УДК 377.378
АДАПТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ОПЫТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
И МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Ф.Ш. Мухаметзянова, Т.М. Трегубова
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с реформированием российского высшего образования и организацией безопасности и поддержки студентов вузов в России и за рубежом в условиях глобализации и интернационализации образования. Выделены причины актуализации исследования международного опыта в этой сфере и разработки собственных российских моделей социальной защиты студенческой молодежи. Охарактеризованы параметры повышения безопасности и привлекательности вуза как первостепенного приоритета и фактора формирования академической мобильности студентов и формирования пространства высшего образования в Европе. Особое внимание уделено поддержке женщин-студентов в европейских вузах.
Ключевые слова: безопасность и поддержка студентов, социально-педагогический сервис, привлекательность вуза, академическая мобильность студентов, рынок образовательных услуг.
ADAPTATION OF INTERNATIONAL EXPERIENCE OF PROMOTION
THE SAFETY OF THE UNIVERSITY STUDENTS IN TERMS
OF GLOBAL AND INTERNATIONAL EDUCATIONAL INTEGRATION
F. Mukhametzyanova, T. Tregubova
Abstract. The article reflects the questions connected with the reforming of Russian higher education system and with the organization of safety conditions and support for students of higher education institutions in Russia and abroad in the conditions of globalization and internationalization. Reasons for an enhanced interest in the research of international practices in this sphere and development of Russian own models of students' social protection are analyzed. Criteria for increasing safety and attractiveness of Universities as a priority and as a factor of students' academic mobility are identified as well as of formation of a common European area of higher education. Special attention is given to the support of female students in European Universities.
Keywords: students' safety, assistance, socio-pedagogical service, university attractiveness, students' academic mobility, market of education services.
Эпоха глобализации и образовательной интеграции, сущностными характеристиками которой являются функционирование единого научного и образовательного пространства, виртуализация многих сторон жизни, академическая мобильность субъектов (студентов, преподавателей,
административного персонала)
образовательного процесса в вузе, регулирование процессов реформирования высшего образования на национальном уровне и взаимовлияние (взаимодополнение) образовательных систем, определила стратегические приоритеты модернизации многоуровневой системы российского профессионального образования и ее позиционирование в мировом
образовательном пространстве. Подписание Россией Болонского соглашения вывело и установило целый ряд требований и критериев для реформирования национальных систем, как по форме, так и по содержанию [2, с. 13].
Проблематика реформирования высшего образования в контексте Болонского процесса, активным участником которого наша страна является с 2003 года, характеризуется сложностью и неоднозначностью. Однако не вызывает сомнения тот факт, что сегодня национальная обособленность российских университетов повсеместно провоцирует конфликт с перспективами и последствиями интеграции и интернационализации зоны высшего образования в Европе [1; 3]. Это проявляется в непризнании российских дипломов о высшем образовании и ученых степеней, при международной аккредитации российских программ и их аудита и др. Для разработки реальных шагов по преодолению этих несоответствий, целесообразно изучить конструктивный опыт реформирования европейского высшего образования по принципам Болонских документов, а также перспективы, проблемы и пути их решения в контексте конвергенции образовательных
систем в условиях интернационализации и образовательной интеграции.
Фундаментальность российского
образования, научный и интеллектуальный потенциал профессорско-преподавательского состава, высокое качество и ценовая доступность, широкий спектр
образовательных услуг - это вклад нашей страны в формирование европейского образовательного пространства. После подписания Болонской Декларации возможности отечественного высшего образования, несомненно, расширились, но одновременно возникло множество новых задач, требующих решений.
Специальные меры включают не только прозрачность и адаптацию образовательных программ, сопоставимость степеней и необходимые средства для сохранения конкурентоспособности и качества обучения, а также и развитый «социально-педагогический сервис», предоставляемый мобильным зарубежным и российским студентам и преподавателям, одновременно отвечающий требованиям единой зоны высшего образования в Европе. Это вызвало необходимость создания в российских вузах эффективной системы безопасности, социальной поддержки и защиты студентов и преподавателей [4; 5]. Чтобы быть конкурентоспособными на международном рынке образовательных услуг, отечественные вузы должны стать, прежде всего, безопасными и привлекательными для талантливых людей всех континентов, то есть вуз, участвующий в программах академического обмена, должен иметь «социальное измерение».
