ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 2
КРИТЕРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
Т.Б. Котмакова
(Дальневосточный государственный университет путей сообщения (г. Хабаровск);
e-mail: [email protected])
В статье рассматривается актуальность развития личностной мобильности у студентов технического профиля, приводятся результаты эксперимента по определению уровня развития данного качества. Описываются педагогические условия успешного развития личностной мобильности.
Ключевые слова: личностная мобильность, критерии личностной мобильности, педагогические условия.
Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения обусловливают необходимость воспитания мобильной, творческой, всесторонне развитой личности будущего специалиста технического профиля, обладающего способностью к активным действиям, умением ориентироваться в информационном пространстве, перестраиваться в соответствии с квалификационными задачами, быть коммуникативным и способным работать в команде. Следовательно, в ситуациях изменяющихся условий жизнедеятельности личностная мобильность субъекта является показателем его востребованности на рынке труда.
Практика показывает, что для осуществления различных видов мобильности (академической, социальной, профессиональной, социокультурной и др.) с позитивным результатом для личностного роста необходима сформированная личностная мобильность. Личностная мобильность позволяет выбрать траекторию других видов мобильностей без ущерба для личности с целью повышения уровня саморазвития человека. Следовательно, важность влияния личностной мобильности на осуществление других видов мобильности не вызывает сомнений.
Анализ научной литературы по вопросу о феномене мобильности в социологии (П.А. Сорокин, Р. Бенедикс, П. Блау, Г.Е. Зборовский, М.С. Комаров, С.М. Липсет и др.), педагогике (А.В. Мудрик, Б. Скин-нер, Н.М. Таланчук, Ю.И. Калиновский и др.), психологии (М.Н. Рут-кевич, С.С. Фролов, Э.Ф. Зеер, Л.М. Митина и др.) позволяет нам рассматривать личностную мобильность как проявление внутренней свободы личности, как умение отбросить сформированные стереотипы и взглянуть на жизненную и профессиональную ситуацию по-новому, нестандартно, выходя за рамки обыденного. Это под силу личности творческой, обладающей дивергентным мышлением и креативными
способностями. Поэтому основой личностной мобильности в современный период развития общества является сформированность творческих способностей будущих специалистов.
Быть готовым к личностной мобильности означает быть активным, рефлексирующим, самоопределяющимся в ситуации, способным к саморазвитию и осознанному самосовершенствованию, к пересмотру своей жизнедеятельности, пониманию и принятию потребностей времени и общества. Такой выбор сопряжен с рефлексией самосознания, оценкой форм своей деятельности посредством универсального критерия — жизни человека как высшей ценности. Это может быть выбором новой социальной роли, профессиональной позиции, способов достижения поставленных целей. Но главное следствие личностной мобильности — осмысление и выделение для себя новых мотивов поведения, открывающих новые смыслы деятельности. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность особенно реально проявляется как субъект деятельности.
В рамках нашего исследования мы даем следующее определение личностной мобильности. Личностная мобильность — это интегра-тивное качество личности, проявляющееся в сформированной мотивации к обучению, способности к творческой деятельности, эффективному общению и позволяющее личности находиться в процессе активного саморазвития.
Опираясь на результаты анализа научных работ И.В. Василенко, Л.А. Амировой, Л.В. Горюновой и др., нам представляется необходимым выделить в структуре личностной мобильности будущего специалиста технического профиля следующие компоненты:
• рефлексивный, представленный возможностью и готовностью осмысления своей деятельности и себя в ней с целью ее прогнозирования, критического анализа, оценки эффективности для саморазвития;
• когнитивный, представленный опытом личности, ее знаниями, умениями и навыками, а также стремлением индивидуума к познанию, мотивацией и интересом к обучению;
• коммуникативный, который характеризуется способностью личности к продуктивному общению, гибкому поведению и умением презентовать себя;
• креативный, определяемый способностью к творческой деятельности [1—4].
Таким образом, личностная мобильность в единстве всех ее четырех компонентов — это внутренний потенциал личности, обеспечивающий будущему специалисту технического профиля потребность в саморазвитии, установлении контактов с другими людьми и творческом отношении к деятельности.
Анализ теоретических основ личностной мобильности позволил определить критерии указанного феномена: личностно-развивающий,
когнитивно-креативный и коммуникативно-поведенческий, и выделить три уровня сформированности личностной мобильности у человека: высокий, средний и низкий. В соответствии с вышеуказанными уровнями можно рассмотреть три типа личности.
Для мобильного типа характерна сформированная потребность в саморазвитии, развита рефлексия. Обладатель мобильного типа имеет высокую степень мотивации к обучению, легко вступает в контакт с людьми, умеет презентовать себя, его поведение отличается высоким уровнем гибкости, деятельность характеризуется творческим отношением.
Проявление личностной мобильности по ситуативно-мобильному типу характеризуется тем, что потребность в саморазвитии формируется внешними факторами, в зависимости от ситуации. Когда внешние факторы исчезают, потребность в саморазвитии теряет актуальность. Мотивация к обучению развита слабо, недостаточно сформирована способность находить контакт с людьми. Творческая деятельность носит ситуативный характер.
Характерными признаками немобильного типа личности являются отсутствие потребности в саморазвитии, неумение находить контакт с людьми, отсутствие мотивации к обучению и равнодушное отношение к творческой деятельности.
