Научная статья на тему 'Международные связи приграничных и внутренних регионов России (на примере Республики Карелия и Республики Коми)'

Международные связи приграничных и внутренних регионов России (на примере Республики Карелия и Республики Коми) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
743
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ВНУТРЕННИЙ РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА КАРЕЛИЯ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / INTERNATIONAL RELATIONS / BORDER REGION / INNER REGION / REPUBLIC OF KARELIA / REPUBLIC OF KOMI

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Артеев С.П., Шлапеко Е.А.

Исследование посвящено институциональным особенностям развития международных связей приграничного (Республика Карелия) и внутреннего (Республика Коми) регионов России. Анализ международных соглашений и практик сотрудничества показал преобладание европейского вектора и выявил тенденцию усиления восточного направления внешних связей российских регионов. Особое внимание уделяется участию представителей республик и коренных народов в деятельности субрегиональных организаций. Нормативные и организационные институты создают необходимые предпосылки для расширения интеракционных практик международных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Артеев С.П., Шлапеко Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Relations of Border and Internal Regions of Russia (On the Example of the Republic of Karelia and the Republic of Komi)

The paper is devoted to the comparative analysis of international relations of Russia’s border region (the Republic of Karelia) and internal region (the Republic of Komi). Today the value of humanitarian and social issues increases in world politics. That’s why the importance of sub-national actors grows. The geographical factor has a significant impact on international relations of Russian regions. Therefore the research approach is based on the institutional theory. This approach raises the legal, organizational and interactional issues of sub-state’s international relations.

Текст научной работы на тему «Международные связи приграничных и внутренних регионов России (на примере Республики Карелия и Республики Коми)»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 158-165.

УДК 323

DOI 10.25513/2312-1300.2019.2.158-165

С. П. Артеев, Е. А. Шлапеко

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ ПРИГРАНИЧНЫХ И ВНУТРЕННИХ РЕГИОНОВ

РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ И РЕСПУБЛИКИ КОМИ)*

Исследование посвящено институциональным особенностям развития международных связей приграничного (Республика Карелия) и внутреннего (Республика Коми) регионов России. Анализ международных соглашений и практик сотрудничества показал преобладание европейского вектора и выявил тенденцию усиления восточного направления внешних связей российских регионов. Особое внимание уделяется участию представителей республик и коренных народов в деятельности субрегиональных организаций. Нормативные и организационные институты создают необходимые предпосылки для расширения интеракционных практик международных связей.

Ключевые слова: международные связи; приграничный регион; внутренний регион; Республика Карелия; Республика Коми.

S. P. Arteev, E. A. Shlapeko

INTERNATIONAL RELATIONS OF BORDER AND INTERNAL REGIONS OF RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF KARELIA AND THE REPUBLIC OF KOMI)

The paper is devoted to the comparative analysis of international relations of Russia's border region (the Republic of Karelia) and internal region (the Republic of Komi). Today the value of humanitarian and social issues increases in world politics. That's why the importance of sub-national actors grows. The geographical factor has a significant impact on international relations of Russian regions. Therefore the research approach is based on the institutional theory. This approach raises the legal, organizational and interactional issues of sub-state's international relations.

Keywords: international relations; border region; the inner region; Republic of Karelia; Republic of Komi.

Введение

Увеличение роли гуманитарной и социальной проблематики в мировой политике повышает значимость субнациональных акторов. Международные связи российских регионов стали важной составляющей деятельности России на международной арене. При этом географический фактор оказывает существенное воздействие на эти процессы [1-4]. Цель исследования связана с определением институциональных особенностей международных связей приграничного (Рес-

публика Карелия) и внутреннего (Республика Коми) регионов России.

