Научная статья на тему 'Концептуальные основания развития интеллектуальной культуры студентов в процессе социально-гуманитарного образования'

Концептуальные основания развития интеллектуальной культуры студентов в процессе социально-гуманитарного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И МЕТАЗНАНИЕВЫЙ ОПЫТ СТУДЕНТОВ / УКРУПНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ / ЭКСПЕРТИРОВАНИЕ СТУДЕНЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ / ОБУЧЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУР-НОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ / INTELLECTUAL CULTURE OF THE HUMANITIES STUDENTS / ORGANIZED INTELLECTUAL SOCIALIZATION AND KNOWLEDGE EXPERIENCE OF STUDENTS / INTEGRATION OF EDUCATIONAL COMPONENTS OF THE DIDACTIC PROCESS IN THE INSTITUTION / EXAMINING STUDENT PROJECTS / MODELING OF SOCIAL AND CULTURAL RATIONALITY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б.

В данной статье представлена концепция развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Концептуальные основания исследуемого явления содержат описание авторского замысла, уточнения процесса развития интеллектуальной культуры студентов как социально-педагогической системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT THE INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION

This article introduces the concept development the intellectual culture of the students in humanitarian work of professional higher education training. Conceptual foundations of the phenomenon contain the description the author's plan; refine the process of development of intellectual culture of the students as social and educational systems.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основания развития интеллектуальной культуры студентов в процессе социально-гуманитарного образования»

и возможной достаточности предлагаемого комплекса организационно-педагогических условий эффективности развития профессиональной компетентности педагогов.

Экспериментальная методика реализации разработанного нами комплекса организационно-педагогических условий,

обеспечивает эффективное развитие профессиональной компетентности педагогов. Реализация основных положений методики обеспечивает поэтапный характер повышения уровня профессиональной деятельности педагогов в условиях образовательного процесса в вузе.

Библиографический список

1. Андреев, В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

2. Найн, А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: монография. - Щадринск: Изд-во ПО “Исеть”, 1999.

3. Краевский, В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). - М.: Педагогика, 1977.

4. Доровских, И.Г. Методика формирования готовности будущих педагогов к использованию средств адаптивной физической культуры. - Шадринск: Издательство ШГПИ, 2005.

5. Бальсевич, В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4.

6. Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004.

7. Коровин, С.С. Дидактические основы физического образования / С.С. Коровин, П.П. Тиссен, Н.В. Мишнаевский. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.

Bibliography

1. Andreev, V. I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.

2. Najn, A. Ya. Refleksivnoe upravlenie obrazovatel'nym uchrezhdeniem: teoreticheskie osnovy: monografiya. - Schadrinsk: Izd-vo PO “Iset'”, 1999.

3. Kraevskij, V. V. Problemy nauchnogo obosnovaniya obucheniya (metodologicheskij analiz). - M.: Pedagogika, 1977.

4. Dorovskih, I. G. Metodika formirovaniya gotovnosti buduschih pedagogov k ispol'zovaniyu sredstv adaptivnoj fizicheskoj kul'tury. - Shadrinsk: Izdatel'stvo ShGPI, 2005.

5. Bal'sevich, V. K. Fizicheskaya kul'tura: molodezh' i sovremennost' / V. K. Bal'sevich, L. I. Lubysheva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. - 1995. - № 4.

6. Belikov, V. A. Filosofiya obrazovaniya lichnosti: Deyatel'nostnyj aspekt. - M.: Vlados, 2004.

7. Korovin, S. S. Didakticheskie osnovy fizicheskogo obrazovaniya / S. S. Korovin, P. P. Tissen, N. V. Mishnaevskij. - Orenburg: Izd-vo OGPU, 1999.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 378

Plotnikova E.B. CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF DEVELOPMENT THE INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS IN THE PROCESS OF SOCIAL AND HUMANITARIAN EDUCATION. This article introduces the concept development the intellectual culture of the students in humanitarian work of professional higher education training. Conceptual foundations of the phenomenon contain the description the author's plan; refine the process of development of intellectual culture of the students as social and educational systems.

Key words: intellectual culture of the humanities students, organized intellectual socialization and knowledge experience of students, integration of educational components of the didactic process in the institution, examining student projects, modeling of social and cultural rationality training.

