Научная статья на тему 'Понятие академической мобильности в гуманитарном знании'

Понятие академической мобильности в гуманитарном знании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кравцова Т. В.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностными характеристиками академической мобильности. Анализируется место «академической мобильности» в гуманитарном знании. Рассматривается академическая мобильность в контексте поликультурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF ACADEMIC MOBILITY IN THE HUMANITIES

This article is devoted to the issues connected with essential characteristics of academic mobility. The author analyzes the place of academic mobility in the humanities. Academic mobility is considered in the context of multicultural education.

Текст научной работы на тему «Понятие академической мобильности в гуманитарном знании»

дисбалансу молодого поколения, неопределенности будущего, ухудшению физического и психического здоровья молодежи.

1. Баскаков А. М., Соколова Ю. Г. Спутник исследователя по педагогике / под общей ред. А. М. Баскакова. Челябинск : ООО «Полиграф-Мастер», 2008. 600 с.

2. Водовозов В. И. Избранные педагогические сочинения / сост. В. С. Аранский. М. : Педагогика, 2006. 480 с.

3. Гусева Е. Б. Общественные объединения как субъект социально-культурной деятельности в условиях становления гражданского общества: дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 219 с.

© Гунбина С. В., Литвак Р. А, 2014

УДК 378

ПОНЯТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В ГУМАНИТАРНОМ ЗНАНИИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с сущностными характеристиками академической мобильности. Анализируется место «академической мобильности» в гуманитарном знании. Рассматривается академическая мобильность в контексте поликультурного образования.

Ключевые слова: академическая мобильность, социальная мобильность, педагогическая мобильность, культурная мобильность.

Т. В. Кравцова T. V. Kravtsova

CONCEPT OF ACADEMIC MOBILITY IN THE HUMANITIES

This article is devoted to the issues connected with essential characteristics of academic mobility. The author analyzes the place of academic mobility in the humanities. Academic mobility is considered in the context of multicultural education.

Keywords: academic mobility, social mobility, pedagogical mobility, cultural mobility.

В настоящее время процессы интернационализации общественной жизни затронули систему высшего образования, формируя единое мировое образовательное пространство. Одним из инструментов формирования гармонизации образовательных стандартов, подходов, учебных планов является академическая мобильность. Существует множество научных работ, посвященных данному вопросу, так как академическая мобильность плотно вошла в систему современного высшего образования и является одним из ведущих показателей эффективной работы вуза.

Собственно мобильность (от лат. тоЫ^ - подвижный) в пространственно-временном значении обычно понимается как способность к быстрому передвижению, действию; в значении качественной характеристики деятельности - как готовность к быстрому выполнению каких-либо заданий.

Изначально понятие «мобильность» появилось в социологии. Социальная мобильность означает перемещение индивидов между различными уровнями социальной иерархии. В научной литературе часто встречается понятие профессиональной мобильности, которая определяется как возможность и способность успешно переключаться на другую деятельность или менять вид труда. Общепринято сегодня выделение двух векторов социально-профессиональной мобильности, предложенное в свое время П. Сорокиным: вертикальная, т. е. совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида из одного социального слоя в другой; горизонтальная, т. е. совершенствование профессионального мастерства, повышение компетентности и эффективное использование личностных качеств

в профессиональном развитии, гибкость профессиональных взглядов и действий, способность личности к самовыражению в конкретных изменяющихся профессиональных условиях.

В социологии нередко употребляется понятие трудовой мобильности - способности приспосабливаться к условиям производства, новой технике, быть коммуникабельным. Она включает готовность и умение осваивать новую профессию, изменять место работы, профессию, должность, место жительства, образ жизни в целом, если это необходимо по условиям работы.

В психологии мобильность понимается как одно из качеств личности, как способность изменять себя в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями. Наряду с понятием «мобильность» в психологической литературе используется понятие «мобилизация», трактуемое как физиологический процесс, как психофизиологическая готовность человека к выполнению определенных действий.

В педагогике понятие «педагогическая мобильность» подразумевает способность педагога организовать соде-ятельность с другими субъектами образовательного процесса (учащимися, их родители, коллегами, администрацией) в соответствии с целями и задачами современной концепции образования, ценностями мировой, отечественной, региональной и национальной культуры, реализуя свою социокультурную и социально-профессиональную компетентность, в том числе в процессе осмысления и прогнозирования результатов организуемых им субъект-субъектных отношений [1, с. 10]

В культурологи присутствует «этническая мобильность» - термин, употребляемый для обозначения деятельности, направленной на этническое самоутверждение и самоопределение, и собственно культурная мобильность - «способность личности естественно воспринимать культурные традиции этноса, следовать принципу поликультурного плюрализма, стремится производить новые культурные ценности...» [1, с. 11].

