Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на основе трансцендентально-реалистического подхода'

Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на основе трансцендентально-реалистического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
77
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / УПРАВЛЯЕМАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА / ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД И ЕГО ПРИНЦИПЫ / INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN HIGH SCHOOL / CONTROLLED REALIZATION OF HUMANITARIAN TECHNOLOGIES AS A PROFESSIONAL FOR STUDENT OF HUMANITARIAN HIGH SCHOOL / TRANSCENDENTAL-REALISTIC APPROACH AND ITS PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б., Савва Л. И.

В данной статье представлена характеристика трансцендентально-реалистического подхода, используемого в качестве методологической основы моделируемой социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Плотникова Е. Б., Савва Л. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS OF HUMANITIES HIGH SCHOOL-BASED ON THE TRANSCENDENTAL-REALISTIC APPROACH

This article introduces the characteristics of transcendental-realistic approach to be used as a methodological basis of the simulated social and pedagogical system of intellectual culture of the students of humanitarian high school.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на основе трансцендентально-реалистического подхода»

УДК 378

Plotnikova E.B., Savva L.I. THE DEVELOPMENT OF THE INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS OF HUMANITIES HIGH SCHOOL-BASED ON THE TRANSCENDENTAL-REALISTIC APPROACH. This article introduces the characteristics of transcendental-realistic approach to be used as a methodological basis of the simulated social and pedagogical system of intellectual culture of the students of humanitarian high school.

Key words: intellectual culture of students of humanitarian high school, controlled realization of humanitarian technologies as a professional for student of humanitarian high school, transcendental-realistic approach and its principles.

Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: plotnikova747@mail.ru;

Л.И. Савва, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: cabba@nm.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНО-РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА

В данной статье представлена характеристика трансцендентально-реалистического подхода, используемого в качестве методологической основы моделируемой социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза.

Ключевые слова: интеллектуальная культура студентов гуманитарного вуза, управляемая реализация

гуманитарных технологий как профессиональных для реалистический подход и его принципы.

Развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза представляет собой социально-педагогическую систему, является следствием интеллектуального воспитания и интеллектуальной социализации обучающихся. Результат развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза - контролируемая интеллектуальная деятельность будущих специалистов, направленная на управляемую реализацию гуманитарных технологий как профессиональных.

Качество социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза зависит от реализации применяемых принципов и подходов. Принципы показывают - какие методологические требования предъявлены системе и из каких закономерностей они вытекают. Подход отражает стратегию построения и функционирования системы.

В качестве одного из ведущих подходов к построению социально-педагогичес-кой системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза нами выбран трансцендентально-реалистический подход.

Суть данного подхода сводится в педагогике к тому, что образование должно обеспечивать контроль экономической и социальной эффективности применения обучающимися логических, конструктивных и философских возможностей индивидуального или коллективного разума в решении разнообразных проблем общества.

Трансцендентальный - то есть мысленный, выступает оппозицией категориям чувственный, «эмпирический». Реальность - бытие с точки зрения его данности человеку; границы реальности всегда относительны, подвижны, историчны и определяются практическими, социальными, когнитивными интересами и средствами. Трансцендентальная реальность -то, что создается, конструируется Разумом как способностью мышления к творчеству и самополаганию своего содержания, что определяется необходимостью рефлексии над содержанием наличной культуры с целью выработки ее целостного образа [1].

Студент гуманитарного вуза с точки зрения трансцендентально-реалистического подхода рассматривается как идеализированный субъект, который с помощью контролируемой интеллектуальной деятельности может постигать гуманитарные истины и на их основе целенаправленно и непрерывно совершенствовать практическую деятельность в гуманитарной сфере.

Признаки контролируемой интеллектуальной деятельности студентов:

- управляемость (чувствительность к педагогическому управлению, переходящему в самоуправление);

студентов гуманитарного вуза, трансцендентально- гарантируемость позитивных последствий от принятых в научно-поисковой, проектировочной и художественнотворческой деятельности решений;

- идеологичность (закрепленность за определенной идеологией, системой ценностей).