Теоретико-методологическую основу исследования составили институциональная теория, акторный подход, теория конструктивизма, а также компаративный метод, при этом нституциональная теория выступает в качестве основной. В институциональной теории существует три основных подхода к определению институтов: нормативный, организационный и интеракционный. Сторонники нормативного подхода (Т. Парсонс,

* Статья подготовлена в рамках бюджетной темы № АААА-А19-119010990088-8 от 19.01.2019 «Методология системного исследования и управления развитием экономического и социокультурного пространства северного и приграничного поясов России в контексте национальной безопасности».

© Артеев С. П., Шлапеко Е. А., 2019 158

М. Леви, Д. Норт), отталкиваясь от этимологии (лат. ¡тШпШш - установление, учреждение), отождествляют институты и юридические нормы [5, с. 19]. По мнению сторонников организационного подхода (Э. Гидденс, Р. Даль), институт - организация, структура, объединение людей [6, с. 65]. Адепты ин-теракционного подхода (С. Хантингтон, Э. Дюркгейм) подходят к институту как к практике коллективных, взаимных и повторяемых действий людей [7, с. 32].

В самом общем виде международное сотрудничество регионов государств может быть определено, как исторически сложившаяся, нормативно закреплённая, организационно оформленная и регулярно воспроизводимая модель отношений, связанная с поэтапной интеграцией региона в международную систему.

С точки зрения нормативного подхода в России применяется единый режим регулирования международного сотрудничества субъектов Российской Федерации. Нормативно-правовая база делится на несколько категорий: 1) федеральные правовые акты (например, Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»); 2) межгосударственные документы и соглашения с международными организациями и отдельными странами (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Финляндской Республики о содействии приграничному сотрудничеству между РФ и Финляндской Республикой от 13 апреля 2012 г.); 3) межрегиональные международные соглашения.

Применяя организационный подход к международному сотрудничеству России, можно выделить такие институты, как представительство субъекта Российской Федерации за рубежом, организация приграничного сотрудничества (еврорегион), участие в деятельности международных организаций. Отдельно следует отметить организации по содействию международному предпринимательству.

Интеракционный подход позволяет проанализировать различные практики транснационального взаимодействия: от экономики до культуры.

Обзор международных связей Карелии

Республика Карелия является российским регионом с наиболее протяжённой границей с Европейским Союзом. Первое Межправительственное соглашение России с Финляндией о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области было подписано в 1992 г. В 2012 г. в ответ на изменения международной ситуации и практик сотрудничества, было принято новое российско-финляндское межправительственное соглашение о содействии приграничному сотрудничеству. С этого момента приостановлено финансирование по линии приграничных программ Финляндии, и укрепилась симметричная система взаимодействия на государственном и региональном уровнях России и Финляндии.

Приграничное положение республики объективно способствовало заключению соглашений с региональными властями стран Северной Европы. Основу данным контактам заложили ещё в советские годы активные побратимские связи столицы Республики Карелия - Петрозаводска с финским городом Варкаус (1965) и шведским городом Умео (1976). В настоящее время действуют Договоры о сотрудничестве между Республикой Карелия Российской Федерации и Губернией Вестерботтен Королевства Швеция, а также Меморандумы о сотрудничестве с Региональными агентствами государственного управления Восточной Финляндии и Северной Финляндии. Наиболее значимые европейские источники финансирования проектов регионального сотрудничества с участием Карелии - Программы приграничного сотрудничества, Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО), Баренц Секретариат, Совет Министров северных стран (СМСС).

Кроме этого, продолжают действовать соглашения Карелии со штатом Вермонт США (1989), Правительством Республики Беларусь (1999), Администрацией префектуры Илиа Греческой Республики (2003), однако совместная работа практически не ведётся [8]. Петрозаводск заключил 13 договоров о побратимских связях и сотрудничестве, из которых 9 с городами стран ЕС - Варкауси Йоэнсуу (Финляндия), Ла-Рошель (Франция),

Умео (Швеция), Нойбранденбург и Тюбинген (Германия), Мо и Рана (Норвегия), Али-тус (Литва), Нарва (Эстония). Петрозаводск активно развивает сотрудничество со своими городами-побратимами по линии культуры и искусства. Международные инициативы муниципалитетов Карелии согласуются с основными направлениями внешних связей региона, гармонично дополняя их.

