Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 94-98.
УдК 378.014.5:159.953 ББК 74.5
понятие мобильности. виды мобильности. академическая мобильность
О. В. Проскура, И. Ю. Герасимчук
ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», Томск, Россия
Уточняются понятия: мобильность, академическая мобильность. Определяются виды, типы мобильности и их взаимосвязь. Определяется понятие категории мобильности, факторы становления мобильности.
Ключевые слова: мобильность, социальная мобильность, личностная мобильность, профессиональная мобильность, академическая мобильность.
Осуществление профессиональной деятельности, в т. ч. педагогической, ставит перед человеком определённые требования: он должен быть профессионально компетентен, социально адаптирован, активен и др. Работая в постоянно изменяющихся условиях, педагог должен быть готов к возможным изменениям. С нашей точки зрения, это состояние может быть обозначено как «мобильность».
Мобильность — понятие междисциплинарное. Данное качество связывается исследователями с гибкостью и подвижностью мотивации, сознательным изменением стереотипов и пластичностью. Для успешной реализации в современном мире человеку необходимо обладать психологической гибкостью, способностью делать выбор и осуществлять творческую деятельность, т. е. быть мобильным. Для этого человеку требуется осознание своих внутренних ориентаций.
Хотя исследователи определяют мобильность как социальный феномен, изучая её, они анализируют тип мобильности, который соответствует их научному интересу. Таким образом, выделяются несколько видов мобильности:
- социальная;
- профессиональная;
- социокультурная;
- культурная;
- академическая.
Также существует личностная мобильность, которая лежит в основе формирования остальных типов мобильности личности и определяет их уровень развития.
Прежде чем реализовать имеющийся потенциал мобильности, необходимо её сформировать. Сформированная личностная мобильность позволяет выбрать траекторию других типов мо-
бильностей без ущерба для личности, для целей эффективного самосовершенствования. То есть мобильность зависит от индивидуальных характеристик человека, таких как потребности, интересы, ценностные ориентации, моральные качества и другие мотивационные факторы. Можно определить схему реализации мобильности следующими основными элементами: потребности — интересы — мотивы.
Мобильность делится на горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.
Различают индивидуальную мобильность — перемещение одного человека независимо от других, и групповую — перемещение происходит коллективно. Кроме того, выделяют географическую мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (международный и межрегиональный туризм). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции — перемещение из одного места в другое с переменой статуса [1].
Категория мобильности рассматривается исследователями в двух направлениях: как процесс и как интегративное личностное качество. Как качество личности все виды мобильности представлены через её индивидуально-психологические особенности (способности) и активно-действенное состояние (готовность). В зависимости от сферы интересов исследователей выделяются различные виды способностей и готовности. При этом все едины в том, что предпосылкой для развития способностей являются образование, сфор-
мированные общекультурные и профессиональные компетенции, интериоризированные культурные ценности, а условием развития способностей выступает активная деятельность субъектов.
Становление перечисленных видов мобильности обусловлено как внешними, так и внутренними факторами. К внешним факторам, содействующим формированию различных видов мобильности, относятся изменения окружающей среды и эволюционирующие требования к индивиду. К внутренним — присущая всем видам мобильности потребность в самореализации, самосовершенствовании и саморазвитии.
Определяя личностную мобильность, большинство учёных делают акцент на целенаправленной активности личности по самоизменению, саморазвитию и самосовершенствованию. Личностная мобильность понимается нами как подвижность внутренних состояний субъектов. Личностное изменение представляет собой следствие внутреннего содержания личности, её потенциал и приводит к появлению новых аспектов творческой деятельности человека. Генератором личностного саморазвития, перехода потенциального бытия в актуальное является личностная мобильность. Личностная мобильность проявляется в субъективной стороне активности личности и является неотъемлемым, самым динамичным элементом процесса самосовершенствования личности.
Под социальной мобильностью понимается перемещение отдельных лиц или групп в социальной позиции с течением времени. Чаще всего, социальная мобильность означает изменение благосостояния и социального статуса отдельных лиц или семей. Тем не менее это может также относиться к изменениям уровня грамотности, образования или других переменных между группами.
Социальная мобильность обычно относится к вертикальной мобильности, что подразумевает движение отдельных лиц или групп вверх или вниз с одного социально-экономического уровня на другой. Хотя в некоторых случаях социальная мобильность используется для обозначения горизонтальной мобильности, которая является движением от одного положения в другое в пределах одного социального уровня, как тогда, когда кто-то изменяет одну работу на равноценно престижную другую работу.
При определении овладения социальной мобильностью учёные исходят из способностей и
внутренних качеств личности: это умение анализировать, оценивать, саморазвиваться и т. д. Следовательно, для реализации социальной мобильности недостаточно существования внешних социальных условий, необходимы личностные способности, желание и умение осуществлять социальную мобильность.