Виды контролируемой интеллектуальной деятельности студентов гуманитарного вуза можно свести к следующим:

- оперативная (заключающаяся в быстром реагировании на социально-куль-турную проблему или задачу);

- рефлексивная (обращенная на самое себя с целью критического рассмотрения ее содержания, форм и средств);

- созидательно-конструктивная (направленная на удовлетворение социально-культурных интересов государства, общества, человека).

Нами уточнены уровни овладения студентами гуманитарного вуза контролируемой интеллектуальной деятельностью. Это уровни:

- полной зависимости от педагогического управления (низкий);

- частичной зависимости от педагогического управления (средний);

- независимости от педагогического управления (высокий).

К особенностям диагностики контролируемой интеллектуальной деятельности студентов гуманитарного вуза мы относим особенности:

1) процессуальные - стилевая определенность и управляемость разработанных студентами проектов, предложений; проявляются в объективности, языковой и понятийной выразимости, общезначимости, обоснованности, проверяемости и достоверности оценок и суждений; изменяемости под влиянием внешнего и внутреннего контроля;

2) результативные - достигаемость цели (желаемого результата), экспертируемость последствий разработанных студентами проектов и предложений;

3) нормативные - соответствие разработанных студентами проектов и предложений нормативным моделям моральной рациональности (с учетом принципов «Я и другие», партнерства, солидарности, общественной пользы);

4) социальные - значимость разработанных студентами проектов или сформули-рованных предложений для поддержания в обществе объективного морального порядка, духовного здоровья и благополучия населения;

5) культурные - значимость разработанных студентами проектов или сформулированных предложений для поддержания и развития ценностной основы жизнедеятельности общества;

6) рейтинговые - диапазон охвата гуманитарных проблем общества, распределе-ние акцентов и доминант, на которые направлены разработанные студентами проекты и предложения;

7) психологические - наличие в интеллектуальном поведении студентов признаков сознательно действующей личности, устойчивых мотивов культуросообразного интеллектуального развития;

8) функциональные - применимость разработанных студентами проектов и предложений в практике функционирования предприятий и организаций социально-культурной сферы;

9) объективные - соответствие интеллектуальной деятельности студентов правилам логической операции (подведения проектов и предложений под общие законы, принципы, теории);

10) субъективные - наличие в интеллектуальной деятельности студентов проявлений индивидуальности субъекта (динамики культурного возраста, личностных качеств, способности к осознанному и самостоятельному выбору путей самореализации).

Каковы же положения трансцендентальнореалистического подхода, реализуемого в развитии интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза? Полагаем, что основные из них можно свести к положениям, указанным ниже.

1. Факторы трансцендентальной реальности: контролируемая интеллектуальная деятельность; логическая, конструктивная и философская рациональность; эффективность ее применения в решении гуманитарных проблем общества любой сложности.

2. Формы существования трансцендентальной реальности: рефлексия в виде анализа, критики, обобщения объекта; моделирование или перенос знаний на объективную реальность и, напротив, подведение проектов и предложений под общие законы, принципы, теории; опережающие оценки и методы преобразования объекта; оптимизация условий, обеспечивающих максимальный уровень желаемого состояния объекта при минимальных затратах.

3. Процесс овладения контролируемой интеллектуальной деятельностью - восхождение субъекта к уровню ответственного решения проблем, перевод из потенциаль-ного состояния контролируемой интеллектуальной деятельности в актуальное.

4. В инфраструктуре гуманитарной сферы трансцендентальная реальность обеспечивает целесообразность и безопасность реализации гуманитарных технологий, позволяет вырабатывать ответственные решения по их внедрению в жизнь человека и общества.

5. В основе трансцендентально-реалистического подхода лежат: принцип контроля получения и реализации знания; учение В.И.Вернадского о ноосфере (человек не-сет прямую ответственность за созданную им цивилизацию); идея возведения в культ рационального использования гуманитарного знания.

Нами выявлено, что требования трансцендентальнореалистического подхода в решении педагогических проблем, можно представить в виде нижеследующих тезисов.

1. Педагогические ситуации должны быть обеспечены контролируемостью применения логических, конструктивных и философских возможностей интеллекта участников педагогического взаимодействия.