Анализ региональных документов и финансовых инструментов приграничного сотрудничества за период 2000-2016 гг. позволяет выявить изменения практик взаимодействия Республики Карелия с регионами Финляндии. В начале третьего тысячелетия Республика Карелия, единственная среди регионов Северо-Западного федерального округа, приняла региональную программу приграничного сотрудничества. Финансирование осуществлялось за счёт бюджетов Финляндии, Карелии, средств частных организаций и международных финансовых институтов [9].

Основанием для составления документа явилось сотрудничество в рамках Евроре-гиона «Карелия», объединившего в 2000 году Республику Карелия с финляндскими региональными союзами Северной Карелии, Кайнуу и Северной Остерботнии. Суть первого из подобных образований на границе России с ЕС состояла в развитии системы пространственного планирования сопредельных регионов. Еврорегион является рабочим органом, площадкой для обсуждения совместных планов развития на уровне официальных представителей российских и финских регионов, координации деятельности и получения финансирования из фондов ЕС. Несмотря на то, что европейская счётная палата сообщала «о низкой эффективности использования средств программы ТАСИС в России» [10], среди успешных крупномасштабных карельских проектов можно отметить строительство пункта пропуска в Суоперя, очистных сооружений в Сортавале, развитие информационных технологий.

Рассмотрим принятую в тот период программу еврорегиона «Наша общая граница 2001-2006». В совместно разработанной программе стороны определили несколько приоритетных проектов трансграничного сотрудничества, обратив особое внимание на развитие гражданского и информационного

обществ в Карелии [11, с. 6]. Одной из целей программы «Наша общая граница 20012006» стало представление мировому сообществу, прежде всего Европейской комиссии, подходов Республики Карелия и регионов Финляндии к решению вопросов трансграничного сотрудничества и перенос принятия решений о финансировании проектов на региональный уровень.

Изменения произошли с началом программы приграничного сотрудничества «Добрососедство - Еврорегион Карелия» (20062009 гг.), территория действия которой совпала с территорией Еврорегиона. Программа совместила финансовые инструменты ТАСИС и ИНТЕРРЕГ, а отбор проектов происходил уже не в Брюсселе, а на территории еврорегиона. В следующий период с 2010 по 2014 г. было реализовано 66 проектов с общим объёмом финансирования 46,4 млн евро [12, с. 157]. Проекты затрагивали такие сферы, как экономическое развитие, экология, устойчивая энергетика, культура, туризм, социальное благополучие и лесная отрасль. Особенностью программы стало паритетное участие Российской Федерации (определение приоритетов и тем заявочных туров, результатов конкурсного отбора, софинансирование).

В преддверии программы приграничного сотрудничества «Карелия» на 20142020 гг. был подготовлен документ «Основные направления деятельности Еврорегиона "Карелия" до 2020 года» (далее - «Еврореги-он "Карелия" 2020»). Помимо традиционных направлений, программа «Еврорегион "Карелия" 2020» содержит видение перспектив общего развития трансграничного региона [13]. В качестве одного из приоритетов интеграции предлагается введение безвизового режима. Таким образом, Карелия достаточно продуктивно использует фактор своего соседства с экономически развитым государством, к тому же входящим в наиболее «продвинутую» интеграционную группировку современности.

В последнее время, помимо североевропейского вектора международной деятельности Республики Карелия, обозначилось восточное направление сотрудничества. В ноябре 2013 г. впервые состоялась презентация экономического потенциала и инвестиционной привлекательности региона в посольстве

Китайской Народной Республики в России. Большой интерес у китайской стороны вызывает возможность использования северного направления транзита товаров из Европы в Китай. Карельская таможня уже является участником международного проекта «Шёлковый путь», при этом новая логистическая схема позволяет сократить время в пути с 45 до 7,5 дней [14].

