Научная статья на тему 'Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций'

Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МЕНЕДЖЕРА / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б.

В статье раскрывается сущность понятия об интеллектуальной социализации студентов социально-гуманитарного вуза, осваивающих профессиональные компетенции менеджера сервисной организации; освещается роль социально-гуманитарного образования в развитии основного результата интеллектуальной социализации обучающихся – профессионально направленной интеллектуальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций»

РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ СЕРВИСНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Плотникова Е.Б.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

В статье раскрывается сущность понятия об интеллектуальной социализации студентов социально-гуманитарного вуза, осваивающих профессиональные компетенции менеджера сервисной организации; освещается роль социально-гуманитарного образования в развитии основного результата интеллектуальной социализации обучающихся -профессионально направленной интеллектуальной культуры.

Ключевые слова: интеллектуальная социализация менеджера, социально-гуманитарное образование, проблемы и пути развития интеллектуальной культуры будущих менеджеров сервисных организаций в процессе интеллектуальной социализации и социально-гуманитарного образования.

В ходе исследования профессионального социально-гуманитарного образования обозначилась одна из его основных задач, влияющая в будущем на качество профессиональной деятельности специалиста. Это задача интеллектуальной социализации студентов, а именно, развития у обучающихся индивидуальной интеллектуальной культуры, отражающейся в мотивах и опыте ценностного отношения к коммуникативной, творческой, проектной и аналитической функциям, «в мотивах и опыте непрерывного преодоления (эскалации) сложностей интеллектуальной деятельности» [3, с. 130].

Эти и др. функции стоят сегодня перед профессиональными гуманитариями, например, перед менеджерами сервисных организаций (туристских фирм, развлекательных и торговых центров, банковских, страховых и рекламных компаний, т.п.), в главные обязанности которых, входит обеспечение потребителю сервисного продукта комфорта, безопасности, высокой точности и качества исполнения заказа. Поэтому важно выяснить (уточнить и конкретизировать) какова же роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций, т.е. как с помощью социально-гуманитарного образования и возможно ли решить проблему воспитания компетентных, разумных, мобильных и ответственных профессионалов.

Недооценка такой роли чревата потерей репутации социально-гуманитарных вузов, исчезновением к ним интереса со стороны абитуриентской

* Доцент кафедры Сервиса и туризма, кандидат педагогических наук, доцент.

общественности, а также со стороны агентств по подбору персонала для сервисных и прочих организаций. Переоценить же данную роль трудно, так как именно от нее зависит композиция моделей контролируемой общественной ситуации, обусловленная освоением и применением новейших гуманитарных технологий; развитие научного мировоззрения людей с помощью культивирования гуманитарных и прочих ценностей; совершенствование общества с точки зрения его интеллектуального и культурного потенциала.

Современный менеджер сервисной организации получает сегодня, как правило, социально-гуманитарное образование. Это обязывает его являться носителем культуры, не противоречащей, а способствующей удовлетворению общественной потребности в познании, общении, эстетическом наслаждении, в получении своевременной и квалифицированной помощи при решении повседневных бытовых и прочих задач, в продажах сервисного продукта по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, в реализации профессиональных задач на конкурентном рынке [5, с. 11; 4, с. 223]. Некоторые исследователи в числе признаков интеллектуальной культуры выделяют также интуицию или способность мышления контролировать и идентифицировать элементарные акты своего содержания (понятия и суждения), а также выносить решения об их истинности и значимости [2, с. 374], выделяют и способность к рефлексии, непрерывному образованию, самостоятельному наращиванию знаний [1, с. 207].

Соответственно, такой менеджер должен обладать, как минимум, качествами (признаками) человека адекватного, адаптивного, активного и интерактивного; а как максимум, человека компетентного, чувствительного и воспитанного. Интеллектуальная составляющая деятельности менеджера сервисного предприятия (обязанность иметь поставленную речь, объективный и ответственный характер оценок окружающей действительности, глубинное понимание текстов, идей и ситуаций, проблем и особенностей как отдельных людей, так и целых обществ, а также мн. др.) заставляет предъявить к нему требование - быть носителем «социализированного интеллектуального опыта» (обладателем признаков интеллектуальной адекватности, интеллектуальной адаптивности, интеллектуальной активности и интерактивности, также интеллектуальной компетентности, интеллектуальной чувствительности и интеллектуальной воспитанности).

Формирование и развитие всех этих качеств и признаков происходит в процессе интеллектуальной социализации, которая бывает стихийной и организованной (самостоятельной и сопровождаемой целенаправленной педагогической поддержкой). Социально-гуманитарный вуз обеспечивает студентам организованную интеллектуальную социализацию, стихийно же она формируется или развивается в достаточно наполненной интеллектуальной деятельностью жизни студентов.

Анализ источников по педагогике высшей школы и социально-гуманитарному образованию в России позволил утверждать следующее:

- социализация интеллектуального опыта студентов-гуманитариев происходит в процессе обучения адресата логике гуманитарного познания;

- социализацию интеллектуального опыта студентов-гуманитариев обеспечивает ознакомление обучающихся с учебным материалом, взятым в исторической реальности;

- социализации интеллектуального опыта студентов-гуманитариев способствует преподавание обучающимся «великих культурных дисциплин» (Ортега-и-Гассет);

- с социализацией интеллектуального опыта студентов-гуманитариев связано формирование у обучающихся философской привычки ума, моральной устойчивости, альтруистических наклонностей, критической жизненной позиции, а также корректности и ответственности поведения в коммуникативной, творческой, проектной, аналитической деятельности.

