Научная статья на тему 'Готовность педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми'

Готовность педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / TEACHER'S PROFESSIONALISM / TEACHER'S COMPETENCE / TEACHERS' TRAINING LEVEL / TEACHERS' SOCIAL FUNCTIONS / SOCIALIZATION / HOMELESSNESS / NEGLECT / EDUCATIONAL SUPPORT / PEDAGOGICAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зарецкая А. А.

В работе проанализированы факторы готовности педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми, выделены основные причины и факторы трудностей в подготовке педагогов, актуализирована необходимость подготовки и переподготовки педагогов, работающих с беспризорными и безнадзорными детьми, заложены теоретические предпосылки для решения проблемы формирования педагогической компетентности педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER'S READINESS TO WORK WITH HOMELESS AND STREET CHILDREN

The article analyzes the factors of teacher's readiness to work with homeless and street children, describes the main causes and difficulties in teachers training, needs for training and retraining teachers working with homeless and street children, It also contains background for solving the problem of forming teachers skills.

Текст научной работы на тему «Готовность педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми»

3. Елфимов, Ф.Е. Управление отношениями с клиентами как конкурентное преимущество в сфере гостеприимства / Ф. Е. Елфимов, Г. С. Заподойников // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.): сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.

4. Шубина, Ю.Ю. Анимационная деятельность в отелях Турции // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.: сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.

5. Гарифуллина, Л.А. Формирование навыков маркетинговой практики при подготовке специалистов в сфере сервиса // Экономика. Сервис. Туризм. Культура (ЭСТК - 2007): IX Международная научно-практическая конференция, Барнаул, 24-25 мая 2007 г.: сб. ст. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2008.

Bibliography

1. Garanin, N.I. Menegement of tourist and hotel animation / N.I. Garanin, I.I. Bulygina M.: Sovetsky sport, 2004.

2. Nazarkina, V.A. Innovation component of social-cultural service and tourism organization competitive ability / V.A Nazarkina // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007): collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House.

3. Elfimov, F.E. Management of client relation as competition preference in the sphere of hospitability / F.E. Elfimov, G.S. Zapodoinikov // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007: collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.

4. Shubina, Yu.Yu. Animation activity in the hotels of Turkey // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007): collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.

5. Garifullina, L.A. Marketing practice skills formation while preparation of specialists in the sphere of service // Economics. Service. Tourism. Culture (ESTC - 2007): IX International Scientific-practical conference, Barnaul, May 24-25, 2007: collected articles - Barnaul: AltGTU Publishing House, 2008.

Article Submitted 25.01.11

УДК 371.134

А.А.Зарецкая, соискатель по специальности «Теория и методика профессионального образования» АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: alex99.85@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С БЕСПРИЗОРНЫМИ И БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ

В работе проанализированы факторы готовности педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми, выделены основные причины и факторы трудностей в подготовке педагогов, актуализирована необходимость подготовки и переподготовки педагогов, работающих с беспризорными и безнадзорными детьми, заложены теоретические предпосылки для решения проблемы формирования педагогической компетентности педагогов.

Ключевые слова: профессионализм педагога, педагогическая компетентность, состояние профессиональной подготовки педагогов, социализация, беспризорность, безнадзорность, педагогическая поддержка, социальные функции педагога, педагогическое взаимодействие.

Причины и сущность безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних свидетельствуют об актуальности этой социально-педагогической проблемы. По нашему мнению, во многом решение проблемы безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних зависит не от денег и не от финансовых вливаний, а от уровня профессионализма и компетентности педагога. Многое зависит от человека, профессионала, который этим делом занимается. Задача учебных заведений подготовить специалистов высокого уровня для работы с беспризорными и безнадзорными детьми, способных решать задачи любой сложности.

На наш взгляд, это весьма трудная задача, так как в России пока нет взаимодействия между образовательными учреждениями и учреждениями, которые непосредственно занимаются практической деятельностью. Нужна принципиально новая система работы с детьми, педагогическими кадрами.

Профессиональная подготовка педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми находится на стадии становления, так как существует определённая трудность в том, что специалисты не идут в учреждения социальной работы или их там очень мало.

