Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальной культуры студентов современного гуманитарного вуза средствами воспитывающего обучения'

Развитие интеллектуальной культуры студентов современного гуманитарного вуза средствами воспитывающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ ВУЗОВ / ВОСПИТЫВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / INTELLECTUAL CULTURE OF HUMANITARIAN COLLEGE STUDENTS / EDUCATIONAL TRAINING OF STUDENTS / INTELLECTUAL AND MORAL APPROACH TO THE COLLEGE EDUCATION / ORGANIZED INTELLECTUAL SOCIALIZATION OF STUDENTS / SOCIAL AND ETHIC CONCEPT OF INTELLECTUAL LABOUR ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Плотникова Е. Б.

В данной статье представлена модель развития у студентов гуманитарных вузов интеллектуальной культуры. Описание модели имеет теоретическую и практическую значимость, оно для настоящего времени актуально, специфично своей закрепленностью за направлением подготовки студентов как будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS OF MODERN HUMANITARIAN COLLEGE BY THE MEANS OF EDUCATIONAL TRAINING

This article represents a model of development of intellectual culture of humanitarian college students. Describing of the model has theoretical and practical significance. It is so current and specific at the present time because of it's following to the direction of training of students as the future specialists.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальной культуры студентов современного гуманитарного вуза средствами воспитывающего обучения»

 Первый срез Второй срез Итоговый срез

КГ 80,8 75,6 44,7

ЭГ-1 75,9 60,1 23,6

ЭГ-2 74 61,1 18,1

ЭГ-3 76 59,9 4

Средний уровень

Первый срез Второй срез Итоговый срез

КГ 19,2 23,2 41,1

ЭГ-1 20,7 31 51,6

ЭГ-2 25,9 32 51,7

ЭГ-3 24 30,9 64

Высокий уровень

Первый срез Второй срез Итоговый срез

КГ 0 1,2 14,2

ЭГ-1 3,4 8,9 24,8

ЭГ-2 0 6,9 30,2

ЭГ-3 0 9,2 32

В результате анализа данных по распределению учащихся контрольной и экспериментальных групп по уровням знаний и умений в области информатики и ИКТ, а также сформированности значимых качеств личности и ценностных ориентаций учащихся 11-х классов подтвердилось наше предположение о необходимости использования в процессе обучения информатике учебно-дидактического комплекса разработанной системы развивающего обучения.

Библиографический список

1. Беликов, В. А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях. - Магнитогорск, 2007.

2. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004.

3. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина. Из опыта работы ЭУК «Школа развития». - М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.

4. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 1965.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

УДК 378

Е.Б. Плотникова, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В данной статье представлена модель развития у студентов гуманитарных вузов интеллектуальной культуры. Описание модели имеет теоретическую и практическую значимость, оно для настоящего времени актуально, специфично своей закрепленностью за направлением подготовки студентов как будущих специалистов.

Ключевые слова: интеллектуальная культура студентов гуманитарных вузов, воспитывающее обучение студентов, интеллектуально-нравственный подход к обучению в вузе, организованная интеллектуальная социализация студентов, со-циально-этическая концепция организации интеллектуального труда.

Ситуация в профессиональном образовании России начала XXI века определяется задачами формирования у будущих специалистов опыта быстрого и разумного реагирования на изменения в жизни. Объем и сложность профессиональных функций, ролей человека при этом очевидно возрастает. Увеличивается необходимость в опыте квалифицированного решения задач повышенной сложности на основе науки и здравого смысла. К организаторам профессионального образования все это предъявляет ряд требований, в частности актуализирует проблему поиска и эффективной реализации средств повышения уровня интеллектуально-нравст-венного потенциала студентов, развития у студентов признаков интеллектуальной культуры.

Наш исследовательский опыт позволяет утверждать, что такими средствами являются воспитывающее обучение, интеллектуально-нравственный подход к организации обучения студентов в вузе. Применительно к студентам, обучающимся в гуманитарном вузе, это означает активное применение средств техник/технологий обучения моделированию систем социально-культурной рациональности, освоения и присвоения артефактов идеологии эстезиса.

Воспитывающее обучение и интеллектуально-нравственный подход к организации обучения студентов в современном вузе - атрибуты организованной социализации интеллектуального опыта студентов (интеллектуальной социализации). Сегодня на «выходе» из вуза это опыт кадров, готовых к композиции культуры в обществе, к эффективному решению профессиональных задач, осложненных факторами «необузданного» рынка - объективными и не всегда управляемыми факторами социально-экономического развития.