Е.Б. Плотникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: plotnikova747@mail.ru

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье представлена концепция развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки. Концептуальные основания исследуемого явления содержат описание авторского замысла, уточнения процесса развития интеллектуальной культуры студентов как социально-педагогической системы.

Ключевые слова: интеллектуальная культура студентов-гуманитариев, организованная интеллектуальная социализация и метазнаниевый опыт студентов, укрупнение воспитательной компоненты дидактического процесса в вузе, экспертирование студенческих проектов, обучение моделированию социально-культур-ной рациональности.

Концепция социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев отражает положения теории интеллектуальной социализации личности, в основе которой такое организованное преобразование интеллектуального опыта обучающихся, которое в условиях набирающей темп интеллектуализации профессиональной деятельности необходимо и возможно для эффективного решения гуманитарных задач общества.

Методология данной концепции представлена общенаучным и конкретно-науч-ным уровнями, совокупностью системного, социально-педагогического, средово-инсти-туционального подходов к ее решению; теорий: систем, культуры, организации, деятельности, информации, коммуникации, когнитивной эволюции; средств метауровневой организации образования.

Философский уровень методологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев отражает определе-

ние и группировки сущностных характеристик обучающихся как личностей с признаками трансцендентального субъекта познания, готовых к постижению гуманитарной истины средствами интеллектуальных технологий.

Социологический уровень обеспечивает структурирование в системе развития интеллектуальной культуры студен-тов-гуманитариев состав и статусы ее участников, определение их роли в структуре общественных отношений, способы коммуникаций.

Культурологический уровень методологии позволяет выявить и обосновать признаки принадлежности студентов к субкультуре интеллектуальной элиты через совокупность целей, ценностей и требований людей, управляющих в обществе информацией и знаниями, а также инновационными процессами и проектной деятельностью.

В последнем актуализируется также и педагогический уровень методологии. Он включает в себя систему подходов, принципов и методов педагогики высшей школы, применительно к развитию интеллектуальной культуры студентов в учреждении социально-гуманитарного образования.

Системный подход к развитию интеллектуальной культуры студентов-гумани-тариев представлен системой взаимосвязанных подсистем внутренней и внешней среды образовательного учреждения, реализующих задачи рассматриваемого процесса. Сущность подхода применительно к рассматриваемому процессу состоит в том, что развитие интеллектуальной культуры студентов есть совокупность взаимодействий обучающихся с внешней и внутренней реальностью образовательного учреждения, связанных общими ценностями. Ценности индивида и ценности группы, общности в этих взаимодействиях совпадают, они являются источниками скрепления части и целого.

Социально-педагогический подход уточняет социальнопедагогическую направленность системы развития интеллектуальной культуры студентов, позволяет определить значение принципа преемственности традиционной и инновационной педагогических методик интеллектуального воспитания личности. Инновации в интеллектуальном воспитании студентов связаны с новой информационной революцией, с развитием источников (средств) обогащения человека знаниями. Традиционными же в нем остаются функции (цели) обучения применению знаний в действии.

В контексте средово-институционального подхода определяется стратегия и совокупность принципов повышения эффективности среды, в которой решаются задачи развития интеллектуальной культуры студентов. Здесь актуальны реальные и виртуальные средства, асинхронные и синхронные формы интеллектуального взаимодействия, новейшие (онлайновые) технологии доступа обучающихся к знаниям, которые не исключают и традиционных (аудиторных).

Теория систем (Л. Берталанфи, П.К. Анохин, В.С. Кухтин, В.А. Трапезников, В.Г. Афанасьев, Д.М. Гвишиани и др.) -методологическая основа концепции - позволила провести дифференциацию подсистемных блоков системы, объяснить значение связей между блоками, конкретизировать гомеостатическое значение этих связей, обес-печивающее динамическое равновесие свойств и состояний системы. Источником постоянного развития системы является диалектическая противоречивость процессов направляемой и стихийной интеллектуальной социализации студентов; закон перехода количественных изменений в качественные, динамический закон.

