Научная статья на тему 'О педагогической поддержке студентов социально-гуманитарного вуза в освоении технологий рыночной деятельности'

О педагогической поддержке студентов социально-гуманитарного вуза в освоении технологий рыночной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОДАЖИ ТУРИСТСКИХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камышева Оксана Валерьевна, Безнощенко Дарья Андреевна

Статья посвящена вопросам педагогической поддержки студентов социально-гуманитарных вузов в процессе освоения ими технологий рыночной деятельности. Раскрываются методы поддержки, используемые в обучении будущих специалистов по эффективным продажам туристских услуг. Под педагогической поддержкой студентов в статье подразумевается скрытый контроль самостоятельной работы обучающихся; своевременное обнаружение, а также оперативное и гибкое устранение порогов и антимотивов профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Камышева Оксана Валерьевна, Безнощенко Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О педагогической поддержке студентов социально-гуманитарного вуза в освоении технологий рыночной деятельности»

SCIENCE TIME

О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА В ОСВОЕНИИ ТЕХНОЛОГИЙ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Камышева Оксана Валерьевна, Безнощенко Дарья Андреевна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: ksjushakam@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам педагогической поддержки студентов социально-гуманитарных вузов в процессе освоения ими технологий рыночной деятельности. Раскрываются методы поддержки, используемые в I обучении будущих специалистов по эффективным продажам туристских услуг. 0 Под педагогической поддержкой студентов в статье подразумевается скрытый контроль самостоятельной работы обучающихся; своевременное обнаружение, а также оперативное и гибкое устранение порогов и антимотивов профессионального развития.

Ключевые слова: профессиональное социально-гуманитарное

образование, технологии эффективной рыночной деятельности, продажи туристских услуг.

Современное состояние готовности специалистов к рыночной деятельности не демонстрирует достаточных показателей желаемой успешности. Об этом свидетельствуют, в частности, наблюдения за поведением выпускников социально-гуманитарных вузов: а) начавших активную работу на рынке туристских услуг, но не имеющих достаточной компетентности в работе, например, с кризисными рыночными явлениями; б) получивших в вузе определенный набор профессиональных компетенций, но не владеющих, например, разнообразием технологий эффективных продаж туристского продукта...

Сама ситуация высокой конкуренции на туристском рынке демонстрирует очевидно растущую динамику предпринимательских идей, основанную, однако, не на хорошо организованном процессе подготовки субъекта к такой деятельности в учреждении профессионального образования, а на

индивидуальном, часто интуитивном поиске предпринимателем собственного рыночного успеха, на активизации чутья, таланта, высокой мотивации личных

67

коммерческих достижений.

Все это говорит о важности своевременной и полноценной, целенаправленной и научно обоснованной педагогической поддержки студентов, осваивающих еще в вузе науку и практику, искусство и технологии рыночной деятельности. Еще в вузе будущий предприниматель нуждается в квалифицированных подсказках, способных оказать ему реальную услугу как собственно в освоении таких технологий, так и в понимании сущности рынка, путей развития чувствительности к процессам его постоянных изменений в будущем, способов самостоятельной разработки предпринимательских, маркетинговых и других технологий.

В организации освоения студентами технологий своей будущей деятельности на уровне учреждения высшего профессионального образования особым образом выделяется академический аспект. УЮ. Набокова определяет в нем место информационной компетентности как ведущей и говорит о необходимости создания образовательной среды, в которой сливаются информационные, методические и технические средства обучения,

актуализируются интерактивные дистанционные образовательные технологии 6 [2, с. 257].

Следует отметить, что освоение технологий рыночной деятельности именно студентами социально-гуманитарных вузов осложнено особенностями

организации профессионального социально-гуманитарного образования. В нем (в этом образовании), исходя из рассуждений Е.Б. Плотниковой, недооценена роль интеллектуальной социализации обучающихся с опорой на технические и экономические науки (вопреки развитию духовной и творческой личности с опорой на социальные и гуманитарные науки), а именно нет должного воспитания компетентных, мобильных, адекватных тем или иным рыночным ситуациям профессионалов; не уделено должного внимания интенсивности и сложности аналитической деятельности применительно к изучению рынков, правил и методов рефлексии предпринимательских задач или ведения дел бизнеса [4, с. 75; 76; 79].

Итак, сложные экономические условия функционирования современного рынка туруслуг требуют как от настоящих, так и от будущих предпринимателей и продавцов надежного освоения технических и экономических областей научно -практического знания, наряду со знанием социально-гуманитарных наук и соответствующей им практики. Эти требования касаются технологического, конкурентоспособного рыночного инструментария, а именно:

- совокупности приемов изучения и стимулирования покупательского спроса, управления им с учетом многочисленных внешних (экономических, политических, социальных, культурных, технических, экологических и др.), а также внутренних (индивидуальных и личностных) факторов этого явления;

68

- набора приемов документированной фиксации и удержания предприятием своего постоянного, особо значимого покупателя;

- комплекса приемов работы с посредниками и партнерами (рекламными агентствами, СМИ, транспортными и консалтинговыми компаниями, компаниями по размещению, питанию, организации досуга туристов и проч.), изучения различных подходов к организации такой работы, опыта их успешной реализации.

