Кийко П.В. Вхождение России в Болонский процесс: осмысление опыта, проблем, перспектив // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2015. - №1(1) апрель-июнь. - URL http://e-joumal.omgau.ru/index.php/2015-god/1/16-statya/65-00017
УДК 372.8
Кийко Павел Владимирович
Кандидат педагогических наук., доцент
ФГБОУВПО ОмГАУ имени П.А. Столыпина, г. Омск
Вхождение России в Болонский процесс: осмысление опыта, проблем, перспектив
Аннотация: В статье автор рассматривает модернизацию высшего профессионального обучения, которая затронула вузы, в частности, студентов в связи с вступлением России в Болонский процесс, проблемы, возникающие в ходе её реализации и перспективы, ожидающие российское высшее образование. Также автор предлагает проект эффективной адаптации студентов первых курсов в социально-экономической среде вуза.
Ключевые слова: модернизация образования; адаптация студентов первых курсов.
Введение. Болонский процесс глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы России в приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед Россией сегодня.
В широком смысле слова основные внутренние интересы России в Болонском процессе связаны с тем, что он непосредственно влияет на общий комплекс проводимых экономических, социальных и административных реформ.
Наряду со студентом - главным действующим лицом Болонского процесса - субъектом Болонского процесса выступает преподаватель. Обеспечение академической мобильности в Европе означает устранение всех препятствий свободному передвижению преподавателей, исследователей и административного персонала для работы в зарубежных европейских странах.
После вхождения России в Болонский процесс прошло более 10 лет, и уже можно сделать выводы по опыту, возникающим проблемам и грядущим перспективам.
С каждым днем мы все больше убеждаемся, что качество образования в России падает. Я коснусь дисциплин математического и естественно-научного цикла. В вузы поступают дети с низким уровнем знаний этих дисциплин. Конечно, в первую очередь, модернизация затрагивает вузы, обходя стороной школу. Таким образом, углубляется разрыв между школьным и вузовским образованием.
Большую часть студентов, которые приходят в вузы, приходится заново обучать школьному курсу дисциплин. Изучая высшую математику, информатику, физику и химию, приходится тратить время не на повторение школьного курса, а заниматься их повторным изучением.
Объекты и методы. Анализируя критерии оценивания учебной работы студентов в разных вузах, можно увидеть, что большинство оценок завышены. Техническая цель
создания единых критериев оборачивается изрядным обессмысливанием процесса. Неважно, что ты знаешь, что ты умеешь, важно, сколько кредитов проставлено у тебя в зачетном листе; неважно, какой теме посвящена твоя дипломная работа, важно, каков твой формальный рейтинг.
После окончания бакалавриата - первого уровня получения высшего образования -большинство студентов не могут устроиться на работу по своему профилю. Работодатель требует от них окончания магистратуры (или диплом специалиста).
Препятствия возникают и для преподавателей, особенно для молодых, не имеющих степень кандидата или доктора, из-за низкой заработной платы они не могут себе позволить повышение квалификации в другом городе или за рубежом. Защита диссертационной работы также требует вложения больших средств, и у молодого специалиста возникает вопрос -будут ли оправданы эти затраты. Увеличиваются аудиторная нагрузка для преподавателя, требования по составлению нескольких версий одних и тех же программ. Ошалевшие преподаватели тратят половину рабочего дня на заполнение нового индивидуального плана, профессорско-преподавательский состав старшего поколения остаётся либо на неполную ставку, либо совсем покидает работу.
Поэтому, осмыслив опыт, можно прийти к неутешительным результатам: проблемы есть как в структуре обучения студентов, так и в работе профессорско-преподавательского состава, а точнее - в их реформировании. И если сегодня не повышать школьный базовый курс, не увеличивать часы на изучение дисциплин, то в перспективе модернизация высшего образования останется на прежнем месте, и высшее образование попросту исчезнет.
Поступая в высшее учебное заведение, большинство бывших школьников сталкиваются с проблемами психологического, организационного и финансового характера, и то, как они смогут справиться с этими проблемами на первом этапе обучения, во многом предопределит их дальнейшие успехи.