В контексте теории организации (А. Богданов, Д.Г. Мид, Г. Блюмер, Э. Гофф-ман, Э. А. Смирнов, Б. Мильнер, Т. Лукман, Ж.-Ф. Лиотар, П. Лоуренс, Дж. Сталкер, Т. Бернс и др.) были определены целевые и структурно-функциональные особенности нашей системы, факторы эффективного взаимодействия элементов, способствующие установлению степеней организованности и управляемости системы, поддержанию важнейшего ее свойства - целостности. На основе положений теории организации были определены педагогические условия развития интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев: укрупнение воспитательной компоненты про-

цесса обучения студентов, целевое экспертирование студенческих проектов, обучение моделированию структур социальнокультурной рациональности.

Теория культуры (Б. Малиновский, Дж. Фрезер, А. Белик, Э. Тайлор, Г. Спенсер, В. Шмидт др.) повлияла на открытие в интеллектуальной культуре ее сущности, общих законов и функций, факторов, детерминирующих процесс ее развития, соотношение познавательной, методологической, художественно-творческой культуры, культуры мышления и речи, культуры деятельности с интеллектуальной культурой. С помощью положений данной теории стало возможным обнаружение в интеллектуальной культуре места понятий: «языковая личность» (специфический тип человека, обладающего культурной ментальностью, системой ценностей, придерживающихся языковых, поведенческих и коммуникативных норм, потенциально способный к межкультурному взаимодействию); «ценностные ориентации» (совокупность убеждений и представлений студентов об окружающем мире, позволяющих ранжировать предметы и явления по их значимости для жизни); «культурная компетенция» (совокупность знаний и навыков, обеспечивающих понимание ценностных установок, психологических особенностей, социокультурной идентичности, свойственной определенной культуре).

На основе положений теории деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец,

П.И. Зинченко, А. Маслоу, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин и др.) были обозначены цели и пути развития: потребности эффективного использования студентами интеллектуального ресурса в профессии, активного и инициативного овладения соответствующими ценностями и отношениями. Выделилось в ходе анализа теоретических положений понятие о стиле деятельности специалиста гуманитарного профиля (его функциях как духовно-практической ценности, логикометодологического феномена, регулятива социальной культуры, с помощью которого определяется отношение специалиста к чему-либо).

Исходя из теории социализации в виде концепции понимания социализации как индивидуально-личностных изменений (Дж. Коулмен); концепции социального на-учения (Б. Скиннер); а также концепций социализации как трансмиссии культуры (И. Кон), социализации как экологии человеческого развития (У. Бронфенбреннер), в разработанной нами концепции определилось содержание факторов развития интеллектуальной культуры студентов; выявлены свойства стихийности и управляемости интеллектуального опыта студентов; на таком объективно существующем факторе как «порог интеллектуальной социализации», методов и средств его организованного прео-доления.

Определенную роль в разработке нашей концепции выполняли положения теорий информации и коммуникации.

Теория информации (А. Урсул, К. Шеннон,

Р. Шафранский, Э. Тоффлер, Дж. Стейн и др.) способствовала раскрытию в понимании сущности развития интеллектуальной культуры студентов важнейшего фактора - работе с информацией, со способами ее передачи устным, письменным и другим путем. Положения теории способствовали уточнению функций студентов как представителей элиты - людей, способных на основе информации создавать новое знание, насыщать его интеллектуальным потенциалом разных культур.

По результатам обращения к теории коммуникаций (Г.Г. Почепцов, Ю. Хабер-мас, М. Маклюэн, К. Левин,

Г. Бетсон, Дж. Лаккоф, П. Ершов, Э. Ноэль-Нойман и др.) был установлен важнейший смысл интеллектуальной культуры -коммуникативный. Основанием явилось утверждение, что культура есть коммуникация, а коммуникация - есть культура. И то, и другое включает в себя такие признаки интеллектуальной культуры как «преодоление барьеров коммуникации», «дискурсивный диалог», «эмпатическое слушание», «коммуникативные компетенции».

