Научная статья на тему 'Стратегия развития филиала регионального университета в приграничных условиях'

Стратегия развития филиала регионального университета в приграничных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИЛИАЛ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА / ПРИГРАНИЧНЫЕ УСЛОВИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / THE BRANCH OF THE REGIONAL UNIVERSITY / BORDER AREA / CROSS-CULTURAL COOPERATION / INTERNATIONAL CONNECTIONS / CONTINUING EDUCATION / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / HIGHER EDUCATION / TRAINING EFFICIENCY / BRANCH DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журинская Елена Евгеньевна

В статье рассмотрены роль и место филиала регионального Университета в приграничных условиях с позиции межкультурного взаимодействия и международных связей. Представлены особенности стратегии развития Выборгского института (филиала) университета в приграничных условиях. Определены перспективные направления развития системы регионального профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журинская Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRATEGY OF REGIONAL UNIVERSITY BRANCH DEVELOPMENT IN THE BORDER AREA

The article describes the role and place of the branch of regional university in border area from position of cross-cultural cooperation and international connections. The features of the independent development strategy of the university branch in border area are presented. Perspective directions of development of professional education regional system are determined.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития филиала регионального университета в приграничных условиях»

Е.Е. Журинская

(г.Выборг)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЛИАЛА РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В ПРИГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЯХ

THE STRATEGY OF REGIONAL UNIVERSITY BRANCH DEVELOPMENT IN THE BORDER AREA

В статье рассмотрены роль и место филиала регионального Университета в приграничных условиях с позиции межкультурного взаимодействия и международных связей. Представлены особенности стратегии развития Выборгского института (филиала) университета в приграничных условиях. Определены перспективные направления развития системы регионального профессионального образования.

Ключевые слова: филиал регионального Университета, приграничные условия, межкультурное взаимодействие, международные связи, непрерывное образование, стратегия развития филиала, перспективные направления развития.

The article describes the role and place of the branch of regional university in border area from position of cross-cultural cooperation and international connections. The features of the independent development strategy of the university branch in border area are presented. Perspective directions of development of professional education regional system are determined.

Key words: the branch of the regional university, border area, cross-cultural cooperation, international connections, continuing education, secondary vocational education, higher education, training efficiency, branch development strategy.

Модернизация и реформирование системы высшего профессионального образования в России активизируют процессы самоидентификации вузов, поиска адекватных стратегий и механизмов развития с учётом потребностей внешней среды и имеющихся внутренних ресурсов.

Мегатренды мирового развития, сформировавшиеся к началу XXI века - глобализация и регионализация, распространяются на все стороны жизни общества, в том числе на образование и науку. Современные исследователи отмечают недостаточную ориентацию российских вузов на миссию социально-экономического и культурного развития региона.

В Концепции модернизации российского образования указано, что новые задачи образования обусловлены значительным

расширением масштабов межкультурного взаимодействия и международных связей в современном мире. Концепция подчеркивает необходимость сотрудничества в рамках международного сообщества для решения возникающих и растущих глобальных проблем, в том числе цифровизации всех сфер деятельности, что, в свою очередь, требует формирования современного мышления у молодого поколения.

Это значит, что в современных условиях возникает необходимость решения задачи интеграции личности в мировую культуру, мировое образовательное пространство, приобщения ее к процессам международного сотрудничества в условиях образовательного учреждения.

Анализ трудов в области международного образовательного сотрудничества и

глобального образования, а также целей и задач учреждения высшего образования с точки зрения его социально-развивающей и культурно-образовательной роли в обществе показывает, что важнейший результат международной деятельности вуза - это его положительные достижения в области интеграции личности в мировое культурно-образовательное пространство. Об этом свидетельствует активная научно-педагогическая разработка таких понятий, как «международное воспитание» и «глобальное образование», а также педагогических аспектов концепции культуры мира (И.Ю. Алексашина, ГГ. Дроздова, Т.В. Зорина, Я.М. Колкер, В. Книп, А.П. Лиферов, Е.С. Устинова, Р. Фриман и др.).

Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина функционирует на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

Стратегия развития филиала ориентирована не только на региональное позиционирование вуза, она предполагает интеграцию нескольких тенденций:

- оптимизацию собственного ресурсного потенциала (кадрового, научного, интеллектуального) в интересах регионального и федерального социально-экономического развития;

- максимальное использование вузом уникальных особенностей региона (геополитических, культурных, экономических) с целью обеспечения качества подготовки специалистов, в том числе в приграничных условиях развития филиала;

- расширение масштабов межкультурного взаимодействия и международных связей филиала вуза с образовательными организациями иностранных государств приграничной зоны;

- интеграция личности в мировую культуру, мировое образовательное пространство, приобщение ее к процессам международного сотрудничества.

Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, созданный на базе Вы-

боргского педагогического колледжа, развивается по пути регионального базового научно-образовательного центра, расположенного в приграничной зоне с Финляндией. В соответствии с социально-экономическими потребностями Ленинградской области филиал реализует общепедагогические, научные, интеграционные, социальные задачи, удовлетворяя потребности граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании и высококвалифицированных специалистах различного уровня подготовки.

Международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина развивается с учётом специфики региона присутствия. Пригранич-ность Выборгского района и традиционные интенсивные международные связи в экономике, культуре, образовании, спорте, социальной сфере, здравоохранении, с одной стороны, создают благоприятные условия для успешной подготовки специалистов в филиале, с другой - определяют региональную специфику содержания и технологий образовательного процесса. Региональный компонент становится смыслообразующим и центральным моментом, определяющим стратегию развития филиала в приграничных условиях.

Под руководством головного университета как центра непрерывного профессионального образования осуществляется подготовка специалистов социально-гуманитарного профиля с целью кадрового обеспечения дошкольного, общего, специального, дополнительного образования, а также сферы социальной защиты населения Выборгского района и Ленинградской области.

Географическое положение Выборгского района как пограничного региона России и Европейского союза оказывает значительное влияние на развитие международного сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее интенсивно Выборгский район взаимодействует с приграничным регионом в сфере экономики и бизнеса, туризма, образования, экологии и окружающей

среды, молодёжной политики, культуры и спорта, информационного обмена, местного самоуправления.

В качестве субъектов международного сотрудничества выступают администрация муниципального образования, промышленные предприятия и бизнес-структуры, общественные организации, учреждения спорта и культуры, общеобразовательные школы и учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также учреждения социальной защиты населения.

В ходе анализа материалов по международному сотрудничеству были выявлены различные виды коммуникаций, на которых акцентируется внимание в российском и европейском высшем образовании. Уточнены базовые понятия, составляющие специфику международного сотрудничества субъектов высшего образования: «международное сотрудничество вузов», «интернационализация учебных программ», «академическая мобильность».

Российские вузы ориентированы на участие в проектной деятельности с большим количеством участников. Европейские вузы в равной степени ориентированы и на участие в проектной деятельности, и на развитие студенческой академической мобильности.

Можно говорить о существовании четырех видов коммуникационных групп, посредством которых возможно систематизировать коммуникационные каналы между образовательными организациями:

- студенческие обмены, разовые гранты;

- профессорско-преподавательские обмены, сотрудничество кафедр;

- совместные исследования с последующим внедрением результатов;

- заключение соглашений между университетами, оформление и развитие международных служб.

Причиной выбора того или иного коммуникационного канала может служить «общее социокультурное направление развития общества, находящее отражение в межуниверситетском взаимодействии. Например, американское общество направле-

но на индивидуальное развитие, в то время как российское общество имеет традицию коллективной деятельности. Европейское общество в этом отношении находится посередине, объединяя в себе множество культурных традиций» [3].

Особый интерес представляет сетевая модель международного взаимодействия образовательных организаций. Она позволяет систематизировать многочисленные университетские контакты, вывести закономерности функционирования и определить направления дальнейшего развития.

В этом отношении сетевая модель является перспективной областью для дальнейшего изучения в сфере международного взаимодействия в системе высшего образования.

Приграничность Выборгского района и традиционные интенсивные международные связи предъявляют специфические требования к выпускникам филиала: готовность к межкультурной коммуникации, взаимодействию в международной профессиональной среде, достаточное владение финским и английским языками, знание традиций и культурных особенностей сопредельной страны, в частности, Финляндии.

В то же время приграничное расположение Выборгского района является благоприятным условием для развития международных связей филиала:

• удобная логистика (расстояние до границы с Финляндией - 27 км, до главного кампуса университета-партнёра филиала - Сайменского университета прикладных наук - 57 км.);

• наличие заграничных паспортов, мультивиз и опыта посещения сопредельного государства у большинства сотрудников и студентов;

• личные связи в профессиональной среде и опыт участия в международных проектах, реализованных на уровне района, имеются у ряда преподавателей и студентов.

Перечисленные обстоятельства определили в качестве доминанты стратегического развития Выборгского института (филиала) интернационализацию образователь-

ного процесса, международную деятельность - развитие связей с университетами Скандинавии в сфере профессионального образования.

