В целом полученные результаты позволяют сформулировать следующий вывод: бакалавры 1 курса испытывают затруднения при работе с текстом в части сравнительно-сопоставительного анализа и систематизации фактов, а также обобщении информации и формулировании выводов; их мышление характеризуется некоторой ригидностью и «клипо-востью», недостаточной смыслосодержательной и смыслообразующей деятельностью. Это отразится на качестве результатов учебной деятельности в области самостоятельной и научно-исследовательской работы. Для предупреждения низких результатов учебной деятельности и, как следствие - предупреждение сокращения контингента обучающихся, необходима организация системной работы преподавателей, работающих на 1 курсах по формированию метаумений.
Достижение желаемых результатов возможно посредством выполнения студентами заданий, представленных в УМКД по дисциплинам 1 курса; заданий при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся и др. Здесь важно видеть проблемы и потенциал каждого студента и тем самым, например, актуализировать УМКД не только по формальным показателям, но и личностно-ориентированным. Данная работа требует повышения квалификации преподавателей вуза в области формирования метаумений студентов в рамках учебных дисциплин, а также с целью разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
УДК 378.4 ББК 74
Таким образом, проведенное исследование по диагностике метапредметных умений студентов первого курса позволило определить стартовые позиции обучающихся в области сформированности метапредметных умений, обусловливающих во многом успешность профессиональной подготовки, а также конкретизировать стартовые позиции преподавателей по организации данной профессиональной подготовки. В данном контексте представленную диагностику можно рассматривать как обогащающий аспект экспертноаналитической деятельности преподавателя вуза по формированию конкурентоспособности его выпускников, повышающий «объективность оценки качества работы вуза и качества определения стратегий его развития» [Чупрова, 2012].
Библиографический список:
1. Краевский В. В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский,
А.В. Хуторской // Педагогика. - 2003. - №2. - С. 3-10.
2. Борытко, Н.М. Методология и методы психоло-го-педагогических исследований [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Со-ловцова; под ред. Н.М. Борытко. - М. : Академия, 2008.
- 320 с.
3. Черепанов, В.С. О парадоксах наследия и векторах развития образования [Текст] / В.С. Черепанов // Педагогика. - 2001. - №2. - С. 105-108.
4. Чупрова, О.Ф. Содержание экспертно-аналитической деятельности по оценке качества конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] /
О.Ф. Чупрова, Т.А. Жданко // Магистр Dixit : сетевой журн. - 2012. - Режим доступа : http://md.islu.ru/sites/ md.islu.m/files/rar/chuprova_o.f._zManko_t.a._0.pdf (дата обращения : 19.06.2012).
С.Н. Широбоков
современные тенденции развития академической мобильности субъектов образовательного процесса
В статье рассматриваются особенности сравнительных исследований, раскрываются тенденции развития академической мобильности субъектов образовательного процесса, обосновывается сущностная и содержательная характеристика академической мобильности в контексте подготовки конкурентоспособных выпускников; определены методологические подходы к интернационализации вузов в современном мире, охарактеризованы проблемы доступности международного образования.
Ключевые слова: академическая мобильность; интернационализация конкурентоспособность выпускников; образовательный процесс; сравнительная педагогика
© Широбоков С.Н., 2012
S.N. Shirobokov
modern trends in the development of academic mobility of actors involved in educational process
The article reflects on the features of comparative studies, identifies current trends of academic mobility, pinpoints the essential and substantive characteristics of academic mobility in the context of marketability of graduates; addresses methodological approaches to the internationalization of higher education institutions in the world, characterizes problems of access to international education.
Keywords: academic mobility; internationalization; marketability of graduates; educationalpro-cess; comparative pedagogy
Анализируя опыт реформирования системы высшего образования в странах-участни-цах Болонского процесса, можно отметить изменения, связанные с развитием академической мобильности субъектов образовательного процесса, которая является наиболее известной формой интернационализации. Ученый Р.Р. Мухамадеева утверждает, что академическая мобильность предусматривает возможность получения научного опыта не только в зарубежных, но в отечественных образовательных учреждениях ВПО [Мухамадеева. Режим доступа : http://www.isras.ru/ abstract_bank_congress4/1111]. В настоящее время международное партнерство становится стратегическим. Результаты опросов экспертов в области международного образования указывают на тенденцию к построению межвузовских партнерских отношений на основе программ академической мобильности.
