УДК 378.14.014.13
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
© 2013
О.Б. Самиева, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Педагогика»
А.Н. Сбитнева, магистр педагогики, старший преподаватель кафедры «Педагогика» Северо-Казахстанский государственный университет им. М. Козыбаева, Петропавловск (Казахстан)
Аннотация: В статье рассматриваются основные направления развития академической мобильности и психоло-го-педагогические проблемы осуществления студенческого обмена.
Ключевые слова: академическая мобильность; система образования; направления развития академической мобильности; условия успешной реализации академической мобильности; психолого-педагогические проблемы осуществления студенческого обмена; задачи центра академической мобильности.
Происходящие в настоящее время социальные новообразования общества требуют все больше новых подходов к организации и подготовке квалифицированных специалистов, умеющих не только понимать и осмысливать происходящие в мире инновационные процессы в развитии передовых технологий в своей области деятельности, но и адаптироваться к конкретным условиям их применения. Глобальные изменения в области социокультурных, экономических, технологических изменений являются стратегическим фактором развития общества и способствуют смене существующих ценностей в области формирования личности молодого специалиста и оказывают влияние на характер содержания подготовки молодого специалиста.
Система высшего профессионального образования, направленная на становление личности, особенно в рамках патриотического и нравственно-духовного воспитания, выдвигает новые требования к подготовке компетентного специалиста и педагога новой формации в рамках международной интеграции и предлагает использовать современные инновационные технологии. В связи с вышеизложенным вопрос академической мобильности в сфере образования стран Европы, включая и РК приобретает большое значение и открывает новые возможности, как для самого образования, так и для формирования европейского рынка труда и единого технологического пространства.
Существует множество определений термина академическая мобильность, многие исследователи (В.И. Байденко [1], Л.В. Зновенко [2], Г.А.Бордовский [3], Л.В. Горюнова [4], Г. Берикханова [5], Г. Нурсултанова [5], Д.Н. Кулибаева [6]) стараются отразить в нем свое видение определения. Нам близко определение, данное Г.А. Лукичевым [7], согласно которому академическая мобильность является основной ценностью Европейского высшего образования, где важнейшим аспектом обеспечения мобильности становится развитие механизмов международного академического признания, а обязательным условием поддержания трансъевропейской мобильности выступает специальное финансирование академических обменов и доступность информации о системах обеспечения качества образования в отдельных странах и вузах. Развитие академической мобильности студентов детерминировано поддержкой со стороны таких программ, как ERASMUS, COMMETT, LINGUA, TEMPUS и является важным фактором функционирования международного рынка подготовки высококвалифицированных специалистов [8].
Академическая мобильность представляет собой перемещение студентов, магистрантов, преподавателей на определенный срок, чаще семестр или учебный год, в другой вуз внутри страны или за рубежом для проведения исследований или обучения, с обязательным пере-зачетом изученных образовательных программ в виде кредитов в установленном порядке в своем вузе.
В Республике Казахстан развитие академической мобильности должно осуществляться в следующих направлениях:
- с учетом кредитной технологии обучения создать
для студентов условия, позволяющие им в рамках будущей профессиональной деятельности свободно изучать необходимые курсы в других вузах;
- предоставить преподавателям возможность углубленно специализироваться на преподавании небольшого числа предметов одного курса, преподавать их в нескольких вузах своего города, с целью повышения качества образования во всех высших учебных заведениях города;
- содействовать вузам одного уровня, расположенным в разных городах РК, осуществлять обмен обучающимися, например, по специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание», на один семестр с изучения тех дисциплин, преподавание которых осуществляют преподаватели определенного вуза, имеющие достижения в рамках преподаваемых дисциплин;
- стимулировать обучающихся получать двухдипломное образование посредством внутривузовской мобильности;
- использовать программу академической мобильности для получения двухдипломного образования не только в двух разных вузах одного города, но и в РК и в РФ;
- повышение качества образования и развитие академической мобильности в результате обмена квалифицированными преподавателями между казахстанскими вузами, а также вузами ближнего и дальнего зарубежья;
- усилить групповой обмен студентами с зарубежными вузами, с целью повышения эффективности усвоения знаний и образовательной культуры студентов [9].