Академическая мобильность многоаспектна. В содержании этого понятия присутствуют социологические, психологические, педагогические и культурологические компоненты. На данный момент абсолютно однозначного и официально принятого толкования термина «академическая мобильность» не существует ни в российском законодательстве, ни в ведомственных документах.

В рекомендациях Комитета министров Совета Европы в 1996 г. дано следующее определение: «Академическая мобильность - это перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный (обычно от семестра до года) период в другое образовательное учреждение (в своей стране и за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное заведение». Согласно определению Российского Совета академической мобильности (РОСАМ), академическая мобильность - это международный термин, означающий обеспечение получения дополнительных знаний для студентов, аспирантов, преподавателей вузов за рубежом.

М. А. Ставрук выделила четыре подхода к определению содержания понятия: функциональный (академическая мобильность рассматривается через такие виды деятельности, как передвижение, обучение, получение знаний, участие в программах и т. п); личностный (академическая мобильность как инструмент развития личностных качеств); культурологический (академическая мобильность как инструмент культурного интеллектуального обмена); виртуальный (академическая мобильность студентов в рамках дистанционного образования).

В ряде работ академическая мобильность понимается как социальное явление, являющееся основой создания конкурентоспособного европейского образовательного пространства. Так, Т. М. Трегубова делает акцент на европейскую составляющую: главной целью данного процесса она считает «дать возможность получить разностороннее «европейское» образование», «привить ему (обучающемуся. - Т. К.) чувство гражданина Европы» [2, с. 29]. В рамках другого направления академическая мобильность рассматривается исследователями как целенаправленно формируемое личностное качество субъектов образования, реализуемое личностью в процессе активной, самостоятельной, творческой деятельности. Примером может послужить определение Л. В. Зновенко, согласно которому академическая мобильность есть «личностное новообразование, которое является результатом деятельности субъекта образовательного процесса, предполагающей проектирование и реализацию индивидуального образовательного маршрута с учетом специфики выбранной профессии, тенденции развития рынка труда, опыта работы,

социального опыта и тенденций развития международных и национальных образовательных систем» [3, с. 290]. В литературе встречается множество других дефиниций.

В Концепции развития академической мобильности в Российской Федерации понятие «академическая мобильность» рассматривается как обучение, преподавание, проведение исследований за рубежом, после чего учащийся, преподаватель или исследователь возвращается в свое основное учебное или научное заведение. Данный феномен не включает в себя эмиграцию.

Проанализировав основные характеристики и содержание понятия «мобильность», отметим, что сущность академической мобильности схожа по некоторым признакам со всеми видами мобильности. Так, академическая мобильность имеет те же характеристики, что и социально-профессиональная мобильность, если они будут спроецированы на процесс обучения студентов. Можно утверждать, что академическая мобильность студентов, так же как и социально-профессиональная мобильность специалиста, имеет два вектора - горизонтальное развитие академической мобильности, т. е. переход студента на более высокий образовательный уровень (например, с первого цикла обучения (бакалавриат) на второй (магистратура) и т. д.); вертикальное развитие академической мобильности, т. е. становление и развитие в процессе обучения базовых, ключевых и специальных компетен-тностей, личностное развитие студента (в том числе его интерес к структурам дополнительного профессионального образования), развитие творчества, гибкость взглядов, формирование умения выбора собственного образовательного маршрута и т. д.

Академическая мобильность имеет связь с мобильностью в психологическом знании, выступая как способ самореализации и развития определенных личностных качеств. По мнению В. Папацибы, «мобильность. способствует появлению более свободного человека. Академическая мобильность укрепляет веру человека в то, что он в состоянии справиться с изменившейся окружающей обстановкой, контролировать себя...» [4, р. 29].

Академическая мобильность тесно связана с педагогической мобильностью, так как не только мобильными должны быть студенты, но и их преподаватели должны обеспечивать высокое качество обучения за счет участия в программах международного обмена.

С точки зрения культурологического подхода академическая мобильность является прекрасным средством получения и передачи знаний и является инструментом культурного и интеллектуального обмена [5, с. 41].

