Первый срез Второй срез Итоговый срез
КГ 80,8 75,6 44,7
ЭГ-1 75,9 60,1 23,6
ЭГ-2 74 61,1 18,1
ЭГ-3 76 59,9 4
Средний уровень
Первый срез Второй срез Итоговый срез
КГ 19,2 23,2 41,1
ЭГ-1 20,7 31 51,6
ЭГ-2 25,9 32 51,7
ЭГ-3 24 30,9 64
Высокий уровень
Первый срез Второй срез Итоговый срез
КГ 0 1,2 14,2
ЭГ-1 3,4 8,9 24,8
ЭГ-2 0 6,9 30,2
ЭГ-3 0 9,2 32
В результате анализа данных по распределению учащихся контрольной и экспериментальных групп по уровням знаний и умений в области информатики и ИКТ, а также сформированности значимых качеств личности и ценностных ориентаций учащихся 11-х классов подтвердилось наше предположение о необходимости использования в процессе обучения информатике учебно-дидактического комплекса разработанной системы развивающего обучения.
Библиографический список
1. Беликов, В. А. Организация педагогического эксперимента в образовательных учреждениях. - Магнитогорск, 2007.
2. Беликов, В. А. Философия образования личности: деятельностный аспект. - М.: Владос, 2004.
3. Воронцов, А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина. Из опыта работы ЭУК «Школа развития». - М.: ЦПРО «Развитие личности», 1998.
4. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. - М.: Педагогика, 1965.
Статья поступила в редакцию 20.03.10
УДК 378
Е.Б. Плотникова, доц. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье представлена модель развития у студентов гуманитарных вузов интеллектуальной культуры. Описание модели имеет теоретическую и практическую значимость, оно для настоящего времени актуально, специфично своей закрепленностью за направлением подготовки студентов как будущих специалистов.
Ключевые слова: интеллектуальная культура студентов гуманитарных вузов, воспитывающее обучение студентов, интеллектуально-нравственный подход к обучению в вузе, организованная интеллектуальная социализация студентов, со-циально-этическая концепция организации интеллектуального труда.
Ситуация в профессиональном образовании России начала XXI века определяется задачами формирования у будущих специалистов опыта быстрого и разумного реагирования на изменения в жизни. Объем и сложность профессиональных функций, ролей человека при этом очевидно возрастает. Увеличивается необходимость в опыте квалифицированного решения задач повышенной сложности на основе науки и здравого смысла. К организаторам профессионального образования все это предъявляет ряд требований, в частности актуализирует проблему поиска и эффективной реализации средств повышения уровня интеллектуально-нравст-венного потенциала студентов, развития у студентов признаков интеллектуальной культуры.
Наш исследовательский опыт позволяет утверждать, что такими средствами являются воспитывающее обучение, интеллектуально-нравственный подход к организации обучения студентов в вузе. Применительно к студентам, обучающимся в гуманитарном вузе, это означает активное применение средств техник/технологий обучения моделированию систем социально-культурной рациональности, освоения и присвоения артефактов идеологии эстезиса.
Воспитывающее обучение и интеллектуально-нравственный подход к организации обучения студентов в современном вузе - атрибуты организованной социализации интеллектуального опыта студентов (интеллектуальной социализации). Сегодня на «выходе» из вуза это опыт кадров, готовых к композиции культуры в обществе, к эффективному решению профессиональных задач, осложненных факторами «необузданного» рынка - объективными и не всегда управляемыми факторами социально-экономического развития.
Считается, что в современном состоянии высшее образование России переживает этап перестройки и связанного с ней
кризиса внутриотраслевой культуры. Реализация в нем средств воспитывающего обучения и интеллектуально-нравственного подхода к организации высшего образования действительно осложнены. Среди наиболее заметных проблем:
1) интеграция российской образовательной системы в мировое культурное пространство, соперничество на этом фоне в культуре вузов идей глобализации и национальной дифференциации; 2) широкая доступность для студенческих кругов познавательной информации, имеющей как научный, так и псевдонаучный характер, часто увеличивающей степень интеллектуального анархизма будущих профессионалов, разрушения иммунитета к «вирусам» в их менталитете; 3) утверждение неклассического этапа развития науки и недостаточной разработанности в научных исследованиях способов синтезирования естественно-научной и гуманитарной методологий, готовности студентов эту (новую) методологию осваивать. Иначе говоря, это то, что провоцирует общую дегуманизацию высшего образования, взаимное отчуждение феноменов здоровья, интеллекта и культуры, часто развитие интеллектуального «паразитизма» студентов, во всяком случае, дезориентации в мире интеллектуальных ценностей и методов познания.
