УДК 004.09
РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ ТУРБИЗНЕСА
Теодорович Наталия Николаевна, доцент, teonat@rambler. ru,
Муравьев Игорь Борисович, студент, [email protected],
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва
The article describes the influence of information technology and systems on today’s tourist industry development. The structure of work and management methods by travel agencies is presented. The author proves the value of the Internet in work of travel agencies, and also the validity of use of geographical information systems. The basic aspects, possibilities and advantages of automation offirms in the market of tourist's services are described. Modern possibilities of certification, an estimation of tours with the assistance of information technology are explained.
В статье рассматривается влияние информационных технологий и систем, на развитие турбизнеса сегодня. Приводится структура работы и методы управления турфирмами. Раскрыто значение Интернета в работе турфирм, а также использование географических информационных систем. Указаны основные аспекты, возможности и преимущества автоматизации фирм на рынке туруслуг. Объяснены современные возможности сертификации, оценки туров при участии информационных технологий.
Keywords: the information, information technology and systems, tourism
Ключевые слова: информация, информационные технологии и системы, туризм
Сегодня международный и внутренний туризм - мощная отрасль по торговле услугами. Это подтверждается данными Росстата (рис. 1). Кроме того, современный туризм является глобальным компьютеризированным бизнесом. В данном бизнесе участвуют крупные авиакомпании, комплексы гостиниц и туристические фирмы всего мира. Благодаря информационным технологиям (ИТ) туристический продукт становится более индивидуальным и гибким, а также более доступным для каждого потребителя.
7000 6500 6000 5500 5000 4500 4000 3500 3000
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Рис. 1. Количество турфирм на территории РФ
Внедрение ИТ в туристическую индустрию происходило в несколько этапов.
Первым этапом было «создание данных». Главная цель его состояла в увеличении эффективности оперативной деятельности туристических фирм с помощью автоматизации процессов, основанных на применении информации.
Второй этап - внедрение «информационных систем управления» и разработка таких информационных технологий, которые содействовали бы увеличению управленческой эффективности через усовершенствование требований к организации передачи информации.
Третий этап - применение систем «стратегической информации», которые увеличивали конкурентоспособность фирмы. Различного вида интегрированные сети были внедрены для усовершенствования непосредственной деятельности турфирм, а также для установления связей с внешними организациями.
Четвертый этап - «этап сетей», благодаря ему было произведено соединение сетей всех уровней: локальных, региональных, городских и глобальных. Главные особенности этапа - увеличение эффективности ИТ, уменьшение размеров оборудования, снижение расходов на его приобретение, увеличение надежности, организация взаимосвязи терминалов, расположенных в разных точках планеты. Все это способствовало тому, что ИТ стали играть большую роль в деятельности всех организаций туризма. В результате все организации, вне зависимости от своих размеров, предлагаемого продукта и географии, прошли серьезный процесс реорганизации своего бизнеса.
ИТ-технологиям принадлежит сегодня главная роль в области технического развития туризма, которая определяется рядом специфических свойств ИТ (оперативностью и доступностью).
Основу туристического рынка составляют фирмы-туроператоры (туристическая организация, которая комбинирует свои собственные и чужие услуги в новый самостоятельный туристический продукт - комплексный (паушальный) тур) и турагенты (фирмы, выступающие посредником по продаже комплексных туров). Эти две структуры занимаются организацией туристических поездок, продажей их в виде путевок и туров, организовывают услуги по предоставлению мест проживания и мест питания туристов (отели, гостиницы и другие), по доставке на место отдыха (авиаперелеты, железнодорожные перевозки и т.д.), организации трансферов, передвижению туристов по стране. В туриндустрии работают и фирмы из других отраслей, для которых организация
и обслуживание туристов не является основным видом их деятельности (предприятия культуры, торговли и другие). Туруслуги и туристические товары включают в себя: туры, комплексные поездки, услуги размещения, питание, транспортные, культурные, рекреационные, спортивные, экскурсионные и другие, в том числе специальные -туристские товары и сувениры. Потребление в туризме определяется как стоимость туристских продуктов, используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста. Комплекс всех этих услуг объединяется понятием турпакет [1].