Исследователь Л.В. Зновенко, понимая под академической мобильностью «личностное новообразование, которое является результатом деятельности субъекта образовательного процесса», отмечает необходимость анализа специфики тенденций развития международных и национальных образовательных систем [Зновенко, 2008].
В компаративных исследованиях выделяются тенденции, на основе которых проектируются программы академической мобильности в соответствии с вузовскими приоритетами интернационализации: доступность учебных дисциплин по сравнительному образованию, включение международного образования в контекст академических программ. Интернационализация учебных планов, по мнению компаративистов, позволяет развивать у студентов компетенции, необходимые
для успешного участия в программах академической мобильности.
Во многих докладах международных организаций отмечается, что проблема академической мобильности преподавателей, которая в основном осуществляется благодаря международным научным проектам, остается малоисследованной. Ученые предпочитают посещать вузы с более высоким уровнем интернационализации, создавая при этом конкуренцию.
Исследователи Р. Бхандари и Р. Белявина замечают, что «одним из самых важных трендов в последние годы стала эволюция термина «мобильность» с более традиционного географического понятия до более широкого толкования мобильности, которая подразумевает, что не только студенты, но и вузы, и образовательные программы стали мобильными» [Бхандари. Режим доступа : http://www. ihe.nkaoko.kz/archive/267/2435]. С каждым годом расширяющиеся контакты с ведущими зарубежными университетами и развитие академической мобильности позволяет изучать интернационализацию как перспективу для дальнейшей профессиональной деятельности.
Глобальный характер реформирования высшего образования и интернационализация университетов определили необходимость развития академических обменов, поэтому проблема эффективной подготовки студентов в региональных вузах к участию в международных обменных программах является актуальной и перспективной для проведения сравнительных исследований. И.А. Тагунова отмечает следующую тенденцию в развитии педагогической компаративистики: «Отойдя от изучения своего предмета, развития своей
методологии, инстинктивно стала искать иной исследовательский базис, на котором она могла бы строить свои исследования» [Тагунова, 2011, с. 133]. Анализ работ по компаративистике показывает, что в области методологии сравнительных педагогических исследований выделяется трехуровневый подход, который, по мнению исследователя Л.Л. Супруновой, позволяет рассматривать явления и процессы, развивающиеся в сфере образования на уровне регионов, в контексте национальных и мировых тенденций развития и одновременно учитывать особенности региона [Супрунова, 1961]. Сравнительно-сопоставительный анализ позволяет выявить общее, частное и особенное в изучаемых образовательных процессах и адаптационные возможности изученного опыта для отечественной системы образования в контексте единого образовательного пространства.
Интернационализация высшего образования и влияющие на этот процесс факторы являются актуальными и практически значимыми вопросами для развития современного высшего учебного заведения. Процесс интернационализации, отвечающий целям создания общеевропейского пространства и повышения конкурентоспособности вузов на мировом образовательном рынке, выступает в качестве основного вектора дальнейшей модернизации российского высшего образования. Зарубежные и отечественные ученые, изучающие проблемы сравнительного образования, считают, что процесс интернационализации, в первую очередь, предполагает развитие академической мобильности субъектов образовательного процесса, что способствует их конкурентоспособности.
Подготовка конкурентоспособного выпускника в современной образовательной ситуации России ставится чрезвычайно остро, так как складывается рынок образовательных услуг. Модернизация образования актуализирует необходимость систематического и объективного изучения опыта совершенствования образовательного процесса в зарубежной и отечественной высшей школе в сопоставительном плане.
Ученые Е.И. Бражник и О.Г. Лаврентьева отмечают, что благодаря Болонскому процессу повысится качество образовательного процесса, возрастет межвузовское междуна-
родное партнерство и одновременно конкуренция. Для своей конкурентоспособности вузам придется обновлять образовательную инфраструктуру, особенно технические средства обучения и производственно-лабораторную базу, чтобы обеспечить студентов на современном этапе интернационализации вузов [Бражник, 2010].