Осмысление высшего образования в этой связи должно находиться под контролем общественности, обладающей механизмами сохранения и укрепления национального менталитета, влияющей на механизмы обучения и воспитания студентов, на поддержку в образовательном учреждении интеллектуально-нравственной и здоровьесберегающей культурной среды. Однако для России эти вопросы сегодня остаются не урегулированы.
Тщательного анализа, например, требуют такие аспекты как: общий уровень интеллектуальной адекватности и качество профессиональных компетенций студентов; феномены
корректности и этос поведения участников образовательного взаимодействия в исследовательской, проектировочной и ху-дожественно-твор-ческой деятельности. Осмысления требуют также: рациональные и эмоциональные, организационноуправленческие детерминанты развития культурной сферы студентов, специфика воспитательных задач процесса обучения.
Науке еще предстоит обосновать принципы, формы и методы образования, воспитания и развития такого типа человека, который владел бы в совершенстве умениями, выдвигаемыми в качестве требования в складывающейся социальнокультурной ситуации. Практика же, отдельные идеи в данном направлении уже предлагает. Приведем пример таких «предложений» и связанных с ними научных обоснований на примере организации профессиональной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма.
Профессиональное (специалист) и профессионально профилированное (бакалавр, магистр) образование кадров сферы сервиса и туризма развивается в настоящем по пути совершенствования и обновления методологической базы. Исторически сложилось, что в исследованиях по данному направлению лидируют культурологический, социологический и экономический подходы, также широко применяются принципы и методы общей теории познания. При этом экономико-центристская направленность (XVIII - XIX вв.) в исследованиях сначала активно соперничала с социально-центристской (расцвет в XX в.), наконец, обрела понимание важности конвергентного движения (в XXI в.). Особую роль в исследованиях профессиональной и профессионально профилированной подготовки кадров для сферы сервиса и туризма в настоящее время, таким образом, играет полидисциплинарный межнаучный подход. Такие понятия, как «услуга» или «сервис», «комплекс услуг» все чаще являются предметом исследования уже не на уровне философии, культурологии, филологии, социологии и др., а чаще в контексте научных отраслей этносервиса, геокультуры, сервис-менеджмента.
Теоретически обосновано, что труд в сфере сервиса и туризма во многом отличается от труда в промышленном или сельскохозяйственном производстве. Выделяется в нем наличие у субъекта культурной убежденности, творческой гибкости и мобильности. Однако, существует проблема управления культурным возрастом руководителей и служащих, чувствительностью к противоречиям жизни. Исследователи указывают на низкое количество и качество культурологических знаний работников, отсутствие в их жизненной позиции идеологической четкости и ясности, наличия мотива объективного, всестороннего и комплексного толкования реальности. В процедурах аттестации работников не фигурирует, например, понятие о культуроемкости профессиональных компетенций работников, не достаточно выражены признаки интеллектуальной культуры, например, маркетологов или менеджеров сервисного/туристского предприятия (это особенно актуально для работников предприятий социально-культурного сервиса и туризма).
Понятие культуроемкости того или иного вида труда, компетенций работников выведено нами по аналогии с понятиями трудоемкости и наукоемкости. Оно включает в себя количественный показатель культуросообразности трудовой деятельности, ценностной ее наполненности, достаточной выраженности у субъекта прикрепленности к той или иной культуре. Культуроемкость компетенций будущих кадров сферы сервиса и туризма классифицируется нами по трем признакам. Это: культуроемкость общих (жизненных) и частных (профессиональных) компетенций; культуроемкость интеллектуальных (логических и интуитивных) компетенций; культуроемкость творческих (этических и эстетических) компетенций.
Общая система компетенций кадров сервисного/туристского предприятия в целом состоит из организационно-управленческой, производственно-техничес-кой, научно-исследовательской разновидности. Когда реализацию таких компетенций оценивают так, что речь идет о преодолении интеллектуального «варварства», «разгильдяйства»,
«анархизма» и «паразитизма», когда компетенции характери-
зуются доказательным знанием, разумным скептицизмом, многомерностью понимания явления, колоритностью восприятия, цитатностью мышления, дисциплиной, корректностью и ответственностью интеллектуального поведения субъекта, закрепленностью идей за моделями конкретной культуры, то речь идет о культуроемкости компетенций и о признаках интеллектуальной культуры.