Исходя из этого, можно выделить три характерные особенности современного туризма: интегрированная и многообразная торговля услугами; комплексная услуга, с точки зрения производителя и потребителя; туризм - информационно насыщенная услуга и область растущего применения ИТ.
Туризм сегодня - это отрасль, в которой сбор, обработка, применение и передача информации является жизненно важной составляющей для каждодневной деятельности. В туризме услуги не могут быть выставлены и рассмотрены в пункте продажи, как любые другие производственные или потребительские товары. Туруслуги, как правило, покупают заблаговременно и далеко от места потребления. Следовательно, туризм на рынке почти полностью зависит от фотоизображений, описаний, средств коммуникаций и передачи информации.
ИТ в современном туризме - это центр связи, который удерживает различных производителей в рамках туриндустрии. Именно информация, а не товары обеспечивают связь между производителями туруслуг. Это информация о наличии, стоимости и качествах этих услуг. Реальные платежи не переводятся от турфирм к турпоставщикам, а комиссионные - от турпоставщиков турфирмам, переводится лишь информация о платежах и поступлениях. На рис. 2 показаны информационные потоки между участниками туриндустрии [3].
Рис. 2. Информационные потоки в туриндустрии
Система ИТ, применяемых в туриндустрии, состоит из автоматизированной системы (АИС) управления, системы резервирования, видеосистем, телефонных сетей, системы проведения телеконференций, информационных систем авиалиний, электронной пересылки денег, подвижных средств сообщения и т.д. Названная система технологий разворачивается не отдельными турфирмами, отелями или авиакомпаниями, а всеми вместе. Применение каждым сегментом туризма системы ИТ имеет значение для всех участников данной системы. Например, системы внутреннего управления отелем могут быть связаны с глобальными сетями, обеспечивающими основу для связи с другими гостиничными системами резервирования.
Таким образом, в туриндустрии действует система взаимосвязанных коммуникационных и компьютерных технологий. Все это дает возможность рассматривать туризм как высоко интегрированную услугу [2].
Умение работать с информацией, собирать, обрабатывать и принимать на ее основе единственно верное решение, разрабатывать информационные стандарты сегодня является основой для успешной организации туристического бизнеса. Важность для туризма ИТ определяется и тем, что они обеспечивают многократный рост производительности в сфере услуг.
Сегодня наиболее важными ИС в туриндустрии являются компьютерные системы резервирования. В последнее десятилетие в связи с ростом масштабов применения компьютерные системы бронирования получили новое название - Глобальные системы резервирования.
Основа современных компьютерных систем бронирования была заложена в 50-х годов ХХ века. Вследствие возросшей популярности авиаперевозок, появилась необходимость создания авиакомпаниями глобальных центров резервирования, задачей которых была ручная обработка поступающих по почте, телефону и телеграфу бронирований авиабилетов от туристических организаций и конечных клиентов.
Несмотря на всю грандиозность размеров и большое количество персонала, центры резервирования не могли справиться с возрастающим объемом информации. Это послужило импульсом к началу разработки компьютерных систем бронирования крупных авиакомпаний.
Системы резервирования обеспечивают не только транспортные услуги, но также проживание в отелях, круизные поездки, информацию о месте пребывания, автобусное, железнодорожное и авиасообщение, курсы валют, сообщения о погоде и т.д., то есть позволяют резервировать все основные составляющие тура.
Системы резервирования составляют всеобщую ИС, предлагающую важнейшие распределительные сети для всей туриндустрии. Благодаря имеющимся базам данных турфирмы имеют доступ к информации о наличии возможных услуг, стоимости, качестве, времени прибытия и отправления по разнообразному ряду туруслуг от турпоставщиков [5]. Сегодня самыми крупными компьютерными системами резервирования на международном рынке туризма являются системы Sabre, Amadeus, Worldspan и Galileo.
В настоящее время встречается большое многообразие систем бронирования туроператоров и несколько типовых подходов к построению системы бронирования туроператорской компании. Их можно классифицировать следующим образом.
1. Классический вариант: пошаговый вариант бронирования. Бронирование тура или отдельной услуги выполняется пошагово, например, первый шаг - выбор страны, второй -выбор курорта (направления), третий - выбор предполагаемой даты заезда и т.д.
