектных заявок, из которых одобрено 16 проектов развития с общей суммой финансирования порядка 19,5 млн евро.
В целом следует отметить высокую заявочную активность архангельских организаций и их живой интерес к реализации проектов трансграничного сотрудничества, обусловленный пониманием общих вызовов и задач регионального развития на Севере, а также долгосрочными партнерскими контактами с северными соседями за рубежом и в субъектах СЗФО в различных сферах деятельности (см. с. 91, рис. 2). В качестве ведущих партнеров и партнеров проектных консорциумов от Архангельской области были представлены организации разных типов и форм собственности: образовательные и научно-исследовательские организации, учреждения культуры, органы власти, НКО, частные компании - всего 21 организация. Проекты «Коларктик» рассматривались участниками прежде всего как дополнительный финансовый
Joint Operational Programme, ENPI CBC Kolarctic 2007-2013. URL: www.kolarcticenpi.info (дата обращения: 20.12.2017).
4Приоритеты регионального председательства Архангельской области в Баренцевом Региональном Совете (БРС) и Региональном Комитете (БРК) на период 2013-2015 гг. URL: https://old.dvinaland.ru/files/region/brs/1.pdf (дата обращения: 20.12.2017).
5MyllyläM., Cicero V. Fiftyone: Information About 51 Kolarctic ENPI CBC Projects. Luleâ, 2015. 54 p.
15
Раунд 1 Раунд 2 Раунд 3 Раунд 4
■ количество заявок I количество одобренных проектов
Рис. 2. Динамика подачи заявок и одобрения проектов с участием организаций Архангельской области в программе «Коларктик»
и интеллектуальный ресурс создания или расширения партнерства для решения текущих и стратегических задач организаций через призму международного измерения.
Совместная работа государственных учреждений, органов власти, бизнеса и НКО из 4 стран позволила создать операционную платформу для усиления понимания общих задач и согласованных действий органов власти всех уровней и профессиональных сообществ при поиске совместных решений и обеспечении сбалансированного развития территории. Крайне позитивным является факт участия в проектах региональных и муниципальных органов власти Архангельской области (7 организаций), что, с одной стороны, свидетельствует о политической поддержке трансграничного сотрудничества и проектной деятельности как отвечающих трендам социально-экономического и инновационного развития области, с другой - выступает важным фактором успешности и устойчивости результатов проектов.
Проектное поле программы достаточно обширно и вмещает в себя различные тематики, что содействовало стимулированию трансграничного сотрудничества в разных сферах деятельности, вовлечению разных целевых групп и стейкхолдеров, развитию проектного взаимодействия между различными секторами в БЕАР.
Наибольшее количество проектов с участием Архангельского региона лежит в приоритетной области «Экономическое и социальное развитие» (рис. 3). Данные проекты преследовали
О 5 10 15 20 25 30 35 Архангельская область ■ Всего
Рис. 3. Распределение одобренных проектов по приоритетам программы «Коларктик»
конкретные практические задачи: улучшения состояния дорог Архангельской области посредством внедрения инновационных скандинавских технологий ROADEX; повышения уровня сервиса и ассортимента услуг в сфере гостевого туризма; создания фонда рабочих мест и использования высококвалифицированных человеческих ресурсов в сфере ИКТ; реализации мер социальной защиты в отношении несовершеннолетних правонарушителей и детей, оставшихся без попечения родителей; совершенствования технологий переработки оленьих шкур на территории Мезенского района Архангельской области на основе передовых финских технологий. Проекты позволили получить значимый эффект от участия в международной экономической интеграции, привлекли значительные финансовые и интеллектуальные ресурсы в регион, с помощью которых удалось выработать и внедрить новые идеи, технологии, методы и практики.