Считается, что в современном состоянии высшее образование России переживает этап перестройки и связанного с ней

кризиса внутриотраслевой культуры. Реализация в нем средств воспитывающего обучения и интеллектуально-нравственного подхода к организации высшего образования действительно осложнены. Среди наиболее заметных проблем:

1) интеграция российской образовательной системы в мировое культурное пространство, соперничество на этом фоне в культуре вузов идей глобализации и национальной дифференциации; 2) широкая доступность для студенческих кругов познавательной информации, имеющей как научный, так и псевдонаучный характер, часто увеличивающей степень интеллектуального анархизма будущих профессионалов, разрушения иммунитета к «вирусам» в их менталитете; 3) утверждение неклассического этапа развития науки и недостаточной разработанности в научных исследованиях способов синтезирования естественно-научной и гуманитарной методологий, готовности студентов эту (новую) методологию осваивать. Иначе говоря, это то, что провоцирует общую дегуманизацию высшего образования, взаимное отчуждение феноменов здоровья, интеллекта и культуры, часто развитие интеллектуального «паразитизма» студентов, во всяком случае, дезориентации в мире интеллектуальных ценностей и методов познания.

Осмысление высшего образования в этой связи должно находиться под контролем общественности, обладающей механизмами сохранения и укрепления национального менталитета, влияющей на механизмы обучения и воспитания студентов, на поддержку в образовательном учреждении интеллектуально-нравственной и здоровьесберегающей культурной среды. Однако для России эти вопросы сегодня остаются не урегулированы.

Тщательного анализа, например, требуют такие аспекты как: общий уровень интеллектуальной адекватности и качество профессиональных компетенций студентов; феномены

корректности и этос поведения участников образовательного взаимодействия в исследовательской, проектировочной и ху-дожественно-твор-ческой деятельности. Осмысления требуют также: рациональные и эмоциональные, организационноуправленческие детерминанты развития культурной сферы студентов, специфика воспитательных задач процесса обучения.

Науке еще предстоит обосновать принципы, формы и методы образования, воспитания и развития такого типа человека, который владел бы в совершенстве умениями, выдвигаемыми в качестве требования в складывающейся социальнокультурной ситуации. Практика же, отдельные идеи в данном направлении уже предлагает. Приведем пример таких «предложений» и связанных с ними научных обоснований на примере организации профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма.

Профессиональное (специалист) и профессионально профилированное (бакалавр, магистр) образование кадров сферы сервиса и туризма развивается в настоящем по пути совершенствования и обновления методологической базы. Исторически сложилось, что в исследованиях по данному направлению лидируют культурологический, социологический и экономический подходы, также широко применяются принципы и методы общей теории познания. При этом экономико-центристская направленность (XVIII - XIX вв.) в исследованиях сначала активно соперничала с социально-центристской (расцвет в XX в.), наконец, обрела понимание важности конвергентного движения (в XXI в.). Особую роль в исследованиях профессиональной и профессионально профилированной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма в настоящее время, таким образом, играет полидисциплинарный межнаучный подход. Такие понятия, как «услуга» или «сервис», «комплекс услуг» все чаще являются предметом исследования уже не на уровне философии, культурологии, филологии, социологии и др., а чаще в контексте научных отраслей этносервиса, геокультуры, сервис-менеджмента.

Теоретически обосновано, что труд в сфере сервиса и туризма во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Выделяется в нем наличие у субъекта культурной убежденности, творческой гибкости и мобильности. Однако, существует проблема управления культурным возрастом руководителей и служащих, чувствительностью к противоречиям жизни. Исследователи указывают на низкое количество и качество культурологических знаний работников, отсутствие в их жизненной позиции идеологической четкости и ясности, наличия мотива объективного, всестороннего и комплексного толкования реальности. В процедурах аттестации работников не фигурирует, например, понятие о культуроемкости профессиональных компетенций работников, не достаточно выражены признаки интеллектуальной культуры, например, маркетологов или менеджеров сервисного/туристского предприятия (это особенно актуально для работников предприятий социально-культурного сервиса и туризма).

Понятие культуроемкости того или иного вида труда, компетенций работников выведено нами по аналогии с понятиями трудоемкости и наукоемкости. Оно включает в себя количественный показатель культуросообразности трудовой деятельности, ценностной ее наполненности, достаточной выраженности у субъекта прикрепленности к той или иной культуре. Культуроемкость компетенций будущих кадров сферы сервиса и туризма классифицируется нами по трем признакам. Это: культуроемкость общих (жизненных) и частных (профессиональных) компетенций; культуроемкость интеллектуальных (логических и интуитивных) компетенций; культуроемкость творческих (этических и эстетических) компетенций.