Профессиональная мобильность определяется как процесс перемещения индивидов между группами внутри профессиональной структуры общества, участвуя в котором они полностью или частично изменяют свой профессиональный статус (А. Мартенс, А. Шелтон, Э. Ф. Зеер, Д. В. Чернилевский, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, З. А. Решетова, А. М. Столяренко и др.).
Базу профессиональной мобильности личности составляет высокий уровень профессиональных знаний, владение профессиональными приёмами и умениями, эффективное и качественное их применение при выполнении каких-либо заданий в сфере своей профессии.
Понятие профессиональной мобильности может рассматриваться с двух позиций:
1) с одной стороны, это изменение позиций, вызванное внешними условиями, а именно: отсутствием рабочих мест, низкой заработной платой, бытовой неустроенностью работников и т. д., что вызывает необходимость их адаптации к реальным жизненным позициям;
2) с другой, профессиональную мобильность можно рассматривать как внутреннюю свободу, самосовершенствование личности, основанное на стабильных ценностях и потребности в самоорганизации, самоопределении и саморазвитии, способности быстро реагировать на изменения в социуме благодаря образованности и профессиональной компетентности.
Профессиональная мобильность является механизмом социальной адаптации, позволяет человеку управлять ресурсами субъектности и профессиональным поведением. Уровень профессиональной мобильности определяет уровень адап-тированности и конкурентоспособности личности на рынке труда.
Социокультурная мобильность представляет собой творческий процесс, так как в время деятельности человека происходит создание новых ценностей, построение нового общества и новых отношений. Подвижность внутренних состояний социальных субъектов и есть социокультурная мобильность. Социокультурная мобильность
96
О. В. Проскура, И. Ю. Герасимчук
проявляется в субъективной стороне активности личности и является неотъемлемым, самым динамичным элементом социального процесса.
Говоря о социокультурной мобильности, необходимо также отметить следующие качества личности, которые определяют сформированность данного вида мобильности: нравственную репутацию поведения, духовность, экологическую культуру, коммуникативность, социальное творчество, способность к сотрудничеству, самоконтроль и рефлексию.
Говоря о культурной мобильности, мы подразумеваем способность личности к свободному и критическому мышлению, рефлексии событий, умению находить нестандартные решения в новых ситуациях, предвидеть характер и ход изменений, как в изучаемой области, так и в общественном развитии [2]. Культурная мобильность обеспечивает разнообразие и живость мысли и речи человека, инновационный подход к решению задач.
В различных странах понятие «академическая мобильность» исторически приобрело свою специфическую окраску. В США под ним подразумевают различные программы обмена студентами и образовательными программами. В Европе с развитием процессов интеграции данное понятие получило более широкую трактовку, включающую в себя элементы программ, предназначенных для мобильности профессорско-преподавательского состава, научные программы и программы повышения квалификации.
Академическая мобильность с точки зрения зарубежных лингвистов имеет два лексических значения:
первое — это право свободно перемещаться и проживать в странах, входящих в Европейское содружество, и право получения профессионального образования в своей стране и других государствах. В данном случае под мобильностью понимается физическое перемещение человека в общемировом образовательном пространстве;
второе рассматривается как способность человека к адаптации в современном политкультур-ном обществе и проживанию в нём, умение устанавливать контакт с иностранными гражданами, преодоление трудностей, возникающих в процессе общения с представителями другой культуры.
Термин «академическая мобильность» подразумевает перемещение студентов и преподавателей высших учебных заведений на определённый период в другое образовательное или научное за-
ведение в пределах или за пределами своей страны с целью обучения или преподавания [3].
При таком подходе академическая мобильность рассматривается как атрибут современной среды, помогающий расширить социальные, экономические, культурные и политические взаимоотношения и связи. Однако нельзя свести понимание категории академической мобильности только к передвижению человеческого капитала, обмену интеллектуальным продуктом и сотрудничеству в области образования и науки. Для осуществления мобильности на всех её уровнях субъекты расширяющегося образовательного пространства должны обладать определёнными личностными качествами и способностями, которые позволят им стать бенефициантами открывающихся возможностей и перспектив. Так, например, по мнению Н. С. Бринёва, академическая мобильность — это неотъемлемая форма существования интеллектуального потенциала и возможность самим формировать свою образовательную траекторию и в рамках образовательных стандартов выбирать предметы, курсы, учебные заведения в соответствии со своими склонностями и устремлениями [2].