Актуальным является привлечение китайских туристов в Карелию, чему может способствовать упрощенный визовый режим между РФ и КНР [15, с. 126]. Власти Карелии разрабатывают специальные турпродук-ты, ориентированные именно на гостей из Поднебесной. Среди возможных маршрутов - йога-туры, «красный туризм», а также посещение мест съёмок фильма «А зори здесь тихие» [16]. В рамках продвижения Карелии на китайском туристическом рынке по центральному телевидению КНР демонстрировались несколько рекламных роликов. Это способствует формированию образа Карелии у китайской аудитории как выгодного транспортно-логистического моста и одновременно привлекательной рекреационной территории.

Обзор международных связей Республики Коми

В 1990-е гг. Республикой Коми было подписано тринадцать асимметричных межправительственных международных актов (семь соглашений, пять протоколов, один меморандум) в сфере торгово-экономических, научно-технических и культурных связей [17, с. 128-130, 135]1. Партнёрами выступили семь государств, расположенных в Центральной и Восточной Европе (из них -три бывшие советские республики, остальные - бывшие страны соцлагеря): Беларусь (соглашения 1997 и 1999 гг., протоколы 1997 и 1999 гг.), Болгария (соглашение 1992 г., протокол 1995 г.), Венгрия (два соглашения 1991 и 1993 гг., протокол 1991 г.), Латвия (протокол 1997 г.), Молдова (протокол), Словакия (соглашение 1992 г.), Чехия (соглашение 1992 г., меморандум 1999 г.).

«Горизонтальные» международные межрегиональные связи развивались с восемью зарубежными государствами в тех же сферах, что и «диагональные связи». Было подписано восемнадцать документов (три договора2,

семь соглашений, три меморандума, пять протоколов). Партнёрами выступили регионы следующих государств: Беларусь (соглашение с Брестской областью 1996 г.), Иран (меморандум с Гилянской областью 1998 г., меморандум с провинцией Мазандаран 1998 г., протоколы с провинцией Мазандаран 1999 и 2000 гг.), Китай (соглашение с провинцией Шаньси 1993 г.), Литва (протокол с Каунасским уездом 1998 г., соглашение с Каунасским уездом 1999 г.), Словакия (соглашение с Братиславским краем 1997 г.), Украина (соглашение с Херсонской областью 1993 г., договор с Харьковской областью 1993 г., протокол с Закарпатской областью 1993 г., договор с Николаевской областью 1993 г., договор с Республикой Крым 1994 г., соглашение с Харьковской областью 1996 г., соглашение с Одесской областью 1997 г.), Финляндия (протокол с провинцией Оулу 1993 г.).

Несмотря на значительное количество партнёров, как в Восточной Европе, так и на постсоветском пространстве, этническая специфика региона и особенности экономического положения обусловили восточноевропейский вектор3 (Венгрия, Финляндия, страны Центральной Европы и отдельные государства СНГ) международной деятельности Республики Коми в 1990-е гг. в качестве ключевого. Взаимодействие с Венгрией развивалось по широкому спектру направлений. В 1993 г. Сыктывкар посетил Президент Венгерской Республики Арпад Гёнц, что способствовало продвижению интересов Коми на международном уровне. Однако сотрудничество с Венгрией к началу 2000-х гг. потеряло динамику, хотя есть достижения в сфере экономики, культуры, науки и образования. Кроме того, в 1990-е гг. Республика Коми наладила взаимодействие с «семьёй» ООН (ЮНИДО и ЮНЕСКО) и международными финансовыми структурами (ЕБРР и МБРР). С ЮНИДО и ЮНЕСКО осуществлялись проекты в сфере промышленного развития и экологии. ЕБРР и МБРР предоставили кредиты на модернизацию экономики и социальные нужды.