Реализованные трансграничные проекты приоритетной области «Общие задачи» внесли вклад в социально-экономическое развитие региона через создание новых профессиональных сетей и форматов сотрудничества, повышение осведомленности об общих потребностях и задачах региона, совершенствование трансфера знаний. Так, например, в рамках проекта «Атлантический лосось Баренцева региона - Трехстороннее сотрудничество по общему ресурсу»/«Айапйс Salmon in the Barents Region» архангельские ученые Северного
филиала Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М. Книповича (НИИ «СевПИНРО») совместно с учеными трех стран осуществили сбор генетических данных о популяции лосося в Баренцевом и Белом морях, что позволило создать уникальную генетическую карту запасов северных популяций лосося и модели его миграции, а также выработать рекомендации по наиболее рациональному и научно-обоснованному управлению ресурсами лосося в Баренцевом регионе.
Среди основных социально-экономических эффектов двух реализованных транспортных проектов «Более безопасные дороги для пользователей»/«Safer Roads for Users» и «Беспрепятственный Баренцев путь»/«Barents Freeway» (ведущий партнер - ООО «Автодор-консалтинг») - создание модели по управлению рисками на участках концентрации ДТП, оценка возможностей и выработка предложений по развитию инфраструктуры придорожного сервиса, информирование пользователей по оказанию помощи пострадавшим в ДТП на направлении трансграничной дороги. Помимо достижения основной цели проекта были сформированы механизмы долгосрочного взаимодействия между акторами, позволившие не только реализовывать дальнейшие совместные инициативы в развитие достигнутых результатов, но и решать системные задачи на региональном, межрегиональном и межгосударственном уровнях в рамках разработанной партнерами интегрированной стратегии развития транспортной системы БЕАР.
Привлеченные грантовые средства в размере более 500 тыс. евро по проекту «Ограниченные возможности - неограниченный потенциал^>/«Limited Abilities - Unlimited Potential» (ведущий партнер - региональная общественная организация инвалидов «Надежда») были направлены на совершенствование системы комплексной реабилитации жителей Архангельской области с ограниченными возможностями здоровья с учетом опыта Швеции. Благодаря проекту была реализована программа
повышения квалификации архангельских специалистов, закуплено специализированное оборудование и открыт Центр адаптивных технологий в г. Архангельске.
Выстраивание межкультурных сетей и работа с информацией «на пересечении культур» создали платформу для приобретения ценного опыта межкультурного взаимодействия. Проекты с участием министерства культуры Архангельской области и Архангельского краеведческого музея объединили региональные музеи и более 70 мастеров из 11 районов Архангельской области для проведения анализа современного развития ремесленных традиций на территории области; поиска инновационных подходов в целях сохранения культурных традиций; совершенствования культурного менеджмента и развития предпринимательства в сфере креативных индустрий с учетом опыта скандинавских партнеров.
Мощный импульс развития получило взаимодействие в научно-образовательной сфере Баренцева региона. Всего в проектах программы «Коларктик» приняли участие 36 образовательных и исследовательских организаций из программной и прилегающей территорий, в т. ч. 16 из России. В целом задачи подготовки кадров для разных отраслей промышленности, проведения исследований по актуальным вопросам развития Севера и Арктики решались в более чем 30 проектах, выступая сквозной темой для многих сфер деятельности. В основе лидирующей роли вузов в инициировании и внедрении проектов трансграничной кооперации в тех или иных сферах лежат успешный 25-летний опыт академического партнерства в БЕАР и наработанные контакты с различными региональными игроками, а также весомый потенциал вузов как экспертных центров и площадок для сближения культур.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ) стал лидером по количеству реализованных проектов в Архангельской области (6 проектов) и занял 5-е место в общем рейтинге среди более 300 организаций БЕАР - участников программы. САФУ выступил партнером и региональным
координатором от Архангельской области по проектам в сфере развития туризма в БЕАР; высшего образования на Севере; обеспечения здоровья школьников Арктического региона; охраны окружающей среды прибрежных территорий; развития рынка труда в области ИКТ [6]. Всего на реализацию стратегических задач университета было привлечено более 700 тыс. евро.
