УДК 338.48 : 351.858.001
Н. Ф. Веретнова, соискатель КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: nitro973@maiLru...
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТУРФИРМЫ НА ОСНОВЕ АНИМАЦИИ В ТУРИЗМЕ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обсуждаются вопросы повышения конкурентоспособности туристических фирм. Раскрывается ключевая роль анимации и инноваций в решении задачи обеспечения эффективности деятельности турфирм; обосновывается необходимость и направления научной проработки стратегического менеджмента на рынке туруслуг; определяется содержание педагогической составляющей в практике сервиса туристических организаций.
Ключевые слова: анимация, инновации, конкурентоспособность, сервис, туризм.
Экономический бум и возрастающее стремление народа к повышению благосостояния приводят к росту потребительских ожиданий в сфере качественного обслуживания. Резкое увеличение спроса на персонализированный сервис, несомненно, коснётся и компаний сферы гостеприимства, которые будут строить свою деятельность на научно обоснованных принципах повышения конкурентноспособности.
Одним из актуальных направлений в менеджменте обслуживания туристов является анимация, т.е. оживление программ обслуживания, отдыха и досуга туристов. Это явление в туризме также рождено конкуренцией между равными по великолепию интерьеров и сервису курортами. Была найдена формула: «анимация обслуживания».
Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени.
Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцаиельное, а с непосредственным участием туристов.
Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
В настоящее время всё большее внимание в научных исследованиях и в практике социального сервиса и туризма уделяется вопросам анимации [1]. В туристическом бизнесе теоретические положения анимации реализуются в различных направлениях: содержательно-рекреационная практика, рынок туруслуг и спрос на них у туристов. Истинность положений о роли инноваций в анимации проверяется на практике достигнутыми успехами, содержательными и качественными характеристиками туристского сервиса.
Инновация - понятие экономическое и организационнотехнологическое. Инновация определяется как конечный результат системной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке и использованного в практической деятельности или в новом подходе к туруслугам.
В организации современного туризма как сегмента рыночной экономики инновации играют роль основного инструмента повышения конкурентноспособности, приводящего к снижению себестоимости и цен, росту прибыли, к созданию новых и актуализации имеющихся потребностей клиентов, повышению рейтинга производителя эксклюзивных туристских услуг.
Цель любой турфирмы заключается в привлечении, удержании и преумножении клиентуры. Концентрация внимания на клиенте как ключевом элементе конкурентного преимущества предполагает использование новых организационных стратегий, новых технологий, заботу о росте прибыли, что приводит к системному и стратегически обоснованному увеличению клиентской базы. Нами выявлены основные факторы, которые следует учитывать при разработке и внедрении современной структуры и передовых методик по управлению клиентской базой в сфере гостеприимства.
В первую очередь, конкурентные преимущества турфирмы определяются реализацией чёткой стратегии формирова-
ния позитивных отличий данной организации от фирм-конкурентов по уровню услуг и по результативности своей деятельности.
Каждое предприятие туристической индустрии должно иметь свои цели и стратегии анимации, регламентирующие её деятельность. Комплекс «цели-стратегии анимации» задаёт основные направления поиска рыночных возможностей, поддерживает в запланированных рамках затраты, определяет количество и квалификацию персонала. Принятие турфирмой стратегий анимации высвобождает руководителей от рутинной работы и необходимости принимать решения по второстепенным вопросам, создает возможность делегирования тактических решений менеджерам среднего звена и сотрудникам на местах. Актуальность инновационной деятельности подчёркивается в работе В.А. Назаркиной [2, с. 59].
Конкуренция на рынке туруслуг требует от каждого предприятия данной сферы ведения серьёзной аналитической работы. В качестве объектов анализа должны рассматриваться туристский или рекреационный ресурс, а также социальная структура потенциального контингента его потребителей, их ценностные ориентации. При этом следует прогнозировать возможные изменения данных ресурсов, ценностей и приоритетов клиентов.