Общая система компетенций кадров сервисного/туристского предприятия в целом состоит из организационно-управленческой, производственно-техничес-кой, научно-исследовательской разновидности. Когда реализацию таких компетенций оценивают так, что речь идет о преодолении интеллектуального «варварства», «разгильдяйства»,

«анархизма» и «паразитизма», когда компетенции характери-

зуются доказательным знанием, разумным скептицизмом, многомерностью понимания явления, колоритностью восприятия, цитатностью мышления, дисциплиной, корректностью и ответственностью интеллектуального поведения субъекта, закрепленностью идей за моделями конкретной культуры, то речь идет о культуроемкости компетенций и о признаках интеллектуальной культуры.

Используется в оценке культуроемкости компетенций кадров сферы сервиса и туризма математический язык. Он не только точно и конкретно характеризует показатели, но также отражает закономерную связь, зависимость высокого качества деятельности служащих от ряда факторов: правовой осведомленности; активности и инициативности; предпочтительности групповых и коллективных способов принятия решения; признания личной ответственности служащего за результаты как индивидуального, так и коллективного труда. Обозначение математических методов исследования культуроемкости компетенций служащих дается в понятии о культурометрии. Культурометрия - научная область, изучающая динамику, закономерности в культурных явлениях. Методы культуро-метрии включают в себя следующие методы статистических наблюдений [1]:

- приведения параллельных данных (основан на сопоставлении двух или нескольких рядов статических величин; позволяет установить наличие связи и получить представление о ее характере; часто с увеличением величины X величина У также возрастает; описывается уравнением прямой или уравнением параболы второго порядка, графически изображается с помощью поля корреляции, где в оси абсцисс откладывается значение факторного признака, а на оси ординат - результативного);

- корреляционный анализ (количественное определение тесноты связей меж- ду двумя или множеством признаков явления, выражается величиной коэффициента корреляции, что дает возможность определить полезность факторных признаков при построении уравнения множественной регрессии);

- хронометраж (разделение процесса на элементы, их исследование и получение обоснованных опытно-статистических норм обеспечивающей процесс деятельности; применяется для анализа приемов деятельности и определения длительности повторяющихся в деятельности элементов; называют методом нормирования деятельности);

-мониторинг (длительное наблюдение за поведением объекта исследования с указанием изменений на каждый определяемый заранее отрезок времени);

- сравнительных статистических группировок и классификаций (образование групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности; метод позволяет получить общее представление о различных сторонах изучаемого объекта, выявить закономерности изменения основных показателей в совокупности, установить взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений, определить влияние факторов на изменение результативного признака);

- смыкания рядов динамики (объединение в один ряд двух или нескольких рядов динамики, обозначается коэффициентом опережения/замедления) и др.

Культуроемкость компетенций служащих сервисного и туристского предприятия отражается в коэффициенте этической нагрузки деятельности служащих, превышающий коэффициент формально усвоенных приемов этой деятельности:

Q к. = Q этич.н. д. > Q усв.пр. д.

Культуроемкими в профессиональной и профессионально профилированной деятельности служащих сервисного и туристского предприятия следует считать действия, в процессе реализации которых возникает не просто социально-куль-турная ситуация, а ситуация, имеющая свойства рациональной.

Показатели социально-культурной рациональности:

1) общественная полезность результата работы служащих (п1);

2) объективность в выборе способов достижения цели

(п2);

3) идеологическая закрепленность идеи (п3);

4) корректность когнитивного поведения служащего -отсутствие когнитивной «зависти», когнитивной «трусости», когнитивной «безответственности», когнитивного «воровства» (п4).

Эти показатели характеризуются: 1) переменными величинами (п1, 2, 3...); 2) переменными отношениями (п1 - п2; п2

- п1; т.д.).

Рациональное - категория, которую с помощью математических (в значении расчетных, точных) методов можно измерить более точно, чем с помощью описательных методов. Рациональное знание - это понятийно-языковая точность суждения, определенность значений, смыслов. Это логическая обоснованность в суждениях, открытость критике, возможность использовать для достижения конкретных адаптивных целей.

В различных интерпретациях названных выше категорий через призму проблемы профессионального и профессионально профилированного образования кадров для сферы сервиса и туризма актуализируется вопрос о роли социальноэтической концепции трудовой деятельности. Как показывают происходящие в об-ществе события, творчество специалиста данной сферы способно принести обществу долговременное благополучие и безопасность, но также разрушения и страдания. Это говорит об актуальности вопроса профессиональной этики специалистов, осваиваемой уже на этапе «вхождения» в профессию.