Исследователи Г.П. Синицына и С.М. Баташова характеризуют интернационализацию университета как разработку новых междисциплинарных курсов, применение в образовательном процессе технологий, подтвердивших свою эффективность в образовательных системах других стран, а также использование новых способов и приемов оценивания учебных достижений студентов [Синицына, 2003]. Эффективность преподавания связана с эффективностью оценивания - это основной принцип обучения, заложенный Болонским процессом и направленный на обновление практики оценивания учебных достижений в российских и зарубежных вузах. В свою очередь, как отмечают ученые Г.А. Бордовский, О.А. Граничина, С.Ю. Трапицын, учет международных требований вносит вклад в качество национальных систем образовательного оценивания [Бордовский, 2008].
В настоящее время одной из задач современной высшей школы является подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного выпускника. Однако на пути решения этой важной научной и практической задачи встают противоречия между:
- знаниевой ориентацией содержания подготовки и личностным развитием будущего специалиста;
- традиционным подходом к оценке качества подготовки выпускников и складывающимся рынком образовательных услуг;
- потребностью в появлении системы эффективных диагностических методик оценки качества подготовки выпускников в вузе и недостаточностью научно-методического обеспечения текущего и итогового контроля оценки качества подготовки;
- требованиями, предъявляемыми к выпускнику рынком труда, и готовностью преподавателей к подготовке конкурентоспособного специалиста-выпускника;
- сложившейся системой оценки уровня подготовки и ориентацией студентов на адек-
ватную оценку своих профессиональных качеств.
Анализ понятия «конкурентоспособность», по нашему мнению, позволяет выделить четыре критерия сформированности качества подготовки субъекта (специалиста): профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии.
Повышение привлекательности образования приводит к необходимости разработки и внедрения программ интернационализации в вузах, так как конкурентоспособность напрямую зависит от участия преподавателей и студентов в программах академической мобильности, что способствует изучению положительного зарубежного опыта. Основное противоречие заключается в том, что, с одной стороны, существует необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, а другой, в недостаточной степени определены стратегии интернационализации вузов, обусловленные модернизацией высшего образования.
По мнению зарубежных ученых, процесс интернационализации назревал веками, и лишь к концу IX в. о нем заговорили широко. Более того, новая качественно отличается от той, которая существовала ранее. Интернационализация образовательной политики и дальнейшая интеграция образования в мировое образовательное пространство является актуальными для российских и зарубежных университетов, так как проблема востребованности выпускников отмечается на мировом рынке труда. Оценка качества подготовки конкурентоспособного специалиста - процедура, которая выявляет с помощью системы методик состояние субъекта, позволяет определить параметры и критерии личностнопрофессиональных свойств, характеристик, соответствующих потребностям общества, различных социальных групп, рынка образовательных услуг и рынка труда. Мы определяем конкурентоспособность специалиста как социально-педагогическую категорию. Конкурентоспособный специалист - это специалист, способный достигать поставленные цели в разных, быстро меняющихся ситуациях за счет владения методами решения большого класса профессиональных задач [Широбоков, 2011]. Как отмечают исследователи А.Д. Ко-
пытов и М.П. Пальянов, рынок труда является системообразующим фактором выбора стратегии и тактики высшего образовательного учреждения, а также формирования рынка образовательных услуг [Копытов, 2009].
В период обновления отечественной системы высшего образования, поиска эффективных образовательных моделей особую значимость приобретает опыт тех стран, которые добились высоких результатов в области подготовки конкурентоспособных выпускников, востребованных на мировом рынке труда. Г ибкая структура системы высшего образования более адекватна вызовам глобализации и направлена на подготовку выпускника, который сможет повлиять на экономический рост.
Программы и проекты, реализуемые в сотрудничестве с европейскими высшими учебными заведениями, имеют огромный потенциал с точки зрения изучения международного педагогического опыта, укрепления содержательных научно-образовательных контактов, развития академической мобильности в контексте интернационализации вузов-пар-тнеров, разрабатывающих стратегические планы действий в этом направлении. Проект ТЕМПУС, реализуемый в настоящее время в Омском государственном педагогическом университете, соотносится с решением одной из актуальных задач отечественного образования - разработке и гармонизации квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование».
