УДК 378.016:796 ББК 4481.2+4489.53
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИНДУСТРИИ В СПОРТИВНОМ ВУЗЕ
ЕМ. Юмашева, Н.А. Радионова
Уральский государственный университет физической культуры
VOCATIONAL TRAINING EXPERTS FOR TOURISM INDUSTRY ORGANIZATION AT PHYSICAL EDUCATION UNIVERSITY
E. Yumasheva, N. Radionova Ural State University of Physical Education
Рассматриваются вопросы организации многоуровневой подготовки будущих специалистов туриндустрии в спортивном вузе, основанной на принципах модульности профессиональной подготовки с повышающими уровнями. Обосновы-вается, что реализация модели позволяет организовать процесс непрерывного профессионального образования в рамках университетского комплекса «колледж-вуз» за счёт оказания услуг начального, среднего, высшего и послевузовского образования с выдачей документов государственного и установленного образца.
Ключевые слова: профессиональное образование, многоуровневое образование, образовательный модуль, профессиональная подготовка специалистов туриндустрии.
The issues of multilevel training future experts for tourism industry at physical education university are reviewed. The training is based on vocational training modularity principles with step up levels. The realization of the model lets organize vocational lifelong education in the network of university complex “college-university” at the expense of rendering elementary, high, higher and postgraduate education services with issuing documents of state and determined pattern.
Keywords: vocational education, multilevel education, education module, vocational training experts for tourism industry.
Вступление современного общества в постиндустриальную стадию повлекло за собой ускоренный темп развития сферы услуг. Интенсивное развитие туризма в различных регионах России способствовало значительному увеличению роли туристских услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей индивидуума, рациональном использовании свободного времени, самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности государства. Личный контакт производителя и потребителя туристских услуг определяет ведущую роль компетентности и профессионального мастерства работников туриндустрии конкретного процесса оказания туристских и социокультурных услуг. Социально-экономическое значение и специфика сферы туристского сервиса закономерно требуют соответствующего подхода к решению задач подготовки квали-
фицированных специалистов всех уровней и профессий начального, среднего, высшего, послевузовского, а также дополнительного профессионального образования для туристской сферы, учитывая при этом современные тенденции развития системы образования в целом и в области туриндустрии в частности.
Растет количество образовательных учреждений, осуществляющих образовательные услуги туристского профиля. Однако наблюдается процесс значительного роста сегмента высшего образования, неспособного наполнить нишу разных уровней, профилей и квалификаций на рынке туристского труда. Практика показывает, что в современных условиях туриндустрия нуждается в специалистах различного уровня профессиональной подготовки, способных обеспечить высокотехнологичное производство предприятий туриндустрии и массовое обслуживание тури-
стов, готовых к анализу современной ситуации на рынке туристских услуг и разработке на этой основе новых концепций туристского развития, идей и внедрения новых технологий производства и реализации туристских услуг. Таким образом, появилась потребность в модернизации системы образования в области туризма, ведущей к достаточно существенному качественному изменению содержания образования.
После подписания Болонской декларации в системе туристского образования появились новые предпосылки формирования многоуровневой структуры профессиональной подготовки [1].
Различные аспекты проблемы формирования содержания профессионального образования в условиях многоуровневой подготовки специалистов содержатся в исследованиях В.П. Симонова (организация и управление) [16], Б.С. Гершунского (философия образования) [2, 3], В.А. Горского (дополнительное образование и профессиональная переподготовка кадров в сфере туризма) [4, 5], И.А. Зимней (компетентностный подход) [9],
В.А. Кальней (теория и методика туристского образования) [10], Т.Н. Третьяковой (формирование профессиональной направленности личности) [17, 18], Л.К. Комаровой (управление туристским образованием) [11], М.А. Морозова, Н.С. Морозовой (вопросы организации и управления турбизнесом) [13, 14], H.A. Гулиева (формирование профессиональной компетентности менеджера регионального туризма) [6, 7] и других.
Однако вопросы организационнометодологического проектирования многоуровневой системы профессиональнопрактической подготовки специалистов туриндустрии ещё остаются недостаточно исследованными, отсутствует обоснование моделей реализации многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов, удовлетворяющих потребности в кадрах туриндустрии различного уровня, не обоснованы педагогические условия, формы, методы их реализации, содержательного наполнения соответствующих образовательных программ.