Основные усилия турфирмы должны быть сконцентрированы на выявлении потребностей и ожиданий туристов как на центральном элементе, обеспечивающем возможность создания конкурентных преимуществ. Исходя из этого, туркомпа-ния должна выбирать стратегии, предполагающие использование новых технологий увеличения ценности клиентской базы. Стратегии предприятия всегда служат достижению конкретных целей, определяющих, чего турфирма желает добиться собственными усилиями. Одним из способов обратить внимание потребителей на свою турфирму является предложение туристическому рынку новой услуги, отличной от услуги конкурента.
На практике для многих российских турфирм характерна размытость комплекса «цели-стратегии анимации». Обычно в качестве целей называется получение «хорошей прибыли» и «развитие» предприятия, а стратегиями - сложившиеся традиции и способы деятельности. Такие «стратегии» теряют направляющий и стабилизирующий эффект анимации, подавляют творчество персонала, оправдывают любые затраты, способствуют распылению сил и средств всего коллектива. Стратегия анимации не может быть навязана со стороны или скопирована из научной литературы. Только руководитель турфирмы в состоянии решить, устраивают ли его конкретные цели. возможно ли для их реализации построение конкретной стратегии деятельности.
Современная эпоха - время интерактивного мышления. Турфирмам необходимо анализировать, как получить устойчивые конкурентные преимущества, опираясь на информацию о потребителях. Для этого необходимо создать специальные бренды, привлекательность которых основывается на информации о клиенте и взаимодействии с ним.
В оценке конкурентноспособности фирмы могут быть использованы различные статистические методы: кластерный, канонический и дискриминантный анализы, математические
методы контроля качества, временные ряды и методы предсказания.
Универсальной структуры факторов конкурентноспособности для сферы туризма не существует, но, тем не менее, в научно-исследовательских разработках по организации и технологии туризма называются следующие: популярность турфирмы, технология рыночного продвижения её услуг и их ассортимент, ценовая политика турфирмы, уровень организации маркетинга, мотивация персонала, уровень качества услуг, оригинальность программ, системность в работе, местонахождение предприятия, развитие инновационного потенциала как способность организации осуществлять актуальные изменения и др. В работе Ф.Е. Елфимова и Г.С. Заподойнико-ва справедливо подчёркивается также необходимость управления отношениями с клиентами как важное конкурентное преимущество в сфере гостеприимства [3, с. 197]. Действительно, в бизнесе гостеприимства произошла масштабная революция, изменившая представление туристских компаний об отношении к клиентам, а также о процессе производства и предоставлении услуг. Поэтому возникает задача разработки концепции и стратегии турфирмы, ориентированной на клиента, модели управления фирмой, а также задача формулирования основных рекомендаций по внедрению системы взаимодействия с клиентами. Мониторинг производственного процесса и учёт результатов деятельности позволяет своевременно корректировать данные стратегии и модели.
На наш взгляд, пока недостаточно изучен и раскрыт педагогический аспект организации туристической деятельности. В связи с этим мы хотели бы сделать акцент на педагогических принципах анимации туризма. Это предполагает как их теоретическое осмысление, так и анализ имеющегося опыта организации анимационного туризма, в частности - анализ содержания, направленности, технологии и структуры педагогической составляющей анимационного туризма, процессов его развития.
Педагогический потенциал и гуманистический характер анимационного туризма обусловлен его ориентацией на проблемы информационной цивилизации в соответствии запросам времени. Педагогическая составляющая анимации туризма должна отвечать гуманистической модели общественного развития и общественных отношений, оптимизирующей процесс адаптации личности к реалиям ориентированного на рыночную экономику общества. Именно анимация позволяет актуализировать поисково-творческую составляющую в организации туризма. Каждый компонент анимации должен обрастать суммой образовательных маршрутов туризма в опоре на педагогические принципы и технологии. Педагогическая ориентированность анимации туризма состоит в признании человека императивом социально-экономического развития региона, общества в целом и в привлечении различных подходов к реализации его потребностей.