2. Решение той или иной педагогической проблемы должно рассматриваться в единстве логических, конструктивных и философских возможностей индивидуального или коллективного разума.

3. Образование (воспитание, обучение, развитие) личности может эффективно осуществляться только в условиях разумно-рационального использования знания.

4. Эффективное осуществление условий разумнорационального использования знания в образовании должно иметь как возможности, так и ограничения в виде культурологической базы (системы целей, ценностей, требований).

Требования же трансцендентально-реалистического подхода к развитию интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза сведены нами к следующим позициям:

1) педагогические ситуации в высшем профессиональном гуманитарном образовании должны быть направлены на развитие контролируемого применения логических, конструктивных и философских возможностей интеллекта участников педагогического взаимодействия;

2) решение педагогических проблем высшего профессионального гуманитарного образования должно рассматриваться в единстве логических, конструктивных и философских компетенций студентов;

3) развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза может осуществляться эффективно только в условиях разумно-рационального использования гуманитарного знания, имеющего творческий характер и направленного на рациональное и ответственное решение гуманитарных проблем общества;

4) эффективное осуществление условий разумнорационального использования знания в высшем профессиональном гуманитарном образовании должно опираться на систему целей, ценностей, требований интеллектуальной культуры.

На основании требований выбранного подхода нами были сформулированы принципы построения социальнопедагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза. Это принципы: историзма; социально-куль-турной реальности; социально-культурной перспективы. Выбор принципов построения данной системы осуществлялся исходя из содержания деятельности ее субъектов, с учетом пространственно-временного и организационноуправленческого факторов образовательно-педагогического процесса: с максимальной опорой на историю науки, культуры и педагогической практики; с учетом текущих гуманитарных и когнитивных потребностей и интересов общества как атрибутов социально-культурной реальности; с учетом краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективы преобразования социально-культурной сферы.

Сущность принципа историзма заключается в закрепленности системы за определенной общественной идеологией. Эта закрепленность исторически реальна, выверена и оправдана. К числу идеологий современного мира принято относить идеологии консерватизма, либерализма и радикализма, гуманизма. В совокупности идеологии составляют феномен геокультуры. [2]. Геокультурный контекст принципа историзма в построении социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов обеспечивает системе гибкую моральную базу, дает возможность достигать преемственности и равновесия между интеллектуальными традициями и интеллектуальными новациями, между научно-теоретическими подходами к сохранению и совершенствованию представлений об этике, этикете и эстетике интеллектуала.

Исходя из идеологии консерватизма, система функционирует и развивается с по-мощью установки на утверждение традиций и правил осторожности в отношении к переменам. Интеллектуальная традиция, сопровождаемая в тоже время социально-педаго-гической традицией, выполняет в системе роль своеобразной «несущей конструкции», способной сохранять контуры идеального, хотя и стереотипного интеллектуала. Либерализм «питает» систему возможностью преобразования отношений студентов к интел-лектуальной традиции, преследует цель не навязать ее, а, напротив, избежать односторонности позиций, мнений, точек зрения. Радикализм отражает свойство альтернативности системы, ибо воспитание или направляемая интеллектуальная социализация студентов понимается в ней не стереотипно как «насилие», а как формирование непосредственного и свободного, избирательного отношения адресата к процессу и продуктам интеллектуального труда (к книге, преподавателю, учреждению или формам интеллектуальной самореализации, т.п.),

развивает у студентов позицию критической неудовлетворенности существующим.

В построении социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза принцип историзма проявляется также и в закрепленности системы за социально-гуманитарной рациональностью как идеологией гуманизма. Гуманизм - это мировоззрение, утверждающее жизнь человека на земле как главную ценность. Гуманистическое общество может быть построено только на основе гуманистического мировоззрения с его любовью к каждому человеку как уникальной личности, обладающей творческим потенциалом, равными с другими людьми правами, личной ответственностью за себя и своих ближних. В современном обществе реализации этой цели призвано служить создание гуманитарных научных технологий. Утверждение идеалов гуманизма требует упорной, длительной, терпеливой и кропотливой работы по постепенному совершенствованию общества и каждой личности [1]. Со-циально-гуманитарная рациональность - основные требования разума социально-гума-нитарному знанию: социально-ценностная предмет-

ность, рефлексивность, целостность, культурологическая обоснованность, объяснительная сила, герменевтический ресурс, адаптивная и практическая польза для человека и общества. [Там же].