Для успешной реализации выше перечисленных направлений необходимо соблюдать следующие условия:
- заинтересовать обучающихся и университеты в развитии программы академической мобильности;
- развитие системы взаимозачетов образовательного процесса между вузами одного города, РК, РФ, вузами ближнего и дальнего зарубежья;
- гармонизация Государственных образовательных стандартов, типовых учебных планов, рабочих учебных планов и типовых учебных программ РК с идентичными документами РФ и других стран, что уменьшит несоответствия между образовательным процессом, повысит адаптационные возможности казахстанских студентов, выезжающих для получения образования в зарубежные страны;
- повышение качества обучения, в результате применения достижений методической науки РК и других государств, укрепление материально-методической базы ведущих кафедр вузов республики;
- активизация контактов между преподавателями всех вузов города, республики, других государств [10].
Академическая мобильность повышает возможность свободы выбора не только в получении образования, но и в дальнейшем выборе места работы. В связи с этим выделяют ряд психолого-педагогических проблем осуществления студенческого обмена:
- слабая мотивация студентов (дополнительная финансовая нагрузка, неполная информация о возможности получения стипендий и грантов);
- «студенческий маркетинг» (точное определение цели, выбор курсов, возможность лучшего трудоустройства, оценки кампаний, в которые устроились бывшие выпускники и их собственное мнение на этот счет);
- языковая проблема (недостаточное количество обучающихся, свободно владеющих иностранным языком, недостаточная гибкость образовательных программ);
- «кафедроцентричнность» организации казахстанского образования (множество фундаментальных дисциплин, являющихся подготовительным этапом для последующей специализации по объему и количеству трудносопоставимых с предлагаемыми основными европейскими вузами; ранняя специализация студента (со второго курса); незначительная вариабельность курсов в следствие жесткой фиксации последовательности их освоения);
- проблема статуса, правил выдачи и признания выдаваемых документов об образовании (соответствие документа законодательствам участвующих стран, соглашениям о сотрудничестве в области образования и культуры, внутренним правилам и уставам учебных заведений в реализации совместных образовательных программ)
- незачет предметов изученных за рубежом (необходимо иметь четкую систему перезачета, зависящую от установленных правил университета, где основным документом мобильности является learning agreement. содержащий информацию об индивидуальном учебном плане).
В настоящее время в РФ наблюдается активная переработка нормативно-правовой документации, материально-финансовой и хозяйственно-бытовой сферы, однако эти составляющие не решает всех вопросов, связанных с образовательной траекторией студента [11]. С точки зрения нормативно-правовой документации в РК осуществление индивидуальной образовательной траектории достаточно сложный процесс, так как возникает необходимость в ее переработке с учетом требований академической мобильности. Для предотвращения возможного возникновения трудностей, вузы РК, функционирующие в рамках академической мобильности, желательно наделить полномочиями по выдаче приглашений на обучение иностранных студентов, которые могут быть отправлены как факультетом, на котором будет обучаться студент-иностранец, так и международным отделом вуза в посольство страны. Подобный механизм взаимодействия вуза и посольства упростит процедуру получения визы на обучение.
Основной целью деятельности центра академической мобильности и карьеры Северо-Казахстанского государственного университета им. М.Козыбаева является продвижение академической мобильности студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников университета как один из путей эффективного повышения качества образования и конкурентоспособности выпускников и сотрудников на рынке труда.
К основным задачам центра академической мобильности и карьеры СКГУ им. М. Козыбаева относят:
- совершенствование организации процесса и вну-тривузовского нормативно-методического обеспечения академической мобильности;
- формирование гибких образовательных программ, путей признания, перезачета дисциплин и периодов обучения в казахстанских и зарубежных вузах;
- активизация формирования совместных программ и обеспечение прямого межвузовского сотрудничества в сфере образования и исследования;
- разработка внутривузовской системы оценки мобильности в рамках системы менеджмента качества образования, мониторинг участия студентов, преподавателей и сотрудников вуза в программах академической мобильности;
- развитие системы информирования студентов, преподавателей и сотрудников вуза о задачах, возможно-
стях и проблемах, связанных с академической мобильностью;
- повышение мотивации студентов, преподавателей и сотрудников вуза к овладению иностранных языков, изучение которых является необходимым пререквизитом для успешного участия в программах внешней академической мобильности;
- организация курсов изучения иностранных языков для желающих принять участие в программах внешней академической мобильности;
- обеспечение социально-бытовых условий и гарантий безопасности обучающихся по программам академической мобильности из других образовательно-научных центров, создание инфраструктуры социальной и культурной поддержки, адаптации иностранных студентов;
- развитие традиционных и дистанционных форм обучения казахстанских и иностранных обучающихся как наиболее экономически целесообразных.