Поэтому считаем целесообразным:
1) разработать педагогический тезаурус туризма; проанализировать содержание и технологии его педагогической компоненты как инструмента управления его качеством; на данной основе создать проект совершенствования и развития педагогической составляющей анимации и описать механизмы его реализации;
2) на основе анализа психолого-педагогической литературы, а также практики организации туристического бизнеса выявить сущностные характеристики педагогического процесса профессионального развития аниматоров туризма; определить комплекс условий, способствующих его оптимальной реализации в новых социально-экономических условиях;
3) разработать концепцию повышения педагогической квалификации аниматоров туризма и соответствующую квалификационную характеристику;
4) предложить и апробировать систему повышения квалификации аниматоров, обеспечивающую условия для их профессионального развития в современных условиях;
5) разработать методику психолого-педагогической экспертизы анимационных проектов.
Реализация данных мер позволит решить некоторые общие проблемы туристического бизнеса и гибко приспосабливаться к динамично изменяющемуся рынку туруслуг.
Для обеспечения конкурентноспособности субъектов рынка особенно эффективным является применение метода искусственного интеллекта, особенно такого его варианта, как метода нейронных сетей. В настоящее время он вызывает несомненный научный интерес и успешно применяется в различных областях: медицине, физиологии, управлении и, в частности, в организации турбизнеса. Там, где существуют проблемы прогнозирования, классификации, контроля, оптимизации управления, использование метода нейронных сетей позволяет получить весомые результаты через моделирование сложных, формализовано представленных ситуаций.
Суть данного метода заключается в следующем. Пользователь нейронной сети собирает данные по изучаемой или решаемой проблеме, затем определяет алгоритмы анализа данных. При этом субъект исследования должен иметь определённые познания в том, как выбрать и подготовить данные, какой вариант нейронной сети выбрать для решения задачи и как интерпретировать результаты, однако в целом применение данного метода не требует от пользователя таких глубоких знаний и умений, чем, например, использование традиционных статистических методов. Поэтому одним из его несомненных достоинств является простота.
Успех или инертность в анимации туризма имеют существенную рыночную цену, которую турфирма платит осознанно или невольно. На основе изученных теоретических положений по формированию системы управления отношениями с клиентами, маркетинговой политики в сфере гостеприимства и анализа актуального состояния рынка туристических услуг нами выявлены факторы, наиболее важные для разработки и внедрения модели анимационной деятельности, передовых методик по управлению клиентами в сфере гостеприимства.
Метод нейронных сетей позволяет реализовать программу анимации туризма через ревизию её основных инструментов по следующим показателям: организация труда; образование персонала; анализ составляющих успеха в организации туризма; подбор кадров; разработка программы опережающего развития турфирмы; стремление к повышению прибыли; использование новых информационных технологий в организации туризма; оперативность принятия важных решений и их обоснованность; реорганизация слабых сторон в управлении; наличие стандартов работы на всех уровнях управления фирмой; понимание области повышенного риска в организации туризма; конфликтные ситуации и способы их разрешения; поиск более эффективных способов удовлетворения потребительских потребностей; забота о механизмах превращения капитала в доход турфирмы; стремление к повышению скорости и качества обслуживания клиентуры; прогноз развития туризма на ближайшую и отдалённую перспективу; участие в обсуждении и решении общих проблем туристического бизнеса в целом; выработка новых идей в туризме; повышение конкурентноспособности конкретных видов туруслуг; распознавание тупиков в предлагаемых услугах; поощрение к самосовершенствованию и профессиональному росту сотрудников турфирмы; обмен информацией.
Всё перечисленное выше есть основа матрицы анимации туризма и может выступать и в качестве схемы организации практики анимации. Актуальность и струкутра анимационной деятельности обоснована в работе Ю.Ю. Шубиной [4, с. 137].