Проанализировав средства метауровневой организации образования (В. Сааков, Н.Б. Мечковская, Б. Боденхамер и М. Холл, А.П. Наумкин, В.А. Шаповалов, В.И. Ка-ширин,

П. Т. Лукашевич, А. Д. Цедринский, Ю. А. Лебедев, Г. П. Щед-ровицкий, И. А. Ге-расимова и др.) мы пришли к выводу о том, что контекстом процесса развития интеллектуальной культуры студентов является надпредметное осмысление изучаемых объектов и явлений. Представителями теории когнитивной эволюции и творчества изу-чается вопрос соотношения ментальности и культуры. Актуализируется в исследова-ниях цель формирования у обучающихся знания о знаниях [1]. Это отражает метауровень образования и, как считают авторы, вполне касается дисциплин гуманитарной направленности. Нам же обращение к средствам метауровневой организации образования позволило сосредоточить внимание на понятии о трансцендентальной реальности как пространстве жизнедеятельности интеллектуальной культуры студентов и определить круг ориентирующих соответствующую педагогическую деятельность понятий: метадискурса, метатеоретического

знания, метасостояния мышления и проч. Студент-гуманитарий, чья интеллектуальная деятельность соответствует метауровню, способен довести осваиваемые им в вузе гуманитарные технологии до понимания в контексте: кода гуманитарной культуры (матрицы ценностей); научных конвенций гуманитаристики (множества научных высказываний, истинность которых четко зафиксирована или предполагает четкую фиксацию в виде аксиом, метафор, целей, требований и проч.); способов оценки истинности гуманитарного знания на основе консенсуса среди гуманитариев (относительного, ситуативного, детерминированного практическими потребностями развития общества).

Основная идея концепции заключается в утверждении, что развитие интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев представляет собой такую социально-педагогическую систему, в которой эффект резонанса когнитивных и гуманитарных, а также рыночных ценностных ориентаций обучающихся повышает эффективность познавательной, творческой и пробной практической деятельности.

За основу в раскрытии социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев нами приняты следующие положения:

1) студент-гуманитарий - это объект социальнопедагогического влияния, но в процессе развития интеллектуальной культуры он становится субъектом самовлияния;

2) развитие интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев осуществляется в атрибутивной структуре целостного педагогического процесса, состоящего из:

- динамически устойчивых педагогических стратегий (выполняющих функцию механизма саморегуляции системы, ее нормативно-методологического обеспечения);

- целевого зерна (выполняющего функцию источника системы, ее результативно-оценочного обеспечения);

- совокупности педагогических условий, отражающих ор-ганизационно-содер-жательный компонент системы;

- совокупности педагогических технологий, определяющих пути эффективной реализации системы, выполняющих функцию ее организационно-методического обеспечения;

3) социально-педагогическая система развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев является частью социально-педагогического пространства, в котором происходит «слияние» систем научного творчества и профессиональной гуманитарно-технологической практики студентов.

Компонентами социально-педагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов в процессе социально-гуманитарного образования являются: нормативно-

методологический, организационно-содержательный, методический и критериально-оценочный.

1. Нормативно-методологический компонент системы -это уровень подсистемы исходных концептуальных оснований социально-педагогической системы, через которые раскрывается ее сущность и функции, подходы и принципы: 1) исходными сущностными характеристиками социальнопедагогической системы развития интеллектуальной культуры студентов являются ее: морфология (состав, структура); аксиология (ценности, мотивы, отношения); аксиоматика (мно-

жество исходных положений теории о свойствах и отношениях базовых или производных абстрактных объектов); праксиология (развитие, функционирование); онтология (характеристики свойств и состояний); 2) социально-педагогическая система развития интеллектуальной культуры студентов призвана решить проблему структурирования отношений между развитием стихийного и организованного интеллектуального опыта обучающихся; определения конвенций и эталонов контролируемой интеллектуальной деятельности, регламентированной целями, ценностями и требованиями когнитивной и гуманитарной, а также рыночной культур.

Раскрывая основное содержание разработанной нами концепции мы пришли к выводам:

- развитие интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев - часть более крупной (социально-

гуманитарной) системы и имеет закономерную зависимость от характера составляющих ее элементов (подсистем);

- развитие интеллектуальной культуры студентов-

гуманитариев обратно пропорционально процессам массовой социальной интеллектуализации и направляемой интеллектуальной социализации обучающихся, высшим уровнем которой является метарефлексивный аналитический опыт; оно представляет собой адаптивно-функцио-нальную модель социально-гуманитарного образования, направленную на преобразование (в значении окультуривание) интеллектуальной деятельности обучающихся в условиях интенсивной интеллектуализации масс, развития в обществе новых (рыночных) отношений и связанных с ними когнитивных потребностей.