Как показывает анализ кадрового состава педагогов детских домов Алтайского края, в последние годы наметилась устойчивая тенденция частой сменяемости специалистов. Статистика свидетельствует, что 25,6% составляют работники со стажем до 3-х лет и только 6,8% - со стажем свыше 10 лет. Текучесть кадров во многом объясняется, по мнению самих педагогов, высоким психо-эмоциональным напряжением, неудовлетворенностью результатами работы с беспризорными и безнадзорными детьми и низкой заработной платой. Анализируя данные отделов по работе с кадрами социальных обра-

зовательных учреждений, было выяснено, что только 10% от общего числа работников прошли профессиональную педагогическую подготовку по специальности «Социальный педагог», 45% имеют педагогическое образование по определенным учебным дисциплинам. Остальные работники вообще не имеют педагогического образования [1].

Проведенное исследование показывает, что большинство педагогов, работающих с беспризорными и безнадзорными детьми, не имеют необходимой «специфической» профессиональной подготовки, а значит и соответствующих компетенций для работы в школах и специализированных социальных образовательных учреждениях. Отсюда вытекает вывод о необходимости углубленной профессиональной психологопедагогической подготовки педагогов для работы с беспризорными и безнадзорными детьми. Кроме того, необходимы медицинские и юридические знания для обеспечения жизнедеятельности детей, защиты прав ребенка, а также профилактики беспризорности и безнадзорности.

Такую комплексную профессиональную подготовку педагогов к работе с беспризорными и безнадзорными детьми в школах, интернатах и детдомах могут осуществлять факультеты повышения квалификации высших учебных заведений, имеющих соответствующие программы и стандарты.

Проанализировав динамику повышения квалификации и переподготовки педагогов - работников детских домов и приютов Алтайского края, можно сделать вывод, что очень низкий процент педагогов проходит курсы повышения квалификации, а если таковые и имеются, то в виде краткосрочных лекционных курсов, направленных не на развитие специальных компетенций педагога в работе с дезадаптированными детьми, а на формирование у педагогов некоторого абстракт-

ного представления о современных образовательных и воспитательных процессах в современном социальном учреждении.

У многих педагогов, не повышающих уровень своего профессионального мастерства, отсутствует понимание того, что содержание работы педагога, взаимодействующего с беспризорными и безнадзорными детьми, представляет собой комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учебных заведениях, детских домах, по месту жительства. Значительное место в деятельности педагога, работающего с беспризорниками и безнадзорниками, особенно на начальном этапе, занимает изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности беспризорного и безнадзорного ребенка, социальной микросреды, условий жизни [2].

Работа педагогов с беспризорными и безнадзорными детьми направлена на главное - социализацию личности. Именно социализация ребенка в детском доме, приюте является результатом работы педагога с беспризорными и безнадзорными детьми [3].

Кроме воспитательной и образовательной функций, педагог, работающий с беспризорными и безнадзорными детьми, выполняет посредническую функцию в установлении связей и контактов семьи и специалистов-психологов, социальных работников, врачей, юристов, представителей органов власти и общественности. Только при этих условиях можно оказать действительно эффективную помощь детям, нуждающимся в опеке и попечении, трудоустройстве, лечении, отдыхе, материальной помощи, психокоррекции, обеспечении жильем, пособиями, пенсиями и другими видами помощи.

Содержание профессиональной деятельности педагога в работе с беспризорными и безнадзорными детьми необычно и не вписывается ни в какие схемы, поэтому большое значение придается личности педагога, его профессиональной компетентности, психологической закалке и моральным качествам.

Вся его деятельность должна способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечению охраны их жизни и здоровья, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Успешное воплощение мер, направленных на образование, воспитание и социальную защиту беспризорных и безнадзорных детей, во многом определяется соблюдением в работе профессиональных принципов:

- профессиональная компетентность - это глубокая осведомленность педагога об условиях и способах решения возникающих проблем и умение профессионально реализовать свои знания на практике;

- стимулирование активности - побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для решения поставленной задачи;

- единство и правильное соотношение полномочий и ответственности, прав и обязанностей специалиста;

- комплексный подход, который обеспечивает всесторонность воздействия, служит заслоном против ведомственности и ограниченности в работе;

- целенаправленность придает деятельности определенную перспективу, позволяет спрогнозировать результат и выработать конкретную программу действий [4].