Все преобразования, направленные на достижение успеха в анимации туризма, способствуют в конечном счёте повышению конкурентноспособности туристических организаций. Основу данных преобразований составляют: анализ потенциальных возможностей; внимание к тенденциям конъюнктуры; составление резюме достижений турфирмы и достижений её конкурентов с целью выработки представления об идеальных возможностях деятельности и путях привлечения интереса туристов; оценка производительности служащих турфирмы
как самого масштабного фактора анимации; фиксация матрицы дефицитов в организации туризма.
В современной обстановке глобальной конкуренции и стремительной разработки новых технологий, роста требований потребителей к качеству туристского и санаторнокурортного продукта отношение фирмы к анимации является основным фактором, определяющим её успех на рынке в долгосрочной перспективе. В рамках анимационного подхода к разработке стратегий турфирмы персонал управления оценивается по таким главным параметрам, как скорость и адекватность принятия важных решений. От этого зависит возможность оперативного реагирования управленческой системы на изменение рыночной ситуации. На практике бывают случаи, когда из-за запаздывания с принятием решения теряются связи с партнёрами, упускаются важные контракты, страдает имидж турфирмы. В настоящее время российская индустрия гостеприимства, использовав лежащие на поверхности резервы развития, нуждается в таких методах управления, которые позволили бы ей выжить в конкурентной борьбе на мировом рынке.
Возможность применения той или иной стратегии анимации, её разработка и сами цели ограничены имеющимися возможностями управления. Определение данных возможностей, сильных и слабых сторон, как правило, не может быть самостоятельно осуществлено самим предприятием: руководитель не располагает объективной информацией о собственном стиле управления, не имеет возможности получить её от сотрудников. В этом случае целесообразно использовать организационное консультирование, направленное на разработку и построение эффективной системы управления фирмой.
Качество планирования производственного процесса в турфирме проявляется в возможности осуществления и эффективности последовательных действий, направленных на достижение цели. В работе некоторых фирм отмечено отсутствие планирования, что значительно увеличивает нагрузку высшего руководства ввиду необходимости постоянной коррекции действий персонала. Для повышения качества планирования деятельности необходимо: проектирование пакетов тура, которые привлекают международных клиентов, если отвечают их ожиданиям; установление стандартов всей области туруслуг и формулирование универсальных руководящих принципов организации туристского бизнеса; развитие программ управления в интересах улучшения качества обслуживания; проведение маркетинговых исследований и наличие обратной связи с субъектами турбизнеса.
Лидерство в турфирме есть не что иное, как восприятие персоналом высшего руководителя как человека и профессионала, за которым стоит идти, который и способен увлечь за собой. Наличие ситуации реального лидерства в значительной мере определяет саму возможность нововведений.
Финансы часто являются главным ограничивающим фактором в разработке стратегий повышения конкурентноспособности. Для разработки анимационных проектов существенны следующие финансовые показатели: объём собственных финансовых резервов; возможность привлечения дополнительных средств. Большое значение имеют вероятность своевременного поступления финансов, сроки кредита, его объём и стоимость.
В некоторых турпредприятиях, где принят единственный способ ценообразования, а любые отклонения от него запрещены, ценовая политика может являться серьёзным препятствием в выборе возможных стратегий развития.
Персонал маркетинговой службы турфирмы оценивается по таким показателям, как наличие и уровень проводимых ими исследований и их качественные параметры. При полном отсутствии маркетинговых исследований в фирме зачастую не
Библиографический список
могут быть применены стратегии диверсификации, так как выход на новые туристские рынки с новым турпродуктом без отслеживания реакции потенциальных потребителей обречён на неудачу. В работе Л.А. Гарифулиной подчёркивается возможность развития навыков маркетинговых исследований уже на стадии подготовки специалистов [5, с. 382].