Реализация программ по академической мобильности в СКГУ им. М. Козыбаева запланирована в соответствии с заключенными договорами о сотрудничестве между зарубежными и казахстанскими вузами-партне-рами, такими как: КазНПУ им. Абая, ТарГПИ, КГУ им. Ш. Уалиханова,ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, КазАТУ им. С. Сейфуллина, КНУ им.Ж. Баласагына, ИГПИ, КГУ, ТюмГУ, ТПУ, УрФУ, ОмГА, Институт экологии растений и животных УрО РАН, НТЦ при ЗАО «Электроизолит». Организацию процесса академической мобильности студентов, магистрантов и преподавателей в вузе осуществляет центр академической мобильности (ЦАМ).
В СКГУ основополагающими предпосылками академической успешности студента являются его мотивационная направленность, самооценка эффективности учения и познавательных возможностей, волевые качества личности.
Для выявления психолого-педагогических проблем развития академической мобильности как фактора мотивации обучения студентов, выявления сути понимания академической мобильности, положительной и отрицательных сторон было проведено анкетирование среди 30 студентов второго курса Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание».
Студентам предлагалось ответить на 4 вопроса:
1. Хотите ли Вы участвовать в программе академической мобильности?
2. Какие положительные стороны Вы можете назвать в программы академической мобильности?
3. Что Вам мешает участвовать в программе академической мобильности?
4. В какие вузы Вам хотелось бы попасть по программе академической мобильности?
Были получены следующие результаты анкетирования:
- все студенты хотят участвовать в программе академической мобильности, но не все респонденты знают о существовании данной программы и ее особенностях;
- положительными сторонами участия программы академической мобильности опрашиваемые называют: возможность побывать в другом городе\стране, познакомиться с другой культурой; изменить привычный круг общения, обменяться мнениями, интересами; сравнить организацию учебного процесса в вузах, преподавание дисциплин; повысить профессиональный и личностный рост;
- студентам мешает принять участие в программе академической мобильности недостаточная осведомленность о ней; низкий уровень овладения иностранным языком; боязнь новой среды и культуры; неуверенность в себе; страх расставания родителей с детьми; отсутствие понимания того, как найти необходимое финанси-
рование;
- 20% респондентов желали бы участвовать в программе академической мобильности в странах дальнего зарубежья (Оксфорд, Гарвард, университеты Германии и США), 35% респондентов привлекают вузы ближнего зарубежья (университеты г. Омска и МГУ) и 45% опрошенных желали бы обучаться в вузах Казахстана (КазНУ им. аль-Фараби, КАУ, КарГУ им. Е.А. Букетова, ПГПИ, ЕНУ им. Л.Н. Гумилева).
Анализ результатов анкетирования студентов специальности 5В012300 «Социальная педагогика и самопознание» показал, что академическая мобильность дает студентам возможность получить разностороннее образование по выбранному направлению подготовки, обеспечить доступ в признанные центры знаний, расширить их познания во всех областях отечественной и зарубежной культуры, значительно улучшить владение иностранным языком, повысить конкурентоспособность на рынке труда, но мешает этому недостаточная мотивация студентов, которые испытывают внутреннее противоречие между желанием участвовать в программе академической мобильности и боязнью новой среды и культуры, неуверенностью в собственных знаниях иностранного языка. Далее следует препятствие, которое непосредственно связано организацией учебного процесса в университете, а именно нежелание пропускать полгода или год обучения в вузе. Одна из причин такого нежелания может быть связана с тем, что студенты бояться выпасть из учебного процесса и оказаться должниками. Позитивное наблюдение заключается в том, что опасение не адаптироваться в зарубежной стране является одной из наименее распространенных причин, по которой студенты не хотели бы участвовать в программах мобильности.
Процесс становления, развития и осуществления академической мобильности в рамках модернизации образования требует изменения нормативно-правовой документации во всех сферах казахстанского законодательства, например вопросов пребывания студентов-иностранцев на территории РК, в частности въезда и выезда, миграционные вопросы и т.д.