Таким образом, попробуем дать определение понятия «академическая мобильность студентов», основываясь на трактовках данного понятия в разных науках. Академическая мобильность студентов - это возможность самореализации и развития определенных личностных качеств путем продолжения своего образования в зарубежных высших учебных заведениях, в виде участвуя в образовательных программах и приобретения практического опыта за рубежом, в процессе культурного и образовательного обмена.

По нашему мнению, культурологический подход к определению академической мобильности является одним

Гуманитарные исследования • 2014 • № 3 (4)

89

из ведущих. Данный подход основан на концепции диалога культур как необходимого инструмента формирования единого мирового поликультурного образовательного пространства. В связи с этим хотелось бы охарактеризовать понятие «академическая мобильность» в контексте поликультурного образования.

Связь между поликультурным образованием и академической мобильностью очевидна. Первое призвано, с одной стороны, способствовать сохранению и развитию культурного наследия своей страны, а с другой стороны, формировать умения и навыки межнационального общения, осуществлять социокультурную адаптацию к условиям жизни в поликультурном современном обществе, а также содействовать открытости своей культуры по отношению к другим странам. Этому способствует академическая мобильность, для развития которой необходимо обладать такими компонентами поликультурного образования, как профессионально-ориентированное знание иностранных языков и образовательных программ, знание культуры, традиций и прав человека в разных странах, иметь ряд ценностных установок и мировоззренческих взглядов, основанных на полном уважении к другим культурам, обладать определенными личностными качествами и способностями.

Развитие академической мобильности обусловлено не только внешними факторами, но и внутренней потребностью самой личности, ее способностью и готовностью изменяться и преобразовывать себя. Предпосылкой для развития данных способностей является поликультурное образование: сформированные общекультурные, профес-

УДК 659.44

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИЙ В ВЫСТАВОЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ СФЕРЫ BUSINESS-TO-BUSINESS

В статье выявляется специфика выставочных коммуникаций в сфере business-to- business. Авторы определяют особенности деловой коммуникации в сфере деятельности организаций и определяют отличительные черты В2В-мар-кетинга. В статье приводятся результаты исследований по организации и проведению продуктовой выставки и выставки компаний-производителей рекламы. Определен характер целевой аудитории и названы приемы работы с лидерами мнений и стейкхолдерами.

Ключевые слова: выставочные коммуникации, деловые коммуникации, сфера business-to-business, коммуникации организации, маркетинг организаций, особенности В2В-коммуникации, выставочные проекты.

Выставки как составляющая интегрированных коммуникаций организации сегодня по-прежнему актуальны, а эффективность их использования активно обсуждается профессионалами-коммуникаторами: маркетологами, спе-

сиональные компетенции и культурные ценности. Таким образом, обращаясь к ценностям поликультурного образования, академическую мобильность можно определить как интегративную характеристику личности, определяющую успешную адаптацию к условиям обучения в иноязычной среде посредством поликультурного образования.

1. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2001. 470 с.

2. Трегубова Т. М. Академическая мобильность преподавателей и студентов // Казанский педагогический журнал. 2006. № 2. С. 28-30.

3. Зновенко Л. В. Категория «академическая мобильность студентов» в современных педагогических исследованиях России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 32. Т. 11. С. 288-292.

4. Papatsiba V. Political and individual rationales of student mobility: a case-study of ERASMUS and French regional scheme for studies abroad // European journal of education. 2005. Vol. 40,2.

5. Ставрук М. А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: дис. ... канд. пед. наук. Сургут, 2011. 349 с.

© Кравцова Т. В., 2014

Н. А. Мельникова, Ю. С. Горбачева N. A. Melnikova, Yu. S. Gorbachova

SPECIFICS OF COMMUNICATIONS IN EXHIBITION TECHNOLOGIES OF BUSINESS-TO-BUSINESS FIELD

The exhibition communications specificity in business-to-business (B2B) field is revealed in the article. The authors define business communication particularities in the field of organization practice and bring out distinctive B2B-marketing features. The results of the research on arranging and conducting a product exhibition and exhibitions of advertising manufacturing companies are presented in the article. The target audience character is determined and the techniques of working with opinion leaders and stakeholders are identified.

Keywords: exhibition communications, business communications, business-to-business field, communications of organization, marketing of organizations, B2B-communication particularities, exhibition projects.

циалистами по связям с общественностью, рекламистами. Исследователи отмечают несколько аспектов, особенно интересных на современном этапе теоретического осмысления выставочных технологий: снижение эффективности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.