При анализе потенциала турфирмы, необходимом этапе разработки стратегий повышения конкурентноспособности фирмы и стратегий анимации, наиболее существенными оказываются кадровые ресурсы. Следует оценить уровень квалификации персонала, его мотивацию, деловые качества, расстановку. Данные параметры могут быть изменены в соответствии с новой стратегией анимации, адаптированы к новым задачам и условиям работы. Но подбор кадров и их адаптация, а также обучение персонала требуют определённых временных затрат. Важным является кадровый консалтинг, поскольку обучение и развитие персонала организации позволяет не только повысить квалификацию сотрудников и развить их личностный потенциал, но при правильной его реализации выступить в качестве одного из мощных средств поддержания высокой организационной работоспособности персонала.
Итак, для того, чтобы взаимоотношения между потребителями и турфирмами привели к желаемому обеими сторонами результату, в их основе должен лежать стратегический подход: турфирма либо изменяет собственные характеристики в соответствии с запросами выбранного сегмента рынка услуг, либо в ходе работы с сознанием потенциальных клиентов старается их убедить в том, что именно данные характеристики наиболее желательны для данного сегмента. В последнем случае потребителям через рекламу предлагается идентифицировать турфирму со своим идеалом.
Конкурентноспособность туристской организации можно обозначить как её возможность наиболее полно удовлетворить потребности человека и общества в целом. В этом проявляется социальная сущность феномена конкурентноспособности. Для проработки стратегии удовлетворения потребительских ожиданий важен исследовательский потенциал маркетинговой службы. В оценке рыночных условий в первую очередь заслуживают внимания спектр потребностей туристов, их платежеспособность, ёмкость рынка. Совершенствование сервиса должно быть направлено на то, чтобы сохранить имеющихся клиентов, привлечь новых и сформировать у всех туристов желание и потребность в продолжении сотрудничества.
Существующие ресурсы и рынок не всегда позволяют достичь всех целей турфирмы. Стратегия анимации должна предусматривать достижение наиболее важных внутренних и внешних целей: обеспечение широкого ассортимента услуг, высокая компетентность сотрудников, эффективная рекламная деятельность и высокий уровень маркетинговых исследований.
Большая часть туристских организаций не в состоянии эффективно использовать потенциал своих сотрудников. Применяемые методы управления отношениями с клиентами не всегда обеспечивают требуемой производительности труда, качества обслуживания клиентов, удовлетворённости самих сотрудников. Поэтому в подборе и расстановке кадров встают задачи управления человеческими ресурсами на научной основе; формирования специализированной службы подбора и обучения персонала компании; объективной оценки профессиональной деятельности сотрудников. Решение этих задач ведёт как к развитию корпоративной культуры и образованию слаженно работающей команды внутри каждого отдела, так и к формированию целостной системы эффективного взаимодействия между отделами и подразделениями внутри турфирмы.
1. Гаранин, Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации / Н.И. Гаранин, И. И. Булыгина. - М.: Советский спорт, 2004.
2. Назаркина, В.А. Инновационная составляющая конкурентноспособности организаций социально-культурного сервиса и туризма // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.: сб. ст. -Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.
3. Елфимов, Ф.Е. Управление отношениями с клиентами как конкурентное преимущество в сфере гостеприимства / Ф. Е. Елфимов, Г. С. Заподойников // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.): сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.
4. Шубина, Ю.Ю. Анимационная деятельность в отелях Турции // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.: сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.
5. Гарифуллина, Л.А. Формирование навыков маркетинговой практики при подготовке специалистов в сфере сервиса // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.: сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.
Bibliography
1. Garanin, N.I. Menegement of tourist and hotel animation / N.I. Garanin, I.I. Bulygina M.: Sovetsky sport, 2004.
2. Nazarkina, V.A. Innovation component of social-cultural service and tourism organization competitive ability / V.A Nazarkina // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007): collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House.