Используется в оценке культуроемкости компетенций кадров сферы сервиса и туризма математический язык. Он не только точно и конкретно характеризует показатели, но также отражает закономерную связь, зависимость высокого качества деятельности служащих от ряда факторов: правовой осведомленности; активности и инициативности; предпочтительности групповых и коллективных способов принятия решения; признания личной ответственности служащего за результаты как индивидуального, так и коллективного труда. Обозначение математических методов исследования культуроемкости компетенций служащих дается в понятии о культурометрии. Культурометрия - научная область, изучающая динамику, закономерности в культурных явлениях. Методы культуро-метрии включают в себя следующие методы статистических наблюдений [1]:
- приведения параллельных данных (основан на сопоставлении двух или нескольких рядов статических величин; позволяет установить наличие связи и получить представление о ее характере; часто с увеличением величины X величина У также возрастает; описывается уравнением прямой или уравнением параболы второго порядка, графически изображается с помощью поля корреляции, где в оси абсцисс откладывается значение факторного признака, а на оси ординат - результативного);
- корреляционный анализ (количественное определение тесноты связей меж- ду двумя или множеством признаков явления, выражается величиной коэффициента корреляции, что дает возможность определить полезность факторных признаков при построении уравнения множественной регрессии);
- хронометраж (разделение процесса на элементы, их исследование и получение обоснованных опытно-статистических норм обеспечивающей процесс деятельности; применяется для анализа приемов деятельности и определения длительности повторяющихся в деятельности элементов; называют методом нормирования деятельности);
-мониторинг (длительное наблюдение за поведением объекта исследования с указанием изменений на каждый определяемый заранее отрезок времени);
- сравнительных статистических группировок и классификаций (образование групп на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности; метод позволяет получить общее представление о различных сторонах изучаемого объекта, выявить закономерности изменения основных показателей в совокупности, установить взаимосвязи и взаимозависимости различных явлений, определить влияние факторов на изменение результативного признака);
- смыкания рядов динамики (объединение в один ряд двух или нескольких рядов динамики, обозначается коэффициентом опережения/замедления) и др.
Культуроемкость компетенций служащих сервисного и туристского предприятия отражается в коэффициенте этической нагрузки деятельности служащих, превышающий коэффициент формально усвоенных приемов этой деятельности:
Q к. = Q этич.н. д. > Q усв.пр. д.
Культуроемкими в профессиональной и профессионально профилированной деятельности служащих сервисного и туристского предприятия следует считать действия, в процессе реализации которых возникает не просто социально-куль-турная ситуация, а ситуация, имеющая свойства рациональной.
Показатели социально-культурной рациональности:
1) общественная полезность результата работы служащих (п1);
2) объективность в выборе способов достижения цели
(п2);
3) идеологическая закрепленность идеи (п3);
4) корректность когнитивного поведения служащего -отсутствие когнитивной «зависти», когнитивной «трусости», когнитивной «безответственности», когнитивного «воровства» (п4).
Эти показатели характеризуются: 1) переменными величинами (п1, 2, 3...); 2) переменными отношениями (п1 - п2; п2
- п1; т.д.).
Рациональное - категория, которую с помощью математических (в значении расчетных, точных) методов можно измерить более точно, чем с помощью описательных методов. Рациональное знание - это понятийно-языковая точность суждения, определенность значений, смыслов. Это логическая обоснованность в суждениях, открытость критике, возможность использовать для достижения конкретных адаптивных целей.
В различных интерпретациях названных выше категорий через призму проблемы профессионального и профессионально профилированного образования кадров для сферы сервиса и туризма актуализируется вопрос о роли социальноэтической концепции трудовой деятельности. Как показывают происходящие в об-ществе события, творчество специалиста данной сферы способно принести обществу долговременное благополучие и безопасность, но также разрушения и страдания. Это говорит об актуальности вопроса профессиональной этики специалистов, осваиваемой уже на этапе «вхождения» в профессию.
Связанный с множеством умений быстрого и квалифицированного принятия решений, интеллектуальный труд служащего сервисного и туристского предприятия требует прочного знания и дисциплинированного выполнения требований профессиональной этики. Дисциплина служащему дает прочную этическую платформу, в решении сложных профессиональных задач позволяет управлять его качеством. Если профессиональная этика интеллектуалом усвоена, то иммунитет его мыслительной сферы в норме, тонус интеллекта высок, вредоносные факторы влияния на них нейтрализуются, а сам труд имеет высокие показатели культуроемкости, социальной эффективности, морального сознания субъекта.