С целью распространения достижений по реализации проекта и воплощению идей Болонского процесса в ОмГПУ был открыт Учебно-консультационный центр ТЕМПУС. На основе исследований рынка труда, опроса работодателей, анализа нормативных документов, регламентирующих трудовую деятельность специалистов, государственных образовательных стандартов рабочая группа по реализации проекта ТЕМПУС предложила методику и модель квалификационных рамок по направлению «Экология и природопользование» [Разработка модели рамки квалификаций по направлению «Экология и природопользование», 2012]. Публикация руководства по разработке и внедрению квалификационной рамки, модернизация программ подготовки бакалавров и магистров, повышение квалификации управленцев по изучению
современного состояния и положений Болонского процесса являются инновационными направлениями реализации проекта ТЕМ-ПУС участниками консорциума европейских и российских вузов.
В соответствии с Копенгагенской декларацией проект ТЕМПУС способствует осуществлению стратегии «обучения через всю жизнь» и мобильности на рынке труда, которая также имеет огромное значение для развития конкурентоспособной личности в современном мире.
Интернационализация, по мнению исследователя И.А. Тагуновой, определяется как программа реформ, когда образовательное учреждение сталкивается с необходимостью коренных преобразований вследствие изменившихся внешних условий развития образования, значит, и выхода на уровень стратегического управления университетом или на уровень рефлексивной самоорганизации образования. Исследователь определяет сущность интернационализации в ее всеобъемлющем характере, сочетающем междисциплинарные, многоуровневые и кросс-культурные ценности, а также в том, что интернационализация охватывает всю вузовскую структуру: как весь процесс обучения, так и управление им [Тагунова, 2010]. Это выход на целостное осмысление основных функций университета. Согласно руководящим принципам ЮНЕСКО, качество высшего образования в стране, его оценка и мониторинг не только имеют решающее значение для ее социально-экономического благосостояния, но и являются фактором, определяющим международный статус данной системы высшего образования [Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном образовании, 2006].
По мнению В.М. Филиппова и Г.А. Красновой, процесс интернационализации должен быть управляемым на глобальном, региональном, национальном и институциональном уровнях [Филиппов, 2010]. Е. Заир-Бек и А.П. Тряпицына отмечают, что подготовка студентов к участию в международных проектах проходит в различных формах, предполагающих принятие решения о личном участии [Заир-Бек, 2006]. Таким примером может быть опыт включения преподавателей и студентов в реальное партнерское межкультурное взаимодействие в различных международных про-
ектах. Л.Л. Супрунова акцентирует внимание на том, что важным механизмом повышения качества образования в высшей школе XXI в. становится международное сотрудничество [Супрунова, 2012]. Вместе с тем, интернационализация является важным фактором для совершенствования образовательного процесса в университете.
Многими государствами определена важнейшая задача высшей школы - подготовка конкурентоспособного специалиста. С целью решения этой проблемы, отмечается острая необходимость совершенствования системы диагностических методик оценки качества подготовки специалистов, в частности, системы промежуточного и итогового контроля. Методики эссе, свободные дебаты, мозговой штурм, презентация и др. ориентируют студента на объективную оценку своих слабых и сильных сторон для выстраивания своей профессиональной карьеры.
Высшая школа России ориентирована в своем развитии на качественную подготовку выпускников, отвечающую изменениям, происходящим на рынке труда. В качестве двух основных показателей можно выделить два основных интегральных критерия: 1) количество времени, необходимое выпускнику вуза для адаптации на рабочем месте в соответствии со своей специальностью; 2) количество «родственных» (смежных) специальностей, по которым выпускник может работать без значительных затрат времени и сил на их освоение.
Несмотря на то, что в отечественном образовании имеются определенные достижения в рассмотрении вопросов оценки качества профессиональной подготовки, данную проблему пока нельзя считать решенной. В связи с этим возникает необходимость в обращении к опыту оценки качества подготовки конкурентоспособных специалистов в других странах, системы высшего образования которых ориентированы на подготовку выпускников в условиях жесткой конкуренции. Анализ исследований и изучение опыта зарубежных стран в оценке качества подготовки специалистов открывают широкие возможности для обогащения современного российского вузовского образования. Конкурентоспособность выпускников вуза в первую очередь определяется требованиями рынка, т. е. требованиями
работодателей. А работодателей больше всего волнует качество подготовки специалистов. В настоящее время диагностические методики оценивания качества подготовки представлены двумя группами: 1) оценка профессиональной компетентности на основе стандарта; 2) оценка профессиональной компетентности будущего специалиста как личности. Конкурентоспособность как новое качественное состояние выпускника можно отнести к числу стратегических ценностей, которые наряду с ориентацией на собственные силы и предприимчивостью способствуют преодолению неопределенности в жизненной перспективе и построению международной карьеры.