Библиографический список

Главная задача педагога в работе с беспризорными и безнадзорными детьми - создание личностно-утверждающей ситуации, которая актуализирует силы саморазвития личности ребенка. Личностный подход способен осуществлять лишь тот педагог, который обладает необходимым набором личностных установок, таких как: эмпатийность, вера в возможности и способности каждого ребенка, открытость, отношение к ребенку как к уникальной личности [5].

Педагогу, начинающему свою работу с беспризорными и безнадзорными детьми, необходимо продемонстрировать ребенку полное принятие его образа жизни, сопереживание его проблемам, готовность помочь [6]. В его работе преобладают методы стимулирования, поощряется инициатива, одобряется проявление активности в предлагаемой деятельности. Взаимодействие должно носить поддерживающий характер, так как ребенок вновь, возможно, за много лет, оказался включенным в организованную социальную среду, что требует от него самоорганизации и самодисциплины.

Необходимо также отметить, что субъектом деятельности в работе с беспризорными и безнадзорными детьми, в большинстве ситуаций, выступает педагог, он организует деятельность детей, предлагает новые формы досуга, управляет и контролирует их деятельность, но делает это еще не на прямую, а опосредованно (через группу, правила клуба и т.д.). Данный стиль педагогического руководства мы можем назвать либерально-демократическим: у педагога появляется больше функций по руководству деятельностью ребенка, но потребности и желания ребенка по-прежнему важны и первостепенны. Смысл педагогического взаимодействия - в переориентировании внимания ребенка на позитивное в себе и окружающем мире [6].

По мнению кандидата педагогических наук В.В. Фалько, процесс социально-педагогического взаимодействия с данными категориями детей должен выстраивается с учетом их основных потребностей и психологических особенностей. Основная цель взаимодействия - возвращение ребенка в социально организованную среду. В ходе организации были выделены этапы данной работы:

1. Вводный этап (от трех дней до трех месяцев). Цель -частичное включение ребенка в социально организованную среду.

2. Начальный этап (от месяца до года). Цель - адаптация ребенка к условиям социально организованной среды, освоение социально одобряемых форм поведения и деятельности.

3. Основной этап (от недели до полугода). Цель - развитие социальной активности ребенка, формирование мотивации изменить образ своей жизни.

4. Заключительный этап (от двух недель до месяца). Цель

- восстановление социальных контактов ребенка[5].

Взаимодействие между педагогом и безнадзорными и беспризорными детьми должно строиться на гуманной основе, предполагающей признание ребенка субъектом воспитания, принятие его таким, какой он есть, с его проблемами, переживаниями, чувствами и т.д.; стремлением видеть за любым поведением, даже асоциальным, тенденцию к позитивному, конструктивному развитию.

1. Федеральная служба государственной статистики, раздел «Образование». /http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm/

2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК». - 1995.

3. Прихожан, А.М. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб.: Питер. - 2005.

4. Краснова, В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе: учебное пособие. - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. Ун-та. - 2004.

5. Фалько, В.В., Селиванова, О.А. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» / В.В. Фалько, О.А. Селиванова // Педагогика. - 2006. - №6.

6. Прихожан, А. М. Дети без семьи (Детский дом: заботы и тревоги общества) / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - М.: Педагогика. - 1990.

Bibliography

1. Federal State Statistics Service, the section «Education» / Http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/i-obr1.htm/

2. Bozovic, L. Problems of identity formation: Selected Papers. Sci. tr. / LI Bozovic, Ed. DI Feldstein. Moscow: PH Inst Scient. Psychology, Voronezh: NPO MODEK. - 1995.

3. Parishioners, AM Thick, NN Psychology of orphanhood. / 2-nd ed. - St.: Peter. - 2005.

4. Krasnov, VG. Pedagogical aspects of social work: the Manual. / Volgograd: PH Volgograd state. Univ. - 2004.

5. Falco, V., Selivanova, OA. The interaction of social educator with children «at risk» / / Pedagogy. - 2006. - № 6.

6. Dementieva, I. Social orphanhood: genesis and prevention. - M.: GosPIP Family and Education, 2000.

Article Submitted 10.01.11

УДК 378

Г.М. Лохонова, асп. ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары, E-mail: malws84@mail.ru

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ

В статье выделены критерии, показатели и уровневые характеристики корпоративной культуры специалистов, рассмотрены функции и ценности потребительской кооперации, обозначена роль научно-исследовательской деятельности в формировании корпоративной культуры будущих работников системы потребительской кооперации.