2. Бронирование через корзину заказа: турагент работает с прайс-листами. Сформировав из различных составляющих корзину заказа (это могут быть туристические пакеты и отдельные услуги или пакеты услуг), эти услуги можно забронировать.
3. Бронирование через динамический прайс-лист: с помощью набора фильтров можно выполнить отбор того турпродукта, который нужен. названный вариант бронирования очень популярен для массовых направлений.
4. Бронирование тура через подбор (поиск) оптимальной цены, или подбор спецпредложения, или подбор отеля и т.д. С помощью этого варианта бронирования удобно выполнять подбор тура по совокупности критериев поиска, таких как название курорта, «звездность» отеля, сервис в отеле, питание, предполагаемый диапазон цен и т.д.
5. Бронирование круизов. Чтобы правильно подобрать и забронировать круиз, потенциальный покупатель должен получить большой объем информации - описание круизной компании, самого круизного судна, расписание его движения, цены на каюты, описание кают и мн. др.
6. Бронирование автобусных туров. У автобусных туров тоже есть специфика. Как правило, это туры со сложными маршрутами по многим городам и странам. В бронировании автобусных туров необходимо показать точный маршрут движения и реальную загрузку транспортного средства.
7. Бронирование объектов санаторно-курортного и восстановительного лечения. В таких системах главное - осуществить квалифицированный подбор санатория по медицинским показаниям и предпочтениям пациента. Для правильного подбора объекта санаторнокурортного и восстановительного лечения необходимо указать перечень заболеваний и некоторые специфические данные о пациенте (предположительное время лечения, место проживания, рекомендуемый климат и т.д.). Для выбора пациенту предоставляется большой объем медицинской информации о санаториях.
Сегодня программное обеспечение управления туристическим бизнесом дает возможность решать различные задачи. Турфирмам, серьезно работающим на рынке туруслуг, не удастся существенно увеличить свою производительность, игнорируя новейшее программное обеспечение управления туристической деятельностью. Условно их можно разделить на шесть разделов: работа с клиентами, ведение туров, поддержание справочников, ведение платежей, подготовка выходных документов, сервисные режимы.
Раздел «Туры» дает возможность самостоятельно создавать турпрограммы (транспорт, проживание, дополнительные услуги) для турфирм или заносить в базу данных готовые туристические продукты. Клиентская часть программы дает возможность организовать базу данных туристов, осуществлять прием заказов и расчет стоимости тура с учетом имеющихся скидок. Бухгалтерский раздел программы дает возможность автоматически формировать все виды отчетов и платежных документов (расходные и приходные кассовые ордера, счета-фактуры и др.). Программный пакет также обеспечивает надежную работу в локальной сети, совместимость и органичное использование с программами других разработчиков. Неотъемлемой частью любой компьютерной агентской программы является справочные базы данных.
Названные программные пакеты обеспечивают функциональные возможности, которые позволяют быстро и эффективно управлять турфирмой, реагируя на быстрые изменения спроса и предложений, и позволяет достичь наилучших результатов за более короткое время [3].
Без интернета невозможно представить деятельность турфирмы. Интернет применяется практически во всех основных бизнес-процессах внутри турфирмы, начиная от поиска и привлечения клиентов, в качестве коммуникационного и маркетингового инструмента, и заканчивая формированием турпродукта, предоставляет большое количество необходимой в работе турфирм информации - от адресов отелей и расписаний авиарейсов до визовых и таможенных правил, и предложений российских и зарубежных турпоставщиков, причем информации, неограниченной по объему, - от прайс-листов до целых каталогов. Информация в интернете доступна пользователям, агентствам или клиентам 24 часа в сутки и 7 дней в неделю [2].
Использование интернета в сфере туризма включает множество других направлений.
1. Получение доступа к использованию современных систем коммуникации, в том числе электронной почты, цифровой телефонной связи и т.д., что существенно снижает затраты туристских предприятий на ведение переговоров, деловой переписки и пр.
2. Возможность создания и успешного применения внутрикорпоративных систем бронирования своих туров через интернет. Турфирмы из базы данных туров, размещенных в интернете, выбирают одно из предложений, заносят свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения, требования и выполняет другие
функции. При этом агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т.п.