В отличие от Карелии, побратимские связи городов Коми не стали трамплином для налаживания международных связей на субнациональном уровне в 1990-е гг. и в начале XXI в. Сопряжение транснациональных

связей на уровне городов и региона с зарубежными государствами и их территориями не наблюдается, за исключением, возможно, столицы китайской провинции Шаньси Тайюаня. При этом столица региона - Сыктывкар - является побратимом пяти городов: Ловеч (Болгария, 1980), Дебрецен (Венгрия, 1992), Лос-Алтос (США, 1989), Тайюань (КНР, 1994), Кульера (Испания, 1997) [18; 19]. Другие города региона также имеют побратимов за рубежом, но их выбор в некоторых случаях выглядит необоснованным. Что связывает Воркуту и Антананариву (Мадагаскар)? Общим слабым местом при осуществлении побратимских связей является преобладание официальных контактов на фоне слабой представленности институтов гражданского общества. Кроме того, муниципальные и республиканские международные связи нуждаются в более эффективной координации.

В 2000-2018 гг. направленность международных связей Республики Коми меняется, что нашло отражение и в официальных документах [20]. Существующая векторная «карта» международных связей Республики Коми представлена западным и восточным направлениями. При этом в начале XXI в. Республика Коми заключает соглашения на уровне регионов зарубежных государств. Было подписано семь международных межрегиональных соглашений с регионами шести зарубежных государств: Беларусь (Гродненская область, 2015 г.), Венгрия (область Саболч-Сатмар-Берег 2009 г.), Норвегия (губерния Тромс 2002 г., губерния Нурдланд 2002 г.), США (штат Западная Вирджиния 2004 г.), Украина (Крым 2012 г.), Финляндия (Лапландия 2006 г.) [18; 21]. Направления предполагавшегося сотрудничества - традиционные для субнациональных акторов: торгово-экономическое, научно-техническое, культурно-гуманитарное. Информация об исполнении этих соглашений отсутствует как на официальных порталах Республики Коми и МИД РФ, так и в республиканских и федеральных СМИ, а также в ежегодных отчётах Главы Республики Коми перед Государственным Советом Республики Коми [22].

Действуя на восточном направлении, Республика Коми пытается привлечь китайские [23] и арабские инвестиции [24; 25] в крупные инфраструктурные региональные

проекты. Республиканские власти проявляют значительную активность на этом направлении в 2015-2018 гг. К сожалению, в отличие от Карелии, пока серьёзных успехов достичь не удалось.

Карелия и Коми в международных организациях

В развитии многостороннего сотрудничества Республики Карелия и Республики Коми значительную роль играют международные организации и партнёрства. Оба региона участвуют в деятельности Регионального совета Баренцева Евро-Арктического региона (РС БЕАР) и Всемирного конгресса финно-угорских народов. В ведение региональных рабочих групп БЕАР входят вопросы охраны окружающей среды, экономического сотрудничества, инвестиций, логистики и транспорта. Помимо этого, данные организации оказывают содействие в вопросах сохранения языков и культур коренных народов, что значимо для Карелии и Коми как регионов с выраженной этнической спецификой.

По линии программы БЕАР по вопросам здравоохранения Карелия решает проблемы профилактики и борьбы с инфекционными заболеваниями, поддержки детей и молодёжи групп риска, развития первичного здравоохранения и сферы социальных услуг.

Карельские молодёжные лидеры активно участвуют в работе Баренцева регионального молодёжного совета, продвигая преимущества северного образа жизни и различные формы занятости и досуга молодёжи на Севере. В 2017 г. карельскому Фонду поддержки и развития этнокультурных инициатив присудили Баренцеву стипендию в области культурного сотрудничества за реализацию цикла проектов по развитию карельского языка и культуры и организацию этно-фестиваля «Калакуда» с участием финских творческих коллективов.