За время развития филиала университета в приграничной территории мы пришли к выводу, что международная деятельность вузов России существенно активизировалась в связи с присоединением к Болонско-му процессу в 2003 году. Основным средством реализации приоритетных целей болонских реформ является академическая мобильность, предполагающая обучение студента в течение одного или двух семестров в зарубежном вузе.

В этом смысле организовать академическую мобильность студентов Выборгского филиала, так же как и других вузов страны, оказалось невозможным.

Обучение студентов дневной формы в Выборгском филиале осуществляется по программам среднего профессионального образования, а в наших вузах-партнёрах -по программе бакалавриата. В финских вузах не ведётся преподавание на английском языке по тем направлениям подготовки, которые реализует филиал. В то же время финские вузы частично практикуют организацию академической мобильности преподавателей.

В этой связи представляется актуальным научно-практический поиск других эффективных форм международного академического сотрудничества.

В соответствии с договорами о сотрудничестве Выборгский институт (филиал) с 2011 года активно взаимодействует с Сайменским университетом прикладных наук (Финляндия, г. Лаппеенранта), с общественной организацией Pelastakaa Lapset - «Спасите детей!» (Финляндия, Хельсинки). Ведутся переговоры о направлениях взаимодействия и подготовка Договора о сотрудничестве с Университетом Восточной Финляндии в г. Йоэнсуу. Отдельные мероприятия проводятся совместно с образовательным спортивным центром Паюлахти (Финляндия, г. Лахти), профессиональным консорциумом ^АО (Коувола).

«Содержание международного сотрудничества формируется в соответствии с направлениями профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальных классов, педагогов по физической культуре и спорту, специалистов по социальной работе» [2]. Основными формами сотрудничества являются обучающие семинары, ознакомительные визиты, рабочие встречи, посещения образовательных и социальных учреждений в России и Финляндии, научная деятельность, обмен опытом.

За весь период участия филиала в международном сотрудничестве (с 2011 года) нами определены основные функции международного сотрудничества высших учебных заведений: совершенствование образовательной деятельности вуза; развитие академической мобильности; содействие развитию инфраструктуры вуза.

Через участие в ежегодных встречах «Сайма зовет», которые проходят в формате недели образования в Сайменском университете прикладных наук (г. Лаппеенранта, Финляндия), выявлены общие тенденции развития международного сотрудничества различных российских вузов - участников мероприятия:

• участие российских вузов в международных межвузовских образовательных программах и проектах на широкомасштабной научной и финансовой основе;

• интернационализация учебных программ в высших учебных заведениях;

• расширение спектра платных образовательных услуг для иностранных граждан в рамках внебюджетной деятельности государственных вузов;

• использование дистанционного обучения как способа получения высшего образования;

• развитие деятельности региональных центров международного сотрудничества и академической мобильности.

Активное вхождение вузов в международное образовательное и научное пространство дает возможность инновационного взаимодействия и кооперации с зарубежными партнерами в сфере образования

и науки, гибких траекторий обучения, открывающих новые перспективы не только для получения транснационального высшего образования, но и широкого межкультурного диалога.

Исходя из этого, основными направлениями международного сотрудничества филиала представляются:

- установление рабочих контактов с зарубежными образовательными учреждениями;

- участие преподавателей и студентов в совместных с зарубежными вузами научных проектах, конференциях, семинарах, публикациях;

- проведение совместных исследований и научно-исследовательских разработок;

- повышение квалификации и стажировки профессорско-преподавательского состава Выборгского института (филиала) за рубежом;

- заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными организациями.

Для эффективного развития международной деятельности необходим соответствующий персонал в филиале вуза. От его квалификации во многом зависит успешное развитие международных связей. От сотрудников сегодня требуется многое: языковая подготовка, знание нормативных документов, достаточное владение информационными технологиями, хорошее понимание потребностей и возможностей вуза, умение проводить переговоры и вести деловую переписку с зарубежными партнерами, разрабатывать международные проекты и договоры.

Для обеспечения академической мобильности преподавателей, реализации совместных образовательных программ ЛГУ им. А.С. Пушкина заключил соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями. В их числе договоры о сотрудничестве с Сайменским Университетом прикладных наук с общественной организацией «Спасите детей», с профессиональным консорциумом и колледжем Sampoo (Финляндия). Эти договоры реально повлияли на создание благоприятных приграничных условий развития Выборгского филиала университета.

В рамках международного сотрудничества осуществляется научно-исследовательская работа по проблемам международного образования. На базе Выборгского института (филиала) проводятся ежегодные Международные научно-практические конференции по таким проблемам, как интеграция ресурсов социально-культурного пространства муниципального образования (2012 г.), актуальные вопросы развития системы непрерывного образования (2013 г.), социализация личности в контексте непрерывного профессионального образования (2014 г.), стратегия развития профессиональной карьеры в регионе (2015 г.), региональные аспекты инновационного развития культурно-образовательной и социально-экономической сферы в современных условиях (2016 г.).