Среди успешных примеров проектного сотрудничества университетского сообщества с органами власти и бизнесом можно назвать проект «Частно-государственное партнерство в сфере развития туризма в Баренцевом регионе» (BART). В ходе реализации проекта был выстроен многосторонний диалог между всеми вовлеченными игроками, основанный на конструктивном обсуждении комплекса проблем и факторов риска, проведен глубинный анализ текущей ситуации в сфере туризма и потребностей туриндустрии в кадрах [4]. Одним из ключевых результатов BART стали стратегия развития туризма в БЕАР и план действий по ее реализации6.
Международные проекты, реализуемые в образовательном ландшафте, носят интегративный характер, решая целый комплекс задач в сфере образования, науки, инновационного и инфраструктурного развития. По результатам российско-финского проекта «Школа для всех - развитие инклюзивного образования на Севере»/ «A School for All» в САФУ были разработаны новые методики обучения и подготовлены образовательные модули для студентов, проведены стажировки преподавателей и учителей школ Архангельской области в ведущих зарубежных центрах Финляндии, Норвегии, Швеции и Дании, создан Региональный ресурсный центр инклюзивного образования. Полученный международный опыт был
учтен при разработке региональной стратегии инклюзивного образования Архангельской области.
Следует отметить, что помимо активного участия в проектах САФУ выступал консалтинговым и ресурсным центром для информирования и вовлечения региональных организаций Архангельской области в международный фандрайзинг. С целью активизации деятельности по привлечению грантов в регион был организован ряд площадок (дискуссионные клубы, курсы повышения квалификации, консультации, семинары) по выявлению наиболее востребованных в регионе проектов с приглашением представителей руководства области и профильных специалистов ключевых секторов экономики. В 2016 году в партнерстве с Корпорацией развития Архангельской области САФУ реализовал программу «Акселератор Импульс»/«А International» по международному проектному менеджменту, в которой приняли участие более 30 представителей региональных организаций с целью проработки совместных проектных идей и их подачи на второй период программы Европейского инструмента соседства «ЕИС Коларктик 2014-2020»7.
На данный момент в рамках второго периода действия программы проведено два конкурса заявок и одобрено 18 проектов, в т. ч. 4 проекта с участием Архангельской области, из них 3 при партнерстве САФУ Начало реализации проектов было отложено ввиду определенных технических и административных сложностей согласования программы сторонами, окончательно разрешенных с принятием в июле 2018 года соответствующего постановления правительства Российской Федерации о ратификации соглашения8. Реализация проектов ожидается с ноября 2018 года.
6Garcia-Rosell J.-C., Hakkarainen M., Koskinen M., Paloniemi P., Syjala N., Tekoniemi-Selkala T., Vahakuopus M. Barents Tourism Action Plan. 2nd Edition. Rovaniemi, 2013. 31 p.
7ППС Коларктик 2014-2020. URL: https://kolarctic.info/ru/kolarctic-2014-2020-ru/ (дата обращения: 30.09.2018).
8О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного сотрудничества «Коларктик» на период 2014-2020 годов: федер. закон Рос. Федерации от 3 авг. 2018 г. № 284-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2018 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 июля 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58205 (дата обращения: 30.09.2018).
Анализ результатов участия Архангельской области в программе «Коларктик» в 20102015 годах показал, что международная проектная кооперация с партнерами из стран Баренцева региона принесла конкретные результаты, способствуя более эффективному решению экономических, транспортных и социальных проблем области, а также усилению международного сотрудничества в Баренцевом регионе. Привлеченные ресурсы позволили внедрить инновационные технологии и методики, усовершенствовать социальную инфраструктуру, продолжить трансфер знаний и развитие наукоемкого кластера региона, расширить контакты и взаимопонимание между людьми. Научно-образовательные учреждения области и организации из различных сфер деятельности, выступившие лидерами и партнерами в проектах, продемонстрировали готовность к кооперации, а также высокий уровень компетенций в сфере управления международными проектами и коммуникации в кросс-культурном пространстве. По результатам проектов созданы платформы сетевого партнерства через объединение бизнеса, государственных учреждений, НКО и органов власти как на локальном уровне, так и на уровне СЗФО и БЕАР. Программа внесла свой вклад в решение задач председательства Архангельской области в Баренцевом региональном совете и региональном комитете в 2013-2015 годах9. Инициированные участниками на межинституциональном уровне проекты выявили пробелы и акцентировали внимание на той или иной сфере, тем самым способствуя определению наиболее актуальных вопросов взаимодействия на межрегиональном и межгосударственном уровнях для формулирования повестки трансграничного сотрудничества на Севере на дальнейшую перспективу.
