Научная статья на тему 'Социально-психологическая готовность студентов инженерного вуза в контексте академической мобильности'

Социально-психологическая готовность студентов инженерного вуза в контексте академической мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА / ACADEMIC MOBILITY / SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS / ENGINEERING STUDENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шагеева Фарида Тагировна, Ерова Диляра Раисовна

В статье доказана необходимость формирования социально-психологической готовности студентов инженерного вуза к участию в программах академической мобильности. Представлена выявленная структура готовности к академической мобильности студентов, получающих инженерное образование, которая включает в себя профессионально-знаниевую, иноязычно-коммуникативную и социально-психологическую готовность. Социально-психологическая готовность будущих инженеров впервые рассмотрена в контексте академической мобильности. Показана четырехкомпонентная структура социально-психологической готовности студентов инженерного вуза к академической мобильности; обоснована схема ее поэтапного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шагеева Фарида Тагировна, Ерова Диляра Раисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS OF ENGINEERING OF THE UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF ACADEMIC MOBILITY

The article proves the necessity of formation of socio-psychological readiness of students of engineering of the University to participate in academic mobility programmes. Are revealed the structure of readiness for academic mobility of students in engineering education, which includes vocational knowledge readiness, foreign language-communicative and socio-psychological readiness. Socio-psychological readiness of future engineers first considered in the context of academic mobility. Shows a four-part structure of the socio-psychological readiness of students of engineering of the University to academic mobility, the article presents the schedule of its gradual formation.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая готовность студентов инженерного вуза в контексте академической мобильности»

УДК 378.147

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ

АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Ф.Т. Шагеева, Д.Р. Ерова

Аннотация. В статье доказана необходимость формирования социально-психологической готовности студентов инженерного вуза к участию в программах академической мобильности. Представлена выявленная структура готовности к академической мобильности студентов, получающих инженерное образование, которая включает в себя профессионально-знаниевую, иноязычно -коммуникативную и социально-психологическую готовность. Социально-психологическая готовность будущих инженеров впервые рассмотрена в контексте академической мобильности. Показана четырехкомпонентная структура социально-психологической готовности студентов инженерного вуза к академической мобильности; обоснована схема ее поэтапного формирования.

Ключевые слова: академическая мобильность, социально-психологическая готовность, студент инженерного вуза.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS OF STUDENTS

OF ENGINEERING OF THE UNIVERSITY IN THE

CONTEXT OF ACADEMIC MOBILITY

F. Shageeva, D. Erova

Abstract. The article proves the necessity of formation of socio-psychological readiness of students of engineering of the University to participate in academic mobility programmes. Are revealed the structure of readiness for academic mobility of students in engineering education, which includes vocational knowledge readiness, foreign language-communicative and socio-psychological readiness. Socio-psychological readiness of future engineers first considered in the context of academic mobility. Shows a four-part structure of the socio-psychological readiness of students of engineering of the University to academic mobility, the article presents the schedule of its gradual formation.

Keywords: academic mobility, socio-psychological readiness, engineering student of the University.

Одной из основных задач высшего образования в настоящее время становится не только качественная подготовка будущих инженеров к профессиональной деятельности, но и их социально-психологическая готовность к учебной и профессиональной жизни вне вуза. Студенты инженерного вуза, нуждаются в освоении самых современных технологий и производственных инноваций. Современный инженер в процессе своей профессиональной деятельности должен работать на «опережение», на развитие существующих техники и технологий [2]. Для того чтобы быть конкурентоспособным на мировом рынке труда и быть способным положительно влиять на развитие экономики собственной страны, ему необходимо расширять свои интересы, осваивать опыт не только базового предприятия выпускающей кафедры, но и опыт других предприятий, корпораций и регионов страны, мира [4].

Одним из ключевых факторов мирового технологического развития становится академическая мобильность. Категория академической мобильности рассматривается

исследователями в различных аспектах. Различают международную, межрегиональную, внутригородскую, межвузовскую академическую мобильность; она может быть вертикальной и горизонтальной, виртуальной и физической. Кроме того, академическую мобильность рассматривают как процесс и как интегративное личностное качество [5]. Мы придерживаемся следующего определения: академическая мобильность - это перемещение студентов на определенный академический период в другое высшее учебное заведение для обучения или проведения исследований.

Для осуществления какого-либо вида деятельности студенту необходимо обладать сформированной на достаточном уровне готовностью к ней. Нами установлено, что для реализации академической мобильности студентов инженерного вуза необходимо сочетание нескольких составляющих. Это -сформированные на высоком уровне профессиональные знания, умения и навыки плюс иноязычно-коммуникативная готовность. Но, для того чтобы студент мог в условиях

академической мобильности реализовать имеющиеся у него профессиональные знания и применить знание иностранного языка, он должен обладать еще и социально-психологической готовностью к ней.

Обобщенный анализ источников по данной проблеме показал, что различным аспектам и проблемам академической мобильности за последние годы был посвящен ряд исследований авторов таких как: Н.К. Дмитриева, Э.Л. Емельянова, Л.В. Зновенко, М.Г. Минин, И.А. Оденбах, М.А. Ставрук, Т.М. Трегубова, А.И. Чумаченко [3;5].