Международная организация ЮНЕСКО характеризует интернационализацию как обращение к преимуществам международного сотрудничества. Одним из таких преимуществ являются кафедры ЮНЕСКО - научнообразовательные центры развития международного академического сотрудничества. Экспертами отмечается инновационный характер кафедр ЮНЕСКО, которые развиваются в рамках разработанного ЮНЕСКО Всемирного плана действий по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности. Международная программа UNITWIN / Кафедры ЮНЕСКО («Породненные университеты»), считается успешной, так как она направлена на расширение международного сотрудничества между университетами всего мира для реализации целей и принципов ЮНЕСКО. Ученый В.М. Филиппов в своих выступлениях акцентирует внимание на актуальности и большом значении программы ЮНЕСКО «Образование для всех» для академических сообществ.
Магистерская программа «Сравнительное образование» открывает широкие перспективы международной карьеры и возможности межкультурной коммуникации в условиях интеграционных процессов. В рамках программы «Сравнительное образование» проводятся практико-ориентированные сравнительные исследования с учетом тенденций интернационализации образования. Магистранты исследуют особенности реализации международных проектов и программ в области образования, а также их влияние на повышение качества современного российского образования.
Исследователь Т.М. Трегубова обоснован-
но отмечает значимость обращения к проблеме изучения зарубежного опыта реформирования профессионального образования и выявления его адаптационно-образовательного потенциала как ресурса для модернизации отечественной системы подготовки конкурентоспособных специалистов [Трегубова, 2006].
Магистерская программа «Сравнительное образование» нацелена на подготовку магистра, обладающего готовностью к исследованию проблем в области сравнительного образования, способного решать научно-практические задачи, связанные с исследованиями в области образования, научно-методическим сопровождением международных образовательных проектов.
Сегодня в педагогической науке формируется новая идеология развития образования, в основе которой лежит мировой уровень культурного развития, усиливающий процессы глобализации. Во взаимосвязанном и взаимозависимом мире роль сравнительных исследований возрастет, поскольку их предметом служит структура, потенциал развития и социальные функции образования с учетом их позиций в мировой структуре.
Компаративисты М. Брэй и Р.М. Томас утверждают, что сравнительное образование относится ко всем исследованиям, которые изучают сходства или различия между двумя и более явлениями, относящихся к передаче знаний, умений и отношений от одного человека к другому или группе людей [Брей, 2008]. Область сравнительного образования получила свое развитие в основном из-за кросс-национальных сравнений, которые по-прежнему остаются преобладающей направленностью в изучении международного высшего образования и глобального рынка труда. Современная методология сравнительной педагогики, основываясь на идее «диалога культур» принципиальное значение придает «механизму культурного отбора» - «мирного заимствования» передового опыта стран, имеющих признанные достижения в разработке, наборе и использовании новейших технологий и методик оценки подготовки конкурентоспособных выпускников. По мнению В.И. Андреева, центральной педагогической проблемой в ближайшей перспективе будет обеспечение гарантированного качества об-
разования и саморазвития личности человека [Андреев, 2010].
Интеграционные процессы обуславливают необходимость развития академической мобильности в условиях интернационализации высшего образования, которая способствует совершенствованию образовательного процесса в современном университете.
Библиографический список
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития в контексте принципов инновационности, конкурентоспособности и прогностичности [Текст] /
В.И. Андреев // Педагогика творческого саморазвития: проблемы инновационности, конкурентоспособности и прогностичности образовательных систем : материалы ХХ Всерос. науч. конф., 24-25 марта 2010 г. - Казань : Центр инновационных технологий, 2010. - С. 3-6.
2. Бордовский, Г.А. Модели и методы внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах [Текст] : науч.-метод. материалы «Междисциплинарные исследования и гуманитарные технологии» / Г.А. Бордовский, С.Ю. Трапицын, О.А. Граничина -СПб. : Книжный дом, 2008. - 338 с.
3. Бражник, Е.И. Особенности развития университетского образования во Франции и в России в контексте единого европейского образовательного пространства [Текст] : монография / Е.И. Бражник, О.Г. Лаврентьева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. - 143 с.