В российских вузах необходимо создать специальную социально-педагогическую
инфраструктуру, которая бы обеспечивала безопасность и предоставляла реальную и адекватную защиту и поддержку студенческой молодежи в период получения высшего образования.
Помощь в достижении таких целей оказывает целенаправленная национальная социально-образовательная политика, которая, несомненно, отражает национальные особенности государства, его традиции и обусловлена целым комплексом
экономических, политических, социальных и образовательных проблем. Однако многие из происходящих в ней перемен касаются общечеловеческих интересов и выходят за рамки национальных государств, например, обеспечение доступности получения высшего
образования, увеличение социальных гарантий отдельной личности, создание безопасных и комфортных условий получения высшего образования и т.д. Социальная безопасность и защита, питаемые интересами базисного происхождения, в то же время генерируют и общечеловеческие ценности. Следовательно, теоретический конструктивный анализ международного опыта поможет обобщить современные тенденции и приоритеты в организации безопасности и социальной защиты субъектов образовательного процесса стран - участниц Болонского соглашения, адаптировать данный опыт и найти пути его использования как ориентира и ресурса для реформирования отечественного высшего образования с учетом его особенностей, специфики и национальных академических традиций.
Одновременно укажем, что поиск собственных, аутентичных российских моделей обеспечения безопасности студентов и привлекательности вузов должен осуществляться путем творческой адаптации прогрессивного международного опыта к социокультурным и образовательным условиям России и ее регионов, с учетом неповторимости ее академической культуры и традиций.
Согласно официальным данным в странах Евросоюза действует свыше 200 государственных и более 500 добровольческих программ поддержки и защиты учащейся молодежи на общенациональном и местном уровнях (в английской терминологии - scheme, plan, programme). Осуществление
государственных программ контролируется, как правило, лишь в самой общей форме правительством или администрацией округа (муниципалитета), а указанные в них критерии приемлемости - весьма расплывчаты.
Однако имеются специальные документы и локальные акты, регулирующие действия, в частности, социальных работников,
обеспечивающих социальную безопасность и поддержку различных категорий населения. Так, в Профессиональном кодексе работников социальной сферы, разработанном Советом по социальному обеспечению Северной Ирландии, Шотландским Советом социальных служб и Советом по социальному обеспечению Уэльса в 2001 году, содержатся нормы и правила для социальных работников и организаций сферы социальных услуг, включая этические и практические нормы. Иными словами, социальные работники получили ориентир для своей деятельности и
четкое представление, каким этическим нормам они должны следовать, а также инструмент для проверки собственной практической деятельности и выявления областей, подлежащих улучшению.
Что касается университетов в странах Евросоюза, то организация в них безопасности и социальной защиты в XXI веке - это как <метаинститут», состоящий из множества форм, программ и инфраструктур по оказанию социальной поддержки и помощи, направленный на обеспечение защиты и безопасности обучаемых, преподавателей и всех работников, прежде всего, на территории университетского городка (кампуса).
Посещение европейских вузов в Потсдаме (Германия), Париже (Франция), Глазго (Шотландия), Линкольне (Великобритания) и Риме (Италия) в рамках международных проектов программы ТЕМПУС-4
«Образовательная программа бакалавриата по направлению «Социальная работа» (2009 -2011 гг.) и «Обучение в течение жизни, ориентированное на поликультурное образования и воспитание толерантности» (2013 - 2016 гг.) позволило сделать вывод о том, что в каждом университете есть многочисленные службы, которые эффективно организуют свою работу совместно с многочисленными социальными клубами, ассоциациями и союзами студентов, созданными самими студентами для защиты своих прав и интересов.
Особенно хотелось бы подчеркнуть значимость и эффективность деятельности служб системы безопасности и социально-психологической поддержки студенток-женщин в вузах стран ЕС.