Авторами рассматривались проблемы развития академической мобильности с различных точек зрения: как организационный и административный ресурс образовательной системы РФ; как условие реализации положений Болонского процесса в других странах, как источник развития непрерывного образования; как средство применения потенциала информационных технологий. Однако с точки зрения формирования социально-

психологической готовности студентов инженерных вузов к академической мобильности вопрос изучен до сих пор не был.

Анализ требований образовательных стандартов, требований различных

международных организаций, предъявляемых к инженерам, показал, что помимо профессиональных инженерных знаний, знаний инженерной экономики, проектирования инженерных решений, большое внимание отводится наличию у инженера определенных личностных качеств, таких как: умение работать в команде, социальная ответственность, коммуникативные навыки, творческий поиск в рамках профессии [1]. Эти качества, по сути, также обеспечивают академическую и профессиональную мобильность инженера.

Социально-психологическая готовность студентов инженерного вуза к академической мобильности - это интегративная личностная характеристика, включающая в себя четыре компонента:

- мотивационный компонент: обусловливает наличие устойчивой внутренней мотивации к реализации возможностей академической мобильности в деятельности и поведении, готовность к разрешению изменяющихся социально-учебных и профессиональных ситуаций;

- когнитивный компонент: обеспечивает наличие знаний, лежащих в основе социально-психологической готовности студентов инженерного вуза к академической мобильности;

- личностно-деятельностный компонент: характеризует наличие социально-психологических характеристик личности, необходимых для успешной деятельности и успешного взаимодействия будущего инженера в процессе академической мобильности; социальные умения и навыки;

- коммуникативный компонент: позволяет успешно реализовывать академическую мобильность, выражается в умении общаться и работать в системе межличностных отношений, разрешать конфликты, налаживать контакты, необходимые для организации и реализации академической мобильности.

Нами разработана, обоснована и экспериментально подтверждена на базе Казанского национального исследовательского технологического университета схема поэтапного формирования социально-психологической

готовности студентов инженерного вуза к академической мобильности. Все этапы влияют на формирование каждого компонента социально-психологической готовности, однако, на каждом этапе выделяется приоритетный компонент формирования. Так, сформированный первоначально на достаточно высоком уровне мотивационный компонент социально-психологической готовности к академической мобильности будет способствовать развитию интереса студента в приобретении социально-психологических знаний, в повышении уровня подготовки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла, то есть послужит базой для формирования когнитивного компонента. В свою очередь, сформированный когнитивный компонент даст основу для формирования и развития личностных качеств, необходимых в процессе академической мобильности. Так как будущий инженер в процессе приоритетного формирования мотивационного и когнитивного компонентов будет четко понимать и осознавать - над какими личностными качествами ему необходимо работать, он будет обладать внутренней мотивацией и знаниями для формирования личностно-деятельностного

компонента социально-психологической

готовности к академической мобильности. Далее, на основе внутренней мотивации, приобретенных знаний и благодаря сформированным личностным качествам, таким как ответственность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, возможно эффективное формирование коммуникативного компонента социально-психологической готовности

студентов инженерного вуза к академической мобильности.

Целенаправленная работа по формированию социально-психологической готовности

будущего инженера к академической мобильности позволяет не только сформировать у него мотивацию к расширению круга профессиональных интересов, но и развивать личностные качества, позволяющие эффективно применять на практике знания о возможностях и

программах академической мобильности и умения построения собственного

образовательного маршрута.

Социально-психологическая готовность студентов инженерного вуза впервые рассмотрена в контексте академической мобильности, что может служить основой для дальнейших исследований.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста в процессе гуманитарной подготовки / Р.Х. Гильмеева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1(3). - С. 30-34.

2. Каргапольцева Н.А. Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 11(160). -С. 231-233.

3. Минин М.Г. Совершенствование процесса формирования навыков трудоустраиваемости и

карьеры студентов вуза / М.Г. Минин, А.В. Новоклинова // Известия Алтайского государственного университета. - 2013. - № 2-1(78). - С. 033-035.

4. Чучалин А.И. Цели и результаты освоения профессиональных образовательных программ / А.И. Чучалин // Высшее образование в России. - 2014. - № 2. - С. 5-16.

5. Шагеева Ф.Т. Формирование академической мобильности будущих инженеров: проблема и пути решения / Ф.Т. Шагеева, Д.Р. Ерова, О.Е. Гаврилова // Казанская наука. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2014. - № 11. - С. 245-247.

Сведения об авторах:

Шагеева Фарида Тагировна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Ерова Диляра Раисовна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры инженерной педагогики и психологии, старший преподаватель кафедры технологии изделий из пиротехнических и композиционных материалов ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: [email protected]

Data about the authors:

F. Shageeva (Kazan, Russia), doctor of pedagogical sciences, professor of the department of engineering pedagogics and psychology of the "Kazan national research technological University", e-mail: [email protected]

D. Erova (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department of engineering pedagogy and psychology, senior lecturer of the department of technology products of pyrotechnic and composite materials of the "Kazan national research technological University", e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.