Иначе говоря, организация продаж туристского продукта требует от настоящего или будущего продавца, предпринимателя, бизнесмена и т.д. четкого понимания:

а) сущности покупателя, его нужд и потребностей, возможностей и поведения на рынке;

б) своей готовности к своевременному и точному подбору для покупателя наиболее выгодного рыночного предложения;

в) путей эффективного (экономически и социально значимого) осуществления продаж, адекватности и полноценности в реализации своих рыночных задач.

Такое содержание рыночной деятельности обеспечивается технологиями:

- перцептивной, социальной и личностной психологии;

- предпринимательской юриспруденции;

- экономики предпринимательства;

- персонал- и маркетинг-менеджмента;

- педагогики и акмеологии индивидуального профессионального развития личности.

В социально-гуманитарном вузе, с точки зрения Е.Б. Плотниковой, подготовка к освоению этого содержания должна обеспечиваться [3, с. 369; 371; 373]:

- «оперативной и гибкой» педагогической поддержкой наращивания студентами их первичного профессионального опыта;

- скрытого управления самостоятельной работой студентов, «обнаружения порогов профессионального развития, антимотивов продвижения в профессии к успеху»;

- созданием в образовательном процессе «духа соревновательности, умения переживать в соревновании поражение, равняться на победившего, иметь при этом необходимый уровень стрессоустойчивости».

Технологии продаж в туризме бывают организационными и операционными. Организационные - те, что состоят из механизмов организации продажи по определенной схеме, в последовательности и цикличности ее этапов, с использованием методов структурирования участников процесса продажи. Операционные - те, что включают в себя особые операционные приемы,

69

средства и способствуют, например, стимулированию продаж, продвижению турпродукта на рынке, привлечению к продажам посредников, выбора консультантов из области ценообразования; это приемы разработки ассортимента продукта, снятия напряжения в конфликтных ситуациях во время продаж, и напротив, формирования благоприятного климата общения покупателя и продавца, встречи с покупателем, работы с возражениями; это приемы беспошлинной торговли в аэропортах, на бортах воздушных судов, паромов и других транспортных средств; это приемы работы инструктора-проводника туристов, по организации для туристов развлекательных и кредитных программ, по сертификации туруслуг, снижению первоначальной продажной цены, регуляции поведения туристов в форс-мажорных обстоятельствах и т.д. В классификации Т.С. Ждановой это технологии, состоящие из: консультации клиентов по телефону, сбора информации от партнеров и посредников об актуальности туров; работы с клиентами; мониторинга рынка и подбора тура в соответствии с запросами клиента; ценообразования стоимости тура; взаимодействия с менеджерами туроператорских компаний, бронирования гостиниц и билетов; оформления и подписания договора с клиентом [1, с. 150].

В целом технологии продаж туристского продукта представляют собой определенную технологическую систему и связаны между собой комплексом маркетинга в туризме. Все они направлены на:

- совершенствование ассортимента туристских услуг;

- развитие удобных способов оплаты туристских услуг и достижение эффективности в ценообразовании;

- расширение территории продаж и способов общения к потребителем.

Соответственно педагогической поддержке студентов в освоении

технологий рыночной деятельности тоже должны быть свойственны системность и комплексность.

В систему мероприятий по педагогической поддержке студентов следует включить:

- развитие информационной компетентности обучающихся;

- развитие навыков рефлексии бизнеса;

- развитие коммуникативных знаний и умений обучающихся.

Комплексом средств по педагогической поддержке студентов следует

считать:

- знания и задачи по психологии и педагогике продаж;

- знания и задачи по профессиональной акмеологии;

- знания и задачи по экономике предпринимательства.

70

а

Литература:

1. Жданова Т.С. Технологии продаж: учебное пособие для бакалавров. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. - 184 с.

2. Набокова УЮ. Информационная компетентность студентов как одна из

важнейших компетентностей в процессе получения профессионального образования / Теория и практика современной науки: материалы XII

международной научно-практической конференции, Том II, г. Москва, 29-30 декабря 2013 г. / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2013. - 400 с.

3. Плотникова Е.Б. Об оперативности и гибкости в организации профессиональной подготовки бакалавров сервиса и туризма // Science Time. -2015. - №1 (13). - С. 369-375

4. Плотникова Е.Б. Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций / Наука и современность: сб. мат-лов XXVII н-п конференции. Новосибирск. : Изд -во ЦРНС, 2014. 310 с. С. 75-79.

71

а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.