УДК 378 ББК 74.580
Микова Ирина Митковна
преподаватель кафедра иностранных языков Рязанский государственный радиотехнический университет
г. Рязань Mikova Irina Mitkovna Lecturer Chair of Foreign Languages Ryazan State Radio-Engineering University Ryazan
Академическая мобильность студентов в России и США Students’ Academic Mobility in Russia and the USA
В статье приводится сравнительный анализ организации академической мобильности студентов в вузах России и США. Уточняется понятие феномена академическая мобильность в российской и зарубежной практике.
Описываются подходы, формы, методы и средства организации академической мобильности студентов.
The article gives the comparative analysis of the students’ academic mobility organization at higher schools of Russia and the USA. The concept of the academic mobility phenomenon is specified in Russian and foreign experience. The author describes approaches, methods, and means of the students’ academic mobility organization.
Ключевые слова: Академическая мобильность студентов, высшее образование, глобализация, интеграция, интернационализация, кредитная система, международная деятельность
Key words: students’ academic mobility, higher education, globalization, integration, internationalization, credit system, international activity.
С развитием процессов глобализации и интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встали новые цели - подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Развитие международного межвузовского сотрудничества позволяет организовать совместные исследовательские проекты, обменные программы для студентов и преподавателей, специальные программы для иностранных студентов.
Сагинова О.В. справедливо замечает, что вовлечение большинства современных вузов в международную деятельность - это как правило, наиболее простой, обыденный уровень интернационализации. А на более высоком уровне интернационализация высшего образования может рассматриваться как
процесс систематическом интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений [9].
В свою очередь, Белов В. обращает внимание на то, что интернационализация высшего образования проявляется в форме возрастающих потоков студентов в зарубежные вузы, а также взаимных обменов преподавателями и исследователями, использования зарубежных программ, учебников, литературы и телекоммуникационных источников информации, применения международных процедур аккредитации, международных видов межвузовского сотрудничества [4].
Остановимся на одном из элементов интернационализации высшего образования - академической мобильности студентов.
Разные исследователи неодинаково трактуют понятие академической мобильности студентов.
В контексте нашего исследования под академической мобильностью студентов мы видим форму (одну из форм) организации обучения студентов, связанную с перемещением в другой вуз на ограниченный во времени период и возвращением в базовый вуз для завершения обучения.
В зарубежной образовательной практике мобильность (трансфер) понимается как перемещение студентов из одного колледжа, университета или иного образовательного учреждения в другой и процесс зачета или незачета кредитных единиц, отражающих образовательный опыт в виде пройденных учебных курсов или программ, полученных сертификатов или академических степеней [2]
Организация академической мобильности студентов, как в вузах России, так и в вузах США опирается на различные подходы. Рассмотрим подходы к организации академической мобильности в вузах России. Анализ ряда теоретических работ позволил выделить следующие подходы: компетентностный, модульный, междисциплинарный, подход кредитных единиц и индивидуальный.
В свою очередь организация академической мобильности в вузах США основывается на следующих принципах: интернационализация, доступность, информативность, прозрачность, признание академической ценности периода обучения, проведенного за границей, интеграция и образование через всю жизнь.
В результате проведенного сопоставительного анализа можно отметить, что общим к организации академической мобильности студентов, как в вузах США, так и в вузах России является подход кредитных единиц. При включении в Болонский процесс Российская образовательная система вполне естественно ориентируется на использование Европейской Системы Переноса Кредитов. Однако следует отметить, что история разработки и внедрения системы кредитных единиц в Европейском образовательном пространстве насчитывает два-три десятилетия, в то время, как в США система кредитов или кредитных часов имеет уже более, чем вековую историю активного использования в образовательной практике, показала и до сих пор показывает свою практическую эффективность.
Кредитная система обеспечивает основу для определения квалификаций и степеней, является основанием для управления финансовыми потоками в учебном заведении: плата студентов за обучение, государственные
ассигнования, федеральная финансовая помощь и др. [3] .
