Научная статья на тему 'О педагогических аспектах интеллектуальной культуры личности и групп'

О педагогических аспектах интеллектуальной культуры личности и групп Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муромская Юлия Викторовна

Данная статья посвящена месту понятия об интеллектуальной культуре в педагогике. Рассмотрены педагогические аспекты использования понятия в осмысления проблемы развития интеллектуальной культуры личности, группы, общества средствами образовательной деятельности. Описаны педагогические аспекты понятия об интеллектуальной культуре обучающихся в различных типах образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О педагогических аспектах интеллектуальной культуры личности и групп»



SCIENCE TIME

О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ И ГРУПП

Муромская Юлия Викторовна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: 79murom@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена месту понятия об интеллектуальной культуре в педагогике. Рассмотрены педагогические аспекты использования понятия в осмысления проблемы развития интеллектуальной культуры личности, группы, общества средствами образовательной деятельности. Описаны педагогические аспекты понятия об интеллектуальной культуре обучающихся в различных типах образовательных учреждений.

Ключевые слова: интеллектуальная культура, культуросообразная (учебная, образовательная, профессиональная, исследовательская, проектная, творческая, речевая, цитатная, полемическая) деятельность интеллектуалов.

Интеллектуальная культура - важнейшая составляющая культурного облика личности, группы, общества; стратегическая задача общей, профессиональной, специальной и проч. педагогики. Это коллективные и индивидуальные поступки и действия, совершаемые:

а) субъектом интеллектуальных операций с учетом интересов того или иного общества;

б) под влиянием системы интеллектуальных ценностей и в соответствии с

ней.

Это и цель воспитания интеллектуалов, миссия образовательных учреждений, направленная на подготовку обучающихся к совершенствованию окружающей действительности, на возведение модели общественно полезных, технически актуальных, экономически приемлемых процессов и явлений в культ. Наконец, это ресурс, средство регуляции интеллектуального поведения личности или группы в творческой, исследовательской, проектной и т.п. деятельности, обеспечивающей обществу:

а) рациональный, но ответственный взгляд на вещи;

б) компетентный, но разумный и безопасный для окружающей

действительности подход к делам;

в) высокий уровень профессионализма в распознавании и решении сложных проблем и задач, в корректности представлений результатов интеллектуальной деятельности.

В интеллектуальной культуре отражены:

- уровень развития в обществе контролируемых актов интеллектуальной деятельности индивидов и групп;

- система эволюционирующих знаний, пониманий, восприятий индивидами и группами информации об окружающей действительности, способов ее переработки;

- система интеллектуальных ценностей, правил корректности в поведении интеллектуалов, в создаваемых ими текстах, моделях и проч.

Понятие об интеллектуальной культуре принадлежит философии, культурологии, социологии и психологии. В философии оно раскрывается как явление, способное дать субъекту возможность переживать истину (знания) в сочетании с признанием высокой моральной и нравственной миссии ценностей. В культурологии - как определенная система общественно значимых ценностей, возводимых личностью или группой в культ. В социологии его используют для осмысления механизмов сохранения общественного порядка, обращения к образу интеллигенции при необходимости объяснить социальные явления, найти оптимальный способ их урегулирования. В психологии - для объяснения его смыслов с точки зрения способности индивидуального или коллективного интеллекта к прессованию и фильтрации информации, подключения к этому коллективной или индивидуальной памяти, применения средств внутреннего или внешнего управления интеллектом.

Педагогическая трактовка понятия об интеллектуальной культуре - это явление не столько распространенное, сколько актуальное для 21 века. В нем при идеальном формировании, развитии, функционировании отражены: моральная зрелость интеллектуалов; их преднамеренное (целе-рациональное) интеллектуальное поведение, стабильность обращения к интеллектуальным ценностям, культуре различных обществ. Главная причина актуализации понятия - нравственный кризис, потребовавший как от каждой личности, так и от всего человеческого общества перехода к объективизации субъективных явлений, из которой рождаются, например, такие явления как «истинный политик», «настоящий ученый» и проч. [6, с. 115].

В педагогике понятие об интеллектуальной культуре личности, группы или общества тогда является действительно актуальным, когда рассматриваются проблемы, цели, задачи, методики и технологии:

а) интеллектуального воспитания личности или группы;

б) педагогически организованной социализации индивидуального или

коллективного интеллектуального опыта;

в) опредмечивания интеллектуальных ценностей средствами образовательной деятельности и проч.

Непосредственная принадлежность понятия об интеллектуальной культуре педагогической науке и практике отражается в исследованиях и методиках:

- формирования у интеллектуалов (воспитанников учебных заведений) нравственного сознания, мотивов нравственного поведения в учебной деятельности [7, с.153; 8];

- организации учебной деятельности школьников с целью формирования навыка самоконтроля и самооценки [1, с.14];

- повышения информационной компетентности каждой личности в интеллектуальной и других сферах деятельности; например, в профессиональной подготовке учителя [2, с.88-89].