Обобщив вопросы, касающиеся многоуровневой профессиональной подготовки, мы пришли к выводу о том, что проблема организации многоуровневой подготовки специалистов туриндустрии в спортивном вузе изучена недостаточно многогранно: отсутствуют исследования, посвященные разработке модели
многоуровневой подготовки специалистов туриндустрии в условиях университетского образования, не определены межпредметные связи и связи между образовательными уровнями, не выявлены средства и не обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие целенаправленный образовательный процесс, представляющий сложную организационно-педагогическую систему, ориентированную на рынок труда и социально-экономическое пространство региона.
Вышеизложенное позволяет выделить ряд противоречий:
• социально-педагогического характера: между возросшей потребностью общества в туристских услугах, оказываемых высококвалифицированными специалистами на разных уровнях профессионально-практической подготовки, и не полностью реализованными потенциальными возможностями образовательных учреждений в подготовке таких кадров;
• научно-педагогического характера: между имеющимися исследованиями, посвященными вопросам профессиональной подготовки специалистов туриндустрии, и недостаточным теоретическим обоснованием модели организации многоуровневой подготовки специалистов туриндустрии в спортивном вузе;
• научно-методического характера: между имеющимся учебно-методическим обеспечением процесса профессиональной подготовки специалистов туриндустрии и недостаточной методологической разработанностью содержательных, организационно-педагоги-ческих и процессуально-действенных средств многоуровневой подготовки работников туриндустрии, адаптированных к проблемам туристских регионов.
Существующие противоречия определили проблему исследования, которая заключается в разработке и научном обосновании модели многоуровневой подготовки специалистов туриндустрии в спортивном вузе.
В исследовании мы рассматриваем систему многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туриндустрии как логическое соединение нескольких модулей с повышающимся уровнем квалификации. Каждый модуль представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, нацеленных на решение конкретной задачи в общей системе профессиональной подготовки работников туриндустрии. Содержание модулей соответствует
Теория и методика профессионального образования
определенному уровню профессионального образования и предусматривает реализацию образовательных программ, обеспечивающих разную степень профессиональной компетентности выпускника вуза [8].
Гибкость и вариативность многоуровневой системы образования позволяют прервать и продолжить образование на любом уровне и в программах подготовки.
Структурная и институциональная перестройка профессионального образования проявляется в реализации различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, что делает систему туристского образования открытой.
Предлагаемая модель многоуровневой профессиональной подготовки специалистов туриндустрии, формируемая в рамках вуза, включает модули начального, среднего и высшего профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. На наш взгляд, такая интеграция способна обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы профессионального образования к изменениям рынка труда.
Построение целостной многоуровневой образовательной системы с модульной структурой предусматривает переход от разработки на каждом уровне обоснованных, единичных профессиональных образовательных программ к формированию единой, взаимосвязанной системы профессиональных программ. Требования к организации и технологии образовательного процесса, реализуемого в рамках одного модуля, складываются из требований, предъявляемых государством к знаниям и умениям обучающихся на данном уровне профессионального образования, и требований, предъявляемых на следующем уровне к начинающим обучение. Органичное сочетание этих двух аспектов создает предпосылки непрерывности профессионального образования. Но для реализации условий непрерывной профессиональной подготовки специалистов в рамках одного вуза механическое соединение модулей различного уровня и направленности не является достаточным основанием непрерывности. При разработке каждого модуля мы ставим задачу обеспечения преемственности различных этапов профессиональной подготовки.
Преемственность модулей проявляется в нескольких направлениях:
1) преемственность в становлении лич-ности (проявляется в динамике личности,
предполагающей изменение ее качеств в процессе усвоения социального опыта и развития);
2) преемственность в содержании обучения (предполагает разработку, рациональный отбор и совершенствование учебно-програм-мной документации и дидактических материалов);
3) преемственность в методах, формах и средствах обучения (преемственность в методах обучения предусматривает сохранение отдельных методов и дидактических приемов, выдержавших проверку и имеющих положительные результаты на предшествующих этапах обучения; преемственность в формах и средствах обучения предусматривает их совершенствование на каждом последующем этапе обучения с целью решения более сложных практических задач).