3. Получение различных справочных данных, в частности по странам, тарифам, ценам, прогноз погоды в различных точках мира и т.д. в режиме реального времени, что способствует формированию качественного турпродукта.
4. Получение доступа к глобальным системам бронирования и резервирования.
5. Возможность формирования новых маркетинговых каналов продвижения туристических услуг, в частности, создание собственных web-сайтов фирм, что позволит пользователям легко находить информацию об условиях отдыха, ценах, предоставляемых услугах, более детальную информацию об организации тура; страничек отзывов туристов, форумов (онлайновых конференций), виртуальных туристических офисов, электронной коммерции и др.
6. Внедрение онлайн-мультимедийных технологий, в частности, справочников и каталогов. Мультимедиа - это интерактивная технология, обеспечивающая работу с видеоизображением, анимацией, текстом и звуковым рядом. В настоящее время туристические справочники и каталоги размещаются в интернете. Электронные каталоги позволяют виртуально путешествовать по предлагаемым маршрутам, просмотреть эти маршруты в активном режиме, получить информацию о стране, объектах по трассе маршрута, гостиницах, кемпингах, мотелях и других средствах размещения, ознакомиться с системой льгот и скидок, а также с законодательством в сфере туризма. Кроме того, в этих каталогах обычно предлагается информация о правилах оформления туристических документов, туристических формальностях, моделях поведения туриста в экстремальных ситуациях и т.д. Клиент может сам спланировать программу тура, выбрать его по заданным оптимальным параметрам (цена, система льгот, система транспорта, сезон и др.). При использовании мультимедийных технологий потенциальному клиенту оперативно предоставляется информация о любом интересующем его туре и тем самым позволяет быстро и безошибочно выбрать подходящий турпродукт. Технологии мультимедиа эффективно применяются в области рекламы, PROMO и PR-технологий.
7. Быстрое развитие интернета имеет значение и в изменении отношений турфирм к рекламе. К примеру, некоторые турфирмы стали сокращать объемы публикуемой газетной рекламы, отдавая предпочтение размещению своей рекламы в интернете. Большие рекламные объявления в газетах теперь вытесняются маленькими с указанием адреса информационной страницы фирмы в интернете. Интернет позволяет проводить массовые рекламные кампании при минимальных расходах. Если размещать коммерческую
информацию в популярном электронном издании, она будет доступна людям всего мира в течение длительного времени. За небольшую плату в интернете можно опубликовать самые широкие сведения о фирме, ее товарах и услугах, условиях работы с клиентами и т.д.
Специфика туруслуг сегодня состоит в том, что они, как правило, не приобретают вещественной формы. В соответствии с этим следует сделать следующие выводы: услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Вследствие этого невозможно сравнение двух разных продавцов, предлагающих идентичные услуги, до их получения; нередко предоставление туруслуг требует специальных знаний и мастерства, которые покупателю трудно не только оценить, но порой и понять, поэтому часто покупатели туруслуг стремятся к работе с одним продавцом.
Особенности рынка туруслуг, специфические характеристики самих услуг и особенности восприятия их потребителями определяют специфику маркетинга в этой сфере. Главная его задача - помочь клиенту оценить предприятие и его услуги. Все туристические услуги, от транспортных до посреднических, составляют туристический продукт. Таким образом, туристический продукт представляет собой любую услугу, удовлетворяющую те или иные потребности туристов, готовых его оплачивать.
Наряду с общими показателями турпродукт имеет ряд отличительных особенностей: это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных
компонентов), определяемый сложной системой взаимоотношений между различными элементами; спрос на туруслуги крайне эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но в основном зависит и от социальных условий; клиент, как правило, не
может увидеть турпродукт до его потребления, а само по себе потребление в основном осуществляется непосредственно на месте производства туруслуги; клиент преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот, а также зависит от таких показателей, как пространство и время; предложение туристских
услуг отличается негибким производством, они могут потребляться только непосредственно на месте. Отель, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Туруслуги не могут приспособиться во времени к изменению спроса; туристский продукт создается усилиями многих фирм, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели; не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из
этих самых мелких деталей; оценка качества туруслуг отличается значительной субъективностью; существенное влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы); на качество туруслуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).