В вузах США вся организационная, и методическая работа регулируется уставом или миссией, принятыми в университете и координирующими работу всего данного вуза.
На базе Гарвардского университета работают летние школы, которые принимают студентов как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, а также преподавателей, посетителей из других колледжей и университетов, высококвалифицированных студентов средней школы, взрослых слушателей, а также всех желающих, с целью улучшить свои языковые навыки.
Основной целью прохождения летних курсов является возможность набрать кредиты для обучения в колледже, приобрести богатый опыт,
необходимый для карьерного роста или удовлетворить собственное любопытство.
Кроме того, Гарвардский институт предлагает летние программы по изучению английского языка для студентов со всего мира, имеющих базовые знания по английскому языку или желающих усовершенствовать свои знания, интенсивные языковые программы для международных студентов, вечерние языковые программы для местных студентов и программы для международных студентов старшей школы [10].
Анализ опыта Колумбийского и Гарвардского университетов США позволил определить основные формы, методы и средства организации академической мобильности студентов.
В статьях, представленных на сайтах Колумбийского университета, дается характеристика программ академической мобильности студентов в Колумбийском университете в США, в которых описываются такие формы как лекции, семинары, лабораторные практикумы [11].
Вместе с тем нельзя не сказать о том, что информационные технологии Колумбийского университета предоставляют ряд возможностей и услуг с целью помочь студентам в исследовании. В центре информационных технологий действует большая группа центральных компьютерных систем для преподавания, академического исследования, работают сетевые услуги, а также общедоступные рабочие станции и принтеры. Кроме того, центр информационных технологий предоставляет информацию, о том, как пользоваться компьютерной системой, а при наличии вопросов вы можете обратиться к опытным консультантам [11].
Анализ данных сайта Гарвардского университета позволил определить основные формы, методы и средства организации академической мобильности студентов: летние школы; веб-конференции; дистанционное образование; просмотр лекций в режиме онлайн; посещение лекции; индивидуальные исследовательские проекты; выполнение устных презентаций и письменных проектов; семинары; участие в дискуссиях, проводимых профессором.
Летние школы Гарварда предлагают более 300 курсов по многим предметам. Некоторые курсы предлагаются в режиме онлайн [12].
Согласно А.И. Владимирову, наряду с традиционными формами проведения занятий для зарубежных студентов многие вузы США широко применяют комбинированные формы (лекционно-практические, лекционнолабораторные, лабораторно-курсовые, междисциплинарные), содержащие элементы лекции и практического занятия, лекции и лабораторной работы или курсового проектирования и лабораторного занятия по одной или по нескольким дисциплинам [5].
Проявляются тенденции роста числа иностранных студентов обучающихся в вузах США. Так, в 2007/2008 годах количество иностранных студентов в вузах США составило 623805 человек, а в 2009/2010 годах уже обучалось 690,92 тысячи иностранцев. Основными «поставщиками» студентов в США, по-прежнему, являются Китай, Индия и Южная Корея. Доля учащихся из этих трех стран составляет 44% от общего числа иностранных студентов.
Организацию академической мобильности студентов в вузах России регулирует ряд документов, которые определяют общий порядок сотрудничества вузов в этой сфере. Данные документы приняты на уровне правительства Российской Федерации.
Рассмотрим, кратко, опыт вузов Российской Федерации.
Например, задача программ студенческой мобильности в СПбГУ - это интернационализация высшего образования и культурная интеграция молодежи разных стран. Пользуясь преимуществами данной программы, студент получает отличную возможность познакомиться с культурой и системой образования другой страны, улучшить владение иностранными языками, завести новых друзей и приобрести бесценный профессиональный опыт. Участие в программе студенческого обмена будет хорошим дополнением к диплому о высшем образовании и, безусловно, повысит конкурентоспособность на рынке труда [13].
Международная деятельность Государственного университета - Высшей школы экономики нацелена на интеграцию университета в международное научно-образовательное пространство через расширение связей с ведущими зарубежными университетами и исследовательскими организациями, а также через участие в проектах международных организаций [14].