2. Организационно-содержательный компонент системы -это уровень подсистемы педагогических условий реализации социально-педагогической системы.

Социально-педагогическая система развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев обеспечивается реализацией таких педагогических условий, необходимыми из которых являются: совокупность стратегически обусловленных педагогических действий, направленных на достижение поставленной цели укрупнения воспитательной компоненты процесса обучения студентов; достаточными - совокупность тактически обусловленных, разработанных и внедренных в образовательный процесс авторских программ, методических пособий, подкрепляющих педагогические действия, направленные на достижение цели экспертирования студенческих проектов, обучения студентов моделированию структур социально-культурной рациональности.

Укрупнение воспитательной компоненты процесса обучения студентов отвечает глобальным целям функционирования интеллектуальной культуры учащейся молодежи - необходимости в преобразовании общности, в согласовании конвенций и эталонов интеллектуальной деятельности, реализации экогуманистических и метасредств информатизации пространства; утверждении рационализма как идеологии гуманизма. Целевоеэкспертирование студенческих научных и художественно-творческих проектов отвечает целям повышения интеллектуальной ответственности учащейся молодежи за последствия познавательной, творческой и пробной практической деятельности. Обучение студентов моделированию структур социально-культурной рациональности нацелено на повышение готовности будущих служащих к эффективному решению профессиональных задач.

3. Методический компонент системы - развитие

интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев

обеспечивается педагогическими технологиями. Функция данных технологий - преобразующая. Мы утверждаем, что: а) развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев осуществляется, если дидактический процесс носит характер воспитывающего; б) развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев осуществляется, если

интеллектуальное воспитание в дидактическом процессе включает в себя механизмы организационного обучения; в) развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев осуществляется, если дидактический процесс имеет побудительно-мотивирующий характер.

Педагогические технологии развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев - это технологии работы со взрослыми людьми. Их реализация предполагает соблюдения андрагогических правил обучения. Адаптированный к использованию в педагогических технологиях развития интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев вариант существующих правил имеет следующие формулировки: в обучении гуманитариев следует поддерживать и развивать разумнокритическое отношение к попыткам руководить ими; мировоззренческие позиции обучающихся, через призму которых оценивается любая поступающая информация, следует корректировать в соответствии с целями, ценностями и требованиями социально-гуманитарной системы; при создании интеллектуального фона образовательного процесса не следует отрицать прагматическое отношение обучающихся к получаемым знаниям; в организации образовательного процесса необходимо поддерживать стремление обучающихся получить от учебы моральное удовлетворение.

З. Критериально-оценочный компонент системы - это уровень подсистемы преобразованного результата социальнопедагогической системы - включает в себя показатели - интеллектуальной компетентности, интеллектуальной воспитанности, интеллектуальной чувствительности студентов.

Диагностические методики результата включают в себя: шкалирование уровневых показателей; формализацию уров-невых показателей; функциональный анализ и интерпретацию уровневых показателей; построение прогнозных сценариев реализации уровневых показателей.

Социально-педагогическая система развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного направления профессиональной вузовской подготовки имеет смешанный тип, представляет собой диалектическое единство искусственного и естественного объектов, внешних и внутренних факторов организации. Искусственным объектом системы является наличие объективных обстоятельств, способных непрерывно и разнообразно оказывать на нее влияние. Естественным объектом выступает контролируемое социально-педагогическое пространство вуза. Внутренняя организация системы предполагает конкретизацию ее целевого зерна - описания структуры и функций процесса развития интеллектуальной культуры студентов. Внешняя - представлена совокупностью факторов интеллектуальной социализации студентов.