Большая работа по сохранению и развитию финно-угорских народов и их культур проделана коми и карельскими национально-культурными некоммерческими организациями коренных народов. Благодаря деятельности общественных организаций коренных народов Коми и Карелии, их представительству в различных международных и субрегиональных организациях, этнокультурное развитие народов стало важной ча-

стью современной национальной политики республик. Например, национальная общественность инициировала разработку Закона Республики Карелия «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в РК» (2003). Коми и карельские этноактивисты участвуют в работе Экспертного механизма Организации Объединённых Наций по правам коренных народов. Консультативный Комитет финно-угорских народов реализует множество проектов по изучению языков малочисленных народов, поддержки ремёсел, народных промыслов, проводятся национально-культурные праздники, осуществляется просветительско-издатель-ская деятельность. В то же время Карелия, остаётся единственной республикой в России, где язык титульного народа не является государственным.

Республика Коми вошла в состав БЕАР в 2002 г. В отличие от Карелии, основной упор делается на экологическое сотрудничество. Например, Норвегия выделяет средства на ликвидацию «горячих экологических точек» на территории Коми и внедрение безотходных технологий производства [26]. Обращает на себя внимание отсутствие сопряжения между деятельностью Республики Коми в структурах БЕАР и ключевыми региональными нормативными документами. Вероятно, БЕАР заслуживает как минимум упоминания в программе по развитию туризма, но этот регион никак там не обозначен [27]. Качество экспертно-аналитической поддержки внешних связей Республики Коми в целом вызывает множество вопросов.

Организационные аспекты участия Республики Коми в деятельности РС БЕАР отличаются следующими параметрами: представительство только в качестве административно-территориальной единицы (Карелия -и как регион, и как коренной народ - вепсы), более низкий уровень официального участия (Республику Коми представляет первый заместитель председателя Правительства, от других субъектов Российской Федерации -губернаторы).

Заключение

Итак, международные связи Республики Коми и Республики Карелия обладают как общими, так и отличительными характеристиками. Для обоих регионов европейский вектор

является основным начиная с 1990-х гг. При этом в 2000-е и 2010-е гг. в двустороннем формате наметилась тенденция к симметричному «горизонтальному», транснациональному партнёрству. В то же время Республика Карелия активнее применяет комплексный подход, развивая транснациональное взаимодействие с разнотипными международными партнёрами сразу в нескольких сферах в рамках интегрированных программ. Кроме того, коммерческие структуры и НКО Карелии плотно взаимодействуют с региональными властями при осуществлении транснациональных связей. Естественно, что приграничное сотрудничество играет ключевую роль во внешних связях Карелии и является её естественным преимуществом. Однако Республика Карелия сумела конвертировать свое успешное приграничное взаимодействие с Финляндией в диверсификацию своих международных связей. Это проявляется в том, что успешный приграничный опыт оказался привлекательным и для развития международного межрегионального сотрудничества с КНР. В то же время в Республике Коми наблюдаются проблемы в плане формулирования внятной стратегии международных связей на уровне программных документов, а также недостаточное внимание уделяется формированию позитивного международного имиджа региона.

Таким образом, можно сформулировать несколько основных трендов в развитии международных связей субъектов Российской Федерации, исходя из их пограничного статуса:

• нормативные и организационные институты приграничных регионов создают необходимые предпосылки для расширения интеракционных практик международных связей вне зависимости от приграничного статуса новых партнёров;

• фактор нахождения субъекта Российской Федерации рядом с дружественным высокоразвитым государством повышает шансы на успех и иных типов связей региона, в том числе с различными неприграничными и географически значительно удаленными партнёрами;

• вовлечённость гражданского общества, независимо от приграничного статуса субъекта Российской Федерации, повышает

шансы на поступательное развитие международных связей региона, так как появляется эффект институциональной устойчивости;