Логика гуманитарного познания позволяет интеллекту гуманитариев приводить в определенный порядок знания, множества информационных источников, методов многомерного изучения человека, его целей и поступков. Речь идет о приведении в систему знаний о человеке, о формулировании рассуждений (концепций, теорий) о нем на основании определенной ценностной шкалы, раскрытии в той или иной информации о человеке связи между причинами и следствиями, о моделировании оснований для тех или иных умозаключений, установок, регламентов и проч.

Историческая реальность (исторический метод) является средством передачи студентам основных сведений об эволюции человека и его поступков, о переходе их в течение времени в качественно различные состояния, о возникновении в связи с этим новых закономерностей, более совершенных форм функционирования. И все это на основании шкалы времени, с помощью приемов сравнения и абстрагирования. Интеллект гуманитариев, в случае успешной социализации, обеспеченной погружением в историю, способен освоить (сначала понять и осмыслить, а затем принять или отвергнуть) любой контекст жизнедеятельности человека, если направлен на сведение воедино все возможные (в комплексе исторических контекстов) проявления человеческой жизни.

На «великих культурных дисциплинах» в процессе социально-гуманитарного образования можно особо не останавливаться. Общеизвестно их положительное влияние на духовный мир адресата (разумеется, если преподавание организовано качественно). Исходя из главного аспекта нашей статьи (вопроса об интеллектуальной социализации личности в процессе социально-гуманитарного образования), следует только одно - когда интеллект личности одухотворен, тогда любая ее деятельность приобретает отчетливо выраженный гуманный характер. Для профессионала-гуманитария это, во-

первых, имеет непреходящее (общеразвивающее) значение, а во-вторых, является средством формирования четких представлений о системах духовных ценностей, их места в профессиональной (в том числе в интеллектуальной) культуре как одного человека, так и всего человечества.

Философская привычка ума студентов (рефлексивность мыслей), моральная устойчивость (наличие в поступках определенных принципов), альтруистическая наклонность (мотив принесения всему обществу и отдельным людям пользы), критическая жизненная позиция (способность к полемике), а также корректность и ответственность поведения в коммуникативной, творческой, проектной, аналитической и др. деятельности (недопустимость каких-бы то ни было нарушений в правилах, требованиях, оценках и проч.) - это основные результаты успешной интеллектуальной социализации личности, осваивающей социально-гуманитарное образование. Интеллект гуманитария может считаться социализированным, если все это в нем воспитано и проявляется с высокой степенью очевидности на практике.

Итак, при хорошо организованной интеллектуальной социализации студентов в процессе социально-гуманитарного образования у обучающихся развиваются ценностные ориентации, формируется адекватность профессиональных реакций, избирательность в целях, формах, приемах профессионального поведения.

Ценностные ориентации работников сервисных организаций отражаются в их четких представлениях о смыслах работы по выработанным и признанным (утвержденным) в данной сфере правилам, как, впрочем, и о смыслах возможных отступлений от них. Незнание правил не освобождает от возложенной за это на человека ответственности (гласит народная мудрость). Для получения же такого знания, а также постоянного их обновления, необходим постоянный контроль. Социально-гуманитарное образование провозглашает в адрес менеджера сервисного предприятия необходимость непрерывного обновления получаемых профессиональных знаний, и в первую очередь, о правилах работы, имеющих свойство меняться в связи с интенсивным развитием человека и человеческого общества.

Адекватность профессиональных реакций у менеджеров сервисной организации - это способность качественного (своевременного и обоснованного) «ответа» на «вызов» любой ситуации или возникший вопрос. Клиенты туристских фирм, развлекательных и торговых центров, банковских, страховых и рекламных компаний нуждаются в качестве услуги, часто нуждаются в подробном комментарии к ее выполнению. Им важно, чтобы услуга полностью соответствовала запросу, а менеджер был готов «ко всему». Поэтому в социально-гуманитарное образование будущих менеджеров сервисной организации заложено воспитание (формирование и развитие) у обучающихся терпимости, стремления к мастерству полноценной (комплексной) оценки явления и быстрого принятия решения в интересах клиента.

Избирательность в целях, формах, приемах профессионального поведения - это умение выбрать из имеющихся наиболее оптимальные (полезные, безопасные, надежные и проч.) для данной конкретной ситуации идеалы, способы их освоения. В коммуникативной деятельности это стремление к пониманию адресата и взаимодействию с ним, к этикетному уровню делового общения и прочное владение приемами убеждающей коммуникации. В творческой, проектной и аналитической - это использование различных комбинаций в стилях профессионального поведения, комплексность взгляда на объект, наличие практической значимости генерируемых и оцениваемых идей.

Социально-гуманитарное образование будущих менеджеров сервисных организаций позволяет также снизить порог интеллектуальной социализации отдельных обучающихся. Известно, что данный порог свойствен студентам с низким уровнем общего опыта жизни и недостаточной интенсивностью, а также контролируемостью интеллектуальной деятельности.

Список литературы:

1. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / С.В. Дусенко. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.

2. Лебедев С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). Научное издание / С.А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2008. - 692 с.

3. Плотникова Е.Б. О понятии, процессе и методах интеллектуальной социализации студентов гуманитарного вуза / Е.Б. Плотникова // Проблемы современной науки: сб. науч. трудов. Вып. 3. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2012. - 247 с.

4. Третьякова Т.Н. Сервисная деятельность: учебное пособие для вузов / Т.Н. Третьякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 304 с.

5. Чернов И.В. Менеджер среднего звена: ступени карьерного роста / И.В. Чернов. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. - 144 с.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

© Супрун Н.Г.*

Магнитогорский государственный университет, г. Магнитогорск

В статье в рамках изучения проблемы формирования и развития управленческой компетентности специалистов социальной сферы в усло-

* Доцент кафедры Теории и методики социальной работы, кандидат философских наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.