Все эти составляющие преемственности модулей действуют одновременно, взаимо-обусловливая и взаимодополняя друг друга. Происходит интеграция методов, организационных форм и средств обучения, используемых в разных модулях. Преемственная связь между отдельными модулями и их интеграция в единое целое достигаются посредством надлежаще построенного образовательного процесса [12].
В нашем исследовании под системой многоуровневой подготовки специалистов туриндустрии мы понимаем совокупность взаимодействующих:
• процессов, предполагающих завершенность профессиональной подготовки на каждом уровне, подтверждаемой дипломами о среднеспециальном образовании, свидетельствами о начальном профессиональном образовании и о неполном высшем, дипломами бакалавра, специалиста и магистра;
• преемственных программ различных уровней (от среднеспециального образования до магистратуры);
• сети образовательных учреждений (колледж, вуз), в которых реализуются указанные программы.
В соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» совершенствование образования возможно за счет введения новых уровней профессиональной подготовки в вузах России (помимо дипломированных специалистов, вводится подготовка бакалавров и магистров). Такая модернизация предусматривает подго-
товку достаточно компетентных кадров, владеющих теоретическими знаниями, а также и практическими навыками, получаемыми обучающимися на основе моделей контекстного обучения на основе квазипрофессионального подхода к организации учебного процесса, а также в период практик.
Одним из основных направлений решения этой задачи в развитии образовательной политики является разработка критериев комплексного подхода к введению и реализации направления непрерывной подготовки кадров для предприятий туриндустрии.
В основе реализации образовательных программ предусматривается не «классическое» научное направление бакалавров и магистров, а подготовка квалифицированных туристских кадров, обладающих определенными компетентностями, необходимыми для выполнения должностных обязанностей, соответствующих полученному образованию квалификационного уровня.
Концепция модернизации высшего образования основывается на подготовке бакалавров как выпускников первого уровня высшего профессионального образования, способных выполнять должностные обязанности соответствующего квалификационного уровня. Но при этом не исключается возможность научно-исследовательской деятельности студентов. Бакалавр, завершивший освоение основной образовательной программы подготовки бакалавра, успешно сдавший итоговую государственную аттестацию и получивший документ, подтверждающий уровень полученного образования, может продолжить обучение по освоению в сокращенные сроки основных образовательных программ дипломированных специалистов или магистров.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» основные образовательные программы подготовки выпускников могут реализовываться непрерывно и по ступеням [15].
Непрерывно реализуется основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки выпускника, подтверждаемая присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, квалификации:
• «бакалавр» (срок обучения при очной форме составляет 4 года);
• «дипломированный специалист» (срок обучения при очной форме составляет 5 лет).
По ступеням (уровням) реализуется ос-
новная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки выпускника, подтверждаемая присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, квалификации:
• «дипломированный специалист» на базе освоенной основной образовательной программы подготовки «бакалавра» (срок обучения при очной форме составляет 5 лет (4 года + 1 год);
• «магистр» на базе освоенной основной образовательной программы подготовки «бакалавра» (срок обучения при очной форме составляет 6 лет (4 года + 2 года)).
Послевузовское образование представлено научными специальностями, обучением в аспирантуре (срок обучения составляет 3 года) [12].
В целях повышения квалификации руководящих работников и специалистов по профилю профессиональной деятельности предусматриваются программы дополнительного профессионального образования, срок освоения которых может интегрироваться на основе целей и задач, определенных слушателем или работодателем. Программы дополнительного профессионального образования осваиваются в следующие сроки:
• «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю профессиональной деятельности» в объеме от 36 до 72 часов;
• «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов по профилю профессиональной деятельности» в объеме от 72 до 500 часов;
• «Профессиональная переподготовка кадров» в объеме свыше 500 часов.
На основе квалификационных требований, предъявляемых работодателями к специалистам туриндустрии на разных уровнях профессиональной деятельности, мы разработали систему организации практической подготовки, учитывающую формирование практических навыков и умений: официант, горничная, инструктор по туризму, функциональный менеджер, менеджер направлений.