Ключевые слова: корпоративная культура, научно-исследовательская деятельность, потребительская кооперация, критерии, показатели.

Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья организации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии и культивируемых ценностей компании.

Исторически понятие корпоративная культура возникла в аспекте совместной деятельности людей и связана с необходимостью их объединения с целью эффективного решения конкретных задач. Изначально термин «корпоративный» возник от латинского «corporation» - объединение, сообщество, а не от «корпорации» как организационно-правового типа предприятия. В данном исследовании понятие «корпоративный» мы рассматриваем именно в смысле «объединяющий, связующий», и, соответственно, «корпорацию» в качестве формы организации человеческого сообщества со своими специфическими признаками. А. Файоль называл укрепление и поддержание корпоративного духа одним из базовых принципов управления предприятием [1, с. 288]. Формулируя значение корпоративного духа, он писал: «Союз - это сила. А она является результатом гармонии персонала» [2, с. 14-17].

Опираясь на результаты анализа научной литературы, корпоративную культуру организации мы определяем как совокупность разделяемых трудовым коллективом ценностей, норм и традиций, формирующая у работников чувство сопричастности к организации.

Корпоративная культура системы потребительской кооперации осуществляет ряд функций: формирование определенного имиджа организации; поддержание ценностей, присущих данной организации; создание и поддержание у работников чувства причастности к общему делу («сопричастность»), что придает смысл их работе в системе потребкооперации; воспитание сотрудников в духе преданности организации, ограничение от нежелательных влияний, т.е. охранная функция; содействие социализации новых работников, т.е. адаптационная функция; формирование и контроль форм поведения, характерных для данной организации, т.е. регулирующая функция.

Корпоративная культура направлена на формирование определенного имиджа организации, поддержание ценностей данной организации и создание и поддержание у сотрудников организации чувства причастности к общему делу, что придает смысл их работе. Человеку свойственно искать смысл во всякой организации. Для большинства людей погоня за прибылью вряд ли способна привить любовь к своему предприятию или стать смыслом жизни, если, конечно, речь не идет о выживании предприятия, но даже и в этом случае подобных

призывов может оказаться недостаточно. Смысл должен содержаться в работе [3, с. 307].

Все существующие организации уникальны по своей природе. Уникальна по своему и система потребительской кооперации, которая имеет свою собственную историю, организационную структуру, виды коммуникаций, системы и процедуры постановки задач, внутриорганизационные ритуалы и мифы, которые в своей совокупности и образуют ее уникальную корпоративную культуру. Термин кооперация (лат. «сooperatю» - «сотрудничество») обозначает одну из форм организации производства, основанную на групповой собственности ее членов и их заинтересованности в удовлетворении своих социальных, экономических и культурных потребностей. Объединения такого рода именуются кооперативами. Деятельность кооперативов основывается на определенных принципах, называемых кооперативными. Основой устойчивости кооперативов служат экономические принципы такие, как членство, экономическое участие членов, автономия и независимость, забота об обществе. Социальные принципы: добровольность, профессиональная подготовка, информация, управление и контроль со стороны пайщиков; они направлены на создание благоприятных условий для реализации экономических принципов на практике. При невыполнении социальных принципов кооперативы перерождаются в предпринимательские хозяйства. При невыполнении экономических принципов кооперативы разоряются. Потребительская кооперация основывается на таких кооперативных принципах и ценностях как добровольность, демократия, независимость, равенство, взаимопомощь, взаимная ответственность, справедливость и солидарность. Соответственно, эти ценности культивируются среди членов потребительских союзов и обществ.

Корпоративную культуру личности можем условно представить следующими основными элементами: знания, отношения, действия и их взаимное влияние друг на друга. То есть для сотрудника организации действует формула: знаю это; выстраиваю свое отношение к ним; делаю так, так как это ценно для меня. Когда эта формула воспринимается личностью как аксиома, то она превращается в корпоративную культуру личности, образующей в совокупности с корпоративной культурой большинством других сотрудников корпоративную культуру организации.

Когнитивный критерий позволяет оценить знания личностью корпоративных ценностей, норм и правил поведения через такие показатели как объем и глубина знаний. Ценностно-мотивационный критерий дает возможность оценить отношение личности к корпоративной культуре организации и выявить мотивы поведения работника через такой показатель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.