Проблемы академической мобильности в Республике Казахстан связаны:
- с недостатком квалифицированных специалистов в этой области, слабой разработанностью механизмов академического обмена;
- развитию академической мобильности должно
предшествовать решение на международном уровне вопросов синхронизации программ обучения
по курсам и специальностям, взаимного признания документов об образовании и степеней, полученных в Республике Казахстан, за границей и зарубежных документов в нашей республике;
- признание квалификаций и документов об образовании - основного инструмента развития академической мобильности, невозможно без формирования адекватной системы оценивания деятельности студентов;
- академическая мобильность в развитых странах является ключевым условием развития образовательной отрасли сферы услуг, которая, как и «туризм на въезд» привлекает клиентов с их финансовыми средствами на территорию государства;
- академическая мобильность может являться скрытым механизмом оттока наиболее способных молодых специалистов в развитые страны [12].
Академическая мобильность сегодня представляет собой сложный комплекс, состоящий из путешествия, проживания и работы в различных социальных системах и культурах [13]. В настоящее время одной из задач современной казахстанской высшей школы является усовершенствование процесса образования, повышение его доступности, качества и эффективности. В решении данной задачи важную роль имеет развитие программы академической мобильности студентов. Академическая
мобильность является важнейшей стороной процесса интеграции казахстанских вузов и науки в международное образовательное пространство. Для студентов это важный процесс личного и профессионального развития, так как каждый его участник сталкивается с необходимостью решения жизненных ситуаций и одновременного анализа их с позиции собственной и «чужой» культуры [14]. Это автоматически и зачастую подсознательно развивает в нем определенные качества. Основные проблемы осуществления академической мобильности в Казахстане связаны как с «негармонизированностью» самого европейского образовательного пространства, так и с традиционной ориентацией казахстанского образования на внутренний рынок труда, отсутствием необходимости интенсивного и постоянного взаимодействия вузов как внутри страны, так и с вузами зарубежных стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.
2. Зновенко Л.В., Макареня А.А. Академическая мобильность студента как фактор успешного становления профессиональной компетентности будущего педагога. // Образование в эпоху перемен. Сборник научных трудов. - СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005.
3. Бордовский Г.А., Радионова Н.Ф. Концепция педагогического образования в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена // Учитель в эпоху перемен. Потсдамский университет, Институт педагогики. - СПб. - 1999.
4. Горюнова Л.В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России. - Автореф. дисс... докт. пед. наук. - Ростов н/Д, 2006.
5. Берикханова Г., Нурсултанова Г. Преемственность между средним и высшим образовании при формировании у молодежи статистического мышления. // Поиск. - 2008. - №2.
6. Кулибаева Д.Н. Методологические основы управления профессионально-ориентированной образовательной системой школ международного типа. Автореф. дисс... докт. пед. наук. - Алматы, 2007.
7. Лукичев Г.А. Трансграничное образование. // Высшее образование сегодня. - 2004. - №4.
8. Чистохвалов В.Н. История развития академической мобильности в странах «болонской зоны». // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №9.
9. Стратегия академической мобильности в Республике Казахстан на 2012 - 2020 г. http://naric-kazakhstan.kz/ru/akademicheskaya-mobilnost/111-ctrategiya-akademicheskoj-mobilnosti-v-respublike-kazakhstan-na-2012-2020-gody
10. Концепция академической мобильности обучающихся высших учебных заведений Республики Казахстан.http://www.enu.kz/downloads/Concept%20 of%20academic%20mobility.pdf
11. Фадина А.Г. Толерантность как условие успешной реализации академической мобильности в юношеском возрасте. // Вектор науки ТГУ. - 2012. - № 13 (10). С. 227 - 229.
12. Бринев Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития процесса интернационализации образования. // Ассоциация «Профессионалы за сотрудничество». - 2006. http:// www.prof.msu.ru/publ/omsk2/o60.htm
13. Артамонова Е.И., Ставрук М.А. Академическая мобильность как средство интеграции российских вузов в мировую систему высшего образования. // Педагогическое образование и наука. - 2010. - № 1.
14. Астахова Е.В. Академическая мобильность - важный фактор образовательной евроинтеграции. // Высшее образование в России. - 2011. - №1.
PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL PROBLEMS OF ACADEMIC MOBILITY IN THE MODERN SYSTEM OF EDUCATION
© 2013
O.B. Samieva, M.Ed., senior lecturer in “Pedagogy”
A.N. Sbitneva, M.Ed., senior lecturer in “Pedagogy”
North Kazakhstan State University. M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Annotation: The article examines the main directions for the development of academic mobility and psychological and pedagogical problems of implementation of student exchange.