Эти службы бесплатно предлагают свои услуги студенткам и охватывают этими услугами различные сферы жизнедеятельности обучающихся женщин. В целом, женщина-студентка в период своего обучения в университете получает максимальное внимание и окружена особой заботой. Если она задержалась дотемна в библиотеке или спортивном комплексе, так называемый студенческий «эскорт» (из числа студентов-волонтеров) провожает ее до общежития или до автомобильной парковки. Университетский медицинский центр обеспечивает всех учащихся студенток специальной популярной литературой и буклетами/ информационными листками по вопросам здоровья женщин; «Детская комната» университета занимается с детьми студенток-мам, пока те сдают зачеты и экзамены, а университетская служба развития
карьеры помогает им найти временную (на период каникул) или постоянную работу.
Есть специальные программы для женщин-иностранок или студенток младших курсов, так называемые «Программы выживания», например в Университете Линкольна действует программа «Как выжить женщине -иностранке в Великобритании», которая «включает в себя консультирование по различным вопросам, практические занятия по самообороне, индивидуальный тренинг с психологом по некоторой коррекции характера и взаимоотношений с окружающими, а также знакомство с культурой и традициями различных этнических групп населения Великобритании» [5, с. 52].
Формирование единой зоны высшего образования в контексте Болонского соглашения актуализировало еще одну задачу перед российскими образовательными организациями - повышение их конкурентоспособности на международном рынке образования и труда. С учетом международного и отечественного опыта, можно выделить следующие параметры, обеспечивающие данные характеристики: доступность и инвайроментальная дружественность (Н. Покровский) - удобное расположение вуза в городе или пригороде, хорошая парковка для студентов и преподавателей, экологичность и
комфортность аудиторий (специальные учебные классы или ряды для слабослышащих студентов), разумные цены на питание в столовой (например, в высшей профессиональной школе Потсдама на одно и то же блюдо в университетской столовой -разные цены: для студентов - самые дешевые, чуть дороже - для преподавателей, самые высокие - для гостей университета; наличие торговых точек и индустрии рекреации непосредственно на территории учебного заведения и др.; полное соответствие образовательных программ требованиям международного и регионального рынков труда; наличие в предлагаемом университетом учебном плане определенных спецпредложений, то есть особых эксклюзивных предметов («изюминки»), недоступных для студентов других вузов; «праздничность» - организация праздников и фестивалей, необременительность аудиторной и внеаудиторной жизни; диверсифицированна инфраструктура «социально-педагогического сервиса» и социальных служб в учебном заведении.
Безопасность и «социальное измерение» вуза являются также важными условиями для развития академической мобильности студентов, что наряду с обеспечением качества высшего образования является важным принципом Болонского соглашения, ибо позволяет в полной мере реализовать идею объединенной Европы [1, с. 9].
Неслучайно, «развитие академической мобильности студентов и преподавателей в ЧОУ ВПО «Академия социального образования» (г. Казань), являющейся экспериментальной площадкой ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», стало одним из главных направлений реализации проекта «Болонская тетрадь», который стартовал в марте 2009 года и направлен на совершенствование теории и практики модернизации высшего образования в контексте Болонского процесса» [3, с. 48 - 49]. Разработке и внедрению этого проекта способствовало получение Академией совместно с Московским государственным областным университетом и Адыгейским государственным университетом по программе «ТЕМПУС» международного Гранта на разработку и внедрение образовательной программы и учебного плана бакалавриата по направлению «Социальная работа» - (Грант Tempus Project No. 144529. - 2008-DE-JPCR).
В ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Казань (ректор И.Ш. Мухаметзянов, доктор медицинских наук, профессор) также большое внимание уделяется организации безопасности и социально-педагогической поддержки
студентов, основными направлениями которой являются совершенствование воспитательной инфраструктуры в Академии, создание условий для социально-профессионального становления «штучного,
конкурентоспособного специалиста», развитие у студенческой молодежи ориентаций на формирование толерантности и лояльности к своей и чужой культуре, установление доверительных партнерских отношений и сотрудничества во взаимодействии с деканатами, кафедрами, всем педагогическим коллективом Академии. В процессе этих отношений и происходит самореализация, саморазвитие и профессиональное
становление личности молодого человека [2].
В Академии созданы Центр проектирования профессиональной карьеры, аспирантско-студенческое научное общество,
активно и очень успешно работают волонтерские отряды «Социальный дозор» и «СОВА», прекрасно проявившие себя во время Всемирных студенческих игр «Универсиада-2013» и Чемпионата по водным видам спорта 2015 г., долгие годы эффективно успешно функционировала социально-юридическая клиника.