Вместе с тем по результатам первого этапа программы и проведенных двух конкурсов
второго периода надо признать недостаточной степень активности региональных властей по инициированию и продвижению крупномасштабных экономических проектов. Среди российских программных территорий только Архангельская область не вошла в число получателей инфраструктурных инвестиционных проектов, что существенно сократило общий объем привлеченных в регион инвестиций со стороны ЕС. Из 51 одобренного проекта первого периода только 3 относятся к масштабным инфраструктурным проектам, реализованным на территории Мурманской области (дорога Кандалакша-Алакуртти-Салла; реконструкция многостороннего автомобильного пункта пропуска «Борисоглебск») и Ненецкого автономного округа (возобновляемые источники энергии) (таблица).
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЕС ПРОЕКТОВ С ЛИДИРУЮЩИМ ПАРТНЕРОМ - СУБЪЕКТОМ РФ В ПРОГРАММЕ «КОЛАРКТИК 2007-2013»10
Субъект РФ -участник Программы Объем
тыс. евро %
Архангельская область 1327,244 18,5
Ненецкий автономный округ 1588,261 22,1
Мурманская область 4265,442 59,4
Итого 7180,947 100,0
При планировании участия в следующих раундах программы следует усилить экономическую направленность проектов за счет активизации участия в программе региональных компаний и профильных региональных структур поддержки бизнеса; позиционирования программы как инструмента реализации инвестиционных инициатив с участием зарубежных партнеров; усиления взаимосвязи промышленного развития с научно-исследовательскими проектами университетов; повышения компетенций бизнеса по вопросам использования
9Итоги председательства Архангельской области в Баренцевом региональном совете. URL: http://pro-arctic. ru/09/11/2015/gamers/18867 (дата обращения: 30.09.2018).
10Georis P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. Op. cit. P. 148.
механизмов сотрудничества. Для решения данных задач - с учетом потенциала международного сотрудничества Архангельской области - целесообразным видится создание регионального ресурсного центра в г. Архангельске, основными задачами которого могли бы стать аккумулирование информации о возможностях международного фандрайзинга для локальных организаций; ведение «банка проектных предложений» Архангельской области и проведение дискуссионных форматов по определению наиболее актуальных тематик проектов для региона; поиск зарубежных партнеров; реализация программ повышения квалификации
по проектному менеджменту; осуществление консалтинга по подготовке заявок и реализации проектов.
Таким образом, трансграничное сотрудничество и международная проектная деятельность являются значимыми инструментами достижения стратегических социально-экономических задач развития Архангельской области и привлечения зарубежных инвестиций. Вклад этого инструмента очевиден и имеет большой потенциал для развития; следовательно, должен рассматриваться как неотъемлемый элемент разрабатываемой в настоящее время Стратегии развития Архангельской области до 2035 года.
Список литературы
1. Осадчая О.П., РемизовД.В. Основные формы организации приграничного сотрудничества. Рубцовск, 2015. 155 с.
2. Сологуб А.П. Роль проектной деятельности в общественно-политическом конструировании региона Балтийского моря: дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2016. 209 с.