Так как система развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза с учетом факторов социальнопедагогической действительности задается содержанием структурно-функционального инварианта педагогической деятельности, в результате чего воспитанник отражает принадлежность к определенной культуре с ее историческим временем, а соответственно - с ее идеологией и моралью, то возникает возможность создавать частные модели формирования морального сознания субъекта, проецируемого на его интеллектуальную деятельность. Совокупностью таких моделей в системе развития интеллектуальной культуры студентов, организованной и реализуемой с учетом исторического социально-педагогического опыта являются модели: адаптивнофункциональной, рациональной, рефлексивной и коммуникативной интеллектуальной деятельности. Консерватизм в реализации данных моделей утверждает смысл традиционных моральных ценностей (архетипов и идеалов отечественного социально-культурного опыта). Либерализм - сочетание феноменов «образованный человек» и «гражданин» (тоже, что и специалист, владеющий теоретической основой практического знания; человек, успешно справляющийся со своими социальными ролями; общественный тип образованного работника, ученика, студента). Радикализм - позитив культурных потрясений, вливаний в общественную жизнь моды, непрерывного обновления технологий интеллектуального взаимодействия. Рационализм позволяет связывать модели интеллектуальной деятельности студентов-гуманитариев с понятием о ее телеологической сущности (имеющей направленный характер, целесообразность и практическую применимость).

С учетом принципа историзма в социальнопедагогической системе развития ин-теллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза реализуются методики обучения с применением историографических приемов анализа: дескриптивного (простое описание событий, фактов, теорий, законов, дискуссий, образовавшихся вокруг объекта изучения); номологического (раскрытие сущности и особенностей изучаемого объекта с точки зрения общих законов эволюции); этнографического (раскрытие сущности и особенностей изучаемого объекта с точки зрения его уникальности); интерна-листского (раскрытие сущности и особенностей изучаемого объекта с точки зрения внутренних законов его функционирования и развития).

Таким образом, принцип историзма в развитии интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза проявляется в определении связи системы с: исторической реальностью; историческим законом; историческим и историографическим методом изучения объектов и явлений.

Сущность принципа социально-культурной реальности применительно к развитию интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза состоит в том, что данный процесс необходимо рассматривать во взаимосвязи с множеством социально-культурных систем (социальной, политической, исторической, правовой; религиозной, художественной, научной; эмпирической, чувственной, физической, филологической; трансцендентальной, логической, объективной, наивной, проч.). Основа принципа социально-культурной реальности -свойство четкости и одновременной относительности ее границ, их подвижности и историчности, реализованности части возможного.

Принцип социально-культурной реальности в построении социально-педагоги-ческой системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза имеет следующее содержание:

1) в соответствие с наиболее общим определением понятия о реальности развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза актуально, оно имеет пространственную и временную локализацию, поддается принципиальному наблюдению;

2) как отражение эмпирической реальности, развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза - это множество эмпирических объектов, связанных между собой различными типами связей и отношений (эмпирическими законами); конструируется с помощью опыта и рассудка; является предметом теоретического моделирования - построения научной теории интеллектуальной социализации личности;

3) через призму понятия о чувственной реальности, развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза можно рассматривать как активный творческий процесс моделирования чувственным аппаратом обучающихся информации на основе той, что поступает из объективного мира;

4) в проекции на определение понятия о филологической реальности, развитие интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза - это сложнейшая динамическая система литературных текстов, форм и средств их содержательной, языковой и стилистической выразительности;

5) исходя из определения понятия о трансцендентальной реальности, в развитии интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза находится объяснение месту рефлексии, логических и конструктивных возможностей философского мышления.

Для построения и регулирования социальнопедагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза на основе принципа социально-культурной реальности необходимы приемы транспонирования задач интеллектуальной деятельности «уходящего» типа людей на задачи интеллектуальной деятельности современного типа, существующего «здесь и сейчас». Приемы транспонирования задач обеспечивают систему источниками развития, сохраняют ей свойство подвижности и позволяют решать реально существующую педагогическую проблему.