4. Брей, М. Уровни сравнения в педагогических исследованиях: разное видение различных литературных источников и ценность многоуровнего анализа [Текст] / М. Брей, Р.М. Томас // Профессиональное образование в России и зарубежных странах : кол. монография. - Томск : STT, 2008. - 340 с.
5. Бхандари, Р. Глобальная студенческая мобильность: тренды и новые направления [Электронный ресурс] / Р. Бхандари, Р. Белявина. - Режим доступа : http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/267/2435 (дата обращения : 10.10.2012).
6. Заир-Бек, Е.С. Подготовка специалистов в области образования к участию и использованию международных программ оценки качества образования для всех: национальное видение [Текст] / Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына; под ред. Г.А. Бордовского. - СПб. : Изд-во РГПУ им. Герцена, 2006. - 66 с.
7. Зновенко, Л.В. Развитие академической мобильности студентов педагогического вуза в условиях непрерывного образования [Текст] : автореферат дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Л.В. Зновенко. - Омск, 2008.
- 23 с.
8. Копытов, А.Д.Инновационные педагогические технологии профессионального образования в США и Германии [Текст] / А.Д. Копытов, М.П. Палья-нов // Педагогика. - 2009. - №8. - C. 86-93.
9. Мухамадеева, Р.Р. Понятие академическая мобильность в российской научной литературе [Электронный ресурс] / Р.Р. Мухамадеева. - Режим доступа :
http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/1111 (дата обращения : 15.10.2012).
10. Разработка модели рамки квалификаций по направлению «Экология и природопользование» [Текст] / В.Н. Русаков, И.П. Геращенко, Н.А. Завалько [и др.] // Эколого-экономическая эффективность природопользования на современном этапе развития Западно-Сибирского региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 26-27 апреля 2012 г.)/ отв. ред. А.И. Григорьев. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. -
С. 81-86.
11. Руководящие принципы для обеспечения качества в трансграничном образовании [Электронный ресурс]. - Париж : ЮНЕСКО, 2006. - Режим доступа : Phttp://www.unesco.org/education/hed/guidelines (дата обращения : 15.09.2012).
12. Синицына, Г. П. Некоторые аспекты интернационализации высшего образования [Текст] / Г.П. Синицына, С.М. Баташова // Педагог : Наука, технология, практика. - 2003. - С. 53-56.
13. Супрунова, Л.Л. Концепция исследований по сравнительной педагогике: региональный аспект [Текст] / Л.Л. Супрунова. - Пятигорск : ПГЛУ 2006. - 61 с.
14. Супрунова, Л.Л. Международное сотрудничество как фактор повышения качества высшего образования [Текст] / Л.Л. Супрунова // Научно-образовательное сотрудничество вузов приграничных регионов России и Казахстана : материалы Второго Форума вузов приграничных регионов Российской Федерации и Республики Казахстан (г. Омск, 21-23 мая 2012 г.). -Омск : Изд-во ОмГПУ, 2012. - 240 с.
15. Тагунова, И.А. Педагогическая компаративистика : вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / И.А. Тагунова // Отечественная и зарубежная педагогика. Институт теории и истории педагогики. - 2011.
- №1. - С. 132-146. - Режим доступа : http://www. isras.ru/abstract_bank_congress4/1111 (дата обращения : 05.10.2012).
16. Тагунова, И.А. Содержание и формы организации наднационального образования [Текст] / И.А. Тагунова // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2010. - №2. - С. 36-43.
17. Трегубова, Т.М. Адаптационно-образовательный потенциал зарубежного опыта и подготовка конкурентоспособных специалистов [Текст] / Т.М. Трегубова // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях. -Омск : Изд-во ОмГПУ, 2006. - 308 с.
18. Филиппов, В.М. Управление процессом интернационализации в вузе: опыт российского университета дружбы народов [Текст] / В.М. Филиппов, Г. А. Краснова // Университетское управление: практика и анализ. - 2010. - №3. - С. 12-15.
19. Широбоков, С.Н. Оценка качества подготовки конкурентоспособных специалистов: проектирование технологии оценки качества подготовки конкурентоспособного специалиста [Текст] / С.Н. Широбоков. -LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH& CO. KG, 2011. - 94 с.