Эти специфические особенности турпродукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме и его информационную составляющую. Туристский маркетинг определяется как выявление наиболее полного удовлетворения запросов людей с точки зрения социальных и психологических факторов, а также определение путей наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел турфирмами, позволяющее учитывать выявленные и скрытые потребности в туруслугах.
Использование ИТ, в частности, интернета, дает возможность бизнесменам и маркетологам исследовать новые возможности рынка для своих туруслуг, выделять и изучать различные сегменты рынка (географический, демографический, профессиональный, организационный, поведенческий и т.п.). Отслеживание соответствующей информации может использоваться для прогнозирования дальнейшего развития покупательского спроса и выявления новых тенденций в поведении существующих и потенциальных клиентов.
Если компания в достаточной мере диверсифицирована, то с помощью интернета она сможет проникнуть в новые сферы бизнеса раньше других, вместо того чтобы пытаться вести конкурентную борьбу в рамках своей текущей деятельности.
Главная особенность рынка электронной коммерции состоит в его интерактивности. Производитель может в любой момент выяснить у пользователя мнение о потребляемом товаре или услуге, обработать полученные сведения и принять решение. Это позволяет производителю гибко менять собственную маркетинговую политику в зависимости от обстоятельств (например, колебания спроса).
Интернет открывает перед турфирмами не только возможность эффективно организовать обратную связь и оперативно изучить текущий спрос, но и гибко менять маркетинговые планы в зависимости от обстоятельств. Интернет в современных условиях стал независимым инструментом поиска свежей маркетинговой информации, значительно превосходящий обычные средства массовой информации. Кроме того, использование интернета значительно сокращает накладные расходы по продвижению товаров и услуг при уменьшении риска капиталовложения.
Интернет-маркетинг взаимодействует с комплексом дочерних отраслей, включающих не только баннерную рекламу и public relations, но и изучение спроса потребительской аудитории, освоение алгоритмов формирования высокой эффективности рекламных компаний, способов правильного позиционирования торговой марки на рынке, технологии электронной торговли. Это позволяет интернет-маркетингу стремительно эволюционировать и влиять на развитие турбизнеса [1].
Возрастающую роль в эффективном продвижении турпродукта на рынке туруслуг играют географические информационные системы (ГИС). ГИС определяют как автоматизированную информационную систему, предназначенную для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. Таким образом, ГИС представляется как организованный набор определенной сложности аппаратуры, программного обеспечения, специально создаваемых географических данных и персонала, образующих некий специальный комплекс, предназначенный для эффективного ввода, хранения, обновления, обработки, анализа и визуализации всех видов географически ориентированной информации. Все многообразие функций ГИС можно сгруппировать по категориям, среди которых наиболее значимы следующие: сбор и ввод данных; их коррекция и хранение; реструктурирование, обобщение, трансформация; запрос, анализ (расчет); представление результатов.
С помощью ГИС осуществляются следующие функции:
• создание универсальной основы (географической базы данных) для организации разнообразных сведений, требуемых в целях изучения ситуации, для проведения исследований или для управления в определенном регионе;
• инструмент отображения динамики или для прогноза функционирования сложных природно-антропогенных явлений и как справочно-информационная система;
• ГИС - важное средство в моделировании и/или для создания и пользования базами знаний и экспертными системами.
Структурно ГИС представляет собой сложно организованную систему, включающую следующие составляющие:
1) управление данными (в проекте важно определить общую организацию
системы, обеспечить нужное кадровое обеспечение, выбрать характер
администрирования);
2) сбор данных (определяющий момент — типы источников данных и форматы их обмена);
3) ввод и хранение данных (следует находить наиболее доступные способы
перевода всех данных в цифровую форму, выбрать рациональную структуру и модели пространственных данных, согласованные со всеми используемыми типами СУБД);
4) поиск и анализ данных (достаточно выполнять стандартные модельноаналитические операции);
5) пользование (создание пользовательского интерфейса);
6) вывод информации (математико-картографическое моделирование и
генерация карт в заданном виде).