Современный студент-гуманитарий - феномен амбивалентный. Содержание и функционирование его интеллектуальной деятельности, с одной стороны, приводится в соответствие целям, ценностям и требованиям интеллектуальной (в том числе гуманитарной) культуры, с другой, детерминировано постмодернистским историческим периодом, характеристиками постмодернистской чувствительности. В интеллектуальных компетенциях такого студента логическая дискурсивность нередко сочетается с эмоциональностью, гуманитарная проблематика решается с помощью аналогий, поэтических ассоциаций, иронии и проч. Логоцентризм в них борется с метафорической эссеистикой, четкость и определенность с гибкостью и динамичностью. Несмотря на актуализацию рационального в мышлении студентов, познанию студента-гуманитария остается свойственной повышенная эмоциональная составляющая. Однако, только «вливание в чувства мысли» способно оказать существенную поддержку в поиске, выражении и утверждении рационального начала гу-

манитарных истин, в эффективном проживании когнитивных коммуникаций. Такая мысль господствует в современных западных гуманитарных исследованиях, такой она признается нами как актуальная и в России, в развитии интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза.

Принцип социально-культурной реальности указывает, что социально-педагоги-ческая система развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза обладает совокупностью исторически конкретных социально-культурных факторов, составляющих ее инфраструктуру. Эта совокупность -необходимое условие функционирования системы как специфической в определенный исторический период, она есть отражение определенного историко-культурного контекста.

Интеллектуальная культура гуманитариев XXI века -культура эпохи социокультурных и ценностных измерений гуманитарных и социальных теорий. Измерение - это процедура сравнения величин, в результате которой между ними устанавливаются отношения «искомая величина и эталон». С помощью измерений специалист-гуманита-рий актуализирует и фокусирует необходимую технологию или состояние объекта, со-здаваемые для повышения качества жизни людей, совершенствования их потребностей и интересов. Поэтому в социально-педагогической системе, построенной на основе принципа социально-культурной реальности, одно из важнейших мест занимают опытные данные, связывающие эмпирическую и чувственную ее типы, позволяющие достигать консенсуальности и объективности, правильности и обоснованности в решении проблем гуманитаристики.

Интеллектуальная культура гуманитариев XXI века -культура эпохи цитатного мышления, интерпретации научных, литературных и проч. текстов. Это культура эпохи заимствования и комбинирования «чужих мыслей», когнитивных позиций. Поэтому в социально-педагогической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, построенной на основе принципа социально-культурной реальности одно из важнейших мест занимает понятие об интертексте и гипертексте культуры, об оппоненте и пропо-ненте когнитивной коммуникации, об эффективности (целесообразности и этичности) восприятия и переработки когнитивного опыта предшествующих поколений.

Внутренней природе социально-культурной реальности, если рассматривать ее как текущую ситуацию, присуще свойство неоднозначности и неопределенности. В широком смысле неопределенность - это отсутствие тождества между желаемым и истинным состоянием явления или процесса, неоднозначность - отсутствие одного смысла или значения (понятия, высказывания, проч.). Исходя из этого в социально-педагогической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза предусмотрено отражение неоднозначности и неопределенности связей между ее состояниями, которые обладают свойством вероятностных.

Сущность принципа социально-культурной перспективы применительно к развитию интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза заключается в учете при построении социально-педагогической системы явлений развития, эволюции, динамики, переходных состояний. С точки зрения теории относительности любое воздействие всегда осуществляется в движении, с определенной скоростью и направлением, во взаимосвязи источников развития и торможения. Поэтому, например, в физике существуют понятия о близкодей-ствии и дальнодействии объекта, в социальных же науках - о качественных скачках от прежнего состояния объекта к новому. Построение социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза с учетом принципа социально-культурной перспективы, таким образом, утверждает необходимость и возможность построе-

ния системы в контексте видения ее субъектами цели, нового качественного состояния объекта.