Связанный с множеством умений быстрого и квалифицированного принятия решений, интеллектуальный труд служащего сервисного и туристского предприятия требует прочного знания и дисциплинированного выполнения требований профессиональной этики. Дисциплина служащему дает прочную этическую платформу, в решении сложных профессиональных задач позволяет управлять его качеством. Если профессиональная этика интеллектуалом усвоена, то иммунитет его мыслительной сферы в норме, тонус интеллекта высок, вредоносные факторы влияния на них нейтрализуются, а сам труд имеет высокие показатели культуроемкости, социальной эффективности, морального сознания субъекта.

А.А. Остапенко и А.А. Касатиков полагают, что для перехода с уровня на уровень морального сознания человеку необходимо создавать условия индивидуального развития, фиксировать «метки взросления», активизировать «функциональные органы души»: а) возникающие в результате работы над собой; б) обеспечивающие движение человека навстречу требованиям той или иной социальной группы [2, с. 358].

Определенным образом обозначились подобные «метки» в концепции Л. Кольберга о последовательности в этапах роста морального сознания человека (от доморального уровня через уровень конвенциальной морали к высшему уровню -автономной морали). В идеале - чем старше человек, тем многограннее его жизненная позиция, эгоизм сменяется альтруизмом и совестливым отношением к окружающему миру, достояния общества становятся его достоянием. И все это, безусловно, связано с развитием интеллекта. Однако, также известно, что только 10 % молодых людей достигают в этом наивысшего уровня [3, с. 153].

А.М. Кушнир расклассифицировал типы личностей с помощью трехмерной системы координат В.Ф.Моргуна (шкала ценностной направленности - эгоизм, альтруизм; шкала социальной продуктивности - производства, потребления;

Библиографический список

шкала уровня деятельности - самостоятельность, зависимость) [2, с. 68].

В нашем осмыслении процессов развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, формирования и измерения у них культуроемкости профессиональных компетенций данные типы берутся за основу. Сочетание показателей дает восемь типов личности, что вполне отражает и характеристики студентов как носителей интеллектуальной культуры (ИК): 1) зависимый в деятельности, преимущественно потребляющий эгоист - в построенной нами иерархии уровней развития ИК это уровень инкультурации;

2) зависимый в деятельности, продуктивный эгоист - уровень инкультурации; 3) самостоятельный в деятельности и эгоистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера;

4) самостоятельный в деятельности и продуктивный эгоист -уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 5) зависимый в деятельности, альтруистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 6) зависимый в деятельности, продуктивный альтруист - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 7) независимый в деятельности, альтруистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 8) независимый в деятельности, продуктивный альтруист - высший уровень ИК.

Повторяем: непреходящую роль в развитии у студентов современного вуза признаков интеллектуальной культуры (в том числе повышение культуроемкости профессиональных компетенций специалистов, задействованных в интеллектуальных - творческих - видах труда) играет воспитывающее обучение и интеллек-туально-нравственный подход.

Идея воспитания человека в процессе обучения клас-сична. Она принадлежит немецкому педагогу И. Гербарту (1776 - 1841 гг). В России идея развивалась в трудах и педагогическом опыте М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Ключевое ее понятие - дисциплинирова-ние. Интеллектуальное дисциплинирование - это формирование у индивида совокупности привычек корректного интеллектуального поведения. И. Гербарт считал, что основу воспитывающего обучения составляет нравственное воспитание личности. Интеллектуально-нравствен-ное воспитание - это своеобразная «подгонка» частных интеллектуальных достижений под насущные требования государства и общества.

Для такого воспитания у современных вузов есть все: «хорошие вузы, использующие разные формы обучения и оснащенные по последнему слову техники, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав; не хватает только одного - уважения к человеку, занимающемуся интеллектуальным трудом, культа образованности, учености, эрудированности» [4, с. 175].

Итак, цивилизация поставила человека перед выбором -либо облегчение существования с помощью техники, химии, транспорта, т.п., либо сохранение здоровья и жизни, чистоты и естественной активности природы. При этом интеллектуальная активность людей (служащих предприятий, обывателя) весьма заметно активизируется. Однако не всякий раз эта активность направлена на рационализацию жизни с учетом разумности и здравомыслия. Только интеллектуально-нравст-вен-ная основа, воспитывающее обучение молодежи способны, хотя и частично, но раз-решить противоречие.

1. Шамойлова, Р.А. Теория статистики / Р.А. Шамойлова, Н.А. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова. - М., 2007.

2. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А.А. Остапенко, А.А. Касатиков. - М., 2005.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2002.

4. Пархоменко, Т. Интеллектуальная элита страны и народное образование // Высшее образование в России. - 2008. - № 5.

Статья поступила в редакцию 20.03.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.