3. Рыжкова И.В. Международный проект в кросс-культурном пространстве: о некоторых аспектах проектной деятельности в структуре современного российского гуманитарного вуза (на примере международного проекта «Дети Арктики») // Пространство и время: альм. 2015. Т. 8, вып. 1. Пространство и время образования. URL: 2227-9490e-aprovr_e-ast-1.2015.46 (дата обращения: 30.08.2018).
4. Геращенко Л.И., Рыжкова И.В. Международная проектная деятельность современного университета как фактор развития регионального туризма (на примере международного проекта «BART: частно-государственное партнерство в сфере туризма в Баренц-регионе») // Пространство и время: альм. 2013. Т. 3, вып. 13. С. 79-85.
5. Брок И., Крылов А.С. Россия и Норвегия: Сотрудничество в Баренцевом регионе. Архангельск: ИПЦ САФУ, 2012. 110 с.
6. Сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе в сфере образования и науки как источник регионального развития: сб. материалов конф. / сост. Н.Н. Кукаренко, Е.А. Воробьева. Архангельск, 2013. 105 с.
7. Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. Инновационный вектор экономического развития северных и арктических территорий России и стран Северной Европы // Эконом. и соц. перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. № 3(10). С. 59-77.
8. Павленко В.И., Подоплекин А.О. Программные инструменты политики приарктических государств в области исследований Арктики // Федерализм. 2016. № 1(81). С. 155-166.
9. Зайков К.С., Калинина М.Р., Тамицкий А.М., Сабуров А.А., Шепелев Е.А. Научно-образовательное пространство Арктики: Норвегия // Арктика и Север. 2016. № 23. С. 144-170.
10. Фокин Ю.Е., Смирнов А.И. Киркенесская декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе: взгляд из России 20 лет спустя. М.: НИИГлоБ, 2012. 86 с.
References
1. Osadchaya O.P., Remizov D.V. Osnovnye formy organizatsii prigranichnogo sotrudnichestva [Main Forms of Organization of Cross-Border Cooperation]. Rubtsovsk, 2015. 155 p.
2. Sologub A.P. Rol'proektnoy deyatel'nosti v obshchestvenno-politicheskom konstruirovanii regiona Baltiyskogo morya [The Role of Project Activities in the Socio-Political Formation of the Baltic Sea Region: Diss.]. St. Petersburg, 2016. 209 p.
3. Ryzhkova I.V. Mezhdunarodnyy proekt v kross-kul'turnom prostranstve: o nekotorykh aspektakh proektnoy deyatel'nosti v strukture sovremennogo rossiyskogo gumanitarnogo vuza (na primere mezhdunarodnogo proekta "Deti Arktiki") [International Project in Cross-Cultural Space: On Some Aspects of the Project Activity in the Structure of Modern Humanitarian Russian Institution of Higher Learning (on the Example of International Project "ArctiChildren")]. Prostranstvo i vremya: al'manakh, 2015, vol. 8, no. 1. Prostranstvo i vremya obrazovaniya. Available at: 2227-9490e-aprovr_e-ast-1.2015.46 (accessed 30 August 2018).
4. Gerashchenko L.I., Ryzhkova I.V Mezhdunarodnaya proektnaya deyatel'nost' sovremennogo universiteta kak faktor razvitiya regional'nogo turizma (na primere mezhdunarodnogo proekta "BART: chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v sfere turizma v Barents-regione") [International Project Activities of the Modern University as a Factor of Regional Tourism Development (by the Example of International Project 'BART: Public-Private Partnership in Barents Tourism')]. Prostranstvo i vremya: al'manakh, 2013. vol. 3, no. 13, pp. 79-85.
5. Broch I., Krylov A.S. Rossiya i Norvegiya: Sotrudnichestvo v Barentsevom regione [Russia and Norway: Cooperation in the Barents Region]. Arkhangelsk, 2012. 110 p.
6. Kukarenko N.N., Vorob'eva E.A. (comps.). Sotrudnichestvo v Barentsevom Evro-Arkticheskom regione v sfere obrazovaniya i nauki kak istochnik regional'nogo razvitiya [Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region in the Sphere of Education and Science as a Source of Regional Development]. Arkhangelsk, 2013. 105 p.