Перспектива - это искусство изображать на плоскости трехмерное пространство в соответствии с тем кажущимся изменением величины, очертаний, четкости предметов, которое обусловлено степенью отдаленности их от точки наблюдения. Это вид, картина природы с какого-нибудь отдаленного пункта наблюдения, видимая даль. Перспективный - способный успешно развиваться в будущем. [3]. Социально-культурная перспектива - возможное бытие культуры, ее потенциал, вероятность появления новых целей, ценностей, правил.

Социально-педагогическая система развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, построенная на основе принципа социально-культурной перспективы, таким образом, подчинена действию динамического закона (изменение одной переменной с неизбежностью ведет к строго определенному изменению другой). Изменение, например, ценностных ориентаций студентов - безусловный фактор преобразования, например, личностных качеств студентов, или опыта их интеллектуальной деятельности.

Реализация принципа социально-культурной перспективы в социально-педаго-гической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза осуществляется в рамках вероятностного закона. Этот закон позволяет наблюдать частоту появления определенных событий (например, принятых интерпретаций текстов) среди множества случайных событий (возможных интерпретаций).

Актуальность принципа социально-культурной перспективы в рассматриваемой социально-педагогической системе подтверждается наличием в ней желаемого состояния (целенаправленностью системы). Это состояние выступает источником, приводящим систему в движение, выражением стремления субъектов достичь цели - качественного скачка знаний, умений, качеств студентов.

Качественный скачок - это признак перехода из прежнего состояния явления или процесса к новому, период относительно быстрого изменения. В социально-педагогической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза качественным скачком в интеллектуальном опыте обучающихся определяется ее результативность, хотя эта результативность имеет свойство только относительной завершенности педагогических мероприятий, о чем мы говорили выше, что она есть повод для непрерывного программирования дальнейшего развития системы, открытия ее новых перспектив.

Любая педагогическая система, если претендует на актуальность, то должна обладать свойством новизны. Наряду с адекватностью и полезностью, новизна - одна из целей и ценностей интеллектуальной культуры. В социальнопедагогической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза новизна определяется смелостью автора утверждать не только о необходимости, но и о возможности формирования у студентов потребности соответствия этическому абсолюту в интеллектуальной деятельности, разумному и альтруистичному распределению в профессии своих интеллектуальных сил.

Новизна - один из атрибутов интеллектуальной деятельности. В специально организованных условиях она является качеством получаемого знания, усвоенным результатом борьбы идей и взглядов, компонентом интеллектуальной интуиции. В со-циально-педагогической системе развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза новизной обладает искусство, мастерство субъектов апеллировать к новому знанию, дополнять его, отрицать старое или утверждать альтернативное устоявшемуся.

Библиографический список

1. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М., 2008.

2. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: введение / пер. Н. Тюкиной. - М., 2006.

3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 8000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1995.

Bibliography

1. Lebedev, S.A. Philosophy of Science: A Brief Encyclopedia (guidelines, concepts, categories). - M., 2008.

2. Wallerstein, I. Micro system analysis: an introduction / trans. N. Tyukina. - M., 2006.

3. Ozhegov, S.I. Explanatory dictionary of Russian language: 8000 words and phraseological expressions / S.I. Ozhegov, N.U. Shvedova. - M., 1995.

Статья поступила в редакцию 28.03.11

УДК 378.07

Malakhova O.A. THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL AND VOLITIONAL SELF-REGULATION OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS OF SPECIAL MUSIC SCHOOLS CHOIRS CLASSES. This article presents methods for developing of emotional and volitional self-regulation of students of elementary profiled music schools (ten-years-schools, lyceums, colleges) on the choirs classes. The author substantiates the need for emotional and volitional self-regulation as a personal and professional quality for a future musician and performer and suggests the ways of its formation at the stage of additional pre-professional education.

Key words: music education, choirs' activities, emotional and volitional self-regulation, methods of development personal and professional qualities of musicians and performers.

О.А. Малахова, преп. Уральского музыкального колледжа, г. Екатеринбург, E-mail: malahoa@gmail.com

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ НА ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЯХ

В данной статье представлены методы развития эмоционально-волевой саморегуляции у учащихся младших классов профилированных музыкальных учебных заведений (школ-десятилеток, лицеев, колледжей) на хоровых занятиях. Автор обосновывает необходимость эмоционально-волевой саморегуляции как личностно-профессионального качества будущего музыканта-исполнителя и предлагает пути его формирования на этапе дополнительного предпрофессионального образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: музыкальное образование, хоровые занятия, эмоционально-волевая саморегуляция, методы развития личностных и профессиональных качеств музыкантов-исполнителей.

