• познакомить с существующими программными продуктами и электронными учебными материалами, которые обеспечивают разработку и проведение процесса обучения;
• сформировать навыки создания библиотеки учебных материалов, представленных в электронном виде;
• сформировать практические навыки создания электронного дидактического материала.
Содержание образовательной программы было представлено следующими модулями:
• современные информационные технологии;
• компьютерные сети, INTERNET и мультимедиа технологии;
• технические и аудиовизуальные средства обучения;
• информационные и коммуникационные технологии в образовании;
• дидактические основы построения курсов дополнительного образования и существующие образовательные ресурсы;
• технология разработки контролирующих материалов.
В качестве итоговой работы слушатели подготовили аттестационные работы по использованию информационных технологий на различных уроках, для формирования ключевых компетенций учащихся, для разработки системы тестовых заданий и создания учебного сайта, для управления учебно-воспитательным процессом и развития образовательного учреждения.
Е.Е. Журинская, О.И. Обухова
Международное сотрудничество как фактор стратегии регионального развития непрерывного профессионального образования в филиале университета
Международное сотрудничество в области образования является неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности приграничных территорий и Российского государства.
Международное сотрудничество - это исторически обусловленное и общественно необходимое средство взаимодействия стран и наций для совместного достижения взаимовыгодных результатов. Оно имеет разнообразные организационные формы в зависимости от области и специфики совместной деятельности. Поиск наиболее прогрессивного, оптимального и актуального побуждает педагогов за рубежом и в России устанавливать деловые контакты и выгодно использовать предоставившиеся возможности.
132
Общей целью международного сотрудничества в области среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование национальной системы образования и повышение авторитета образовательной системы с учетом международного опыта.
Очевидно, что международное сотрудничество является не только необходимым условием поддержки высокого уровня российского образования, но и механизмом реализации геополитических и внешнеэкономических национальных интересов.
Глобализация культуры средствами современного образования позволяет предотвратить этнонациональные конфликты, стереотипы и религиозные предубеждения. Образование в рамках международного сотрудничества помогает человеку оценить явления с позиции другого человека, другой культуры.
Для изучения влияния международного сотрудничества на развитие образовательной среды в филиале университета требуются научно-обоснованные исследования и созданные на их основе рекомендации по формированию образовательной среды.
Диагностика состояния и динамики непрерывного образования в регионе, его качественных изменений становится предметом многостороннего мониторинга. Его результаты позволяют не только глубже оценить состояние исследуемой группы вопросов, но и более обоснованно ставить цели дальнейшего развития дополнительного образования и самообразования кадров различных отраслей региона. Такой мониторинг, как инструмент анализа и диагностики качества непрерывного профессионального образования, позволяет на всех уровнях региональной организации их непрерывного образования выявить его сильные и слабые стороны, цели его дальнейшего совершенствования, исходить из центральной задачи современного развития - устойчивого улучшения жизни населения и повышения его конкурентоспособности в самых разных областях жизни.
В настоящее время филиал развивается по пути базового научно-образовательного центра, соответствующего социальноэкономическим потребностям Ленинградской области. Филиал реализует общепедагогические, научные, интеграционные, потребительские, социальные задачи, обеспечивающие создание условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда Ленинградской области в качественном образовании и высококвалифицированных специалистах различного уровня подготовки. Перечень программ профессиональной подготовки пополнили такие, как «Социальная работа», «Физическая культура».
133
Подготовка специалистов социально-гуманитарного образования для регионального рынка труда способствует решению актуальной задачи кадрового обеспечения дошкольного, общего, специального, дополнительного образования, а также сферы социальной защиты населения. Подготовку таких специалистов выполняют филиалы под руководством университета как центра непрерывного профессионального образования. Филиалу вуза далеко не просто быть привлекательным для абитуриентов и осуществлять подготовку не по «модным» у молодежи специальностям, а по тем, которые нужны для региональной системы.
На фоне старения педагогических кадров, отсутствия нужных специалистов социально-гуманитарного профиля в конкретном регионе образовательному учреждению (филиалу) важно выбрать свою стратегию развития на основе программно-целевого подхода к управлению образовательным учреждением, выходить из режима «выживания» в режим устойчивого динамического развития.
Обеспечение функционирования и динамического развития, соответствия содержания образования социально-экономическим условиям региона возможно лишь при опоре на комплексы целевых установок. Следует определить желаемые результаты, способы и пути достижения целей, которые прописаны в четких и конкретных действиях, реальных сроках с использованием всех имеющихся ресурсов (образовательных, технических, информационных, кадровых).