Е.Б. Плотникова утверждает, что интеллектуальная культура как категория педагогики сегодня:

а) выступает (должна выступить) «критерием оценки качества педагогического процесса, критерием оценки результатов воспитания и обучения человека в массовом, профессиональном и послевузовском образовании» [5, с.155];

б) нацелена на «воспитание специалиста в условиях запроса общества на нравственно-окрашенный интеллект» [3, с.225];

в) выражена наличием педагогического контроля интеллектуальной деятельности на начальном этапе ее формирования и самоконтроля на завершающем его этапе [4, с.79].

В педагогической интерпретации понятия и явления интеллектуальной культуры резонируют между собой педагогическая история и современность -речевая фольклорная традиция (народная воспитательная практика, исторический воспитательный опыт) и обучение, формирование, развитие современного профессионала, интеллектуала, даже ученого [3, с.230, 236]. В ней есть место сопряжению понятий воспитанная и интеллектуальная личность.

Воспитанная личность - это лицо, владеющее навыком социально одобряемого поведения в социуме. Ей свойственны: понимание и адекватное восприятие, а также активное применение правил общественного порядка, построения общественно полезных отношений. Ее поведение в обществе соответствует требованиям нравственности, имеет достаточно выраженные признаки присутствия соответствующей этому обществу морали индивида.

Интеллектуальная личность - это лицо, обладающее навыком активной и инициативной интеллектуальной деятельности, высоким уровнем понимания, мотива и умения объяснить процессы и явления окружающей действительности. Интеллектуальной личности (интеллектуалу) свойственно размышлять,

осмысливать специфику реальности, постигать истину. Ей присущи: необычный склад ума, оригинальность мысли, способность генерировать идеи, обобщать, сравнивать, наблюдать и извлекать из наблюдений нечто ценное.

И воспитанная, и интеллектуальная личность - это идеальный результат педагогической деятельности, цель функционирования специально организованного педагогического процесса.

Попробуем объединить понятия воспитанной и интеллектуальной личности, а также обобщить сказанное выше и дать педагогическое определение понятию «воспитанный интеллектуал», которое лежит в основе интеллектуальной культуры, является ее ядром.

Во-первых, это лицо, в действиях, мыслях, поступках которого проявлены признаки интеллектуальной культуры, и на формирование которых направлен специально организованный (сосредоточенный на системе интеллектуальных ценностей наряжу с активным и инициативным поиском истины) педагогический процесс.

Во-вторых, это лицо, участвующее в педагогическом процессе в меньшей степени в качестве объекта педагогических воздействий, а в большей - в качестве его субъекта, так как оно наделено способностью понимать и контролировать самое себя в мыслях, поступках, действиях; соотносить в них такие важнейшие категории человека разумного как «истина» (знание, понимание) и «мораль» (принцип, поступок).

Говоря иначе, интеллектуальная культура может выступать атрибутом педагогической реальности, так как она:

- входит в структуру педагогических отношений;

- выступает в качестве цели педагогических действий;

- может быть применима в качестве критерия результативности работы педагогов.

Как часть (атрибут) педагогической реальности, интеллектуальная культура:

- состоит из источников (общественной потребности, необходимости в

ней);

- включает в себя этапы и стадии воспитания, развития субъекта (обеспечивается педагогическим процессом);

- отражается в деятельностном, рефлексивном и мировоззренческом контекстах педагогической деятельности (в действиях, оценках, установках педагогов).

Таким образом, интеллектуальная культура выступает компонентом, атрибутом, фактором педагогической реальности; обладает совокупностью присущих ей педагогических аспектов. Это то, что детерминирует педагогическим системам, входит в педагогическую деятельность, является

частью целостного педагогического процесса, средством целенаправленных педагогических коммуникаций, но обязательно обусловленных выделением воспитательной доминанты процесса обучения и образования человека, так как главный признак культурного интеллектуала - его интеллектуальная воспитанность, позволяющая постигать как знание (истину), так и его смысл (ценность для конкретного общества, разрешения конкретной проблемы).

Литература:

1. Аракчеева З.В. Мышление и организация учебной деятельности школьников / Проблемы современной науки, 2014. № 13. С. 13-20.

2. Аскерко Ю. И. Актуализация процесса формирования информационной компетентности студентов в процессе профессиональной подготовки // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2007. № 1. С. 88-90.

3. Плотникова Е.Б. Психология и педагогика: от индивида к субъекту культуры. Магнитогорск, 2007.

4. Плотникова Е.Б. Роль социально-гуманитарного образования в интеллектуальной социализации будущих менеджеров сервисных организаций / Наука и современность. 2014. № 27. С. 75-79.

5. Плотникова Е.Б. Социальная значимость интеллектуального поведения личности как феномен и результат воспитывающего обучения //Сибирский педагогический журнал. 2008. № 5. С. 149-157.

6. Савельев И.А. Проблема многоаспектности соотношения истины и морали // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 9 (59). С. 112117.

7. Царан А. А. Формирование мотивов нравственного поведения будущих менеджеров как педагогическое условие их нравственного становления в процессе профессиональной подготовки в вузе /Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. С. 233.

8. Царан А. А. Характеристика модели нравственного самоопределения будущих менеджеров в процессе профессиональной подготовки / Современные проблемы науки и образования. 2012. № 5. С. 153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.