В заключении сделаем следующие выводы:
1. Система социальной защиты и поддержки студентов в вузе создают предпосылки для решения имеющихся у них различного рода проблем: личностных, социальных, медицинских и юридических, а также выступает профилактическим средством асоциального поведения молодежи.
2. Развитый социально-педагогический сервис в вузе является условием повышения безопасности и привлекательности вуза на международном рынке образовательных услуг в контексте глобализации и интернационализации образования.
3. Обеспечение безопасности студентов является ведущим фактором развития академической мобильности студентов и преподавателей, реализующей идею формирования единого образовательного пространства в Европе.
4. Использование международного опыта обеспечения безопасности и поддержки студентов, как наиболее универсального и отвечающего ожиданиям современного гражданского общества, позволит отечественным реформаторам избежать ошибок и рисков принятия неэффективных решений по обеспечению безопасности и защиты российских и зарубежных субъектов образовательного процесса в условиях формирования единого образовательного пространства.
Одновременно необходимо указать, что перенос и адаптация международного опыта обеспечения безопасности студентов в вузах осложняется, в первую очередь, проблемами концептуального уровня, связанными с различными подходами к данному процессу. Второй уровень проблем - трудности, связанные с информационным барьером: российские исследователи, как правило, не владеют необходимой полной информацией о различных аспектах решения данного вопроса, а информация, в основном, фрагментарна и не всегда объективна.
Следующий уровень проблем адаптации -это технологические барьеры. Они возникают в связи с тем, что, имея новые рациональные идеи и предложения по использованию
элементов зарубежного опыта, технология его применения чаще всего не подходит к нашим условиям. Изменения же отдельных элементов может привести к несрабатыванию системы в целом.
Наконец, проблемы психологического уровня. В эту группу входят преодоление инерции традиций, нежелание использовать чужой опыт в образовательной сфере и наоборот - излишняя уверенность в том, что все зарубежное лучше нашего. Академик Г.В. Мухаметзянова отмечала, что перед внедрением международного опыта сначала необходимо сформировать готовность к его использованию, то есть создать мотивацию, снабдить преподавателя знаниями и технологиями по адаптации и внедрению международного образовательного опыта [1].
Нам в России необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы,
относящиеся к зарубежным коллегам, оценить их реальные успехи в области обеспечения безопасности студентов и уяснить для себя, какие именно направления развития следует выбрать, каким образом использовать позитивный зарубежный опыт. На это обращают внимание и зарубежные эксперты в данной области (В. Девор, Б. Лэгей, В. Поллард, Д. Уолкер и др.), которые призывают не копировать их опыт, а более глубоко разобраться в нем [5], чтобы общие тенденции и технологии обеспечения безопасности и защиты студентов в едином образовательном пространстве нашли адекватное отражение в национальной образовательной политике и практике, и тем самым обогащалась мировая теория и практика модернизации профессионального образования и
обеспечения безопасности всех субъектов образовательного процесса.
Литература:
1. Мухаметзянова Г.В. Глобальные и региональные аспекты в социальной работе: размышления после Юбилейного Конгресса МФСР /Г.В. Мухаметзянова // Социальная работа. - 2006. - № 4. - С. 20-25.
2. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога в условиях развития национального образования в поликультурном пространстве российского общества / Ф.Ш. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Л.Р. Храпаль // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 11-16.
3. Олейникова О.Н. Основные тренды развития профессионального образования -международная перспектива // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 25. - C. 4 -12.
4. Трегубова Т.М. Международные проекты в области поликультурного образования студентов в ситуации террористических угроз // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 1. - С. 48-53.
5. Walker J., Hirsch W.Z. Challenges Facing Higher Education at the Millennium. - London: Pergamon Press, 2010. - 95 p.
Сведения об авторах:
Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Трегубова Татьяна Моисеевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института педагогики и психологии профессионального образования РАО.
Data about the authors:
F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of the Russian Academy of Education (RAE), doctor of education, full professor, head of the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.
T. Tregubova (Kazan, Russia), doctor of education, full professor, lead research officer at the Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education.