Международная деятельность на рынках образовательных услуг и научной продукции - одно из приоритетных направлений развития нашего филиала, в том числе интеграция научной и образовательной деятельности на основе современных тенденций и сохранения традиций университета.
Актуальность вопроса международной деятельности филиала (института) определяется главным образом региональной спецификой. Деятельность по данному направлению ориентирована на интеграцию Выборгского института (филиала) в единую международную систему образования и науки.
В осуществлении международной деятельности Выборгский институт (филиал) исходит из того, что в стремительно меняющемся мире одним из условий динамичного развития вуза становится активное вхождение в международное образовательное и научное пространство. Для этого необходимо использование возможностей инновационного взаимодействия и кооперации с зарубежными партнерами в сфере образования и науки, введение гибких траекторий обучения, открывающих новые перспективы не только для получения транснационального высшего образования, но и широкого межкультурного диалога.
134
Основными направлениями международного сотрудничества филиала представляются:
- установление рабочих контактов с зарубежными образовательными учреждениями;
- участие преподавателей и студентов в совместных с зарубежными вузами научных проектах, конференциях, семинарах, публикациях;
- проведение совместных исследований и научно исследовательских разработок;
- повышение квалификации и стажировки профессорскопреподавательского состава Выборгского института (филиала) за рубежом;
- заключение договоров о сотрудничестве с зарубежными организациями.
Для эффективного развития международной деятельности необходим соответствующий персонал. От его квалификации во многом зависит успешное развитие международных связей. От сотрудников сегодня требуется многое: языковая подготовка, знание нормативных документов и информационных технологий, хорошее понимание потребностей и возможностей вуза, умение проводить переговоры и вести деловую переписку с зарубежными партнерами, разрабатывать международные проекты и договоры.
Для обеспечения академической мобильности преподавателей, реализации совместных образовательных программ заключены соглашения о сотрудничестве с зарубежными вузами и организациями. В их числе договор с Сайменским университетом прикладных наук от 10.10.2012 и договор с общественной организацией «Спасите детей» (Финляндия) от 19.11.2012.
В рамках международного сотрудничества осуществляется научно-исследовательская работа по проблемам международного образования. На базе Выборгского института (филиала) каждый год проводится международная научно-практическая конференция, а также международные научно-практические семинары.
Традиционным стало участие преподавателей и студентов в международных семинарах на базе спортивного центра «Паюлахти» г. Лахти (Финляндия). Преподаватели и студенты систематически в течение года направляются в зарубежные командировки в Финляндию в г. Лахти, г. Иматра, г. Лаппеенранта и г. Йоэнсуу.
В 2013 г. планировались и перспективы развития международного сотрудничества. Так, например, на протяжении всего года проводились встречи преподавателей иностранных языков Сайменского университета прикладных наук, преподавателей иностранного языка Выборгского института (филиала) АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» и преподавателей межфакультетской кафедры иностранных языков ЛГУ им. А.С. Пушкина по поводу открытия язы-
135
кового центра на территории Выборгского института (филиала). Велись переговоры, работа с документацией, планирование совместной научно-исследовательской работы по изучению спроса в регионе на образовательные услуги языкового центра.
В 2013 г. проведено исследование рынка по финским образовательным услугам среди населения города Выборга с точки зрения заинтересованности и финансовых возможностей.
Проблема международной деятельности вуза требует использования методологических подходов, позволяющих обеспечить системность организации процесса международной деятельности на основе активного взаимодействия всех его участников с ориентацией на достижение гарантированного результата. Сочетание системного и деятельностного подходов обеспечивают организационную комплексность и эффективное решение такой задачи.
Е.Е. Журинская, М.В. Красноярова
Опыт международной деятельности филиала вуза в приграничном регионе
Модернизация и реформирование системы высшего профессионального образования в России активизируют процессы самоидентификации вузов, поиска адекватных стратегий и механизмов развития с учётом потребностей внешней среды и имеющихся внутренних ресурсов.
Мегатренды мирового развития, сформировавшиеся к началу ХХ! в. - глобализация и регионализация, распространяются на все стороны жизни общества, в том числе на образование и науку. Современные исследователи отмечают недостаточную ориентацию российских вузов на миссию социально-экономического и культурного развития региона присутствия.
Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина функционирует на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.
Стратегия развития филиала ориентирована на региональное позиционирование вуза и предполагает интеграцию двух тенденций:
- оптимизацию использования собственного ресурсного потенциала (кадрового, научного, интеллектуального) в интересах регионального развития;
- максимальное использование вузом уникальных особенностей региона (геополитических, культурных, экономических) с целью обеспечения качества подготовки специалистов.
136