Результаты экспериментального исследования, проведенного на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения г. Хабаровска, в котором приняли участие 182 студента 1-2-го курсов, свидетельствуют о том, что 98,3% студентов, будущих специалистов технической сферы, определяют личностную мобильность как необходимое качество для будущего специалиста.
Респонденты понимают мобильность как проявление лидерских качеств, способность добиваться поставленной цели и быстро адаптироваться в новой обстановке. Важным для нашего исследования является то, что большинство студентов понимают личностную мобильность как процесс саморазвития личности.
Анализ эксперимента свидетельствует о недостаточном уровне развития личностной мобильности у будущих специалистов технического профиля. У студентов выявлены наиболее низкие показатели по критерию "личностно-развивающий". Результаты исследования показали, что активным уровнем саморазвития не обладает ни один из студентов. У 46,9% студентов в контрольной группе и 48,5% в экспериментальной группе отсутствует сложившаяся система саморазвития. Данные студенты относятся к ситуативно-мобильному типу. Саморазвитие студентов со средним уровнем развития личностной мобильности зависит от внешних условий. Настораживает тот факт, что у 53,1% студентов в контрольной и 51,5% в экспериментальной группах определен низкий уровень саморазвития. Высокий уровень рефлексии также не сформирован ни у одного студента в обеих груп-
пах. 43,8 и 45,5% студентов имеют средний уровень сформированности рефлексии.
В результате опроса было установлено, что подавляющее большинство студентов (99,3%) считают личностную мобильность положительным качеством, которое необходимо современному человеку. Студенты отмечают, что несмотря на то, что их родители обладают мобильностью (такого мнения придерживаются 86,8%), современная молодежь более мобильна — так считают 98,9% опрошенных. Более высокий показатель мобильности молодежи мы связываем с преобразованиями, происходящими в современном мире. Студенты понимают, что если человек на протяжении всей жизни будет сохранять свой статус, не будет развиваться, то он окажется невостребованным.
Как показал теоретический анализ, формирование активной жизненной позиции будущего специалиста как преобразователя окружающего мира и себя, как его части, происходит за счет включения личности в активную социально значимую деятельность. Такой социально значимой деятельностью для молодых людей является образование. Однако на вопрос: "Способствует ли учеба в нашем университете формированию Вашей мобильности?" — 21% опрошенных дали отрицательный ответ, а 52,5% считают, что не в достаточной мере. Следовательно, актуальным является определение условий, способствующих развитию личностной мобильности в процессе обучения в высшем учебном заведении.
Интересным для нашего исследования стало мнение студентов о том, специалисты какого профиля более мобильны: 68,7% считают, что более мобильны студенты гуманитарного профиля, 18,1% респондентов полагают, что более мобильными являются студенты технического профиля, и лишь 13,2 % отмечают, что различия между ними нет.
Анализ идей личностно ориентированного и творческо-деятель-ностного подходов, а также позиций гуманистической педагогики и педагогики саморазвития позволил определить условия, способствующие эффективному развитию личностной мобильности. Такими условиями являются:
1) ориентация образовательного процесса на потребность личности в саморазвитии, так как саморазвитие — это процесс, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей ее полноте;
2) построение взаимодействия преподавателя и студентов на диалогической основе, в рамках сотрудничества и сотворчества и целенаправленное развитие умений эффективного общения;
3) развитие мотивации к обучению посредством включения в учебный процесс технологии проектной деятельности (дискуссий, ро-
левых игр, презентаций) и интерактивных форм обучения, так как участие в проектной деятельности развивает у студентов интерес к обучению, развивает творческий потенциал будущих специалистов технического профиля.
Специалист с высшим образованием нового тысячелетия — это профессионал широкого профиля, обладающий сформированной мотивацией к обучению, способный к саморазвитию, умеющий принимать организационно-управленческие решения на основе анализа ситуации и имеющий навыки эффективного межличностного общения. Следовательно, выпускник технического вуза сможет успешно функционировать в стремительно меняющемся социуме, лишь обладая высоким уровнем личностной мобильности.
Список литературы
1. Амирова Л.А. Развитие профессиональной мобильности педагога в пространстве его личностной самореализации. Уфа: Восточный университет, 2006. 460 с.
2. Амирова Л.А. Диалектика биологического и социального в процессе формирования мобильной личности // Вестник ОГУ. 2004. С. 59—64.
3. Василенко И.В. Человек в социуме: мотивация и мобильность. Волгоград: Перемена, 1998. 172 с.
4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. Ростов н/Д., 2006. 46 с.
CRITERIA OF DEVELOPMENT OF PERSONAL MOBILITY BY STUDENTS OF TECHNICAL UNIVERSITIES
T.B. Kotmakova
This article deals with the problems of development of personal mobility. It contains the results of pedagogical experiment to definite the level of personal mobility of students. The article describes the pedagogical conditions to develop personal mobility in effective way.
Key words: personal mobility, criteria of personal mobility, pedagogical conditions.
Сведения об авторе
Котмакова Татьяна Борисовна — преподаватель, аспирантка Дальневосточного государственного университета путей сообщения (г. Хабаровск). Тел. 8-962-220-91-36; e-mail: [email protected]