Многие выпускники, которые были в школах отличниками, сталкиваются с тем, что не в силах в полной мере усвоить учебную программу. Видят однокурсников с лучшей подготовкой, которые способны значительно быстрее и лучше разбираться в заданиях. Такая ситуация может повергнуть некоторых в уныние, пошатнуть веру в свои знания и возможности. Особенно распространенными проблемами различных категорий студентов-первокурсников являются:
1. Недостаточная коммуникабельность, сложность общения с новыми людьми.
2. Неспособность быстро определиться и сориентироваться в новых условиях.
3. Идеализированное представление об учебе в ВУЗе, которое не оправдалось.
4. Неумение рационально организовать свою деятельность, плохая приспособленность к самостоятельной жизни.
5. Сложности материального характера, связанные с самостоятельным проживанием.
6. Другие негативные факторы, которые приводят к упадку сил, депрессии, снижению интереса к учебе.
Все эти проблемы оказывают значительное влияние на студентов и могут привести к различным негативным последствиям. Поэтому в случае возникновения таких проблем нельзя пускать все на самотек, а необходимо всерьез взяться за их решение.
В качестве целевой аудитории возьмем студентов 1-х курсов Омского государственного аграрного университета имени П.А. Столыпина. Категория студентов самая разнообразная: выпускники городских и сельских школ Омского региона, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Казахстана.
Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, - их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, - ими можно управлять. К первой категории, в том числе относятся: уровень подготовки, отношение к обучению, информированность о вузовских
реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов.
Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации, когда первокурсники пытаются понять, «куда я попал» и «кто меня окружает». «В чужой монастырь со своим уставом не ходят», - это студенты слышат на каждом шагу, каждый преподаватель устанавливает свои правила и требует их соблюдения, в группах между ребятами идет «война» за право лидерства, поиск «своих» людей [2].
Студент должен очень быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, понять систему норм и правил, существующих на факультете и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, предстоящей работе, преподавателям.
Постепенно влияние факторов первой группы ослабевает, и решающую роль начинают играть факторы второй группы. К ним можно отнести: организацию учебного процесса, уровень преподавания, тип взаимоотношений преподавателя и студента и т.п. Именно это в значительной степени, а не исходный уровень определит профессиональный и психологический облик человека, который через четыре (или шесть) года покинет стены вуза.
Теоретический анализ научных источников показал, что существенные перемены в социальном, экономическом и политическом укладе страны отразились на воспитательных системах и привели к смене цели воспитания, изменению социально-экономической среды вуза, субъектного состава и характеристик субъектов воспитательной системы. Возникла проблема обоснования инновационной кураторской деятельности, соответствующей новой цели, содержанию и адекватным технологиям воспитательной работы.
Кто такой куратор? Куратор - наставник, воспитатель студенческой группы. Он является представителем администрации университета и факультета в закрепленной учебной группе и выступает доверенным лицом группы перед администрацией. В связи с этим кураторами предлагаем назначать не преподавателей ВУЗа, а студентов старших курсов (III-IV), они будут выполнять роль воспитательного механизма, соединять администрацию и студенчество, выступать проводниками воспитательной политики руководства. Также к работе кураторов активно подключать студенческие профсоюзы.
Подключать систему студенческого самоуправления, в число которых входят:
• студенческая секция профсоюзной организации;
• студенческие советы факультетов и студенческие советы общежитий;
• студенческие общественные организации по интересам (худсоветы, спортсоветы
и т.д.).
Так как целями студенческого самоуправления являются соуправление с администрацией вуза с целью оптимизации учебного процесса и внеучебной работы в интересах студентов; подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности; поиск и организация эффективных форм самостоятельной работы, ведения переговоров, управления людьми, то работа кураторов из этой среды будет способствовать эффективной адаптации первокурсников.