Изучив образовательное пространство и возможности туристского региона, а также специфику спортивного вуза, каковым является Уральский государственный университет физической культуры, мы разработали модель многоуровневой профессиональной подготовки кадров для предприятий туриндустрии региона (рис. 1).
Свидетельство о нач. проф. образовании установл.образца
Свидетельство о неполном высшем образовании
—► —► —► —►
I курс II курс III курс IV курс V курс
СПО (Туризм) 1 год 10 мес —► 1 курс ► II курс » III курс 1 Бакалавр IV курс 4 года 2 года ► Магистр 6 лет 4 года +2 года
> Г ' г ч Г г і г Г
Диплом о среднем проф. обра-
Свидетельство о нач. проф. образовании установл.образца
Свидетельство о неполном высшем образовании
Диплом
бакалавра
Диплом
магистра
о? К &
аз 3
СЗ со сх
о ю
3 о
о. о
ю и
о о
о и а я
о о
я С?
да оэ
Ч О
ей 35
Ш сЗ
О Н
к О
о о
о "о
-в- о и о
о. X
р X
о и о со
о н
д о
.0 &
и КС
н ¡^1
5 о
Ж о
е; и
О С о <и к
ж
2 о
Он
<и
2 сЗ со о
О. Ь
и. о
О о
а. е*
С
Ф
О
тз
20
ф
4 о 1э * ш □ тз о
-8-
ф
о
о
5
0 X 0)
1 г
X
о
“I
о
о
о\
тз
ш
и
о
ш
0)
X
5
їй
Рис. 1. Модель многоуровневой профессиональной подготовки кадров для предприятий туриндустрии
Предложенная модель многоуровневой профессиональной подготовки будущих работников туриндустрии отличается тем, что переход к двухуровневой (или многоступенчатой) структуре высшего образования является существенным фактором формирования единого образовательного пространства с разным уровнем сформированное™ практических навыков и умений. При этом мы ставим задачи не поверхностной трансформации традиционных монопрограмм, а поиск обоснованных подходов к проектированию и реализации образовательных программ в области туризма и социальнокультурного сервиса на основе их преемственности и практико-ориентированной деятельности, учитывающей особенности туристского потенциала региона.
При разработке учебных планов по вы-шепредложенной структуре возникает необходимость исследования системы «надстройки образовательных структур» подготовки:
• бакалавров по направлению «Туризм» со сроком реализации основной образовательной программы подготовки выпускников
- 4 года;
• дипломированных специалистов по специальности «Туризм» со сроком реализации основной образовательной программы подготовки выпускников - 5 лет;
• магистров по направлению «Туризм»
со сроком реализации основной образовательной программы подготовки выпускников
- 6 лет.
Основными особенностями модернизации образовательных программ для туристской сферы являются:
• диверсификация основных образовательных программ, входящих в состав ГОС ВПО (СПО, НПО) по туристским специальностям;
• модульный подход формирования дисциплин федерального компонента, определяющих фундаментальность туристского образования;
• увеличение практической подготовки выпускников за счет увеличения количества недель практик [12].