• сопряжение муниципальных и региональных внешних связей повышает международную привлекательность субнационального актора за счёт формирования у зарубежной аудитории гармоничного непротиворечивого образа территории;

• в условиях номинального федерализма, что проявляется в административной и финансово-экономической ресурсной слабости субъектов Российской Федерации, а также имитационных демократических институтах, особое значение имеет фактор лоббистских возможностей региональных элит и готовности федеральных элит поддерживать инициативы субъектов Российской Федерации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Приложения в работе И. К. Проничева содержат некоторые нестыковки, поэтому в статье представлена информация на основании собственных подсчётов и данных Министерства юстиции РФ из официального ответа на запрос от 20 февраля 2018 г.

2 Как известно, регионы Российской Федерации не имеют полномочий подписывать международные договоры. Однако в первой половине 1990-х гг., когда Республика Коми подписала три договора с регионами Украины - с Харьковской, Николаевской областями и Крымом, многие вопросы международных связей субъектов Российской Федерации не были урегулированы.

3 В данном случае в основе деления находится географический фактор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шинковский М. Ю. Проблемы типологии акторов трансграничного региона // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - № 4. - С. 10-14.

2. Межевич Н. М., Ткачев С. А. Приграничное сотрудничество: новое положение в системе факторов регионального развития северо-запада России // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. -2017. - № 1. - С. 69-74

3. Дубровина О. Ю., Плотникова О. В. Типологи-зация регионов России в контексте проблем международного сотрудничества и регионализации // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. -2016. - № 3 (31). - С. 68-78.

4. Цветкова О. В. Технологии регионального развития и межрегиональных (трансграничных) отношений // Сибирский научный вестник. - 2016. - № 1 (23). - С. 103-107.

5. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. - М. : Наука, 2004. - 240 с.

6. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. - М. : Академический Проект, 2005. - 528 с.

7. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. - М., 2004. - 480 с.

8. Перечень международных соглашений Республики Карелия // Представительство МИД России в Петрозаводске : офиц. сайт. - URL: http://petrozavodsk.mid.ru/perecen-mezduna-rodnyh-soglasenij.

9. Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001-2006 годы // Кодекс : сайт. - URL: http://docs.cntd.ru /document/919304264.

10. Information note by the European Court of Auditors on Special Report No 2/2006 on the Performance of Projects Financed under TACIS in the Russian Federation // European Commission : press-release database. - 2017. - URL: http://europa.eu/rapid/press-release_ECA-06-5_en.htm?locale=en.

11. Наша общая граница : Программа на 20012006 гг. : утв. 2 нояб. 2000 г. - Каяани, 2000. - 29 c.

12. Шлапеко Е. А. Институт общественной дипломатии и его место в трансграничном социокультурном пространстве // Ойкумена. Регио-новедческие исследования. - 2017. - № 1. -С. 152-162.

13. Основные направления деятельности евроре-гиона «Карелия» до 2020 года // Еврорегион Карелия : сайт. - Электрон. дан. - URL: http://www.euregiokarelia.com/documents /5009799/5307360/Euregio+Karelia+ 2020ruallekirjoitettu_web.pdf/cc84140a-b1c1-45fa-874b-f3d2b2664ca8.

14. Вячеслав Баев принял участие в совещании по подведению итогов оперативно-служебной деятельности Карельской таможни в 2015 году // Правительство Карелии : офиц. сайт. -URL: http://gov.karelia.ru/gov/News/2016/01 /012909.html.

15. Шлапеко Е. А. Формы пересечения российских границ и их влияние на развитие территорий // Перспективы социально-экономического развития приграничных регионов : материалы Третьей науч.-практ. конф. с междунар. участием (9 июня 2016 г., г. Петрозаводск). -Петрозаводск : Кар. науч. центр РАН, 2016. -C. 125-128.

16. Китайские туристы собираются в Карелию ради йоги и советского наследия // Петрозаводск говорит : сайт. - URL: https://ptzgovorit.ru /news/kitayskie-turisty-sobirayutsya-v-kareliyu-radi-yogi-i-sovetskogo-naslediya.