Для работы в турбизнесе необходимо иметь информацию о природных условиях для организации специализированных видов туризма и рекреационной деятельности; историко-экскурсионном потенциале городов и административных районов; особенностях гостиничного хозяйства, транспортного обеспечения и иной инфраструктуры туризма; обеспеченности туристскими кадрами; возможностях, проблемах и условиях обеспечения основных и дополнительных услуг в сфере гостеприимства. Из приведенного перечня становится понятно, что даже минимально необходимый набор для создания оптимальной комбинации товаров для реализации туристам или в процессе обеспечения оптимальных форм целевого обслуживания и услуг в организации отдыха не будет успешно выполнен без ГИС-проектов.
В сфере туризма, рекреационной деятельности и индустрии гостеприимства целесообразна разработка ГИС-проектов для решения следующих задач:
1) инвентаризация природных и социально-экономических ресурсов и оценка степени их использования в туризме и рекреации;
2) мониторинг состояния окружающей человека среды (биотические компоненты) и выявление масштабов (причин) ее трансформации в результате рекреационной деятельности и туризма;
3) разработка стратегических программ и конкретных планов управления ресурсами, объектами, территориями в краткосрочной и длительной перспективе;
4) информационная поддержка региональных проектов устойчивого развития.
Преимущество ГИС проявляется через наглядное представление в понятных
образах сотен и тысяч цифр, десятков географических названий, удобном привлечении и работе с базовой топографической и социально-экономической информацией. С помощью ГИС можно внедрить функции географического анализа в процессе разработки перспективных туров и организации рекреационных зон с обслуживанием широкого спектра запросов — от расчета времени и предложения оптимальных сегментов
турпоездки до составления сезонного маршрутного листа и расписания согласованного заказа и пользования чартерными рейсами различных компаний и государств [1].
Использование ГИС позволяет делать рациональное обоснование выбора необходимых информационных технологий и грамотное их использование в работе любых турфирм позволяют существенно повысить их конкурентоспособность, снизить трудоемкость рутинных работ, ускорить процессы получения и предоставления информации, необходимой как при работе с партнерами и клиентами, так и при принятии управленческих решений.
Таким образом, использование интернета обеспечивает формирование единого информационного туристического пространства, при котором все игроки туристического рынка (туроператоры, турагентства, клиенты) имеют возможность оперативно, в реальном режиме времени поместить или отобрать нужную информацию, причем существенными факторами являются «понятность» и «правдивость» этой информации для всех, то есть вся информация должна восприниматься всеми одинаково. Информация должна отражать реальное положение вещей.
Благодаря информационным технологиям создается единое туристическое информационное пространство, что дает возможность самим клиентам формировать собственные туры без участия туристических фирм, значительно экономя свои финансовые ресурсы. На рис. 3 представлена кривая роста количества туристов из РФ, выехавших в страны дальнего зарубежья. На рис. 4 представлены данные о реализации туров на территории РФ. Сравнив графики, можно сделать вывод, что в последние годы количество туристов продолжает расти, а количество проданных туров снижается (данные Росстата).
8000000 7000000
еоооооо £000000 4000000 3000000 2000000
2001 2002 2003 2004 2005 200G 2007 2008 2009
Рис. 3. Количество туристов из РФ, выехавших в страны дальнего зарубежья
7000000 -|
6000000 —
5000000 ----
4000000 ----
3000000 ----
2000000 ----
1000000 ----
о------
2003
---Число реализованных туров гражданам России по РФ
---Число реализованных туров гравданам России по миру
----ОВщее количество реализованных туров гражданам России
Рис. 4. Количество проданных туров на территории РФ
Высокая степень развития и применения ИТ позволяет эффективно организовывать не только работу туристических организаций, но и проводить ее сертификацию.
Литература
1. Бочарников В.Н., Лаврушина Е.Г., Блиновская Я.Ю. Информационные технологии в туризме. М.: Флинта, 2008.
2. Морозов М.А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. М.: Академия, 2004.
3. Плотникова Н.И. Комплексная автоматизация туристского бизнеса // Информационные технологии в турфирме. М.: Советский спорт, 2001.
4. Сертификация: Ц^: http://talant-abc.narod.ru/blog-post-11 .^т (Дата обращения: 10.02.2010).
5. ТУТ туристские технологии: электрон. версия журн. 2005. № 3 Ц^:
http://www.astt.ru/magazine_2005.shtml (Дата обращения: 07.02.2010).