Источником развития системы выступают противоречия:

- между потребностью государства и общества в эффективном функционировании социально-гуманитарной сферы, ее соответствием запросам населения и недостаточностью понимания места и роли в этом интеллектуальной культуры конкретной личности;

- между потребностью государства и общества в работнике, готовом рационально и ответственно использовать свой интеллектуальный ресурс в решении гуманитарных задач и существующими условиями, не обеспечивающими должный уровень профессиональной подготовки в учреждении социально-гуманитарного образования;

- между потребностью учреждения социальногуманитарного образования в систематизированном теоретическом и методическом обеспечении развития интеллектуальной культуры студентов и недостаточной сформированностью представлений об этом у педагогов и руководителей образовательного процесса;

- между потребностью лиц, обучающихся в вузе по направлению профессиональной гуманитарной подготовки, в педагогической поддержке процесса интеллектуальной социализации и недостаточностью понимания в этом их собственной роли и участия.

Определяя границы системы, отметим необходимость выделения ее объекта и предмета. Объектом (то, что находится вне сознания и развивается по своим законам), по нашему мнению, выступает образовательный процесс социальногуманитарного вуза, факультета. Предметом (выделенная часть реальности, имеющая практический интерес) является социально-педагогическая система развития интеллектуаль-

ной культуры студентов, обучающихся в вузе по направлению профессиональной гуманитарной подготовки [2].

Центральное звено системы - направляемая интеллектуальная социализация студентов, детерминированная явлением массовой социальной интеллектуализации. Массовая социальная интеллектуализация - это процесс привлечения широких слоев населения к обучению, которое включает в себя формирование у обучающихся научных знаний, приобщение к системам когнитивных ценностей, к освоению классических и новейших интеллектуальных технологий. Направляемая интеллектуальная социализация - это процесс организованных педагогических мер, обеспечивающих выполнение задач интеллектуального воспитания индивида, преобразования его интеллектуального опыта. Направляемая интеллектуальная социализация студентов-гуманитариев, представляет собой процессы освоения и присвоения адресатом целей, ценностей и требований когнитивной и гуманитарной, а также рыночной культур, направленный на повышение эффективности познавательной, творческой и пробной практической деятельности в контексте профессиональных задач.

Массовая социальная интеллектуализация и направляемая интеллектуальная социализация студентов-гуманитариев -имеют ряд следующих закономерностей обратной связи:

- развитие понимания в обществе, что сегодня основной прибавочный продукт производится не в материальном, а в интеллектуальном секторе экономики, что все большее число трудоспособных людей занято в этом секторе, влечет за собой повышение уровня потребности будущих специалистов эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс, овладеть соответствующими технологиями, ценностями и отношениями;

- повышение уровня потребности будущих специалистов эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс, овладеть соответствующими технологиями, а также ценностями и отношениями, влечет за собой необходимость адекватного педагогического реагирования, создания условий для перехода потребности в возможности;

- за повышением уровня педагогического реагирования на потребность студентов эффективно использовать свой интеллектуальный ресурс, овладеть соответствующими технологиями, ценностями и отношениями, следует понимание механизмов успешной интеллектуализации их профессиональной деятельности, развитие эффективных форм реализации знаний, умений и личностных качеств.

Целью и результатом системы является переход студентов на более высокий, качественно отличный от первоначального уровень интеллектуальной культуры, который определяется: интеллектуальной компетентностью, интеллектуальной воспитанностью и интеллектуальной чувствительностью обучающихся.

История отечественной педагогики показывает, что воспитание является системообразующим звеном в сумме элементов социально-педагогической деятельности. Будем рассматривать его как составную часть более крупного процесса, компонентами которого являются также социализация и развитие.

Социализация - это процесс овладения человеком теми ценностями, отношениями и умениями, которые данное общество считает необходимыми для участия личности в общественной жизни [З].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интеллектуальная социализация - процесс овладения человеком интеллектуальными ценностями, необходимыми для реализации актуальных для общества профессиональных задач. Интеллектуальная социализация студентов-гуманитариев - это процесс овладения студентами когнитивными, гуманитарными и рыночными ценностями, необходимыми для эффективной реализации мыслительного опыта в решении задач гуманитарного познания и творчества.

Развитие интеллектуальной культуры студентов является следствием взаимодействия между контролируемой, относительно контролируемой и неконтролируемой интеллектуальной социализацией обучающихся, выраженной наличием в

процессах устойчивой обратной связи. Обратная связь зафиксирована в: уровнях результата интеллектуальной социализации студентов (теоретический, технологический, творческий); характере процесса интеллектуальной социализации студентов (системообразующий, преобразующий, адаптирующий); типах доминирующего механизма интеллектуальной социализации студентов (обогащение житейского, академического и функ-ционального интеллектуального опыта). Происходит развитие интеллектуальной культуры студентов в социальнопедагогическом пространстве вуза, состоящем из следующих подсистем: управления вузом, организации научно-

исследовательской деятельности; организации учебной деятельности студентов и практик; художественно-твор-ческой деятельности; связи с общественностью, международных связей.