Анализ содержания государственных образовательных стандартов основных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов туриндустрии действующих специальностей среднего и высшего профессионального образования: 100201.51 «Туризм», 100200.62 «Туризм», 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»,
100201.65 «Туризм» и 100200.68 «Туризм» в Уральском государственном университете физической культуры позволяет создать единое образовательное пространство внутри вуза (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительный анализ содержания направления профессиональной подготовки работников туристского профиля
Цикл дисциплин учебного плана 100103.65 «Социальнокультурный сервис и туризм» 100201.51 «Туризм» 100200.62 «Туризм» 100201.65 «Туризм» 100200.68 «Туризм»
Всего часов 8262 3402 6750 7668 1836
Цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
гсэ 1800 645 1800 1800 -
Цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин
ЕН 600 170 770 770 -
Цикл общепрофессиональных дисциплин
опд 2500 1105 1980 2280 300
Цикл дисциплин направления
днм - - - | 628
Цикл специальных дисциплин
сд 2912 880 1750 2368 908
Теоретическое обучение-дисциплины национально-регионального компонента
ТО.Р | 150 - - -
Факультативные дисциплины
ФТД 450 252 450 450 -
Практика 20 недель 10 недель 25 недель 37 недель 12 недель
Уральский государственный университет физической культуры
1 г 1 Г
Челябинский колледж физической культуры Институт туризма и социально-культурного сервиса 1 Аспирантура
100201.51
«Туризм»
Специалист по туристским услугам
і Г
Факультативы и дополнительные образовательные услуги Основные образовательные программы
|
основы
гостеприим-
ства
НПО, ДОУ
I
инструктор по туризму
£
экскурсовод
организатор
досуга
100200.62
«Туризм»
Л
100201.65
«Туризм»
т
100103.65 «Социальнокультурный сервис и туризм»
100200.68
«Туризм»
Специалист \ / Специалист^ / Магистр \ туризму// до туризму и \\ туризма / \ сервису / '------'
Рис. 2. Организационно-содержательная структура профессиональной подготовки кадров для предприятий туриндустрии
Теория и методика профессионального образования
Таблица 2
Результаты социологического опроса студентов по организации учебного процесса в Институте туризма и СКС УралГУФК
Критерий Показатель Критерий Показатель
Отношение к условиям обучения (баллы от 1 до 10) Отношение к педагогическим инновациям (%)
Комплексное информационное методобеспечение 7,29 Рейтинговая система 93,55
Уровень доступности комплексного информационного методобеспечения 8,45 Дисциплины по выбору 61,29
Лабораторно-техническое оснащение 7,29 Выбор преподавателя 67,74
Уровень доступности к современным информационным технологиям 7,94 Оценка собственной перспективы на рынке труда (%)
Время самостоятельной работы за неделю (час) С оптимизмом 70,97
В библиотеке 2,9 Неуверенность 12,8
За компьютером в вузе 3,47 Лишь бы заработать 22,58
В интернете 2,1 Отношение к выбору специальности(%)
Оценка процесса обучения (баллы от 1 до 10) 7,68 Выбрал бы эту же специальность в этом вузе? 80,65
Отношение к организации учебного процесса (%>) Выбрал бы эту же специальность в другом вузе? 3,23
Без претензий 74,19 Выбрал бы другую специальность в другом вузе? 12,9
Несоответствие дисциплин специальности 0 Выбрал бы другую специальность в этом же вузе? 3,23
Недостаточное кол-во часов для спецпредметов 9,68 Информационное обеспечение внеучебной деятельности (в баллах) - 7,94
Перегруженность аудиторными занятиями 19,35 Уровень подготовки выпускников (%)
Неудовлетворенность качеством преподавания 6,45 Готов 77,42
Неудовлетворенность организацией зачетов и экзаменов 0 Не готов 6,45
Затрудняюсь ответить 16,13
Оценка готовности к труду (в баллах) - 7,77 Оценка уровня эффективности поощрений (в баллах) - 7,35
Оценка уровня влияния студентов на организацию учебного процесса (в баллах) - 6,32 Достаточно ли внимания уделяется организации СРС и практик (%)
Да 67,74
Нет 9,68
Затрудняюсь ответить 22,58
Теория и методика профессионального образования
В результате проведенного анализа нами определены следующие отличительные особенности образовательных модулей по всем блокам дисциплин:
• в цикле ГСЭ расхождений нет, кроме специальности 100201.51 «Туризм», где на 1155 часов меньше, что составляет 35,83 % от остальных специальностей и направлений;
• содержание цикла ЕН имеет отличительные признаки по дисциплинарному характеру в 430 часов, что составляет 28,33 % от цикла по специальности 100201.51 «Туризм»; 128,3% от цикла по специальности 100201.65 «Туризм» и направлению 100200.62 «Туризм»;
• содержание цикла ОПД имеет отличительные признаки по дисциплинарному характеру в 1395 часов, что составляет 44,2 % от цикла по специальности 100201.51 «Туризм»; 79,2 % от цикла по направлению 100200.62 «Туризм»; 91,2 % от цикла по специальности
100201.65 «Туризм» и 12 % от цикла по направлению 100200.68 «Туризм»;
• содержание цикла специальных дисциплин имеет отличительные признаки по дисциплинарному характеру в 2032 часов, что составляет 30,22% от цикла по специальности 100201.51 «Туризм»; 60,1% от цикла по направлению 100200.62 «Туризм»; 81,32% от цикла по специальности 100201.65 «Туризм» и 31,18% от цикла по направлению 100200.68 «Туризм»;
• разница в количестве недель практик составляет по специальности 100201.51 «Туризм» меньше на 10 недель и по направлению 100200.68 «Туризм» - 8 недель по сравнению со специальностью 100103.65 «Социальнокультурный сервис и туризм»; по направлению 100200.62 «Туризм» больше на 5 недель и по специальности 100201.65 «Туризм» на 17 недель по сравнению со специальностью
100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм».
