Научная статья на тему 'Опыт международной деятельности филиала вуза в приграничном регионе'

Опыт международной деятельности филиала вуза в приграничном регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт международной деятельности филиала вуза в приграничном регионе»

кового центра на территории Выборгского института (филиала). Велись переговоры, работа с документацией, планирование совместной научно-исследовательской работы по изучению спроса в регионе на образовательные услуги языкового центра.

В 2013 г. проведено исследование рынка по финским образовательным услугам среди населения города Выборга с точки зрения заинтересованности и финансовых возможностей.

Проблема международной деятельности вуза требует использования методологических подходов, позволяющих обеспечить системность организации процесса международной деятельности на основе активного взаимодействия всех его участников с ориентацией на достижение гарантированного результата. Сочетание системного и деятельностного подходов обеспечивают организационную комплексность и эффективное решение такой задачи.

Е.Е. Журинская, М.В. Красноярова

Опыт международной деятельности филиала вуза в приграничном регионе

Модернизация и реформирование системы высшего профессионального образования в России активизируют процессы самоидентификации вузов, поиска адекватных стратегий и механизмов развития с учётом потребностей внешней среды и имеющихся внутренних ресурсов.

Мегатренды мирового развития, сформировавшиеся к началу ХХ! в. - глобализация и регионализация, распространяются на все стороны жизни общества, в том числе на образование и науку. Современные исследователи отмечают недостаточную ориентацию российских вузов на миссию социально-экономического и культурного развития региона присутствия.

Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина функционирует на территории муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области.

Стратегия развития филиала ориентирована на региональное позиционирование вуза и предполагает интеграцию двух тенденций:

- оптимизацию использования собственного ресурсного потенциала (кадрового, научного, интеллектуального) в интересах регионального развития;

- максимальное использование вузом уникальных особенностей региона (геополитических, культурных, экономических) с целью обеспечения качества подготовки специалистов.

136

Выборгский институт (филиал) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, созданный в 2009 г. на базе Выборгского педагогического колледжа, развивается по пути регионального базового научно-образовательного центра. В соответствии с социально-экономическими потребностями Ленинградской области, филиал реализует общепедагогические, научные, интеграционные, потребительские, социальные задачи, удовлетворяя потребности граждан, общества и регионального рынка труда в качественном образовании и высококвалифицированных специалистах различного уровня подготовки. Под руководством головного университета, как центра непрерывного профессионального образования, осуществляется подготовка специалистов социальногуманитарного профиля с целью кадрового обеспечения дошкольного, общего специального, дополнительного образования, а также сферы социальной защиты населения Выборгского района и Ленинградской области.

Географическое положение Выборгского района, как пограничного региона России и Европейского союза, оказывает значительное влияние на развитие международного сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее интенсивно Выборгский район взаимодействует с приграничным регионом Финляндской Республики - Южной Карелией в сфере экономики и бизнеса, туризма, образования, экологии и окружающей среды, молодёжной политики, культуры и спорта, информационного обмена, местного самоуправления. В качестве субъектов международного сотрудничества выступают администрация муниципального образования, промышленные предприятия и бизнес-структуры, общественные организации, учреждения спорта и культуры, общеобразовательные школы и учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также учреждения социальной защиты населения.

Приграничность Выборгского района и традиционные интенсивные международные связи предъявляют специфические требования к выпускникам филиала: готовность к межкультурной коммуникации, взаимодействию в международной профессиональной среде, достаточное владение английским языком как языком международного общения, знание традиций и культурных особенностей сопредельной страны.

В то же время приграничное расположение Выборгского района является благоприятным условием для развития международных связей филиала:

- удобная логистика (расстояние до границы с Финляндией -27 км, до главного кампуса университета-партнёра филиала Сай-менского университета прикладных наук - 57 км);

137

- наличие заграничных паспортов, мультивиз и опыта посещения сопредельного государства у большинства сотрудников и студентов;

- личные связи в профессиональной среде и опыт участия в международных проектах, реализованных на уровне района, имеются у ряда преподавателей и студентов.

Перечисленные обстоятельства определили в качестве доминанты стратегического развития Выборгского института (филиала) интернационализацию образовательного процесса, международную деятельность - развитие связей с университетами Скандинавии в сфере профессионального образования.

Международная деятельность вузов России активизировалась в связи с присоединением к Болонскому процессу в 2003 г. Основным средством реализации приоритетных целей болонских реформ является академическая мобильность, предполагающая обучение студента в течение одного или двух семестров в зарубежном вузе. В этом смысле организовать академическую мобильность студентов выборгского филиала не представляется возможным по двум причинам:

- обучение студентов дневной формы осуществляется по программам среднего профессионального образования, а в наших вузах-партнёрах - по программе бакалавриата;

- в финских вузах не ведётся преподавание на английском языке по тем направлениям подготовки, которые реализует филиал.