Большую значимость имеют практические семинары по проблемам международного образования. Планы работы семинаров разрабатываются совместно российскими и финскими преподавателями во время рабочих встреч и включают лекции-презентации, самостоятельную работу студентов в смешанных группах, посещение учреждений. Содержание семинаров разрабатывается в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и практическому опыту, определяемыми профессиональными модулями ФГОС по специальности.

Так, совместно с Сайменским университетом прикладных наук организованы и проведены следующие учебные семинары.

Для студентов СПО по специальности «Социальная работа» и «Дошкольное образование»:

• «Социальная работа с пожилыми людьми».

• «Система дошкольного воспитания в России и Финляндии».

• «Межкультурное взаимодействие в социальной сфере».

Для студентов СПО, обучающихся по специальности «Физическая культура», были организованы обучающие семинары совместно со спортивным центром Паюлахти:

• «Система физкультурно-оздоровительной работы».

• «Спорт, здоровье и адаптивная физическая культура».

• «Здоровье и фитнес - основа будущего».

На базе общественной организации

Ре^^каа Lapset - «Спасите детей!» (Хельсинки) проведён обучающий семинар «Защита прав детей во всём мире», на котором обсуждались вопросы инклюзивного образования и социального проектирования в Финляндии. В нём приняли участие студенты различных специальностей.

Семинары проводятся регулярно, в соответствии с планом, поочерёдно на базе Выборгского филиала, Сайменского университета прикладных наук, спортивного центра Паюлахти. В них принимают участие группы студентов и преподавателей до 20 человек с каждой стороны.

С целью обеспечения эффективности международной деятельности филиала и в соответствии с одним из направлений научно-исследовательской работы головного университета «Обобщение и распространение международного опыта в области непрерывного образования для устойчивого развития» за период 2011-2018 гг. организовано участие представителей профессорско-преподавательского состава и сотрудников филиала в следующих международных мероприятиях:

• конференции «Школа будущего» -опыт работы финских школ на примере региона Южной Карелии в г. Йоэнсуу (Университет Восточной Финляндии, администрация г. Йоэнсуу);

• международном семинаре «Традиции и инновации в образовании на протяжении всей жизни. Опыт Скандинавии» (РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»), Финляндия -Швеция - Дания - Норвегия - Эстония;

• семинаре представителей вузов-партнёров Сайменского университета прикладных наук «Новые подходы в высшем образовании в России и Финляндии».

Таким образом, международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина ориентирована на достижение взаимосвязанных целей бо-лонских реформ высшего образования, ко-

торые определяются как обеспечение социальной и национальной представленности студентов в массовом высшем образовании; расширение практики образования в течение всей жизни; усиление студентоцентри-рованной направленности образовательного процесса; достижение синергии образования, исследований и инноваций; целей динамичного регионального развития, которое «невозможно без взаимодействия в сфере культуры, бизнеса, образования с сопредельным государством» [1].

Представленный выше опыт взаимодействия в приграничных условиях значительно улучшает образовательную деятельность в филиале вуза, повышает компетенцию участников международных программ и проектов, содействует развитию инфраструктуры вуза.

Международное сотрудничество воспринимается его участниками как «объективно необходимая деятельность, как взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество в рамках межвузовских соглашений и программ» [4].

Значительно повышается квалификация преподавательских кадров и качество успеваемости студентов, участвующих в международных программах или проектах, значимость деятельности международного отдела вуза на профессиональной основе, растет управленческая и языковая подготовка кадров, развиваются средства коммуникации с отечественными и зарубежными учебными заведениями.

Подводя итог выше сказанному, мы отмечаем, что стратегия развития филиала университета в приграничных условиях должна носить всеобъемлющий системный характер, что, несомненно, будет способствовать развитию уникальных особенностей региона (геополитических, культурных, экономических), интеграции личности в мировую культуру, мировое образовательное пространство, приобщению ее к процессам международного сотрудничества.

Литература

1. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. - М.: Центр социального прогнозирования, 2007. - С. 13.

2. Ирба (Киселева) О.С. Современное образование как условие профессиональной социализации личности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - №80. - С. 411-415.

3. МудрикА.В. Социальная педагогика: учебн. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластени-на. 6-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 224 с.

4. Савиных В.П., Фукин В.А., Князева М.Д., Машников Н.Н., Афанасьев В.А. Анализ российского образовательного рынка для международного сотрудничества // Университетское управление. - 2004. - № 1 (29). - С. 21-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.