А.А. Остапенко и А.А. Касатиков полагают, что для перехода с уровня на уровень морального сознания человеку необходимо создавать условия индивидуального развития, фиксировать «метки взросления», активизировать «функциональные органы души»: а) возникающие в результате работы над собой; б) обеспечивающие движение человека навстречу требованиям той или иной социальной группы [2, с. 358].
Определенным образом обозначились подобные «метки» в концепции Л. Кольберга о последовательности в этапах роста морального сознания человека (от доморального уровня через уровень конвенциальной морали к высшему уровню -автономной морали). В идеале - чем старше человек, тем многограннее его жизненная позиция, эгоизм сменяется альтруизмом и совестливым отношением к окружающему миру, достояния общества становятся его достоянием. И все это, безусловно, связано с развитием интеллекта. Однако, также известно, что только 10 % молодых людей достигают в этом наивысшего уровня [3, с. 153].
А.М. Кушнир расклассифицировал типы личностей с помощью трехмерной системы координат В.Ф.Моргуна (шкала ценностной направленности - эгоизм, альтруизм; шкала социальной продуктивности - производства, потребления;
Библиографический список
шкала уровня деятельности - самостоятельность, зависимость) [2, с. 68].
В нашем осмыслении процессов развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, формирования и измерения у них культуроемкости профессиональных компетенций данные типы берутся за основу. Сочетание показателей дает восемь типов личности, что вполне отражает и характеристики студентов как носителей интеллектуальной культуры (ИК): 1) зависимый в деятельности, преимущественно потребляющий эгоист - в построенной нами иерархии уровней развития ИК это уровень инкультурации;
2) зависимый в деятельности, продуктивный эгоист - уровень инкультурации; 3) самостоятельный в деятельности и эгоистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера;
4) самостоятельный в деятельности и продуктивный эгоист -уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 5) зависимый в деятельности, альтруистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 6) зависимый в деятельности, продуктивный альтруист - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 7) независимый в деятельности, альтруистичный потребитель - уровень развития признаков ИК и обогащения интеллектуальных черт характера; 8) независимый в деятельности, продуктивный альтруист - высший уровень ИК.
Повторяем: непреходящую роль в развитии у студентов современного вуза признаков интеллектуальной культуры (в том числе повышение культуроемкости профессиональных компетенций специалистов, задействованных в интеллектуальных - творческих - видах труда) играет воспитывающее обучение и интеллек-туально-нравственный подход.
Идея воспитания человека в процессе обучения клас-сична. Она принадлежит немецкому педагогу И. Гербарту (1776 - 1841 гг). В России идея развивалась в трудах и педагогическом опыте М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Ключевое ее понятие - дисциплинирова-ние. Интеллектуальное дисциплинирование - это формирование у индивида совокупности привычек корректного интеллектуального поведения. И. Гербарт считал, что основу воспитывающего обучения составляет нравственное воспитание личности. Интеллектуально-нравствен-ное воспитание - это своеобразная «подгонка» частных интеллектуальных достижений под насущные требования государства и общества.
Для такого воспитания у современных вузов есть все: «хорошие вузы, использующие разные формы обучения и оснащенные по последнему слову техники, высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав; не хватает только одного - уважения к человеку, занимающемуся интеллектуальным трудом, культа образованности, учености, эрудированности» [4, с. 175].
Итак, цивилизация поставила человека перед выбором -либо облегчение существования с помощью техники, химии, транспорта, т.п., либо сохранение здоровья и жизни, чистоты и естественной активности природы. При этом интеллектуальная активность людей (служащих предприятий, обывателя) весьма заметно активизируется. Однако не всякий раз эта активность направлена на рационализацию жизни с учетом разумности и здравомыслия. Только интеллектуально-нравст-вен-ная основа, воспитывающее обучение молодежи способны, хотя и частично, но раз-решить противоречие.
1. Шамойлова, Р.А. Теория статистики / Р.А. Шамойлова, Н.А. Минашкин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова. - М., 2007.
2. Остапенко, А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии / А.А. Остапенко, А.А. Касатиков. - М., 2005.
3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: учеб. пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М., 2002.
4. Пархоменко, Т. Интеллектуальная элита страны и народное образование // Высшее образование в России. - 2008. - № 5.
Статья поступила в редакцию 20.03.10