В этой связи представляется актуальным научно-практический поиск других эффективных форм международного академического сотрудничества.

В соответствии с договорами о сотрудничестве Выборгский институт (филиал) активно взаимодействует с Сайменским университетом прикладных наук (Финляндия, Лаппеенранта), с общественной организацией Pelastakaa Lapset - «Спасите детей!» (Финляндия, Хельсинки). Ведутся переговоры о направлениях взаимодействия и подготовка договора о сотрудничестве с университетом Восточной Финляндии в г. Йоэнсуу. Отдельные мероприятия проводятся совместно с образовательным спортивным центром Паюлахти (Финляндия, Лахти), университетом г. Кристиандсанд (Норвегия).

Содержание международного сотрудничества формируется в соответствии с направлениями профессиональной подготовки. Основными формами сотрудничества являются обучающие семинары, ознакомительные визиты, рабочие встречи, посещения образовательных и социальных учреждений в России и Финляндии, научная деятельность, обмен опытом.

138

Анализ практики показал, что наиболее позитивным и заслуживающим обобщения является опыт организации и проведения международных обучающих семинаров.

Планы работы семинаров разрабатываются совместно российскими и финскими преподавателями во время рабочих встреч и включают лекции-презентации, самостоятельную работу студентов в смешанных группах, посещение учреждений. Содержание семинаров разрабатывается в соответствии с требованиями к знаниям, умениям и практическому опыту, определяемыми профессиональными модулями ФГОС по специальности.

Так, совместно с Сайменским университетом прикладных наук организованы и проведены следующие учебные семинары.

Для студентов СПО по специальности «Социальная работа» и «Дошкольное образование»:

- «Социальная работа с пожилыми людьми»;

- «Система дошкольного воспитания в России и Финляндии»;

- «Межкультурное взаимодействие в социальной сфере».

Для студентов СПО, обучающихся по специальности «Физическая культура», были организованы обучающие семинары совместно со спортивным центром Паюлахти:

- «Система физкультурно-оздоровительной работы»;

- «Спорт, здоровье и адаптивная физическая культура»;

- «Здоровье и фитнес - основа будущего».

На базе общественной организации Pelastakaa Lapset - «Спасите детей!» (Хельсинки) проведён обучающий семинар «Защита прав детей во всём мире», на котором обсуждались вопросы инклюзивного образования и социального проектирования в Финляндии. В нём приняли участие студенты различных специальностей.

Семинары проводятся регулярно, в соответствии с планом, поочерёдно на базе Выборгского филиала, Сайменского университета прикладных наук, спортивного центра Паюлахти. В них принимают участие группы студентов и преподавателей не менее 20 человек с каждой стороны.

С целью обеспечения эффективности международной деятельности филиала и в соответствии с одним из направлений научноисследовательской работы головного университета «Обобщение и распространение международного опыта в области непрерывного образования для устойчивого развития» организовано участие представителей профессорско-преподавательского состава и сотрудников филиала в следующих международных мероприятиях:

- конференции «Школа будущего» - опыт работы финских школ на примере региона Южной Карелии в г. Йоэнсуу (университет Восточной Финляндии, администрация г. Йоэнсуу);

139

- международном семинаре «Традиции и инновации в образовании на протяжении всей жизни. Опыт Скандинавии» (РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»), Финляндия - Швеция - Дания - Норвегия - Эстония;

- семинаре представителей вузов-партнёров Сайменского университета прикладных наук «Новые подходы в высшем образовании в России и Финляндии».

Международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина развивается с учётом специфики региона присутствия. Приграничность Выборгского района и традиционные интенсивные международные связи, с одной стороны, создают благоприятные условия для развития филиала, с другой, - определяют региональную специфику содержания и технологий образовательного процесса. Региональный компонент становится смыслообразующим и центральным моментом, определяющим развитие филиала.

Таким образом, международная деятельность Выборгского института (филиала) Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина ориентирована на достижение взаимосвязанных целей:

- целей болонских реформ высшего образования, которые определяются как обеспечение социальной и национальной представленности студентов в массовом высшем образовании; расширение практики образования в течение всей жизни; усиление студентоцентрированной направленности образовательного процесса; достижение синергии образования, исследований и инноваций;

- целей динамичного регионального развития, которое невозможно без взаимодействия в сфере культуры, бизнеса, образования с сопредельным государством.

Ю.Н. Стецюнич

Современный порядок получения бюджетных средств образовательным учреждением

Образование играет важную роль в жизни человеческого общества, поскольку развитие государства неразрывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Стратегическая цель государственной политики в области образования до 2020 года - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина (концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы).

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.