Всё это позволило нам определить организационно-содержательную структуру профессиональной подготовки кадров для турин-дустрии, выделив в качестве образовательных подсистем уровни начальной и средней профессиональной подготовки; высшего, послевузовского дополнительного образования в системе университетского образования спортивного вуза по принципу колледж - вуз (рис. 2).
На заключительном этапе опытнопоисковой работы нами было проведено анке-
тирование студентов Института туризма и СКС УралГУФК, в котором приняло участие 242 респондента. Анализ анкет позволяет сделать выводы о позитивном отношении и положительной динамике организации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии в спортивном вузе (табл. 2).
Таким образом, созданная система профессиональной подготовки будущих специалистов туриндустрии позволяет реализовать идею комплексного подхода к организации многоуровневой подготовки в условиях модернизации российского образования.
Литература
1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - М.: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.
2. Гершунский, Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России / Б. С. Гершунский, // Педагогика. - 1996. -№5. - С. 46-54.
3. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 605 с.
4. Горский, В.А. Туризм как образовательное пространство / В.А. Горский,
B.Д. Чепик //Дополнительное образование. -2000. -№ 7-8. - С. 19-25.
5. Горский, В.А. Дополнительное образование / В.А. Горский. - М.: РМАТ, 2001. -399 с.
6. Гулиев, H.A. Социокультурные основы формирования профессиональной компетентности менеджера регионального туризма / H.A. Гулиев. - М.: Наука, 2006. - 240 с.
7. Гулиев, H.A. Формирование социально-профессиональной компетентности менеджера регионального туризма в образовательном процессе вуза (экзистенциально-антропологический подход) / H.A. Гулиев. -М.: Наука: Флинта, 2007. - 95 с.
8. Еркович, С. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс /
C. Еркович, С. Суворов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 352 с.
9. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высш. образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2006. -№ 8. - С. 20-26.
10. Калъней, В.А. Основы методики трудового и профессионального обучения /
B.А. Калъней. -М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
11. Комарова, Л. К. К вопросу об управлении процессом подготовки специалистов в области туристической индустрии / Л. К. Комарова // Философия образования. -2007. -№3.~ С. 282-287.
12. Митяева, А. М. Особенности многоуровневой системы подготовки в современном вузе / А. М. Митяева // Педагогика. -2005. — №8.- С. 69-75.
13. Морозова, НС. Международный опыт подготовки кадров для туристской индустрии / Н.С. Морозова // Вестник национальной академии туризма. - 2008. — № 4. —
C. 74-76.
14. Морозова, Н.С. Экономические аспекты управления туризмом в условиях мирового финансово-экономтеского кризиса // Современные проблемы сервиса и туризма-2009.- №2. -С. 52-55.
15. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.1996 г. № 125
- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26.08.1996. - № 35. -ст. 4135.
16. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании / В.П. Симонов. - М.: Высшее образование, 2007. -357с.
17. Третьякова, Т.Н. Образовательный маркетинг как фактор формирования профессиональных компетенций у будущих специалистов туриндустрии /Т.Н. Третьякова // Концептуальные основы профессиональной подготовки специалистов по сервису и туризму: моногр. - Челябинск: Изд-во Урал-ГУФК 2010. - С. 19-34.
18. Третьякова, Т.Н. Теоретические основы управления профессиональной подготовки специалистов: моногр. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 292 с.
Поступила в редакцию 1 июня 2010 г.