В связи с интеграцией российского высшего образования в общемировое пространство главной своей целью РГГУ видит в развитии конкурентоспособности выпускников именно как специалистов в определенной профессиональной области, а для этого необходимо, чтобы студенты в обязательном порядке изучали в зарубежных вузах профильные предметы. С этой целью университет ставит следующие задачи: сбор, анализ и
информирование факультетов о наличии профильных специальностей в университетах-партнерах, а также прохождение российскими и иностранными студентами практики в государственных и общественных организациях, как неотъемлемой части всех зарубежных стажировок [7].
Анализ опыта вузов России показывает, что академическая мобильность студентов позволяет решать ряд образовательных задач:
- предоставление студентам уникальной возможности познакомиться с культурой и системой образований другой страны;
- улучшение владения иностранными языками;
- интернационализация высшего образования и культурная интеграция молодежи разных стран;
- сбор, анализ и информирование факультетов о наличии профильных специальностей в университетах-партнерах;
- создание условий для корпоративного, поликультурного обучения и развития студентов.
При этом вузы видят ряд направлений работы, позволяющих расширять академическую мобильность студентов:
- ввести в практику целевое выделение средств в бюджетах вузов для финансирования программ мобильности, реализуемых в рамках прямого межвузовского сотрудничества;
- совершенствовать организационные механизмы и внутривузовское нормативно-методическое обеспечение академической мобильности;
- развивать культуру формирования гибких образовательных траекторий, механизмов признания и перезачета дисциплин и периодов обучения в других вузах, в том числе, иностранных;
- активно развивать прямое межвузовское сотрудничество в образовательной и исследовательской сферах, активизировать формирование совместных образовательных и исследовательских программ;
- развивать систему информирования и вовлечения студентов, преподавателей и сотрудников вузов по проблемам, связанным с академической мобильностью;
- разработать механизмы мотивации к изучению иностранных языков, внедрить формы и методы обучения иностранным языкам, обеспечивающие существенное повышение уровня языковой подготовки студентов и преподавателей;
- формировать курсы и программы на иностранных языках;
- обеспечить социально-бытовые условия и гарантии безопасности для иностранных граждан, пребывающих для обучения;
- создавать инфраструктуру для поддержки в адаптации иностранных студентов, развивать систему консультационных услуг, социальной и культурной поддержки для приезжающих студентов;
- развивать дистанционные формы обучения иностранных студентов как наиболее экономически целесообразные в дополнение к традиционным.
Организация академической мобильности студентов в вузах России осуществляется в разных формах.
Ефремов А.П. выделяет следующие формы организации обучения иностранных студентов в Российском университете дружбы народов [8]:
- аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары,
коллоквиумы), практикумы (лабораторные работы);
- внеаудиторные занятия: индивидуальные консультации,
«телеконференции», самостоятельная работа;
- рубежная аттестация: контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное) по разделам, отчет по курсовым работам, «защита» практикумов;
- текущая аттестация: итоговое тестирование по дисциплине, экзамен
(письменный или устный);
- итоговая аттестация: защита выпускных работ, междисциплинарный экзамен.
- учебные практики.