Keywords: academic mobility; the education system; directions of development of academic mobility; conditions for a successful implementation of the academic mobility; psychological and pedagogical problems of implementation of student exchange; tasks of the center of academic mobility.
УДК 004:811.111
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО И КОММУНИКАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
© 2013
Е.В. Смирнова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания
иностранных языков и культур»
Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация: Наше общество становится информационным обществом, в котором информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют все возрастающую роль. Само собой очевидно, что учебные заведения не могут игнорировать эту эволюцию. В информационном обществе возникает потребность новых навыков и базовых знаний в области ИКТ. Для достижения этой цели крайне важно научиться работать с компьютерами и понимать новые средства ИКТ, вводимые в учебные программы и в методы обучения. Университетам необходимо подготовить своих студентов к информационному обществу и эффективно использовать средства ИКТ для обеспечения лучшего образования. Становиться невозможным игнорировать Интернет как бесценный источник информации в процессе обучения. Интернет следует рассматривать как очень существенное дополнение к традиционному преподаванию.
Ключевые слова: Интернет; информационные и коммуникационные технологии (ИКТ); методы обучения; обеспечить лучшее образование; источник информации; ИКТ-неграмотность; аутентичные материалы; мультилинг-вальные общества; традиционная форма.
This article deals with a number of pedagogical considerations with respect to using the Internet in teaching foreign languages (FL). The first question that springs to mind is why to use the Internet at all? Obviously, there is a wide range of organisational and pedagogical advantages for using the Internet in teaching FL. However, some of its advantages can also be drawbacks. The Internet, for instance, is dynamic and open-ended. Some would say this is a positive aspect; others might argue that it could lead to chaos and anarchy in an educational context.
It is impossible to predict exactly what effects the Internet will have in the future, but based on the experiences so far it would be reasonable to conclude that it will acquire great significance. Moreover, nobody asks teachers to abandon traditional teaching methods. The Internet should be seen as a very useful complement to conventional teaching.
Our society is becoming an information society in which Information and Communication Technology (ICT) plays an ever-increasing role. It is self-evident that educational institutions cannot ignore these developments. In the information society, there is a need for new skills and a basic understanding of the ICT. To achieve this, it is imperative that learning to work with computers and understanding new ICT is assimilated into the curriculum and into teaching methods.
So universities are facing two major challenges in the 21st century. First of all, they will have to prepare their students for the information society and second they will have to make effective use of ICT to provide better education. It is impossible to ignore the Internet. It is an invaluable source of information, which can be very useful in educating young people. Universities will be able to cope better with the challenges of preparing the students for the information society. Learning to work with the information highway is a prerequisite today. A new term has been introduced, viz. ICT illiteracy. In our society a division can be observed between people who are ICT literate and those who are not. Universities and teachers that will exploit ICT will dramatically improve the effectiveness of the education process. The values we live by, such as tolerance and respect for other
cultures, are formed. The Internet can pre-eminently be used for exchanging ideas with other cultures and eradicating prejudices against minorities.
Finally, the use of the Internet will link the abstraction of teaching material with real life in the outside world. The Internet brings the world to the doorstep and opportunities to communicate are ample. Languages change from being a university subject to exciting challenges for communication.
The State Educational Standard says that students should engage in conversations, provide and obtain information, express feelings and emotions, exchange opinions etc. If there is only the teacher to talk to, then engaging into real and meaningful conversations is virtually an unattainable goal. This is where the Internet comes in. Through various applications, such as e-mail and Internet Relay Chat (IRC), an exchange of ideas and opinions can take place. By having access to vast resources of authentic material about foreign cultures in Internet, students will be able to gain knowledge and understanding of these cultures. The Internet enables them to participate in multilingual communities at home and around the world, so that they will use the language both within and beyond the university.
The Internet offers communicating possibilities that would never be feasible in a traditional classroom setting. The language used on the Internet is real language and not especially designed for textbooks. Furthermore, the use of the Internet supports the shift from the traditional teacher-centred classroom to one in which the student is in the centre. Students are motivated by using computers and talking «live» to others. Without being conscious of it, the students will no longer consider learning a language a boring enterprise. They will be encouraged to learn more. Finally, since conveying messages plays a paramount role on the Internet, students will learn social skills and as such the Internet can be seen as an agent for socialisation.
In the end, it will be up to the teacher to integrate the application of the Internet into the curriculum. Since the aim of any language is communication, this will make a tremendous impact on the ability of students to communicate directly