Качество специально организованного педагогического пространства зависит от того, насколько точно разработаны и применяются его критерии. В нашей концепции это критерии: когнитивно-информационный; мотивационно-

ориентационный; рефлексивно-деятельностный.

Когнитивно-информационный критерий включает в себя совокупность усваиваемых знаний обучающихся (характеризуется показателями интеллектуальной компетентности студентов): о социально-гуманитарной сфере, ее целях, ценностях, требованиях; об интеллектуальных технологиях, применяемых в социально-гуманитарной сфере, способах их эффективного применения этих технологий в рыночных условиях; о программах развития социально-гуманитарной сферы, например, моделирования социально-культурных процессов объектов; об индивидуальном и коллективном интеллектуальном опыте, необходимом для успешного решения гуманитар-

Библиографический список

ных задач. С помощью этих знаний студент может: а) балансировать между академической, житейской и функциональной осведомленностью; б) выражать в том или ином виде деятельности чувство причастности к когнитивной, гуманитарной и рыночной культурам; в) демонстрировать свой компетентно-стный потенциал.

Мотивационно-ориентационный критерий включает в себя совокупность личностных качеств обучающихся (определяется показателями интеллектуальной воспитанности студентов): разумной эгоистичностью; личной ответственностью; интеллектуальной интерактивностью; творческой инициативностью; коммуникабельностью; перцептивностью; профессиональной перспективностью.

Рефлексивно-деятельностный критерий раскрывается через группы умений сту-дентов (включает в себя совокупность показателей интеллектуальной чувствительности студентов): адекватно реагировать на акты педагогического влияния, понимания смыслов педагогического взаимодействия; опредмечивать цели, ценности, требования интеллектуальной культуры в познавательной, творческой и пробной практической деятельности; опережающе реагировать на проблемы социально-гуманитарной сферы.

Все сказанное выше говорит о том, что развитие интеллектуальной культуры студентов-гуманитариев сегодня является необходимой социально-педагогической системой, входящей в систему более крупного порядка - социальнокультурную. Создание данной социально-педагогической системы выступает условием наиболее эффективного решения важной государственно-общественной проблемы - рациональной и безопасной реализации гуманитарных технологий в обществе.

1. Когнитивная эволюция и творчество / под ред. И.П. Меркулова. - М., 1995.

2. Лебедев, С.А. Философия науки: краткая энциклопедия (основные направления, концепции, категории). - М., 2008.

3. Каптерев, А.И. Менеджмент знаний: от теории к технологиям. - М., 2005.

Bibliography

1. Kognitivnaya ]volyuciya i tvorchestvo / pod red. I. P. Merkulova. - M., 1995.

2. Lebedev, S. A. Filosofiya nauki: kratkaya ]nciklopediya (osnovnye napravleniya, koncepcii, kategorii). - M., 2008.

3. Kapterev, A. I. Menedzhment znanij: ot teorii k tehnologiyam. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 26.06.11

УДК 316.62

Danelchenko T.A. PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVATION EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITY AS A MEAN OF DEVELOPMENT CREATIVE POTENTIAL OF JUNIOR SCHOOL STUDENTS. In the article founded the set of pedagogical conditions for forming a favorable environment for the effective functioning of the model, enhancing teaching and research activities as a mean of developing the creative potential of younger students, defined the role of teachers represented in terms of scientific and methodical support of the development process of the creative potential of school students.

Key words: creativity potential of school students, strengthening teaching and research activities, development of creative potential of younger students, scientific and methodological support, pedagogical conditions.

Т.А. Данельченко, руководитель отдела мониторинговых исследований Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: danelchenko@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье обоснована совокупность педагогических условий, образующих благоприятную среду для эффективного функционирования модели активизации учебно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала младших школьников; определена роль представленных педагогических условий в научно-методическом обеспечении процесса развития творческого потенциала младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.