Опыт организации учебного процесса в РУДН позволяет рекомендовать следующие формы обучения иностранных студентов [6]:
1) групповое академическое консультирование. Данная форма занятий является обязательной для преподавателя, а для студента является видом занятий по выбору. Основная задача группового академического консультирования - работа со студентами по основным целям лекций и семинарских занятий;
2) индивидуальные консультации. Внеаудиторная форма работы преподавателя с отдельным студентом, включающая обсуждение тех разделов дисциплины, которые требуют дополнительного пояснения или же желанием студента работать над написанием курсовой или выпускной работой по изучаемому курсу;
3) master class. Лекция и/или групповое консультирование приглашенного известного и высококвалифицированного зарубежного или отечественного ученого (либо практика в данной области). Задача - показать реальную сторону исследовательской и прикладной работы в науке и демонстрация студентам стандартов мышления профессионала в избранной ими специальности;
4) подготовка к защите курсовой работы и сдача курсовой. Вид
индивидуального консультирования. Обсуждение темы и ее формулировку, разработка структуры и рабочего плана, подбор библиографии, выделение основной проблематики, постановка исследовательских задач; 5)
практикумы (лабораторные);
6) смешанный вид: семинары и групповые консультации;
7) практика. На основе теоретических знаний выработка навыков и умений;
8) самостоятельная работа. Чтение рекомендованной литературы (обязательной и дополнительной). Подготовка к письменным контрольным работам. Подготовка к рубежным испытаниям. Написание рефератов, эссе;
9) лекции. Аудиторная форма занятий, предполагающая монологическое изложение основных тем преподавателем учебного материала. Основная цель лекции - постановка и освещение проблемы, достижение понимания студентами предоставляемой информации, стимулирование интереса к изучаемому предмету. Контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, доклады, выступления, сообщения, опрос - круглый стол или конференция);
10) семинары. Аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов (всех или некоторых из них), имеющих трудности в понимании аспектов читаемого курса или первоисточников, либо связаны с углубленным интересом студентов к данной проблематике, а также Контроль знаний (контрольные работы, тестирование (письменное или компьютерное), итоговое испытание по дисциплине, проверка конспектов, доклады, выступления, сообщения, опрос).
В Российском университете дружбы народов используются наряду с традиционными инновационные методы и средства организации учебного процесса в котором участвуют иностранные студенты: мультимедийное
сопровождение аудиторных занятий, материалы самоконтроля по каждой дисциплине, учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета, письменные и электронные тесты, доступ к глобальным сетевым образовательным ресурсам, учебно-электронные материалы, электронные методические пособия и учебники [6].
Анализ работ по проблеме изучения опыта ведущих российских вузов показывает, что накоплен определенный багаж традиционных форм организации академической мобильности студентов: стажировки, летние и зимние школы, конференции, семинары, исследовательские работы, мастер классы, индивидуальные консультации, групповое академическое консультирование, практикумы, лекции, самостоятельные работы.
Российские вузы расширяют прием зарубежных студентов для обучения. Так, в 2007/2008 годах в Российских вузах обучалось 101182 иностранных студентов. А в 2008/2009 академическом году в российских вузах обучалось по
очной форме 108,б тысяч иностранных граждан, а по очной и заочной форме (включая вечернюю, дистанционную и экстернат) обучались 1бб,3 тысячи представителей из более чем 170 зарубежных стран, в том числе 37,25% -из бывших советских республик, 38,1% -из стран Азии, 3,0% -из
восточноевропейских и балканских стран, 5,2% -из стран Западной и Северной Европы, б,7% -из стран Ближнего Востока и Северной Африки, б,5% -из стран Черной Африки, 1,б% -из стран Латинской Америки, 1,8% -из стран Северной Америки и Океании [1].
Библиографический список
1. Арефьев А. Л. , Шереги А.Ф. Обучение иностранных граждан в высших учебных заведениях Российской Федерации [Текст] /А.Л. Арефьев // Статистический сборник. Выпуск 7/ Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ЦСПиМ, 2010. -1б0 с.
2. Белякин А.М. Из колледжа - в вуз: академическая мобильность студентов в США
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.portalspo.ru/Journals/2009/20095/SPG 5 2009.html
3. Белякин А.М. Управление институциональными преобразованиями в высшей школе США на рубеже XX и XXI веков : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.01. Казань, 2009.
4. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе [Текст] . - М ., 2005. -4б с.
5. Владимиров А. И. Болонский процесс и его влияние на отечественную систему
высшего образования [ Электронный ресурс ] . - Режим доступа:
www.gubkin.ru/wps/wcm/connect/.. ,/bolon.pdf?MOD...