7. Zaykov K.S., Kalinina M.R., Kondratov N.A., Tamitskiy A.M. Innovatsionnyy vektor ekonomicheskogo razvitiya severnykh i arkticheskikh territoriy Rossii i stran Severnoy Evropy [Innovation Course of Economic Development in the Northern and Arctic Territories in Russia and in the Nordic Countries]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz, 2017, no. 3, pp. 59-77.
8. Pavlenko VI., Podoplekin A.O. Programmnye instrumenty politiki priarkticheskikh gosudarstv v oblasti issledovaniy Arktiki [Program Instruments of the Arctic States' Policy in the Sphere of Arctic Area Research]. Federalizm, 2016, no. 1, pp. 155-166.
9. Zaykov K.S., Kalinina M.R., Tamitskiy A.M., Saburov A.A., Shepelev E.A. Nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo Arktiki: Norvegiya [Scientific and Educational Space in the Arctic: Norway]. Arktika i Sever, 2016, no. 23, pp. 144-170.
10. Fokin Yu.E., Smirnov A.I. Kirkenesskaya deklaratsiya o sotrudnichestve v Barentsevom/Evroarkticheskom regione: vzglyad iz Rossii 20 let spustya [Kirkenes Declaration on Cooperation in the Barents/Euro-Arctic Region: A View from Russia 20 Years Later]. Moscow, 2012. 86 p.
DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.6.88
Elena V Kudryashova
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
Lyubov'A. Zarubina
Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; nab. Severnoy Dviny 17, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;
e-mail: [email protected]
INTERNATIONAL PROJECTS AS A TOOL OF REGIONAL DEVELOPMENT AND COOPERATION ENHANCEMENT (Case of Arkhangelsk Region Participation in Kolarctic CBC Programme)
The goal of cross-border cooperation between regions and countries is viewed as maintaining and improving the level of social, economic and ecological well-being of the region. Despite the fact that cross-border cooperation has been addressed in quite a number of research papers, concrete
For citation: Kudryashova E.V., Zarubina L.A. International Projects as a Tool of Regional Development and Cooperation Enhancement (Case of Arkhangelsk Region Participation in Kolarctic CBC Programme). Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2018, no. 6, pp. 88-97. DOI: 10.17238/issn2227-6564.2018.6.88
cooperation tools remain unstudied. The article deals with the case of Kolarctic ENPI CBC Programme 2007-2013 aimed at reducing the peripherally of the northern areas of Finland, Norway, Sweden and Russia, establishing close ties between people living on both sides of the border and creating the best possible conditions for socio-economic development of the Barents Euro-Arctic Region. The analysis of Arkhangelsk Region participation in Kolarctic ENPI CBC Programme showed that trans-border cooperation and international projects are an efficient tool of socio-economic development of the Arkhangelsk Region and its integration into the Barents Region. The wide-ranging implemented projects have strengthened cross-border cooperation in many spheres, involving various target groups and stakeholders into joint activities, expanding interaction between BEAR sectors, creating new formats of collaboration as well as trans-border operational environment for intensified dialogue between authorities, universities and businesses aimed at balanced advancement of the area. At the same time it is noted that, in the context of global economic challenges and increasing demand for new mechanisms of attracting investments into the Russian regions, regional organizations are not doing enough to enhance trans-border economic activity, including implementation of large scale infrastructure projects. The results of this study can be used for further planning of the involvement of regional organizations in international programmes and projects as well as for updating the Arkhangelsk Region development strategy and finding new mechanisms for attracting international investments.
Keywords: international project, international cooperation, Kolarctic ENPI CBC Programme, Arkhangelsk Region, Barents Euro-Arctic Region.
Поступила: 29.05.2018 Принята: 10.09.2018
Received: 29 May 2018 Accepted: 10 September 2018