17. Проничев И. К. Внешнеэкономические связи Республики Коми. - Сыктывкар : Изд-во СыктГУ, 2005. - 158 с.

18. Краткая справка [о городе Сыктывкаре] // Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар» : офиц. сайт. - URL: http://сыктывкар.рф/o-syktyvkare /kratkaya-spravka.

19. Тимченко В. Города-побратимы: с кем дружит Республика Коми // Молодёжь Севера : ин-

форм. портал. - URL: http://www.mskomi.ru/ n/article.php/16749.

20. Постановление Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 (ред. от 16 янв. 2018 г.) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года» // Официальный портал Республики Коми. - URL: http://rkomi.ru/services/strategia/.

21. Соглашения Республики Коми // МИД РФ : офиц. сайт. - URL: http://www.mid.ru /vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher /ykggrK2nCl8c/content/id/75302.

22. Доклады Главы Республики Коми за 20102017 гг. // Официальный портал Республики Коми. - URL: http://rkomi.ru/services/doklady/.

23. КНР заинтересовалась укреплением связей с Коми // БНК : информ. агентство. - URL: https://www.bnkomi.ru/data/news/68577/.

Информация о статье

Дата поступления 20 ноября 2018 г.

Дата принятия в печать 28 мая 2019 г.

Сведения об авторах

Артеев Сергей Павлович - канд. полит. наук, научный сотрудник ИМЭМО РАН (Москва, Россия)

Адрес для корреспонденции: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, 23 E-mail: artsp7@yandex.ru

Шлапеко Екатерина Андреевна - канд. полит. наук, научный сотрудник отдела региональной экономической политики Института экономики Карельского научного центра РАН (Петрозаводск, Россия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Адрес для корреспонденции: 185030, Россия, Петрозаводск, пр. А. Невского, 50

E-mail: shlapeko_kate@mail.ru Для цитирования

Артеев С. А., Шлапеко Е. А. Международные связи приграничных и внутренних регионов России (на примере Республики Карелия и Республики Коми) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. № 2 (22). С. 158-165. DOI: 10.25513/23121300.2019.2.158-165.

24. Торгово-экономический потенциал Коми презентовали Кувейту // БНК : информ. агентство. - URL: https://www.bnkomi.ru/data/news /68385/.

25. Инфраструктурные проекты Коми заинтересовали правительство Бахрейна // БНК : информ. агентство. - URL: https://www.bnkomi.ru/data /news/72046/.

26. Совет БЕАР высоко оценил работу Коми по ликвидации «горячей экологической точки» Ко-7 // Комиинформ : информ. агентство. -URL: https://komiinform.ru/news/139643/.

27. Государственная программа Республики Коми «Развитие культуры и туризма в Республике Коми» (ред. 27.10.2017) // Официальный портал Республики Коми. - URL: http:// mincult.rkomi.ru/page/4927/.

Article info

Received

November 20, 2018

Accepted May 28, 2019

About the authors

Sergey P. Arteev - PhD in Political Sciences, research scientist of IMEMO of the RAS (Moscow, Russia)

Postal address: 23, Profsoyuznaya ul., Moscow,

117997, Russia

E-mail: artsp7@yandex.ru

Ekaterina A. Shlapeko - PhD in Political Sciences, researcher of the Department of regional economic policy of the Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the RAS (Petrozavodsk, Russia)

Postal address: 50, A. Nevsckogo pr., Petrozavodsk, 185030, Russia

E-mail: shlapeko_kate@mail.ru For citations

Arteev S.P., Shlapeko E.A. International Relations of Border and Internal Regions of Russia (On the Example of the Republic of Karelia and the Republic of Komi). Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2019, no. 2 (22), pp. 158-165. DOI: 10.25513/2312-1300.2019.2. 158-165 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.