6. Временное положение об организации учебного процесса на факультете гуманитарных и социальных наук в рамках эксперимента по переходу на обучение по системе зачетных единиц (кредитов) по направлениям «Философия», «Политология», «История», «Социология», «Искусства и гуманитарные науки» [Электронный ресурс] . -Режим доступа : http://www.rudn.ru/?pagec=б8б
7. Галичин В.А., Карпухина Е. А., Матвеев В.В., Сугакова А.П. Академическая мобильность в условиях интернационализации образования [Текст] / В.А.Галичин. - М .: Университетская книга , 2009 . - 4б0 c.
8. Ефремов А. П. Об организации учебного процесса с использованием зачетных единиц [ Электронный ресурс ] . - Режим доступа: http://www.rudn.ru/?pagec=б89
9. Сагинова О. В. Интернационализация высшего образования как фактор
конкурентоспособности (на примере Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова) [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter vuz2.html
10. URL: http://www.summer.harvard.edu/programs/iel
11.URL:http://www.co,umbia.edu/cu/isso/incoming/coming_to_Columbia_for_students_20
10/pdf
12. URL:http://www/summer.harvard.edu/courses/
13.URL: http://ifea.spbu.ru/ru/for-students/student-exchange.html]
14. URL:http://ir.hse.ru/
Bibliography
1. Arefiev, A.L., Sheregi, A.F. Foreign Citizens Education at the Higher Educational Institutions of the Russian Federation [Text] : Statistical Collection. Issue 7 / A.L. Arefiev, A.F.
Sheregi // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. -M.: Social Forecasts Centre, 2010. - 160 p.
2. Belyakin, A.M. From College into University: Students’ Academic Mobility in the USA [Electronic Resource] / A.M. Belyakin. - Access Mode: http://www.portalspo.ru/Journals/2009/20095/SPQ 5 2009.html
3. Belyakin A.M. Institutional Transformations Management at the US Higher Schools on the Boundary of XX-XXI Centuries: Diss. ... Doctor of Pedagogics: 13.00.01 / A.M. Belyakin. -Kazan: RSL, 2009. - 386 p.
4. Bologna Process and Its Importance for Russia. Integration of Higher Education in Europe [ Text ]. - M., 2005. - 46 p.
5. Efremov, A.P. Qn Educational Process Organization Using the Credit Units [Electronic Resource] / A.P. Efremov. - Access Mode : http://www.rudn.ru/?pagec=689
6. Electronic Resource. - Access Mode: http://www.summer.harvard.edu/programs/iel
7. Electronic Resource. - Access
Mode:http://www.co,umbia.edu/cu/isso/incoming/coming_to_Columbia_for_students_2010/pdf
8. Electronic Resource. - Access Mode: http://www/summer.harvard.edu/courses/
9. Electronic Resource. - Access Mode: http://ifea.spbu.ru/ru/for-students/student-exchange.html]
10. Electronic Resource. - Access Mode: http://ir.hse.ru/
11. Galichin, V.A., Karpukhina, E.A., Matveev, V.V., Sugakova, A.P. Academic Mobility Under the Conditions of Educational Internationalization [Text] / V.A.Galichin, E.A. Karpukhina, V.V. Matveev, A.P. Sugakova. - M.: University Book, 2009. - 460 p.
12. Saginova, Q.V. Higher Education Internationalization as a Factor of Competition (Qn the Example of the Russian Economics Academy named after G.V. Plekhanov) [Electronic Resource] / Q.V. Saginova - Access Mode: http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter vuz2.html
13. Temporary Provision on Educational Process Qrganization at Humanitarian and
Social Sciences Faculty Within the Limits of Experiment on Transition to Test Units (Credits) System of Training in "Philosophy", "Political Science", "History", "Sociology", «Arts and Humanities» [Electronic Resource]. - Access Mode : http://www.rudn.ru/?pagec=686
14. Vladimirov, A.I. Bologna Process and Its Influence on the Russian Higher Education
System [Electronic Resource] / A.I. Vladimirov. - Access Mode :
www.gubkin.ru/wps/wcm/connect/.. ,/bolon.pdf?MQD...