Результаты исследований. Расширив понятие кураторской деятельности не только как целенаправленной, мотивированной, профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза с группой студентов в учебное и внеучебное время, направленной на создание педагогических условий успешного профессионального и личностного становления каждого студента, а также и стремления превзойти выпускников вузов, востребованных в обществе и успешных в профессиональной деятельности, мы провели анонимный опрос среди студентов первого курса экономического, ветеринарного, товароведческого и зооинженерного факультетов. Студентам задан был вопрос: «Кого в качестве куратора вы бы
хотели видеть?» Большинство ребят выбрали в качестве куратора студента старшего курса (67%).
АНКЕТА
25 тп ГВ
1 i L 1 1 II ■ Студент ^Н Н И ■ ПпРППЛДЙДТРЛк
11 1 1IH
12345678
Рис. 1 Результаты в группах
Рис. 2 Среднее значение по всем группам.
Рис. 3 Процентное соотношение результатов.
Заключение. Таким образом, назначив куратором группы студента-старшекурсника, состоящего в системе самоуправления или профсоюзе, будем пытаться решить основные функции адаптации первокурсников:
- содействие организации эффективного учебного процесса и научно-
исследовательской работы студентов;
- выражение интересов студентов;
- выявление и анализ проблем студентов;
- разработка и реализация собственных социально-значимых проектов и поддержка
студенческих инициатив;
- содействие формированию здорового образа жизни;
- организация досуга и отдыха;
- вынесение предложений о поощрении студентов за активную научную, учебную и
общественную деятельность;
- взаимодействие со структурными подразделениями по работе со студентами.
Для более эффективной адаптации в учебной работе кураторы-студенты на своих примерах взаимодействия с ведущими преподавателями лично, могут мотивировать работу первокурсников. Сейчас очень актуальна тема информатизации вузов - у каждого преподавателя должен быть личный сайт, должны работать образовательные порталы, здесь открываются широкие возможности курировать работу первокурсников (учебную, культурную, спортивную, воспитательную и т.д.). Создание постоянно действующей многоуровневой специализированной информационной сети, служащей интегратором и распространителем для всех участников процесса, с достоверной и полной информацией способствует информационному обеспечению. Также в вузе рекомендуется наличие специального стенда, на котором еженедельно должна обновляться информация о текущих программах академической мобильности. С помощью анкетирования студентов первых курсов выявлять отклонения в адаптации, проводить обучающие мастер-классы по различным темам, например:
- планирование личного времени;
- организация и проведение массовых мероприятий;
- стрессоустойчивость;
- теория креативности и т.п.
Широко осветить авторитет ведущего преподавателя, его научные достижения, успехи студентов на конференциях различного рода под его руководством. Здесь на помощь приходит местная вузовская газета «Кировец». Рекомендуется проводить регулярные семинары, сессии по определенным грантовым и обменным программам, встречи с сотрудниками по вопросам обучения за рубежом.
И хотя за столь маленький период времени мы не можем показать результат проекта (разработка и предпосылки для внедрения ведутся всего лишь 2 недели), но следуя намеченным целям, в перспективе можно будет наблюдать положительную динамику адаптации первокурсников.
Ссылки на источники:
1. Милорадова Н. Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
2. «Психолого-педагогическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе его реформирования»: лекции д.п.н., профессора Акутиной С. П. (http://tagcnm.ru / [Дата обращения 11.08.14]).
3. За что могут отчислить из вуза? (http:// studynote.ru/ studgid/pomosch/za_chto_mogut_otchislit_iz_vuza / [Дата обращения 11.12.14]).
Pavel Kiyko
Omsk State Agrarian University n.a. P.A. Stolypin, Omsk
Russia's Joining The Bologna Process: The Interpretation Of The Experience, Problems, Prospects
Abstract: In article the author considers the modernization of higher professional education, which affected the universities, in particular, students in connection with the entry of Russia in the Bologna process, the problems encountered during its implementation and prospects, pending Russian higher education. The author also offers a blueprint for effective adaptation of first-year students in the socio-economic environment of the University.
Key words: modernization of education; adaptation of first-year students.