3. Elfimov, F.E. Management of client relation as competition preference in the sphere of hospitability / F.E. Elfimov, G.S. Zapodoinikov // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007: collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.
4. Shubina, Yu.Yu. Animation activity in the hotels of Turkey // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007): collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.
5. Garifullina, L.A. Marketing practice skills formation while preparation of specialists in the sphere of service // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007: collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.
Article Submitted 25.01.11
УДК 371.134
А.А.Зарецкая, соискатель по специальности «Теория и методика профессионального образования» АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ
В работе проанализированы факторы готовности педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми, выделены основные причины и факторы трудностей в подготовке педагогов, актуализирована необходимость подготовки и переподготовки педагогов, работающих с беспризорными и безнадзорными детьми, заложены теоретические предпосылки для решения проблемы формирования педагогической компетентности педагогов.
Ключевые слова: профессионализм педагога, педагогическая компетентность, состояние профессиональной подготовки педагогов, социализация, беспризорность, безнадзорность, педагогическая поддержка, социальные функции педагога, педагогическое взаимодействие.
Причины и сущность безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних свидетельствуют об актуальности этой социально-педагогической проблемы. По нашему мнению, во многом решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних зависит не от денег и не от финансовых вливаний, а от уровня профессионализма и компетентности педагога. Многое зависит от человека, профессионала, который этим делом занимается. Задача учебных заведений подготовить специалистов высокого уровня для работы с беспризорными и безнадзорными детьми, способных решать задачи любой сложности.
На наш взгляд, это весьма трудная задача, так как в России пока нет взаимодействия между образовательными учреждениями и учреждениями, которые непосредственно занимаются практической деятельностью. Нужна принципиально новая система работы с детьми, педагогическими кадрами.
Профессиональная подготовка педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми находится на стадии становления, так как существует определённая трудность в том, что специалисты не идут в учреждения социальной работы или их там очень мало.
Как показывает анализ кадрового состава педагогов детских домов Алтайского края, в последние годы наметилась устойчивая тенденция частой сменяемости специалистов. Статистика свидетельствует, что 25,6% составляют работники со стажем до 3-х лет и только 6,8% - со стажем свыше 10 лет. Текучесть кадров во многом объясняется, по мнению самих педагогов, высоким психо-эмоциональным напряжением, неудовлетворенностью результатами работы с беспризорными и безнадзорными детьми и низкой заработной платой. Анализируя данные отделов по работе с кадрами социальных обра-
зовательных учреждений, было выяснено, что только 10% от общего числа работников прошли профессиональную педагогическую подготовку по специальности «Социальный педагог», 45% имеют педагогическое образование по определенным учебным дисциплинам. Остальные работники вообще не имеют педагогического образования [1].
Проведенное исследование показывает, что большинство педагогов, работающих с беспризорными и безнадзорными детьми, не имеют необходимой «специфической» профессиональной подготовки, а значит и соответствующих компетенций для работы в школах и специализированных социальных образовательных учреждениях. Отсюда вытекает вывод о необходимости углубленной профессиональной психологопедагогической подготовки педагогов для работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Кроме того, необходимы медицинские и юридические знания для обеспечения жизнедеятельности детей, защиты прав ребенка, а также профилактики беспризорности и безнадзорности.
Такую комплексную профессиональную подготовку педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми в школах, интернатах и детдомах могут осуществлять факультеты повышения квалификации высших учебных заведений, имеющих соответствующие программы и стандарты.
Проанализировав динамику повышения квалификации и переподготовки педагогов - работников детских домов и приютов Алтайского края, можно сделать вывод, что очень низкий процент педагогов проходит курсы повышения квалификации, а если таковые и имеются, то в виде краткосрочных лекционных курсов, направленных не на развитие специальных компетенций педагога в работе с дезадаптированными детьми, а на формирование у педагогов некоторого абстракт-