Современное общество выдвигает высокие требования к специалистам в различных видах деятельности. Выпускники профилированных музыкальных учебных заведений - средних специальных музыкальных школ, колледжей, лицеев при музыкальных вузах с раннего детства готовятся к будущей профессиональной исполнительской деятельности, а значит, должны обладать как багажом общих и профессиональных компетенций, так и развитыми личностными качествами, позволяющими в дальнейшем успешно осваивать профессиональное мастерство в консерваториях и вузах искусств.

Музыкально-исполнительская деятельность в своей основе имеет коммуникативный процесс передачи музыкальной информации от композитора через исполнителей к слушателям. При этом исполнитель должен уметь не только грамотно «расшифровать» музыкальную информацию, закодированную композитором в музыкальном произведении, но и адекватно, убедительно донести ее до слушательской аудитории. Для этого он должен владеть не только исполнительскими умениями и навыками, но и комплексом личностнопсихологических качеств, среди которых особое место принадлежит эмоционально-волевой саморегуляции [1-10].

Саморегуляция начинает формироваться в онтогенезе в связи с необходимостью подчиняться правилам поведения в обществе при включении в учебную, игровую, познавательную деятельность. В младшем школьном возрасте формирование саморегуляции выдвигается в центр психического развития ребенка. Для осуществления успешной учебной и музыкально-исполнительской деятельности необходимы умения сосредоточивать внимание, воспринимать и запоминать информацию, осуществлять собственное исполнение по некоему образцу, ориентироваться в условиях задачи, продумывать ход решения, сравнивать полученный результат с имеющимися условиями.

Вопросам саморегуляции уделялось и уделяется большое внимание в исследованиях в области философии, психологии, социологии, общей и профессиональной педагогики (Н.А. Бердяев, К. Бернар, А. Тойнби, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.). В психологии и педагогике музыкальной деятельности проблема саморегуляции рассмотрена в научных трудах А.А.

Базиковой, Е.В. Тихоновой, А.Л. Готсдинера, Е.Е. Федорова, Ю.А. Цагарелли и др. Однако применительно к предпрофес-сиональной подготовке музыкантов-исполнителей в системе дополнительного и начального музыкального образования вопросы развития саморегуляции исследованы недостаточно.

Введение в термин «саморегуляция» предиката «эмоционально-волевая» выводит его на новый содержательный уровень, где воля традиционно определяется как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, а также как умение преодолевать препятствия при совершении целенаправленных действий. Исходя из определения саморегуляции психических состояний как целенаправленного, системно-организованного и сознательного воздействия субъекта на свою психику с целью изменения ее активности (Т.О. Славнова), мы даем рабочее определение эмоциональноволевой саморегуляции музыканта-исполнителя. Это целенаправленное, системно-организованное и сознательное воздействие музыканта на свою эмоционально-волевую сферу с целью повышения ее активности в процессе исполнительской деятельности. Характерной особенностью эмоционально-волевой саморегуляции музыканта является ее субъективный характер, обусловленный опорой регулятивного процесса на индивидуальный опыт музыканта, его индивидуальные представления об успешности деятельности и оптимальности своего психического состояния в момент исполнения.

Формирование эмоционально-волевой саморегуляции тесным образом связано с формированием профессиональнозначимых качеств будущих музыкантов-исполнителей, которые каждый исполнитель использует в меру собственной одаренности и работоспособности. Владение эмоциональноволевой саморегуляцией не только помогает осуществлять контроль над исполняемым произведением, но и способствует становлению профессионализма будущего музыканта.

В предпрофессиональном музыкальном образовании важную роль играют занятия по хоровому классу. Они находятся в тесной взаимосвязи с предметами всего музыкального цикла - такими, как специальность, сольфеджио, слушание музыки, ансамбль, ритмика и другими. Эта взаимосвязь каса-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.