Таким образом, данная категория рассматривается исследователями как признак внутренней свободы, способствующий становлению самостоятельной, целеустремлённой и пытливой личности, умеющей критически оценивать собственные способности, определять цели и маршрут индивидуального развития. В связи с этим целесообразно отметить, что необходимость продвижения и развития академической мобильности обучающихся обусловлена не только внешними факторами, но и внутренней потребностью самой личности. Ряд отечественных исследователей (Л. В. Зновенко, А. Н. Шеремет, С. Н. Рягин, И. Н. Айнутдинова) рассматривают академическую мобильность как личностное качество, формируемое в процессе обучения и необходимое для дальнейшего личностного и профессионального роста, интеграции в общество с целью самореализации, внесения посильного вклада в экономику, политику и культуру как своей, так и других стран, совершенствования самого себя и окружающего мира.
Выводы. Рассмотрев разные типы мобильности личности, необходимо отметить, что различные науки затрагивают аспекты личности и акцентируют внимание на особенностях и свойствах, отвечающих их научным интересам.
Социология выводит на передний план социальную роль личности, психология — самосознание, а педагогика — деятельность личности по саморазвитию.
Проанализировав особенности различных типов мобильности, мы можем сделать вывод о взаимосвязи всех видов для обеспечения академической мобильности. Так, личностная мобильность необходима для создания мотивации участия в академической мобильности, а профессиональная важна для успешной её реализации. Социокультурная и культурная мобильность обеспечивают успех социальных взаимоотношений и культурной адаптации.
Следовательно, академическая мобильность субъектов образовательного процесса выраже-
на не только в свободном передвижении обучающихся через границы национальных государств, но и в способности и готовности к непрерывному самообразованию в мультикуль-турной среде.
Проанализировав различные определения академической мобильности и особенности различных типов мобильности, мы считаем, что понятие академической мобильности может быть сведено к следующему определению — это целостное личностное качество, формируемое в процессе обучения и представляющее динамичное состояние составляющих его компонентов, характеризующее способность и готовность личности адаптироваться, изменяться и преобразовывать себя и окружающую среду.
Список литературы
1. Калиновский, Ю. И. Праксиология исследовательской деятельности: монография /Ю. И. Калинов-ский ; Соликам. гос. пед. ин-т. 2-е изд., испр. и доп. Соликамск : СГПИ, 2008. 236 с.
2. Бринёв, Н. С. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования [Электронный ресурс] / Н. С. Бринёв, Р. А. Чуянов. URL: http://www.prof.msu.ru/ publ/omsk2/o60.htm
3. Котмакова, Т. Б. Формирование личностной мобильности как профессионального качества будущих специалистов в процессе обучения в вузе / Т. Б. Котмакова. Комсомольск-на-Амуре, 2011. 20 с.
Сведения об авторах
Проскура Оксана Васильевна — аспирант кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнёрства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, специалист по учебно-методической работе Института международного образования и языковой коммуникации, Томск, Россия. [email protected]
Герасимчук Прима юрьевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнёрства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, заведующая языковым центром Института международного образования и языковой коммуникации, Томск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 94-98.
concept of mobility. kinds of mobility. academic mobility
O. V. Proskura
Postgraduate Student of the Department ofEngineering Pedagogy Institute of Strategic Partnership Development and Competences of National Research Tomsk Polytechnic University, Expert in Educational Work of the Institute for International Education and Language Communication, Tomsk, Russia. [email protected]
I. Yu. Gerasimchuk
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Engineering Pedagogy Institute of Strategic Partnership Development and Competences of National Research Tomsk Polytechnic University, Head of Language Department of the Institute for International Education and Language Communication, Tomsk, Russia. [email protected]
98
O. B. npocKypa, H. W. repacwMuyK
Concepts are specified: mobility, academic mobility. Kinds, types of mobility and their interrelation are
defined. Mobility category concept and mobility formation factors are defined.
Keywords: mobility, social mobility, personal mobility, professional mobility, academic mobility.
References
1. Kalinovskiyj, Yu. I. Praksiologiya issledovateljskoyj deyateljnosti [Praxeology research activities] : mono-grafiya / Yu. I. Kalinovskiyj // Solikamskiyj gosudarstvennihyj pedagogicheskiyj institut. 2-e izd., ispr. i dop. Solikamsk : SGPI, 2008. 236 s.
2. Brinev, N. S. Akademicheskaya mobiljnostj studentov kak faktor razvitiya processa internacionalizacii obrazovaniya [Academic mobility of students as the factor of development of the process of internationalization of education] [Ehlektronnihyj resurs] / N. S. Brinev, R. A. Chuyanov. URL: http://www.prof.msu.ru/publ/ omsk2/o60.htm
3. Kotmakova, T. B. Formirovanie lichnostnoyj mobiljnosti kak professionaljnogo kachestva buduthikh spe-cialistov v processe obucheniya v vuze [Development of personal mobility as a professional quality of future specialists in the process of education] / T. B. Kotmakova. Komsomoljsk-na-Amure, 2011. 20 s.